УДК 338.46:659.2
Лапаева М.Г., Егорычев С.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В статье представлена организационно-экономическая модель управления устойчивым развитием муниципальных образований, дана характеристика процесса управления устойчивым развитием муниципальных образований, выделены направления их устойчивого развития.
Ключевые слова: муниципальное образование, устойчивое развитие, организационно-экономическая модель управления, процесс управления.
Для обеспечения устойчивого развития муниципальных образований необходимо разработать организационно-экономическую модель, которая должна отражать процесс управления, выделять его главные характеристики, структуру, этапы, взаимосвязи, задачи, критерии оценки. Организационно-экономическая модель представляет собой формализованное описание процесса управления устойчивым развитием муниципального образования, является его идеальным аналогом. Модель помогает отделить главные характеристики явления от второстепенных, внутренние от внешних. Она предоставляет возможность более точно описать существующие закономерности, определить структуру явлений. Организационно-экономическая модель является важнейшим инструментом познания экономических явлений, использование которой обладает высокой продуктивностью. Организационно-экономическая модель управления устойчивым развитием муниципальных образований на региональном уровне представлена на рис. 1.
Реализация организационно-экономической модели управления позволит решить ряд задач:
- обосновать приоритетные направления устойчивого развития экономики региона и входящих в его состав муниципальных образований;
- обеспечить методические основы обоснования перспективных направлений устойчивого развития муниципальных образований региона;
- сформулировать муниципальные приоритеты повышения количественных и качественных характеристик роста населения;
- разработать рекомендации по повышению результативности материального и нематериального производства в муниципальном образовании с целью роста устойчивости его развития;
- сформировать методические основы для обоснования приоритетов повышения эффек-
тивности и экологичности использования ресурсов в муниципальной экономике;
- обосновать роль и место инфраструктуры для устойчивого развития муниципального образования и др.
Целью устойчивого развития муниципальных образований является обеспечение устойчивого роста населения на его территории. К принципам управления устойчивым развитием муниципального образования относятся:
1. Принцип программного управления -муниципальное образование должно устойчиво развиваться по заранее сформулированному и обоснованному плану, при этом данное развитие координируется достижимостью обозначенных критериев;
2. Принцип открытости экономики муниципального образования - экономика муниципального образования должна быть восприимчива и открыта к управленческим воздействиям федеральных и региональных органов государственной власти, а также к инновационным решениям и технологиям для целей увеличения устойчивости ее развития. При этом административные барьеры развития экономики должны быть минимальными;
3. Принцип управления по возмущениям -система управления устойчивым развитием муниципального образования должна иметь возможность в оперативном режиме реагировать на изменения, которые происходят в территориальной системе;
4. Принцип обратной связи - наличие адекватного информационного отклика в экономике муниципального образования на управленческие воздействия органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов государственной власти;
5. Принцип системности устойчивого развития муниципальных образований - все муниципальные образования, представленные на тер-
Субъекты управления
Цель устойчивого развития муниципального образования
обеспечение устойчивого количественного и качественного роста населения в МО
Стратегические задачи устойчивого развития МО региона
Тактические задачи устойчивого развития МО региона
повышение качества принимаемых решений по устойчивому развитию МО региона;
ускоренное развитие и внедрение новых технологий в производственную и непроизводственную сферы на основе увеличения полноты, достоверности и системной организации экономики МО региона;
повышение уровня системности и координируемости процессов регулирования инвестиционной, инновационной, производственной, экологической и иной деятельности в экономике МО;
интенсификация процессов интеллектуализации общества региона как генерального направления в устойчивом развитии МО и др.
