УДК 334.012 И. АМИНОВ,
33Т Х. Ш. АМИНОВ
ББК 65.9 (2) А - 62
ПРИЧИНЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА
Бизнес - главный стержень рыночной экономики, и поэтому его исследование является весьма актуальной темой, вызывающей научно-практический интерес. Но, вместе с тем, история его возникновения и этапы становления представляют собой исключительно сложный процесс, имеющий большое значение для оценки современных форм бизнеса и их роли в экономике регионов Республики Таджикистан [1, 2, 3, 4, 9].
Первый естественный закон и несомненное естественное право каждого человека, в соответствии с учением физиократов, есть стремление к наслаждению жизнью [6]. Средства же для осуществления этого стремления приобретаются трудом. А потому на государстве лежит обязанность открыть каждому человеку свободный доступ к такой деятельности, в частности в сфере бизнеса. Поэтому заслуживает внимания высказывание: «наилучшее, что вы можете сделать для поднятия народного хозяйства, - это предоставить людям полную свободу в их экономических отношениях» [9]. Идеал физиократов заключался в полной свободе и самоопределении личности. За государством оставлялась только одна отрицательная функция: охрана права от нарушений.
Развитие бизнеса предполагает эффективное использование как воспроизводительных, так и ограниченных ресурсов, т.е. материальных и нематериальных условий и факторов производства. Разумеется, в первую очередь речь идет о природных и трудовых ресурсах, а также о средствах производства, научных достижениях и предпринимательском таланте, ибо в нашем понимании рыночная экономика не только является экономикой риска, экономикой изобилия, но и экономикой талантов
[1, 3, 4, 5].
В современных условиях проблемы малого и среднего бизнеса связаны со многими преградами, в первую очередь с профессиональной некомпетентностью работников, в том числе руководящих (недостаточный опыт в сфере деятельности, в частности в коммерции, финансах, деловых связях, изучении рынка, поставках, производстве и т.п.). Исходя из этого, для их успешной реализации в бизнесе необходимо повысить уровень компетентности и профессионализма руководящих работников. Высокая квалификация предпринимателей является залогом успешного ведения дел и их преуспеяния.
Развитие бизнеса во многом зависит от богатства страны и её природно-ресурсного потенциала, роста культуры землепользования, развития ремесла и художественных промыслов, перечня различных товаров и услуг, чем богат Таджикистан и его периферийные части [4, с.77-78].
Одним из важных факторов формирования благоприятного климата для развития бизнеса является маркетинг. Не зная рынка, предприниматель не может правильно организовать свою деятельность. Научно организованные маркетинговые исследования, использование их результатов положительно влияет на деятельность бизнес структур.
Очень важны знания по вопросам правовой основы функционирования и государственного регулирования бизнеса, разработки бизнес-планов, финансирования бизнеса, банковского кредитования, защиты коммерческой тайны и т.п. Немаловажное значение имеют этика бизнеса и этикет. Все это говорит о необходимости организации в стране налаженной системы подготовки и переподготовки бизнесменов.
В стране в части правового обеспечения развития бизнеса за последние годы проведена существенная работа, принят ряд нормативно-правовых актов, страна признала множество международных правовых актов и т.п., поэтому дальнейшее совершенствование законодательства республики в части бизнеса имеет первостепенное значение.
Малые и средние предприятия имеют следующие специфические особенности: регистрационные, организационные, правовые, управленческие, отраслевые, информационные, имущественные, инновационные, консультационные и т.п. Именно они нуждаются в государственной поддержке и правовой защите. В этой связи принятие специального закона, четко определяющего правовые основы функционирования малого и среднего бизнеса и способствующего дальнейшему их развитию, является требованием времени.
Одним из основных факторов, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса в республике, является его финансирование. В кредитной сфере имеет место исключительно низкий удельный вес долгосрочных вложений. Преодоление такой ситуации - основная задача финансовой политики и основное условие стабилизации региональной экономики и дальнейшего ее развития.
Основными причинами, сдерживающими долгосрочные вложения в развитии бизнеса, являются:
- инфляционные процессы и высокая зависимость национальной валюты от доллара и евро;
- отсутствие обоснованной долгосрочной кредитной и процентной политики в стране.
