УДК 376.1-058.264 ББК 74.3 Г 14
М.Н. Гайдай
Старший преподаватель кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ
ПАТОЛОГИЕЙ В ШКОЛЕ
(Рецензирована)
Аннотация. Цель данной статьи - выявление особенностей проблем организации логопедической помощи детям с речевой патологией в современной общеобразовательной школе. Представлен сравнительный анализ роста речевых нарушений у младших школьников 1-4 классов с речевой патологией за 2007-2011 гг. в МБОУ-СОШ № 4 г. Армавира Краснодарского края. Показана роль письма и чтения как деятельности, которая обеспечивает социализацию человека. Раскрываются необходимость и актуальность работы учителя-логопеда в современной общеобразовательной школе, сформулированы задачи и цели логопедического воздействия на логопедическом пункте. Отражён ряд условий, способствующих уменьшению количества младших школьников с речевой патологией.
Ключевые слова: речь, дети с речевыми нарушениями, специфические ошибки письма и чтения, учитель-логопед, логопедические пункты, логопедическое воздействие, коррекционное воздействие.
M.N. Gaiday
Senior Lecturer of Social and Special Pedagogy and Psychology Department, Armavir State Pedagogical Academy; e-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF TRAINING CHILDREN WITH SPEECH PATHOLOGY AT
SCHOOL
Abstract. This paper focuses upon detection of features of the organization of the logopedic help to children with speech pathology at modern comprehensive school. A comparative analysis is made of increasing speech violations in grade 1-4 pupils at school No. 4 in Armavir, Krasnodar region during 2007-2011. The author shows the role of reading and writing as an activity that provides socialization of the person. The work shows the necessity and urgency of work of the teacher-logopedist at modern comprehensive school, goals and objectives of speech therapy at the logopedic point and the conditions promoting reduction of a number of younger school children with speech pathology.
Keywords: speech, children with speech violations, specific errors of writing and reading, the teacher-logopedist, logopedic points, speech therapy effect, correctional influence.
На современном этапе в России создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, обучающихся в школе, обусловленная активным развитием процессов информации, использованием новых компьютерных технологий в разных сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой и обучением детей.
В последнее время в силу воздействия множества негативных биологических и социальных факторов многие исследователи отмечают стремительный рост детей с речевой патологией, которые имеют трудности в обучении в общеобразовательных школах. Помимо закономерных изменений в развитии детей, опосредованных новыми условиями окружающего их экономического, экологического и социокультурного пространства, специалисты констатируют значительный рост числа детей с каким-либо неблагополучием в
состоянии соматического и психического здоровья. Это обусловливает увеличение количества детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения [1].
Речь - основная форма человеческого взаимодействия, высшая психическая функция, через которую опосредовано формирование все остальных функций. Успешность любой деятельности человека в значительной степени зависит от уровня развития его речи. В связи с этим речевую деятельность рассматривают не как физиологический механизм артикуляции звуков, слогов и слов, а как психический процесс коммуникации.
Дети с речевой патологией - это дети, имеющие отклонения в речи от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории нарушений речи
- это нарушения вербальной коммуникации [4].
Классификацию речевых нарушений разрабатывали такие известные учёные, как Б.М. Гриншпун, С.С. Ляпидевский, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Ф.А. Pay, М.Е. Хватцев и др. Нарушения речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности препятствуют формированию полноценных навыков чтения и письма у детей, поступивших в школу, блокируют успешность освоения школьной программы. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.
Процесс обучения детей в начальной школе строится на основе полноценного развития устной речи и психических процессов, необходимых для развития письменной речи. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Редкий ребёнок в настоящее время перед школой обходится без помощи логопеда. На современном этапе общеобразовательные школы нашей страны ориентированы на среднестатистического ребенка, имеющего определенный уровень психического развития и подготовки. Кроме того, в последнее время отмечается тенденция к усложнению школьных программ, и ребенок с тем и или иными проблемами, влияющими на его успехи в учебе и способность адаптироваться к школьной системе и коллективу, оказывается в незавидном положении. Для многих детей тем п и объем программы оказываются чрезмерными, поскольку количество детей, испытывающ их трудности в усвоении учебного материала общеобразовательной школы, по данным разны х исследований, составляет от 15 до 40% от общей популяции детей школьного возраста начального звена. Насыщенная школьная программа не учитывает возможные значительные пропуски по болезни, весеннюю усталость, колебания работоспособности, несформированно сть произвольности у детей, не дает остановиться и передохнуть, восполнить возникшие по т ой или иной причине пробелы или просто укрепить недостаточно твердые знания. Результат ом является рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также функциональных расстройств, коррелирующих с общим снижением успеваемости, особенно на начальном эта пе обучения.
