Научная статья на тему 'Непрерывное образование в контексте социальной модернизации Казахстана'

Непрерывное образование в контексте социальной модернизации Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование в контексте социальной модернизации Казахстана»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНА

Ж. О. Жилбаев

Философия современного образования формируется в контексте глобализационных процессов, которые определяют общий сценарий развития мирового сообщества. По мнению экспертов, эти сценарии могут иметь две стратегии: глобальное слияние или глобальное противостояние культур. Но немало сторонников и другого мнения. Речь идет о глобальной интеграции, когда каждая культура, сохраняя свой контент, стремится к конструктивному взаимодействию. В полной мере это относится и к идее евразийства.

В апреле месяце глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил в МГУ с лекцией на тему «Евразийская интеграция». Идея такой интеграции была озвучена им еще 20 лет назад. В своей лекции он сказал:

20 лет назад: «... именно Казахстан и Россия должны составить ядро ... Евразийского экономического союза»;

18 лет назад: «... мы открыли в Астане Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева»;

14 лет назад: «.создана Организация Договора коллективной безопасности, . учреждено Евразийское экономическое сообщество»;

4 года назад: «... на Астанинском саммите ОБСЕ я предложил идею общей Континентальной платформы безопасности Евразии»;

2 года назад: «... я выдвинул инициативу G-GLOBAL. В нём интерактивно участвуют 160 стран».

Сегодня идея интеграции получила свое реальное воплощение в Договоре о создании Евразийского экономического союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией.

Как известно, идея евразийства была выдвинута Львом Николаевичем Гумилевым как особый тип синтеза Востока и Запада, «Европы» и «Азии». Его наследие есть научно-историческое обоснование евразийства как мировоззрения и как концепции межгосударственных и межэтнических взаимоотношений в условиях интеграции. Именно здесь евразийство Гумилева соприкасается с евразийством Назарбаева.

Сегодня созданы и работают: Евразийский банк развития, Евразийский деловой совет, Евразийский медиа-форум, Евразийская ассоциация университетов, Высший Евразийский экономический совет, Шанхайская организация сотрудничества, Евразийская экономическая комиссия, Единый таможенный кодекс.

При выработке общих подходов в решении глобальных проблем главным фактором выступает образование. Сегодня наиболее надежные ориентиры в сфере образования задаются документами ООН, ЮНЕСКО, ЕС и ряда других авторитетных организаций и объединений. Согласно им, одним из ключевых принципов является образование в течение всей жизни. Оно понимается как любая учебная деятельность на протяжении всей жизни, начиная

324

с дошкольного возраста и заканчивая постпенсионным периодом жизни, а также включает в себя формальное, неформальное, информальное обучение.

Следует отметить, что в Казахстане для реализации этой концепции созданы реальные предпосылки. Речь идет о Национальной рамке квалификаций, которая задана аналогично Европейской рамке. Дескрипторы данных рамок представляют собой требования к уровням сформированности знаний, умений и навыков, а также личностных и профессиональных компетенций.

Национальная рамка квалификации включает три группы показателей. Первый показатель - знания. Определяет требования к знаниям и зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности и степени абстрактности знаний (соотношения теоретических и практических знаний). Второй показатель -умения и навыки. Определяет требования к умениям и зависит от множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, а также от степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Третий показатель - личностные и профессиональные компетенции. Определяет масштабы деятельности, цену возможной ошибки для организации, отрасли, ее социальных, экологических, экономических последствий, а также полноту реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Накопительный и последовательный характер описаний квалификационных уровней обеспечивает преемственность и интеграцию результатов обучения на всех уровнях образования. Поэтому содержание образования должно проектироваться в соответствии с ожидаемыми результатами обучения, а результаты обучения, в свою очередь, следует планировать в соответствии с дескрипторами рамок квалификаций. Основной стратегией такого планирования является соотнесенность образовательных программ и профессиональных стандартов. В связи с этим актуальной представляется разработка профессиональных стандартов, направленных на устранение разрыва между рынком труда и рынком образования.

