ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обеспечение интеграции дошкольного, школьного и вузовского образования на примере инновационного проекта «Дом знаний» Жолымбаев О. М. , Ерденова А. К.
1Жолымбаев Оралтай Муратканович /Zholymbaev Oraltaj Muratkanovich - кандидат физикоматематических наук, доцент;
2Ерденова Айгерим Курмангалиевна /Erdenova Ajgerim Kurmangalievna - магистр естественных наук, старший преподаватель, кафедра математики и методики преподавания математики, естественно-математический факультет,
Государственный университет им. Шакарима, г. Семей, Республика Казахстан
Аннотация: в статье обосновано обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим ресурсам и технологиям; реализация программы 12-летней модели обучения РК.
Abstract: the article is justified to ensure equal access for all participants in the educational process to the best resources and technologies; implementation of a program of 12-year-old model of education of RK.
Ключевые слова: малокомплектная школа, интеграция, педагогическое образование, «Дом знаний», 12-летняя модель обучения, PISA,TIMSS, ресурсный центр, интеллектуальная школа.
Keywords: low-complete school integration, teacher education, «House of Knowledge», 12-year-old model of education, PISA, TIMSS, resource center, an intellectual school.
Как известно, в своем послании президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев сфокусировал внимание на основных десяти направлениях. Особо подчеркнул Лидер нации, что в деле образования надо обратить внимание на воспитание молодежи, готовой идти по пути ускоренной индустриализации и инновационного развития.
Особенно для нас, педагогов, важны планы Нурсултана Абишевича по дальнейшему совершенствованию системы образования. Нам очень интересны вопросы модернизации в сфере образования, ведь это позволит повысить эффективность работы педагогов по повышению качества знаний. Поэтому мы горячо поддерживаем идею Главы государства произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры, реализацию программы «Балапан» и «Болашак», работу Интеллектуальных школ, Назарбаев Университета, а также кооперацию науки и бизнеса [4].
Кроме того, необходимость качественных изменений в системе школьного образования определена в Казахстане Государственной программой развития образования в РК на 2011-2020 годы. Так, в данном программном документе указано, что «планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе». Так, педагоги Государственного университета имени Шакарима города Семей приняли Послание Президента и Государственную программу как призыв к действию.
Мы прекрасно понимаем, что переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Поэтому и разработали данный инновационный проект, отвечающий всем требованиям нынешнего времени, который позволит обеспечить равный доступ всех участников
58
образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, и обеспечит функционирование системы обучения в течение всей жизни.
Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; реализация программы 12-летней модели обучения; обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни.
Осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования; решение проблемы малокомплектных школ; обеспечение вузов абитуриентами, подготовленных к формированию компетенций в системе высшей школы, отвечающих потребностям индустриально-инновационного развития страны; создание условий для обучения в течение всей жизни, образование для всех; обеспечение интеграции дошкольного, школьного и вузовского образования.
Согласно Государственной программы развития образования в РК на 2011-2020 годы, будет обеспечено участие школьников Казахстана в международных исследованиях качества образования: PISA (оценка математической грамотности и грамотности чтения и естествознания 15-16-летних учащихся), TIMSS (оценка качества математического и естественно-научного образования учащихся 4-х и 8-х классов) [3].
Соответственно, для достижения поставленных целей необходимо: обеспечить кадрами организации дошкольного воспитания и обучения; осуществить переход на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования; решить проблему малокомплектных школ. А достижения задач будут измеряться, например, такими показателями, как увеличение доли школ с естественно-математическим направлением от общего количества профильных школ [7].
Подушевое финансирование на первом этапе будет осуществляться именно для профильных школ. В 2013 году система подушевого финансирования общего среднего образования апробировалась на базе 4-х профильных школ. Для этого разработались нормативные правовые документы по системе подушевого финансирования.
Также немаловажно, что в 2015 году, согласно Государственной программы развития образования в РК на 2011-2020 годы, количество «опорных школ» -ресурсных центров для МКШ достигнет 160 [3].
Создание и функционирование «Дома знаний» при Государственном университете имени Шакарима г. Семей позволит решить сразу несколько задач: осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования; решение проблемы малокомплектных школ; обеспечение вузов абитуриентами, подготовленных к формированию компетенций в системе высшей школы, отвечающих потребностям индустриально-инновационного развития страны; создание условий для обучения в течение всей жизни, образование для всех; обеспечение интеграции дошкольного, школьного и вузовского образования [6].
На сегодняшний день предварительная структура «Дома знаний» включает в себя профильные классы, ресурсный центр, репетиторскую школу, подготовительное отделение для репатриантов, центр дошкольного воспитания и обучения. Таким образом, «Дом знаний» объединит под своей образовательной крышей всех участников учебного процесса, начиная с 3 -х лет и старше.
Целью «Дома знаний» является реальное повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.
Основанием для разработки проекта послужили Послание Лидера нации и Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 20112020 годы, поэтому срок реализации проекта определен с 2014 по 2020 год.
59
Так, планируется, что дети в возрасте с 3-х до 6 лет будут обеспечены дошкольным воспитанием и обучением, а доля учащихся, успешно освоивших образовательную учебную программу по естественно-математическим дисциплинам, составит 95 %. Кроме того, благодаря «Дом знаний» будет обеспечен доступ обучающихся в малокомплектных школах ко всем образовательным ресурсам. Немаловажно, что станет возможным и обеспечение учебно-методическим комплексом по предметам, разработанным совместно учителями школ и профессорско-преподавательским составом вуза.
Литература
1. Авдеев Ф. С. Научно-методические основы профессиональной подготовки будущего учителя математики сельской малокомплектной школы. - Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, 1994.
2. Адильгазинова Г. З. Педагогические основы подготовки учителя к управлению процессом обучения в малокомплектной школе: теория и практика. - Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 1997. - 180 с.
3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 20112020 годы.
4. Государственная практика. План нации — 100 шагов. Современное государство для всех. ГОСО РК от 23.08.2012, № 1080.
5. Научный проект: «Научно-методические основы подготовки будущих учителей естественно-математических дисциплин для малокомплектной школы».
6. Тюленова О. Н. Интегративная модель образования для сельской малокомплектной школы (на примере дисциплин естественнонаучного цикла): дис. к. п. н. -Воронеж, 2006.
Использование инновационных педагогических технологий в развитии методологической культуры студентов педагогического колледжа по специальности «дошкольное образование», в процессе изучения профессионального модуля 01 Огурцова С. В.1, Шайланов С. Н.2
1Огурцова Светлана Владимировна / Ogurtcova Svetlana Vladimirovna - аспирант, методист,
преподаватель, заочное отделение,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
Губернский колледж г. Сызрани, г. Сызрань;
2Шайланов Сергей Николаевич /Shaylanov Sergey Nikolayevich - кандидат педагогических наук,
доцент,
кафедра профессионального обучения,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск
Аннотация: в статье рассматриваются инновационные технологии в системе среднего профессионального образования не только к оценке качества знаний, но и уровня сформированности компетенций у студентов педагогических колледжей, а также для успешного развития методологической культуры студентов педагогического колледжа в целом.
60