Р. В. Ростовский
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье рассматриваются новые подходы к развитию системы высшего профессионального образования. Приводятся в таблицах показатели системы образования в России за десятилетний период, и демонстрируется динамика развития высшего образования в России.
Annotation
New approaches to resource potential of national economic are considered in this article. The performances of educational system in Russia for the decade are cited in the tables and the dynamics of development of higher education in Russia is demonstrated.
Ключевые слова
Ресурсный потенциал экономики, развитие системы высшего профессионального образования, учреждения высшего профессионального образования, кадровый потенциал системы высшего профессионального образования
Key words
The resource potential of economic, the development of the system of higher professional education, the institutions of higher professional education, the personnel potential of the system of higher education
Изменение государственного политического устройства страны в 90-е годы прошлого века позволило реализовать новые подходы к развитию системы образования. Показатели системы образования в России за период с 1995-го по 2010-ый гг. демонстрируют динамику развития высшего образования. Они позволяют выявить ряд тенденций развития системы высшего и послевузовского профессионального образования:
1) диверсификацию высшего образования, которая представляет собой появление разнообразных форм высших учебных заведений, в том числе негосударственных, новых образовательных
программ и технологий обучения;
2) резкое увеличение числа вузов;
3) изменение статуса образовательных учреждений и их профиля;
4) рост студентов, обучающихся на неочной форме обучения;
5) появление и развитие дистанционного образования.
Все это позволяет говорить о том, что сектор высшего образования постепенно адаптируется к новым условиям.
Следует подчеркнуть, что модернизация образования в России происходит не автономно, а параллельно с реформированием производственных и распределительных отношений в обществе, мо-
2012 № 1
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
дернизацией иных социальных институтов (здравоохранения, ЖКХ, институтов государственного управления). В этих условиях процесс модернизации образования не носит автономного характера и в значительной степени подвержен влиянию факторов, способных внести существенные коррективы в конечный итог реализуемых мероприятий.
Среди этих факторов наиболее важные:
неблагоприятные тенденции в изменении демографической ситуации;
вариации спроса на специалистов на рынке труда в связи с технологическим обновлением российских предприятий и их выходом на международный рынок товаров и услуг;
рост заведений в связи с переводом на самоокупаемость услуг (снабжение зданий электроэнергией, водой, теплом);
неустойчивость платежеспособности населения на рынке образовательных услуг по причине последствий экономического кризиса; интенсификация обмена информацией в связи с широким распространением новых электронных систем, что вносит существенные коррективы в механизм приобретения общих знаний представителями молодого поколения;
вхождение России в международные соглашения, способные оказывать непосредственное (Болонский процесс) или опосредованное (ВТО) влияние на характер развития профессионального образования.
В предстоящие пять лет государственная политика, в том числе реализация приоритетных направлений развития образования, в большой степени будет зависеть от значительного колебания численности той части населения, которую принято называть учащейся молодежью. В обозначенный период изменение численности учащейся молодежи будет подвержено негативному влиянию «демографической ямы» - резкому сокращению.
Для Российской Федерации, не от-
личающейся высоким уровнем рождаемости, период до 2013-го года в демографическом плане неблагоприятный. Это может явиться причиной нежелательных экономических и социальных последствий.
В частности, способствовать сокращению:
числа образовательных учреждений;
численности персонала, обслуживающего сферу образования;
спроса со стороны населения на широкий спектр товаров и услуг, связанных со сферой образования;
трудовых ресурсов, особенно в отраслях экономики, уже сегодня демонстрирующих увеличение спроса на квалифицированных специалистов.
Прогноз до 2013-го года свидетельствует, что численность населения в возрасте 7-22 года будет уменьшаться весь этот период. В сравнении с 2006-м годом в 2012-м году численность представителей этой возрастной группы будет меньше на 21%, а численность учащейся молодежи образовательных учреждений всех типов (общеобразовательных и профессиональных) - на 17%.
В этой связи, следует отметить, что к социально-демографическим рискам прежде всего относится недостаточность предпринимаемых мер по стимулированию рождаемости, поддержке семьи и профилактике сиротства, эффективному преодолению последствий «демографического спада» 1990-х годов и в долгосрочной перспективе значительному повышению ценности рождения и воспитания детей, формирования семьи [1].
Процессы депопуляции обострились в начале 90-х годов, ежегодно в России коэффициент рождаемости падает на
0,2. Сегодня уровень рождаемости в России - один из самых низких в мире, при этом уровень смертности превышает уровень рождаемости: суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,33, коэффициент рождаемости смертности (на
1000) составляет 10,1/15,3 [2].
Эти процессы не сразу стали заметны из-за миграционного притока. Осознание демографических изменений как общенациональной проблемы произошло в конце 90-х.
