Научная статья на тему 'Организация коррекционно-развивающего обучения на лого-пункте общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС'

Организация коррекционно-развивающего обучения на лого-пункте общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / РАЗВИТИЕ / SPEECH THERAPY SUPPORT / ACTIVITY APPROACH / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / SPEECH DISORDERS / DIFFERENTIATION / INDIVIDUALIZATION / CORRECTION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Наталья Петровна

Описывается организация логопедического сопровождения обучающихся на логопункте общеобразовательной школы. Особенность и новизна логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим различные трудности в достижении как предметных результатов (чтение и письма), так и мета предметных результатов. На логопедических занятиях дети получают возможность развивать свои личностные характеристики, формировать в той или иной степени каждый вид УУД. Дается описание содержания занятий, где главой является деятельностный подход. Эта работа способствует повышению качества образования, устраняет или минимизирует различные проблемы, тем самым помогая дальнейшему успешному обучению детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CORRECTIONAL AND DEVELOPING TRAINING LOGOPUNKT SECONDARY SCHOOL IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FGOS

The article describes the organization of speech therapy support of students at the logo point of the secondary school. The peculiarity and novelty of speech therapy work is that it is aimed at helping children experiencing various difficulties in achieving both substantive results (reading and writing) and meta-substantive results. In speech therapy classes, children have the opportunity to develop their personal characteristics, to form in varying degrees each kind of UUD. A description of the content of classes, where the Chapter is the activity approach. This work improves the quality of education, eliminates or minimizes various problems, thus helping to further the successful education of children

Текст научной работы на тему «Организация коррекционно-развивающего обучения на лого-пункте общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС»

УДК 373.1:376

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ЛОГО-ПУНКТЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

© Лебедева Наталья Петровна

учитель начальных классов,

логопед МБОУ «СОШ № 10» г. Гусь-Хрустальный

Россия, 601508, Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Мира, д. 2

Описывается организация логопедического сопровождения обучающихся на лого-пункте общеобразовательной школы. Особенность и новизна логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим различные трудности в достижении как предметных результатов (чтение и письма), так и мета предметных результатов. На логопедических занятиях дети получают возможность развивать свои личностные характеристики, формировать в той или иной степени каждый вид УУД. Дается описание содержания занятий, где главой является де-ятельностный подход. Эта работа способствует повышению качества образования, устраняет или минимизирует различные проблемы, тем самым помогая дальнейшему успешному обучению детей.

Ключевые слова: логопедическое сопровождение; деятельностный подход; универсальные учебные действия; речевые нарушения; дифференциация; индивидуализация; коррекция; развитие.

Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Это направляет учителя — логопеда на поиск новых подходов к планированию и проведению логопедических занятий с младшими школьниками в общеобразовательной школе, нацеленных на оказание действенной помощи в успешном достижении ими образовательных результатов. Деятельностный подход является главным в коррекции различных нарушений у детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечено [11], что одним из условий достижения качества образования является обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения. С этой целью в нашей школе организовано логопедическое сопровождение обучающихся 1 — 5 классов, испытывающих трудности в достижении не только предметных, но и мета предметных результатов. На это нацелено современное образование и учителю-логопеду тоже приходится задумываться о личностном развитии ребенка, необходимости формирования у него универсальных учебных действий [5], без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования.

В этом, на наш взгляд, и заключается новизна логопедической работы, а потому компонентами каждого занятия у нас стали не только коррекция речевых дефектов, нарушений устной речи (дислексия) и письменной речи (дисграфия), но и развитие связной диалогической и монологической речи, развитие эмоционально-волевой сферы, а также формирование нравственных установок ребёнка.

Коротко остановимся на перечисленных компонентах, чтобы подробнее познакомиться с содержанием каждого занятия. Наши занятия проводятся еже-

дневно с 14.20. Групповые — 40 минут, индивидуальные — 20 минут. Понедельник — групповое занятие с обучающимися 1 классов, вторник — индивидуальные занятия, среда — групповое занятие 2-х классов, четверг — групповое занятие 3 классов, пятница — групповое занятие 4-5 классов.

