с внедрением инновационных. Поэтому есть смысл говорить о воссоздании традиций армейского наставничества, как уникального способа профилактики диссонанса ценностей поколений, выражающих отношение к человеку, службе, государству, обществу, профессии.
Ответственную работу наставника можно представить в виде педагогической системы, элементами которой являются:
- отбор кандидатов (хорошие коммуникативные и организаторские способности, эмоциональная уравновешенность, профессионально-педагогическая компетентность, личное желание, авторитет коллег и обучающихся, жизненный оптимизм);
- содержание подготовки (обучение, консультирование, конструирование предметной деятельности, пространства для профессиональных проб; с использованием тематических лекций, практикумов, тренингов, деловых игр, приемов модерации);
Библиографический список
- траектории вертикальных и горизонтальных связей, профилей сложности, построенные с опорой на принципы конгруэнтности, субъектности, диалогичности, практической направленности;
- включение в технологическую цепочку обучения методики воспитания приемов погружения, консультирования, провокации, помогающих решению производственных задач.
Таким образом, реализация такого педагогического условия как наставничество строится на стимулировании и регулировании взаимодействия преподавателей, курсантов (слушателей), командиров через разумную системную организацию наставничества как двустороннего процесса обмена опытом, диалог представителей кафедр, управленческих структур, органов общественного самоуправления, ветеранов.
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: Русский язык, 1990.
2. Словарь - справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков. Москва: ТЦ Сфера, 2004.
3. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия». Новые исследования в педагогических науках. 1987; 1: 29 - 32.
4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа, 2004.
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Москва: МПСИ, 2009.
6. Словарь по социальной педагогике. Автор-составитель Л.В. Мардахаев. Москва: Изд. центр «Академия», 2002.
7. Мудрик А.В. Три культуры в школе - симфония или дисгармония? Социальная педагогика. 2016; 1-2: 28 - 31.
References
1. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1990.
2. Slovar'- spravochnikpo pedagogike. Avtor-sostavitel' V.A. Mizherikov. Moskva: TC Sfera, 2004.
3. Zvereva M.V. O ponyatii «didakticheskie usloviya». Novye issledovaniya vpedagogicheskih naukah. 1987; 1: 29 - 32.
4. Polonskij V.M. Slovar'po obrazovaniyu ipedagogike. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.
5. Mudrik A.V. Vvedenie vsocial'nuyupedagogiku. Moskva: MPSI, 2009.
6. Slovar'po social'nojpedagogike. Avtor-sostavitel' L.V. Mardahaev. Moskva: Izd. centr «Akademiya», 2002.
7. Mudrik A.V. Tri kul'tury v shkole - simfoniya ili disgarmoniya? Social'naya pedagogika. 2016; 1-2: 28 - 31.
Статья поступила в редакцию 12.07.17
УДК 378
Vezirov T.G., Doctor of Ssciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: timur.60@mail.ru
Kolomina M.V., Candidate of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia),
E-mail: timur.60@mail.ru
IMPROVEMENT OF THE PEDAGOGICAL INTERACTION OF STUDENTS WITH E-LEARNING FACILITIES. The article studies the possibilities of organization of network interaction between universities in the realization of the educational process with regard to a "SKIF" educational e-learning portal, created at Don State Technical University. The authors conclude that, when network interaction is the diffusion of innovation, the mapping of new methods and forms of work that occur in the education system as a whole. Innovations of this kind allow to generate new forms of interaction and exchange of experience. It is necessary for the dissemination of their own experience and supplements it with something new, derived from the partners, as well as to improve the quality and efficiency of educational organizations.
Key words: SKIF educational e-learning portal, e-learning, graduate students, networking.
Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru
М.В. Коломина, канд. физико-математических наук, доц., зав. каф., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный
университет», г. Астрахань, E-mail: timur.60@mail.ru
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАГИСТРАНТОВ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассмотрен один из аспектов совершенствования педагогического взаимодействия магистрантов АГУ и ДГПУ средствами электронного обучения на примере образовательного портала электронного обучения «Скиф», созданного на базе Донского государственного технического университета (ДГТУ). На базе этого портала вузы-партнеры используют электронные образовательные ресурсы, разработанные магистрантами. В статье показаны возможности организации сетевого взаимодействия между вузами при осуществлении образовательного процесса. Авторы делают выводы о том, что при сетевом взаимодействии происходит распространение инноваций, отображение новых способов и форм работы, которые происходят в системе образования в целом. Инновации такого рода позволяют сформировать новые формы взаимодействия и обмена опытом. Это необходимо для распространения собственного опыта и дополнения его чем-то новым, почерпнутого у партнёров, а также для повышения качества и эффективности работы образовательных организаций.
