УДК 371.927+312
Нодельман Валентина Ивановна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры Клинико-психологических основ дефектологии и логопедии Восточно-Сибирской государственной академии образования, [email protected], Иркутск
Мурашова Ирина Юрьевна
Учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 96, [email protected], Ангарск
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У дошкольников С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ И ИХ УЧЕТ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
Nodelman Valentina Ivanovna
The candidate ofpsychological sciences, the senior lecturer of chair of Kliniko-psychological bases of defectology and logopedics Vostochno-Sibirskaja of the state Academy of education, nvi-irk@yandex. ru, Irkutsk
Murashova Irina Jurevna
The teacher-logopedist of municipal preschool educational institution a kindergarten № 96, irinangarsk@yandex. ru, Angarsk
FEATURES OF STRUCTURE OF POLYMODAL PERCEPTION AT PRESCHOOL CHILDREN WITH LACKS OF SPEECH AND THEIR ACCOUNT IN KORREKTSIONNO- DEVELOPING
WORK
Ориентирование системы специального образования на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум общеобразовательного массового учреждения предполагает создание для них максимально благоприятных условий обучения и коррекции имеющихся недостатков. Для детей с трудностями развития одной из серьезных проблем является усвоение учебной информации, восприятие которой предполагает достаточный уровень функциональной зрелости различных анализаторных систем.
Сочетание в учебном процессе словесных, наглядных и практических методов обучения ориентировано на использование восприятия разных модальностей: как слухового и зрительного, так и кинестетического, тактильного. Именно способность к полимодальной переработке информации является основой для наиболее полного и прочного овладения ею в разных видах действий и деятельности, в том числе в устной и письменной речи [1, с. 72].
При этом, под полимодальностью восприятия понимается сочетание различных сенсорных модальностей при доминировании одной или нескольких из них в процессе приема и переработки информации [2]. В структуре
382
полимодального восприятия возможно выделение сенсорных модальностей, используемых в перцептивной деятельности с разной степенью активности. Наибольшая активность свойственна открытым модальностям. Практически не используемыми являются закрытые модальности. И средняя степень активности той или иной модальности восприятия обозначается как прикрытая. Такое подразделение важно для определения диапазона опоры на различные модальности в процессе обучения и в коррекционноразвивающей работе.
Различные варианты психического дизонтогенеза сопровождаются функциональной недостаточностью, как отдельных видов восприятия, так и незрелостью межанализаторных связей. По мнению Р.Б. Каффеманаса, одной из особенностей, характерной для всех детей с трудностями психического развития, являются недостатки восприятия информации как нарушенными, так и здоровыми анализаторами. Автор подчеркивает особую важность сравнительных исследований восприятия у детей с различными первичными дефектами, поскольку они позволяют не только выявить отклонения от нормального психического развития, но и изучить специфику этих отклонений, обусловленную первичным дефектом каждого вида [6; 7].
Эти недостатки проявляются и у детей с нарушениями речевого развития, что было показано в исследованиях В. И. Нодельман [5]. Как известно, коррекционный процесс, направленный на преодоление недостатков речевого развития, предполагает обязательную опору на все сохранные анализаторные системы [4]. В то же время ощущается недостаток научно-методических данных о диагностике полимодального восприятия, а также об организации его целенаправленного развития и коррекции у детей, имеющих различные речевые нарушения. При наличии исследований состояния отдельных видов восприятия практически нет рекомендаций по методике повышения активности использования этими детьми разных сенсорных каналов в перцептивной деятельности, включаемой в коррекционно-развивающий процесс.
Актуальность исследования полимодального восприятия, выявления путей его развития и коррекции у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обуславливается также тем, что тяжелый первичный речевой дефект, сопровождающийся недостаточностью межфункциональных связей, значительно ограничивает возможности отражения внешних воздействий в чувственных образах [3]. Бедность чувственных представлений, в свою очередь, ведет к ограниченности перцептивной базы мыслительной деятельности и, как следствие, негативно негативно отражается на овладении программным содержанием учебных предметов.
Все вышеизложенное послужило основанием для проведения исследования, целью которого явилось изучение особенностей структуры полимодального восприятия и определение путей его развития и коррекции у старших дошкольников с ОНР.
