УДК 378.146
А. И. Влазнев, С. А. Влазнева
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ВУЗА К АСПИРАНТУРЕ
Аннотация. В статье на основе статистических данных приведены основные показатели системы высшего и послевузовского образования в Пензенской области. Для изучения системы высшего образования авторы использовали четыре критерия, каждый из которых был дополнен показателями. Рассмотрены ключевые проблемы и современное состояние непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, система высшего профессионального образования, аспирантура, показатели региональной системы образования.
Решение проблем современного общества находится в тесной связи с решением проблем в сфере образования и подготовки квалифицированных кадров в регионе. Образовательный уровень населения региона задает степень его конкурентоспособности как на региональном, так и национальном рынках. Особенностью региональной системы является наличие дополнительных задач. «Во-первых, это обеспечение хорошего уровня генерации знаний высшей школой, во-вторых, удержание в регионе генерируемых кадров» [1]. Регион заинтересован в конкурентоспособности своих кадров. Обеспечение этого уровня предполагает постоянное повышение знаний, в том числе и через систему вузовского и послевузовского профессионального образования. В статье мы попытались рассмотреть основные тенденции непрерывного профессионального образования в системе «вуз-аспирантура» на примере Пензенского региона.
Для изучения состояния системы непрерывного образования мы адаптировали и дополнили методику, предложенную С. А. Филатовым [2]. Состояние развития непрерывного образования в системе «вуз-аспирантура» может быть оценено по следующим критериям: массовость профессионального образования; доступность профессионального образования; интегративность образовательных структур; результативность системы профессионального образования. Перечисленные свойства системы профессионального образования в большинстве своем определяются качественно и непосредственно не поддаются количественному измерению. Поэтому эти свойства необходимо представить совокупностью характеристик, доступных количественной оценке. Следует определить показатели, с помощью которых можно оценить, в том числе и количественно, состояние профессионального образования с точки зрения выбранных критериев.
Для характеристики массовости профессионального образования предлагаются такие показатели, как число студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 тыс. населения, численность аспирантов и соискателей, коэффициент возрастной структуры населения, который характеризует долю лиц в возрасте до 35 лет в общей численности населения региона. Лица в возрасте до 35 лет являются наиболее активной частью населения в смысле получения образования.
Под доступностью профессионального образования следует понимать, прежде всего, равенство возможностей поступления в образовательные учреждения профессионального образования и успешного завершения обучения для различных слоев и групп населения. Поэтому индикаторами, характеризующими данное свойство системы профессионального образования, могут быть следующие показатели: конкурс на вступительных экзаменах в вузы; процент студентов государственных вузов, обучающихся на бюджетной основе; процент студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки, процент студентов, обучающихся в негосударственных вузах, индекс
Херфиндаля-Хиршмана, который характеризует уровень монополизма на рынке образовательных услуг.
Следующее свойство является отражением интеграционных процессов, происходящих в профессиональном образовании. Поэтому определить, в какой степени профессиональному образованию присуще данное свойство, возможно с помощью следующих показателей: доля студентов, поступивших в вузы на базе начального профессионального образования (НПО), от общего количества зачисленных в вузы; доля студентов, поступивших в вузы на базе среднего профессионального образования (СПО), от общего количества зачисленных в вузы.
Обобщающей характеристикой результативности системы образования является качество человеческих ресурсов. Поэтому показателями, характеризующими данное свойство, могут выступать доля работников с высшим образованием в общем количестве занятых в экономике региона, процент аспирантов и соискателей, защитивших диссертацию в срок, по отношению к общему числу выпущенных из аспирантуры.
Рассчитанные по данной методике показатели представлены в табл. 1.
