и
А.П. Егоршин, Н.О. Аблязова, И.В. Гуськова
СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ДО 2015 г.
Статья поступила в редакцию в апреле 2007 г.
Представлены результаты совместного анализа рынка труда и системы образования и показано, что сложившаяся структура рынка не соответствует тенденции к инновационному развитию экономики. Разработан сценарий для высшего экономического образования России. Сделан прогноз развития рынка труда и системы образования на период до 2015 г.: к 2010 г. наступает полное насыщение рынка специалистами экономического и управленческого профиля, затем — спад рынка и приход в равновесное состояние к 2015 г.
Образование — одна из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающая процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом экономики России.
Для того чтобы определить потребность рынка в специалистах, нами был проведен статистический анализ структуры занятых в экономике по категориям работников на основе информации Росстата, в которой имелись сопоставимые данные по труду.
Результаты исследования показаны в табл. 1. Видно, что за период с 1997 по 2005 г. произошли следующие изменения на рынке трудовых ресурсов.
1. Увеличилась численность руководителей в 2005 г. на 1043 тыс. человек по сравнению с 1997 г. (соответственно 4805 и 3762 тыс. человек). Это в целом соответствует мировой тенденции роста числа организаций и руководителей и связано с развитием малого предпринимательства и разукрупнением предприятий и организаций в процессе их приватизации.
2. Наблюдается рост специалистов высшего уровня квалификации в 2005 г. на 2453 тыс. человек по сравнению с 1997 г., или на 25,9%. Также выросла их доля в числе занятых — до 17,3%. К ним относятся главные специалисты, менеджеры среднего и нижнего звена, высококвалифицированные инженеры.
3. Выросло число специалистов среднего уровня квалификации с 8917 тыс. человек в 1997 г. до 9701 тыс. в 2005 г., т.е. наблюдается рост на 784 тыс. человек, или на 9%. Это отражает реакцию рынка труда на потребность в квалифицированных спе-
Структура занятых в экономике России
43
Образовательная политика
В
Табл. 1 Структура занятых в экономике России по категориям и годам
Категории работников 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. %
Руководители 3762 6,3 3141 5,4 2864 4,7 2646 4,1 2787 4,4
Специалисты высшего уровня квалификации 9456 15,7 9140 15,8 9994 16,3 10155 15,8 10970 17,3
Специалисты среднего уровня квалификации 8917 14,8 8926 15,4 9503 15,5 9745 15,1 10313 16,3
В том числе в области экономики и управления 3246 5,4 3435 5,9 3339 5,5 3950 6,1 4024 6,4
Служащие 7867 13,1 7860 13,6 9009 14,7 9295 14,4 9795 15,5
Квалифицированные рабочие 21076 35,1 20031 34,6 21487 35,1 24017 37,3 21409 33,8
Неквалифицированные рабочие 9030 15,0 8807 15,2 8363 13,7 8604 13,3 8079 12,8
Итого 60108 100,0 57905 100,0 61220 100,0 64462 100,0 63353 100,0
Окончание табл. 1
Категории работников 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. %
Руководители 3213 4,9 4721 7,1 4995 7,4 4805 7,0 3213 4,9
Специалисты высшего уровня квалификации 10683 16,2 10752 16,2 11782 17,6 11909 17,3 10683 16,2
Специалисты среднего уровня квалификации 10339 15,7 9687 1 4,6 9895 1 4,7 9701 14,1 10339 15,7
В том числе в области экономики и управления 3917 6,0 3562 5,4 3729 5,6 3824 5,6 3917 6,0
Служащие 10246 15,6 10302 15,5 11066 16,5 11748 17,1 10246 15,6
Квалифицированные рабочие 23785 36,2 23291 35,0 21784 32,4 22879 33,3 23785 36,2
Неквалифицированные рабочие 7499 11,4 7742 11,6 7611 11,3 7561 11,0 7499 11,4
Итого 65765 100,0 66495 100,0 67133 100,0 68603 100,0 65765 100,0
циалистах с высшим образованием. В области экономики и управления также наблюдается рост специалистов среднего уровня квалификации на 578 тыс. человек по отношению к 1997 г., или на
44
А.П. Егоршин, Н.О. Аблязова, И.В. Гуськова
Состояние и прогнозы высшего экономического образования России до 2015 г.
