|ll Civil SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 2 (28)
УДК 656.1:614.8
Совершенствование системы спасения пострадавших на федеральных автомобильных дорогах
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2011
В.К. Кусилов
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы дальнейшего совершенствования системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях путем внедрения авиационно-спасательных технологий.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие; экстренные службы; единые дежурно-диспетчерские службы; пожарно-спасательные подразделения; авиационно-спасательные технологии; инфраструктура комплексной безопасности.
Ways of Improvement of the System of Rescue of Victims on Federal Highways
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2011
V. Kusilov
Abstract
The article deals with the issues of further improvement of the rescue of victims in road traffic accidents through the introduction of air-rescue technology.
Key words: accident; emergency services; single dispatch service; fire and rescue units; aircraft and rescue technology; integrated security infrastructure.
Аварийность на автомобильном транспорте — одна из острейших социально-экономических проблем России. Анализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране остается крайне высоким.
В совокупности, по своей тяжести, последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП) сопоставимы со всеми происходящими в стране чрезвычайными ситуациями. Более того, за год потери от всех ДТП на порядок выше, чем от всех чрезвычайных ситуаций, происходящих в стране в течение года. Ущерб от ДТП составляет ежегодно сотни миллиардов рублей.
Потери от дорожно-транспортных происшествий могли быть значительно ниже, если бы людям, пострадавшим в ДТП, своевременно оказывалась необходимая помощь.
Своевременность оказания помощи пострадавшим в ДТП зависит от фактора времени, в течение которого происходит обнаружение ДТП, оповещение о нем спасателей, скорой медицинской помощи и инспекторов ГИБДД, а также деблокирование из транспортных средств людей и доставка их в лечебное учреждение.
На практике часто бывает так, что очевидцы, став свидетелями ДТП, в котором тяжело пострадали люди, вызывают только бригаду «скорой помощи», а затем уже медики по прибытии на место вызывают спасателей (когда пострадавших необходимо деблокировать из поврежденного автотранспорта). Та же ситуация часто повторяется при вызове подразделений ДПС ГИБДД, то есть вызов спасателей к месту ДТП происходит не сразу, в результате чего теряется драгоценное время. В связи с этим необходимо пропагандировать вызов свидетелями ДТП всех требующихся экстренных служб по телефонам «112» и «01», через Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), чтобы опытный диспетчер определил объем необходимых работ.
Наиболее эффективная медицинская помощь, как показывает практика, оказывается в течение первых 30 минут после получения травм. Отсутствие помощи в течение первого часа увеличивает количество смертельных исходов на 30 %, до трех часов — на 60%, а до шести часов — на 90 %.
Пожарно-спасательные подразделения, аттестованные на проведение аварийно-спасательных работ и оснащенные необходимым инструментом для деблокирования пострадавших, прибывают на место ДТП через 13-15 минут. Этот показатель — средний по Российской Федерации в 2009 году — получен автоматизированной базой данных Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП. По сведениям, внесенным в базу данных территориальными органами МЧС России, работы по деблокированию пострадавших из поврежденного автотранспорта
в среднем проводятся в течение 20-30 минут, после чего спасатели передают травмированных людей медикам. Таким образом, после вызова пожарно-спасательных подразделений проходит более 30 минут до оказания медицинской помощи пострадавшим, что часто приводит к гибели людей, получивших тяжелые травмы и ранения.
Запаздывание с оказанием медицинской помощи пострадавшим в ДТП, как правило, связано с задержкой выдвижения спасателей и медиков к месту ДТП в связи с загруженностью автотрасс, заторами и пробками на дорогах, а также блокированием (зажатием) пострадавших в салоне автомобиля, препятствующим доступу к ним медицинского персонала.
В решении вопроса сокращения времени доставки спасателей и медицинских работников к месту ДТП огромную роль может сыграть внедрение авиационно-спасательных технологий. Пока Россия остается единственной из развитых стран, где для оказания помощи пострадавшим в ДТП почти не используются вертолеты, хотя технология эвакуации пострадавших с помощью легких вертолетов уже отработана в крупных городах. Так, в настоящее время в г. Москве оборудовано 6 вертолетных площадок при городских клинических больницах № 7, 15, 20, 71, НИИ СП им. Склифосовского, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии и одна вертолетная площадка на 35-м км Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). На них осуществляется дежурство подготовленного диспетчерского состава.
На вертолетные площадки производится доставка пострадавших в ДТП не только с территории города и МКАД, но и с федеральных автомобильных трасс в радиусе до 150 км от Москвы, для чего используется вертолет ГУ «МАЦ» (ВК 117С-2) и вертолеты федерального государственного унитарного авиационного предприятия (ФГУАП) МЧС России (БК-117 и Б0-105). За год в столице перевозят вертолетами более 200 пострадавших.
Основными преимуществами применения вертолетов являются:
скорость перемещения, позволяющая существенно экономить время, которое является самым основным определяющим фактором при проведении спасательных, медико-эвакуационных, противопожарных работ и других видов работ;
способность успешно совершать посадки как на аэродромных и специально предназначенных для этого площадках, в том числе на крышах зданий, так и на совершенно не оборудованных для этих целей участках на земле.
Анализ результатов экспериментов по отработке спасательных вертолетных технологий в г. Москве и Нижегородской области свидетельствует о высокой их эффективности при эвакуации пострадавших в лечебные учреждения. Переход к повседневному внедрению вертолетов в практику аварийно-спасатель-
^П SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 2 (28)
ных работ по ликвидации последствий ДТП позволит минимум в два раза сократить время доставки спасателей и медицинских работников к месту ДТП и значительно уменьшить сроки эвакуации пострадавших в лечебные учреждения.
