Научная статья на тему 'Совершенствование нормативно-правовой базы в области кредитных отношений'

Совершенствование нормативно-правовой базы в области кредитных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ / ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / НОРМЫ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ НЕПРОФИЛЬНЫМИ АКТИВАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колюбакина Наталья Алексеевна

Рассмотрены основные изменения в нормативно-правовой базе России в сфере банковских кредитов корпоративным клиентам, вызванные наступлением финансового кризиса. Описываются нормы 2008-2009 гг., призванные стабилизировать банковскую систему РФ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колюбакина Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the major changes of regulatory and legal framework caused by the financial crises in the sphere of loan securities of loans, given to corporate clients are considered. The article highlights the norms, aimed to stable the banking system of Russia.

Текст научной работы на тему «Совершенствование нормативно-правовой базы в области кредитных отношений»

(ред. от 08.05.2010 г.) // СЗ РФ. - 2003. - № 40. -Ст. 3822.

3. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации за 2006-2008 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.minfin.ru (дата обращения: 30.03.2010).

4. Голодова, Ж.Г. Оценка бюджетно-налогового потенциала региона в условиях реформирования системы межбюджетных отношений [Текст] / Ж.Г. Голодова // Финансы и кредит. - 2009. - № 5. - С. 33-40.

5. Дрожжина, И.А. Применение методики оценки сбалансированности местных бюджетов за счет налоговых доходов (на примере муниципального образования г. Орла) [Текст] / И.А. Дрожжина // Финансы и кредит. - 2010. - № 7. - С. 43-50.

6. Савцова, А.В. О муниципальных бюджетах и их роли в формировании финансовых ресурсов местного самоуправления (на примере Ставропольского края) [Текст] / А.В. Савцова // Финансы и кредит. -2009. - № 15. - С. 42-48.

7. Сербулов, А.В. Оценка финансового обеспечения бюджетной самостоятельности муниципальных образований региона [Текст] / А.В. Сербулов, В.В. Гла-дун // Финансы и кредит. - 2009. - № 2. - С. 43-51.

8. Яшина, Н.И. Определение бюджетной устойчивости муниципальных образований на основе сводного трендового индикатора и с учетом факторов риска бюджета территорий [Текст] / Н.И. Яшина, С.В. Богомолов // Финансы и кредит. - 2010. - № 3. -С. 11-20.

УДК 330

Н.А. Колюбакина

Совершенствование нормативно-правовой базы

в области кредитных отношений

Финансовая нестабильность банковского сектора в условиях мирового финансового кризиса прежде всего связана с потерей ликвидности отдельными кредитными организациями, вызванной в свою очередь снижением ликвидности и платежеспособности реального сектора экономики.

Антикризисный пакет стабилизационных мер Правительства РФ и Банка России, по мнению большинства экономистов, был адекватен сложившейся ситуации. Со стороны Правительства был принят Федеральный закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» № 173-ФЗ от 13.10.08 г. В соответствии с данным законом произошло рефинансирование корпоративных кредитов. Так, Центральный банк РФ до 31.12.09 г. предоставил Внешэкономбанку кредиты (в виде размещения годичных депозитов по ставке LIBOR + 1 %) порядка 50 млрд долл. США [9]. Кроме того, проведено рефинансирование ОАО «Коммерческий Сберегательный банк РФ» и других основных банков страны. Был принят Федеральный закон № 171-ФЗ от 13.10. 08 г., предоставивший Центральному банку РФ право предоставлять кредиты российским кредитным ор-

ганизациям на срок до шести месяцев без обеспечения [3, ст. 1].

Банком России также были предприняты меры по поддержанию ликвидности банковского сектора. Так, 23.12.08 г. Центральный банк РФ издал Указание № 2156-У, по которому был установлен льготный режим резервирования. Это позволило обеспечить относительную стабильность банковской системы в период кризиса. По оценкам экспертов, данная мера высвободила 10-20 % денежных средств в банковском секторе [13]. Необходимо отметить, что этот режим действует до 01.07.10 г. [7, ст. 3].

Вместе с тем следует отметить, что на кризис ликвидности в банковской системе существенное влияние оказал кризис реального сектора экономики, послуживший толчком для массового невозврата кредитов корпоративными заемщиками. В этот период коммерческие банки, пытаясь решить свои проблемы с ликвидностью, начали масштабную процедуру обращения взыскания на залоговое имущество корпоративных клиентов [11]. В связи с возникшими трудностями при проведении данной процедуры был принят Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Феде-

рации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество» № З06-ФЗ от 01.01.09 г. [4].

До принятия этого Закона обращение взыскания на заложенное имущество было затруднено из-за неотрегулирования внесудебного механизма реализации. Так, законодательство предусматривало возможность заключения соглашения о внесудебном порядке только после произошедших нарушений [2, ст. 23, п. 2], что предоставляло недобросовестным залогодателям возможность уклониться от этого акта и отложить процесс реализации предмета залога.