Ключевые слова: образовательный портал электронного обучения «Скиф», электронное обучение, магистранты, сетевое взаимодействие.
Главными задачами современного образования являются раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Как отмечают авторы монографии [1], одним из мощных средств реорганизации образовательной сферы является информатизация образования, представляющая целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования ме-
тодологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных условиях. В монографии [2] И.В. Роберт средства ИКТ определяет, как программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей. По мнению Л.В. Бендеровой, развитие самостоятельности будущих педагогов и умений работать в команде является одним из наиболее востребованных качеств в условиях модернизации российского образования [3].
Открытость образовательных систем, увеличение степени прозрачности образовательного процесса, интегрированность образовательных учреждений являются важнейшими требованиями к современной высшей школе.
Одним из таких средств является портал электронного обучения «СКИФ» (система комплексная, информационная, формирующая), разработанный специалистами Донского государственного технического университета (ДГТУ) (г. Ростов-на-Дону под руководством О.А. Захаровой), созданный на основе открытой инструментальной среды Moodle. Данный портал содержит различные функциональные и информационные модули для обеспечения поддержки учебного процесса: библиотеку электронных ресурсов, модуль дистанционного обучения, модуль мониторинга качества учебного процесса и другие модули, выполненные в виде сайтов со сходным унифицированным интерфейсом и компьютерным дизайном [4 - 6].
Через него можно осуществлять сетевое взаимодействие с партнерами в ДГТУ, которое реализуется по технологии «Кольцо сайтов».
Предлагаем структуру и содержание портала электронного обучения «СКИФ», где партнером выступает Дагестанский государственный педагогический университет.
После загрузки, набрав http://skif.donstu.edu.ru, входим в данный портал. В графе «Партнеры» выделен раздел «Дагестанский государственный педагогический университет». Набрав логин и пароль, каждый магистрант становится участником образовательного процесса.
Этот раздел имеет следующие модули:
Модуль 1. Электронные издания и ресурсы.
Модуль 2. Проектная деятельность.
Модуль 3. Создание новых курсов. Добавить курс.
В модуле 1 представлены следующие авторские электронные учебно-методические материалы (ЭУММ):
Библиографический список
1. Английский язык для учащихся 5 класса «Артикли».
2. Проектная деятельность бакалавра-юриста.
3. Страноведение арабских стран.
4. Средства электронного обучения в подготовке бакалавров.
5. Высшая математика.
6. География туризма.
7. Экология беспозвоночных.
8. Иностранный язык (факультатив).
9. Интернет-технологии в математическом образовании.
10. История педагогической мысли.
11. Компьютерная графика.
12. Компьютерные сети.
13. Математика. Геометрическое тело.
14. Математика. Квадратные уравнения.
15. Методология информатизации общего и высшего педагогического образования.
16. Мультимедиа технологии.
17. Теоретические основы товароведения и экспертизы.
18. Традиционная культура народов Дагестана.
По многим из этих ЭУММ магистрантами получены свидетельства о регистрации и размещении на портале электронного обучения «СКИФ» ДГТУ (http://skif.donstu.ru) и используются в учебном процессе образовательных учреждений.
В модуль 2 входят следующие мультимедийные проекты:
1. Химическая связь.
2. Язык программирования Pascal.
3. Химия. Алканы.
В модуле 3 есть возможность создавать и добавлять новые курсы, где можно организовать структуру нового курса или добавить готовый курс через файл.
Использование учебных ресурсов «СКИФ» осуществляется на основе следующих подходов. Обучающийся любой формы обучения (очной, заочной, дополнительной, повышения квалификации) могут индивидуально с использованием Интернет-технологий ознакомиться с разнообразными учебно-методическими материалами (электронные лекции, презентации, темы и задания для семинарских и лабораторных занятий, вопросы для самостоятельной работы, контроля и самоконтроля, тренажеры).
При сетевом взаимодействии происходит распространение инноваций, создание процесса развития партнерства между образовательными организациями, отражении в них опыта друг друга, и отображение новых способов и форм работы, которые происходят в системе образования в целом.
Инновации такого рода позволяют сформировать новые формы взаимодействия и обмена опытом. Это необходимо для убедительности собственного опыта и дополнить его чем-то новым, а также для повышения качества и эффективности работы образовательных организаций.