Этапы устойчивого развития МО региона
ЭОР —► ПОР —► СОР
Критерии оценки устойчивого развития МО региона
Экологическая результативность
Экономическая эффективность
Социальная значимость
Рисунок 1. Организационно-экономическая модель управления устойчивым развитием муниципальных
образований на региональном уровне*
ритории региона, должны реализовывать процесс устойчивого развития того или иного типа (эколого-ориентированный, производственно-ориентированный, социально-ориентированный), при этом все муниципальные образования должны стремиться к реализации устойчивого развития социально-ориентированного типа;
6. Принцип приоритетности реализации проектов производственного развития, ориентированных на повышение устойчивости развития муниципального образования. Реализуемые на территории региона инвестиционные и производственные проекты должны быть нацелены на повышение устойчивости развития территорий, на которых расположены производственные предприятия.
Основными направлениями управления устойчивым развитием муниципальных образований на региональном уровне должны являться:
- управление экологическим развитием муниципальных образований;
- управление производственным развитием муниципальных образований;
- управление социальным развитием муниципальных образований;
- управление устойчивым количественным и качественным ростом населения муниципальных образований.
Характеристика процесса управления устойчивым развитием муниципальных образований в регионе представлена на рисунке 2.
Для решения этих задач необходима реализация методов управления посредством разработки, внедрения и исполнения таких форм, как: программы, стратегии, методики, методические системы и т.п. Концепция устойчивого развития базируется на трех основных принципах:
1. Обеспечение сбалансированности экономики и экологии, т.е. достижение такой степени развития, когда люди в производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать среду обитания.
2. Обеспечение сбалансированности экономической и социальной сфер, взятых в её человеческом измерении, что означает максимальное использование в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие.
3. Решение задач, связанных с развитием, не только в интересах ныне живущих, но и всех будущих поколений, имеющих равные права на ресурсы.
Поэтому задачи устойчивого развития муниципальных образований можно разделить на стратегические - определяющие долгосрочные приоритеты развития территорий и тактические - обуславливающие решение вопросов повышения эффективности принимаемых решений по проблемам устойчивого развития и их своевременную реализацию в муниципальной экономике. Стратегические задачи должны по степени приоритетности их решения делиться на задачи: экологического, производственного, социального развития муниципальных образований региона и задачи наивысшего порядка - определяющие необходимость и приоритеты количественного и качественного роста населения.
Управленческий процесс должен быть нацелен на реализацию таких этапов устойчивого развития муниципальных образований региона, как:
1 - стабилизация ситуации в муниципальных образованиях на основе использования существующих производств и ресурсов;
2 - уменьшение дифференциации в развитии муниципальных образований региона;
3 - уменьшение общерегиональной экологической нагрузки на территории региона (уменьшение негативного влияния);
4 - снижение влияния негативных тенденций возрастания устойчивого развития одних муниципальных образований за счет других;
5 - переход к новому типу устойчивого развития в наиболее возможной совокупности муниципальных образований региона, противодействие перехода муниципальных образова-
*Обозначения на рис. 1:
1 - стабилизация ситуации в муниципальных образованиях на основе использования существующих производств и ресурсов;
2 - уменьшение дифференциации в развитии муниципальных образований региона;
3 - уменьшение общерегиональной экологической нагрузки на территории региона (уменьшение негативного влияния);
4 - снижение влияния негативных тенденций возрастания устойчивого развития одних муниципальных образований за счет других;
5 - переход к новому типу устойчивого развития в наиболее возможной совокупности муниципальных образований региона, противодействие перехода муниципальных образований от более высокого типа устойчивого развития к более низкому;
6 - мониторинг устойчивого развития муниципальных образований региона, выделение общерегиональных закономерностей и проблем устойчивого развития;
ЭОР - эколого-ориентированное развитие; ПОР - производственно-ориентированное развитие; СОР - социально-ориентированное развитие.
8
Я
¡£ =
©
Федеральные органы государственной власти
формирование общих принципов устойчивого развития в государстве; разработка стандартов устойчивого развития; формулирование государственных приоритетов устойчивого развития и др.
Региональные органы государственной власти
разработка концепции устойчивого развития региона; формирование территориальных и видовых приоритетов устойчивого развития; разработка и поддержка пилотных проектов устойчивого развития и др.