В
15%. Видно, что спрос на эту группу в 2005 г. выше, чем средний (12%).
4. Значительно выросло в 2005 г. число служащих — на 3881 тыс. человек (почти на 60%), что объясняется расширением сферы коммерции, торговли, снабжения и услуг в структуре отраслей экономики на фоне снижения объемов производства в других сферах материального производства. Мы предполагаем, что это следствие фактора «текучести рабочей силы» на межотраслевом уровне.
5. Негативной тенденцией при отсутствии массовой роботизации и автоматизации является снижение удельного веса рабочих в общей массе занятых в экономике. Статистика следующая: с 30106 тыс. человек в 1997 г. до 30440 тыс. в 2005 г. или на 334 тыс. человек, т.е. 2,0%. При этом доля квалифицированных рабочих сократилось с 35,1 до 33,3%, а доля неквалифицированных рабочих уменьшилась еще больше — с 15,0 до 11,0 %. Данное обстоятельство свидетельствует об острой нехватке рабочих кадров в экономике, которая в перспективе будет только нарастать в связи со снижением как рождаемости населения, так и престижности «синих воротничков». «Смягчающим тормозом» может быть рост мигрантов и временных рабочих из стран СНГ.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости разработки четкой государственной программы подготовки специалистов на основе экономического спроса и предложения рабочей силы на рынке труда России. Государственный заказ на кадры должен предусматривать подготовку специалистов дефицитных специальностей и рабочих высокой квалификации из числа молодежи.
Значительные изменения в 1990-х гг. произошли в сфере высшего экономического образования России. Для анализа взята группа специальностей «Экономика и управление», принятая в статистической отчетности.
Для того чтобы понять значение экономического образования в России, в первую очередь необходимо рассмотреть распределение студентов вузов по группам специальностей. На рис. 1 показана численность студентов высших учебных заведений по группам специальностей в 2003 г. Из рисунка видно, что 30% студентов вузов России обучались по специальностям «Экономика и управление». Если к ним добавить студентов гуманитарно-социального профиля (22%) и сферы образования (7%), то окажется, что 59% студентов вузов предпочли гуманитарно-экономические сферы деятельности. Естественнонаучные специальности (5%) и технические науки (26%) предпочли в качестве будущей профессии только 31% всех студентов.
Для сравнительного анализа отметим, что в 1990 г. распределение студентов вузов России было несколько другим: экономика и управление — 12%; гуманитарно-социальные специальности — 11%; образование — 9%; естественнонаучные специальности — 9%; технические науки — 40%.
Тенденции и проблемы развития высшего экономического образования
45
Образовательная политика
В
Рис. 1
Численность студентов вузов по группам специальностей в 2003 г.
30,0
Специальности
■ Естественнонаучные
■ Гуманитарно-социальные □ Образование
■ Здравоохранение
■ Культура и искусство
■ Экономика и управление
■ Технические науки
■ Сельское хозяйство
Соответственно соотношение студентов гуманитарно-экономического (32%) и естественнонаучного и технического профиля (49%) было другим. Таким образом, за последние 13 лет «компас высшего образования» повернулся совсем в другую сторону — в сторону экономики и управления.
Какие активные факторы способствовали такому изменению потребности в специалистах?