1. Захарова О.А., Везиров Т.Г., Ядровская М.В. Дистанционные технологии и электронное обучения в профессиональном образовании. монография. Ростов-на-Дону, 2015.
2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва, 2014.
3. Бендова Л.В. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности Система обеспечения качества в дистанционном образовании: научные труды МИМ ЛИНК. Вып.17. 131 - 138.
4. Докучаева И.В., Захарова Н.И., Захарова О.А., Карамзина А.Г., Коляго А.Л., и др. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Центр развития научного сотрудничества. Новосибирск, 2013.
5. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И., Чупаха И.В., Везиров Т.Г., Исаева Л.М., Гасанова С.Х. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография кафедры Юнеско «Психология и педагогика высшего образования» МИГУП. Москва, 2017.
6. Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г., Асильдерова М.М., Агарагимова В.К., Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Данилина Е.И. и др. Реализация прогрессивных подходов и технологий в образовательной практике. коллективная монография кафедры Юнеско «Психология и педагогика высшего образования» МИГУП. Москва, 2017.
References
1. Zaharova O.A., Vezirov T.G., Yadrovskaya M.V. Distancionnye tehnologii i 'elektronnoe obucheniya v professional'nom obrazovanii. monografiya. Rostov-na-Donu, 2015.
2. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskiji tehnologicheskij aspekty). Moskva, 2014.
3. Bendova L.V. T'yutorstvo kak novoe prostranstvo pedagogicheskoj deyatel'nosti Sistema obespecheniya kachestva v distancionnom obrazovanii: nauchnye trudy MIM LINK. Vyp.17. 131 - 138.
4. Dokuchaeva I.V., Zaharova N.I., Zaharova O.A., Karamzina A.G., Kolyago A.L., i dr. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Centr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva. Novosibirsk, 2013.
5. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I., Chupaha I.V., Vezirov T.G., Isaeva L.M., Gasanova S.H. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya kafedry Yunesko «Psihologiya i pedagogika vysshego obrazovaniya» MIGUP. Moskva, 2017.
6. Abdurahmanova P.D., Idrisova P.G., Asil'derova M.M., Agaragimova V.K., Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Danilina E.I. i dr. Realizaciya progressivnyh podhodov i tehnologij v obrazovatel'noj praktike. kollektivnaya monografiya kafedry Yunesko «Psihologiya i pedagogika vysshego obrazovaniya» MIGUP. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 23.07.17
УДК 784.9
Wingerter N.N., senior teacher, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: purinapurina@mail.ru
THE PHENOMENON OF CONSONANT SOUND IN COACHING THE VOCAL PERFORMANCE OF A SINGER. The work studies actual questions of a technique of coaching the voice for the performance. The article explores the specificity of the formation of consonant sounds in vocal speech and their use as the main coaching method for performing sound creation. An attempt has been made to reveal the basic biophysical properties of consonant sound, which are based on such important phenomena of the singing system as impedance and resonance. The object of research is the consonant sound, as the organizing and auxiliary force in the process of mastering the performance speech range. The considered problems can be solved using the acoustic and pneumatic properties of consonant sounds formed in the process of speech vocalization.
Key words: vocal performance specificity, consonant sounds, vowel sounds, speech method of sound formation, transitional notes, impedance, resonance, larynx, vocal cords.
Н.Н. Вингертер, ст. преп. Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово,
E-mail: purinapurina@mail.ru
ФЕНОМЕН СОГЛАСНОГО ЗВУКА В ПОСТАНОВКЕ ЭСТРАДНОГО ГОЛОСА ПЕВЦА
Данная работа посвящена актуальным вопросам методики постановки голоса в эстрадном пении. В статье исследуется специфика формирования согласных звуков в вокальной речи и их использование в качестве основного обучающего метода для эстрадного звукообразования. Предпринята попытка раскрыть основные биофизические свойства согласного звука, которые базируются на таких важнейших явлениях певческой системы, как импеданс и резонанс. Объектом исследования становится согласный звук, как организующая и вспомогательная сила в процессе овладения эстрадным речевым диапазоном. Рассматриваются задачи, решаемые с помощью акустических и пневматических свойств согласных звуков, образующихся в процессе речевой вокализации.
Ключевые слова: эстрадная вокальная специфика, согласные звуки, гласные звуки, речевой способ звукообразования, переходные звуки, импеданс, резонанс, гортань, голосовые связки.