Таблица1
Критерии и показатели развития высшего и послевузовского образования в Пензенской области (ПО) (рассчитано по [3, 4])
Критерии Показатели Значение по ПО
2000 2005 2010
1. Массовость Число студентов вузов на 10 тыс. населения, человек 236 402 430
Число аспирантов и соискателей, человек 619 840 1035
Коэффициент возрастной структуры населения, % 27 29 28
2. Доступность Конкурс в государственных вузах, количество заявлений/количество мест 1,7 1,6 3,7
Студенты государственных вузов, обучающиеся на бюджетной основе, % 81 61 53
Студенты государственных вузов, обучающиеся по целевому контракту, % 3,5 3,1 2,8
Студенты, обучающиеся в негосударственных вузах, % 4,6 9,4 13
Индекс Херфиндаля-Хиршмана, ед. 2590 2330 2335
3. Интегративность Доля студентов, поступивших в вузы на базе НПО, от общего количества зачисленных в вузы, % 3,6 3,2 2,7
Доля студентов, поступивших в вузы на базе СПО, от общего количества зачисленных в вузы, % 16,9 23,4 27
4. Результативность Доля работников с высшим образованием в общем количестве занятых в экономике региона, % 18,3 20,4 24,9
Аспиранты и соискатели, защитившие диссертацию в срок, по отношению к общему числу выпущенных из аспирантуры, % 25,5 37,1 32,9
Анализ значений показателей развития профессионального образования в Пензенской области позволяет выделить следующие тенденции.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. поставила цели, которые определили направления развития образовательной сферы: доступность, качество и эффективность образования, в том числе высшего. В высшем образовании в последние годы проблема доступности в количественном плане была решена. Численность студентов высших учебных заведений в расчете на 10 тыс. населения в 2010 г. составила 430 человек. Это один из важнейших показателей, характеризующих масштабы развития высшего образования в регионе. Данный показатель достигает максимального
значения в 2008 г. (454 человека) и в последующие годы плавно снижается. Пензенская область характеризуется достаточной образовательной активностью населения. Однако среднероссийский показатель численности студентов на 10 тыс. населения (493 человека) превышает показатель региона.
Общее число студентов вузов выросло с 1991 г. более чем в 2,5 раза. Динамика численности обучающихся в вузах Пензенской области представлена на рис. 1.
■ Всего —Ж—В государственных вузах —Ж—В негосударственных вузах
Рис. 1. Численность студентов в вузах Пензенской области (тыс. человек)
Расширение доступности высшего образования было достигнуто за счет роста числа государственных и муниципальных вузов (если считать увеличение их числа с учетом расширения филиальной сети, то почти в 4 раза), а также формирования негосударственного сектора. В целом число высших учебных заведений (с филиалами) в Пензенской области с 1991 г. выросло в 5 раз. Большое количество вузов, в том числе негосударственных, появилось в ответ на массовый спрос на высшее образование.
Обращает на себя внимание динамика роста негосударственного сектора. Заняв свою нишу на рынке образовательных услуг, негосударственный сектор в сфере высшего профессионального образования по количеству образовательных учреждений достаточно прочно закрепился на уровне 20 %. Несмотря на значительное количество негосударственных вузов, студенческий контингент в них достигает 13 % от общего количества обучающихся.
Расширение вузовской сети было непосредственно связано с ростом платности в высшем образовании как в государственном, так и негосударственном секторах. Начиная с 2000 г. количество студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, увеличилось с 19,2 до 47,3 % в 2010 г. Таким образом, уровень доступности высшего профессионального образования, измеряемый числом вузов, численностью контингента студентов, существенно повысился. Это можно считать положительной характеристикой состояния системы. Вместе с тем внимание только к этому аспекту оставляет за кадром ряд важных тенденций. Во-первых, уровень доступности высшего образования растет для абитуриентов из семей с высокими и средними доходами, в то время как рост уровня платности услуг значительно ограничивает возможность получения высшего образования для менее обеспеченных слоев населения. Во-вторых, столь быстрый рост доступности высшего образования не мог не сказаться на его качестве и эффективности функционирования всей системы. Это выразилось в растущем рассогласовании потребностей рынка труда и тех ресурсов, которые на этот рынок поставляет система образования. Рассогласование идет и по количественным, и по качественным параметрам. Особенностью
российской системы образования явилось то, что спрос от инженерно-технических специальностей сдвинулся к тем, которые могли найти непосредственное применение в условиях рыночной экономики. В Пензенской области количество обучающихся по экономическим специальностям с 2000 г. увеличилось в 2,2 раза. По данным специальностям в 2010 г. обучалось 28 % от общей численности студентов области. При падении качества образования происходит тем не менее экстенсивное наращивание человеческого капитала. На этом фоне получение высшего образования приобретает статус социальной нормы, а в обществе складывается мнение о том, что оно становится массовым. В этой ситуации мы должны согласиться с мнением А. В. Белоцерковского о том, что «количество студентов у нас даже сейчас все еще недостаточное, особенно с учетом того, что надо догонять передовые страны по доле взрослого населения с высшим образованием для перехода к инновационной экономике. Качество же подготовки многих выпускников оставляет желать лучшего» [5].