Однако следует отметить, что до сих пор последствия демографического спада в меньшей степени отразились на системе высшего образования, поскольку убыль населения «студенческого» возраста компенсировалась «образовательным бумом» конца 90-х годов, который проявлялся в стремительном росте числа высших учебных заведений (государственных и негосударственных) и студенческих контингентов: с 1991-го г. по
2009-ый г. число вузов (с филиалами) выросло более, чем в 5,3 раза (на начало 2008/09 гг. - 1134 вуз, из них 660 государственных, 474 - негосударственные), численность студентов с 1995 г. по 2009 г. увеличилась в 2,3 раза (на начало 2008/09 гг. - 7513 тыс. чел., из них: 6215 тыс. чел в государственных и муниципальных вузах, 1298 тыс. чел. - негосударственных) [3].
Образование является важнейшей отраслью экономики и интереснейшей областью исследований.
В последние годы мы наблюдается нарастающее предложение на рынке труда специалистов с высшим образованием, которое через определенное количество лет приведет к перепроизводству специалистов и отсутствию мест для трудоустройства. Примечательным является факт нарастания предложения труда со стороны выпускников вузов группа специальностей экономика и управление. Их доля в выпуске 2009-го г. превысила 30%. В 1997г. она составляла 18%.
Согласно статистическим данным, состояние на рынке труда нельзя назвать спокойным, поскольку динамика рынка труда выписывает кривую, напоминающую зубцы пилы. Причем каждый последующий «пик» падения глуб-
же предыдущего, а каждый последующий «пик» подъема - ниже предыдущего. Все это указывает на то, что состояние рынка труда нестабильно, он продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического
кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы.
Соответственно следует сделать вывод, что выход на траекторию устойчивого экономического роста сможет обеспечить рост спроса на специалистов с высшим образованием.
Но в то же время реструктуризация экономики и вывод ее на устойчивую траекторию развития - дело рук не только одних специалистов экономического и управленческого профиля. Необходимы специалисты и других - технических и естественнонаучных специальностей, в нужном для экономики объеме и соответствующей структуры. К сожалению, существующий организационно-экономический механизм
управления высшим профессиональным образованием не в состоянии преодолеть возникший и нарастающий дисбаланс в объеме и структуре подготовки специалистов.
Уже сегодня можно говорить о «перепроизводстве выпуска студентов» и в первую очередь по группе специальностей «экономика и управление». Все это указывает на то, что в сложившемся к настоящему времени организационно-экономическом механизме
управления высшим образованием отсутствуют регуляторы, которые бы оказались в состоянии прогнозировать структуру набора студентов на перспективу более чем 2 ближайших года.
Существующий организационноэкономический механизм реагирует в большей мере на краткосрочные сигналы одной категории потребителей услуг отрасли «образование» - самих обу-
чающихся. При этом степень удовлетворения потребностей бизнеса, судя по большому расхождению между числом выпуска и приростом специалистов, далека от идеала. В конечном итоге, несоответствующая планам социально-
экономического развития страны структура подготовки специалистов (отсутствии квалифицированных кадров в нужном объеме по требуемым специальностям), отражается в снижении темпов роста экономики, что в свою очередь, отрицательно влияет на спрос на специалистов со стороны рынка труда.
Можно представить ситуацию, ко-
торая страну ожидает в среднесрочной (3 года) и долгосрочной перспективе (6 лет): темпы прироста численности специалистов на рынке труда, изменения спроса на специалистов и их предложения будут развиваться по существующим сегодня тенденциям. Через 6 лет Россию ожидают нелегкие времена, поскольку ситуация на рынке труда коренным образом изменится. К сожалению, эти изменения будут носить в большей мере отрицательный характер (см. графики, иллюстрирующие тенденции развития сферы высшего образования и ситуации на рынке труда).
Таблица 1.Развитие рынка труда, спроса и предложения на рынке труда в России на период до 2010-го года (тыс. чел.)
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1.Всего специалистов 21677 22215 22767 23332,9 23912,9 24507,3 25116
2.Прирост спроса на специалистов со стороны рынка труда 1238 538 552 565,9 580 594,4 608,7
3.Выпуск студентов (предложение на рынке труда) 1076,6 1216,8 1375,4 1554,6 1757,2 1986,2 2245
4.В том числе выпуск студентов по специальности «экономика и управление» 332,1 404,66 493,1 600,8 732,1 892,1 1087
5.Общая численность студентов 6884 7666,9 8539 9510,2 10591,9 11796,6 13138,3
6.Вышедшие на пенсию 650,31 666,48 683 699,9 717,3 735,1 753,4
Если экономика будет развиваться по сложившимся сегодня тенденциям, то прирост спроса на специалистов будет находиться ниже выбывших на пенсию. Это означает, что часть освобож-
денных уходящими на пенсию работниками рабочих мест не будет вакантна для специалистов, окончивших вузы. Рабочие места будут сокращаться.
—л—Вышедшие на пенсию
* / \
Рис. 1. Соотношение динамики численности специалистов, вышедших на пенсию (вакансия) и выпуска студентов (предложение специалистов)
Последнее объясняется неудовлетворительными темпами роста самой российской экономики, которая при отсутствии структурных реформ, по всей видимости, приближается к периоду снижения деловой активности в отраслях народного хозяйства.
