Научная статья на тему 'Совершенствование системы подготовки фармацевтических специалистов'

Совершенствование системы подготовки фармацевтических специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арыстанов Ж. М., Мамытбаева К. Ж., Токсеитова А. Т.

Мақалада фармацевтикалық мамандарды даярлау жүйесін жақсартудың әдістемелік негіздері мен талаптары сипатталған.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Фармацевтикалық мамандарды дайындау жҥйесін жетілдіру

In the article methodological basics and requirements for pharmaceutical specialists prepare improving are de-scribed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы подготовки фармацевтических специалистов»

дейiн негiзделмеген. Белгш болып отыргандай, педагогикалык технологияны жобалау жэне пайдалану тутастай алганда бшмге белгiлi 6ip концептуальды келудi керсетед^ Осыдан келiп б^л зертгеудiн кернекп позициясы темендегi аныктамада керсетiледi: технология - myotíkcÍ3 орындалуы белгiлi 6ip нэтижелерге алып келетiн ic шаралардьщ тэртiптелген жYЙесi. Б^л жYЙенiн методологиясыньщ бастауы дидактикалык мiндетгер мен табыска жету жолындагы ic шаралар болып табылады. Осыган байланысты В.П.Беспалько: «Op6ip дидактикалык мiндет- окытудын адекваттык технологиясы кемегiмен шешiледi; онын тугастыгы Yш компонентiнiн ^йымдастыру формалары, дидактикалык процесс, окытушы квалификациясы ез ара байланыста дайындалып, пайдаланылуымен камтамасыз етiледi. Басты ой: мектептiн окыту - тэрбиелеу ж^мысын эртYрлi м¥Fалiмдердiн ретciз ic-эрекет жиынтыгынан педагогикалык ^жышнын максатты ж^мыс процеciне айналдыру кажет ». Б^л постулаттын гылыми жалгасы Н.Д.Хмель зерттеуi болып табылады, ол м^нда окытушыныц кэciби дайындыгын к¥ру кажеттiгiнт¥гаc педагогикалык процесс туралы бiлiм негiздерiне жэне окытушы дайындыгынын жогары денгейiн калыптастырудын когамнын с^ранысынын езгеруiне жэне педагогикалык процесс теориясыныфн мазм^нына коррелирлiк тэуелдшпне негiздейдi. Fылыми кор технологиянын белгш бiр окыту типiне сай сипатын сактайды. Сонымен, дэcтYрлi (репродуктивтi) окытуда оны камтамасыз ететiн технология репродукцияга, тудыруга, норма бiлудi аныктайтын кисында кайталау (бiлу, кабылдау, пайдалану); ж^мыска «Б^л не бшм?» деген с^ракка жауап-акпарат сиякты бiлiммен келу. Окытудын инновациялык типi технологиясы оку бшмш окушынын ез кисынында (бiлу, жасай алу, тандау) кайта тугызуды камтамасыз етедц бiлiммен акпараттык модель сиякты ж^мыс icтеудi; «Бiлiм калай к¥рылган?» с^рагына жауап к¥ру».

Болжамды-корелирлвде - алдын ала кере бiлу (бшу, багалау,салыстыру, кзiн езi багалау, тандау,констрирлеу, болжау) рефлексия негiзiнде жана бiлiмдi кисында кептеген мэдениетпен «еciру». Ж^мыска бiлiмдi мэдениет атрибутындай колдану, «Неге? Не Yшiн?» с^рактарына жауап iздеу. вте анык максатка багыт алу оку процеанщ технологиялык к¥рылуын тYciнуге кiлт деп саналады. Педагогикалык технология спецификасы былай тYЙiнделедi: оку процеа алга койган максатка жетуге кепш болу керек - бiр жагынан, екiншiдекн болашак оку процеciн жобалау Yшiн кажетпш камтамасыз ету. Сонымен, педагогикалык технология деген сырткы эсер интеграциясы нэтижеciн жэне онын оган сай формалары мен iшкi белсендшк багыттароын жалпы тYPде керсетуге мYмкiндiк беретiн педагогикалык эсер туралы педагогикалык бшм.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Арыстанов Ж.М., Мамытбаева К.Ж., Токсеитова А.Т.

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Шымкент

Происходящие изменения в сфере медицинского и фармацевтического образования в стране способствовало созданию системы профессионально-ориентированного обучения на основе компетентностного подхода, путем обеспечения принципа профессиональной ориентации в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями студентов.

Реализация государственной программы реформирования системы медицинского и фармацевтического образования осуществляется на основе кардинального изменения содержания, форм и качества медицинских и фармацевтических образовательных услуг, приближенных к мировым образовательным стандартам.