Во-первых, развитие рыночной экономики и предпринимательства в соответствии с Законами «О кооперации в СССР» (1988) и «О предприятиях в СССР» (1990) привело к резкому увеличению числа предприятий и организаций. Если в 1995 г. их действовало 1946, то в 2005 г. — уже 4417 тыс. — таким образом, реальный рост составил 2,4 раза за 10 лет. Каждое такое предприятие в качестве обязательного требования выдвигает наличие директора и главного бухгалтера, а также экономистов, финансистов, маркетологов, менеджеров, юрисконсультов — как необходимое условие успешного функционирования предприятия в рыночной экономике.
Во-вторых, создание новых организаций институциональной системы, необходимых для обслуживания инфраструктуры рыночной экономики. Так, численность финансово-кредитных, страховых и пенсионных организаций увеличилась с 82,9 тыс. (в 1995 г.) до 160,7 тыс. (в 2005 г.), число научно-консалтинговых организаций выросло с 72,2 тыс. (в 1995 г.) до 115,3 тыс. (в 2005 г.), т.е. практически в 2 раза. Число общественных объединений увеличилось с 18,3 тыс. (в 1995 г.) до 213,4 тыс. (в 2005 г.), или в 11,7 раза.
Рост числа организаций увеличил спрос на специалистов экономико-управленческого профиля.
Рассмотрим теперь основные показатели системы экономического образования (табл. 2).
Численность выпускников вузов по группе специальностей «Экономика и управление» также увеличилась в 2003 г. на 239 тыс. человек по отношению к 1990 г. Особенно заметны изменения на примере негосударственных вузов России (сравнение 1995 и 2003 гг. соответственно):
— прием в вузы — 11 и 79 тыс. человек;
— общая численность студентов — 26 и 271 тыс. человек;
— численность выпускников — 2 и 46 тыс. человек.
46
А.П. Егоршин, Н.О. Аблязова, И.В. Гуськова
Состояние и прогнозы высшего экономического образования России до 2015 г.
В
Табл. 2 Показатели системы экономического образования России, тыс. человек
Показатели Годы
1990/91 1995/96 2000/01 2002/03
Прием в высшие учебные заведения — всего 67 125 353 449
В том числе: государственные 67 114 302 370
негосударственные — 11 51 79
Общая численность студентов 332 474 1176 1649
В том числе: государственные 332 448 1034 1378
негосударственные — 26 142 271
Выпускники высших учебных заведений — всего 56 61 156 294
В том числе: государственных вузов 56 59 141 248
негосударственных вузов — 2 15 46
Как видно, темпы роста высшего экономического образования в негосударственных вузах выше. Это объясняется более низкой платой за «входные барьеры»: аренда помещений вместо их покупки, низкие инвестиции в материальную базу и компьютерную технику, небольшие вложения в человеческий капитал преподавательского состава — большинство подготовлены и работают в госвузах.
Динамика приема студентов в вузы России по группе специальностей «Экономика и управление», построенная по данным Росстата, представлена на рис. 2.
Рис. 2 Динамика приема в вузы по группе специальностей
«Экономика и управление»
1990/91 1995/96 2000/01 2002/03
Учебный год
□ Прием в вузы —- всего
□ Прием в государственные вузы
□ Прием в негосударственные вузы
47
Тыс. человек
Образовательная политика
В
Виден значительный рост приема студентов, особенно после 1995 г. Прием в негосударственные вузы составлял в 2003 г. всего 17% от общего набора, однако он растет более быстрыми темпами по сравнению с приемом в государственные вузы. Из диаграмм видно, что прием в экономические вузы имеет вид параболической зависимости.
Динамика численности выпускников также может быть представлена в виде параболической зависимости (рис. 3). Если в 1995/ 96 учебном году было выпущено всего 69 тыс. человек, то в 2003/ 04 — уже 332 тыс., таким образом, рост составил 4,8 раза.
