готовность к решению профессиональных задач, активизирует познавательный интерес, дает возможность самовыражения и самоутверждения.
Стали традиционными педагогические чтения, круглые столы, конкурсы интеллектуальной продукции, конференции и семинары по тематике экспериментальной площадки.
Формирование и развитие личности невозможно без общения, учебной, трудовой, научно-исследовательской и досуговой деятельности. Начиная с первого курса обучающиеся вовлекаются в самые разнообразные виды деятельности: конкурсы, КВН, кружки, секции, различные мероприятия. Огромную роль в этом играет студенческое самоуправление. Расширению кругозора студентов и преподавателей способствует участие в конкурсах профессионального мастерства. Гражданскому становлению молодых людей, формированию их позитивного социального опыта способствует участие в мероприятиях по военно-патриотической работе с допризывной молодежью: встречах с ветеранами ВОВ и выпускниками, прошедшими срочную службу в рядах ВС РФ; митингах в память выпускников, погибших при исполнении воинской обязанности; турнире по волейболу в память А. Дайне-ко — нашего выпускника, погибшего в Чечне; спортивных соревнованиях «Защити себя сам», «Солдат всегда солдат», «Школа безопасности». Во всех этих мероприятиях участвуют работники силовых структур, таможни, полиции, ГИБДД.
Библиографический список
Такие встречи способствуют приобретению умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни, создают условия для дальнейшего сотрудничества. Организованы музеи; открыты экспозиции, рассказывающие о выдающихся выпускниках, о героях Великой Отечественной войны, о людях, прославивших профессию, полученную в стенах учреждения. Большую работу с молодежью проводит центр содействия трудоустройству выпускников «Перспектива».
Коллектив техникума, учитывая интересы и потребности работодателей, находится в постоянном поиске новых форм сетевого взаимодействия. Объединение усилий педагогов с материальными, информационными и финансовыми ресурсами социальных партнеров в режиме сетевого взаимодействия даст возможность разработать такую модель образовательного процесса, которая позволит эффективнее организовать этот процесс, еще выше поднять уровень его методического обеспечения и квалификацию педагогических и управленческих кадров.
Таким образом, сетевое взаимодействие Карталинского многоотраслевого техникума с образовательными учреждениями сельскохозяйственного профиля и предприятиями АПК позволит обеспечить создание механизма формирования общих и профессиональных компетенций и более качественную подготовку кадров для сельских южных районов Челябинской области.
1. Зыбалов, В. С. Продовольственная безопасность [Текст] / В. С. Зыбалов // Энциклопедия Челябинской области. В 7 т. Т. 5. — Челябинск : Каменный пояс, 2008. — С. 384-389.
2. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 окт. 2011 г. № 1757-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902307636.
3. Серкова, Г. Г. Инновационная и экспериментальная работа в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] : монография / Г. Г. Серкова. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2012. — 202 с.
УДК 378 О. П. Керер, доц. Челябинского института
развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ СТАНДАРТОВ
В статье представлены некоторые результаты исследований, связанные с совершенствованием оценочной деятельности педагогов среднего профессионального образования; отмечена
необходимость в процессе повышения квалификации уделять внимание данному вопросу, особенно в связи с реализацией компетентностных стандартов.
Ключевые слова: организация среднего профессионального образования, оценочная деятельность, профессиональная компетентность, совершенствование оценочной деятельности, повышение квалификации.
В сложившихся условиях развитие образовательных организаций профессионального образования приобретает сегодня качественно новое направление. Как необходимые элементы механизма модернизации системы профессионального образования рассматриваются процессы оценки и обратной связи. Именно адекватная и объективная педагогическая оценка на основе компетентностных стандартов служит одним из факторов мотивации будущих специалистов в процессе их обучения.
Однако процесс оценивания имеет на сегодняшний день противоречивый характер. Уро-вень оценочных умений преподавателей техникумов и колледжей соотносится с компонентами профессионального мастерства, причем следует учитывать как самооценку преподавателей, так и оценку их профессиональной компетентности при помощи различных методик. Среди главных показателей выделены три группы: первая касается педагогической деятельности преподавателей, вторая — педагогического общения, третья — личностных качеств.
