ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
7. Pugacheva E.K, Solov'eva A.V Organizacija psihofiziologicheskih issledovanij s primeneniem poligrafav ramkah professional'nogo psihologicheskogo otbora: uchebnoe posobie. M.: Moskovskij universitet MVD Rossii, 2014.
8. Holodnyj Ju.I., Akentev P.V. Primenenie poligrafa v Rossii:sovremennyj uroven' i perspektivy razvitija. Rossijskij sledovatel', 2003, № 10.
9. Federal'nyj zakon ot 7 fevra]ja 2011 g. № 3-FZ «0 роНси» // SZ КБ. 2011. № 7.
1 Александр Романович Лурия (1902—1977) — один из крупнейших психологов советского периода, действительный член АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968), доктор психологических и медицинских наук, профессор, один из основателей нейропсихологии.
2 Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. М., 1982.
3 Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс. Издательство Нюанс. 2004.
УДК 740 ББК 88
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ — МУЗЫКАНТОВ
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА МОЛОСТОВА,
аспирант кафедры психологии и философии Тверского государственного технического университета Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: С.И. Филиппченкова, профессор кафедры психологии и философии ТГТУ, доктор психологических наук Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлено профессиографическое исследование педагогов — музыкантов; рассмотрены особенности профессиональной деятельности; выделены профессионально-важные качества, способности, функции и профессиональные задачи учителя — музыки общего образования. Анализируются психологические аспекты профессиограммы педагога-музыканта, определяется их роль в развитии профессионализма.
Ключевые слова: профессиография, профессиограмма, психограмма, профессионально-важные качества, компетентность, характеристика профессиональной деятельности педагога — музыканта.
Annotation. The paper presents the results of professiographical examination of specialists on the musical pedagogy. This article is devoted to particular qualities of professional work, professionally important qualities, abilities, functions, professional goals of teacher-musician in general education. Psychological aspects of professiogram of teacher-musician in general education are analyzed, their part in professional development are defined.
Keywords: professiogram, competence, psychogtam, professionally important qualities. characteristic of professional activity of teacher — musician, professiography.
Психология профессиональной деятельности — область человеческих знаний, которая динамично развивается как прикладная отрасль психологии, ориентированная на решение задач профессионально-личностного роста .Наиболее важной задачей данной области является развитие профессионализма и повышение профессиональной компетентности специалиста. Одним из ключевых факторов,
влияющих на эффективность решения перечисленных задач, выступает развитие личности как будущего профессионала на этапах профессионального самоопределения и получения профессионального образования.
В перечне задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 гг. стоит его модернизация в соответствии с потребностями
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
рынка труда. Следовательно, возникает необходимость создания механизмов социальной адаптации и профессиональной подготовки и переподготовки специалистов педагогического профиля в целях своевременной ориентации на современном рынке труда. Отсюда становятся актуальным повышение требований к профессионально-важным качествам преподавателя и качеству подготовки будущих специалистов. Это, безусловно, касается специалистов педагогов-музыкантов, которые также имеют педагогический образовательный профиль.
Рынок труда представляет собой систему отношений в обществе, которая обеспечивает непрерывный и естественный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование ее труда.
Модернизация профессиональной подготовки с учетом состояния педагогического рынка труда особенно необходима, так как в настоящее время численность учителей и преподавателей стремительно снижается, а контингент педагогов в школах и дошкольных учреждениях, чаще, охватывает специалистов пенсионного возраста, поскольку молодые специалисты неохотно остаются работать в системе образования и составляют всего лишь шестую часть от общего числа начавших педагогическую деятельность. Такая же статистика наблюдается среди музыкальных педагогов.
Одной из причин проблемы снижения численности учителей в общем и дополнительном образовании исследователями (О.Ю. Герасимова, А.К. Маркова, Ж.П. Павлова, Н.В. Панова) выделяется «псевдопрофессионализм» или «непрофессионализм» — это распространенное за последние годы явление, характеризующиеся отсутствием компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. По мнению А.К. Марковой, «псевдопрофессионализм» выражается во внешне активном трудовом процессе при низкой эффективности деятельности с нарастающей профессиональной деформацией. [4]. Одним из оснований профессиональной деформации учителя Н.В. Панова называет резкие экономические и социальные изменения, нарушающие привычные профессиональные отношения и разрушающие профессиональные стереотипы. Это, в свою очередь, приводит к отстранению, потере профессионального интереса, профессиональной идентичности, ко-
торая искажает направленность деятельности, снижает активность, разрушает социально-значимую структуру деятельности [5].
Все чаще в СМИ обсуждается некачественная работа педагогов в общеобразовательных учреждениях, выражающаяся в неготовности и неумении решать сложные профессиональные задачи. Не являются исключением специалисты в области музыкального образования. Ежегодно увеличивается количество дипломированных специалистов, но часто уровень профессиональной подготовки и мотивации не соответствует требованиям профессии. Отсюда обладание не всей системой компетентностей, что делает выпускника или же специалиста со стажем несоответствующим профессиональной пригодности.
