СЛОВО1 ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ|
1УДК 37.017 ББК 74.580.022
К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ПЕНИЮ
И. Х. Стулов
В статье говорится о трудностях обучения эстрадному пению в связи с недостатком научно-методической литературы. Автор рассматривает различные методы обучения пению прошлых лет и современности. Среди них такие, как пение в речевой позиции; освобождение голоса; фонопедический; концентрический; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; мысленное пение на основе внутрислухового представления; активизация слухового восприятия и умственных операции в процессе сравнительного анализа правильного и неправильного голосообразования у певцов; накопление слуховых впечатлений в процессе прослушивания записей хороших певцов и др.
В результате анализа различных методических систем обучения пению автор делит их на локальные, которые направлены на управление функцией какой-либо отдельной части голосового аппарата, и системные, воздействующие целостно на весь голосообразующий комплекс. Системные методы в свою очередь по своему воздействию могут иметь различное назначение: психологическое, физиологическое, эмпирическое и акустическое.
На основе личного исполнительского и педагогического опыта автором предложена научно обоснованная комплексная методика воспитания профессиональных эстрадных певцов, состоящая из сочетания различных системных методов, в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
Ключевые слова: эстрадное пение, вокальная педагогика, локальные и системные методы обучения, технология голосообразования, проблемы эстрадных певцов.
TO THE ISSUE OF METHODS OF TEACHING POP SINGING I. Kh. Stulov
The article discusses the difficulties of pop-singing teaching due to the lack of scientific and methodological literature. The author considers the variety of methods of pop-singing teaching both modern and of the past years. Among them are: singing in the speech position; the release of the voice; phono-pedic; concentric; explanatory and illustrative; reproductive; mental singing on the basis of inner ear perception; activation of aural impression and mental operations in the process of the comparative analysis of the right and wrong singers'phonation; the accumulation of aural experiences in the process of listening to recordings of good singers, etc.
As a result of the analysis of various methodical systems of teaching singing the author divides them into local, which are focused on a function of a particular part of the vocal apparatus, and system, affecting the whole voice-forming complex. System methods can also have different purposes of influence: psychological, physiological, empirical and acoustic.
The author proposes evidence-based practices developed during personal performing and teaching experience, through the system perspective of professional pop singers education.
Keywords: pop-singing, vocal pedagogy, local and system teaching methods, phonation technology, problems of pop singers.
В наши дни интерес к вопросам эстрадного искусства, и в частности вокального исполнительства, постоянно возрастает. Обучение эстрадному пению осуществляется в учебных заведениях различного уровня: от детских вокальных коллективов в системе дополнительного образования до высших учебных заведений культуры и музыкальных факультетов педагогических университетов.
Однако преподаватели и студенты сталкиваются с большими трудностями, связанными прежде всего с недостатком необходимой научной литературы по воспитанию эстрадного вокалиста.
Анализ научно-методической литературы, посвященной проблемам вокальной эстрады, показал, что до сих пор у нас недостаточно разработана методика обучения эстрадных певцов. Даже те из них, которые пришли на эстраду с академической вокальной подготовкой, должны проходить долгий этап собственных поисков и открытий на пути овладения эстрадной манерой исполнения нового для них репертуара.
Таким образом, в настоящее время вокальная педагогика эстрадного искусства принадлежит к числу малоразработанных областей профессионального образования.
В практике постановки голоса в эстрадной манере наиболее часто используется метод пения в речевой позиции, предложенный известным американским педагогом Сетом Риггсом [7]. Основной акцент данного метода делается на стабилизации гортани в нейтральной, то есть в речевой позиции. Это значит, что во время пения гортань остается в таком же положении, что и во время спокойной речи, «независимо от голосового регистра и громкости» [7, с. 2]. Это условие, по мнению автора, позволяет пользоваться голосом в пении так же легко и комфортно, как и во время спокойной речи. Поэтому С. Риггс делает вывод о том, что в результате освоения техники пения в речевой позиции голос будет развиваться и функционировать наилучшим образом.