Банковские проценты кредитов для бизнеса являются очень высокими. Так, коммерческие банки республики выдают кредиты предпринимателям под 24-36% годовых. Для развития же малого и среднего бизнеса, включая бизнес в сфере сельского хозяйства, необходимы льготные условия кредитования.
Анализ показывает, что кредитные вложения банков в национальной валюте за 2005-2012г.г. увеличились в 4,18 раза, в том числе краткосрочных в 3,72 раза и долгосрочных в 6,11 раза (табл. 1).
Таблица 1
Кредитные вложения банков в национальной валюте (в млн. сомони; в единицах)
Наименование 2005 2010 2011 2012 2012 в % к
2005 2010 2011
Всего 524,32 1905,5 2136,5 2192,4 4,18 р. 115,1 102,6
- краткосрочные 422,71 1311,9 1443,5 1571,8 3,72 р. 119,8 108,9
- долгосрочные 101,61 593,6 693,1 620,6 6,11 р. 104,5 89,5
в том числе
- частные коммерческие предприятия 285,1 479,4 573,3 355,5 124,7 71,2 62,0
- краткосрочные 281,0 302,1 201,4 112,7 40,1 37,3 55,6
- долгосрочные 4,1 177,3 371,9 242,8 59,2 р. 136,9 65,2
государственные предприятия 104,7 244,4 216,4 259,9 2,48 р. 106,3 120,0
- краткосрочные 17,9 111,6 83,4 176,9 9,88 р. 158,8 2,12 р.
- долгосрочные 86,8 133,0 133,0 830,4 95,7 62,4 62,4
сельскохозяйственные предприятия 53,8 356,2 296,1 244,0 4,54 р. 68,5 82,4
- краткосрочные 51,0 172,5 231,8 129,9 2,54 р. 75,0 55,8
- долгосрочные 2,8 183,7 643,1 114,7 40,96 р. 39,0 178,4
Частным лицам 68,9 769,1 629,6 822,1 11,93 106,9 130,6
- краткосрочные 62,0 680,7 575,5 753,8 121,4 110,7 130,9
- долгосрочные 6,8 88,5 54,0 68,3 10,0 77,2 126,5
Лизинг 0,63 0,5 0,3 0,3 50,0 60,0 700,0
- краткосрочные 0,00 0,45 0,3 0,3 33,3 р. 60,0 100,0
- долгосрочные 0,62 - - 0,04 66,7
Прочие 11,1 56,0 42,1 51,1 46 р. 9,12 р. 121,3
- краткосрочные 10,71 44,0 35,1 39,9 37,3 р. 8,89 р. 113,6
- долгосрочные 0,4 11,0 69,9 111,8 279,5 р. 10,1 р. 18,0 р.
Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе, 2012.-С.445;
Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе, 2013. -С. 456 и наши расчеты.
Доля долгосрочных кредитов пока еще остается очень низкой, и в 2012 году составила 23,8%. Несмотря на то, что вложения банков частным лицам (домо-хозяйствам и дехканским хозяйствам, индивидуальным бизнесменам) за анали-
зируемый период увеличились в 11,93 раза, однако доля долгосрочных кредитов составляет лишь 16,9 %. Доля частных коммерческих предприятий в структуре кредитных вложений банков остается невысокой и в 2012 г. составила 16,2 %. За анализируемый период она увеличилась всего на 24,7 %, а за последние годы имела тенденцию к сокращению (в 2012 г. по отношению к уровню 2010 г. она составила 71,1% и в 2011 г. - 62,0%).
Основными проблемами являются то, что, во-первых, процентные ставки по банковским кредитам для малого и среднего бизнеса являются очень высокими; во-вторых, средний срок погашения кредитов составляет в основном один год и даже шесть месяцев, что не позволяет субъектам рынка в течение года располагать необходимыми денежными ресурсами для решения своих проблем (закупка минеральных удобрений, своевременная оплата заработной платы, приобретение мини-сельхозтехники и т.д.), а также строит в планы на следующий год (запасать семена, минеральные удобрения в необходимых объемах и т.д.). Так, в 2012г. в структуре кредитных вложений банков доля частных лиц составила всего 8,3 %, а сельскохозяйственных предприятий- 47,0 % (в 2010 году - 27,1%).