Рис. 3
350
Динамика численности выпускников вузов по группе специальностей
«Экономика и управление»
332------
300
250
200
150
100
50
0
56 56
0
1990/91
69 66
3
1995/96
188
294
248
270
165
СО 1 см | I46
2000/01 2002/03 2003/04
Учебный год
□ Общая численность выпускников
□ Общая численность выпускников государственных вузов
□ Общая численность выпускников
негосударственных вузов
Выпуск студентов в негосударственных вузах значительно меньше, в 2003/04 учебном году всего 62 тыс. человек, или 19% от общего выпуска. Однако нельзя забывать, что в негосударственных образовательных учреждениях основной формой обучения является заочная и реальное число студентов значительно больше при соотношении норматива (10 студентов-заочников = 1 студен-ту-очнику).
Анализ полученных показателей, а также материалов публикаций в области высшего образования позволил нам выявить ключевые проблемы высшего экономического образования в России:
— недостаточное госфинансирование вузов (30—60%), вынуждающее развивать обучение в технических вузах по широкому спектру непрофильных специальностей;
48
А.П. Егоршин, Н.О. Аблязова, И.В. Гуськова
Состояние и прогнозы высшего экономического образования России до 2015 г.
В
— старение профессорско-преподавательского состава, снижение общественного статуса ученого-педагога, слабый приток молодежи;
— низкая оплата труда по сравнению с материальным производством (65% в 1990 г. и 53% в 2004 г.);
— снижение уровня научно-экономической и методической работы в вузах (научно-исследовательская работа, разработка учебно-методических комплексов, мультимедийные технологии и др.);
— коррупция и взятки в госвузах за бюджетные места и оценки на экзаменах;
— конкуренция вузов за студентов, поступающих на специальности экономического и управленческого профиля в условиях сокращения потребности в этих специальностях;
— значительная дифференциация в цене обучения и качестве образования периферийных и столичных вузов (от 18 до 200 тыс. руб. в год);
— подготовка экономистов, юристов и менеджеров в технических и отраслевых вузах, где отсутствует научная экономическая школа;
— дискриминация негосударственного высшего образования в части лицензирования, аккредитации, аренды помещений, льгот студентам;
— резкое снижение качества заочного (дистанционного) обучения экономистов в малых городах и районах из-за отсутствия материально-технической базы и профессорско-преподавательских кадров.
Что показывает совместный анализ численности занятых в экономике, вышедших на пенсию и притока выпускников вузов по специальностям «Экономика и управление» в России?
Мы представили данные в виде графиков на рис. 4. Численность работников по группе специальностей «Экономика и управление» взята из табл. 1. Виден рост числа занятых с 3246 тыс. человек в 1997 г. до 3824 тыс. в 2005 г., или в целом за шесть лет около 578 тыс. человек.
Показатель «вышедшие на пенсию в этот период» рассчитан на основе предположения о средней продолжительности периода работы 33 года, или как коэффициент 0,03 в год, умноженный на общую численность работников по этой группе специальностей. Общий показатель выходящих на пенсию за семь лет составил 990,8 тыс. человек, или 111,7 тыс. в год. Таким образом, ежегодный выход на пенсию за семь лет почти в 2,4 раза больше, чем увеличение спроса на этих работников!
Проведем сравнительный анализ занятых в экономике России с численностью выпускников вузов по группе специальностей «Экономика и управление». Прирост численности выпускников, определенный по данным Росстата, составил с 1995/96 по 2002/03 учебные годы 1633,3 тыс. человек — почти 196 тыс. человек в
Динамика занятых по специальностям «Экономика и управление
49
Тыс. человек
Образовательная политика
В
среднем за год. Этот прирост превышает число работников, уходящих на пенсию. Статистические данные составляют соответственно: 196 тыс. и 193,7 тыс. человек в год. Таким образом, мы наблюдаем нарастающее предложение на рынке труда специалистов по экономике и управлению, которое через определенное количество лет приведет к перепроизводству специалистов и отсутствию мест для трудоустройства.