Американской актрисой и театральным педагогом Кристин Линклэйтер разработана методика, приводящая, по мнению автора, к «освобождению индивидуального, творческого голоса» [3, с. 6]. Несмотря на то, что данный ме-
тод разработан для голоса и сценического творчества драматического актера, он активно используется в процессе подготовки как академических, так и эстрадных певцов.
Книга К. Линклэйтер «Освобождение голоса» [3] неоднократно выходила в крупнейших издательствах США и была переведена на многие языки. По этой методике занимаются большинство театральных и эстрадных школ Америки. На русский язык книга переведена Л. Соловьевой, которая является ученицей и последователем автора и ведет занятия по этой методике в России.
Автор предлагает целый ряд конкретных упражнений, направленных на освобождение мышц тела, осознание процесса рефлекторного жизненного дыхания и общую релаксацию для достижения основной цели - «заставить интеллект формировать голос в прямом контексте с эмоциональными импульсами, не являясь для того препятствием» [3, с. 8]. Интересно, что для стимуляции глубокого дыхания используют специально оборудованные столы, с помощью которых ученик может висеть вниз головой. Подчеркивается необходимость отказа от сознательного контроля над процессом дыхания.
В. В. Емельяновым предложен фонопедиче-ский метод развития голоса певца. Методические рекомендации автора подробно изложены в пособии для учителей музыки [10]. Разработанные В. Емельяновым концепция, подход и метод работы с голосом существенно отличаются от традиционных. Они рекомендуются и как средство профилактики расстройств голосовой функции, и как способ развития певческого голоса.
Оценочными критериями эффективности метода, по мнению автора, являются основные акустические характеристики голоса (громкость и звуковой диапазон); охрана голоса (пение без вреда для исполнителя); психологическая целесообразность (возможность передачи эмоций голосом).
Автор фонопедического метода говорит о низкой эффективности эмпирического метода постановки голоса, который используется в традиционных вокальных школах. По выражению В. Емельянова, его методика адресована прежде всего тем, чьи голосовые данные не по-
зволяют успешно учиться только традиционными методами. Его методы считаются подготовительными, вспомогательными по отношению к традиционной вокальной педагогике и лечебными (фонопедическими).
Кроме авторских методических концепций последних десятилетий в практике обучения пению обычно используются такие широко известные эмпирические методы, как концентрический, фонетический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, мысленного пения на основе внутрислухового представления, метод активизации слухового восприятия и умственных операций в процессе сравнительного анализа правильного и неправильного голосообразования у певца и т. п.
Анализ специальной литературы показал, что к недостаткам имеющихся работ по обучению эстрадному пению можно отнести отсутствие точных научных данных о работе голосового аппарата в пении и односторонность оценки тех или иных явлений в голосообразо-вании. Поэтому отсутствие единой, научно обоснованной методологии обучения эстрадному пению позволяет каждому автору утверждать, что избранный им метод является единственно правильным. Следует признать, что разноречивые мнения по отдельным принципиальным вопросам приводят к выводу о необходимости создания научно обоснованного подхода к воспитанию профессионального эстрадного певца.
В обобщенном виде голосообразующий комплекс можно представить как единую систему из трех составляющих его частей: дыхательный аппарат, гортань и артикуляционный аппарат.
С точки зрения современной физиологии и фониатрии эти составляющие трактуются как три подсистемы:
• энергетическая (легкие, бронхи, трахея, вдыхательные и выдыхательные мышцы);
• генераторная (гортань вместе с голосовыми складками);
• резонаторная (надгортанная артикуляционная система, состоящая из преддверия гортани, глотки, полости рта и носа и парана-зальных синусов).
Все три части голосообразующей системы в естественных условиях работают слаженно и
строго скоординированно, благодаря единой иннервации под управлением высшей нервной деятельности (коры головного мозга).
При неправильном пении (или речи) эта координация нарушается, особенно если педагог начинает неумело вмешиваться в процесс го-лосообразования, воздействуя на какую-либо отдельную часть голосового аппарата.
Почти все специалисты признают единство, целостность и рефлекторную взаимосвязь этой триады голосообразующей системы. Однако в вокальной практике и поныне существуют различные подходы к методике обучения с точки зрения понимания преобладающей роли той или иной подсистемы в целостном процессе голосообразования.
