УДК 378.115- 371.5
Дёмина Ольга Валерьевна
преподаватель кафедры военной педагогики и психологии
Пермский военный институт внутренних войск МВД РФ, Пермь, Россия,
e-mail: deminaes21@ya.ru
совершенствование подготовки курсантов военных вузов на основе использования системы воспитания дисциплинированности как профессионально
значимой ценности
Olga V. Dyomina
Lecturer of the Department of Military Pedagogy and Psychology
Perm Military Institute MVD of Russia, Perm, Russia, e-mail: deminaes21@ya.ru
toe improvement of training of military universities
students on the basis of using the system of developing discipline which is regarded to be high value to professional skills training
Аннотация. Статья посвящена проблеме внедрения системы воспитания дисциплинированности как профессионально значимой ценности в сферу профессиональной подготовки курсантов военных вузов. Рассмотрены основные подходы и результаты проводившегося в данном направлении эксперимента, дан его научный анализ. Показана взаимосвязь различных компонентов системы.
Ключевые слова: система; образование; дисциплина; курсант; образовательный процесс.
Abstract. This article is devoted to the problem of intrusion of the system of training disciplin within students of military universitys. Disciplinis regarded to be high value in the sphere of professional training of military universitys students. In this article main approaches, results of the experiment which was conducted in this sphere and its science analysys are given and the connection of different components of the system are viewed.
Key words: system; education; discipline; military student; educational process.
Система военного образования России является источником профессиональных кадров, готовых эффективно решать сложнейшие
© Дёмина О.В., 2014
современные боевые задачи по поддержанию конституционного порядка на территории Российской Федерации, в том числе и в боевых условиях. Это требует высокого качества подготовки военных специалистов, укрепления организованности, правопорядка и воинской дисциплины.
Современная стратегия развития российского военного образования актуализирует новые требования к совершенствованию подготовки курсантов военных вузов. Так, одной из главных задач концепции строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации до 2020 г. [4] является создание новой системы вузов, обеспечивающей совершенствование качественной характеристики воинских кадров на основе формирования высоких нравственных и профессиональных качеств. В этой связи особое значение приобретает процесс воспитания нравственных ценностей у обучающихся в военном вузе, формирования системы ценностных ориентаций, имеющих гуманистическую направленность, поскольку именно ценности должны стать основой профессионализма современного офицера [1].
Одним из профессионально значимых качеств военнослужащего является дисциплинированность, поскольку она составляет основу военно-профессиональной деятельности, обеспечивает успешное выполнение поставленных служебно-боевых задач. Однако вне целенаправленного педагогического воздействия воспитания дисциплинированности не происходит. Соответственно, задачей современного военного вуза является формирование у курсантов военных вузов дисциплинированности не на уровне абстрактного понимания, а в статусе профессионально значимой ценности. В настоящее время сложились все предпосылки решения проблемы воспитания дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов военных вузов.
Воспитание дисциплинированности как профессионально значимой ценности - специфический педагогический процесс, направленный на овладение курсантами знаниями норм и правил воинской дисциплины, формирование выдержки, подчинения, исполнительности, ответственности и ценностного отношения к воинскому долгу, который осуществляется как в учебной [2], так и во внеучебной деятельности. Акцентируя внимание на учебной деятельности, мы прежде всего имеем в виду использование потенциала учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом военно-профессиональной подготовки. В каждой дисциплине используются приемы, ориентирующие воспитательную функцию на дисциплинированность как ценность, например:
- обновление содержания материалами, обеспечивающими принятие дисциплинированности как ценности;
- актуализацию связи теории с практикой военной службы;
- расширение тематики вопросов и ситуаций, позволяющих принять дисциплинированность как ценность.
Анализ военно-профессиональной подготовки и опыта военных вузов показывает, что обязательным и необходимым потенциалом для воспитания дисциплинированности как профессионально значимой ценности обладает практика военных сборов, исследовательская деятельность курсантов, морально-психологическая подготовка и др.
Разработанная модель системы воспитания дисциплинированности как профессионально значимой ценности представляет собой последовательность основных взаимосвязанных этапов, каждый из которых подводит курсанта к определенному результату: сформированная установка
на дисциплинированность на первом этапе, сформированные ценности военно-профессиональной деятельности - на втором, сформированные умения дисциплинированности - на третьем и устойчивое сознательное дисциплинированное поведение - на заключительном, четвертом (см. рисунок).
