Научная статья на тему 'Совершенствование оценочной деятельности педагогов в свете реализации компетентностных стандартов'

Совершенствование оценочной деятельности педагогов в свете реализации компетентностных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ORGANIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION / EVALUATION ACTIVITIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / ADVANCED TRAINING / IMPROVEMENT OF VALUATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керер О. П.

В статье представлены некоторые результаты исследований, связанные с совершенствованием оценочной деятельности педагогов среднего профессионального образования; отмечена необходимость в процессе повышения квалификации уделять внимание данному вопросу, особенно в связи с реализацией компетентностных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF THE VALUATION ACTIVITY OF TEACHERS IN THE LIGHT OF THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE STANDARDS

The article presents some results of research related to improving the evaluation work of teachers of secondary vocational education. The necessity in the process of advanced training to pay attention to this issue, especially in connection with the implementation of competency standards, is noted.

Текст научной работы на тему «Совершенствование оценочной деятельности педагогов в свете реализации компетентностных стандартов»

готовность к решению профессиональных задач, активизирует познавательный интерес, дает возможность самовыражения и самоутверждения.

Стали традиционными педагогические чтения, круглые столы, конкурсы интеллектуальной продукции, конференции и семинары по тематике экспериментальной площадки.

Формирование и развитие личности невозможно без общения, учебной, трудовой, научно-исследовательской и досуговой деятельности. Начиная с первого курса обучающиеся вовлекаются в самые разнообразные виды деятельности: конкурсы, КВН, кружки, секции, различные мероприятия. Огромную роль в этом играет студенческое самоуправление. Расширению кругозора студентов и преподавателей способствует участие в конкурсах профессионального мастерства. Гражданскому становлению молодых людей, формированию их позитивного социального опыта способствует участие в мероприятиях по военно-патриотической работе с допризывной молодежью: встречах с ветеранами ВОВ и выпускниками, прошедшими срочную службу в рядах ВС РФ; митингах в память выпускников, погибших при исполнении воинской обязанности; турнире по волейболу в память А. Дайне-ко — нашего выпускника, погибшего в Чечне; спортивных соревнованиях «Защити себя сам», «Солдат всегда солдат», «Школа безопасности». Во всех этих мероприятиях участвуют работники силовых структур, таможни, полиции, ГИБДД.

Библиографический список

Такие встречи способствуют приобретению умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни, создают условия для дальнейшего сотрудничества. Организованы музеи; открыты экспозиции, рассказывающие о выдающихся выпускниках, о героях Великой Отечественной войны, о людях, прославивших профессию, полученную в стенах учреждения. Большую работу с молодежью проводит центр содействия трудоустройству выпускников «Перспектива».

Коллектив техникума, учитывая интересы и потребности работодателей, находится в постоянном поиске новых форм сетевого взаимодействия. Объединение усилий педагогов с материальными, информационными и финансовыми ресурсами социальных партнеров в режиме сетевого взаимодействия даст возможность разработать такую модель образовательного процесса, которая позволит эффективнее организовать этот процесс, еще выше поднять уровень его методического обеспечения и квалификацию педагогических и управленческих кадров.

Таким образом, сетевое взаимодействие Карталинского многоотраслевого техникума с образовательными учреждениями сельскохозяйственного профиля и предприятиями АПК позволит обеспечить создание механизма формирования общих и профессиональных компетенций и более качественную подготовку кадров для сельских южных районов Челябинской области.

1. Зыбалов, В. С. Продовольственная безопасность [Текст] / В. С. Зыбалов // Энциклопедия Челябинской области. В 7 т. Т. 5. — Челябинск : Каменный пояс, 2008. — С. 384-389.

2. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 окт. 2011 г. № 1757-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902307636.

3. Серкова, Г. Г. Инновационная и экспериментальная работа в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] : монография / Г. Г. Серкова. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2012. — 202 с.

УДК 378 О. П. Керер, доц. Челябинского института

развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ СТАНДАРТОВ

В статье представлены некоторые результаты исследований, связанные с совершенствованием оценочной деятельности педагогов среднего профессионального образования; отмечена

необходимость в процессе повышения квалификации уделять внимание данному вопросу, особенно в связи с реализацией компетентностных стандартов.

Ключевые слова: организация среднего профессионального образования, оценочная деятельность, профессиональная компетентность, совершенствование оценочной деятельности, повышение квалификации.

В сложившихся условиях развитие образовательных организаций профессионального образования приобретает сегодня качественно новое направление. Как необходимые элементы механизма модернизации системы профессионального образования рассматриваются процессы оценки и обратной связи. Именно адекватная и объективная педагогическая оценка на основе компетентностных стандартов служит одним из факторов мотивации будущих специалистов в процессе их обучения.

