/18 Civil SecurityTechnology, Vol. 10, 2013, No. 1 (35)
УДК 14.15.27
Результаты реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» как факторы развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2013
В.С. Иванов, С.В. Колеганов, И.В. Пляскина, В.В. Тимакова
Аннотация
В статье рассмотрены основные направления развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в период выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах».
Ключевые слова: безопасность дорожного движения; федеральная целевая программа; аварийно-спасательные работы; центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Results of Realization of Actions of the Federal Target Program "Increase of Safety of Traffic in 2006—2012" as Factors of Development of System of Rescue of Victims in Road Accidents
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2013
V. Ivanov, S. Koleganov, I. P^ask^, V. Timakova
Abstract
In article the main directions of development of system of rescue of victims in road accidents during performance of actions of the federal target program "Increase of Safety of Traffic in 2006—2012" are considered.
Key words: road safety; federal program; emergency rescue; monitoring Centre aftermath of road accidents.
В рамках выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» (постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 «О федеральной целевой программе» «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» (Программа) МЧС России проводилась целенаправленная работа по совершенствованию системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
Приказом МЧС России от 04.09.2007 г. № 474 для отработки организационных, технических и технологических решений, закладываемых в основу создания системы спасения пострадавших в ДТП, а также принципов и технологий ее информационного обеспечения создан Центр по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (Центр).
На основе сведений, содержащихся в базе данных Центра, представляются научно обоснованные предложения по местам размещения аварийно-спасательных формирований (АСФ), рациональному оснащению их аварийно-спасательным инструментом, совершенствованию технологии аварийно-спасательных работ, а также отработке вопросов взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Применение и совершенствование современных информационно-телекоммуникационных технологий является важным направлением деятельности МЧС России.
На базе Центра в целях аналитической деятельности, информационного обеспечения планирования мероприятий, отработки технических и технологических решений проблем ликвидации последствий ДТП функционирует информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (адрес в сети INTERNET www.abdtp.ru) в составе:
программно-аппаратного комплекса автоматизированной базы данных участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, предназначенной для сбора и обработки статистической информации о реагировании пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия;
программного комплекса с использованием компьютерных моделей типовых сценариев дорожно-транспортных происшествий при перевозках опасных грузов, предназначенного для компьютерного моделирования типовых сценариев, обучения и проверки знаний водителей и специалистов служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;
информационно-образовательного портала по современным методам, формам и приемам спасения
пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (www.dtprescue.ru), предназначенного для специалистов, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, а также для широкой общественности и заинтересованных пользователей, содержащего статистическую, аналитическую, периодическую и обучающую информацию;
банка данных объектов инфраструктуры, связанных с оказанием помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения, предназначенного для отображения информации об объектах инфраструктуры, быстрого поиска по заданным параметрам;
электронной библиотеки работ, выполненных МЧС России в рамках Программы, предназначенной для органов управления и научных сотрудников МЧС России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, занимающихся проблемами безопасности дорожного движения.
В период выполнения мероприятий Программы были получены следующие основные результаты:
подготовлены проекты наставления для личного состава аварийно-спасательных формирований и руководства по организации, управлению и взаимодействию при выполнении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия, предложены рациональные технологии разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия;
разработаны научно-методические основы создания механизма взаимного оповещения и взаимодействия экстренных служб, привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;
развернут опытный участок системы диспетчерского управления и контроля за подвижными объектами на базе информационно-навигационной системы АПК «Курск» для системы поиска и спасения пострадавших при ДТП. В рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» создана пилотная зона системы-112 в г. Курске;
представлен опытный образец многоцелевой аварийно-спасательной машины среднего типа на шасси автомобиля ГАЗ-3310 «Валдай»;
проведена опытная эксплуатация в СевероЗападном региональном поисково-спасательном отряде МЧС России новых аварийно-спасательных машин для ликвидации последствий ДТП (АСМ-ДТП) «Соболь» и «Форд-Транзит», унифицированного модульного комплекта аварийно-спасательных средств и автомобильного тренажера по обучению спасателей правилам деблокирования пострадавших при ДТП;
/20 См! 8есигйуТес1то!оду, Уо!. 10, 2013, N0. 1 (35)
внедрены опытные образцы комплектов аварийно-спасательной техники на базе аварийно-спасательных машин легкого («Соболь») и среднего («ГАЗель») типов для оснащения подразделений служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП;
приняты на снабжение новые гидравлические аварийно-спасательные инструменты «Бобер» и «Зубр»;
разработан проект программы проведения натурных экспериментальных исследований по отработке технологий выполнения аварийно-спасательных работ при ДТП с применением новых и модернизированных образцов техники и оборудования;
разработан опытный образец комплекта специальных приспособлений для защиты пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии при его деблокировании и извлечении из аварийного транспортного средства;
создан опытный образец специализированного мобильного комплекта аварийно-спасательного инструмента «Авиакомплекс ДТП МЧС» для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в контейнерном исполнении, который позволяет обеспечить экстренную доставку к месту проведения работ с помощью вертолета (включая десантирование в режиме зависания).