Воспитание на каждом этапе осуществляется при помощи определенного содержания, комплекса форм, методов и технологий, оценочно-корректирующих мероприятий, приводящих к достижению поставленной цели - повышение уровня (до оптимального) дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов военного вуза.
Система функционирует более эффективно при создании специальных педагогических условий. Ключевыми факторами, влияющими на выбор педагогических условий, являются: содержание и особенности разработанной системы; специфика подготовки курсантов в современных военных вузах; социальный заказ общества и требования к современному офицеру; научные достижения в области воспитания дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов военных вузов; собственный практический опыт деятельности в соответствии с проблемой исследования; результаты констатирующего этапа эксперимента. Эффективное функционирование системы формирования воспитания дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов военных вузов обеспечивается педагогическими условиями: 1) коммуникативно-ценностная ориентация воспитательной деятельности; 2) сочетание гуманистической и военно-патриотической тематики в научно-исследовательской деятельности курсантов; 3) функционирование института наставничества.
В целях совершенствования подготовки курсантов военных вузов необходимо осуществлять работу на основе разработанной системы с различными педагогическими условиями. Проверка эффективности реализации системы воспитания дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов военного вуза, педагогических условий ее функционирования осуществлена с помощью нескольких диагностических срезов: нулевого (исходного), двух промежуточных (по истечении учебного года каждый) и итогового (по окончании эксперимента).
В качестве основного критерия воспитания дисциплинированности принимается продвижение курсантов военного вуза на более высокий уровень дисциплинированности, который определяется показателями - знания норм и правил воинской дисциплины; ценностное отношение к воинскому долгу; личностные качества - выдержка, ответственность, исполнительность, подчинение.
ЦЕЛЬ: воспитание дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов военных вузов
, 8
§ §
ок
еЦ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
Функции: смыслообразующая, информационно-событийная, координирующая Задачи: формирование ценностного отношения к военной профессии; актуализация дисциплинированност и в ценностном
отношении к военной
Функции: активизирующая, обогащающая, распорядительно-регулировочная Задачи: формирование у курсантов умений дисциплинированного поведения; регламентация отношений личного состава курсантов на основе нормативно-распорядительной деятельности
Функции: практико-ориентировочная, индивидуализирующая нормативно-оценочная
Задачи: оценка и коррекция самостоятельного и инициативного проявления дисциплинированности;
поддержка
дисциплинированного поведения курсантов-практикантов в условиях реального военного подразделения, коррекция проявлений выдержки, исполнительности, ценностного отношения к военной профессии
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫИ БЛОК
Формирование у курсантов установки на дисциплинированность как профессионально значимой
• Разъяснение морально-нравственных норм военнослужащих
• Характеристика норм и требований
• Знакомство с Уставом, положениями, директивами
• Демонстрация эталонов дисциплинированного поведения
• Обсуждение плана мероприятий воспитательного процесса
Целенаправленное воспитательное воздействие на личность курсанта по формированию дисциплинированности как профессионально значимой ценности
• Организация изучения нормативной базы военной службы и взаимоотношений между военными
• Организация самостоятельной работы
• Организация ситуаций доверия
• Участие в ВНОК
• Организация ПХД
Оценка знания норм военно-профессиональной деятельности, ценностей военной профессии, проявлений выдержки, исполнительности, ответственности, ценностного отношения к воинскому долгу; корректирование результатов
•Проведение конкурсов, соревнований
• Организация полевого выхода •Организация тактико-специальных учений
• Стажировка в войсках
• Профессиональная гостиная
• Участие в социальных акциях •Вахта памяти
• Инструктаж
• Сопровождение
Этапы усвоения дисциплинирован ности
теоретико-
ориентированные
этапы
1. Осознание ценности дисциплинирован ного поведения
2.
Информационное насыщение процесса воспитания
практико-
ориентированные
этапы
3. Ситуативно-контролируемое проявление отдельных элементов воинской дисциплины
4.
Самостоятельное
проявление
отдельных
элементов
воинской
дисциплины
5.