В соответствии с замыслом и основными направлениями строительства и развития сил и средств МЧС России на перспективу до 2020 года в авиации министерства планируется проведение организационно-штатных мероприятий, направленных на развитие системы авиационного обеспечения реагирования на чрезвычайные ситуации, совершенствование авиа-ционно-спасательных технологий, создание инфраструктуры комплексной безопасности на федеральных автомобильных дорогах, а также создание службы авиационного спасения с функциями санитарной авиации.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 01.04.2008 № Пр-543, № Пр-545 и Председателя Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № ВЗ-П4-2080, № ВЗ-П4-2081 и от 30.04.2008 № СН-П4-2676 по вопросам совершенствования системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и участия в борьбе с катастрофами с применением авиационных технологий МЧС России обобщены предложения субъектов Российской Федерации об участии в реализации Программы применения авиационно-спасательных технологий и развития инфраструктуры комплексной безопасности на федеральных автомобильных дорогах. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поддержали инициативу МЧС России в части создания авиационно-спасательных подразделений.
В рамках программы предлагается создать инфраструктуру комплексной безопасности на федеральных автомобильных трассах М-4 «Дон», М-7 «Волга» и М-10 «Россия» с использованием авиационных технологий, в которую войдут авиационно-спаса-тельные подразделения и бригады скорой помощи, обеспечивающие круглосуточное дежурство в режиме постоянной готовности на всей протяженности основных федеральных автомобильных дорог для решения задач оперативного оказания помощи пострадавшим в ДТП.
В настоящее время реализуется проект авиационного обеспечения комплексной безопасности на федеральной автомобильной дороге М-10 «Россия» и Октябрьской железной дороге Москва-Санкт-Петербург. Реализация проекта позволит создать систему комплексной безопасности на транспортных магистралях Москва-Санкт-Петербург при минимальных затратах финансовых средств.
Оптимальное количество вертолетных площадок, выбранных по местам расположения специализированных лечебных учреждений вдоль магистралей в населенных пунктах Клин, Тверь, Торжок, Вышний
Волочок, Валдай, Новгород, Чудово, Тосно. Оснащение авиационных подразделений вертолетами Ка-32 с базированием на аэродромах Жуковский (Московская область), Торжок (Тверская область), Кречевицы (г. Новгород), Касимово (г. Санкт-Петербург) обеспечивает эффективное прикрытие и экстренное реагирование на чрезвычайные ситуации на автомобильной и железной дорогах.
Реализация программы позволит сократить время реагирования экстренных служб на чрезвычайные ситуации (в том числе и на дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими), сократить время доставки пострадавших с места чрезвычайной ситуации (дорожно-транспортного происшествия) в лечебные учреждения, обеспечит снижение количества летальных исходов среди пострадавших в чрезвычайных ситуациях и дорожно-транспортных происшествиях.
По дорожно-транспортным происшествиям будет достигнуто снижение статистического социального риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения), а также снижение тяжести последствий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших).
Предварительные расчеты показывают, что на 20% должно сократиться число погибших в результате своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим на догоспитальном периоде и эвакуации их в лечебные учреждения в течение часа.
Выполнение указанной программы будет способствовать дальнейшему совершенствованию системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
В перспективе планируется создание инфраструктуры комплексной безопасности на всех федеральных автомобильных дорогах.
В настоящее время Открытое акционерное общество (ОАО) «Вертолеты России» совместно с Управлением авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России разработали и утвердили Комплексную программу «Обеспечение авиационно-спасательных подразделений МЧС России вертолетной техникой», в соответствии с которой ОАО «Вертолеты России» обеспечит авиационно-спасательные подразделения МЧС России 185 новыми вертолетами. Документ подписан генеральным директором ОАО «Вертолеты России» Андреем Шибитовым и начальником Управления авиации МЧС России Рафаилем Закировым.
Таким образом, в составе новой вертолетной группировки авиации МЧС России предполагается иметь 62 легких и 123 средних вертолета.
Вопрос внедрения авиационных технологий в систему оказания помощи пострадавшим в результате ДТП кроме МЧС России рассматривается Минздрав-соцразвития России и МВД России. Необходимо наладить тесное взаимодействие указанных федеральных органов исполнительной власти, так как совер-
шенно очевидно, что эффективность системы спасения пострадавших в ДТП существенным образом зависит от согласованной работы всех участников ликвидации последствий ДТП. Только объединив усилия, мы сможем достигнуть показателей передовых зарубежных стран по снижению дорожного травматизма.
Литература
1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994.
2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения».
3. «Примерное Положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП». Утверждено заместителями министров от 17.04.2003.
4. Материалы Государственных докладов о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации в части, касающейся МЧС России.
5. Материалы МВД России в ежегодный государственный доклад.
6. Материалы по участию МЧС России в ликвидации последствий ДТП в 2008-2009 годах, представленные региональными центрами МЧС России.
7. Отчет о НИР «Разработка проекта ведомственной целевой программы развития авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России по обеспечению комплексной безопасности на федеральных автомобильных трассах» (п. 1.1.1.29 корректировки ЕТП НИОКР МЧС России на 2008-2010 годы в части работ, выполняемых в 2009 году). ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
8. Хапалов Е. А. Формирование системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях // Гражданская защита. М., 2002. № 3. 30-32 с.
Сведения об авторе
Кусилов Вячеслав Константинович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 449-90-33. E-mail: devjatkakbk@mail.ru