Рис. 4 Совместный анализ численности занятых в экономике
вышедших на пенсию и выпускников вузов по группе специальностей
«Экономика и управление»
Годы
По группе специальностей «Экономика и управление»
• Выпускники
И Общая численностьвыпускниковвузов й Вышедшиена пенсию « Занятые
Для разрешения этих проблем должна быть разработана государственная программа развития высшего образования на основе национального проекта «Образование в России», предложенного Президентом РФ В.В. Путиным. В основу такой программы должен быть положен научно обоснованный прогноз потребности страны в бакалаврах, специалистах и магистрах и прогноз развития высшего экономического образования.
Как уже говорилось, рост персонала в области экономики и управления обусловлен потребностями экономики России и свя-
50
А.П. Егоршин, Н.О. Аблязова, И.В. Гуськова
Состояние и прогнозы высшего экономического образования России до 2015 г.
В
зан с экономическим ростом, наблюдающимся с 1999 г., а также с притоком выпускников экономических вузов. Ситуация после 2010 г. может существенно измениться по причине насыщения рынка труда специалистами экономико-управленческого профиля и более низких темпов роста отраслей материального производства и сферы услуг по сравнению с темпами развития высшего экономического образования.
В последние годы (2000—2006 гг.) развитие российской экономики идет по реалистичному сценарию развития со значительным влиянием мировых цен на нефть и газ, значительными темпами роста топливно-энергетического комплекса и усилением влияния федеральных органов власти на развитие политической и экономической системы общества. Это позволило сократить внешний долг России и накопить значительный федеральный резерв денежных средств для развития социальной сферы. Анализ факторов социального и экономического состояния России и системы образования позволяет утверждать, что развитие системы образования в ближайшие 10 лет также пойдет по реалистичному сценарию. Это позволяет нам разработать реалистичный прогноз развития системы экономического образования и численности работников по группе специальностей «Экономика и управление». Прогноз рынка труда и системы экономического образования, основанный на методах экстраполяции и экспертных оценок, позволяет сформулировать следующие выводы:
— темпы экономического роста в экономике России в период с 2005 по 2010 гг. будут составлять около 6—7% в год без учета инфляции и будут влиять на занятость населения России;
— общая численность работников России по группе специальностей «Экономика и управление» будет возрастать с 3729 тыс. до 4460 тыс. человек в 2010 г. и до 4841 тыс. человек в 2015 г., т.е. спрос будет возрастать с темпом 2% в год;
— численность выпускников вузов по группе специальностей «Экономика и управление» до 2010 г. будет расти в параболической зависимости и увеличится с 2000 тыс. человек в 2005 г. до 5300 тыс. в 2010 г. В 2010 г. наступит полное перепроизводство специалистов, значительная часть выпускников вузов не пойдет работать по специальности, предложение превысит спрос на рынке труда;
— численность работников, вышедших на пенсию по группе специальностей «Экономика и управление», будет расти в линейной зависимости в размере 3% от общей численности работников (примерно 120 тыс. человек в год) и к 2015 г. составит 1897 тыс. человек;
— в период с 2005 по 2015 г. будет возрастать спрос на специалистов по техническим, инновационным и естественнонаучным группам специальностей за счет спроса на рынке трудовых ресурсов. В переходной экономике России изменение структуры специ-
Прогноз
системы
экономиче-
ского
образования на период до 2015 г.
51
Тыс. человек
Образовательная политика
В
альностей заняло 13 лет, что позволяет соотнести их со среднесрочными циклами Шумпетера;
— в период с 2010 по 2015 г. прием студентов на специальности «Экономика и управление» будет резко сокращаться, а суммарная численность выпускников снижаться примерно на 490 тыс. человек в год — до 2844 тыс. человек в 2015 г. — и тем самым приближаться к численности работников, вышедших на пенсию. Таким образом может установиться баланс спроса и предложения по группе специальностей «Экономика и управление».
В соответствии с данными предпосылками методами статистического анализа, экстраполяции и экспертных оценок построен прогноз численности работников по группе специальностей «Экономика и управление» в России, представленный графически на рис. 5.