Современное эстрадное исполнительство в России в последние два десятилетия претерпевает значительные изменения. Пение перестает быть пением в общепринятом понимании, бытующем до этого времени в русской школе, наблюдается уход от единой вокализации в сторону обширной эстрадной стилистики. Эти перемены связаны, прежде всего, с проникновением в отечественную эстраду западно-европейских вокальных тенденций. Влияние таких направлений как соул, рок, кантри, джаз-вокал кардинально изменило подход к использованию голосовых возможностей. Пение перестало быть единообразным, голос обрел свободу самовыражения. Молодые исполнители стали осваивать и применять различные вокальные приемы, позволяющие полноценно передать выбранный стиль, обогатить мелодическую фактуру, донести достоверно и полно художественный замысел произведения.
Отечественное образование в направлении эстрадного пения достаточно молодо по сравнению с западно-европейским. Это объясняется тем, что в Америке и странах Европы эстрадное исполнительство имеет глубокие национально-традиционные корни и приобрело массовый характер гораздо раньше, чем в России. Современная методическая база в этой области пения находится в стадии формирования, её недостаток сказывается на качестве всех ступеней образования. Существующая литература отражает исследования преимущественно в сфере академического пения, в то время как практический опыт показывает, что многие постулаты классической школы для эстрадной манеры являются недейственными, а иногда и противоречащими его принципам. В силу сложившихся обстоятельств, техническая сторона звукообразования в эстрадном пении для нас по-прежнему остается малоизученной сферой. Данная работа посвящена одному из основных принципов освоения эстрадной вокальной техники - использованию согласных звуков в качестве организующей базы для звукообразования. Мы рассмотрим роль согласных в эстрадном пении и их влияние на фонацию.
Спецификой эстрадного пения является преимущественно речевой способ звукоизвлечения. «Пой, как говоришь» - этот девиз как никакой другой определяет эстрадную манеру, хотя и появился в современной вокальной педагогике из академической школы. Разница между классическим и современным эстрадным пением заключается в отношении к согласным звукам. Если в академической школе существует правило «гласный несет согласный» [1, 2], то в эстрадной именно согласный звук имеет организующее значение. Основным принципом в эстрадном пении становится не просто активное произношение согласного, а его усиление. Назовем условно этот принцип «базовый согласный». Вот основные задачи, которые решаются с его помощью.
Базовый согласный:
• организует голосовой аппарат и непосредственно гласный звук в речевом способе звукообразования;
• помогает овладению верхним участком диапазона в смешанно-речевом способе звукообразования;
• способствует формированию единообразного звучания гласных;
• позволяет сделать ритм более четким, острым, облегчает пение мелкоритмических фигураций;
• в сочетании с гласным создает благоприятные условия для выбора стилистического приема;
• делает слово и поэтическое содержание понятным, а эмоцию живой и насыщенной.
На самом деле, этот список можно продолжать. В данной статье мы рассмотрим три первых пункта, которые являются основными. Для того, чтобы понять, каким же образом работает принцип базового согласного, обратимся к физиологии певческого аппарата и механизмам взаимодействия внутри него.
В речевом способе звукообразования голосовые связки осуществляют свою работу большей площадью, чем в классическом пении. В верхнем участке истинный речевой диапазон человека имеет ограниченные возможности, для начинающих мужских голосов это обычно фа - соль 1 октавы, для женских чаще всего си 1 - до 2. Эти звуки являются переходными между двумя основными эстрадными певческими механизмами звукообразования - естественным речевым и смешанным речевым, овладение которым и становится первостепенной задачей вокалиста-эстрадника. Трудность овладения смешанно-речевым способом звукоизвлечения объясняется природным защитным механизмом голосовых связок, поскольку естественная речь человека в слишком высоких звуках нуждается не часто. К примеру, в состоянии испуга или восторга, когда человек может закричать и даже «сорвать» голос. Именно эта физиологическая особенность человеческого голоса чаще всего является камнем преткновения на пути овладения искусством эстрадного пения. Необученный вокалист, при попытке спеть звуки, стоящие в переходной зоне и выше, обычно пытается продолжить фонацию в естественном речевом способе и неизбежно получает зажим гортани, или, что еще хуже, травму голосовых связок. Преодолеть эту проблему можно с помощью базового согласного, организующего как речевой механизм, так и певческий аппарат в целом.
Артикуляторный аппарат и работа гортани связаны друг с другом как механически в силу анатомических причин, так и через посредство акустических и пневматических механизмов. Все, что делает артикуляция, находит свое отражение в гортани [2, 3]. Усиление согласного активизирует основной пневматический механизм, который связывает работу голосового затвора с работой