Органы местного самоуправления
разработка стратегии устойчивого развития МО; продвижение региональных инициатив в МО; создание коммуникационных площадок для участников устойчивого развития; осуществление взаимодействия с населением и др.
Результативность
Администрирование
Интеграция
п
О
М
к
8
т
«
п «
.а
ч о н
и
Совершенствование региональной системы управления устойчивым развитием МО
совершенствование взаимодействия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам устойчивого развития;
совершенствование взаимодействия региональных органов государственной власти и органов управления предприятиями по вопросам устойчивого развития и др.
Формирование системы поддержки проектов устойчивого развития МО
содействие повышению устойчивости развития МО; налоговые и другие льготы для предприятий;
инвестиционная поддержка предприятий;
разработка стратегического плана и программ
устойчивого развития МО и др.
Организация системы стимулирования устойчивого развития МО
организация координации действий МО;
развитие институтов устойчивого развития МО;
развитие инфраструктуры устойчивого развития МО; создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др
Создание системы мониторинга устойчивого развития МО
разработка системы показателей устойчивого развития МО и методики их сбора и оценки; оценка экологической, производственной и социально-экономической результативности устойчивого развития МО; оценка
количественного и качественного роста населения МО и др.
&
о ©
- элементы административной реформы;
- оптимизация управленческих функций;
- программы совершенствования деятельности органов местного самоуправления;
- нормативно-правовое обеспечение устойчивого развития МО и др.
стратегия
устойчивого развития субъекта РФ; стратегии
инвестиционного и инновационного развития субъекта РФ;
программы развития региона;
стратегии развития МО и др.
программы институционального развития субъекта РФ;
программы инфраструктурного развития субъекта РФ;
программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др.
программы развития предпринимательства
грантовая поддержка исследований устойчивого развития региона;
методика оценки экологической, производственной и социально-экономической результативности устойчивого развития МО;
система мониторинга устойчивого развития МО и др.
Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ
П - планирование; О - организация; М - мотивация; К - контроль; Р - регулирование.
Рисунок 2. Характеристика процесса управления устойчивым развитием муниципальных образований в регионе
ний от более высокого типа устойчивого развития к более низкому;
6 - мониторинг устойчивого развития муниципальных образований региона, выделение общерегиональных закономерностей и проблем устойчивого развития.
Эти этапы должны иметь воплощение в каждом из типов устойчивого развития муниципальных образований: эколого-ориентиро-ванном; производственно-ориентированном и социально-ориентированном, которые должны последовательно сменять друг друга, определяя переход муниципальной экономики на более высокий уровень устойчивого развития.
Основой устойчивого территориального развития является системный подход. При этом регион воспринимается как некая целостность, состоящая из взаимозависимых муниципальных образований, каждое из которых вносит свой вклад в устойчивое развитие региона, реализуя на собственной территории принципы устойчивого развития муниципального образования.
Можно выделить характеристики современного экономического роста, обеспечивающего реализацию системного подхода к устойчивому развитию муниципальных образований:
- высокие темпы роста продукта на душу населения и населения в территориях;
- высокие темпы роста производительности труда;
- высокие темпы структурной трансформации экономики региона, затрагивающей всю совокупность муниципальных образований;
- значительные изменения в тесно взаимосвязанных и крайне важных структурах общества и идеологии развития муниципальных образований;
- распространение экономического роста, несмотря на его частные эффекты, проявляющиеся в муниципальном масштабе, ограничено тем, что уровень экономического производства в регионе значительно дифференцирован и имеет объективную природу собственного обеспечения.
Направлениями устойчивого развития муниципального образования являются:
- повышение эффективности материального и нематериального производства на основе внедрения новых знаний и использования новых технологий в экономику муниципальных образований;
- формирование приоритетов инновационного развития муниципальной экономики, за счет накопления и адаптации российских и ми-
ровых научных достижений для целей муниципального развития;
- улучшение качества жизни населения муниципальных;
- развитие новых форм и методов управления устойчивой муниципальной экономики и др.