Дети, не получившие по разным причинам своевременную специализированную логопедическую помощь в дошкольном возрасте, «переносят» дефекты устной речи в письменную при обучении в общеобразовательной школе. В итоге нормальный процесс развития письма и чтения становится проблемным как для ребёнка и родителей, так и для учителя. Речевые нарушения учащихся начальной школы являются серьёзным препятствием в овладении ими письмом и чтением на начальных этапах, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики родного языка и программы учебного материала. Не успевающий по письму и чтению ученик не может овладеть знаниями и по остальным основным предметам: математике, природоведению и т.д. Такой ученик, читая с ошибками задачу на уроке математике, не поймёт ее смысл или сделает ошибку в процессе математических действий. Решение этой задачи займёт у него намного больше времени, чем у ребёнка, не имеющего нарушений в устной и письменной речи. В результате дети плохо усваивают программу школьного материала, у них развиваются вторичные, третичные дефекты, что
ведёт к негативизму и нежеланию учится. Многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а модифицируются и часто сохраняются до окончания средней школы.
Нарушения чтения и письма среди детей с нормальным интеллектом довольно распространены. В европейских странах отмечается до 10% детей с дислексией. По данным Р. Беккер (Германия), нарушения чтения и письма выявляются у 3% младших школьников массового обучения. По данным Александра Николаевича Корнева, это расстройство встречается у 25-30% учеников общеобразовательных школ [3].
Главным критерием диагностики нарушений письма и чтения у детей, а значит, и трудностей в обучении, принято считать наличие на письме так называемых «специфических ошибок» [4]:
1. Пропуски букв, слогов, слов, их перестановки на письме и при чтении.
2. Замены и смешения букв на письме и при чтении, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков.
3. Смешения букв, сходных по начертанию.
4. Нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении.
5. Аграмматизмы.
6. Медленное чтение и непонимание смысла прочитанного и др.
Эти серьезные ошибки следует рассматривать как одно из препятствий в овладении грамотой, так как русское письмо опирается не только на фонетический, но и морфологический принцип. Именно он предусматривает более сложные отношения между звуками и буквой, которые выходят далеко за рамки непосредственной передачи в письме звукового состава слова. Морфологическому принципу подчиняются многие написания приставок, суффиксов, окончаний, т.е. все те случаи, когда написание не является прямым воспроизведением услышанного, а результатом определенной аналитико-синтетической обработки морфологического состава слова, позволяющей правильно соотносить реализуемые элементы слова с предполагаемыми. Именно на морфологическом принципе основана большая часть орфографических правил русского языка [5].
Первоклассники, имеющие в той или иной степени нарушения звукопроизношения, недоразвитие лексического и грамматического строя речи, несформированность фонематического восприятия, расстройство неречевых функций (зрительного гнозиса и мнезиса, пространственных представлений, общей и мелкой моторики, сукцессивных процессов), имеют трудности в овладении письма и чтения в школе. При обучении грамоте такие дети с трудом овладевают операциями фонематического восприятия на этапе знакомства со звуковым составом слова. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Нередко эти нарушения наслаиваются и дополняют друг друга, что приводит в дальнейшем к значительным трудностям в овладении школьным материалом. Всё это отрицательно сказывается в будущем на выборе профессии.
Проблеме нарушений письма у детей посвящено большое количество исследований и научных публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых к данному вопросу обусловлен многими факторами, а именно:
- большая распространенность среди учащихся первых классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;
- необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;
- многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, психологов, нейропсихологов).
Учитель-логопед - узкий специалист, занимающийся коррекцией и предупреждением различных речевых нарушений у детей, устранением нарушений письма и чтения. Задача
учителя-логопеда в общеобразовательной школе - помочь учителю начальных классов выяснить причины неуспеваемости ребёнка в школе, выявить специфические и индивидуальные особенности такого ученика, отдифференцировать нарушения и провести необходимую логопедическую коррекционную работу. При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и овладеть школьными знаниями. Учитель-логопед общеобразовательной школы является ключевой фигурой в коррекционно-педагогическом процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-образовательный процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Логопед устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями, а также взаимодействует со своими коллегами и администрацией образовательного учреждения. Далеко не каждому учителю-логопеду удается добиться хороших результатов. Контингент детей, с которыми работает специалист в области речевых расстройств в общеобразовательной школе, относится к группе «риска», в связи с чем нарушения в развитии их речи требуют длительного времени при коррекции, учёта всей совокупности вызывающих их внешних и внутренних факторов.