Рис. 5 Прогноз численности работников по группе специальностей
«Экономика и управление» по России
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Годы
Общая численность работников Численностьвыпускниковвузов Численностьработников,вышедшихнапенсию
Использование метода экстраполяции в качестве основного базировалось на государственных статистических данных России о наличии специалистов, приеме, численности и выпуске студентов по России по группе специальностей «Экономика и управление». Эти данные в пределах методов государственного учета аккредитованных вузов являются точными и сопоставимыми. Любая другая статистика будет субъективной или ошибочной. Были обработаны данные за последние 14 лет. Они показали, что спрос на
52
А.П. Егоршин, Н.О. Аблязова, И.В. Гуськова
Состояние и прогнозы высшего экономического образования России до 2015 г.
В
специалистов изменялся по годам от 2 до 19%. Причем 19% соответствовали году, предшествовавшему дефолту (1997). Поэтому спрос на специалистов при годовых темпах роста национальной экономики России 6—7% в год и естественной убыли специалистов (уход на пенсию и смерть) с темпом 3—4% практически принят неизменным до 2015 г. Максимальный спрос на специалистов, по нашим расчетам, увеличится в 2010 г. на 460 тыс. человек, а в 2015 г. — на 844 тыс. Полагаем, что более существенного роста спроса не будет за счет использования информационных технологий, внедрения АИС и АСУП во многих организациях.
Анализ роста предложения специалистов (прием, численность, выпуски) методами математического моделирования показал, что оно экстраполируется с помощью параболической зависимости с 1990 по 2010 гг., что видно на представленных графиках (рис. 2, 3, 4). Полное насыщение рынка, по нашему прогнозу, произойдет в 2010 г. (суммарный выпуск 5300 тыс. студентов; 4460 тыс. занятых; уход на пенсию 1297 тыс. человек), это дало возможность предположить резкое падение спроса на специалистов экономики и управления. Процесс изменения предложения идет внутри большой группы специальностей «Экономика и управление» с 2004 г. в пользу таких специальностей, как «Управление персоналом», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Управление в логистических системах», «Экономика труда» и др. Одновременно начался процесс уменьшения приема в региональные негосударственные вузы и филиалы государственных вузов по группе специальностей «Экономика и управление». Он должен найти отражение в статистике по образованию уже с 2007 г.
На основании графиков рис. 5 можно сделать вывод о стабильном характере общей численности работников, занятых в экономике и управлении, которая составляет около 4000 тыс. человек и изменяется в период с 1997 по 2004 гг. в пределах от 3265 тыс. человек до 4024 тыс. Мы предполагаем незначительные отклонения от этой величины из-за сокращения численности экономически активного населения и роста спроса на специалистов экономико-управленческого профиля в разных отраслях экономики. Рост численности составит примерно 2% в год начиная с 2004 г. По нашим расчетам, потребность в специалистах составит 4460 тыс. человек в 2010 г. и 4844 тыс. в 2015 г.
Общая численность выпускников вузов по группе специальностей «Экономика и управление» (накопительная по годам) будет расти в параболической зависимости с 461 тыс. человек в 2000 г. до 5300 тыс. в 2010 г. Затем произойдет весьма резкое сокращение численности выпускников до 2844 тыс. человек в 2015 г. Почему? Это обусловлено следующими обстоятельствами: полное насыщение рынка труда по данной категории специалистов; отсутствие возможностей трудоустроится и необходимость смены профессии; снижение имиджа профессии экономиста и менеджера в российском обществе среди работодателей, родителей, абитури-
53
Образовательная политика
В
ентов; рост количества бюджетных мест и спроса на инженернотехнические специальности.
Динамика численности работников, вышедших на пенсию, будет расти в линейной зависимости, так как коррелирует с общей численностью работников по группе специальностей «Экономика и управление» и с ожидаемой средней продолжительностью жизни населения (65 лет в 2004 г.), которая за 10 лет существенно не увеличится. За 15 лет с 2000 по 2015 г. на пенсию уйдет 1897 тыс. человек.