Мы исходили из предположения о том, что у детей 6-7 лет с ОНР имеются неблагополучные особенности развития полимодального восприятия,
выражающиеся в большом количестве закрытых и прикрытых модальностей, что обуславливает их недостаточное взаимодействие. Для проверки гипотезы было исследовано состояние зрительной, тактильно-кинестетической и слуховой модальностей восприятия у 152 дошкольников с ОНР (экспериментальная группа - ЭГ) и их 88 сверстников с нормальным речевым развитием (контрольная группа - КГ).
В исследовании использовалась методика Е. Н. Дзятковской для диагностики перцептивного профиля у младших школьников [5], адаптированная нами для старшего дошкольного возраста. Процедура исследования имеет форму предъявления ребенку последовательно четырех групп информации: первая и третья группы с положительным эмоциональным входом, вторая и четвертая - с негативным. В каждой группе информация собрана на какую-либо одну тему: первая группа - «О любви ко мне», вторая - «Мне горестно», третья - «Мне радостно», четвертая - «Опасность для меня». Представление информации испытуемому осуществялется в трех модальностях: 1) в форме речевого высказывания, воспринимаемого на слух; 2) в виде рисунка - цветографического пятна, которое воспринималось зрительно и вызывало соответствующие теме ассоциации - любви, горя, радости, страха: 3) в виде черно-белых объемных фотографических изображений, воспринимаемых не только зрительно, но, в первую очередь, тактильно-кинестетически. Испытуемым дается инструкция: «Выберите то, что вам больше понравилось: цветной рисунок; текст, который я буду зачитывать, либо черно-белую композицию». Во 2-й и 4-й группах информации инструкция несколько меняется: «Выберите то, что вас больше разволновало, заставило переживать...». И далее: «Можете выбирать и то, и другое, и третье вместе, либо только два, либо что-то одно. Можете даже совсем ничего не выбрать, если ничего не понравилось/не взволновало». Свой выбор дети осуществляли на карточке, обводя в кружок буквы С, Р, Ф. Буква «С» обозначала выбор слов (текста), буква «Р» - цветной рисунок, буква «Ф»
- фотографию (черно-белую композицию). Автором методики было установлено, что наибольшее число выборов букв С, Р, или Ф, свидетельствует о наличии какого-либо ведущего канала - слухового, зрительного или тактильно-кинестетического (соответственно). Наличие равного количества выборов всех букв свидетельствует о сглаженности перцептивного профиля, выбор лишь одной буквы - о его акцентуированности (г = 0,88, р< 0,01). Диагностика показывает не только ведущую (открытую) модальность в общей структуре полимодалыюго восприятия, но и наличие закрытых и прикрытых модальностей. Эти данные позволили нам выявить специфику структуры полимодального восприятия по наличию акцентуации и уровню равноценности межанализаторного взаимодействия.
Результаты исследования и их анализ.
Данные о распределении испытуемых исследованных групп по ведущим модальностям восприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение детей экспериментальной и контрольной групп по ведущей модальности восприятия
Частота проявлений ведущей модальности
Ведущая модальность восприятия Дети с ОНР N=152 Дети с нормальным речевым развитием N=88
Кол-во % Кол-во %
Зрительная 77 50,66 48 55,54
Тактильно- кинестетическая 58 38,16 18 20,45
Слуховая 17 11,18 22 25,00
Как видно из представленных количественных показателей, между сопоставляемыми группами испытуемых выявляется сходство, выражающееся в наибольшей частоте проявления ведущей зрительной модальности. Более половины испытуемых в обеих сопоставляемых группах наиболее активно используют в перцептивной деятельности зрительное восприятие (55,54% и 50,66% соответственно). Соотношение же двух других модальностей проявляется по-разному. Так, в ЭГ процент детей с ведущей тактильно-кинестетической модальностью достоверно выше, чем в КГ (при р < 0,02). Слуховая модальность в качестве ведущей у детей с ОНР встречается гораздо реже (у 17 испытуемых из 152), чем среди испытуемых с нормальным речевым развитием (у 22 детей из 88).
В группе дошкольников с ОНР выявлена своеобразная иерархия в распределении по ведущей модальности. На первом месте по частоте проявлений ведущей является зрительная модальность - 56,58%, на втором - тактильно-кинестетическая (38,16% при р < 0,04). Значительно реже встречается ведущая слуховая модальность - у 11,18% детей (различия значимы при р < 0,02). Различия распределений между тактильно-кинестетической (38,16%) и слуховой (11,18%) модальностями достоверны при р < 0,03.