Как уже показали многие исследования [10], одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы, остаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому начало начал — это работа над правильным звукопроизношением. На этапе коррекции речевых дефектов нами широко применяется традиционная артикуляционная гимнастика с использованием технологии наглядного моделирования различных схем и мнемотаблиц. Эти схемы и таблицы помогают точнее выполнять упражнения, остаются у ребенка в памяти, чтобы выполнять их и дома. Включение ки-незиологических упражнений или «гимнастики мозга» облегчает обучение, эффективно способствует оптимизации интеллектуальных процессов, повышает умственную работоспособность и помогает ребенку восстановить утраченную работоспособность.

Чрезвычайно важной задачей по обеспечению качества образования является и освоение учителем — логопедом различных образовательных технологий. Так инновационной находкой и эффективным средством по устранению нарушений фонетико — фонематического восприятия для нас стали модели В.М. Акименко [1]. На этапе постановки звуков символы звуков помогают увидеть, как правильно произносится тот или иной звук. Когда детям длительное время не удаётся автоматизировать поставленный звук, они забывают его артикуляцию. В этом случае и помогает схема артикулирования звука, в которой отражено положение губ, зубов, языка. Модели и профили звуков всегда присутствуют в поле зрения ребенка, напоминая ему о правильной артикуляции, на всех этапах автоматизации звука (в слогах, словах, фразе и связной речи). Заводится индивидуальная тетрадь для домашнего задания, в которой наклеивается звук — символ и картинки для проговаривания данного звука, его дифференциации и автоматизации. Это в дальнейшем, как показала практика, помогает избежать дисграфию.

При коррекции нарушений устной речи — дислексии (трудности чтения) у обучающихся на занятиях пользуемся упражнениями для развития речевого дыхания по В. М. Акименко [1]. Дети читают специальные таблицы, по развитию голоса и дыхания, а также упражнения для совершенствования навыков техники чтения по пособию Л. М. Козыревой «Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения» [6].

Это интересное и увлекательное, на наш взгляд, пособие состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен работе над дикций и состоит из звуковых разминок, каждая из которых посвящена автоматизации и дифференциации звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Второй раздел пособия состоит из упражнений на развитие выразительности чтения: чтение текстов с обозначенными логическими ударениями, паузами как внутри предложений, так и между предложениями; задания на выбор правильного логического ударения из нескольких вариантов; чтение диалогов для отработки правильных интонаций. Всё это, как считает Л. М Козырева [6], способствует успешному развитию связной, диалогической и монологической речи, что является основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников.

На занятиях по коррекции нарушений письменной речи [4] (дисграфия, ди-зорфография) широко используются пособия А. Н. Ефименковой, Г. Г. Мисарен-ко, Е. О. Астафьевой [2], О. В. Чистяковой для 1-4-х классов по предупреждению дисграфии и закреплению предметных знаний и другие. Перед глазами ребенка на занятиях в зависимости от возраста кладутся орфографические правила в виде схем для зрительного восприятия и запоминания.

Авторы, изучающие вопросы готовности детей к обучению в школе [9], отмечают наличие тесной взаимосвязи: между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности, между степенью готовности к овладению графическими навыками и школьной зрелостью, между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности школьников. Трудности формирования графо-моторных навыков у детей осложняются тем, что у некоторых детей остаются слабо развитыми мелкие мышцы кисти рук, так как не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев. Не до конца сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации, что также создает дополнительные трудности. По этой причине большое внимание нами уделяется развитию мелкой и крупной моторики. На помощь приходит использование различных упражнений пальчиковой гимнастики с музыкальным сопровождением. Дети не только делают упражнение, а еще и «про-певают» различные движения. Широко используются также полюбившиеся детям лабиринты, которые отлично развивают крупную моторику у детей.

Речевые нарушения сопровождаются различными отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. На наш взгляд, элементы театральной деятельности успешно позволяют решать многие проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, что способствует благоприятному развитию эмоционально-волевой сферы ребенка как важной составляющей в развитии личности младших школьников. Так, знакомя детей с небольшими произведениями из пособия Л. М. Козыревой [6], делаем инсценировки. Здесь активность проявляют и родители и дети старшего школьного возраста, изготавливая доступные и красочные декорации в виде «шапочек» тех героев, которых инсценируют дети.