Однако процесс оценивания имеет на сегодняшний день противоречивый характер. Уро-вень оценочных умений преподавателей техникумов и колледжей соотносится с компонентами профессионального мастерства, причем следует учитывать как самооценку преподавателей, так и оценку их профессиональной компетентности при помощи различных методик. Среди главных показателей выделены три группы: первая касается педагогической деятельности преподавателей, вторая — педагогического общения, третья — личностных качеств.

Сопоставляя результаты исследований внешней оценки и самооценки преподавателей, можно сделать вывод, что определенная часть педагогов (32 %) обладает завышенной самооценкой. Итоги внешней оценки можно представить следующим образом [1]:

- выделенные педагогические умения не в полной мере сформированы у 35 % диагностируемых преподавателей, что свидетельствует о недостаточном уровне квалификации преподавателей в области оценивания степени сфор-мированности компетенций обучаемых;

- педагогическое общение носит авторитарный характер более чем у 40 % опрошенных преподавателей;

- самообразование в связи с большой загруженностью затруднительно для третьей части всех педагогов, подвергшихся диагностике.

Эти выводы подтверждены также результатами наблюдения и анализа продуктивности педагогической деятельности преподавателей, проведенного по методикам Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина. Программа наблюдений и анализа уровня профессионализма педагогов отражает такие важные ас-

пекты, как профессионально-педагогическая компетентность, выраженность основных компонентов профессионально-педагогической деятельности в самостоятельной деятельности педагога и т. д. [2]. Однако оценочная деятельность педагога не находит конкретного отражения в использованной программе наблюдения. Можно предположить, что умение оценивать является составляющей организаторского компонента, который включает в себя умение выполнять функциональные обязанности и умение организовать собственную деятельность. Все это также актуализирует проблему повышения квалификации в образовательной организации с акцентом на совершенствовании оценочной деятельности преподавателя.

Хотя вопросы развития оценочных умений преподавателей выносятся на педсоветы и семинары, обобщается передовой педагогический опыт, однако исследования показали, что системности в совершенствовании оценочной деятельности в процессе научно-методической работы в организациях среднего профессионального образования не наблюдается.

В большинстве случаев оценочные умения формировались у педагогов при обучении в вузе. В основном это преподаватели, которые получили педагогическое или профессионально-педагогическое образование, поэтому критерии оценивания лежат в данном случае в рамках традиционной, когнитивной парадигмы (т. е. оцениваются знания и умения) [3].

Можно предположить, что более близки к оцениванию компетенций должны быть преподаватели спецдисциплин и мастера производственного обучения. Их оценочные умения должны формироваться в процессе профессионально-педагогической деятельности при реализации компетентностных стандартов.

Значительное влияние на совершенствование оценочной деятельности преподавателей могут оказывать курсы повышения квалификации, которые имеют в своей программе разделы, связанные с педагогикой, психологией, ФГОС, а также с основами оценивания.

Особо следует отметить выявленное в ходе исследования мнение руководителей по данной проблеме. Большинство из них считают важным

процесс совершенствования оценочной деятельности преподавателей для повышения качества подготовки выпускника (96 %) [1]. Это связывается с повышенным спросом на данном этапе социально-экономических преобразований на специалистов среднего звена. Для того чтобы выпускник удовлетворял всем требованиям работодателя и был конкурентоспособным, его подготовку необходимо осуществлять в соответствии с компетентностной моделью, а этот процесс предполагает реализацию новых подходов к процедуре оценивания (на основе компетенций). Отрадно, что руководители в большей мере склонны положительно относиться к повышению квалификации педагогов.

Таким образом, в образовательной деятельности организации среднего профессионального образования происходят существенные изменения, связанные с переходом образования на компе-тентностную модель выпускника. И преподаватели, и руководители понимают важность развития профессионально-педагогической компетентности педагогического состава и, как составляющей, качественной оценочной деятельности.

Проведенный анализ данной проблемы позволил также выявить типичные трудности преподавателей в процессе оценивания. В первую очередь это формирование мотивации и цели

оценивания. Затруднительными являются также способ определения пути продвижения обучающихся на более высокий уровень и отслеживание динамики личностного роста [1].

Тем самым подтверждается важность повышения квалификации с учетом особенностей условий и степени затруднений педагогов.

Анализ программ повышения квалификации Челябинского института развития профессионального образования показал, что данный вопрос изучается слушателями курсов преимущественно на методологическом и теоретическом уровнях в составе других разделов. Практическая часть совершенствования оценочной деятельности преподавателей не предусмотрена, т. к. невозможно учесть условия деятельности каждого конкретного образовательного учреждения. Акценты расставлены на понимании ФГОС и умении разрабатывать на их основе программы и оценочные средства. Вот почему значительная роль в процессе совершенствования оценочной деятельности преподавателей отводится самим образовательным организациям.