Таким образом, у старших дошкольников с ОНР прослеживается игнорирование слуховой доминанты в пользу зрительной и тактильно-ки-нестетической. Это, по нашему мнению, объясняется как нарушением фонематического восприятия, входящего в структуру ОНР, так и повышенной склонностью дошкольников с ОНР к невербальному сенсорному доминированию [1].
В группе дошкольников с нормальным речевым развитием достоверны различия распределения в парах ведущая зрительная (54,55%) и ведущая слуховая (25,00%) модальности - при р < 0,03, а также ведущая зрительная (54,55) и ведущая тактильно-кинестетическая (20,45) модальности - при р < 0,02.
Результаты исследования частоты распределений открытых, прикрытых и закрытых модальностей восприятия в двух группах наших испытуемых представлены в таблице 2.
Анализ материалов таблицы показывает, что у дошкольников с ОНР достоверно реже, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием встречается открытая слуховая модальность (при р < 0,001). Процент детей с открытой зрительной модальностью восприятия в двух выборках практически равен (84,87% - 86,36%). Количество детей с открытой тактильно-кинестетической модальностью отличается незначительно, в ЭГ они составили 70,39%, в КГ - 77,27%.
Таблица 2 - Распределение испытуемых сопоставляемых групп по степеням активности модальностей восприятия
Группы испытуемых
ьй Дети с ОНР Дети с нормальным развитием речи
о о Откр. Прикр. Закр. Откр. Прикр. Закр.
ж л £=: я КС о Кол-во % Кол-во % Кол-во % Всего Кол-во % Кол-во % Кол-во % Всего
Зр* 129 84,87 2 1,30 21 13,82 152 76 86,36 6 6,81 6 6,81 88
Т/к 107 70,39 11 7,20 34 22,37 152 68 77,27 16 18,18 4 4,54 88
Сл. 59 38,82 15 9,87 78 51,32 152 77 87,50 5 5,68 5 5,68 88
Все- 295 64,69 28 6,14 133 29,17 456 222 84,10 27 10,23 15 5,68 264
го
*3р. - зрительная модальность. Т/к - тактильно-кинестетическая модальность Сл. - слуховая модальность.
Соотношение ЭГ и КГ по прикрытым модальностям всех видов отличается незначительно. Также незначительны различия между группами по частоте проявления закрытой зрительной модальности. В то же время, в группе испытуемых с ОНР достоверно выше процент детей с закрытой слуховой и тактильно-кинестетической модальностями (различия значимы при р < 0,001).
Сравнительный анализ общего процента открытых, прикрытых, закрытых модальностей у детей обнаружил, что различия между дошкольниками выражены больше по открытым и закрытым модальностям восприятия. Так, дети с ОНР достоверно реже (64,69%) имеют открытые модальности, чем их нормально развивающиеся сверстники (84,10%)
- различия значимы при р < 0,02. Число детей, имеющих закрытые сенсорные каналы достоверно больше в группе ОНР (29,17%). Среди дошкольников с нормальным речевым развитием их значительно меньше - 5,68%. Различия достоверны при р < 0,02). Общий процент детей с прикрытыми модальностями восприятия различается незначительно (в ЭГ - 6,14%, в КГ - 10,23%).
Таким образом, результаты исследования позволяют отметить наличие прикрытых модальностей у практически одинакового количества детей сопоставляемых групп в качестве признака сходства в структуре полимодального восприятия у дошкольников с ОНР и с нормальным ре-
чевым развитием. Это отражает общие особенности становления по-лимодального восприятия у всех дошкольников: постепенное накопление количественных и качественных изменений, зависящих от общих темпов развития ребенка.
Гораздо значительнее проявляются признаки отличий в структуре полимодального восприятия между сопоставляемыми группами детей. Так, низкая частота проявлений закрытых и прикрытых модальностей в КГ подтверждает положение о том, что, несмотря на длинный путь развития полимодального восприятия, в целом становление перцептивных реалий в онтогенезе протекает в демократическом русле. Это ориентирует на положительный прогноз состояния полимодального восприятия детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения.