Образовательное пространство России представлено в основном двумя моделями региональных рынков: олигополистической и монополистической рыночными структурами. В большинстве российских регионов, в том числе и в Пензенской области, преобладает первая модель, которая характеризуется господствующим положением на рынке небольшого количества вузов, предлагающих как однородные, так и дифференцированные образовательные продукты и способных оказывать влияние на рыночную ситуацию. Можно выделить несколько аспектов конкуренции между высшими профессиональными учреждениями: конкуренция между государственными и негосударственными вузами; конкуренция между государственными вузами, реализующими одинаковые по профилю профессиональные образовательные программы. Создание и расширение негосударственного сектора высшей школы является закономерным результатом усиления многообразия форм собственности и утверждения рыночных принципов хозяйствования. Необходимо отметить, что, хотя рост числа негосударственных вузов опережает этот показатель для государственных вузов, доля студентов, обучающихся в них, незначительна, но существует тенденция к увеличению числа обучающихся в негосударственных вузах. Динамизм, который в целом отличает развитие негосударственного сектора высшей школы, активное поведение негосударственных вузов на рынке образовательных услуг заставляют государственные образовательные учреждения считаться с ними и рассматривать их как конкурентов.
В настоящее время усиливается конкуренция и между государственными высшими учебными заведениями. Многие вузы ввели новые для себя специальности (направления подготовки) экономического или юридического профиля. Это позволило образовательным учреждениям существенно увеличить набор студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение. Расширение платности обучения имеет ряд социальноэкономических последствий. Во-первых, рост предложения образовательных услуг вузами, не сопровождающийся заметным увеличением профессорско-преподавательского состава, негативно влияет на качество данных услуг. Во-вторых, существенно уменьшается доступность высшего образования для социально необеспеченных слоев населения. Увеличение приема студентов по востребованным специальностям приводит к тому, что численность и структура выпуска специалистов не соответствуют потребностям регионального рынка труда.
Мы рассмотрели региональный образовательный рынок в целом без учета дифференциации образовательных услуг, оказываемых вузами. В действительности данный рынок имеет выраженные сегменты. В этой связи можно выделить рынки педагогических, технических образовательных услуг, образовательных услуг в области строительства, архитектуры. Степень концентрации производства подобного рода услуг высока, поэтому можно говорить о доминирующем положении отдельных вузов в соответствующем сегменте.
В настоящее время в России из года в год уменьшается число выпускников 11-х классов общеобразовательных школ, что обусловлено резким спадом рождаемости в начале 1990-х гг. Численность выпускников 11-х классов школ в значительной мере определяет прием
на 1-й курс в образовательные учреждения профессионального образования. Последствия демографического спада начинают влиять и на вузовскую сферу. Однако анализ статистических данных показывает, что снижение приема в вузы, а следовательно, и студенческого контингента идет не такими быстрыми темпами, как сокращение выпуска из 11-х классов школ. По какой причине это происходит? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать структуру приема в вузы по уровню образования поступающих. В структуре образовательного уровня лиц, зачисленных в государственные высшие учебные заведения, преобладают лица, имеющие среднее общее образование. Но за рассматриваемый период увеличилось число обучающихся, поступивших в вузы на базе среднего профессионального образования. Это свидетельствует о том, что в регионе постепенно набирает силу процесс непрерывного профессионального образования.