В Федеральном законе № З06-ФЗ в целях упрощения процесса взыскания и реализации заложенного имущества предусмотрено регулирование внесудебного обращения взыскания на предмет залога (как движимого, так и недвижимого) [4, ст. 24.1, п. 1]. Данный закон предусматривает для сторон кредитно-залоговой сделки право заключения соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество в любое время, а также возможность привлечения к делу судебного пристава-исполнителя в случае, если должник не исполняет обязательство добровольно, в том числе не передает предмет залога залогодержателю для последующей его реализации. Пристав-исполнитель, в свою очередь, наделен полномочиями обращать взыскание на заложенное имущество и осуществлять его передачу залогодержателю на основании визы нотариуса «К исполнению». Таким образом, важным новшеством явилось введение участия нотариуса, подтверждающего факт неисполнения должником обязательства, в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю.

Залоговые отношения в России в 2008-2009 гг. стали значительным фактором при решении вопросов, связанных с перераспределением собственности. По оценке Ассоциации региональных банков к ноябрю 2008 г. суммарная стоимость залогов по корпоративным кредитам составляла 25 трлн р. По разным оценкам банки получили залоговых активов не менее чем на 400-500 млрд р. [8]. Таким образом, перед банками возникла проблема эффективности реализации залогового имущества. Несмотря на то, что крупные банки могут справиться с временными проблемами ликвидности напрямую обращаясь к Центральному

банку РФ, большинство кредитных организаций все же ищет способы оптимизации и унификации способов реализации залогового имущества [11].

Сегодня существуют различные способы реализации залогового имущества. Один из таких способов - аукцион, на котором реализация имущества производится на открытых торгах в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О залоге» № 2872-1 от 29.05.92 г. [5, ст. 44, п. 4]. Другой способ - сайты самих банков, которые являются площадками для продаж залоговых активов. Но в связи с проработанностью нормативно-правовой базы по вопросам реализации заложенного имущества путем проведения открытых торгов значительных изменений в законодательстве по данному вопросу в 2008-2009 гг. не было.

Сегодня многие банки обременены значительным объемом непрофильных активов, которые невозможно быстро реализовать и которыми необходимо управлять. Один из инструментов управления залоговыми активами - Закрытые паевые инвестиционные фонды (далее - ЗПИФ). Это форма, которая позволяет формировать паи, например, по долговым инструментам, и привлекать инвесторов на основе структурирования проблемных активов по отраслям.

Идея использования ЗПИФов для управления непрофильными активами родилась в России задолго до кризиса. Данная идея получила одобрение Федеральной службы по финансовым рынкам, которая инициировала внесение поправок в соответствующий закон [1, ст. 11, п. 6]. Из-за отсутствия острой необходимости в создании ЗПИФов процесс принятия специального закона шел достаточно медленно, но наступление финансового кризиса его ускорило и отдельные банки стали использовать данный инструмент при работе с полученными залогами.

Сегодня этот инструмент широко обсуждается на рынке и потенциально весьма интересен для банков. Правда, пока подобные фонды воспринимаются как возможность вывести за баланс финансовой структуры непрофильные активы. Так, например, изъятые у заемщиков ОАО «Сбербанк РФ» залоги переходят на баланс его дочерней компании «Сбербанк-Капитал», которая работает с его непрофильными активами. ОАО «ВТБ» в конце 2008 г. создал специальную структуру «ВТБ Долговой центр», которая рабо-

тает с проблемной задолженностью банка, в частности занимается управлением перешедшими в собственность банков залогами. В Акционерном коммерческом банке «Банк Москвы» (ОАО) существует специальное управление по работе с нестандартными активами. Для ОАО «Альфа-Банк» такую деятельность осуществляет инвестиционная компания «А1» (подразделение «Альфа-Групп»). Дочерние компании особого назначения есть у ОАО «Россельхозбанк», у ОАО «МДМ-Банка». Управляющая компания «Альфа Капитал» намерена сформировать закрытый кредитный паевой инвестиционный фонд, активами которого станут портфели «плохих» долгов, выкупленные у банков; по оценке специалистов банка ожидаемая доходность фонда составит 30-40 % годовых. Фонд будет сформирован после завершения работы по созданию коллекторских агентств, одно из которых станет учредителем фонда с долей 50 % [12].

В то же время Банк России активно противодействует созданию различных схем, искажающих реальную картину финансового положения кредитных организаций. С этой целью Центральный банк РФ издает Письмо № 106-Т от 04.09.09 г., в котором указывает, что размер резерва по паю в подобном фонде должен быть сопоставим с размером резерва по проблемному кредиту [6, ст. 1]. Поэтому с осени 2009 г. банки вынуждены сворачивать передачу проблемных активов ЗПИФам.

Сегодня Банк России готовится к принятию нормативного документа, призванного «расчистить» балансы коммерческих банков от неликвидных активов [10]. Так, планируется изменить порядок оценки недвижимости, находящейся на балансах банков. С этой целью Банк России провел несколько совещаний, в частности с участием представителей Ассоциации региональных банков, на которых представил модель ускоренной амортизации непрофильного имущества, находящегося на балансе банка. Под этим подразумевается следующая схема: если в течение первого года непрофильный ак-

тив не продан, то он амортизируется на 20 %, по истечении двух лет - на 50 %, по истечении трех лет непроданный актив амортизируется на 100 % и, таким образом, вся его стоимость списывается [10].

