РАЗДЕЛ X КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 371.927
Нодельман Валентина Ивановна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры Клинико-психологических основ дефектологии и логопедии ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», [email protected], Иркутск
Мурашова Ирина Юрьевна
Учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 96, [email protected], Ангарск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Nodelman Valentina Ivanovna
The candidate ofpsychological sciences, the senior lecturer of chair ofKliniko-psychological bases of defectology and logopedics Vostochno-Sibirsaja of the state Academy of education, [email protected], Irkutsk
Murashova Irina Jurevna
Teacher-logopedist of municipal preschool educational institution a kindergarten № 96, [email protected], Angarsk
PERFECTION OF POLYMODAL PERCEPTION AT THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH LACKS OF SPEECH IN THE COURSE OF LOGOPEDIC CORRECTION
Актуальность данного исследования обусловлена особенностями спонтанного развития полимодального восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) в отличие от нормально развивающихся сверстников и возможностями коррекции индивидуальных особенностей полимодального восприятия в процессе логопедической работы.
Р. Б. Каффеманас подчеркивает особую важность сравнительных исследований восприятия у детей с различными первичными дефектами, поскольку они позволяют увидеть не только отклонения от нормального психического развития у аномальных детей, но и изучить специфику этих отклонений, обусловленную первичным дефектом каждого вида [3]. А. В. Запорожец считает, что, формирование полимодального восприятия тесно связано с развитием разных модальностей восприятия, которые, в свою очередь организуются на основе сенсорного развития через элементарные перцептивные образы [2].
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей структуры полимодального восприятия старших дошкольников с общим недораз-
витием речи и разработка программы её развития в процессе коррекционного обучения.
Мы исходили из предположения, что у детей 6-7 лет с ОНР имеются неблагополучные особенности структуры полимодального восприятия, обуславливающие недостаточность взаимодействия сенсорных модальностей, а для гармонизации структуры полимодального восприятия и повышения результативности логопедической коррекции необходима система специальной работы, направленной на активизацию закрытых и прикрытых сенсорных каналов при опоре на ведущую модальность.
В исследовании приняли участие 320 детей 6-7 лет, из них 232 старших дошкольника с ОНР и 88 дошкольников с нормальным речевым развитием. На первом, подготовительном этапе происходил подбор методик, их апробация и стандартизация методики диагностики специфики полимодального восприятия (80 чел.). Доказана достоверность и надежность исследования специфики полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, по модифицированной нами методике «Диагностика специфики полимодального восприятия», на основе исследования перцептивного профиля Е. Н. Дзятковской [1].
Второй этап, исследовательский, включал диагностику и сравнительный анализ состояния полимодального восприятия у детей с ОНР (152 чел.) и дошкольников с нормальным речевым развитием (88 чел.). Устанавливаемая при этом негативная специфика структуры полимодального восприятия у старших дошкольников с ОНР служила основанием для разработки программы её развития в процессе логопедической коррекции. На третьем этапе осуществлялся ежегодный мониторинг развития структуры полимодального восприятия дошкольников с ОНР, находящихся в условиях экспериментального обучения, всего 102 ребенка. В контрольную группу входи-ло50 старших дошкольников с ОНР
Результаты, полученные на констатирующем эксперименте нашего исследования, демонстрируют различия между дошкольниками с нормальным речевым развитием и с их сверстниками с ОНР [4]. Полученные данные в определенной мере уточняют онтогенез полимодального восприятия как при нормальном так и при недоразвитом речевом развитии. Новизна полученных результатов, на наш взгляд, заключается в том, что выявлена зависимость между специфическими особенностями развития полимодального восприятия и уровнем речевого развития. Обнаруженное распределение закрытых и прикрытых модальностей в выборке детей с ОНР, указывает на избирательную и застревающую акцентуацию на ведущей модальности. Высокий процент наличия закрытых и прикрытых модальностей у детей с ОНР, когда прослеживается типично высокий уровень закрытой и прикрытой слуховой модальности, низкий уровень закрытой и прикрытой зрительной модальности, по нашему мнению, можно обосновать дизон-тогенетическим развитием полимодального восприятия этих детей наряду с нарушением речи. Частота наличия прикрытых модальностей у детей
с нормальным речевым развитием и с ОНР, а также обнаруженная закономерность уменьшения связи в цепочках открытых-прикрытых-закры-тых модальностей не показывают существенных различий, что наглядно представляет особенности становления полимодального восприятия у всех дошкольников: постепенное накопление количественных и качественных изменений, зависящих от общих темпов развития ребенка. Полученные результаты дали возможность надеяться на успешность попыток совершенствования полимодального восприятия в условиях специально организованного коррекционного обучения, опирающихся на индивидуальный подход в развитии сенсорных модальностей и коррекции его индивидуальных особенностей в процессе логопедических занятий.