Кредитование сельского хозяйства, главным образом, направлено в хлопковый сектор, а не в другие сферы. Кроме того, необходимо отметить высокую долларизацию депозитов банков (этот показатель в филиалах «Агроинвестбанка», «Ориен-банка», «Таджиквнешэкономбанка» в Согдийской области составляет более 50%). По этой причине, несмотря на то, что заемщики зарабатывают в национальной валюте, кредиты банками предоставляются в основном в долларах США, т.е. валютный риск переносится на заемщиков и повышается кредитный риск банков.
Исходя из вышеизложенного, дальнейшая реформа банковского сектора Республики Таджикистан и, соответственно, кредитная политика банков должны быть направлены на доступность товаропроизводителей сфер сельского хозяйства и промышленности к продуктам и услугам банков, а также на защиту заемщиков. Немаловажное значение имеет совершенствование инфраструктуры банковского сектора (систем кредитной информации, платежей, бухгалтерского учета и аудита и т.д.). Должна работать такая система, чтобы кредиты банков предоставлялись по доступным процентным ставкам, а также на выгодный для заемщиков промежуток времени, т.е. на 2-4 года, чтобы товаропроизводители могли заработать необходимые средства для прибыльного хозяйствования.
Говоря о кредитных вложениях банков, не следует забывать о роли инвестиционного климата в части привлечения инвестиций. В этом направлении в Республике Таджикистан достигнуты определенные успехи на основе принятия законов «Об инвестициях», «О финансовой аренде (лизинге)», «О свободных экономических зонах». Принятыми законами стимулируются практически все виды инвестиционной деятельности (частная, государственная, иностранная и совместная).
В законе «Об инвестициях» определены инструменты обеспечения защиты инвестиций и прав инвесторов, т.е. гарантии равенства прав инвесторов, правовая защита деятельности инвесторов на территории республики, право свободного использования доходов, право на свободное совершение валютных операций, недопустимость вмешательства государственных органов (за исключением
действий, носящих преступный характер) в инвестиционную деятельность и т.д. Также инвесторам установлены определенные налоговые и таможенные льготы.
В соответствии с законом, в случае прекращения инвестиций не по вине инвестора, он имеет право на возмещение причитающихся ему инвестиций и полученных в связи с ними доходов в денежной или товарной форме, по реальной стоимости на момент прекращения инвестиционной деятельности. В то же время в законе не определено, в каких случаях прекращение инвестиционной деятельности считается происшедшим не по вине инвестора; кто будет возмещать инвестору инвестиции, а также причитающиеся доходы, из какого имущества будет производиться возмещение, в каком порядке решаются споры о возмещении.
Таким образом, данное положение носит декларативный характер. Более того, прекращение инвестиционной деятельности может произойти с обычными для предпринимательской деятельности рисками или форс-мажорными обстоятельствами. В этой связи, в данном направлении необходимо совершенствовать закон «Об инвестициях». Нуждаются в пересмотре и льготы по налогообложению, таможенные льготы, выдача государственных грантов.
Для успешного развития бизнеса важное значение имеет оптимальное установление налоговых ставок и таможенных пошлин. Несовершенство системы налогообложения способствует тому, что предприятия малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели не всегда в своих отчетных документах показывают фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности (объемы выпуска и реализации товаров, количество работников, объемы прибыли, размеры заработной платы и т.п.).
Практически каждый год налоговая система в республике претерпевает количественные и качественные изменения и меняется величина налоговых ставок, система налогового и бухгалтерского учета, фискальные инструменты и требования к налогоплательщикам.
Однако пока еще налоговое законодательство республики не полностью отвечает требованиям развития рыночных отношений. Последний этап налоговой реформы в Таджикистане, который ознаменовался принятием Налогового кодекса РТ в новой редакции, не смог решить все вопросы, связанные со снижением налогового бремени. Хотя количество налогов было уменьшено с 21 до 10 наименований, но, по оценке многочисленных экспертов, налоговое бремя в сфере малого и среднего бизнеса все равно остается высоким.