Одни педагоги ставят во главу угла дыхание, считая, что «школа пения - это школа дыхания».
Другие основное внимание уделяют работе артикуляционных органов или вопросам резонирования в пении.
Третьи смело вмешиваются в функцию гортани, добиваясь какого-то определенного ее положения, пытаясь произвольно управлять типом смыкания голосовых складок, хотя и опосредованными методами.
Четвертые вообще запрещают всяческие искусственные способы воздействия на голосовой аппарат певца, боясь нарушить естественную координацию в его функционировании, отдавая все на откуп саморегуляции певческого процесса, опираясь в построении методики обучения на безусловные рефлексы, то есть автоматизированные движения.
Из анализа различных методических систем обучения пению можно заключить, что существуют локальные методы, направленные на функционирование какой-либо отдельной части голосового аппарата и системные, которые воздействуют целостно на весь певческий процесс.
Системные методы по своему воздействию могут иметь различное назначение: психологические, физиологические, эмпирические и акустические.
Среди психологических системных методов можно назвать метод эмоционального воздействия на певца и его воображение в связи с содержанием художественного образа исполняемого произведения.
В основе физиологических системных методов лежит певческое дыхание и вокальная установка, которая создает условия для правильного функционирования дыхания в певческом процессе.
Эмпирическими системными методами являются объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным (пением по подражанию).
К акустическим системным методам можно отнести методы активизации работы (озвучен-ности) резонаторной системы певца.
Ощущение полноценной озвученности резонаторов в процессе фонации - одно из главных условий воспитания и развития профессионального голоса, что по утверждению В. П. Морозова, составляет «сущность резонансного искусства пения» [4].
На значимость использования в исполнительской практике резонаторных ощущений указывает и вокальный педагог С. Риггс: «Для управления процессом звукоизвлечения певцы всегда должны использовать свои резонансные ощущения. В этом смысле они должны обладать уверенностью в своей способности петь в любых условиях» [7, с. 70].
Как показывает практика, умение сохранять акустические характеристики голоса в условиях концерта (при сильном шуме, высоком уровне аккомпанемента, некачественной настройке аппаратуры, плохих акустических условиях концертного зала и пр.) является критерием хорошей профессиональной подготовки эстрадного вокалиста.
Чтобы воспитать эти качества, необходимо сформировать у певца:
• память своих физиологических ощущений (дыхательных, слуховых, вибрационных и т. п.) при пении в нормальных акустических условиях (для этого в процессе обучения эстрадных вокалистов пение с микрофоном рекомендуется вводить только тогда, когда выученный вокальный материал уже звучит достаточно хорошо технически и художественно без микрофона);
• умение опираться не только на внешнюю акустическую информацию, но и на внутренние вибрационные (резонаторные) ощущения.
В традиционной вокальной педагогике методы развития резонансной техники применяются достаточно широко. Например, использо-
вание в технических вокальных упражнениях сонорных согласных звуков М, Н, Л, Р; пение с закрытым ртом (приемы «мычание» и «ныча-ние») и др.
Метод пения с закрытым ртом ведет к активизации резонансных вибрационных ощущений в области губ, языка, нёба (здесь проявляются индикаторная и активизирующая функции резонаторов).
Обучение эстрадному пению на резонансной основе приводит к достижению близкого и полетного звука. Этому способствует применение метода субъективного ощущения определенной направленности подачи звука. Метод активизации внутренних вибрационных ощущений певца, по мнению Юссона, «является наиболее полезным и тонким» [8, с. 194].
Вибрационный контроль особо ценен в условиях певческой деятельности эстрадного певца, когда уровень звука музыкального сопровождения часто превышает норму.
Метод активизации озвученности резонаторов певца можно использовать не только для эстрадных, но и для академических певцов, как для развития голоса, так и для исправления несовершенного звукообразования. Так, например, Э. Карузо подчеркивал полезное значение этого метода для исправления недостатков голосообразования, «когда сильно истрепанные (истощенные) голоса благодаря этому методу возвращались к нормальному состоянию» [6, с. 143].
