- воспитание у детей и подростков качеств, необходимых для трудовой деятельности;
- формирование интереса и положительного отношения к трудовой деятельности.
В рамках подготовки и проведения профессиональных проб с воспитанниками МБУДОД «Центр внешкольной работы» г. Челябинска работает команда из нескольких специалистов, каждый из которых реализует свой блок: педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и педагоги-психологи. Социальный педагог информирует ребят о профессиях, о рынке труда, знакомит с содержанием профессиограмм, помогает планировать деятельность, организует профориентационные игры, профконсультации. Педагог-психолог ве-
Библиографический список
дет диагностическую и консультационную работу с воспитанниками клубов Центра внешкольной работы. Педагоги дополнительного образования разрабатывают задания, организуют и проводят профессиональные пробы в рамках своих занятий в соответствии с программой. Педагог-организатор обеспечивает экскурсии в колледжи, выходы в театр, картинную галерею, оформляет выставки.
Таким образом, профессиональная проба в системе дополнительного образования помогает расширить границы возможностей трудового обучения в приобретении воспитанниками опыта профессиональной деятельности, а также позволяет вникнуть в сущность будущей профессии, убедиться в ее достоинствах, определиться с недостатками.
1. Грицанов, А. А. Социология [Текст] : энцикл. / А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евель-кин, Г. Н. Соколова, О. В. Трещенко. — М. : Книжный дом, 2003. — 234 с.
2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избранные статьи [Текст] / В. И. Даль ; под ред. Л. В. Беловинского. — М. : ОЛМА-ПРЕСС ; ОАО «Красный пролетарий», 2004. — 700 с.
3. Сорокина, И. Р. Технология организации профессиональной пробы как разновидность альтернативной активности в детско-подростковой среде // Эффективные модели отклоняющегося поведения несовершеннолетних [Текст] / И. Р. Сорокина ; под ред. И. Н. Поповой. — Владимир : Собор, 2012. — 213 с.
4. Фукуяма, С. Теоретические основы профессиональной ориентации [Текст] / С. Фуку-яма. — М. : Изд-во МГУ, 1989. — 108 с.
5. Чистякова, С. Н. Профессиональные пробы : технология и методика проведения [Текст] : метод. пособие для учителей 5-11 кл. / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер, А. В. Га-поненко ; под ред. С. Н. Чистяковой. — М. : 2011.
6. Чистякова, С. Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб [Текст] / С. Н. Чистякова, М. С. Гуткин, Е. А. Рыкова и др. — Кемерово : ОблИУУ, 1995. — 143 с.
УДК 377/338.4 В. С. Зыбалов, проф. Челябинской государст-
венной агроинженерной академии (ЧГАА), д-р с/х наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected] С. А. Ермухатметов, директор Карталинского многоотраслевого техникума, Челябинская обл., г. Карталы Т. В. Чеботько, зам. директора по УМР Карталинского многоотраслевого техникума, e-mail: [email protected]
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АПК ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматриваются возможности сетевого взаимодействия Карталинского многоотраслевого техникума с другими учебными заведениями сельскохозяйственного профиля и предприятиями АПК для качественной подготовки кадров. Приводится анализ работы преподавательского коллектива техникума в режиме инновационной площадки. Показаны пути реализации эксперимента по сетевому взаимодействию.
Ключевые слова: кадры, сетевое взаимодействие, техникум, предприятия АПК, инновация, специалист.
Одной из глобальных проблем XXI в. является продовольственная безопасность. По оценкам специалистов, в ближайшие 30-40 лет данная проблема выйдет на первое место в мире. Продовольственная безопасность — это система устойчивого обеспечения продовольствием ныне живущего поколения людей при сохранении биоресурсного потенциала для будущих поколений [1].
Решение продовольственной безопасности во многом определяется кадрами. Без специалистов, владеющих современными инновационными технологиями, без высококвалифицированных рабочих кадров невозможно решить проблему продовольственной безопасности и перспективы развития села.
Переход страны на инновационный путь развития, в соответствии с государственной программой развития России до 2020 г., предполагает значительные изменения в агропромышленном комплексе страны, что требует иного уровня подготовки специалистов для села [2].
На сегодня сельскохозяйственное производство предъявляет к подготовке кадров особые требования. Это, прежде всего, подготовка образованной личности с гуманитарно ориентированным мировоззрением, граждански активной, творческой, с позитивными я-концепцией и самооценкой, готовой к личному и профессиональному самоопределению, к овладению мастерством высококвалифицированного работника сельского хозяйства.
