Научная статья на тему 'Организация сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ магистратуры вузами-партнерами'

Организация сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ магистратуры вузами-партнерами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL INTERACTION / МАГИСТРАНТЫ / UNDERGRADUATES / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / СЕТЕВАЯ ФОРМА / ONLINE FORM / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / E-LEARNING RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Т. Г., Коломина М. В.

В статье рассмотрен один из аспектов организации сетевого взаимодействия магистрантов АГУ и ДГПУ при реализации ОПОП ВО. В качестве такого взаимодействия рассматриваются вузы-партнеры, которые используют электронные образовательные ресурсы, разработанные магистрантами. В статье показано, что сотрудничество по реализации данных программ осуществляется в целях повышения качества подготовки магистров, обеспечения интеграции образовательной и научной деятельности, расширения доступа их к электронным образовательным ресурсам с использованием средств электронного обучения, а также обмена опытом подготовки магистров, совершенствования учебно-методической и научно-исследовательской работы магистрантов Астраханского государственного университета и Дагестанского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Т. Г., Коломина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION IN THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL MASTER PROGRAMS OF UNIVERSITIES-PARTNERS

The article studies one of the aspects of organization of network interaction of graduates of ASU and the DSPU in the sphere of introduction of educational programs of higher education. The presence of different educational resources in higher education allows complementing them, makes it possible for organizations of e-learning. When networking is spreading, there is a partnership forming between educational organizations. The article shows that cooperation on the implementation of these programs is to improve the quality of training of master students, the integration of educational and scientific activities, expanding access to electronic educational resources using the tools of e-learning and exchange of experience of master's training, improvement of educational-methodical and research work of students at Astrakhan State University and Dagestan State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Организация сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ магистратуры вузами-партнерами»

рованная и профессионально-направленная устремленность курса иностранного языка в неязыковом вузе; увеличение доли самостоятельной работы студентов; дифференциация и индивидуализация в преподавании иностранных языков и др. [5].

По результатам проведенного изучения и анализа нормативных документаций, проведения анкетирования, изучения теоретических работ методистов была предложена технология обучения аудированию с целью повышения мотивации и интереса у студентов экономического профиля, развития речемыслитель-ной и речетворческой деятельности, применения теоретических знаний, умений на практике.

Цель предлагаемой технологии обучения аудированию: развитие умений аудирования с детальным, основным, полным, критическим пониманием содержания небольших аутентичных текстов экономического характера.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:

• отобрать в качестве учебного материала профессионально-ориентированные тексты информативно-тематического характера, содержащие общеупотребительную, экономическую терминологическую лексику, грамматические конструкции и разговорные формулы;

Библиографический список

• разработать речевые упражнения по аудированию на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах на основе выбранного материала.

Для практического осуществления поставленных цели и задач, предлагаем реализовать следующие условия при обучении аудированию:

• создание благоприятной образовательной среды на занятиях английского языка;

• отбор аудиоматериалов должен быть экономической направленности, поскольку на основе этих материалов формируется личность будущего экономиста средствами иностранного языка;

• систематическое использование разнообразных упражнений для повышения мотивации студентов при обучении аудированию;

• соблюдение принципов доступности текстов для аудирования и тем речевого общения;

• использовать тексты продолжительностью звучания от одной до трех минут;

• применение различных форм организации учебного процесса при обучении аудированию: индивидуальная, групповая виды работы.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты СВФУ. Available at: https://s-vfu.ru/gos_fgos/

2. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи. Иностранные языки в школе. 1996; 4: 25 - 29.

3. Капелюшник Е.В., Потураева Е.А. Интерактивные методы в обучении аудированию. Современные проблемы науки и образования. 2016; 3: 251 - 253.

4. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии. Челябинск: ЧГПУ, 2012.

5. Парникова Г.М. Основные направления развития методики преподавания иностранных языков в вузах. Педагогическое образование в России. 2017; 2: 21 - 26.

References

1. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty SVFU. Available at: https://s-vfu.ru/gos_fgos/

2. Eluhina N.V. Obuchenie slushaniyu inoyazychnoj rechi. Inostrannye yazyki vshkole. 1996; 4: 25 - 29.

3. Kapelyushnik E.V., Poturaeva E.A. Interaktivnye metody v obuchenii audirovaniyu. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; 3: 251 - 253.

