- © А.Б. Килин, Н.Ш. Пастухова,
B.В. Рыжов, И.В. Марьясов,
C.Ф. Зубарев, С.И. Захаров,
В.А. Хажиев, 2014
УДК 331.225:622.333.5+331.28:622.333.5
A.Б. Килин, Н.Ш. Пастухова, В.В. Рыжов,
И.В. Марьясов, С.Ф. Зубарев, С.И. Захаров,
B.А. Хажиев
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕМИРОВАНИЯ
ПЕРСОНАЛА ЭНЕРГО-МЕХАНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ОБОГАТИТЕЛЬНОЙ ФАБРИКИ ООО «СУЭК-ХАКАСИЯ»
Представлен подход к стимулированию работников энерго-механической службы обогатительной фабрики ООО «СУЭК-Хакасия» посредством повышения тесноты связи размера премии с результатами их труда. Представлено сравнение ключевых параметров существующего и разработанного Положений о премировании. Описаны условия премирования по разработанному Положению, его сильная, слабая стороны, главная возможность, главная угроза. Представлен пример автоматизированной формы учета результатов работы энерго-механической службы фабрики. Ключевые слова: заинтересованность, система, премирование, персонал, энер-ю-механическая служба, время работы оборудования, количество отказов.
В сентябре 2013 г. на обогатительной фабрике ООО «СУЭК-Хакасия» (далее ОФ) поставлена задача -обеспечить достижение объемов переработки 650 тыс. т угля в месяц с приемлемым уровнем безопасности и эффективности производства.
Укрупненные расчеты показали, что поставленная задача может быть решена при производительности оборудования 1200 т в час и режиме работы 540 производительных часов в месяц. Динамика фактической производительности и результаты анализа календарного фонда времени оборудования ОФ за период январь-ноябрь 2013 г. представлены на рис. 1, 2.
Проведенный анализ часовой производительности оборудования ОФ за 11 месяцев 2013 г. выявил, что доля суток с часовой производительностью оборудования 1200 т и более в среднем за 11 месяцев 2013 года составляет 14,3 %. При этом наблюдается положительная динамика: доля суток с часовой производительностью оборудования не менее 1200 т в январе составила 0 %, в сентябре - 7 %, в октябре - 45 %, в ноябре -67 % (рис. 1).
1,4
1,2 1,0 0,8 0,6 0,4 0,2
Тыс.т/ч
Январь Фгвраль Млрт Адрел! МаП Июнь Июль Август ОнтцСрь Октябрь Ноябрь
0000с000«0®000е000®000г0«0000е000 с 0®0
♦ Ср**дн^<уточ н лд ч,1г п и л я н лгру л к л, т к! г.т Порядковый покер
-Нормативная члговап илгрччкл, тыс.т <уТО К С начала ГО ДА
- Л н н гИн ля (Сррдииуп)н нли н а го вля н лгрузца, тцгт)
Рис. 1. Динамика среднесуточной часовой производительности оборудования ОФ (за 11 месяцев 2013
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10
Простои
из-за породы (отсутств. тр-та) 0,1% (1ч) Отсутств.
подачи рядового угля на обогащ. 0,6%
.00,0°/ [729 ч; 1 1 / 4,6%
6,3% ЭЗ,7°/о 683 ч) 71,3%
9,6% (7П (520 ч)
12,7% У//Л (441ч)
1 (93 ч) 10,7%
(78 ч)
* рассчитано с учетом нормативной часовой нагрузки 1,2 тыс.т
Рис. 2. Структура среднемесячного фонда времени оборудования обогатительной фабрики (11 месяцев 2013 г.)
Анализ структуры календарного фонда времени оборудования ОФ выявил, что в среднем доля производительного времени составила 60,6 % (441 ч в месяц), непроизводительного времени - 10,7 % (78 ч в месяц), остальное время - 28,7 % (209 ч в месяц) составляют простои. Простои по внешним причинам, обусловленным отсутствием породы и вагонов, составили 6,3 %; плановые, обусловленные техническим обслуживанием и ремонтом оборудования - 9,6 %; неплановые, обусловленные аварийностью оборудования - 12,7 % (рис. 2). При этом наблюдается негативная динамика: время неплановых простоев увеличивается с 47 ч в месяц в 2012 г. до 93 ч в месяц за 11 месяцев 2013 г.