Мы разделяем точку зрения Э.Ф. Зеера, понимающего под компетентностью «...совокупность профессиональных знаний, умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности» [2].
Присутствие на высоком уровне музыкально-исполнительской компетентности не всегда говорит о сформированности профессионально-личностной компетентности, что может являться причиной несоответствия выбранной профессии.
Исследования в области профессиональной компетентности педагогов — музыкантов (З.В. Румянцева, Л.Р. Саитова, И.В. Пигарева, Е.Р. Сизова) связаны с анализом деятельности специалиста с целью повышения эффективности и результатов образовательного и трудового процесса. Еще одну причину непрофессионализма и некомпетентности данные исследователи видят в некорректной профориентации, поскольку зачастую сама профессия музыкального педагога выбирается под давлением наличия начального музыкального образования, без учета индивидуальных особенностей и склонностей, ради того, чтобы имеющиеся многолетние музыкальные навыки не пропали в будущем [6].
В этом случае причиной является искажение профессиональной идентичности на этапе выбора профессии. Такой формальный подход при поступлении в музыкальное профессионально-образовательное учреждение существует по сей день, и успешность этого поступления зависит от владения музыкально-исполнительскими компетенциями безотносительно к профессионально-личностным качествам.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Большинство авторов — Е.А. Климов, К.М. Гу-ревич, В.А. Бодров и др. — указывают на взаимосвязь развития профессиональной пригодности и личности. Пригодность всегда обусловлена несколькими факторами — требованиями к профессиональной деятельности, субъекту труда и его ценностным ориен-тациям и не может развиваться сама по себе [2].
Целью исследования является совершенствование системы профориентационной работы по специальностям «Музыкальное образование» и «Музыкально-исполнительское искусство», которое включает разработку профессиограммы специалиста педагога — музыканта.
При анализе практической стороны данного вопроса наблюдается тенденция оценки профессиональной пригодности в большей степени на основании анализа музыкальных-исполнительских качеств, необходимых для профессии, при том, что профессия музыкального педагога полифункциональна и вращается сразу в двух профессиональных сферах — музыкальной и педагогической. Отсюда следует необходимость рассматривать в професси-ографическом исследовании деятельности педагога — музыканта профессионально-важные качества, обеспечивающие эффективность как в музыкальной, так и в преподавательской деятельности.
Кроме этого профессиографическое исследование дает развернутый анализ профессиональной деятельности специалиста, помогающий в профориентации и профессиональном отборе. Профессио-графия — это описание и анализ профессиональной деятельности, необходимый для повышения уровня профессиональной эффективности и успешности. Обязательным условием профессиографического исследования является составление профессио-грамм и психограмм.
У В.Н. Дружинина мы находим определения данным понятиям [1]:
ф профессиограмма — описание различных объективных свойств и параметров профессии; психограмма содержит психологические особенности трудовой деятельности для определения особенностей взаимодействия субъекта труда со средствами, предметами, продуктами труда, а также с профессиональной средой. В целом, профессиограмма — это идеальная модель профессионала, которая отражает информацию о предмете, содержании,условиях и средствах труда, а также включает психологические характеристики, обладание которыми необходимы специалисту для продуктивного труда. А.К. Маркова выделяет основные подходы к различным видам профессиограмм относительно ее структуры и содержания (табл. 1).
Несмотря на наличие нескольких видов профес-сиограмм, каждая из них включает следующие необходимые компонеты характеристики профессии: общая информация, которая содержит наименование ,цели, права и обязанности профессии; содержание деятельности, включающие профессиональные функции и задачи; средства труда; условия труда; характерстика субъекта труда,охватывающая описание профессионально-важных качеств,личностных особенностей и функциональных состояний.
Данные теоретических исследований (В.И. Бай-денко, Э.Ф. Зеер, З.З. Кирикова, В.Д. Шадриков и др.) свидетельствуют о необходимости включения в профессиограмму педагога — музыканта профессиональных компетенций, на ряду с профессионально-важными качествами, как свойств субъекта труда и как факторов, детерминирующих профессиональную успешность [8].
Таблица 1
Виды профессиограмм
Вид профессиограммы Особенности содержания профессиограммы
Комплексная Социальные, технологические, психологические, физиологические и др. характеристики.
Аналитическая Отдельные характеристики составных компонентов процесса труда, профессионально-важные качества специалиста,объективные и нормативные оказатели содержания профессии показатели содержания профессии и показатели психологической структуры трудовой деятельности.
Психологически ориентированная Описания внешние характеристики и условия труда с регламентацией трудового поведения и описанием внутренних характеристик труда.
