ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИИ
УДК 371.927
Мурашова Ирина Юрьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, Иркутский государственный университет, [email protected], Иркутск
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается логика исследования индивидуальной структуры полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста, дается подробное описание психологической методики диагностики полимодального восприятия старших дошкольников, созданной на основе экспериментальной методики определения регуляторного профиля сенсорно-перцептивной активности у младших школьников Е. Н. Дзятковской. Освещаются обязательные условия и нюансы исследования полимодального восприятия в дошкольном возрасте. На выборке дошкольников с общим недоразвитием речи анализируются результаты проверки надежности и оценки критериальной валидности методики «Диагностика полимодального восприятия старших дошкольников», позволяющей выявить не только ведущую модальность восприятия, но и наличие активности и инактивности неведущих модальностей, что дает возможность определить индивидуальный тип профиля у детей седьмого года жизни.
Ключевые слова: структура полимодального восприятия, ведущие и неведущие модальности восприятия, активные и инактивные модальности, гармоничный, дисгармонично-избирательный, дисгармонично-инертный типы профиля полимодального восприятия.
При исследовании психологических особенностей детей с трудностями в обучении ученые указывают на функциональную незрелость перцептивных процессов как отдельных видов восприятия и слабость связей между ними [5-10]. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) эта особенность проявляется в трудностях сопоставления информации разных модальностей, перекодирования из одной сенсорной модальности в другую и т. д. (А. П. Воронова, Б. М. Грин-шпун, Г. В. Гуровец, О. А. Денисова, А. Н. Корнев, И. Ю. Мурашова и др.). Следовательно, недостатки сенсорно-перцептивной сферы негативно отражаются на речевой готовности к школьному обучению, что вызывает необходимость создания специальных условий для совершенствования полимодального восприятия (далее ПмВ) в старшем дошкольном возрасте.
Говорить об условиях совершенствования ПмВ у старших дошкольников возможно лишь при наличии данных о его структуре, то есть о составляющих компонентах и механизмах их взаимодействия. Психологическая диагностика структуры ПмВ у старших дошкольников с нормальным речевым развитием и при ОНР должна быть направлена:
на оценку активности зрительного, слухового и тактильно-кинестетического каналов; на анализ их соотношения (выявление ведущих модальностей, характеристика неведущих модальностей в плане степени их включенности в структуру ПмВ); построение профиля структуры ПмВ для обоснования направлений и содержания процесса коррек-ционно-развивающего обучения.
Мы создали методику изучения структуры ПмВ на основе экспериментальной методики Е. Н. Дзятковской «Определение регу-ляторного профиля сенсорно-перцептивной активности у младших школьников» и условно назвали ее «Диагностика ПмВ у старших дошкольников» [3]. Ниже приводим описание используемой нами диагностической методики, позволившей определить как начальное состояние ПмВ, так и его изменения в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми.
Целью диагностики было определение типа профиля структуры ПмВ (выделение ведущей и оценка соотношения открытых, закрытых, прикрытых модальностей на основании исследования активности функционирования зрительного, тактильно-кинестетического и слухового каналов восприятия).
Стимульный материал состоял из четырёх листов зрительных, тактильно-кинестетических стимулов, разработанных Е. Н. Дзят-ковской, и текстов (произносимых слов), активизирующих слуховое восприятие. На стимуле, активизирующем зрительное восприятие, представлен рисунок - беспредметное разноцветное пятно; стимул, активизирующий тактильно-кинестетический канал - черно-белая композиция, демонстрирующая определенную человеческую позу и мимику, позволяющая ребенку с активной тактильно-кинестетической модальностью почувствовать движение и воспроизвести его, в нашей модификации названа фотографией [5].
Для диагностики необходимо последовательно представить ребенку четыре задания. Перед ребенком карандаш и диагностическая карта с четырьмя строчками букв, каждая из которых соответствует одному из четырех заданий: Р (рисунок), Ф (фотография), С (слова). В каждом задании информация предъявляется одновременно в виде зрительных, тактильно-кинестетических и слуховых стимулов, и ребенку предлагается сделать до трех выборов или отказаться от выбора, если ни один стимул ему не нравится.