Что касается влияния коммерциализации образования (точнее, перехода к платной системе), на рыночный спрос и предложение, то она началась еще в 1992 г. после выхода Закона РФ «Об образовании». С этого года пошло создание негосударственных вузов, а затем в середине 1990-х гг. — их бурный рост. Негосударственные вузы существуют только за счет оплаты обучения студентами, по нашим оценкам, она составляет 95% от выручки. Государственные вузы в эти годы имели дифференцированные квоты Минобрнауки России на количество платных студентов сначала в размере 25%. Однако в последние годы они практически сняты из-за недостаточности финансирования высшего образования по экономически обоснованному нормативу (около 20 тыс. руб., по оценке бывшего министра образования В.М. Филиппова). В то же время государственные вузы предлагают весьма различные суммы годичной платы за обучение: столичные — от 60 до 200 тыс. руб. в год за диплом специалиста; региональные — от 18 до 60 тыс. руб. в год. Поэтому коммерциализация образования — давно свершившийся факт, который всецело определяется внешней средой (государство, министерства, предприятия, организации).
Полагаем, что выполненный прогноз развития рынка труда и системы высшего экономического образования на период до 2015 г. позволяет определить потребности рынка по группе специальностей «Экономика и управление» и спрогнозировать численность выпускников по данной группе специальностей, чтобы объективно регулировать прием и выпуски студентов посредством государственного заказа и оценки рыночного спроса со стороны Минобрнауки и экономических вузов России.
Резюме 1. Исследованы предложение и спрос рынка трудовых ресурсов по
_______________ группе специальностей «Экономика и управление» в период 1997—
2005 гг. и сделан прогноз спроса на период до 2015 г. по реалистичному сценарию.
2. Установлено, что в экономике России в период 1997— 2005 гг. прослеживается тенденция роста численности и удельного веса руководителей организаций (соответственно 6,3 и 7,0%) и сокращение удельного веса квалифицированных рабочих (соответственно 35,1 и 33,3%).
3. Анализ приема, численности и выпуска специалистов показал рост выпуска специалистов экономико-управленческого и со-
54
А.П. Егоршин, Н.О. Аблязова, И.В. Гуськова
Состояние и прогнозы высшего экономического образования России до 2015 г.
циально-гуманитарного профиля в период 1990—2005 гг., который в ближайшей перспективе приведет к превышению потребностей экономики. Структура выпуска специалистов данного профиля изменилось с 23% в 1990 г. до 52% в 2003 г. в общей численности студентов.
4. Разработан реалистичный сценарий развития системы образования России на период до 2015 г. на основе оценки социально-экономического состояния страны и прогноза развития рынка труда.
5. Сделан прогноз численности выпуска специалистов по группе «Экономика и управление» на период до 2015 г. Показано, что общая численность вырастет с 461 тыс. человек в 2000 г. до 5300 тыс. в 2010 г. и превысит наличную численность работников по этой категории на 4460 тыс. человек.
6. В период с 2010 по 2015 г. прием, численность и выпуск специалистов по группе «Экономика и управление» будут резко снижаться до равновесного баланса спроса и предложения на рынке труда на уровне 2844 тыс. человек.
АбалкинЛ.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века. М.: Экзамен, 2004.
Драйден Г., Вос Дж. Революция в обучении: пер. с англ. М.: ПАРВИНЭ, 2003.
Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. М.: Экономика, 2002.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие / под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. 2-е изд., перераб. Н. Новгород: НИМБ, 2004.
Образование в России. 2003: стат. сборник / Госкомстат России. М., 2003.
Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. М.: РИЦ ИСЭПН, 2003.
Российский статистический ежегодник. 2005: стат. сборник. М.: Росстат, 2006.
Стратегия управления: регион, город, предприятие / под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. 2-е изд., доп. М.: Экономика, 2005.
В
Литература