--© И.В. Пивоваров, А.А. Лахин,
В.В. Воронин, И.В. Марьясов, В.А. Хажиев, 2015
УЛК 331.255:622.333.5+331.28:622.333.5
И.В. Пивоваров, А.А. Лахин, В.В. Воронин, И.В. Марьясов, В.А. Хажиев
ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ ТРУДА ПРИ РЕМОНТЕ ОБОРУДОВАНИЯ ОБОГАТИТЕЛЬНОЙ ФАБРИКИ
Представлен подход совершенствования организации и оплаты труда работников энерго-механической службы обогатительной фабрики. Совершенствование организации основывается на стандартизации ремонта оборудования. Стандартизация осуществляется в три этапа: на ежесменном наряд-задании осуществляется фиксация планового и фактического времени выполнения операций - в результате разрабатываются экспертные нормы на операции ремонта; на еженедельном и месячном наряд-задании осуществляется фиксация экспертных норм на процессы (комплекс операций) -в результате разрабатываются стандарты на выполнение видов работ (комплекс процессов); на ежесменном и квартальном наряд-задании осуществляется фиксация экспертных норм на виды работ - в результате разрабатываются стандарты на производственное процессы (комплекс видов работ). Кроме этого, осваивается новое условие премирования ремонтного персонала, которое обеспечивает их заинтересованность на качественное выполнение разработанных стандартов.
Ключевые слова: нормы, стандарт, операция, процесс, производство, технологическая карта, оплата труда, ремонт, персонал, оборудование.
Лля повышения качества ремонта оборудования, сокращения времени ремонта и увеличения времени работы между отказами, руководством обогатительной фабрики (ОФ) было принято решение о стандартизации процессов ремонтов оборудования.
Стандартизацию процессов обеспечения работоспособности оборудования было решено осуществлять тремя основными этапами (рис. 1).
На первом этапе при выдаче наряда на смену инженерно-техническими работниками на каждую операцию экспертно, на основе опыта работы, устанавливаются нормы времени, выполнение которых анализируется. При необходимости они (нормы) корректируются по итогам анализа. В результате формируется
I ЭТАП
II ЭТАП
III ЭТАП
Рис. 1. Этапы стандартизации процессов обеспечения работоспособности оборудования
база норм, для конкретных условий предприятия, которая позволяет разработать экспертные нормы на процессы (комплекс операций) и далее технологические карты на виды работ. Пример учета норм времени на операции представлен в табл. 1.
На сформированной базе норм времени на операции и на основе экспертной оценки продолжительности и трудоемкости процессов была начата разработка норм на выполнение ремонтов. Пример разработки экспертных норм на процессы представлен в табл. 2.
На следующем этапе, после разработки экспертных норм, разрабатываются и осваиваются визуализированные технологические карты на ремонт оборудования.
Визуализированная технологическая карта имеет типовую структуру, которая включает:
а) последовательность и продолжительность выполнения основных операций, приемы, инструменты, средства труда;
б) описание возможных нештатных ситуаций и последовательность операций по их устранению;
в) карты рисков травмирования персонала.
Пример визуализированной технологической карты представлен на рис. 2.
Основным предназначением визуализированных технологических карт является упорядочивание процессов ремонта для повышения их эффективности и безопасности. Технологические карты используются не только при подготовке и выполнении ремонтных операций, но и при обучении, повышении квалификации слесарей, специалистов.
Таблица 1
а>
Плановые и фактические нормы времени на выполнение операций бригадой Воронина В.В.