На основе выявленных тенденций в эффективности использования времени оборудования ОФ руководством ООО «СУЭК-Хакасия» было принято решение о необходимости разработки системы мер по снижению времени плановых и аварийных простоев. Для этого руководству ОФ в первую очередь потребовалось обеспечить заинтересованность работников энерго-механической службы в снижении времени проведения ремонта и существенного повышения его качества.
Основной подход: повышение заинтересованности персонала в результатах своего труда должно обеспечиваться предоставлением работникам возможности ежесменно влиять на величину своего заработка посредством устранения непроизводительных затрат времени при проведении ремонтных операций, повышения их качества, что должно увеличивать наработку оборудования между его отказами.
Для реализации этого подхода была создана рабочая группа, которая разработала Положение о премировании персонала энерго-механической службы ОФ, увязывающее премию работника с достигнутыми результатами: объемом переработки, продолжительностью ремонта, наработкой между отказами. Сравнение существующего и разработанного положений о премировании персонала энерго-механической службы ОФ представлено в табл. 1.
Разработанное положение о премировании персонала создает возможность увеличения заработка до уровня, привлекательного в регионе.
Таблица 1
Сравнение положений о премировании персонала энерго-механической службы ОФ
Параметры для сравнения Положение о премировании
существующее разработанное
Показатели премирования объем переработ- - объем переработки;
ки - продолжительность ремонта; - наработка между отказами
Максимальный размер премии, % 70 96
в том за объем переработки 70 35
числе за продолжительность ремонта и наработку между отказами 0 61
Теснота связи* величины пре-
мии с:
- объемом переработки; 0,95 0,96
- продолжительностью ремонта оборудования; - наработкой между отказами 0,13 0,04 0,93 0,84
* - определялась с использованием коэффициента корреляции.
Условия получения премии слесарями энерго-механичес-кой службы по разработанному Положению представлены в табл. 2, 3 и включают:
• фактический объем переработки угля за месяц (тыс.т) - в зависимости от которого слесарям начисляется от 10 % до 35 % премии;
• продолжительность плановых и неплановых ремонтов за месяц (ч) - в зависимости от которой слесарям начисляется до 55 % (при снижении времени ремонтов в 2 раза от планового) премии;
• количество неплановых ремонтов (шт.) - в зависимости от которых применяется коэффициент к премии за продолжительность ремонтов с диапазоном значений от 0 (при наработке между отказами оборудования менее 10 тыс. т) до 1,1 (при наработке между отказами оборудования более 30 тыс.т).
Таблица 2
Условия распределения премии слесарей по разработанному Положению о премировании персонала энерго-механической службы ОФ
Изменение фактического объема переработки относительно целевого, тыс.т Размер премии за переработку, % Отклонение от продолжительности плановых ремонтов , % Коэффициент, учитывающий наработку между отказами
+32 +25 +19 +13 +6 0 -6 -15 -23 -30 -38 -45 -52 1,1 1 0,7 0
Размер премии за продолжительность ремонтов (плановых и неплановых), % Количество неплановых ремонтов
-80 10 0 0 0 0 4 10 13 16 19 29 34 39 45 менее 19 19-37 37-55 более 55
-70 13 0 0 0 0 7 10 13 16 24 29 34 39 50 менее 19 19-37 38-56 более 56
-60 15 0 0 0 4 7 10 13 19 24 29 34 45 50 менее 20 20-38 38-58 более 58
-50 18 0 0 2 4 7 10 16 19 24 29 34 45 50 менее 20 20-39 39-58 более 58
-40 20 0 0 2 4 10 13 16 19 24 29 39 45 50 менее 20 20-39 40-59 более 59
-30 23 0 0 2 7 10 13 16 19 24 34 39 45 50 менее 21 21-40 40-60 более 60
-20 25 0 0 4 7 10 13 16 24 29 34 39 45 50 менее 21 21-41 41-61 более 61
-10 28 0 2 4 7 10 16 19 24 29 34 39 45 50 менее 21 21-41 42-62 более 62