На формирующем этапе исследования нами проводилось экспериментальное обучение дошкольников по специально разработанной программе. Целью программы было развитие и коррекция индивидуальных стереотипов полимодального восприятия у детей с 6-7 лет с ОНР. Методика подачи информации, где каждому ребенку предполагалось осуществлять выбор в соответствии со спецификой его полимодального восприятия, сочеталась с адаптированным программным содержанием занятий коррекционного воспитания, обучения и подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи Т. Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, на втором году обучения [5].
В программное содержание фронтальных занятий (по развитию лексико-грамматических компонентов речевой системы, совершенствованию навыков звукового анализа, синтеза и обучению грамоте) было включено шесть этапов работы над развитием и коррекцией полимодального восприятия: распределение основного содержания занятий по способам переработки информации; мультисенсорная подача информации; мультисен-сорная подача информации с одновременным развитием способов переработки информации ; активизация процессов сенсорного внимания и сенсорной памяти на основе трех модальностей восприятия; формирование предпосылок самоорганизации и самоконтроля, опираясь на перцептивный опыт. Перечисленные этапы реализовывались последовательно, дети при этом объединялись в подгруппы по специфике структуры полимодального восприятия (первый и второй этапы), и по характеру речевого дефекта (третий, четвертый, пятый и шестой этапы).
На индивидуальных логопедических занятиях по коррекции звукопро-изношения обучение велось по доминантной (ведущей) модальности, а закрепление усвоенного материала и контроль усвоенных знаний по суб-доминантным (неведущим) модальностям восприятии информации. При постепенном повышении вспомогательной роли остальных модальностей, у детей обеспечивалась полимодальная работа восприятия. На каждом этапе логопедического воздействия мы формировали полимодальный образ артикуляционного уклада.
Методические приемы для детей с ведущей зрительной
модальностью
В начале коррекционно-развивающей работы обязательно использовались зеркала, выполнение артикуляционной гимнастики, постановка, автоматизация и дифференциация звуков основывались на восприятии натуральных предметов, картинок, и др. Ребенок с прикрытой или закрытой слуховой модальностью, после зрительного восприятия переходил к практической работе, после чего выполнял задания по вербальной инструкции. Ребенок с прикрытой или закрытой тактильно-кинестетической модальностью после зрительного восприятия, переходил к слуховому восприятию, а затем к практической деятельности.
Методические приемы для детей с ведущей тактильнокинестетической модальностью В начале обучения не использовались зеркала, дети воспринимали образец артикуляционного уклада взрослого. Выполнение артикуляционной гимнастики постановка, автоматизация и дифференциация звуков основывались на тактильно-кинестетическом ощущении. Выкладывались артикуляционные уклады на моделях, пальцах рук. Широко применялись упражнения на развитие силы вдоха и выдоха, ритмические движения, отстукивания. К тому же, мы подключали вкусовой рецептор. Дошкольникам с прикрытой или закрытой слуховой модальностью, после практической работы, давали задания сначала на зрительное восприятие. Затем на слуховое. Ребенку с прикрытой или закрытой зрительной модальностью, после практической работы давали задания на слуховое восприятие, а затем на зрительное.
Методические приемы для детей с ведущей слуховой модальностью
В начале обучения не использовались зеркала, постановка, автоматизация и дифференциация звуков основывались на соотнесении изучаемых звуков со звуками реальных предметов и объектов, музыкальное сопровождение, вербальные инструкции и др. Ребенок с прикрытой или закрытой тактильно-кинестетической модальностью после слухового восприятия переходил к зрительному восприятию. Затем к практической работе. Ребенок с прикрытой или закрытой зрительной модальностью сначала выполнял практические задания, а затем на зрительное восприятие.
Результаты формирующего обучения и их анализ Сравнительный качественный анализ профиля полимодальности дошкольников в двух выборках после формирующего эксперимента (таблица 1) показал, что в ЭГ детей со сглаженным профилем (гр. «А») достоверно больше, чем в КГ, соответственно 79,40% и 40,00%, при р < 0,01. Процент дошкольников с акцентуировано-избирательным профилем (гр. «Б») отличается незначительно, в ЭГ - 19,62%, в КГ - 18,00%. Детей с акцентуирова-но-застревающим профилем в группе, где проводилось экспериментальное обучение, обнаружилось - 0,98%, что достоверно меньше, чем в группе где проводилась традиционная коорекционно-развивающая работа - 42,00%, при р < 0,01.