Сопоставляя результаты исследований внешней оценки и самооценки преподавателей, можно сделать вывод, что определенная часть педагогов (32 %) обладает завышенной самооценкой. Итоги внешней оценки можно представить следующим образом [1]:
- выделенные педагогические умения не в полной мере сформированы у 35 % диагностируемых преподавателей, что свидетельствует о недостаточном уровне квалификации преподавателей в области оценивания степени сфор-мированности компетенций обучаемых;
- педагогическое общение носит авторитарный характер более чем у 40 % опрошенных преподавателей;
- самообразование в связи с большой загруженностью затруднительно для третьей части всех педагогов, подвергшихся диагностике.
Эти выводы подтверждены также результатами наблюдения и анализа продуктивности педагогической деятельности преподавателей, проведенного по методикам Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина. Программа наблюдений и анализа уровня профессионализма педагогов отражает такие важные ас-
пекты, как профессионально-педагогическая компетентность, выраженность основных компонентов профессионально-педагогической деятельности в самостоятельной деятельности педагога и т. д. [2]. Однако оценочная деятельность педагога не находит конкретного отражения в использованной программе наблюдения. Можно предположить, что умение оценивать является составляющей организаторского компонента, который включает в себя умение выполнять функциональные обязанности и умение организовать собственную деятельность. Все это также актуализирует проблему повышения квалификации в образовательной организации с акцентом на совершенствовании оценочной деятельности преподавателя.
Хотя вопросы развития оценочных умений преподавателей выносятся на педсоветы и семинары, обобщается передовой педагогический опыт, однако исследования показали, что системности в совершенствовании оценочной деятельности в процессе научно-методической работы в организациях среднего профессионального образования не наблюдается.
В большинстве случаев оценочные умения формировались у педагогов при обучении в вузе. В основном это преподаватели, которые получили педагогическое или профессионально-педагогическое образование, поэтому критерии оценивания лежат в данном случае в рамках традиционной, когнитивной парадигмы (т. е. оцениваются знания и умения) [3].
Можно предположить, что более близки к оцениванию компетенций должны быть преподаватели спецдисциплин и мастера производственного обучения. Их оценочные умения должны формироваться в процессе профессионально-педагогической деятельности при реализации компетентностных стандартов.
Значительное влияние на совершенствование оценочной деятельности преподавателей могут оказывать курсы повышения квалификации, которые имеют в своей программе разделы, связанные с педагогикой, психологией, ФГОС, а также с основами оценивания.
Особо следует отметить выявленное в ходе исследования мнение руководителей по данной проблеме. Большинство из них считают важным
процесс совершенствования оценочной деятельности преподавателей для повышения качества подготовки выпускника (96 %) [1]. Это связывается с повышенным спросом на данном этапе социально-экономических преобразований на специалистов среднего звена. Для того чтобы выпускник удовлетворял всем требованиям работодателя и был конкурентоспособным, его подготовку необходимо осуществлять в соответствии с компетентностной моделью, а этот процесс предполагает реализацию новых подходов к процедуре оценивания (на основе компетенций). Отрадно, что руководители в большей мере склонны положительно относиться к повышению квалификации педагогов.
Таким образом, в образовательной деятельности организации среднего профессионального образования происходят существенные изменения, связанные с переходом образования на компе-тентностную модель выпускника. И преподаватели, и руководители понимают важность развития профессионально-педагогической компетентности педагогического состава и, как составляющей, качественной оценочной деятельности.
Проведенный анализ данной проблемы позволил также выявить типичные трудности преподавателей в процессе оценивания. В первую очередь это формирование мотивации и цели
оценивания. Затруднительными являются также способ определения пути продвижения обучающихся на более высокий уровень и отслеживание динамики личностного роста [1].
Тем самым подтверждается важность повышения квалификации с учетом особенностей условий и степени затруднений педагогов.
Анализ программ повышения квалификации Челябинского института развития профессионального образования показал, что данный вопрос изучается слушателями курсов преимущественно на методологическом и теоретическом уровнях в составе других разделов. Практическая часть совершенствования оценочной деятельности преподавателей не предусмотрена, т. к. невозможно учесть условия деятельности каждого конкретного образовательного учреждения. Акценты расставлены на понимании ФГОС и умении разрабатывать на их основе программы и оценочные средства. Вот почему значительная роль в процессе совершенствования оценочной деятельности преподавателей отводится самим образовательным организациям.