Иная картина выявляется при нарушениях речи. В общем, для дошкольников с ОНР характерен высокий процент наличия закрытых и прикрытых модальностей. При этом прослеживается типично высокая частота проявлений закрытой и прикрытой слуховой модальности в сочетании с низкой частотой проявлений закрытой и прикрытой зрительной модальности. Данный феномен можно обосновать дизонтоге-нетическим характером становления полимодального восприятия этих детей: слабость слуховой модальности, компенсируемая преобладанием зрительной и тактильно-кинестетической модальностей. Обнаруженное распределение закрытых и прикрытых модальностей в этой выборке указывает на избирательную и застревающую акцентуацию на ведущей модальности.
Для выявления уровня взаимодействия сенсорных модальностей у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием проводились исследования уровня корреляционной связи между открытыми, прикрытыми и закрытыми модальностями (таблица 3). Модальности были объединены в три блока: 1) зрительная - тактильно-кинестетическая; 2) слуховая - тактильно-кинестетическая; 3) слуховая - зрительная. Внутри блоков составлены 27 пар межмодального взаимодействия так, чтобы можно было выявить связи между зрительной, тактильно-кинестетической и слуховой модальностями восприятия с открытыми, прикрытыми и закрытыми сенсорными каналами.
Таблица 3 -Показатели корреляционной связи между открытыми, прикрытыми и закрытыми модальностями в структуре полимодального восприятия у испытуемых сопоставляемых групп (при р < 0,05)
*3/о - зрительная открытая; 3/п - зрительная прикрытая; З/з - зрительная закрытая. Т-К/о - тактильно-кинестетическая открытая ; Т-К/п - тактильно-кинестетическая прикрытая; Т-К/з - тактильно-кинестетическая закрытая. С/о - слуховая открытая; С/п - слуховая прикрытая; С/з - слуховая закрытая.
Данные исследования показывают, что корреляционная связь в парах зрительной и тактильно-кинестетической, слуховой и тактильно-кинестетической, слуховой и зрительной модальностей восприятия (открытых, прикрытых, закрытых) в группе дошкольников с нормальным речевым развитием теснее, чем в группе детей с ОНР. Обнаружено также, что между открытыми модальностями в обеих выборках существует наиболее тесное взаимодействие. Между открытыми и прикрытыми модальностями взаимодействие присутствует, но его уровень снижен, связь не столь тесная. В обеих выборках прослеживается закономерность уменьшения связи в цепочке открытая - прикрытая - закрытая модальность. Между закрытыми модальностями связь слабая, а чаще всего отсутствует вообще. Из этого следует, что при наличии в структуре полимодального восприятия прикрытых и, особенно, закрытых сенсорных каналов нарушается полноценное взаимодействие всех модальностей.
Для определения профиля полимодальности было проведено распределение детей в двух выборках по наличию у них прикрытых и закрытых модальностей. Результаты экспериментальной диагностики позволили нам выделить три группы - «А», «Б», «В», соответствующие сглаженному, акцентуированно-избирательному, акцентуированно-застревающему 388
профилю [8]. Исследование показало, что у детей с ОНР достоверно реже (32,23%), чем у детей с нормальным речевым развитием (76,13%), встречается сглаженный профиль полимодальности (различия достоверны при р<0,01). Также значительно меньше в выборке ОНР детей с акцентуиро-ванно-избирательным профилем, чем среди их сверстников с нормальным развитием речи (соответственно 9,87% и 30,68%, различия достоверны при р < 0,01). В то же время в выборке ОНР достоверно чаще, чем в КГ встречается акцентуированно-застревающий профиль (соответственно - 57,89% и 9,09%, различия достоверны при р < 0,01).
Результаты исследования выявляют также особенности распределения дошкольников с ОНР по типологии полимодального восприятия. Оказалось, что в ЭГ испытуемых с акцентуацией на ведущей модальности достоверно больше (67,75%), чем детей, не имеющих такой акцентуации (32,25%). Различия значимы при р < 0,04. В таблице 4 показаны три группы испытуемых с ОНР по типам акцентуаций: 1) на ведущей зрительной модальности; 2) на ведущей тактильно-кинестетической модальности; 3) на ведущей слуховой модальности.