Показатель налогового бремени является одним из сложно исчисляемых показателей и имеет различную методику исчисления. Подробный анализ этих методик показывает, что подход к исчислению этого показателя все еще имеет много противоречий. Обычно на макроуровне показатель налогового бремени принято исчислять как долю налоговых поступлений в ВВП. В целом, судя по данному показателю, можно определить налогоемкость ВВП, или, проще говоря, удельный вес налогов в стоимости ВВП. Однако такой подход имеет ряд недостатков:
1. Он не учитывает величину налоговых недоимок, которые, по сути, должны были быть изъяты в бюджет, и явно занижает уровень налогового бремени в услови-
ях наличия налоговых недоимок, что свойственно странам с переходной экономикой.
2. Налоговое бремя является агрегированным показателем. Это означает, что исчисляется усредненный показатель налоговой нагрузки по всем отраслям экономики. Необходимо иметь в виду, что модель налогообложения по отраслям обычно дифференцируется. Как показывает опыт, практически все страны устанавливают льготный режим налогообложения для такой низкорентабельной отрасли, как сельское хозяйство, но увеличивают налоговую нагрузку на отрасли, зарабатывающие так называемую «сверхприбыль», к числу которых относятся финансовый сектор, игорный и шоу-бизнес и т.п.
3. Сопоставление и расчет показателей налогового бремени с использованием математических приемов зачастую не может обеспечить объективной оценки качественной стороны, а также регулирующих свойств данного показателя. Тут необходимо принимать во внимание качество налогового администрирования. Например, можно облагать подоходным налогом по ставке 5%, но количество плательщиков может исчисляться миллионами, и, применять, наоборот, обложение по более высокой ставке - 15% с охватом всего десятов тысяч плательщиков. Таким образом, необходимо сначала улучшить качество институциональных составляющих налогового администрирования.
По данным налогового управления Согдийской области:
- анализ доли налоговых платежей в доходах субъектов малого и среднего бизнеса по Согдийской области показывает, что если в 2011 году этот показатель составлял 5,4%, то в 2012 году незначительно увеличился и составил 5,5% от оборота малого и среднего предпринимательства;
- после принятия Налогового кодекса в новой редакции [5], ставка налога, уплачиваемого по упрощенной системе, повысилась с 4% до 5% для производственной сферы и до 6% для непроизводственной сферы. В результате доля налоговых изъятий в общем обороте субъектов малого бизнеса, функционирующих на основе свидетельства, с 18,2% в 2011 году изменилась до 18,5% в 2012 году. Однако это не может означать увеличения налогового бремени. Так, если в 2011 году число субъектов-плательщиков по этой системе было 15516, то в 2012 году их стало 20287, т.е. увеличилось почти на 31%;
- усредненный абсолютный показатель налоговых платежей субъектов малого предпринимательства, которые функционируют на основе патента, в 2011 году составлял 265 сомони, в 2012 году увеличился на 26% и составил 335 сомони. Необходимо иметь в виду, что основную часть субъектов малого предпринимательства в Таджикистане составляют субъекты мелкооптовой и розничной торговли.
Неравномерное распределение налогового бремени приводит к тому, что происходит его перекладывание на все более узкий сектор и круг налогоплательщиков. В обществе возникают и укореняются представления о чрезмерности общего уровня налогообложения доходов. Такое положение, прежде всего, касается малого и среднего бизнеса. С другой стороны, на сегодняшний момент именно малый и средний бизнес обеспечивает основной поток налоговых платежей в
бюджет государства. Таким образом, чрезмерное налоговое давление на него постепенно подрывает доверие последнего к налоговой системе. Результатом может стать попытка перехода в теневой сектор экономики. Имеет место уклонение от налогообложения в результате умышленного сокрытия доходов. А это, в свою очередь, выступает прямой угрозой для финансовой безопасности государства, результатом которой может стать «истощение» налоговой базы.
Внешне благополучная ситуация исполнения бюджетных показателей по налогам и повышения удельного веса налоговых поступлений в ВВП даёт основание для вывода о том, что масштабы сокрытия доходов сокращаются, но существуют. Налоговые преступления в этой части выводят данную проблему в разряд острейших социально-экономических и политических задач. В целом сохраняется широкая зона теневой и криминальной экономики, «освобождающей» себя от налогообложения посредством постоянно совершенствующихся финансовых, правовых, учетных и информационных технологий.