4. Zajcev V.S. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii. Chelyabinsk: ChGPU, 2012.

5. Parnikova G.M. Osnovnye napravleniya razvitiya metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov v vuzah. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017; 2: 21 - 26.

Статья поступила в редакцию 14.11.17

УДК 378

Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical university (Makhachkala, Russia),

E-mail: timur.60@mail.ru

Kolomina M.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Head of Department, Astrakhan State University

(Astrakhan, Russia), E-mail: timur.60@mail.ru

ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION IN THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL MASTER PROGRAMS OF UNIVERSITIES-PARTNERS. The article studies one of the aspects of organization of network interaction of graduates of ASU and the DSPU in the sphere of introduction of educational programs of higher education. The presence of different educational resources in higher education allows complementing them, makes it possible for organizations of e-learning. When networking is spreading, there is a partnership forming between educational organizations. The article shows that cooperation on the implementation of these programs is to improve the quality of training of master students, the integration of educational and scientific activities, expanding access to electronic educational resources using the tools of e-learning and exchange of experience of master's training, improvement of educational-methodical and research work of students at Astrakhan State University and Dagestan State Pedagogical University.

Key words: pedagogical interaction, undergraduates, e-learning, online form, e-learning resources.

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru

М.В. Коломина, канд. ф.-м. наук, доц., зав. каф., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»,

г. Астрахань, E-mail: timur.60@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ ВУЗАМИ-ПАРТНЕРАМИ

В статье рассмотрен один из аспектов организации сетевого взаимодействия магистрантов АГУ и ДГПУ при реализации ОПОП ВО. В качестве такого взаимодействия рассматриваются вузы-партнеры, которые используют электронные образовательные ресурсы, разработанные магистрантами. В статье показано, что сотрудничество по реализации данных программ осуществляется в целях повышения качества подготовки магистров, обеспечения интеграции образовательной и научной деятельности, расширения доступа их к электронным образовательным ресурсам с использованием средств электронного обучения, а также обмена опытом подготовки магистров, совершенствования учебно-методической и научно-исследовательской работы магистрантов Астраханского государственного университета и Дагестанского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, магистранты, электронное обучение, сетевая форма, электронные образовательные ресурсы.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г., государственной программой «Развития образования на 2013 - 2020 годы» определена модернизация профессионального образования, где важное место занимает конкурентоспособность специалистов, которая напрямую связана с содержанием образования и технологией реализации образовательных программ. Как отмечают авторы монографии [1], одним из мощных средств реорганизации образовательной сферы является информатизация образования, представляющая целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных условиях.

При реализации образовательных программ полностью или частично можно применять дистанционные образовательные технологии (ДОТ), при этом: образовательная организация оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием ИКТ; образовательная организация самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем информационного взаимодействия преподавателя с обучающимися, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

допускается отсутствие аудиторных занятий; образовательная организация обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных работников, обеспечивающих учебный процесс.

Актуальность применения ИКТ для активизации самостоятельной работы студентов магистратуры существенно возрастает. По мнению Л.В. Бендеровой, развитие самостоятельности будущих педагогов и умений работать в команде является одним из наиболее востребованных качеств в условиях модернизации российского образования [2]. Открытость образовательных систем, увеличение степени прозрачности образовательного процесса, интегрированность образовательных учреждений являются важнейшими требованиями к современной высшей школе.

Одним из таких средств является портал электронного обучения «СКИФ» (система комплексная, информационная, формирующая), разработанный специалистами Донского государственного технического университета (ДГТУ, г. Ростов-на-Дону), созданный на основе открытой инструментальной среды Moodle. Данный портал содержит различные функциональные и информационные модули для обеспечения поддержки учебного процесса: библиотеку электронных ресурсов, модуль дистанционного обучения, модуль мониторинга качества учебного процесса и другие модули, выполненные в виде сайтов со сходным унифицированным интерфейсом и компьютерным дизайном. Через него можно осуществлять сетевое взаимодействие с партнерами в ДГТУ, которое реализуется по технологии «Кольцо сайтов».