Как показывает педагогическая практика [12], никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого, а также управлять своими эмоциями. Поэтому понимание своих и чужих эмоций и чувств мы также считаем важным моментом в становлении личности растущего человека. Этому также благотворно способствует театральная деятельность, полюбившаяся детям лого-ритмика. Для мотивации успеха используется традиционная «Лесенка успеха», каждую ступеньки которой дети знают и само анализируют себя относительно того, на какой они находятся ступеньке в данный период времени и что мешает им подниматься выше.

Критериями духовно-нравственного развития, как отмечают педагоги [3], является ориентация на нравственные ценности, стремление к саморазвитию в соответствии с ценностными ориентирами. Это позволяет рассматривать духовно-нравственную установку как особое неосознанное, но осознаваемое при опреде-

лённой задаче, поставленной педагогом — логопедом внутреннее состояние школьника, проявляющееся в готовности ребенка следовать гуманистическим нормам. На наш взгляд, задача педагога — логопеда состоит в формировании у школьника такой духовно-нравственной установки на ценностные отношения, которая приведёт его к соблюдению нравственных норм. В этом на этапе корректировки почерка хорошо помогает использование на занятиях в 3-5-х классах пословицы, поговорки, носящие воспитательный характер. Рассуждая о их смысле, дети делают вывод, как можно то или иное изречение применить в своей жизни.

Логопед сегодня — это человек, принимающий свою профессию как служение во благо ребенку. Это творческая, находящаяся в постоянном поиске личность, дети с большим удовольствием приходят на занятия и делятся своими успехами.

Таким образом, исходя из выше изложенного, логопедическое сопровождение в нашей школе можно обозначить как организацию коррекционно-развивающего обучения, т. е. обучения, направленного и на исправление и одновременно развитие, «раскручивание» потенциальных возможностей ребенка, что, несомненно, способствует повышению качества образования и тем самым поможет дальнейшему успешному обучению детей на всех образовательных ступенях.

Литература

1. Акименко В. М. Логопедический букварь. Феникс, 2018

2. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем. СПб.: Детство-пресс, 2015.

3. Боликова Л. Ю., Сильнова Ю. А. Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников // Народное образование. Педагогика, 2015.

4. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном лого пункте. М.: Просвещение, 1991.

5. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

6. Козырева Л.М. Логопедическое пособие. М.: Издат-Школа, 2000.

7. Логопедические занятия со школьниками (1-5-е классы): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Е. В. Метусс и др. СПб.: КАРО, 2006.

8. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей / О. А. Ишимова, О. А. Бондарчук. М.: Просвещение, 2012.

9. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений: методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

10. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г. В., Чиркиной. М.: АРКТИ, 2002. 240 с.

11. Планируемые результаты начального общего образования: пособие для учителей / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.

12. Сапогова Е. Е. Общение младшего школьника со сверстниками и со взрослыми [Электронный ресурс]. URL: http: // www.vashpsixolog.ru /primary-school-age/34-ommunicate/107ommunication-junior-student-with-peers-and-adults (дата обращения: ).

ORGANIZATION OF CORRECTIONAL AND DEVELOPING TRAINING LOGOPUNKT SECONDARY SCHOOL IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FGOS

The article describes the organization of speech therapy support of students at the logo point of the secondary school. The peculiarity and novelty of speech therapy work is that it is aimed at helping children experiencing various difficulties in achieving both substantive results (reading and writing) and meta-substantive results. In speech therapy classes, children have the opportunity to develop their personal characteristics, to form in varying degrees each kind of UUD. A description of the content of classes, where the Chapter is the activity approach. This work improves the quality of education, eliminates or minimizes various problems, thus helping to further the successful education of children. Key words: speech therapy support, activity approach, universal educational actions, speech disorders, differentiation, individualization, correction, development.

Natalya P. Lebedeva elementary school teacher,

logopedist of MBOU «SOSh No. 10» of. Gus-Khrustalny Russia, 601508, Vladimir region, Gus-Khrustalny, Mira St., 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.