№ п/п Операции Звено Продолжительность, час Примечание (по чьей вине простой)
план факт
1 Ремонт центрифуги ТЕМА 407.2 (питающая труба, загрузочная воронка) 1 4,0 4,0
2 Фильтр-пресс №1. Демонтаж фильтровальных полотен, демонтаж металлоконструкций 1 4,0 3,0
3 Грохот 403.1. (замена фартука в течке, хомут крепления шпальтов) 2 3,0 4,0
4 Плужок 442. Доработка конструкции 2 2,0 1,0
5 Фильтр-пресс №1. Разборка конструкции 2 1,0 2,0
6 Сварочные работы по замечаниям (ванна 413, трубы 405 (1,2), труба перепуска с 406.1 на 442, течка на 403.1) 3 4,0 4,0
7 ЦОФ ТЕМА 407.2 Сварка питающей трубы 3 1,0 2,0
8 Грохот 401 (1,2). Сварка окожушивания 3 2,0 1,0
: суэк
ВИЗУАЛИЗИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2 РЕМОНТ БОРТОВИН ГРОХОТА ГИСЛ-82
Общее время на выполнение работы: 5 ч 00 мин
КОМПЛЕКТ ИНСТРУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ РЕМОНТА БОРТОВИН ГРОХОТА
КОМПЛЕКТ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ. Н
10. Лестница БХОДИМЫЙ ДЛЯ РЕМОНТА БОРТОБИН ГРОХОТА
0
в о
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕМОНТА БОРТОВИН ГРОХОТА
Рис. 2. Пример визуализированной технологической карты
Таблица 2
Время на выполнение ремонтов грохотов ГИСТ-72, ГИС/1-82
№ п/п Наименование работ, узла Трудозатраты Подготовительные работы
Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3
1 Замена вибратора 360-480 мин (не менее 4-х человек) 240 мин (слесарь - 3-4 чел., сваршик - 1 чел.) 180-240 мин (4-5 чел.) Подготовка резервного вибратора; подготовка резервных шпилек; наличие исправного инструмента, строп
2 Замена гибкого соединения 15 мин (1 лепесток) (1 слесарь) 60-90 мин (6-8 лепестков) (слесарь - 1 чел.) Подготовка резервных лепестков
3 Замена штампа 30-120 мин (2 слесаря, сваршик) 20-60 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2-3 чел.) Подготовка резервных штампов; наличие исправных инструментов, метизов, строп
4 Замена шпальта 30-120 мин (2 слесаря, сваршик) 60-120 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2-3 чел.) Подготовка резервных хомутов, метизов
5 Замена уголка шиной 1200 мм 120-240 мин 150 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) Резерв уголка
6 Замена пружины 15-30 мин (1 слесаря) 15-30 мин (слесарь - 2 чел.) до 30 мин (2 чел.) Резерв пружин
7 Замена футеров™ шиной 1200 мм 15-30 мин 15-20 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) Резерв футеров™
8 Замена связь балки (ГИСТ-72) 60-90 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2 чел.) Подготовка резервных метизов
9 Замена резиновой сетки (ЭПП) 20 мин (1 шт.) (1 слесарь) 20 мин (1 сетка); 90 мин (3-4 сетки) (слесарь - 1 чел.) до 240 мин (частично); 720-960 мин (все 40 сеток) (3 чел.) Резервные резиновые сет™ (ЭПП)
10 Замена связь балки (ГИСЛ-82) 60 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2 чел.) Подготовка резервных метизов
11 Замена колосников 180-240 мин (слесарь -2 чел., сваршик - 1 чел.) Подготовка резервных колосников
12 Замена канилиро-ванной сетки 120 мин (1 сетка); 260 мин (5 сеток) (с учетом подготовительно-заключительных работ) (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) Подготовка канилированных сеток; наличие запасных гаек, шайб
13 Ремонт брызгала 30 мин (слесарь - 1 чел., сваршик - 1 чел.)
14 Замена ванны грохота (кап. ремонт) (слесарь - 3 чел., сваршик - 1 чел.)
15 Ремонт ванны грохота 30-90 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.)
16 Ремонт штампа 20 мин (слесарь, сваршик) 20-60 мин (слесарь - 1 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2-3 чел.) Подготовка металлических заготовок
17 Ремонт шпальта 30-60 мин (слесарь - 1 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2-3 чел.) Подготовка металлических заготовок
18 Протяжка (замена) хомута 20 мин 20-40 мин (слесарь - 1 чел.)
19 Ремонт связь балки (ГИСТ-72) 30-72 мин (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2 чел.) Подготовка резервных метизов
20 Ремонт устройства загруз™ (разгрузки) 30-120 мин (слесарь - 1 чел., сваршик - 1 чел.) до 240 мин (2 чел.) Подготовка металлических заготовок
21 Ремонт колосников 120-180 мин (слесарь -1 чел., сваршик - 1 чел.) Подготовка металлических заготовок
22 Ремонт бортовины 300 мин (с учетом подготовительно-заключительных работ) (слесарь - 2 чел., сваршик - 1 чел.)
23 Ремонт канилиро-ванной сетки 30-60 мин (слесарь - 1 чел.)
Таблица 3
Осваиваемые персоналом условия оплаты труда Условие №1
№ варианта Время на выполнение работы Расчет стоимости работы
1 по норме Тариф х Норма
2 меньше нормы Тариф х Норма + возможность выполнить дополнительную работу
3 больше нормы по вине ремонтного персонала Тариф х Нормах ( ^°Рма | Факт )
4 больше нормы по вине ИТР Тариф х Факт
Условие №2
Рис. 4. Осваиваемые персоналом условия оплаты труда
Количество работников
25 20 15 10 5 О
п
ПН ВТ
Распределение работников:
День недели
ср чт пт
□ по существующей схеме
□ по экспертным нормам
Рис. 3. Распределение работников, привлекаемых для ремонтов оборудования на ОФ по дням недели
Таблица 4
Сравнение заработной платы ремонтного персонала по предлагаемым и существующим условиям оплаты труда
Дни апреля Сдельная оплата Повременная оплата Разница,
2014 г. (по предлагаемым условиям), руб. (по существующим условиям), руб. руб.