Рассмотрим структуру и содержание портала электронного обучения «СКИФ», где партнером выступает Дагестанский государственный педагогический университет:http://moodle.dstu.edu. ru/course/index.php?categoryid=363. После загрузки, появляется страница «Категории курсов», на которой выделены «Партнеры» £ «Дагестанский государственный педагогический университет». Этот раздел имеет следующие модули:

Модуль 1. Электронные издания и ресурсы.

Модуль 2. Проектная деятельность.

Модуль 3. Создание новых курсов.

В модуле 1 представлены следующие авторские электронные учебно-методические материалы (ЭУММ), разработанные магистрантами:

1. Английский язык для учащихся 5 класса «Артикли».

2. Проектная деятельность бакалавра-юриста.

3. Страноведение арабских стран.

4. Средства электронного обучения в подготовке бакалавров.

5. Высшая математика.

6. География туризма.

7. Экология беспозвоночных.

8. Иностранный язык (факультатив).

9. Интернет-технологии в математическом образовании.

10. История педагогической мысли.

11. Компьютерная графика.

12. Компьютерные сети.

13. Математика. Геометрическое тело.

14. Математика. Квадратные уравнения.

15. Методология информатизации общего и высшего педагогического образования.

16. Мультимедиа технологии.

17. Теоретические основы товароведения и экспертизы.

18. Традиционная культура народов Дагестана.

Магистранты являются участниками образовательного процесса. Для просмотра содержания каждого курса необходимо войти в систему набрав свой логин и пароль. По многим из этих ЭУММ магистрантами получены свидетельства о регистрации и размещении на портале электронного обучения «СКИФ» ДГТУ (http://skif.donstu.ru) и используются в учебном процессе образовательных учреждений.

В модуль 2 входят следующие мультимедийные проекты:

1. Химическая связь.

2. Язык программирования Pascal.

3. Химия. Алканы.

В модуле 3 есть возможность создавать и добавлять новые курсы, можно организовать структуру нового курса или добавить готовый курс с помощью файла [3].

Использование учебных ресурсов «СКИФ» осуществляется на основе следующих подходов. Обучающийся любой формы обучения (очной, заочной, дополнительной, повышение квалификации) может индивидуально с использованием Интернет-технологий ознакомиться с разнообразными учебно-методическими материалами: электронные лекции, презентации, темы и задания для семинарских и лабораторных занятий, вопросы для самостоятельной работы, контроля и самоконтроля, тренажеры.

В Астраханском государственном университете (АГУ) образовательная среда представлена в разделе «Наши веб-ресурсы» (http://asu.edu.ru/services/2433-nashi-webresursy.html) в двух подразделах «Образовательный интернет-портал АГУ» и «Дистанционное обучение». Для входа в подразделы необходимо иметь логин и пароль, выданные соответствующей службой АГУ.

На «Образовательном интернет-портале АГУ» основное меню содержит модули:

1. Специальности и направления подготовки.

2. Реестр авторских электронных ресурсов.

3. Дополнительное образование.

Модуль «Специальности и направления подготовки» содержит перечень факультетов, в каждом из которых представлены направления подготовки магистратуры, бакалавриата, специа-литета. Выбрав соответствующее направление, можно получить доступ к его ресурсам: рабочим программам, фондам оценочных средств, материалам к курсу.

Модуль «Реестр авторских электронных ресурсов» представлен курсами дисциплин, реализуемых в АГУ, которые содержат следующие элементы: глоссарии, задания, лекции, ресурсы, тесты, форумы.

Модуль «Дополнительное образование» имеет под-категории: как работать с порталом, программа повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, научные семинары. Все программы сопровождаются необходимыми материалами: содержание программы, график освоения, ресурсы. Каждая дисциплина представлена своим ресурсом, состоящим из лекций, различных статей, учебников, списка литературы, примерных вариантов контрольных работ, вопросов к зачетам, экзаменам, тестовых заданий, полезных ссылок.

Раздел «Дистанционное обучение» позволяет перейти в Методический центр электронного обучения, созданный на основе Moodle. При выборе дисциплины, курса можно получить его полное методическое обеспечение.