Таблица 4 - Частота проявлений различных акцентуаций полимодального восприятия у старших дошкольников с ОНР
Тип акцентуации полимодального восприятия Частота проявлений
Кол-во %
Зрительная модальность 57 37,50
Тактильно-кинестетическая модальность 34 22,37
Слуховая модальность 12 7,89
Всего 103 67,75
Достоверность большей частоты проявления акцентуации на ведущей зрительной модальности по сравнению с акцентуацией на ведущей слуховой модальности подтверждается при р<0,001. В то же время частота проявлений акцентуации на ведущей зрительной модальности в сравнении с акцентуацией на ведущей тактильно-кинестетической модальности отличается незначительно. Также не получила статистического подтверждения достоверность различий частоты проявления акцентуаций на тактильно-кинестетической модальности по сравнению с акцентуацией на слуховой модальности.
На основе анализа результатов исследования нами также сделана попытка охарактеризовать особенности детей с наличием прикрытых (акцентуи-рованно-избирательный профиль) и закрытых (акцентуировано-застреваю-щий профиль) сенсорных каналов в неведущих модальностях.
Таким образом, в структуре полимодального восприятия детей с ОНР выявляются особенности, свидетельствующие о ее незрелости, функциональной неполноценности, обусловленной преобладанием акцентуированных типов с застреванием на зрительной и тактильно-кинестетической модальности.
Перейдем к характеристике особенностей, выявляемых у детей с ОНР, демонстрирующих различные типы структуры полимодального восприятия.
Особенности старших дошкольников с ОНР, имеющих акцентуацию на ведущей зрительной модальности
Группа детей с акцентуацией на ведущей зрительной модальности оказалась на первом месте по частоте проявлений. В нее вошли 57 дошкольников с ОНР (19 девочек и 38 мальчиков). В структуре общего недоразвития речи у этих детей преобладали фонетико-фонематические нарушения.
Эти дети лучше воспринимают и запоминают то, что видят. Им легче представить зрительные игровые образы. При обучении они требуют установления с педагогом зрительного контакта «глаза в глаза». Информацию такие дети воспринимают целостно, обобщенно. На логопедических занятиях они обращают внимание на артикуляционные профили и схемы, модели звуков, слогов, слов предложений, зеркала, игрушки, предметные и сюжетные картинки. Дети этой группы легко воспринимают пространственные отношения предметов. Они отдают предпочтение невербальному способу переработки информации. В то же время эти дети быстро утомляются при однообразии наглядности, им необходимо разнообразие пособий, варьирование расстояния от глаз до зрительных стимулов. Представители этой группы проявляют особую чувствительность к цвету. У них наблюдается саморегуляция по цветовому выбору. При длительной фиксации зрения на любимом цвете у детей повышается внимание и работоспособность, что улучшает качество восприятия учебного материала. В коррекционной работе с этими детьми требуется исходная опора на зрительную модальность с дальнейшей активизацией слухового и тактильно-кинестетического каналов.
Особенности старших дошкольников с ОНР, имеющих акцентуацию на ведущей тактильно-кинестетической модальности
Группа детей с акцентуацией на ведущей тактильно-кинестетической модальности оказалась на втором месте по частоте проявлений. В ее состав вошли 34 ребенка с ОНР, из них 7 девочек и 27 мальчиков. В структуре общего недоразвития речи у этих дошкольников равномерно проявлялись нарушения лексико-грамматической стороны речи и фонетико-фонемати-ческих процессов.
Эти дети лучше воспринимают, запоминают то, что сделали сами, так как прочное усвоение знаний происходит при помощи мышечной памяти. С удовольствием воспринимают учебный материал в условиях сопровождения подвижными играми. Им легче представить двигательные и тактильные ощущения. Информацию представители этой группы воспринимают обобщенно. При обучении они нуждаются в мягких прикосновениях, поглаживаниях педагога, в мимической поддержке. При объяснении нового учебного материала им необходимы жестовый показ и практическое освоение. Предпочтение отдают вербальному способу переработки информации.
Проявляют особую чувствительность к вкусу, запахам, прикосновениям. Наблюдается обостренность болевых ощущений. При неприятных запахах, резких и неприятных прикосновениях снижается внимание и работоспособность этих детей, что ухудшает качество восприятия учебного материала. И, наоборот, при приятных запахах и прикосновениях повышается качество восприятия. В коррекционной работе с детьми данной группы важно изначально опираться на возможности их тактильно-кинестетического восприятия, а затем активизировать слуховую и зрительную модальности.