Устойчивое развитие муниципального образования определяет реализацию следующих приоритетов, требующих решения с учетом повышения результативности экономики:
- реструктуризация муниципальной экономики с преимущественным развитием отраслей, наиболее прибыльных, перспективных на данный и перспективные периоды, и отраслей, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда;
- реанимация или активизация в муниципальном образовании собственных (внутренних) источников развития;
- всемерное поддержание и развитие собственной ресурсной базы территорий, ее рациональное и эффективное использование;
- создание условий для проведения активной инновационной и инвестиционной политики на территории муниципального образования;
- организация муниципальных и межмуниципальных территориально-производственных комплексов, ориентированных на потребности российского и мирового рынка и гибко реагирующих на конъюнктурные изменения;
- развитие межмуниципальных инфраструктурных систем с граничащими регионами;
- локализация и преодоление депрессивного состояния отдельных районов и городов, в случае необходимости придания им статуса «районов (городов) экологического (экономического, социального) бедствия».
Не менее важным направлением является адаптация населения при переходе к устойчивому развитию муниципальной экономики, которое должно включать:
- стимулирование развитие института семьи и брака на территории муниципальных образований;
- поддержка процессов воспроизводства населения в территории;
- повышение населением уровня образования, в том числе специализированного, востребованного в муниципальной экономике;
- развитие в муниципальных образованиях системы повышения квалификации населения, в том числе в перспективных формах (дис-
танционное, групповые выездные занятия, тренинги и др.);
- повышение уровня жизни населения в муниципальных образованиях;
- формирование муниципальной системы повышения экономической активности населения за счет все большего вовлечения его в процессы производства и распределения общественных благ, развития предпринимательства;
- внедрение в повседневную жизнь населения инновационных технологий;
- разъяснительная работа для населения особенностей устойчивого развития и др.
В основе видового развития муниципального образования должен лежать проектный подход. В регионе необходима реализация инновационных проектов, которые бы отвечали принципам устойчивого развития территорий. Проектный подход предполагает формирование новых производств и модернизацию существующих. Система мер адаптации предприятий производственной сферы при переходе к устойчивому развитию муниципальной экономики состоит из:
- формирования системы ключевых товаропроизводителей муниципальной экономики;
- развития муниципального производства на принципах рентабельности и конкурентоспособности;
- сбалансированности развития промышленного и аграрного производства;
- развития муниципальной инфраструктуры на основе системообразующих отраслей и предприятий области;
- стимулирования внедрения новых технологий на производственных предприятиях и др.
Фундаментом для повышения устойчивости муниципальной экономики являются крупные промышленные и аграрные производства. При этом функционирующим и вновь создаваемым предприятиям производственного комплекса на муниципальном уровне следует предложить ряд приоритетных направлений:
- при развитии новых производств на территории муниципального образования наибольший приоритет необходимо отдавать местным производителям;
- заключение и реализация долгосрочных контрактов с производственными предприятиями, направленными на решение производственных и социально-экономических проблем муниципального образования;
В современных условиях можно выделить следующую систему мероприятий по поддерж-
ке предприятий производственной сферы для перевода экономики муниципального образования к устойчивому развитию:
- формирование условий в муниципальном образовании для реализации крупных инновационно-инвестиционных проектов с участием инвестиционного фонда региона и РФ;
- создание венчурного фонда, который станет катализатором создания инновационных компаний на территории муниципального образования;
- содействие росту производительности труда и фондоотдачи на предприятиях обрабатывающих производств - формирование из них «флагманов» муниципальной экономики;
- создание интегрированной сети технопарков и бизнес-инкубаторов на региональном и муниципальном уровнях с формированием общей инфраструктуры и организационной структуры управления;
- участие в федеральных программах, реализуемых высокотехнологичные проекты, для получения государственной поддержки;
- организация в муниципальных образованиях предприятий с режимом «промышленной сборки» известных торговых марок;
- развитие механизма продвижения промышленной и аграрной продукции, созданной в муниципальном образовании на рынки региона, РФ и стран мира;
- работа с предприятиями по соответствию промышленной продукции внедряемым техническим регламентам;
- внедрение новых форм и подходов производственно-экономической и научно-технологической интеграции и модернизации, например, создание промышленных кластеров, и ряд других.