Уже более пятидесяти лет кадры для многих сельских районов южной зоны Челябинской области готовит Карталинское учебное заведение, прошедшее ряд преобразований — от училища до многоотраслевого техникума. Сегодня Карталин-ский многоотраслевой техникум — это учебное заведение, состоящее из двух отделений в г. Карта-лы и четырех филиалов (в Варненском и Бредин-ском районах, в поселках Неплюевка и Еленинка). В техникуме имеются мастерские, учебные полигоны, сельскохозяйственная техника; сформирован сильный работоспособный коллектив педагогов и мастеров производственного обучения.
Вместе с тем новые подходы к образовательному процессу в нашей стране, повышение статуса образования повлекли за собой изменение и социальных требований к подготовке выпускников. Профессии, по которым проводится подготовка в техникуме, востребованы в городе, районе, области — об этом говорит статистика трудоустройства выпускников. Но и работода-
тели, и жизнь в целом заставляют привносить новое содержание в эти профессии.
В условиях повышения конкуренции на рынке труда необходима подготовка специалистов качественно нового уровня: это должны быть творческие и компетентные личности, умеющие выполнять сложные операции, организовывать и планировать коллективный труд с наибольшей эффективностью. Для их подготовки требуются новые подходы, соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения, что не всегда можно обеспечить в пределах одного общеобразовательного учреждения.
Одним из путей достижения указанных целей является организация систематического сетевого взаимодействия техникума с другими образовательными учреждениями сельскохозяйственного профиля и предприятиями АПК, заинтересованными в подготовке необходимых кадров, в процессе формирования специалиста на теоретическом уровне и в производственной сфере.
Сетевое взаимодействие подразумевает совместное использование ресурсов (кадровых, информационных, методических, материальных), что позволяет совместными усилиями подготавливать не работника вообще, а специалиста с тем набором знаний, умений и личных качеств, которые нужны в конкретной отрасли, в конкретной профессии и даже конкретному работодателю.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая дает образовательным учреждениям возможность не только выживать, но и динамично развиваться [3].
В течение многих лет Карталинский многоотраслевой техникум сотрудничает с работодателями (предприятиями агропромышленного комплекса, железнодорожными организациями) и органами государственной власти (управлением образования, центром по трудоустройству и занятости населения, городским отделом культуры, музеем, школами и др.). Такие отношения носят добровольный и инициативный характер, они основаны на учете взаимных интересов студентов, педагогического коллектива, работодателей, общества. Одно из требований работодателей к выпускникам техникума — умение в короткие сроки адаптироваться на производстве, самостоятельно принимать решения, проявлять организаторские способности. Учить этому
лучше всего непосредственно на самом предприятии. Взаимодействию с производственниками в техникуме уделяется много внимания. Наши социальные партнеры — предприятия железнодорожного транспорта, агропромышленного комплекса, сферы общественного питания — заинтересованы в наших выпускниках, они принимают ребят на производственную практику, участвуют в разработке рабочих учебных программ, их представители входят в состав экзаменационных комиссий. Традиционно конструктивным остается сотрудничество с эксплуатационным локомотивным депо, ремонтным локомотивным депо «Аркаим», эксплуатационным вагонным депо, ШЧ-8.
Сетевое взаимодействие Карталинского многоотраслевого техникума осуществляется в рамках экспериментальной работы, рассчитанной на три года. Тема программы, реализуемой на областной экспериментальной площадке, — «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и предприятий агропромышленного комплекса как условие формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов сельского хозяйства».
Цель эксперимента — разработать такую модель взаимодействия с работодателями и с другими образовательными учреждениями, которая позволит «сохранить и расширить контингент обучающихся; обеспечить высококвалифицированными кадрами предприятия; обеспечить учебный процесс квалифицированными педагогическими кадрами; внедрить новые формы организации учебного процесса и новые формы оценивания достижений выпускников». Для реализации поставленных задач разработано положение и создан координационный совет, состоящий из представителей предприятий и организаций, сотрудников образовательных учреждений.
Такие предприятия, как ООО «Каменское», ООО «Варшавское», ООО «Агрофирма Циркон», ООО «Агро-ВВек», ООО «Варнаагросер-вис», предприятия и организации железнодорожного транспорта, являются полноправными партнерами техникума в формировании профессиональных умений и навыков у студентов. Сотрудники этих учреждений участвуют в экспертной оценке рабочих учебных программ при проведении итоговой государственной аттестации выпускников; в осуществлении производственной практики, предоставляя лаборатории и оборудование для обучения; в проведении совместных мероприятий; в организации конкурсов профессионального мастерства; в создании педагогических условий, способствующих
эффективному формированию у студентов навыков правильного поведения на рынке труда; содействуют трудоустройству выпускников, оказывая им конкретную помощь.