К сожалению, как преподаватели, так и руководители в недостаточной степени осознают необходимость формирования нового педагогического мышления о сущности оценочной деятельности. Это свидетельствует об

Таблица 1

Профессиональное развитие в контексте непрерывного профессионального образования

Наименование стадий профессионального становления Общая характеристика

Профессиональная адаптация (нормативный уровень) Этап вхождения в профессиональную деятельность. Соотнесение первых впечатлений о работе в образовательном учреждении с вузовским представлением о профессии педагога; недостаточное осознание себя как педагога. Выполнение педагогом своих функциональных обязанностей преимущественно на репродуктивном уровне. Освоение норм, ценностей, традиций педагогической деятельности и педколлектива

Профессионализация (преобразовательный уровень) Перенос акцента в выполнении педагогом функциональных обязанностей на продуктивный уровень. Освоение путей и способов решения субъективно новых педагогических задач и проблем. Пересмотр отдельных представлений о профессии педагога, углубление и обобщение основных представлений. Данный этап характеризуется поиском наиболее оптимальных для конкретной личности способов выполнения профессиональных норм и требований

Педагогическое мастерство (творческий уровень) Выполнение педагогом профессиональных обязанностей на продуктивном уровне. Выработка обоснованного устойчивого отношения к профессии педагога. Данный этап характеризуется решением объективно новых педагогических задач и проблем, включением в научно-исследовательскую, конструкторско-изобретательскую и инновационную деятельность на основе сформированных профессионально важных качеств личности, приобретения индивидуального опыта выполнения профессиональной деятельности. Общее профессиональное самочувствие характеризуется большой уверенностью в своих силах, возросшей способностью к самореализации

отсутствии в организациях повышения квалификации преподавателей с ярко выраженной направленностью на овладение компетент-ностным подходом и теорией оценивания [1]. Кроме того, педагогические работники организаций среднего профессионального образования затрудняются демонстрировать системные представления о направлениях совершенствования оценочной деятельности в условиях подготовки специалистов на основе компетентностной модели.

Несомненно, профессиональное развитие, а вместе с тем и совершенствование оценочной деятельности преподавателей сопряжено с непрерывным педагогическим образованием. Профессиональное развитие в контексте непрерывного профессионального образования можно представить следующим образом [2] (табл. 1).

Трактовка профессионального развития, которая согласуется с концепцией компетентност-ного подхода, на сегодняшний день наиболее актуальна, в соответствии с чем и необходимо организовывать повышение квалификации.

Библиографический список

Отметим, что уровень совершенствования оценочной деятельности преподавателя зависит от уровня усвоения им знаний, способов оценочной деятельности, степени устойчивости мотивации в процессе оценивания, а также положительного отношения к профессиональной деятельности в целом. Кроме того, необходимо учесть, что в процессе повышения квалификации преподавателей уровень развития их профессиональной компетентности напрямую связан с характером его содержания.

Таким образом, прежняя когнитивная позиция, ограничивающаяся понятием «повышение квалификации», под которым чаще всего подразумевался преимущественно количественный рост знаний, умений и навыков, которые в итоге могут и не перейти в новое качество, состав или структуру, неприемлема сегодня. Компетент-ностный подход в процессе повышения квалификации в целом и в совершенствовании оценочной деятельности в частности предполагает самоактуализацию, самореализацию и развитие индивидуальности каждого педагога.

1. Керер, О. П. Совершенствование оценочной деятельности преподавателей среднего профессионального образования на основе индикаторов качества [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О. П. Керер. — Оренбург, 2009. — 218 с.

2. Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.

3. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход [Текст] : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. — М. : Изд-во МПСИ, 2005. — 216 с.

4. Зауэр, Л. С. Рейтинговая оценка деятельности педагогических работников учреждений начального профессионального образования [Текст] / Л. С. Зауэр. — М. : Изд. центр АПО, 2002. — 45 с.

УДК 373 Л. С. Мальцева, зам. директора Дворца учащей-

ся молодежи «Смена», г. Челябинск, e-mail: [email protected] М. Ю. Малкин, зам. директора Дворца учащейся молодежи «(Смена», руководитель Регионального координационного центра WSR-Челябинск,

г. Челябинск

Т. М. Зайцева, рук-ль Областного интерактивного центра профориентации «Формула успеха», г. Челябинск

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье раскрыты и актуализированы основные проблемы профориентации и предложены пути их решения через использование комплекса практикоориентированных мероприятий. Приведен опыт по централизованному созданию структуры, призванной решить эти задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.