Обязательными условиями проведения исследования являются следующие нюансы.
1. Перед началом диагностики испытуемому предъявляются тактильно-кинестетические стимулы (фотографии) и экспериментатор дает задание ребенку самому воспроизвести соответствующее каждой позе и мимике движение тела и лица для того, чтобы обеспечить возможность «почувствовать» эмоцию и движение.
2. Текст зачитывается выразительно с отчетливой эмоциональной окраской.
Инструкция для первого и третьего задания: «Выбери то, что тебе больше понравилось: цветной рисунок, фотография, либо слова, которые я скажу». Инструкция для второго и четвертого задания: «Выбери, что тебя больше разволновало или испугало, заставило переживать: цветной рисунок, фотография, либо слова, которые я скажу».
Задание 1: ребенку предлагается сделать выбор при одновременном предъявлении первой страницы демонстрационных листов и произнесении слов: «Я люблю! И меня любят!».
Задание 2: выбор осуществляются по второму демонстрационному листу и произносятся слова: «Все ребята уехали на автобусе кататься по городу, а тебя забыли. Ты горько плакал (а), казалось, что неприятности никогда не кончатся».
Задание 3: предъявляется третья демонстрационная картинка, и произносятся слова: «Радость охватила меня. Казалось, что все улыбаются мне. Даже солнце светило ярче. Хотелось петь и танцевать».
Задание 4: предъявляется четвертый демонстрационный лист и слова к ней: «Война - это страшно, на войне гибнут люди, могу погибнуть я, мои мама и папа. Нам не нужна война!».
При выявлении у детей активного использования всех трех модальностей в разных сочетаниях профиль ПмВ оценивался как гармоничный. Такой вариант диагностических данных свидетельствует о достаточном (гармоничном) уровне сенсорно-перцептивных модальных взаимодействий, сформиро-ванности полимодального восприятия.
Дисгармонично-избирательный тип профиля определялся, когда испытуемый подчеркивал какую-то из букв только один раз из четырех возможных. Это свидетельствовало о том, что одна или две модальности являются прикрытыми. Прикрытая модальность используется ограниченно, что негативно отражается на межфункциональных взаимодействиях в процессе восприятия. В этом случае направленность восприятия ограничивается ведущей модальностью. Последнее и послужило основанием для вывода о его дисгармоничности, избирательной акцентированности.
Дисгармонично-инертный тип профиля диагностировался, если испытуемый не делал ни одного выбора зрительного, слухового или кинестетического стимула во всех четырех заданиях. Это свидетельствовало о наличии устойчиво закрытой либо инертно закрытой модальности. Очевидно, что при этом отмечается слабость межфункциональных взаимодействий и дисгармония восприятия, которая выражена больше, чем в предыдущем случае.
Е. Н. Дзятковская отмечала, что при разработке и подборе стимульного материала для методики она исходила из факта невозможности кинестетически почувствовать
_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
Таблица
Показатели корреляционной связи результатов исследования структуры ПмВ старших дошкольников с ОНР по трем методикам (п = 80, р < 0,05)
Методики 1 2 3
Наша методика «Диагностика ПмВ у ст. дошкольников» (1) 1,0 0,86 0,89
Определение ведущей модальности на основании анализа активно используемых частей речи (2) 0,86 1.0 0,85
Результаты экспертной оценки ведущей модальности методом наблюдения (3) 0,89 0,85 1.0
беспредметный образ, представленный на рисунке, и, наоборот, выбрать фотографию, очевидно передающую эмоционально заряженное движение человека, при закрытой кинестетической модальности. Она указывала на подтвердившуюся диагностическую валидность своего способа диагностики для оценки профиля сенсорно-перцептивной активности у младших школьников [4].
Однако нами было предпринято длительное дополнительное исследование.