Особенности старших дошкольников с ОНР, имеющих акцентуацию на ведущей слуховой модальности Группа с акцентуацией на ведущей слуховой модальности оказалась самой малочисленной, она состояла из 12 дошкольников с ОНР, из них 4 девочки и 8 мальчиков. У всех представителей этой группы ярко прослеживались типологические особенности полимодального восприятия. В структуре общего недоразвития речи у этих дошкольников преобладают лек-сико-грамматические нарушения. Фонетико-фонематические недостатки незначительны. У четырех детей из двенадцати отсутствовали нарушения звукопроизношения, у остальных наблюдалась дефекты произношения отдельных звуков.
Эти дети довольно хорошо воспринимают информацию на слух, для них лучше услышать, чем увидеть. При предъявлении учебного материала требуют опоры на логику, информация должна подаваться им линейно. Они отдают предпочтение вербальному способу переработки информации. Эти дети проявляют особую чувствительность к шуму, музыке, звукам. У них наблюдается обостренное чувство на слишком громкую музыку, резкий шум, скрежещущие звуки. Внимание и работоспособность представителей этой группы повышаются при сопровождении учебного материала негромкими музыкальными композициями, звукоподражаниями, модуляцией высоты голоса, сочетании шепотных, тихих и громких высказываний. В коррекционной работе с детьми этой группы необходимо, в первую очередь, использовать продуктивность слухового восприятия, что особенно важно для преодоления речевых дефектов. Однако не менее важной является работа по активизации других сенсорных каналов, без участия которых невозможна межмодальная переработка информации.
Характеристика старших дошкольников с ОНР с прикрытой и закрытой слуховой модальностью восприятия Дети, имеющие прикрытую и закрытую слуховую модальность восприятия составили самую многочисленную группу среди испытуемых с наличием такого типа структуры полимодального восприятия.
Таким детям трудно воспринимать, запоминать информацию на слух, любое слово требует для них подкрепления зрительным или тактильно-ки-нестетическим стимулом. Представители этой группы с трудом воспринимают и дифференцируют звуковые образы: шумовые, музыкальные, речевые. В структуре общего недоразвития речи у них преобладают нарушения
фонетико-фонематических процессов. Нарушена дифференциация речевых звуков. Ребенок с прикрытой слуховой модальностью с трудом различает характер музыкальных мелодий. Он с первого раза не может воспроизвести (отстучать) заданный ритмический рисунок. Недоступно этим детям выделение заданного звука из середины и конца слова. Они с трудом различают близкие по звучанию фонемы. В случае, если вырабатывается навык анализа изолированных фонем, то отмечается дефектное восприятие пар слов, различающихся только одним звуком (паронимов), а также слов, редко употребляемых или сложных по звуковому составу. Ребенку с закрытой слуховой модальностью недоступно различение характера музыкальных мелодий, с огромным трудом он определяет направление звучания предмета (Где звенит?). Такой ребенок не может самостоятельно воспроизвести (отстучать) заданный ритмический рисунок. У него нарушена дифференциация всех речевых звуков, ему недоступно выделение заданного слова из предложения, звука из начала, середины, конца слова, определение места слова в предложении, звука в слове. В коррекционной работе при данном типе структуры полимодального восприятия необходимо опираться в первую очередь на зрительную и тактильно-кинестетическую модальности, а затем, опосредованно активизировать слуховой канал.
Характеристика старших дошкольников с прикрытой и закрытой тактильно-кинестетической модальностью восприятия
Данная группа старших дошкольников с общим недоразвитием речи оказалась на втором месте по численности среди детей, имеющих прикрытые и закрытые модальности восприятия. При этом нам не встретилось ни одного ребенка, у которого была бы закрыта или прикрыта только одна так-тильно-кинестетическая модальность. Данная модальность была нарушена только в паре со слуховой или зрительной модальностями восприятия.
Таким детям трудно воспринимать пространство относительно своего тела (слева-справа, спереди-сзади, сверху-снизу...), срисовывать с образца. У них прослеживаются нарушения восприятия движений и совершаемых действий с предметами.