«Модульный подход» Конструкция, состоящая из отдельных типовых элементов деятельности и ее краткой психологической характеристики,заключенная в несколько описательных модулей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проведенный нами анализ работ позволил сделать вывод о том, что профессионально- важные качества (ПВК) — это индивидуально-психологические свойства, способности и отношения, субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. А профессиональная компетентность/компетенция специалиста — это сложное личностное образование, которое развивается при наличии знаний, опыта, практических умений и навыков, профессионально-важных качеств и личностных способностей, обусловливающих готовность специалиста выполнять профессиональную деятельность. Таким образом, наличие профессионально-важных качеств является основой профессиональной компетентности специалиста [2].
Выявление личностных и профессионально важных качеств педагога — музыканта, изыскание путей и способов формирования и развития в процессе профессиональной подготовки необходимо начинать с изучения и характеристики самой профессиональной деятельности и ее специфики.
Особенности профессиональной деятельности учителя — музыки с учетом отличия компетент-ностных требований к различным музыкально-педагогическим специальностям практически не исследованы. До настоящего времени в психологических исследованиях подробно рассматривалась профессиональная деятельность педагога — музыканта без учета принадлежности к необходимой квалификации. Известно, что право на музыкально-педагогическую деятельность имеют выпускники профессиональных высших и средних музыкально-образовательных учреждений по нескольким музыкальным специальностям.
Специальности среднего профессионального образования: 050130 — «Музыкальное образование», 073101 — «Инструментальное исполнительство», 073401 — «Вокальное искусство», 073502 — «Хоровое дирижирование», 073002 — «Теория музыки», 073403 — «Сольное и хоровое народное пение» и др.
Специальности высшего профессионального образования: 073100 — «Музыкально-инструментальное искусство», 073000 — «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», 070201 — «Музыкально-театральное искусство».
Специальности высшей научной квалификации: 71822 — «Музыкальное искусство», 71802 — «Те-
ория искусства», 71401 — «Теория и методика обучения» и др.
Разница между данными специальностями будет заключаться в различных квалификационно-компетентностных моделях, несмотря на схожесть профессиональных функций и присутствие как музыкально-исполнительской, так и педагогической деятельности. Разница обусловлена разграничением профессиональных, но не общих компетенций [3].
На базе исследований профессиональной деятельности педагогов — музыкантов была разработана примерная модель профессиограммы учителя музыки общего образования. В основе профессиограммы лежат профессиографические схемы Е.С. Романовой, Е.Ю. Голубь, И.М. Шиловой (табл. 2).
Предметом труда учителя музыки является музыкальное обучение другого человека.
Условия труда учителя музыки/музыкального руководителя характеризуются микроклиматом закрытого помещения с дневным или искусственным освещением. Также характеристика условий труда включает высокий уровень эмоциональной напряженности и ответственности.
Средства труда. К внешним орудиям труда относят музыкально-технические средства: музыкальные инструменты, музыкально-дидактические пособия, музыкальное оборудование. К внутренним или функциональным средствам труда относят вербальную и невербальную речь.
Профессиональные компетенции в перечне ФГОС сводятся к длинному списку знаний, умений, способностей специалиста — выпускника, который можно объединить в несколько основных профессиональных функций, характеризующих содержание труда.
Профессиональные задачи и функции педагога — музыканта (содержание труда): организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, выявлять музыкально одаренных детей и оказывать им педагогическую поддержку, вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования в общеобразовательном учреждении и обосновывать выбор методов и средств собственной профессиональной деятельности, исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инстру-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 2
Профессиограмма профессии «педагог — музыкант»
Формула профессии «педагог — музыкант»
Тип профессий по предмету труда Человек — человек, человек — художественный образ
Класс профессий по целям труда Преобразующий
Отдел профессии по признаку средств труда Функциональные, вещественные
Группа профессий по условиям труда Условия с повышенной моральной ответственностью и бытовой климат
Операционно-технологическая структура труда учителя музыки/музыкального руководителя
Профессиональные функции Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных и школьных образовательных учреждениях
Исполнительно-двигательная сторона деятельности Вербальные действия Речедвигательные навыки и жесты Мимика Музыкально-инструментальные действия
Условия осуществления деятельности Микроклимат закрытого помещения, дневное и искусственное освящение, работа в условиях повышенной моральной ответственности
Необходимая квалификация Специальное музыкально-педагогическое образование: ВПО-073100 «Музыкально-инструментальное искусство»; СПО-050130 «Музыкальное образование»
Организация труда Учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения
ментального жанров, управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом, аккомпанировать детскому составу исполнителей, аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.
Общие способности (общие компетенции) педагога — музыканта: понимание сути и значимости собственной профессии, проявление устойчивого интереса к профессии, самостоятельная организация собственного труда, адекватное оценивание рисков и принятие решений относительно обыденных и нестандартных ситуаций, умение работать в коллективе, эффективно взаимодействуя с руководством, коллегами, учащимися, использовать информационно-коммуникативные технологии, осуществлять профессиональную деятельность в условиях смены целей, содержания, технологий труда.