Укрытие капиталов, прибылей и финансового оборота не только от налоговых органов, но и от членов трудового коллектива, трудом которых создаются доходы, а также от акционеров, денежные средства которых используются в обороте юридических лиц, также является большой угрозой для экономики и государства в целом.
Согласно действующему Налоговому кодексу, индивидуальное предпринимательство облагается в основном патентным налогом и получением свидетельства. Некоторые домашние хозяйства, занимающиеся предпринимательской деятельностью, оборот которых более 500 тыс. сомони, выплачивают также НДС.
Для упрощения налогообложения и стимулирования предпринимательской деятельности предлагаем применить единый налог на индивидуальное предпринимательство. Суть предлагаемого налогообложения заключается в упрощении процедуры взимания налогов с индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на уровне домашнего хозяйства.
Исходя из вышеизложенного, в налоговых ставках необходимо предусмотреть 15-20% налога на прибыль, 5-10% НДС и примерно 25% общих начислений на заработную плату в виде подоходного и социальных налогов. Это позволит получить устойчивую и реальную налогооблагаемую базу, что способствует увеличению поступления доходов в бюджет страны и регионов.
Отметим, что переход к предложенным налоговым ставкам должен осуществляться не одновременно, а в несколько этапов. Постепенно снижая налоги, соответственно нужно уменьшить теневую экономику, увеличить количество налогоплательщиков. После такой реформы - ликвидации теневой экономики и уклонения от налогов, малый и средний бизнес будет работать стабильно, да и государственный бюджет пополнится достаточными денежными средствами.
Совершенствование кредитной системы, дальнейшая налоговая реформа, инвестиционная привлекательность являются главными условиями развития малого и среднего бизнеса.
Одним из условий успешного развития бизнеса является инновационная деятельность. Темпы оснащения предприятий новой техникой, технологиями относительно
низки, особенно в промышленности, в сфере услуг, в торговле. Предприниматели присматриваются к новой технике, соизмеряют свои возможности для ее приобретения. Однако не всегда их имеют. Поэтому стимулирование государством инновационных проектов субъектов бизнеса сегодня является одним из основных направлений инновационного развития, которое может быть представлено в виде льготного кредитования, льготного налогообложения, лизинга, франчайзинга и т.п.
Важным фактором формирования благоприятного климата в развитии бизнеса является функционирование рыночной инфраструктуры: товарного рынка, финансового рынка, рынка труда, дорог, связи, транспорта, информационной инфраструктуры и т.п.
Для нормального функционирования бизнеса, государство должно принять конкретные меры по решению существующих проблем в товародвижении и перемещении предпринимателей за пределы республики (в Узбекистан, Киргизию, Казахстан), для чего обеспечить транспортную независимость страны.
Наряду с перечисленными проблемами, малый и средний бизнес сдерживается рядом других обстоятельств: неразвитостью экономики, в первую очередь промышленности и строительства, недостаточностью производственных мощностей, постоянным повышением цен на все факторы производства, особенно на горючесмазочные материалы, средства производства и сырьевые ресурсы и т.п. Низкий уровень денежных доходов населения, снижение покупательской способности граждан, высокий уровень инфляции также отрицательно сказываются на развитии бизнеса.
Нескоординированность деятельности контролирующих и надзорных органов и коррупция также являются важными сдерживающими факторами развития бизнеса.
Таким образом, дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса во многом зависит от решения вышерассмотренных проблем.
Список использованной литературы
1. Аминов, И. Продовольственный рынок: проблемы развития товарно-торгового бизнеса/И. Аминов. - Душанбе: Ирфон, 2013. - 180 с.
2. Аминов, И., Аминов, Х.И. О взаимосвязях рыночной экономики и экономической науки // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. Выпуск 4 (52).- И. Аминов, Х.И. Аминов.-Худжанд: Ношир, 2012. - С.57-66.с.
3. Виленский, А. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса //Вопросы экономики/А. Виленский. - 2011. -№6. - С. 149-155.
4. Гафуров, X. Таджикистан на рубеже и в XXI веке: Президент Эмомали Рахмонов и национальная экономика /Х. Гафуров. - Душанбе, 1999. - 213 с.
5. Гурков, И., Авраамова, Е. Российские компании в поисках выхода на траекторию устойчивого развития // Вопросы экономики /И. Гурков., Е. Авраамова. -2011. №6. -С. 138-148.