Среди разработчиков ресурсов имеются магистранты АГУ направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Информатика, информационные технологии в образовании». В рамках темы своей диссертации каждый магистрант создает электронный ресурс. Познакомиться с ними можно на «Образовательном интернет-портале АГУ» ^ «Специальности и направления подготовки» ^ «Магистратура» ^ «Педагогическое образование (программа «Информатика, информационные технологии в образовании») ^ «ВКР». При разработке цифровых ресурсов учитывались, прежде всего, их востребованность, а также преподавательская деятельность, которой занимается

магистрант. Все разработки активно используются в образовательном процессе. Вот некоторые из них.

1. Электронное пособие «Компьютер как универсальное устройство» при изучении базового курса информатики в основной школе.

2. Дидактические материалы, в которых используются средства мультимедиа, поддерживающие курс информатики начальной школы.

3. Методика обучения решению задач ЕГЭ по Информатике и ИКТ типа С1.

4. Программная поддержка темы «Базы данных» при изучении дисциплины Информатика в ВУЗе.

5. Цифровые образовательные ресурсы по теме «Построение диаграмм и графиков» для классов основной и средней школы.

6. Электронное приложение по теме «Криволинейные интегралы» [4].

7. Дидактический материал, способствующий реализации межпредметной связи информатика-технология (труд) в процессе обучения учащихся средней школы.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Защита информации» для студентов Астраханского государственного университета.

9. Электронное пособие «Оптимизация работы с текстом на основе использования регулярных выражений».

10. Электронная поддержка дисциплины «Информатика» для студентов высших учебных заведений.

11. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Уравнения математической физики» для студентов высших учебных заведений [5; 6].

12. Факультатив по компьютерной графике для 9-х классов средней школы.

Наличие различных образовательных ресурсов в высших учебных заведениях позволяет дополнять их, дает возможность

Библиографический список

организации сетевого обучения. При сетевом взаимодействии происходит распространение инноваций, создание процесса развития партнерства между образовательными организациями, отражение в них опыта друг друга, и отображение новых способов и форм работы, которые происходят в системе образования в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновации такого рода позволяют сформировать новые формы взаимодействия и обмена опытом. Одним из таких взаимодействий является организация сетевой формы реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования (магистратура) «Информатика, информационные технологии в образовании» при Астраханском государственном университете (АГУ) и «Информационные технологии в физико-математическом образовании», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» при Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ) [7].

Сотрудничество по реализации данных программ осуществляется в целях повышения качества подготовки магистров, обеспечения интеграции образовательной и научной деятельности, расширения доступа их к электронным образовательным ресурсам с использованием средств электронного обучения, а также обмена опытом подготовки магистров, совершенствования учебно-методической и научно-исследовательской работы магистрантов Астраханского государственного университета и Дагестанского государственного педагогического университета.

С целью эффективной реализации сетевой формы реализации программ ответственными координаторами выступают: со стороны АГУ - зав. кафедрой прикладной математики, информатики и управления качеством Коломина Марина Владимировна, со стороны ДГПУ - доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики и информатики Везиров Тимур Гаджиевич.

1. Захарова О.А., Везиров Т.Г., Ядровская М.В. Дистанционные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании. монография. Ростов-на-Дону. ДГТУ, 2015.

2. Бендова Л.В. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности. Система обеспечения качества в дистанционном образовании. научные труды МИМ ЛИНК. Вып.17. 131 - 138.

3. Везиров Т.Г., Коломина М.В. Совершенствование педагогического взаимодействия магистрантов средствами электронного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65). 51 - 52.

4. Коломина М.В., Ибляминова А.В. Разработка электронного приложения по теме «Криволинейные интегралы». Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2016.

5. Коломина М.В., ЧирковаО.К. Создание и использование программной поддержки темы «Базы данных» в Астраханском государственном университете. Математика: фундаментальные и прикладные исследования и вопросы образования. материалы международной научно-практической конференции. 2016. 518 - 523.

6. Коломина М.В., Пугина Н.Н. Электронный учебник по обыкновенным дифференциальным уравнениям. Информатизация образования. 2012; Т. 2012. 368.