Проверка надежности методики «Диагностика ПмВ у старших дошкольников» проводилась на выборке 80 дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи рете-стовым методом с интервалом тестирования в 1-2 дня. Показатель ретестовой надежности составил 0,92, что позволило сделать вывод об устойчивости результатов тестирования к влиянию побочных факторов. Оценка критериальной валидности определялась методом соотнесения полученных результатов с экспертными оценками исследования сенсорно-перцептивной сферы тех же самых детей на основе специально организованного шестимесячного наблюдения за детьми по следующим методикам.
1. «Определение ведущей модальности ребенка» И. И. Белозерцевой, предполагающей морфологический анализ активного словаря ребенка [1]. Выводы о ведущей модальности производились на основе анализа предпочитаемых детьми слов, зафиксированных в анкетах педагогов, работающих с детьми: педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей.
2. «Тест на определение ведущего типа восприятия» М. Р. Битяновой с соавторами, представляющий оценку сенсорных предпочтений детей, производимую педагогом-психологом [2].
Из таблицы мы видим чрезвычайно тес-
ную корреляционную связь между всеми тремя методиками. Это позволяет сделать вывод об их эквивалентности. Однако по сравнению с анализом ведущей модальности на основании активно используемых частей речи и экспертной оценкой сенсорных предпочтений ребенка, используемая нами модификация методики Е. Н. Дзятковской существенно менее трудоемка.
Кроме того, она вызывает у детей эмоциональный отклик, позитивную субъективную оценку. Таким образом, наше исследование подтвердило мнение Е. Н. Дзятковской о диагностической и прогностической валид-ности описанного способа определения индивидуальной специфики структуры ПмВ.
Библиографический список
1. Белозерцева И. Н. Обучаем ребенка саморегуляции. - Иркутск: Сервико, 2001. - 60 с.
2. БитяноваМ. Р., Азарова Т. В., Земских Т. В. Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. - М.: Генезис, 2000. - 119 с.
3. Дзятковская Е. Н. Комплексная диагностика индивидуальных стилей регуляции. Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации). - Иркутск, Иркут. гос. пед. ун-т, 1998. - 60 с.
4. Дзятковская Е. Н. Коррекция организации ментальных структур ребенка как принцип профилактики и реабилитации: автореф.... дис. д-ра биол. наук. - Иркутск, 1998. - 30 с.
5. Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и условия его совершенствования: дис. ... канд. психол. наук. -М., 2013. - 207 с.
6. Мурашова И. Ю., Нодельман В. И. Особенности индивидуальной структуры полимодального восприятия старших дошкольников // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. -С. 213-217.
7. Нодельман В. И., Мурашова И. Ю. Особенности структуры полимодального восприятия у дошкольников с недостатками речи и их учет в коррекционно-развивающей работе // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №№ 5. - С. 382-394.
8. Нодельман В. И., Мурашова И. Ю. Совершенствование полимодального восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической коррекции // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -
№ 2. - C. 269-274.
9. Bradway L., Albers Hill B. How to Maximize Your Child's Learning Ability: A Complete Guide to Choosing and Using the Best Games, Toys, Activities, Learning AIDS and Tactics Fo. - Garden City Part. New York. - Avery Publishing Group, Inc., 1993. - 282 p.
10. Kaluger G., Kolson C. J. Reading and learning disabilities - 2ed. - Columbus, 1978. -494 p.
Murashova Irina Jurevna
Cand. Sci. (Psychol.), Assist. Prof. of the Department comprehensive correction of violations of child development of the Irkutsk state University, [email protected], Irkutsk
SUBSTANTIVE ASPECTS OF RESEARCH MULTIMODAL PERCEPTION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Abstract. The article discusses the logic of the study of individual patterns multimodal perception in children of preschool age, a detailed description is given of psychological diagnosis and results of its reliability and validity for preschoolers seventh year of life with General speech underdevelopment.
Keywords: the structure of multimodal perception, leading and ignorant sense modality, active and inactive modes, harmonious and disharmonious-election, disharmonious inert profile types multimodal perception.