Ребенок с прикрытой тактильно-кинестетической модальностью слабо воспринимает движения мелкой пальцевой моторики, с трудом дифференцирует их, что в школе может обуславливать нарушения письма. Чаще всего у таких детей наблюдаются затруднения узнаваний предметов на ощупь, они неверно опознают форму, размер, материал объекта. С трудом происходит различение мимики, восприятие артикуляции речевых звуков и слов в целом, что определяет трудность дифференциации артикулем. Ребенок с закрытой тактильно-кинестетической модальностью не воспринимает стимулирующие прикосновения и поглаживания, не реагирует на мимические различия. Ребенок не может узнать признаки знакомого предмета на ощупь, ему также недоступно определение формы предмета, засунутого в рот. В истории речевого развития таких детей иногда встречается диагноз «Моторная алалия». Дети практически не ощущают собственную артику-
ляцию речевых звуков и слов в целом, что определяет смешение артикулем. Кинестетическая основа движений при этом не дифференцирована и плохо управляема. Нарушения восприятия движений, общей и мелкой пальцевой моторики у этих детей предопределяют трудности в усвоении навыков письма. Коррекционная работа с этими детьми должна быть направлена на активизацию тактильно-кинестетической модальности восприятия, опосредовано через взаимодействие зрительного и слухового каналов.
Характеристика старших дошкольников с прикрытой и закрытой зрительной модальностью восприятия
Такие дети испытывают трудности в восприятии целостного образа предмета. При этом простое, зрительное узнавание реальных объектов и их изображений у них не отличается от нормы.
Ребенок с прикрытой зрительной модальностью воспринимает образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, у них отмечаются ошибки опознания. Ребенок с закрытой зрительной модальностью испытывает затруднения в восприятии предмета в усложненных условиях наложения, называет лишь отдельные фрагменты предмета или его изображения, вычленяет только отдельные признаки, недостаточные для идентификации. При обучении грамоте такие дети с трудом зрительно распознают буквы, двигательные же программы их написания усваиваются без трудностей. В некоторых случаях наблюдаются трудности срисовывания рисунка или списывания букв. В коррекционной работе необходима активизация зрительного восприятия путем опосредованной опоры на тактильно-кинестетическую и слуховую модальности.
Выводы
1. Сроки становления структуры полимодального восприятия и ее индивидуализации у старших дошкольников с ОНР в целом соответствуют таковым у нормально развивающихся сверстников, но их качественные характеристики значительно отличаются. Наиболее существенными различиями являются распространенность закрытых (не используемых в перцептивной деятельности) сенсорных каналов, проявления акцентуированного профиля структуры полимодального восприятия, низкий уровень взаимодействия модальностей.
2. Выявляемые типологические варианты структуры полимодального восприятия, акцентуированного на какой либо отдельной сенсорной модальности, обуславливают трудности перцептивной деятельности, ведут к неполноценности анализа воспринимаемой информации. Акцентуированные, застревающие профили полимодального восприятия значительно ограничивают использование потенциала межанализаторного взаимодействия в процессе логопедической работы по исправлению недостатков речи, особенно касающихся ее фонетико-фонематической стороны.
3. Совершенствование структуры полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР может быть обеспечено специаль-
ной организацией коррекционно-развивающего пространства, предполагающей комплексную работу по совершенствованию структуры полимодаль-ного восприятия в процессе логопедического воздействия.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
2. Бандурка, Т. Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания [Текст]: монография / Т. Н. Бандурка. - Иркутск: Изд-во Оттиск, 2005. - 204 с.
3. Ванюхина, Г. А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.03 / Г. А. Ванюхина.-М.: РГБ, 2003.-203 с.
4. Волкова, Л. С. Теоретические и методологические основы логопед и и[Текст] / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. // Логопедия: учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л. С. Волковой. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 680 с.
5. Дзятковская, Е. Н. Здоровье и образование [Текст]: Монография / Е. Н. Дзятковкская, В. И. Нодельман, 3. И. Востротина. - Иркутск: ИГУ, 1998. -320 с.
6. Каффеманас, Р. Б. Исследование осязательного восприятия аномальных детей [Текст] / Р.Б. Каффеманас // Дефектология. - 1988. - № 2. - С. 21-28.
7. Каффеманас, Р. Б. Сравнительные исследования осязательного восприятия аномальных детей разных категорий [Текст] / Р. Б. Каффеманас // Дефектология.
- 1991,-№5.-С. 14-19.
8. Мурашова, И. Ю. Исследование специфики пол и модального восприятия у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / И. Ю. Мурашова//Диагностические и коррекционные аспекты социализации детей и подростков с нарушениями развития: сборник научных трудов и докладов научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых специальностей 050716 Специальная психология и 050715 Логопедия (Иркутск 28 апреля 2009 г.). - Иркутск: Изд-во Иркут, гос. пед. ун-та, 2009. - С. 34-42.