Целевой пп \ 30 0 2 4 10 13 16 19 24 29 34 39 45 55 менее 22 22-42 42-63 более 63
+10 33 0 4 7 10 13 16 19 24 29 34 39 50 55 менее 22 22-43 43-64 более 64
+20 35 0 4 7 10 13 16 19 24 29 39 45 50 55 менее 22 22-43 44-65 более 65
Среднемесячная наработка мевду
отказами, т/отказ
более 15000- 10000 менее
30000 29000 - 14900 10000
| | - стабильно достигаемая область значений | |- неудовлетворительная область значений
чо | | целевая область значений
(Л
«л Таблица 3
Условия распределения премии механиков по разработанному Положению о премировании персонала энерго-механической службы ОФ
Изменение фактического объема переработки относительно целевого, тыс.т Размер премии за переработку, % Отклонение от продолжительности плановых ремонтог , % Отклонение от продолжительности плановых ремонтов*, %
+32 +25 +19 +13 +6 0 -6 -15 -23 -30 -38 -45 -52 1,1 1 0,7 0
Размер премии за продолжительность ремонтов (плановых и неплановых), % Количество неплановых ремонтов
-80 5 0 0 0 0 0 5 8 10 12 14 16 18 20 менее 19 19-37 37-55 более 55
-70 7 0 0 0 0 1 7 10 12 14 16 18 20 22 менее 19 19-37 38-56 более 56
-60 9 0 0 0 0 3 9 12 14 16 18 20 22 24 менее 20 20-38 38-58 более 58
-50 11 0 0 0 0 5 11 14 16 18 20 22 24 26 менее 20 20-39 39-58 более 58
-40 13 0 0 0 1 7 13 16 18 20 22 24 26 28 менее 20 20-39 40-59 более 59
-30 15 0 0 0 3 9 15 18 10 22 24 26 28 30 менее 21 21-40 40-60 более 60
-20 17 0 0 0 5 11 17 20 12 24 26 28 30 32 менее 21 21-41 41-61 более 61
-10 19 0 0 0 7 13 19 22 24 26 28 30 32 34 менее 21 21-41 42-62 более 62
Целевой пп \ 21 0 0 2 9 15 21 28 30 32 34 36 40 45 менее 22 22-42 42-63 более 63
+10 23 0 0 4 11 17 23 28 30 32 34 36 40 45 менее 22 22-43 43-64 более 64
+20 25 0 0 6 13 19 25 28 30 32 34 36 40 45 менее 22 22-43 44-65 более 65
Среднемесячная наработка между
отказами, т/отказ
более 15000 - 10000 менее
30000 29000 - 14900 10000
]- целевая область значений | | - стабильно достигаемая область значений | | неудовлетворительная область значений
Следует отметить, что для расчета наработки между отказами принимается количество неплановых ремонтов в зоне ответственности энерго-механической службы. Неплановые ремонты в зоне ответственности эксплуатационной службы при расчете наработки не учитываются.
Апробация разработанного Положения о премировании персонала энерго-механической службы ОФ и его сравнение с существующим позволили выделить сильные и слабые стороны, главные возможности и угрозы для работников (табл. 4).
Регулярные встречи членов рабочей группы с работниками энерго-механической службы ОФ выявили, что необходимым условием успешного освоения нового Положения о премировании является повышение информированности персонала о текущих и целевых результатах деятельности.
С этой целью была разработана автоматизированная форма учета результатов работы энерго-механической службы, представленная в табл. 5.
Ежедневное информирование персонала об изменениях значений учитываемых показателей позволяет руководству ОФ фокусировать усилия работников на достижении требуемого уровня производительности и надежности оборудования, а работникам - планировать величину премии за текущий месяц.
Таблица 4
БШОТ-анализ разработанного Положения премирования персонала энерго-механической службы ОФ
СИЛЬНАЯ сторона СЛАБАЯ сторона
Высокая теснота связи между размером премии и продолжительностью и качеством выполнения плановых ремонтов оборудования Сложность учета причин, обусловливающих неплановые ремонты оборудования
Главная ВОЗМОЖНОСТЬ Главная УГРОЗА
Увеличение размера заработка на основе повышения качества и эффективности своего труда Развитие конфликта между руководством ОФ и операционным персоналом, вследствие неудовлетворительной организации труда
Таблица 5
Пример автоматизированной формы учета результатов работы энерго-механической службы ОФ
Результаты работы энерго -механической службы за 25 ноябрь 2013
ГЦ.