7. Везиров Т.Г. Сетевое взаимодействие как ресурс использования электронных средств учебного назначения в подготовке магистрантов педагогического образования. Педагогическая наука и образование в диалоге со временем. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Пятина (г. Астрахань, 16 июня 2017 г.). Редактор-составитель Л.М. Миляе-ва. Астрахань. Издатель. Сорокин Роман Васильевич, 2017.

References

1. Zaharova O.A., Vezirov T.G., Yadrovskaya M.V. Distancionnye tehnologii i 'elektronnoe obuchenie v professional'nom obrazovanii. monografiya. Rostov-na-Donu. DGTU, 2015.

2. Bendova L.V. T'yutorstvo kak novoe prostranstvo pedagogicheskoj deyatel'nosti. Sistema obespecheniya kachestva v distancionnom obrazovanii. nauchnye trudy MIM LINK. Vyp.17. 131 - 138.

3. Vezirov T.G., Kolomina M.V. Sovershenstvovanie pedagogicheskogo vzaimodejstviya magistrantov sredstvami 'elektronnogo obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65). 51 - 52.

4. Kolomina M.V., Iblyaminova A.V. Razrabotka 'elektronnogo prilozheniya po teme «Krivolinejnye integraly». Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v mirovom uchebno-vospitatel'nom prostranstve: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2016.

5. Kolomina M.V., ChirkovaO.K. Sozdanie i ispol'zovanie programmnoj podderzhki temy «Bazy dannyh» v Astrahanskom gosudarstvennom universitete. Matematika: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya i voprosy obrazovaniya. materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. 518 - 523.

6. Kolomina M.V., Pugina N.N. 'Elektronnyj uchebnik po obyknovennym differencial'nym uravneniyam. Informatizaciya obrazovaniya. 2012; T. 2012. 368.

7. Vezirov T.G. Setevoe vzaimodejstvie kak resurs ispol'zovaniya 'elektronnyh sredstv uchebnogo naznacheniya v podgotovke magistrantov pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie v dialoge so vremenem. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj pamyati V.A. Pyatina (g. Astrahan', 16 iyunya 2017 g.). Redaktor-sostavitel' L.M. Milyaeva. Astrahan'. Izdatel'. Sorokin Roman Vasil'evich, 2017.

Статья поступила в редакцию 20.11.17

УДК 371

Grechko A.A., postgraduate, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: snkhazova@gmail.com

PEDAGOGICAL CONDITIONS IN ENSURING A POSITIVE ATTITUDE TOWARDS THE MILITARY SERVICE OF STUDENT YOUTH. The author ascertains the need to optimize pre-university preparation of schoolchildren for admission and studies in military educational institutions. A system of requirements for the contents of pre-university training of potential applicants is presented. The substantive directions of pre-university training are determined. The author theoretically justifies the expediency of organizing pre-uni-versity training in the system of additional education. The author concludes that the most effective training of pupils in developing military and professional educational programs can be carried out in the system of additional education. Socio-pedagogical potential of additional education is to strengthen the capacity of an individual, starting helping to identify his or her life plans, substantive orientation in basic activities, taking into account the interests and abilities.

Key words: preparation for entering military universities, requirements for pre-university training, directions for pre-uni-versity training, substantive tasks of pre-university training.

А.А. Гречко, аспирант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар,

E-mail: snkhazova@gmail.com

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ПОСТУПЛЕНИЮ И УЧЕБЕ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Автором констатирована необходимость оптимизации довузовской подготовки школьников к поступлению и учебе в военно-профессиональных учебных заведениях. Представлена система требований к содержанию довузовской подготовки потенциальных абитуриентов. Определены содержательные направления довузовской подготовки. Теоретически обоснована целесообразность организации довузовской подготовки в системе дополнительного образования. Автор делает вывод о том, что наиболее эффективно подготовка школьников к освоению военно-профессиональных образовательных программ сегодня может быть осуществлена в системе дополнительного образования. Социально-педагогический потенциал дополнительного образования заключается в усилении стартовых возможностей личности, содействии определению ее жизненных планов, в предметной ориентации в базисных видах деятельности с учетом интересов и способностей.