Логопедическое воздействие имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учетом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребенка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников [2].
Коррекционное обучение на логопедическом пункте - процесс усвоения определённых умений, знаний, навыков под руководством учителя-логопеда или дефектолога, включающий активную познавательную деятельность детей.
Логопедические пункты - это специальные учреждения, в которых под руководством учителя-логопеда проводятся занятия по устранению недостатков устной и письменной речи. В первую очередь на логопедические пункты принимаются дети, речевые недостатки которых отрицательно сказываются на их успеваемости в школе. Такие пункты при массовых школах находятся в непосредственном ведении и на бюджете областных, краевых, городских (городов республиканского подчинения) отделов народного образования и министерств просвещения автономных республик [6].
На современном этапе в г. Армавире Краснодарского края достаточно хорошо развита ранняя диагностическая и логопедическая помощь детям с речевой патологией. В городе имеется 35 дошкольных учреждений (ДОУ), из которых на базе 16-ти открыты дошкольные логопедические пункты. Несколько детских садов имеют статус комбинированного вида, где также осуществляется логопедическая помощь детям с речевой патологией. Детские сады №27, №58, №17 г. Армавира являются специализированными дошкольными учреждениями. Учителя-логопеды на дошкольных логопедических пунктах диагностируют речевое состояние детей, оказывают логопедическую помощь детям с речевой патологией и проводят профилактические мероприятия, что очень важно для детей в период обучения их в общеобразовательных школах.
Логопедическая помощь детям с речевой патологией детям младшего школьного возраста организована не так хорошо, как она оказывается детям дошкольного возраста. Логопедические пункты при общеобразовательных школах в г. Армавире Краснодарского края были открыты с 1977 г. Согласно инструктивному письму № 2 от 14.12.2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» [6], во многих школах данного региона была дополнительно открыта сеть логопедических пунктов.
Основными задачами логопедического пункта являлись:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи детей начального звена;
- предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающихся общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей
обучающихся.
На логопедический пункт зачислялись дети с речевой патологией 1-4 классов до 25 человек. Учитель-логопед проводил фронтальные и индивидуальные логопедические занятия с детьми по коррекции и устранению нарушений устной и письменной речи. В результате проведенной логопедической работы дети намного лучше усваивали программу общеобразовательной школы.
К сожалению, с 2002-2003 гг. во многих общеобразовательных школах Краснодарского края должность учителя-логопеда была сокращена и логопедические пункты были закрыты. На данный момент (2012 год) логопедическую помощь получают дети в школах, на базе которых открыты коррекционные классы VII вида.
Анализируя собственный пятнадцатилетний практический опыт работы в качестве учителя-логопеда в дошкольных и школьных учреждениях Ставропольского и Краснодарского края, можно утверждать, что проблема увеличения количества детей с речевой патологией действительно существует и речевые нарушения у детей усложняются. За последние четыре года на примере муниципальной общеобразовательной средней школы №4 г. Армавира Краснодарского края можно увидеть рост количества младших школьников с речевой патологией в начальных классах, которые нуждаются в помощи учителя-логопеда. Нами были исследованы учащиеся начальных (1-4) классов с целью выявления у них нарушений речевой деятельности. Результаты проведенного исследования показали, что из 100 обследованных учеников выявлены:
1) Дети с нарушенным звукопроизношением (1 классы, ФН-фонетическое недоразвитие)
2007-2008 г. - 28 детей - 28%;
2008-2009 г. - 30 детей - 30%;
2009-2010 г. - 32 чел. - 32%;
2010-2011 г. - 36 чел. - 36%.
2) Дети с нарушением письменной речи (дисграфия, дислексия)
2007-2008 г, 4 классы - 9 детей - 9%;
2008-2009 г. 3 классы - 17 детей - 17%;
2009-2010 г. 2 классы - 22 чел. - 22%;
2010-2011 г. конец 1 класса, предрасположенность к нарушению письменной речи - 25 чел. - 25%.