6. Иванюков, И. Политическая экономия как учение о процессе развития экономических явлений. 4-е изд. /И. Иванюков. -Москва. 1895. - 489 с.
7. Налоговый кодекс Республики Таджикистан от 17.09.2012. №901. -Душанбе, 2012.
8. Официальный сайт Национального банка Таджикистана [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbt.tj (дата обращения 15.02.2014).
9. Предпринимательство: учебник для вузов / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай.- 4-е изд. -М.: ИНФРА-М, 2007.- 667 с.
10. Статистические ежегодники Республики Таджикистан за 2005-2012 гг. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики.
11. Статистические ежегодники Согдийской области за 2005-2012 гг., - Худжанд: Главное управление Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан в Согдийской области.
Reference Literature
1. Aminov A. Food Stuffs Market: the Problems of Development in Regard to Commodity Trade Business. Dushanbe: Irfon, 2013. -180pp.
2. Aminov I., Aminov Kh. I. On Interrelations of Market Economy and Economy Science // Bulletin of Tajik State University of Business, Law and Politics. Series of Humanitarian Sciences. Issue 4 (52). - Khudjand: Noshir, 2012. -pp. 57-66
3. Vilensky A. Paradox of Small Business Support: Preliminary Results of Crisis. //Issues on Economy // - 2011.-№6. -pp. 149-155.
4. Gafurov Kh. Tajikistan at the Junction of Centuries: President Emomali Rakhmonov and National Economy. -Dushanbe, 1999. -213pp.
5. Gurkov I., Avraamova Ye. Russian Companies in the Searches of a Way out to a Trajectory of Stable Development //Issues on Economy. - 2011. -№6. -pp. 138-148.
6. Ivanyukov I. Political Economy as a Tenet of the Process of Economy Phenomena Development. The 4-th edition. -Moscow, 1895. -489pp.
7. Tax Code of Tajikistan Republic from 17.09.2012. - №901. - Dushanbe, 2012.
8. Official Site of Tajikistan National Bank [electronic resource]. Availability regime: http://www.nbt.tj (datе of addressing 15.02.2014).
9. Entrepreneurship: manual for higher schools/ Lapusta M.G., Porshnev A.G, Starostin Yu.l., Skamay L.G. - The 4-th edition. -M.: INFRA-M. 2007. - 667pp.
10. Statistical Annuals of Tajikistan Republic for 2005-2012. - Dushanbe: Statistic Agency under Tajikistan Republic President.
11. Statistical Annuals of Sughd Viloyat (administrative-territorial unit) for 2005-2012. -Khudjand: Central Managerial Office of the Statistical Agency under Tajikistan Republic President in Sughd Viloyat.
Причины, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, кредитование, налогообложение, инновационное развитие
Развитие малого и среднего бизнеса является важным условием укрепления экономики страны. Поэтому, выявление причин, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса, и определение основных направлений дальнейшего его развития приобретают первостепенное значение. В данной статье рассматриваются вопросы квалификации кадров, кредитования, налогообложения и инновационного развития субъектов малого и среднего бизнеса.
Reasons Constraining Small and Medium Business Development
Key words: small business, medium business, crediting, taxation, innovational development
The development of small and medium business is an important condition for strengthening the economy of the country. Therefore, elicitation of the reasons constraining the development of small and medium business and the determination of the principal streamlines for its further evolution acquire paramount importance. In the article the following issues are touched upon concurrentry: qualification of human resources, crediting, taxation, innovational development of subjects referring to small and medium business.
Сведения об авторах:
Аминов Иномджон, кандидат экономических наук, доцент, директор Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции (Республика Таджикистан, г.Худжанд), e-mail: [email protected] Аминов Хакимджон Иномджонович, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем в экономике Санкт-Петербургского государственного экономического университета (г. Санкт-Петербург), e-mail: [email protected]
Information about the authors:
Aminov Inomjon, Candidate of Economy Sciences, Associate Professor, director of the Institute of Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan Republic, Khudjand), e-mail: [email protected]
Aminov Khakimdjohn Amindjonovich, Candidate of Economy Sciences, Associate Professor of the department of informational systems in economics under Saint-Petersburg State Economy University (Saint-Petersburg), e-mail: [email protected]