К сожалению, как преподаватели, так и руководители в недостаточной степени осознают необходимость формирования нового педагогического мышления о сущности оценочной деятельности. Это свидетельствует об
Таблица 1
Профессиональное развитие в контексте непрерывного профессионального образования
Наименование стадий профессионального становления Общая характеристика
Профессиональная адаптация (нормативный уровень) Этап вхождения в профессиональную деятельность. Соотнесение первых впечатлений о работе в образовательном учреждении с вузовским представлением о профессии педагога; недостаточное осознание себя как педагога. Выполнение педагогом своих функциональных обязанностей преимущественно на репродуктивном уровне. Освоение норм, ценностей, традиций педагогической деятельности и педколлектива
Профессионализация (преобразовательный уровень) Перенос акцента в выполнении педагогом функциональных обязанностей на продуктивный уровень. Освоение путей и способов решения субъективно новых педагогических задач и проблем. Пересмотр отдельных представлений о профессии педагога, углубление и обобщение основных представлений. Данный этап характеризуется поиском наиболее оптимальных для конкретной личности способов выполнения профессиональных норм и требований
Педагогическое мастерство (творческий уровень) Выполнение педагогом профессиональных обязанностей на продуктивном уровне. Выработка обоснованного устойчивого отношения к профессии педагога. Данный этап характеризуется решением объективно новых педагогических задач и проблем, включением в научно-исследовательскую, конструкторско-изобретательскую и инновационную деятельность на основе сформированных профессионально важных качеств личности, приобретения индивидуального опыта выполнения профессиональной деятельности. Общее профессиональное самочувствие характеризуется большой уверенностью в своих силах, возросшей способностью к самореализации
отсутствии в организациях повышения квалификации преподавателей с ярко выраженной направленностью на овладение компетент-ностным подходом и теорией оценивания [1]. Кроме того, педагогические работники организаций среднего профессионального образования затрудняются демонстрировать системные представления о направлениях совершенствования оценочной деятельности в условиях подготовки специалистов на основе компетентностной модели.
Несомненно, профессиональное развитие, а вместе с тем и совершенствование оценочной деятельности преподавателей сопряжено с непрерывным педагогическим образованием. Профессиональное развитие в контексте непрерывного профессионального образования можно представить следующим образом [2] (табл. 1).
Трактовка профессионального развития, которая согласуется с концепцией компетентност-ного подхода, на сегодняшний день наиболее актуальна, в соответствии с чем и необходимо организовывать повышение квалификации.
Библиографический список
Отметим, что уровень совершенствования оценочной деятельности преподавателя зависит от уровня усвоения им знаний, способов оценочной деятельности, степени устойчивости мотивации в процессе оценивания, а также положительного отношения к профессиональной деятельности в целом. Кроме того, необходимо учесть, что в процессе повышения квалификации преподавателей уровень развития их профессиональной компетентности напрямую связан с характером его содержания.
Таким образом, прежняя когнитивная позиция, ограничивающаяся понятием «повышение квалификации», под которым чаще всего подразумевался преимущественно количественный рост знаний, умений и навыков, которые в итоге могут и не перейти в новое качество, состав или структуру, неприемлема сегодня. Компетент-ностный подход в процессе повышения квалификации в целом и в совершенствовании оценочной деятельности в частности предполагает самоактуализацию, самореализацию и развитие индивидуальности каждого педагога.
1. Керер, О. П. Совершенствование оценочной деятельности преподавателей среднего профессионального образования на основе индикаторов качества [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О. П. Керер. — Оренбург, 2009. — 218 с.
2. Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
3. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход [Текст] : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. — М. : Изд-во МПСИ, 2005. — 216 с.
4. Зауэр, Л. С. Рейтинговая оценка деятельности педагогических работников учреждений начального профессионального образования [Текст] / Л. С. Зауэр. — М. : Изд. центр АПО, 2002. — 45 с.
УДК 373 Л. С. Мальцева, зам. директора Дворца учащей-
ся молодежи «Смена», г. Челябинск, e-mail: [email protected] М. Ю. Малкин, зам. директора Дворца учащейся молодежи «(Смена», руководитель Регионального координационного центра WSR-Челябинск,
г. Челябинск
Т. М. Зайцева, рук-ль Областного интерактивного центра профориентации «Формула успеха», г. Челябинск
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье раскрыты и актуализированы основные проблемы профориентации и предложены пути их решения через использование комплекса практикоориентированных мероприятий. Приведен опыт по централизованному созданию структуры, призванной решить эти задачи.