3 5819,23 5034,43 784,80
4 5539,99 5034,43 505,56
5
6
7 6639,21 6639,21 0,00
8 6278,40 6278,40 0,00
9 7084,37 6278,40 805,97
10 6278,40 6278,40 0,00
11 6278,40 6278,40 0,00
12
13
14 6278,40 6278,40 0,00
15 9417,60 6278,40 3139,20
16 6278,40 6278,40 0,00
17 6278,40 6278,40 0,00
18 8385,31 6278,40 2106,91
19
20
21 6278,40 6278,40 0,00
22 10830,24 10830,24 0,00
ИТОГО 86834,51 79492,07 7342,44
На базе разработанных норм и технологических карт осуществляется перераспределение персонала по процессам в зависимости от их загруженности. Для примера, на рис. 3, показано, что по существующей схеме ежедневно занимается ремонтом оборудования 25 слесарей, в то время как по экспертным нормам такая численность необходима только в дни проведения ремонтов (понедельник, пятница). В другие дни, когда ремонтный персонал занят подготовкой к ремонту, необходимая численность составляет: во вторник и четверг - до 15 чел., в среду - 5 чел.
Для повышения заинтересованности персонала, участвующего в ремонте оборудования обогатительной фабрики, было разработано и опробуется Положение о премировании. Основные условия Положения представлены на рис. 4 и в табл. 3. Выполнение первого условия обеспечивает повышение заинтересованности в оперативном выполнении операций, а второе — повышение ответственности за качество работ.
Сравнение заработной платы ремонтного персонала по предлагаемым и существующим условиям оплаты услуг показывает, что бригаде Воронина В.В. за экспериментальный месяц удалось увеличить объем работ и заработать на 8 % (7342 руб.) больше в сравнении с существующим Положением об оплате труда (табл. 4).
Таким образом, поставленная задача обеспечения заинтересованности работников энерго-механической службы в увеличении времени безотказной работы оборудования решается посредством стандартизации процессов ремонта и повышения тесноты связи размера их премии со значениями этого показателя.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Создание системы непрерывных улучшений производственных процессов ООО «СУЭК-Хакасия»// Отчет по результатам работы во втором учетном периоде по договору № 75/12 СХ-12/805У от 20 сентября 2014 г. - С. 34. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Пивоваров Игорь Владимирович - главный инженер обогатительной фабрики ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected],
Лахин Алексей Алексеевич - главный механик обогатительной фабрики ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected],
Воронин Виктор Васильевич - механик обогатительной фабрики ООО «СУ-ЭК-Хакасия», [email protected],
Марьясов Иван Владимирович - механик-обогатитель обогатительной фабрики ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected],
Хажиев Вадим Аслямович - кандидат технических наук, заведующий лабораторией эффективной эксплуатации оборудования ООО «НИИОГР», [email protected].
UDC 331.255:622.333.5+331.28:622.333.5
APPROACH TO IMPROVING LABOR MANAGEMENT AND REMUNERATION IN EQUIPMENT REPAIR AT PROCESSING PLANT
Pivovarov I.V., Principal Engineer, Processing Plant, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia,
Lakhin A.A., Principal Mechanical Engineer, Processing Plant, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia,
Voronin V.V., Mechanical Engineer, Processing Plant, SUEK-Khakasia, [email protected], Russia,
Mar'yasov I.V., Mechanical Engineer-Dresser, Processing Plant, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia,
Khazhiev Vadim- Candidate of Engineering Sciences, Head of Efficient Equipment Operation Research Laboratory, NllOGR, [email protected], Russia.
The article presents an approach to improvement of labor management and remuneration system for energy and mechanics service personnel at a processing plant. The improvement consists in standardization of equipment repair. The standardization has three stages: every shift work-sheet registers scheduled and actual operating time—judgmental standards of repair operations are developed as a result; every week or month work-sheet registers judgmental standards for processes (a package of operations)— judgmental standards for execution of classes of works (a package of processes) are developed as a result; every shift or quarter work-sheet registers judgmental standards for execution of classes of works— standards of production processes (a package of classes of works) are developed as a result. Moreover, the new bonus conditions are introduced, which ensures the personnel motivation for high-performance accomplishment of the developed standards.
Key words: norms, standards, operation, process, production, operation flow chart, labor remuneration, repair, personnel, equipment.
REFERENCES
1. Sozdanie sistemy nepreryvnyh uluchshenij proizvodstvennyh processov OOO «SUJeK-Hakasija» (The creation of a system of continuous improvement of the production process of LLC "SUEK-Khakassia") // Otchet po rezul'tatam raboty vo vtorom uchetnom periode po dogovoru No 75/12 SH-12/805U ot 20 sentjabrja 2014. 34 p.