Со всеми участниками сетевого взаимодействия заключены договоры о сотрудничестве и разработаны планы совместной работы, куда входят такие мероприятия, как:
- привлечение к преподаванию специальных дисциплин работников предприятия, имеющих опыт производственной деятельности;
- стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения непосредственно на предприятиях;
- проектирование профессиональных образовательных программ, разработанных с участием работодателей;
- разработка методического комплекса специальностей и дисциплин;
- совершенствование содержания, форм и методов производственной (профессиональной) практики;
- внедрение комплексной системы оценки качества подготовки выпускников при непосредственном участии специалистов предприятия;
- проведение творческих встреч и конкурсов по профессиям;
- установление именных стипендий лучшим студентам;
- привлечение средств предприятий — заказчиков кадров для организации образовательного процесса и развития учебно-материальной базы техникума.
Кроме того, ежегодно проводится мониторинг уровня подготовки выпускников, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях.
В связи с внедрением новых ФГОС СПО определяются пути трансформации традиционного обучения в продуктивное, практико-ориентированное, основанное на организации активной творческой и исследовательской деятельности студентов. Преподаватели широко принимают инновационные формы и методы обучения, активно внедряют в образовательный процесс новые информационные технологии и технологии моделирования профессиональной деятельности, проектно-исследовательские методы. Педагогический коллектив осуществляет разностороннюю исследовательскую работу, обновляя направления развития и формируя инновационную среду. Исследовательская работа проводится как на занятиях, так и в процессе самоподготовки студентов. Она способствует развитию интуиции, глубины мышления, формирует социально-психологическую и функциональную
готовность к решению профессиональных задач, активизирует познавательный интерес, дает возможность самовыражения и самоутверждения.
Стали традиционными педагогические чтения, круглые столы, конкурсы интеллектуальной продукции, конференции и семинары по тематике экспериментальной площадки.
Формирование и развитие личности невозможно без общения, учебной, трудовой, научно-исследовательской и досуговой деятельности. Начиная с первого курса обучающиеся вовлекаются в самые разнообразные виды деятельности: конкурсы, КВН, кружки, секции, различные мероприятия. Огромную роль в этом играет студенческое самоуправление. Расширению кругозора студентов и преподавателей способствует участие в конкурсах профессионального мастерства. Гражданскому становлению молодых людей, формированию их позитивного социального опыта способствует участие в мероприятиях по военно-патриотической работе с допризывной молодежью: встречах с ветеранами ВОВ и выпускниками, прошедшими срочную службу в рядах ВС РФ; митингах в память выпускников, погибших при исполнении воинской обязанности; турнире по волейболу в память А. Дайне-ко — нашего выпускника, погибшего в Чечне; спортивных соревнованиях «Защити себя сам», «Солдат всегда солдат», «Школа безопасности». Во всех этих мероприятиях участвуют работники силовых структур, таможни, полиции, ГИБДД.
Библиографический список
Такие встречи способствуют приобретению умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни, создают условия для дальнейшего сотрудничества. Организованы музеи; открыты экспозиции, рассказывающие о выдающихся выпускниках, о героях Великой Отечественной войны, о людях, прославивших профессию, полученную в стенах учреждения. Большую работу с молодежью проводит центр содействия трудоустройству выпускников «Перспектива».
Коллектив техникума, учитывая интересы и потребности работодателей, находится в постоянном поиске новых форм сетевого взаимодействия. Объединение усилий педагогов с материальными, информационными и финансовыми ресурсами социальных партнеров в режиме сетевого взаимодействия даст возможность разработать такую модель образовательного процесса, которая позволит эффективнее организовать этот процесс, еще выше поднять уровень его методического обеспечения и квалификацию педагогических и управленческих кадров.
Таким образом, сетевое взаимодействие Карталинского многоотраслевого техникума с образовательными учреждениями сельскохозяйственного профиля и предприятиями АПК позволит обеспечить создание механизма формирования общих и профессиональных компетенций и более качественную подготовку кадров для сельских южных районов Челябинской области.
1. Зыбалов, В. С. Продовольственная безопасность [Текст] / В. С. Зыбалов // Энциклопедия Челябинской области. В 7 т. Т. 5. — Челябинск : Каменный пояс, 2008. — С. 384-389.
2. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 окт. 2011 г. № 1757-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902307636.
3. Серкова, Г. Г. Инновационная и экспериментальная работа в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] : монография / Г. Г. Серкова. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2012. — 202 с.
УДК 378 О. П. Керер, доц. Челябинского института
развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ СТАНДАРТОВ
В статье представлены некоторые результаты исследований, связанные с совершенствованием оценочной деятельности педагогов среднего профессионального образования; отмечена