Часть результатов выполненных работ была апробирована при проведении тактико-специальных учений в Краснодарском крае по теме: «Организация поисково-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях».
На базе 179 спасательного центра МЧС России, в г. Ногинске Московской области, в мае 2010 года сдан в эксплуатацию учебно-тренировочный комплекс (УТК) по подготовке пожарных, спасателей и специалистов других экстренных служб к действиям по ликвидации последствий ДТП, на базе которого оборудованы и оснащены современными средствами обучения специализированные классы для занятий со специалистами экстренных служб по современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП. Натурные площадки УТК (8 вариантов) позволяют моделировать дорожные ситуации от аварий на остановках общественного транспорта и автомобильных магистралях до аварий на железнодорожном переезде, в тоннеле, вблизи водоемов и др. (пропускная способность учебно-тренировочного комплекса составляет более 3 000 человек в год).
В целях более качественной подготовки личного состава пожарно-спасательных подразделений Южного и Северо-Кавказского федеральных округов аналогичные УТК введены в эксплуатацию в 2011— 2012 годах в п. Ковалевка Ростовской области и п. Иноземцево Ставропольского края.
Разработаны типовые технологические карты разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации послед-
ствий ДТП, которые включены в состав «Руководства по ведению аварийно-спасательных работ при деблокировании и извлечении пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях».
Для специалистов служб, обеспечивающих безопасность дорожного движения, участвующих в ликвидации последствий ДТП, учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, учащихся и студентов учреждений профессионального образования, а также других категорий населения, обучающихся на курсах вождения, водителей автотранспортных средств и пешеходов впервые в отечественной практике разработана мультимедийная энциклопедия по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.
В рамках подготовки ведомственной целевой программы развития авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России по обеспечению комплексной безопасности на федеральных автомобильных трассах в 2009 году разработаны Концепция ведомственной целевой программы развития авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России по обеспечению комплексной безопасности на федеральных автомобильных трассах и проект самой программы. В 2010 г. реализован проект авиационного обеспечения комплексной безопасности на федеральной автомобильной дороге М-10 «Россия» и Октябрьской железной дороге «Москва—Санкт-Петербург».
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности, разработка современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе и при дорожно-транспортных происшествиях является важным направлением деятельности МЧС России. Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, совместно с государственными образовательными учреждениями Западного административного округа г. Москвы, открыта городская экспериментальная площадка по формированию транспортной культуры учащихся (Приказ Департамента образования города Москвы № 1090 от 11.06.2010 г.).
Таким образом, мероприятия, выполненные в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах», позволили существенно увеличить долю участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП с пострадавшими. В абсолютных значениях можно привести следующие цифры. Участие подразделений МЧС России в ликвидации последствий ДТП за последние годы увеличилось почти в 10 раз. Если в 2006 г. пожарно-спасательные подразделения среагировали на 15 806 ДТП, в 2008 году на 25 483, то только за 11 месяцев 2012 года данный показатель составил 134
056 выездов. За указанный период среднее время прибытия спасателей к месту ДТП сократилось на 4 минуты и в настоящее время, в среднем по стране, составляет порядка 9 минут. Другими словами, сегодня подразделения МЧС России участвуют в ликвидации каждого второго ДТП, в котором пострадали люди. При этом только в 2012 г. сотрудниками пожарно-спасательных подразделений деблокиро-ванно из поврежденных транспортных средств порядка 20 000 человек, первая помощь была оказана более 100 тысячам граждан.
Кроме того, создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (система-112) должно позволить и в дальнейшем сократить к 2017 году среднее время реагирования на вызовы еще на 15—20 %, а количество пострадавших и погибших на 7 % (по отношению к 2010 году).
Внедрение новых образовательных технологий позволит обеспечить более качественную подготовку спасателей к выполнению аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий ДТП и населения действиям по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.
Литература
1. Федеральный закон от 10.12.1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах».
3. Отчет о НИР «Разработка предложений по совершенствованию ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» / Науч. рук. С.Н. Азанов, исп. В.П. Сломянский, В.К. Кусилов и др. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007.
4. Нормативная правовая база в области обеспечения БДД, оказания помощи пострадавшим при ДТП и страхования. Шр://\ммм. dtprescue.ru
5. Ресурс Информационно-аналитической системы в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. http://www.abdtp.ru
Сведения об авторах:
Пляскина Ирина Владимировна: к. м. н., д. б. н., ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник отдела.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 449-42-49.
E-mail: centrriskdtp@mail.ru
Колеганов Сергей Викторович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
зам. начальника отдела.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 449-90-33.
E-mail: centrriskdtp@mail.ru
Тимакова Вилена Владимировна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-90-33. E-mail: centrriskdtp@mail.ru
Иванов Виктор Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-90-33. E-mail: centrriskdtp@mail.ru