ПЛАНОВЫЕ ФАКТ ПРОГНОЗ
Показатели значении на месяц Зл 11|Н>111СДШИС сутки ВСЕГО с начала месяца ,1г 1 !,та п)н Я НйСЯЦ
Объем переработки, тыс. т 696,4 18.16 557,27 668,7
ВСЕГО время простоя оборудования ОФ, ч 96,00 8,58 147,75 177,3
ППР ч внеплановые простои по оинеЭМС, ч 96,00 6,25 97,58 117,1
1. ППР, ч 96,00 6,00 65,25 78,3
2. Внеплановые простои по айне ЭМС, ч 0,00 0,25 32,33 38,8
2.1. Прггстои по механическим причиним, ч 0,00 0,0 20,92 25,1
Центрифуги
Грохоты, СД X
Тяжелосредный сепаратор (отсадочная машини, элеваторы)
Ленточные конвейеры 12:45
Питатели
Насосное хозяйство
Трубопроводы и арматура
Фильтр-прессы
Дробилка
Гидроцикламы
ПБМ (ЭВМ)
Прочие (*;]«
- соответствует плановым значениям;
- приемлемо (отклонения до 15% от плановых значений)
не допустимо (отклонения более 15 % от плановых значений)
Резюме
Поставленная задача достижения объемов переработки 650 тыс. т угля в месяц с приемлемым уровнем безопасности и эффективности производства решается на основе усиления экономической заинтересованности работников энерго-меха-нической службы в увеличении времени работы оборудования и снижении количества его отказов. М
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Килин Алексей Богданович - кандидат технических наук, исполнительный директор ООО «СУЭК-Хакасия»,
Пастухова Надежда Шарафутдиновна - заместитель исполнительного директора по работе с персоналом ООО «СУЭК-Хакасия»,
Рыжов Виктор Владимирович - главный инженер обогатительной фабрики ООО «СУЭК-Хакасия»,
Марьясов Иван Владимирович - специалист по ППР ООО «СУЭК-Хакасия», Зубарев Сергей Федорович - начальник отдела организации труда и заработной платы ООО «СУЭК-Хакасия»,
Захаров Святослав Игоревич - кандидат экономических наук, зав. лабораторией «Организация и оплата труда» ООО «НИИОГР», [email protected], Хажиев Вадим Аслямович - кандидат технических наук, зав. лабораторией «Эффективная эксплуатация оборудования» ООО «НИИОГР», [email protected].
UDC 331.225:622.333.5+331.28:622.333.5
IMPROVEMENT OF PERSONNEL BONUS SYSTEM FOR POWER AND MECHANICS SERVICE OF THE PROCESSING PLANT, SUEK-KHAKASSIA LLC
Kilin Aleksey Bogdanovich, Candidate of Engineering Sciences, Executive Director, SUEK-Khakassia LLC
Pastukhova Nadezhda Sharafutdinovna, Deputy Executive Director for Personnel, SUEK-Khakassia LLC,
Ryzhov Victor Vladimirovich, Chief Engineer, Processing Plant, SUEK-Khakassia LLC, Mar'yasov Ivan Vladimirovich, Project Execution Planning Expert, SUEK-Khakassia LLC, Zubarev Sergey Fedorovich, Head of Methods and Wages Department, SUEK-Khakassia LLC,
Zakharov Svyatoslav Igorevich, Candidate of Economical Sciences, Head of Labor Organization and Remuneration Laboratory, Research Institute of Mining Industry Efficiency and Safety (NIIOGR), [email protected],
Khadzhiev Vadim Aslyamovich, Candidate of Engineering Sciences, Head of Equipment Handling Efficiency Laboratory, Research Institute of Mining Industry Efficiency and Safety (NIIOGR), [email protected].
The article introduces the approach to stimulation of employees of the power and mechanics service at the processing plant of the SUEK-Khakassia LLC by way of making closer relationship between the bonus rate and the employee work. The key parameters of the current and new-developed Regulations for Bonus are compared. The bonus conditions under the new Regulations, its blind sides and strong points, prime possibility and menace are described. The authors give an example of automated registration of the power and mechanics service performance at the processing plant.
Key words: concernment, system, bonus, personnel, power and mechanics service, equipment operation time, failure rate.