Профессиональная деятельность педагогов — музыкантов как и любых других специалистов осуществляется на основе системы ПВК, которая выступает как комплекс психологических свойств субъекта труда. Данный комплекс формируется в процессе освоения музыкально-педагогической деятельности; его система может динамически меняться на разных этапах профессионализации для достижения целей деятельности [3].
Среди подходов к пониманию ПВК, наиболее соответствующим относительно компетентностного
подхода к исследованию деятельности специалиста является определение В.Д. Шадрикова. Автор под профессионально-важными качествами понимает индивидуально-психологические свойства личности субъекта деятельности, влияющие на успешность этой деятельности и успешность ее усвоения [8].
Исследователями установлены две важные категории ПВК-ведущие ПВК, характеризующиеся наибольшей связью с параметрам деятельности и базовые ПВК. Не редко ведущие и базовые ПВК пресекаются и совпадают в своем перечне, т.е. одно и тоже качество может выступать одновременно и ведущим и базовым ПВК.
На основе исследований профессиональной деятельности педагогов — музыкантов (Л.А. Пид-жоян, В.Г. Горяев, И.В. Сокерина) можно увидеть психологическую структуру педагога-музыканта как субъекта труда и выделить ведущие профессионально-важные качества (ПВК), основываясь на общей структуре ПВК учителя, предложенного П.Ф. Каптеревым, разделенной на две составляющие — специальные ПВК и личностные ПВК (табл. 3).
Таким образом, профессия педагога — музыканта включает в себя сложную полифункциональную деятельность, характеризующаяся музыкальной и педагогической профессиональной сферой и широкими требованиями, предъявляемыми к профессиональной компетентности и ПВК.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 3
Ведущие ПВК педагога — музыканта
Специальные ПВК Личностные ПВК
Развитый музыкальный слух, музыкальная память, музыкальное мышление, чувство ритма, музыкальная моторика, музыкальная эрудиция, артистизм, креативность, высокий уровень аттенционных свойств, мнемические способности, высокая скорость мыслительных процессов. Эмоциональная устойчивость, ответственность, организованность, инициативность, самодисциплина, решительность, эмпатия, самоконтроль, активность, доброжелательность, наблюдательность, коммуникативные и организаторские способности.
Изучение профессиональной деятельности и комплекса ПВК учителей музыки как составляющих профессиональной компетентности поможет дать развернутый анализ психологической структуры деятельности субъекта труда исходя из новых смысловых образований в психологии, ориентированных на компетентностный подход, который требует пересмотрения старых оценочных процедур и технологий.
Литература
1. Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития // Вопросы гуманитарных наук. М.: Компания спутник +, 2003. № 1. С. 354—357.
2. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23—30.
3. Калинина Ю.А. Проблемы реализации ком-петентностного подхода в профессиональном музыкальном образовании // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 331. С. 174—176.
4. Маркова А.А. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
5. Панова Н.В. Профессиональные деформации и пути их коррекции в личностно-профессио-нальном развитии педагога // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Ам-мосова. № 2. 2010. С. 115.
6. Сизова Е.Р. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях современной музыкально-образовательной системы // Психолого-педагогические проблемы музыкального образования: Сб. науч. ст. Челябинск: ЧИМ, 2004. С. 99.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности по направлению под-
готовки 050130 «Музыкальное образование», утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 ноября 2009 г.
8. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26—31.
References
1. Druzhilov S.A. Professional styles human and individual resource of professional development // Questions of the Humanities. M.: Company Sputnik +, 2003. No. 1. P. 354—357.
2. Zeer E., SymanyukE. Competence approach to the modernization of professional education // Higher education in Russia. 2005. No. 4. P. 23—30.
3. Kalinina Yu.A. Problems of realization of the competence approach in professional music education // Vestnik of Tomsk state University. 2010. No. 331. P. 174—176.
4. Markova A.A. Psychology of professionalism. M.: International humanitarian Fund «Znanie», 1996.
5. Panova N.V. Professional deformation and ways of their correction in personal and professional development of the teacher // Bulletin of the NorthEastern Federal University name of M.K. Ammosov. No. 2. 2010. P. 115.
6. Sizova E.R. Training a competitive specialist in contemporary music educational system // Psychological-pedagogical problems of music education: Sat. scientific. articles. Chelyabinsk: CHIM, 2004. P. 99.
7. Federal state educational standard of secondary professional education in the specialty field of study 050130 «Music education» ratified by Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 5 November 2009.
8. Shadrikov V.D. New model of specialist: innovation training and competence-based approach // Higher education today. 2004. No. 8. P. 26—31.