Ключевые слова: подготовка к поступлению в военные вузы, требования к довузовской подготовке, направления довузовской подготовки, содержательные задачи довузовской подготовки.

Быстро меняющиеся военные технологии, непрерывный рост информационных потоков, повышение сложности и увеличение объема содержания военно-профессионального образования определяют необходимость в довузовской подготовке школьников к освоению профессиональных образовательных программ ввузов. Известно, что целью довузовской подготовки является формирование предметной (специальной) компетентности школьников, их готовности к продолжению образования на следующем уровне [1 и др.]. Среди задач, обеспечивающих достижение указанной цели, называют следующие: углубленная предметная подготовка по циклу дисциплин; ранняя профессиональная ориентация, подготовка к осознанному выбору профессии; подготовка к эффективному, самостоятельному и творческому обучению в вузе [2 и др.].

Для решения данных задач необходимо научное обоснование направлений и содержания довузовской подготовки, а также определение наиболее эффективных форм ее организации. Это, в свою очередь, зависит от сущности, содержания, миссии той профессиональной деятельности, к освоению которой в высшей школе будет осуществляться довузовская подготовка [3 и др.]. Обобщим последовательность выявленных требований к ВС и производных от них требований к военному образованию, к офицерам, абитуриентам военных вузов и к системе довузовской профессионально-ориентированной подготовки:

1. Требования к ВС РФ: способность осуществлять стратегическое сдерживание; высокая боевая и мобилизационная готовность; стратегическая мобильность; высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность; высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом [4; 5; 6 и др.].

2. Требования к офицерскому составу ВС РФ: способности вести аналитическую работу, обеспечивать осуществление боевых и миротворческих операций; развитое оперативное и стратегическое мышление; высокая методическая, социально-экономическая, нравственная подготовка; высокие морально-нравственные качества; умение работать с людьми и управлять ими и др. [4; 5; 6 и др.].

3. Требования к военно-профессиональному образованию: прогностический характер обучения; освоение курсантами необходимого объема профессионально важных знаний, умений и навыков; рациональное сочетание обучения и самоподготовки, интенсификация обучения; морально-психологическая подготов-

ка, в том числе: развитие профессионально-значимых и личностных качеств, патриотическое воспитание; усиленная физическая подготовка курсантов; собственно военная (боевая) подготовка и др. [7 и др.].

4. Требования к абитуриентам вузов системы ВС РФ: готовность к освоению военно-профессиональных образовательных программ; сознательный выбор военной профессии; высокие морально-нравственные качества личности; необходимый уровень базовой общеобразовательной подготовки; достаточный уровень физической подготовки и др. [8 и др.].

5. Требования к системе довузовской подготовки: формирование предметной (специальной) компетентности школьников и их готовности к продолжению военно-профессионального образования, обеспечивающиеся углубленной предметной подготовкой по циклу дисциплин; подготовкой к эффективному обучению в вузе (развитие необходимых для этого качеств и способностей); профессиональной ориентацией, подготовкой к осознанному выбору профессии; дополнительной физической подготовкой (в соответствии с требованиями к физической подготовленности курсантов военно-учебных заведений); начальной военной подготовкой.

Таким образом, можно сказать, что в системе довузовской подготовки к поступлению и учебе в военно-профессиональных учебных заведениях у школьников необходимо формировать морально-психологическую, интеллектуальную и физическую (в том числе, специальную) готовность к освоению военной профессии. Это обусловливает следующие основные направления педагогической деятельности:

- морально-психологическая подготовка - должна быть направлена на формирование не только позитивного отношения к военной службе, но и стремления стать военным [9] с тем, чтобы иметь возможность защищать свою Родину. На наш взгляд, её интегративным элементом является формирование военно-профессиональной направленности личности учащихся, что предполагает следующее содержание морально-психологической подготовки: военно-профессиональная ориентация; формирование устойчивой положительной мотивации к военной службе; военно-патриотическое воспитание; развитие профессионально значимых психологических качеств и способностей

- интеллектуальная подготовка - сопряжена как с развитием системы знаний, умений и навыков, так и с развитием умственных способностей. Поэтому довузовская интеллектуальная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.