Научная статья на тему 'Совершенствование педагогического образования в контексте обучения в течение всей жизни'

Совершенствование педагогического образования в контексте обучения в течение всей жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование педагогического образования в контексте обучения в течение всей жизни»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Ж. О. Жилбаев

В условиях глобализации важным является выработка общих подходов в решении проблем социально-экономического и культурного развития, в котором главным фактором выступает образование. Сегодня наиболее надежные ориентиры в сфере образования задают документы ООН, ЮНЕСКО, ЕС и других авторитетных организаций и объединений. Согласно этим документам, одним из ключевых принципов устойчивого развития является обучение в течение всей жизни. Оно понимается как любая учебная деятельность, начиная с дошкольного возраста и продолженная в постпенсионном возрасте, включает в себя целый спектр форм образования: формальных, неформальных и информальных.

В Казахстане для реализации этой концепции созданы реальные предпосылки. Речь идет о национальной квалификации, которая задана аналогично европейской. Ее дескрипторы, представляя собой сложный симбиоз академических и профессиональных квалификаций, выражены в терминах результатов обучения, т. е. квалификационные уровни прописаны в трех обобщенных показателях: знания, умения и навыки, а также личностные и профессиональные компетенции [3]. На первый взгляд может показаться, что национальная квалификация, как механизм интеграции рынка труда и рынка образования, не имеет прямого отношения к результатам дошкольного и школьного обучения. Однако накопительный и последовательный характер описаний квалификационных уровней обеспечивает преемственность и интеграцию результатов обучения на всех уровнях образования. Поэтому содержание образования должно проектироваться в соответствии с ожидаемыми результатами обучения, а результаты обучения, в свою очередь, должны планироваться в соответствии с дескрипторами квалификаций. Основной стратегией такого планирования является соответствие образовательных программ профессиональным стандартам. В связи с этим актуальной представляется разработка профессиональных стандартов, направленных на устранение разрыва между растущими требованиями к результатам обучения со стороны работодателей и реальным уровнем профессиональной подготовки выпускников колледжей и вузов.

Исключение не составляет и педагогическое образование. Национальная академия образования им. И. Алтынсарина принимает активное участие в разработке профессиональных стандартов в сфере образования и науки, где заложена модель современного педагога. Он должен быть готов воспитывать личность, обладающую в условиях быстроменяющегося мира такими качествами, как инициативность, способность критически и творчески мыслить, находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Необходимость

119

формирования данных навыков подчеркнул Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем послании народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее», в котором указано: «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. ... В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [2].

Эти навыки мы видим и в структуре компетенций, рекомендованных Советом Европы [3]: умение общаться на родном и иностранном языках; владение элементарными знаниями по математике, науке и технологии; владение основами предпринимательства; социальные и гражданские компетенции; умение учиться в течение всей жизни; ИКТ-компетенции; умение формировать ценности на основе мировой и национальной культуры. Именно на их формирование должно быть ориентировано образование в целом. В этой связи профессиональная подготовка педагогов должна быть не точечной, а системной. Иными словами, нецелесообразно готовить будущих учителей к конкретной ситуации в школьном образовании, которое в условиях быстро меняющегося мира подвергается постоянной трансформации. Поэтому учитель в современных условиях должен быть готов к продуктивной инновационной деятельности.

Инновационная деятельность учителя - это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Этот процесс предполагает способность генерировать знания с целью их использования в жизни, постоянное саморазвитие, стремление воплощать свои идеи. Сегодня необходимо готовить учителей, обладающих данными компетенциями, способных к продуктивной и эффективной инновационной педагогической деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.

Именно эти идеи заложены в разрабатываемых в Казахстане профессиональных стандартах в сфере образования и науки. Следовательно, педагогическим вузам и колледжам предстоит научиться разрабатывать свои образовательные программы в соответствии с профессиональными стандартами. Как подчеркнул Министр образования и науки Республики Казахстан Аслан Бакенович Саринжипов на заседании Правительства, современная парадигма школьного образования будет базироваться на идее перехода от человека «знающего» к человеку, «подготовленному к жизнедеятельности». При этом качество образования сегодня рассматривается с позиции его социального измерения. Это означает, что поиск ответов на возникающие проблемы должен учитывать такие аспекты, как: (1) объединение усилий всех социальных подструктур общества. Здесь речь идет о реальном и эффективном взаимодействии государства, родительской и педагогической общественности, работодателей, различных общественных организаций, при этом ключевые позиции должны занимать интересы обучающихся; (2) интеграция отечественного опыта обучения с лучшей практикой зарубежных стран. При этом в стремлении соответствовать международным стандартам важно сохранять национальный контент образования; (3) формирование полиязычной

120

и поликультурной образовательной среды. Эффективность такой среды может быть обеспечена за счет сохранения преемственности обучения языкам в системе «детский сад - школа - колледж - вуз» на основе уровневой модели обучения языкам; (4) устранение явного разрыва между уровнем образования городских и сельских школьников, в частности, малокомплектных школ. Как известно, в малокомплектной школе сегодня существует ряд вопросов, требующих своего решения. Одним из них является недостаточное количество учителей-предметников. Механизмом решения данного вопроса является подготовка и переподготовка разнопрофильных педагогических кадров, способных вести интегрированное обучение смежным предметам в пределах одного или разных классов; (5) создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая среда необходима для того, чтобы они могли получать образование наравне со своими сверстниками. Следует воспитывать толерантность у детей, а также вести системную разъяснительную работу среди родителей; (б) снижение показателей девиантного поведения среди детей и молодежи, усиление роли и ответственности семьи в воспитании подрастающего поколения.

Учет этих социальных измерений будет способствовать совершенствованию качества казахстанского образования, в том числе и педагогического, позволит не только повысить социальную ответственность организаций всех уровней, но, прежде всего, поставить личность обучающегося в эпицентр развития и модернизации всей системы образования. Уверен, именно социальные аспекты легли в основу приоритетных направлений развития образования Республики Казахстан. Среди них особое место занимает обеспечение равного доступа к качественному образованию. При этом необходимо следовать принципу преемственности содержания образования всех уровней: от дошкольного воспитания и обучения до подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием, а также принципу интеграции, как содержания предметных областей, так и педагогических технологий.

Один из слоганов Гарвардского университета, который неоднократно подчеркивал глава нашего государства, гласит: «обучение в течение всей жизни уже не альтернатива, а насущная необходимость». В связи с этим основные задачи совершенствования педагогического образования сегодня связаны не только с необходимостью повысить качество образовательных услуг, но и обеспечить непрерывность образования, с отражением системной совокупности знаний, умений, навыков, компетенций на всех уровнях обучения в течение всей жизни.

Список литературы

1. Послание Президента Республики Казахстан - лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».

2. Рекомендации Парламента и Совета Европы от 18 декабря 2006 г. о ключевых компетенциях обучения в течение жизни (2006/962/EC). Опубликовано: L 394/18 EN Official Journal of the European Union 30.12.2006. Электронный ресурс: eur+lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/oj/2006/l_394/l_39420061230en00100018.pdf.

3. Совместный приказ Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства образования и науки от 28.09.2012. № 444.

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.