В настоящий момент существуют способы, посредством которых банки могут помешать провести ускоренную амортизацию активов. Один из самых простых - это пролонгация кредитов, хотя Центральный банк РФ может вернуться к нормам резервирования, которые существовали до кризиса, и выгоды банки не получат. Другой способ - вывод активов в аффилированные структуры под видом продажи третьей, не связанной с банком, стороне. Однако данной схеме будут препятствовать требования Банка России, ограничивающие сделки с аффилированными лицами. Третьим способом могла бы стать передача недвижимости в ЗПИФы.

Таким образом, для повышения эффективности инструментов обеспечения возвратов кредитов необходимо совершенствовать нормативно -правовую базу, что предусматривает не только дальнейшее упрощение процедур обращения взыскания и реализацию заложенного имущества, но и устранение коллизий в нормативно-правовом регулировании деятельности ЗПИФов. Сами банки должны оперативно подходить к пересмотру своей залоговой политики, быстро реагируя на изменение рыночной ситуации и появление новых рыночных инструментов.

В этой связи перспективна дальнейшая консолидация банковского сектора для создания площадок по реализации проблемных активов и привлечения с этой целью новых участников финансового рынка. Положительным моментом регулирования деятельности коммерческих банков может стать норма, согласно которой при расчете собственных средств (капитала) кредитной организации вложения в паи ЗПИФа, превышающие определенную величину, например 20 % от общего количества паев ЗПИФа, не относятся к показателям, уменьшающим сумму источников основного капитала коммерческого банка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об инвестиционных фондах [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 156-ФЗ, в ред. от 25.11.09 г. // Информационно-правовая система Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru

2. Об ипотеке (залоге недвижимости) [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 102-ФЗ от 16.07.98 г., в ред. от 22.12.2008 г. // Информационно-правовая система Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru

3. О внесении изменения в статью 46 ФЗ «О Центральном Банке». [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 171-ФЗ от 13.10.08 г. // Информационно-правовая система Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru

4. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 306-ФЗ от 30.12.08 г., в ред. от 19.07.09 г. // Информационно-правовая система Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru

5. О Залоге [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 2872-1 от 29.05.92 г., в ред. от 30.12.08 г. // Информационно-правовая система Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru

6. Письмо Банка России № 106-Т от 04.09.09 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс. - Режим доступа: www. consultant.ru

7. Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности [Электронный ресурс] : Указание Банка России № 2156-У от 23.12.08 г. // Информационно-правовая система Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru

8. Гуркина, Е. Банки обрастают непрошеными активами [Текст] / Екатерина Гуркина // Банковское обозрение. - 2009. - 16 окт.

9. Дворецкая, А.Е. Выход из кризиса [Текст] / А.Е. Дворецкая // Банковское дело. - 2008. - № 12.

10. Зубова, Е. ЦБ готовится обвалить рынок недвижимости [Электронный ресурс] / Елена Зубова. -Режим доступа: www.slon.ru

11. Банки начинают тотальную распродажу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bankir.ru

12. «Альфа Капитал» сформирует к декабрю ЗПИФ «плохих» долгов, выкупленных у банков [Текст] // РИА Новости. - 2009. - 21 сент.

13. Обзор в области недвижимости и банковского дела за 2009 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.salans.ru

14. Сведения об остатках средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России (включая остатки средств на ОРЦБ и корсчете АРКО), млн. руб., с 01.01.08 г. по 23.04.10 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ ostat_base/mam.asp?date_req1=01.01.2008&r1=1&date_r ея2=23.04.2010&C_month=04&C_year=2010&C 1=3&de ро=&х=21&у=5

УДК 336.764/.768

В. С. Ульянов

Предоставление информации о сделках

с производными финансовыми инструментами

За последнее время заключение срочных сделок с производными финансовыми инструментами (ПФИ) значительно увеличилось на российском финансовом рынке. Годовой объем торгов опционами и фьючерсами на двух крупнейших российских биржах РТС и ММВБ за 2006-2009 гг. увеличился с 3,6 до 14,8 трлн р. [5, 6].

Российским учетным законодательством операции с ПФИ не регулируются, а наиболее близкими по смыслу к финансовым инструментам являются финансовые вложения, порядок отражения которых регламентирован ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Согласно ПБУ 19/02 к финансовым вложениям относятся активы, по которым единовременно соблюдены следующие условия: у организации должны присутствовать документы, подтверждающие право на

финансовые вложения и на получение выгод от этих вложений; к организации должны перейти финансовые риски, связанные с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.); способность вложений приносить доход в будущем в форме процентов, дивидендов или прироста стоимости; классификация на долго -срочные и краткосрочные активы в зависимости от сроков исполнения.

В ПБУ 19/02 также указано, какая информация о финансовых вложениях (с учетом требования существенности) должна быть раскрыта организацией в финансовой отчетности. К ней относятся:

- способы оценки, используемые при выбытии финансовых вложений;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.