Основной метод системного воздействия на тембровое звучание голоса эстрадного певца связан с эффектом Томатиса, благодаря использованию в певческом процессе электроакустической аппаратуры [1].
Сущность этого эффекта состоит в следующем: когда при помощи электроакустической аппаратуры собственный голос подается певцу через наушники непосредственно во время пения с добавлением или уменьшением каких-либо параметров спектра его голоса, объективно в данный момент отсутствующих, то сразу же эти параметры начинают реально возникать в голосе певца, независимо от его воли.
Следовательно, любые изменения в спектре голоса певца, производимые звукорежиссером при помощи специальной аппаратуры, тут же отражаются на технологии его звуко-
образования на уровне подсознания, то есть рефлекторно. При этом у певца может появляться ощущение общего комфорта или дискомфорта, увеличение или уменьшение его энергетических затрат при пении, но в любом случае тембральные характеристики его голоса изменяются.
В вокальной практике эффект Томатиса используется, как правило, для улучшения качественных характеристик певческого голоса.
Например, если у студента глуховатый тембр голоса, лишенный «металла», то при помощи соответствующих электроакустических манипуляций с целью добавления высоких частот порядка 3 кГц голос певца тут же зазвучит ярче, а у исполнителя появляется ощущение удобства, свободы и усиления звука.
Но если то же произвести с голосом певца, и без того ярко звучащим, то он начнет испытывать трудности при голосообразовании.
При добавлении частот порядка 500 Гц излишне «звенящий» голос обретет объемность и мягкость звучания, а у певца появляется ощущения комфорта и удобства в пении.
Таким образом, функциональная связь между чувствительностью уха к различным частотам и преобразованием тембра голоса за счет добавления в его спектр определенных обертонов дает нам основание сделать вывод о том, что эту связь можно использовать как метод вокального воспитания эстрадного певца. С его помощью можно настраивать голос в желаемом направлении.
Однако незнание законов обратной связи в системе «слух - голос» и неумелое воздействие на тембр голоса при помощи электроакустической аппаратуры может привести и к серьезным нарушениям голосовой функции вокалиста.
Данный метод акустического системного воздействия на голос певца на основе эффекта Томатиса объясняет и роль такого эмпирического системного метода, как голосовой показ вокальным педагогом правильного звукообразования или какого-либо технического приема в пении. В учебной практике, особенно в работе с детьми, пение по подражанию существенно облегчает ученику процесс формирования основных вокальных навыков.
В аспекте применения этого метода очень полезными для настройки голоса и развития
вокальных навыков являются рекомендации прослушивания записей профессиональных певцов с правильным звукообразованием.
Анализ теории и практики вокальной методики позволяет сделать вывод о том, что для большей эффективности обучения пению эстрадных певцов целесообразнее использовать системные методы, а не локальные. Кроме того, в зависимости от стратегии и тактики вокальной работы педагог может использовать системные методы разной направленности в том или ином сочетании, то есть комплексно.
Практический опыт автора данной статьи показывает, что использование педагогом комплексного подхода к выбору системных методов в процессе обучения эстрадных певцов в зависимости от этапа вокальной работы приводит в оптимальные сроки к формированию у студентов таких профессиональных качеств их голоса, как:
• полный звуковой диапазон (две и более октавы);
• произвольное управление регистрами своего голоса;
• выравненность гласных по тембру;
• разнообразие нюансировки при исполнении вокальных произведений;
• продолжительность фонационного выдоха и владение кантиленой;
• чистота интонации;
• четкость дикции и правильное произношение слов;
• владение специфическими вокально-техническими приемами;
• мышечная свобода голосового аппарата при звукообразовании в пении, что обуславливает умение максимально ярко выразить эмоциональное содержание художественного образа исполняемого произведения.
Вокально-методическая подготовка студентов должна базироваться на понимании причинно-следственных связей между акустическим результатом певческого процесса и биомеханизмом звукообразования, что лежит в основе понятия «вокальный слух». Развитие такой способности у студентов как будущих вокальных педагогов - одна из основных задач их профессиональной подготовки.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Риггс, С. Как стать звездой [Текст] / С. Риггс; [сост. Guntar College]. - М.: Guntar College, 2000.