В условиях социальной модернизации страны политика образования в Казахстане базируется на социальных измерениях. Это означает, что поиск ответов на возникающие проблемы учитывает следующие аспекты:

во-первых, объединение усилий всех социальных подструктур общества. Здесь речь идет о реальном и эффективном взаимодействии государства, родительской и педагогической общественности, работодателей, различных общественных организаций, при этом ключевые позиции должны занимать интересы обучающихся;

во-вторых, интеграция отечественного опыта обучения с лучшей практикой зарубежных стран. При этом в стремлении соответствовать международным стандартам важно сохранять национальный контент образования;

в-третьих, формирование полиязычной и поликультурной образовательной среды. Эффективность такой среды может быть обеспечена за счет преемственности обучения языкам в системе «детский сад - школа - колледж - вуз» на основе уровневой модели (Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 28-30);

325

в-четвертых, устранение явного разрыва между уровнем образования городских и сельских школьников, в частности, малокомплектных школ. Как известно, в малокомплектных школах сегодня существует ряд вопросов, один из которых - недостаточное количество учителей-предметников. Механизмом решения данного вопроса является подготовка и переподготовка разнопрофильных педагогических кадров, способных вести интегрированное обучение по смежным предметам в пределах одного или разных классов;

в-пятых, создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь следует воспитывать толерантность у детей, а также вести системную разъяснительную работу среди родительской общественности;

в-шестых, снижение показателей девиантного поведения среди детей и молодежи, усиление роли и ответственности семьи в воспитании подрастающего поколения.

Учет данных измерителей будет способствовать совершенствованию качества казахстанского образования, позволит не только повысить социальную ответственность, но, прежде всего, поставить личность обучающегося в эпицентр развития и модернизации всей системы образования. Именно эти социальные аспекты составляют основу приоритетных направлений развития образования и науки Казахстана. Среди них особое место занимает обеспечение равного доступа к качественному образованию. Как отмечено в отчете ОЭСР, «Казахстан создает условия обучения, повышает образовательный потенциал страны, но тем не менее еще много предстоит сделать для устранения неравенства в доступе к качественному обучению».

В контексте обсуждаемой нами проблемы особое значение приобретает принцип преемственности содержания образования всех уровней: от дошкольного воспитания и обучения до подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием, а также принцип интеграции как содержания предметных областей, так и педагогических технологий.

Один из слоганов Гарвардского университета гласит, что «обучение в течение всей жизни уже не альтернатива, а насущная необходимость». В связи с этим качественное образование является лишь стартовым интеллектуальным капиталом. Приведение образования к требованиям современности поднимает его на совершенно новый качественный уровень.

Исключение не составляет и педагогическое образование. Здесь основные задачи связаны: с обновлением содержания образования в целом; необходимостью повышения его качества; с обеспечением непрерывности всего образования; с отражением совокупности знаний, умений, навыков, компетенций на всех уровнях обучения в течение всей жизни.

Национальная академия образования им. И. Алтынсарина принимает активное участие в разработке профессиональных стандартов в сфере образования и науки, где заложена модель современного педагога. Он должен воспитывать личность, обладающую в условиях быстроменяющегося мира такими качествами, как инициативность, способность критически и творчески мыслить, находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Эти навыки мы видим и в ключевых компетенциях, рекомендо-

326

ванных Советом Европы. Именно на их формирование должно быть ориентировано и педагогическое образование. Поэтому профессиональная подготовка педагогов должна быть не точечной, а системной. Иными словами, нецелесообразно готовить будущих учителей к текущей ситуации в школьном образовании. В современных условиях он должен быть готов к инновациям, к принятию нестандартных решений в своей профессиональной деятельности.

Я уверен, что в процессе дискуссий на этой конференции мы найдем ответы на многие вопросы, связанные с идеей непрерывного обучения в национальных образовательных системах и создания единого пространства непрерывного образования в наших странах.

327

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.