Системой мер по адаптации предприятий непроизводственной сферы при переходе к устойчивому развитию муниципальной экономики будут следующие:
- развитие муниципальной непроизводственной сферы на принципах удовлетворения потребностей населения региона;
- формирование системы гарантированного получения населением базового набора услуг;
- стимулирование ускоренного развития инновационных технологий на предприятиях непроизводственной сферы;
- развитие системы переподготовки кадров для работы в условиях становления сетевой экономики.
На данном этапе нами предлагается широкое использование программно-целевого подхода.
В основе процессов совершенствования устойчивого развития муниципальных образований в рамках региона на примере Оренбургской области должна лежать Стратегия социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года и до 2030 года, а также Комплексный план мероприятий по приоритетным направлениям деятельности Правительства Оренбургской области в 2011-2015 гг. по выполнению послания Губернатора Оренбургской области «Стратегия прорыва. Программа действий до 2015 года».
На их основе необходимо разработать Стратегии устойчивого развития муниципальных образований до 2020 года и до 2030 года с выделением целей, задач, механизмов и приоритетных для региона направлений. Представители муниципальных образований должны четко для себя представлять, что от них требуется в рамках комплексного регионального развития, в каких условиях они будут развиваться в будущем, на какие инструменты и материальные стимулы могут опираться в собственной деятельности. Также необходимо формирование и реализация долгосрочной стратегии производственно-экономического развития муниципальных образований до 2020 года и до 2030 года, обосновывающей промышленные и аграрные приоритеты перспективного планирования. Особое внимание необходимо обратить на разработку и принятие Программ развития ус-
тойчивого социально-экономического развития муниципальных образований региона до 2020 года и до 2030 года.
Следует отметить, что предлагаемые стратегии должны строиться на принципах некого «бизнес-плана» и иметь возможность оперативной корректировки в зависимости от меняющихся условий, однако при этом должен быть сохранен общий вектор регионального развития, направленный на совершенствование потенциала инновационно-инвестиционного развития регионального производственного комплекса.
Для перехода к устойчивому развитию муниципальных образований требуется выработка стратегических установок, учитывающих, во-первых, характер мировых и российских тенденций и ожидаемых изменений в общественной жизни, технологических укладах, экономике и политике, во-вторых, природно-климатических условий на территории, в-третьих, жизненных стандартов, технологического, интеллектуального и социального потенциала населения, ресурсных возможностей муниципальных образований, в-четвертых, состояния муниципальной среды. Это достигается в процессе стратегического планирования устойчивого развития муниципальных образований и организации выполнения стратегического плана. В базисе стратегических планов, в соответствии с концепцией устойчивого развития, должен быть гуманитарно-экологический императив, т.е. принцип сохранения и восстановления природной среды для нормальной жизнедеятельности людей.
10.12. 2013
Список литературы:
1. Васильева В.Б. Особенности стратегии устойчивого социально-экономического развития муниципального образования. Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013, № 2, с. 23-27;
2. Калмыкова Л.Б. Оценка устойчивого социально-экономического развития региона с использованием коэффициентов эластичности / Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. - 2013, № 3, с. 35-39;
3. Козловский В.А. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона // Социально-экономические явления и процессы, 2012, №12, с.131-137;
4. Косинский П.Д. Особенности устойчивого развития сельских поселений промышленного региона // Теория и практика, 2013, № 23, с. 39-45;
5. Яшалова Н.Н. Реализация региональной экономической политики в целях обеспечения устойчивого эколого-экономи-ческого развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, № 20, с.33-40.
Сведения об авторах: Лапаева Мария Григорьевна, заведующий кафедрой национальной экономики Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Егорычев Сергей Анатольевич, соискатель кафедры национальной экономики Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6404, тел. (3532) 372447, e-mail: [email protected]