Самостоятельное и устойчивое проявление воинской дисциплины
Средства: создание
макротезауруса, групповое упражнение личный пример
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ БЛОК
Методы: убеждение, стимулирование,
поощрение, оценка,
р___
Формы: лекции, семинары, практические занятия, дискуссии,
тренинги
Методы: видеометод, учебная дискуссия, проблемное изложение
Средства: работа с научной литературой, приучение, коллективное требование
Формы: игра, «этический "театр», воспитательные акции, конференции, урок мира, дебаты
Методы: строевой смотр, тесты, устный журнал, метод естественных последствий, метод
проектов, консультация
Средства: работа с научной
литературой, приучение коллективное требование. самовоспитание
_
Формы: парково-хозяй-ственная деятельность викторина по знанию дисциплинарного устава, военно-полевые учения, полевые выходы,
войсковая стажировка
РЕЗУЛЬТАТ:
Дисциплинированность как профессионально значимая ценность у курсантов военного вуза
Модель системы воспитания дисциплинированности как профессионально значимой
ценности у курсантов военного вуза
В ЭГ1 - воспитание осуществлялось с учетом разработанной системы при создании первого педагогического условия, в ЭГ2 - реализовывалась система и второе педагогическое условие, в ЭГ3 - реализовывалась система и третье педагогическое условие, в ЭГ4 - система внедрялась на фоне всего комплекса выявленных педагогических условий, в КГ - воспитание дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов осуществлялось в условиях образовательного процесса военного вуза с реализацией отдельных элементов системы. Общий уровень дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов военного вуза определяется исходя из степени проявления основных показателей на трех уровнях - критическом, достаточном и высоком.
На обобщающем этапе эксперимента были проведены итоговое оценивание полученных результатов в контрольной и экспериментальных группах и анализ степени влияния разработанной авторской системы и педагогических условий на результативность воспитания
дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов военного вуза.
Сравнивая итоговые данные с данными нулевого (исходного) среза, наблюдаем позитивную динамику во всех группах: в КГ - критический уровень снизился на 49,9 %, достаточный вырос на 15,3 %, высокий - на 34,6 %; в ЭГ1 -критический уровень уменьшился на 73,1 %, достаточный вырос на 27,1 %, высокий - на 46 %; в ЭГ2 - критический уровень уменьшился на 64,1 %, достаточный вырос на 34 %, высокий - на 30,1 %; в ЭГ3 - критический уровень уменьшился на 66,7 %, достаточный увеличился на 25,9 %, высокий - на 40,8%; в ЭГ4 - критический уровень уменьшился на 64,3%, достаточный поднялся на 18 %, высокий - на 46,3 %. Полученные результаты свидетельствуют о различиях в уровне дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов военного вуза. Объективность сравнительной оценки результатов проведенной работы обеспечивалась тем, что участвовавшие в эксперименте группы были «выровнены» по уровню дисциплинированности, что подтверждено результатами использованием математико-статистического метода - Т-критерия Стьюдента.
Таким образом, полученные результаты дают нам основание утверждать, что организация процесса подготовки курсантов на основе использования системы воспитания дисциплинированности как профессионально значимой ценности в условиях образовательного процесса военного вуза дает наилучшие результаты. Это подразумевает изменения в образовательном процессе, направленные на реализацию цели, которая способствует формированию у курсантов целостного представления о мире, помогает им гармонизировать свои отношения с внешним и внутренним миром. Совершенствование
45
подготовки курсантов военных вузов на основе использования системы воспитания позволяет достичь желаемого результата: воспитать у курсантов дисциплинированность как профессионально значимую ценность.
Список литературы
1. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
2. Клименко О.В. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2011. - 227 с.
3. Рогожникова Р.А. Проблема профессиональной подготовки офицера к воспитанию у личного состава дисциплинированности как актуальная проблема современности // Педагогическое образование и наука. - 2011. -№ 9. - С. 72-74.
4. Стратегия социального строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации до 2020 [Электронный ресурс]. - URL: http://gazetam.ru/17-maya-2008/strategiya-sotsialnogo-razvitiya-vooruzhennyih-sil-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2020-g.htm (дата обращения: 15.10.2014).