2. Линклэйтер, К.Освобождение голоса [Текст] / К. Линклэйтер; [пер. с англ. Л. В. Соловьевой]. - М.: ГИТИС, 1993.
3. Емельянов, В. В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования [Текст]: метод. рекомендации для учителей музыки / В. В. Емельянов; отв. ред. Л. П. Мас-лова; Новосиб. обл. ин-т усоверш. учителей.
- Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1991.
4. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В. П. Морозов; ИП РАН, МГК им. И. П. Чайковского, Центр «Искусство и наука». - М., 2002.
5. Юссон, Р. Певческий голос: исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса [Текст]: [пер. с фр.] / Р. Юссон. - М.: Музыка, 1974.
6. Назаренко, Н. Искусство пения: очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения [Текст] / Н. Назаренко.
- М.: Музгиз, 19б3.
7. Киселев, Л. Н. О целенаправленном воздействии на тембр голоса певцов путем изменения частотных характеристик тракта обратной акустической связи [Текст] / Л. Н. Киселев // Вестн. оториноларингологии. - СПб., 1976. - № 3. - С. 81-86.
8. Левидов, И. И. Рот как резонатор певческого голоса в связи с вопросом об оперативном вмешательстве на тонзиллах у певцов [Текст] / И. И. Левидов // Сб. науч. тр. ГИДУВ. - Л., 1935.
9. Морозов, В. П. Вокальный слух и голос [Текст] / В. П. Морозов. - М.; Л.: Музыка, 1963, 86 с.
10. Яковлева, А. С. Искусство пения: Исследовательские очерки. Материалы. Статьи [Текст] / А. С. Яковлева. - М.: Информ. Бюро, 2007.
REFERENCES
1. Riggs S. Kak stat zvezdoy. Moscow: Guntar College, 2000. (In Russian)
2. Linklater K. Osvobozhdenie golosa. Moscow: GITIS, 1993. (In Russian)
3. Emelyanov V. V. Fonopedicheskiy metod formirovaniya pevcheskogo golosoobrazovani-ya: metod. rekomendatsii dlya uchiteley muzyki. Ed. L. P. Maslova; Novosib. obl. in-t usoversh. uchiteley. Novosibirsk: Nauka: Sib. otd-nie, 1991.
4. Morozov V. P. Iskusstvo rezonansnogo peniya. Osnovy rezonansnoy teorii i tekhniki. Moscow, 2002.
5. Husson R. Pevcheskiy golos: issledovanie os-novnykh fiziologicheskikh i akusticheskikh yav-leniy pevcheskogo golosa. Moscow: Muzyka, 1974. (In Russian)
6. Nazarenko N. Iskusstvo peniya: ocherki i mate-rialy po istorii, teorii i praktike khudozhestven-nogo peniya. Moscow: Muzgiz, 1963.
7. Kiselev L. N. O tselenapravlennom vozdeystvii na tembr golosa pevtsov putem izmeneniya chastotnykh kharakteristik trakta obratnoy akusticheskoy svyazi. Vestn. otorinolaringolo-gii. St. Petersburg, 1976, No. 3, pp. 81-86.
8. Levidov I. I. Rot kak rezonator pevcheskogo golosa v svyazi s voprosom ob operativnom vmeshatelstve na tonzillakh u pevtsov. Sb. nauch. tr. GIDUV. Leningrad, 1935.
9. Morozov V. P. Vokalnyy slukh i golos. Moscow - Leningrad: Muzyka, 1963. 86 p.
10. Yakovleva, A. S. Iskusstvo peniya: Issledova-telskie ocherki. Materialy. Statyi. Moscow: Inform. Byuro, 2007.
Стулов Игорь Харьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстрадного искусства в образовании Московского педагогического государственного университета e-mail: igorstulov1982@gmail.com
Stulov Igor Kh., PhD In Education, Associate Professor, Pop music and Art Department, Moscow State Pedagogical University
e-mail: igorstulov1982@gmail.com