Рисунок 1 выше представляет динамику численности специалистов, вышедших на пенсию в соотношении с динамикой общего выпуска специалистов и динамикой выпуска специалистов в области экономики и управления. А рисунок 2 ниже иллюстрирует соотношение динамики выпуска специалистов вузами с динамикой спроса на спе-
циалистов на рынке труда. Отчетливо видно, что предложение на рынке труда будет неуклонно нарастать. Ситуация в 2010-м году существенно изменилась по причине насыщения рынка труда специалистами экономико-управлен-
ческого профиля и более низких темпов роста отраслей материального производства и сферы услуг по сравнению с темпами развития высшего экономического образования.
Неудовлетворительную структуру принимает и сам рынок труда специалистов с высшим образованием (см. рис.3.) (см. ниже).
прирост спроса на специалистов со стороны рынка труда вышедшие на пенсию
выпуск студентов (предложение на рынке труда)
Рис. 2. Соотношение динамики прироста спроса на специалистов со стороны рынка труда и предложения специалистов с высшим образованием
Согласно данным прогнозу в среднесрочной и долгосрочной перспективе сфера высшего и послевузовского профессионального образования столкнется, в первую очередь, с проблемой востребованности высокообразованных специалистов - выпускников вузов национальной экономики. Уже сегодня необходимо предпринимать меры, снижающие негативное воздействие экономического кризиса на сферу высшего образования. Поскольку структурные преобразования экономики достаточно длительный процесс и требуют
усилий всего общества, сфера высшего профессионального образования должна внести свой вклад в проведение структурных реформ в экономике и обеспечение кадрового потенциала реформ.
Бесспорно, положительным шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона Российской Федерации от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", предусматривающего введение в
Российской Федерации уровневой системы высшего профессионального образования - бакалавриат и магистратура либо подготовка специалиста по моно-уровневой программе. Данная мера позволит не только усилить фундамен-
тальный характер образования и существенно облегчить адаптацию выпускников на рынке труда, но и в большей мере удовлетворить потребности российской экономики в квалифицированной рабочей силе.
■ всего специалистов
■ прирост спроса на специалистов со стороны рынка труда
■ выпуск студентов (предложение на рынке труда)
■ выпуск студентов по специальности "экономика и управление”
■ общая численность студентов
■ вышедшие на пенсию
Рис. 3. Структура и потенциал рынка труда специалистов с высшим образованием
Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации предъявляет новые требования к совершенствованию формирования контрольных цифр приема граждан в федеральные учреждения профессионального образования. В рамках этой работы сегодня производится поэтапное сокращение контрольных цифр приема граждан в федеральные государственные учреждения высшего профессионального образования по федеральным органам исполнительной власти с учетом демографического фактора, а также решений правительственной комиссии по адми-
нистративной реформе в части сокращения непрофильных специальностей для отраслевых учреждений высшего профессионального образования.
Согласно прогнозу Министерства образования и науки Российской Федерации по демографическим причинам прием граждан в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования к 2012-му году может сократиться в целом на 2530% как обучающихся за счет бюджета, так и на условиях полного возмещения затрат.
Но не только демографические факторы надо принимать во внимание при формировании кадрового заказа
высших учебных заведений (далее -вуз). К сожалению, действующая сегодня практика определения бюджетного набора в вузы руководствуется в первую очередь демографическими показателями и совершенно не принимает в расчет ситуацию на рынке труда. Последнее приводит к тому, что эффективного расходования финансовых ресурсов общества на подготовку специалистов с высшим образованием сегодня не происходит. Выпускаемых специалистов больше, чем вакантных рабочих мест. В будущем эта тенденция будет только усугубляться. В связи с этим принципиально важным является обеспечение широкого участия в процессе управления сферой высшего и послевузовского профессионального образования представителей как образовательного, так и предпринимательского сообщества.
Библиографический список
1.Монография: Осипов Г.В., Рязанцев С.В. Демографические перспективы России» Москва, 2008. С 905
2. Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the
United Nations Secretariat, World Population Prospects: The 2004 Revision & World Urbanization Prospects: The 2003 Revision — http://esa.un.org/unpp
3. Сред несрочный прогноз до 2014-го года и оценка тенденций до 2025-го года/ Под редакцией Ф.Э. Шереги и A.JI Арефьева, М.:ЦСПиМ, 2010-320 с.
4. Статистический сборник: Образование в Российской Федерации. М: ГУ-ВШЭ, 2007.
Bibliographic list
1.Monography: GV Osipov, SV Ryazant-sev Demographic prospects of Russia. Moscow. 2008. - P.905
2. Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat, World Population Prospects: The 2004 Revision & World Urbanization Prospects: The 2003 Revision — http://esa.un.org/unpp
3. Middleterm forecast up to 2014 and tendency estimation up to 2025. Edited by FE Sheregi and AL Arefeva, M. TsSPiM,
2010-320 p.
4. Statistical bulletin: Education in the Russian Federation. M: HSE, 2007.