Таблица 1 - Сравнительные распределения детей по профилю полимодальности в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах формирующего эксперимента
КоЛИШИМЧИи №С11(№№11№1£Ы1 рг>111 ОГшнч1 <>Гм1|1Ч‘ к'И III Ч 1-г 1 но ирини.н.им'ч ши-кт
II|>Г,11.К II. 1 и сних стимулов ' Экгаерпнсн I .'Lll.llли гр^ппя Р КлнЕролмтя групп* Р
Эиь группн. КлШр. 1 ръ неш к‘ч1Г|П-гК:и»1Н liiM.li КОрр|/КЛ1ЕИ Да кчкщмкщт После ьчтрч ь цми
Кол. Еч'п.1. ^4 Ко. 1. % Ко.1. %
с №&цжьш алас 1*52 N00 172 ]0.>4 ]>4*2 ¥2,03 0,01 Н4 10^0 ^20 *5,00 р- 0.(11
Грачмашч строй \Ш 950 198 10.22 №11 ¥3.45 г 0,01 101 10,*3 604 65. ?£ и- о.01
УМЧЦЧЧ 1 ИкММП ПЗС 1122 550 :м> 22,2Я ] 119 99,73 г 0,01 ш 23,6-1 411 г- г 17' 0.01
Фиыгчлпгч. ант» сиите* 24)41) 1000 *] 2.^0 11ЯЙ УЗ, ЯП г 0,01 27 2,70 ЫЮ ым« р-о.01
*Э. - экспериментальная группа К - контрольная группа
Таблица 2 - Показатели успешности выполнения диагностических заданий детьми на исследование результатов логопедической коррекции в экспериментальной группе и контрольной группе
рГр 1 р. «А» Д«т. Гр. «Ь» Г 1 р. Дкт.
Кои п . Р1ИП Кип 1 р, лит. Кипе 1. II НИ Кошр. лип К»кг, Л1Л Киш р. этап
Клг % К г>л. ^4 Кол. Кол. % Кол. % Кол.
32 Л.З? й1 7Ы0 р- о.о| М.60 20 19.62 51 50.00 1 р о.01
К. 17 .4,00 20 40.00 р. 0,03 7 1 ГО 9 15,00 26 52,00 21 42.00 р. 0.03
*по критерию ф*- углового преобразования Фишера р < 0,01- показывает статистическую значимость, р > 0,05 доказывает статистическую незначимость.
На заключительном этапе нашего исследования, для определения актуальности формирующего обучения в двух выборках была проведена серия диагностических занятий на установление результатов логопедической коррекции. В качестве контрольных критериев были избраны следующие компоненты речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроиз-ношение, навыки фонематического анализа и синтеза (таблица 2). Следует заметить, что на начальном этапе эксперимента уровни развития каждого отдельного из указанных компонентов речи были идентичными для детей экспериментальной и контрольной групп.
Расчет критерия ф*- углового преобразования Фишера показал, что доля, успешно выполненных диагностических заданий после логопедической коррекции у детей экспериментальной группы выше, чем у контрольной ф*эмп.<ф*кр,прир<0,01.
На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Онтогенез полимодального восприятия ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлен комплексом внутренних и внешних условий. К внутренним условиям относятся темпы речевого развития. К внешним от-
носится специальная организация коррекционно-развивающего пространства, предполагающая комплексную работу по совершенствованию структуры полимодального восприятия в процессе логопедического воздействия.
2. Сроки индивидуализации полимодального восприятия у старших дошкольников с ОНР в целом соответствуют таковым у нормально развивающихся сверстников, но их качественные характеристики значительно отличаются. Наиболее существенным различием является частое обнаружение закрытых (не используемых в перцептивной деятельности) модальностей восприятия и слабом уровне взаимодействия сенсорных модальностей, что приводит к установлению типологических признаков акцентуации полимодального восприятия на определенной ведущей модальности. Без специального формирования эти недостатки не преодолеваются, а при его наличии компенсируются в разной мере. В условиях специальной коррекционно-развивающей работы специфика полимодального восприятия сглаживается к концу дошкольного возраста.
3. Психолого-педагогические условия совершенствования полимодального восприятия заключаются в последовательности и комплексности воздействий. Их предметом является сначала дифференцирование основного содержания информации по слуховым, тактильно-кинестетическим и зрительным категориям в учебном пространстве по ведущим модальностям восприятия детей с постепенным расширением связей между модальностями восприятия информации через задействование всех модальностей. Следующим шагом является оптимизация процессов зрительного, такиль-но-кинестетического, слухового внимания и развитие произвольности восприятия субдоминантных модальностей. Это закрепляло умение детей воспринимать информацию полимодально, что вместе значительно усилило компенсирующее логопедическое воздействие.
Библиографический список
1. Дзятковская, Е. Н. [Текст]: монография / Е. Н. Дзятковская, В. И. Нодельман, 3. И. Востротина. - Иркутск: ИГУ, 1998. - 320 с.
2. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. [Текст]: в 2т. / А. В. Запорожец. - М., 1986. Т. I. С. 36 - 153, 155 - 176, 216 - 221. Т. II. С. 146-188.
3. Каффеманас, Р. Б. Сравнительные исследования осязания восприятия аномальных детей разных категорий. [Текст] / Р. Б. Кафеманас // Дефектология. - М., 1991. - №5. - С. 14-19.
4. Нодельман, В. И. Особенности структуры полимодального восприятия у дошкольников с недостатками речи и их учет в коррекционно-развивающей работе [Текст] / В. И. Нодельман, И. Ю. Мурашова // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2010. - №5. - С. 382-394.
5. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.