Потенциал системы образования в значительной степени определяется кадровым составом, его качественными и количественными параметрами. Радикальные изменения социально-экономических условий в России повлекли уход из науки и высшей школы работников наиболее продуктивного возраста. Ситуация в сфере подготовки научных кадров в аспирантуре за последние 10-15 лет существенно изменилась. «Важной особенностью переживаемого этапа стала массовизация аспирантуры, происходит превращение элитной подготовки кадров для науки и высшей школы в полноценный сегмент рынка образовательных услуг»[6]. Данная ситуация характерна и для Пензенского региона. Численность обучающихся в аспирантуре на конец 2010 г. составила 1035 человек, что на 23,2 % больше, чем в 2005 г., и на 67,2 % больше, чем в 2000 г. Само увеличение числа лиц, продолжающих обучение в аспирантуре, может рассматриваться в качестве положительной тенденции, поскольку приводит к улучшению структуры человеческого капитала. При подготовке аспирантов по областям науки наибольшую долю занимают технические (45,3 %) и экономические (15,2 %) специальности. В 2010 г. выпущено 280 аспирантов, из них защитили диссертацию 92 человека. По сравнению с 2005 г. выпуск аспирантов вырос на 33,3 %, но при этом снизилась результативность подготовки аспирантов: число окончивших аспирантуру с защитой диссертации составило 32,9 % (в 2005 г. - 37,1 %).
Наблюдается рост числа лиц, отчисленных из аспирантуры в процессе обучения. До окончания срока аспирантуры в 2010 г. выбыло 174 обучающихся, или каждый шестой аспирант.
Динамика численности обучающихся в аспирантуре показана на рис. 2.
1200
-♦—Численность аспирантов —»—Выпуск из аспирантуры (всего)
—-— Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации
Рис. 2. Динамика численности обучающихся в аспирантуре
28
Наибольший удельный вес имеют аспиранты в возрасте 23-29 лет (71,7 %). В целом можно говорить о том, что увеличение числа аспирантов преимущественно происходит за счет выпускников вузов, что обостряет проблему начального уровня исследовательской подготовки аспирантов.
Из приведенных выше данных видно, что вузовская подготовка и подготовка кадров высшей квалификации в Пензенской области имеют сходные тенденции с общероссийскими. В результате сравнения приведенных показателей деятельности системы высшего и послевузовского образования можно выделить наиболее существенные тенденции: развитие перспективных направлений науки, которое не соответствовало тенденциям открытия новых специальностей в вузах; рассогласование потребностей рынка труда и тех ресурсов, которые на этот рынок поставляет система образования; рост доли сектора платных образовательных услуг; увеличение числа поступающих в аспирантуру при снижении результативности подготовки аспирантов.
Список литературы
1. Каюмов, А. Т. Социальные основания проблем современной высшей школы / А. Т. Каюмов // Высшее образование в России. - 2010. - № 7. - С. 38-43.
2. Филатов С. А. Непрерывное профессиональное образование в контексте экономики, основанной на знаниях : дис. ... д-ра экон. наук. - Новосибирск, 2005. - 337 с.
3. Образование в Пензенской области : стат. сб. - Пенза : Пензастат, 2011. - 340 с.
4. Пензенская область: основные показатели развития с 1991 по 2010 г. : комплексный стат. сб. -Пенза : Пензастат, 2011. - 558 с.
5. Белоцерковский, А. В. Дороги, которые мы выбираем / А. В. Белоцерковский // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 32-38.
6. Бедный, Б. И. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры : моногр. / Б. И. Бедный, А. А. Миронос. - Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2008. -219 с.
Влазнев Алексей Иванович
доктор педагогических наук, профессор, кафедра теоретической физики и общетехнических дисциплин, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Влазнева Светлана Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессиональной педагогики и психологии,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Vlaznev Aleksey Ivanovich
doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of theoretical physics and technical disciplines,
Penza State University
Vlazneva Svetlana Alekseevna
candidate of pedagogical sciences, associate professor,
sub-department of professional pedagogics and psychologics,
Penza State University
УДК 378.146 Влазнев, А. И.
Система непрерывного образования: от вуза к аспирантуре / А. И. Влазнев, С. А. Влазнева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 24-29.