Из таблицы видно, что наблюдается стойкая тенденция ежегодного роста количества речевых нарушений у младших школьников, посещающих массовую общеобразовательную школу. Результаты нашего исследования, проведенные в течение четырех лет в МБОУ-СОШ № 4 г. Армавира Краснодарского края, убедительно показали, что наблюдается увеличение контингента школьников с речевой патологией, нуждающихся в незамедлительной квалифицированной помощи учителя-логопеда.
40%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011
А I
|^=Г 1
/ у
/
-г т <
□ Фонетические нарушения
□ Нарушение письменной речи
Диаграмма 1. «Сравнительный анализ роста речевых нарушений у младших школьников 1-4 классов с речевой патологией за 2007-2011 г. в МБОУ-СОШ № 4 г. Армавира»
Единообразие подходов логопеда и учителя к речевой работе с учениками, преемственность в требованиях к ученикам, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков, использование ведущего вида деятельности - залог успеха в логопедической работе. Деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов должна быть направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Помимо этого, в коррекционном процессе предполагается совместное и согласованное участие квалифицированных специалистов разных профилей (психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей), а также родителей проблемного ребенка. Возрастающая общественная тревога за судьбы детей риска, осознание необходимости усиления роли школы и педагогов в охране их физического, психического и нравственного здоровья, обеспечение полноценного образования имеют своим следствием формирование нового направления в школьной практике - коррекционно-развивающего образования [7].
Таким образом, трудности усвоения русского языка и чтения у детей с нарушениями в речи, а также других школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезаптации, резкого снижения учебной деятельности у младших школьников. Нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у детей и оказывают отрицательное влияние на процесс обучения и психическое развитие младших школьников.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что, учитывая специфику современного образования и роста количества детей с речевой патологией, в современной общеобразовательной школе необходимо обязательное проведение следующих мероприятий:
1. Ранняя диагностика и профилактика нарушений речи.
2. Усиление информационно-просветительской работы среди педагогических кадров и администрации дошкольных учреждений и школ, родителей.
3. Оптимизация процесса преемственности в работе дошкольного учреждения и
школы.
4. Совершенствование процесса подготовки детей с речевой патологией к школе в условиях дошкольного учреждения.
5. Качественная подготовка и переподготовка квалифицированных учителей-логопедов в вузах страны.
6. Увеличение количества ставок учителей-логопедов и открытие логопедических пунктов на базах как дошкольных учреждений, так и общеобразовательных школ.
Благосостояние государства, его научный и культурный потенциал зависят от уровня грамотности детей. В современных образовательных условиях возрастает роль письма и
чтения как деятельности, которая обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, воссоздает опыт человечества, стимулирует развитие всей интеллектуальной сферы ребенка, организует его поведение, совершенствует личность. Дети с речевой патологией должны получать своевременную качественную специализированную коррекционную помощь с целью их эффективного дальнейшего обучения и социализации в целом.
Примечания:
1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.
2. Логопедия: в 5 кн. Кн. IV. Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия / под ред. Л.С. Волковой. М., 2003.
3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 2003.
4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: учеб. пособие. М., 1997.
5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения: письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г // Вестник образования. 2001. № 2.
6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1991. 239 с.
7. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. К вопросу о формах организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2008. № 3.
References:
1. Goneev A.D., Lifintseva N.I., Yalpayeva N.V. Fundamentals of corrective pedagogy: a manual for the students of higher schools / ed. by V.A. Slastenin. M., 2002.
2. Logopaedics: in 5 books. Book IV: The written speech disorder: dyslexia and disgraphia / ed. by L.S. Volkova. M., 2003.
3. Kornev A.N. Reading and writing disorders of children. SPb., 2003.
4. Sadovnikova I.N. The written speech disorder and overcoming it by junior schoolchildren: a manual. M., 1997.
5. On the organization of work of logopedic office of an educational institution: the letter of the Ministry of Education of the Russian Federation of December 14, 2000 // Journal of education. 2001. No. 2.
6. Efimenkova L.N., Misarenko G.G. The organization and methods of corrective work of a logopedist in a school logopedic office: a manual for a logopedist. M.: Prosveshchenie, 1991. 239 pp.
7. Buzarova E.A., Chetyz T.N. On the problem of organization forms of educational and cognitive activity of preschoolers and junior schoolchildren // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2008. No. 3.