В соответствии с этими изменениями разработаны новый государственный образовательный стандарт по специальности 051103 - «Фармация» и образовательные программы, основанные на проблемно - ориентированное обучение по кредитной технологии, способствующее получению будущим специалистам фармацевтам не только традиционные знания, умения и навыки, но и основные компетенции предстоящей профессиональной деятельности. Обучение по новому образовательному стандарту обеспечивает фундаментальности фармацевтического образования в соответствии с современным уровнем развития фармацевтической сферы. Фундаментальность фармацевтического образования является основой профессиональной гибкости, трансформации на протяжении всей профессиональной жизни сообразно с изменяющимися требованиями рынка.

Важным направлением совершенствования системы подготовки фармацевтических специалистов служит реально выстраиваемая двухуровневая структура высшего фармацевтического образования и непрерывное углубление базового образования, что позволило введению системы унификации количественного учета получаемого образования и обеспечению сопоставимости ее качества. С переходом на кредитную технологию обучения активного внедряются в учебный процесс современные эффективные интерактивные методы обучения, такие как лекций демонстрации, проблемные лекции, лекции-конференции, различные игровые методы, пленарные обсуждения, работа в малых группах, импрессио, анализ конкретных ситуаций и др.

В процессе практического применения этих видов интерактивных методов обучения смешается акцент деятельности преподавателя на деятельность студента. Студент из пассивной роли накопителя знаний превращается в самостоятельного активного деятеля, а преподаватель становится организатором - менеджером процесса обучения. Наставником и партнером студента, оказывающим консультативную и методическую помощь в выборе индивидуального траектории обучения студентам. Соответственно и повышается требования к преподавательскому составу кафедры.

Совершенствование методологии обучения по подготовке фармацевтических специалистов способствует развитию творческой активности студентов и формированию конкурентоспособного специалиста.

Конкурентноспособность специалиста фармацевта предполагает профессионализм, достигаемого на основе постоянного обновления профессиональных знаний, умений и навыков, а также владении новой информацией и технологией.

Исходя этого и разрабатываются новые образовательные программы переподготовки и повышения квалификации фармацевтических специалистов на основе компетентностного подхода с учетом требований к минимуму содержания и уровню их подготовки в соответствии с квалификационными характеристиками. Сегодня, в условиях рынка должны представляться всем требованиям фармацевтических образовательных услуг широкий перечень разнообразных и востребованных образовательных программ.

Кроме того, конкурентноспособность специалиста фармацевта включает еще и личностные качества, среди которых одним из основных являются коммуникативная компетентность, способность к сотрудничеству.

Для успешной профессиональной деятельности специалистов фармацевтов в современном рынке труда, на наш взгляд, необходимы еще следующие качества: -инициативность;

-способность самостоятельно мыслить; -умение сотрудничать; -умение принимать решения; -умение решать проблемы; -умение работать с информацией; -владеть новой технологией.

Таким образом, можно утверждать, что современная система фармацевтического образования позволяет обеспечить качественную подготовку специалистов сферы, обращения лекарственных средств новой формации, обладающего широкими фундаментальными и специальными знаниями, способного адаптироваться требованиям рынка труда.

Фармацевтикалык мамандарды дайындау ЖYЙесш жетьадру Арыстанов Ж.М., Мамытбаева К.Ж., Токсеитова А.Т.

Макалада фармацевтикальщ мамандарды даярлау жYЙесiн жаксартудыц эдютемелж негiздерi мен талаптары сипатталган.

Role of lectures in the conditions of competence -focused training and its introduction in the professional

medical education

Habizhanov B.H., Kurmanbekova S.K., Nurgalieva Z.Z., Omirzakova K.K., Lobanova R.P.

In the article methodological basics and requirements for pharmaceutical specialists prepare improving are described.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Т.А. Арыстанова

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Шымкент

В статье описываются достижения по реформе фармацевтического образования в Казахстане в свете Болонской декларации и представлены основные стратегические направления дальнейшего развития фармацевтического образования в стране.

Ключевые слова: фармацевтическое образование, стратегия развития, бакалавриат, магистратура, додипломное и последипломное образование.

Первостепенной задачей фармацевтического образования на современном этапе является обеспечение фармацевтической отрасли страны высококвалифицированными и конкурентоспособными кадрами, способными работать на современных фармацевтических предприятиях, организациях, отвечающих требованиям международных стандартов качества.

В целях обеспечения конкурентоспособности выпускников и престижа казахстанского фармацевтического образования в мировом образовательном пространстве проведена реформа высшего образования в свете Болонской декларации с интеграцией в европейскую систему образования.

Первые шаги в этом направлении сделаны: с 2007 года ведется подготовка специалистов по двухуровневой системе - бакалавриат и магистратура, введена кредитная технология обучения, система последипломного непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.