________________________ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ ^ Д
ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЮВЕЛИРНЫХ И АЛМАЗОГРАНИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА СТРУКТУРУ СЕБЕСТОИМОСТИ
М.В. Николаев
директор Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова, доктор экономических наук, профессор [email protected]
И.Е. Иванов
ведущий специалист департамента горнорудного и ювелирно-гранильного производства
Министерства промышленности Республики Саха (Якутия)
Е.Э. Григорьева
старший научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
В статье выполнены сравнительные расчеты экономической эффективности по предоставляемым преференциям ювелирным и алмазогранильным предприятиям Республики Саха (Якутия), определены изменения в структуре себестоимости их продукции, с прогнозом развития производства. Дано обоснование создания территории опережающего социально-экономического развития по производству бриллиантов и ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), ювелирные и алмазогранильные предприятия, алмазно-бриллиантовый кластер, себестоимость, территория опережающего социально-экономического развития.
УДК 338.45
Россия занимает первое место среди других государств по добыче природных алмазов, но значительно уступает в объёмах производства бриллиантов на мировом алмазнобриллиантовом рынке[1]. Отличительной особенностью алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) России является наличие одновременно всех составляющих алмазопровода, в отличие от других стран производителей: алмазодобыча, алмазогранильная промышленность, ювелирная промышленность, рынок ювелирных украшений. В 2013 г. объем производства бриллиантов в России составил 1,1 млрд долл. (+1,4% в сравнении с 2012 г.) или 6% от мировых объемов. В ювелирной промышленности России также наблюдается рост объемов производства ювелирных изделий, который составил 80 млрд руб. (+34% в сравнении с 2012 г.) [2].
Алмазогранильная и ювелирная промышленность в Республике Саха (Якутия) была создана более двадцати лет назад. За это время в регионе образовался кластер предприятий и организаций, работающих вместе с целью — увеличение объемов производства и расширение сбытовой сети. Развитие алмазогранильной и ювелирной промышленности является одной из приоритетных задач Правительства Республики Саха (Якутия), в рамках задач диверсификации промышленного производства в соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 г. и Планом социально-экономического развития РС (Я) на 2014-2018 г. [3,4].
В Республике Саха (Якутия) за 2013 г. произведено бриллиантов на 143 млн долл.(-9,5% в сравнении с 2012 г.), ювелирных изделий на 1,7 млрд руб. (+13% в сравнении с 2012 г.). В 2014 г. ожидается рост производства бриллиантов в республике (+7%) в связи с ослаблением курса рубля по отношению к доллару США.
Динамичному развитию ювелирной и гранильной промышленности в Якутии, так и в России, мешают постоянные и уже характерные для данных отраслей проблемы: отсутствие оборотных средств на приобретение сырья, высокая себестоимость производства в сравнении с иностранными компаниями, нехватка высококвалифицированных рабочих кадров. В результате чего, алмазогранильная и ювелирная промышленности не могут привлечь дополнительные инвестиции со стороны российских банков и инвесторов, в том числе и иностранных, *
которые могли бы одновременно с инвестициями внедрить в российское производство технологические инновации для развития своего производства.
В мировой практике используются различные инструменты для создания благоприятных условий развития своей промышленности. Большое распространение получили особые экономические зоны (ОЭЗ), в рамках которых национальные правительства предоставляют алмазогранильным и ювелирным предприятиям особые преференции.
Например, по производству бриллиантов — ОЭЗ созданы в Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, Южно-Африканской Республике, Таиланде. Исследовав действующие преференции ОЭЗ, можно выделить следующие основные их направления:
• освобождение от корпоративного налога и налога на дивиденды (в период до 3 лет в Китае, 5-8 лет в Индии и Таиланде, до 50 лет в ОАЭ);
• освобождение от импортных таможенных пошлины и НДС на сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, а также на расходные материалы, оборудование и инструменты;
• освобождение от НДС на торговые операции внутри ОЭЗ и на приобретение у местных производителей вышеуказанных категорий товаров;
• «моментальный» возврат (компенсация от государства) НДС при экспорте;
• принцип «единого окна» при работе с государственными органами;
• неограниченный период хранения отечественного и импортного сырья и продукции;
• упрощенная схема таможенной проверки экспортного и импортного грузов;
• отсутствие ограничений на перемещение капитала и прибылей,
• иностранные инвесторы имеют право владеть землей и недвижимостью на территории ОЭЗ;
• ускоренная процедура регистрации и лицензирования компаний, получения разрешения для работы иностранных граждан.
В 2014 году на территории Российской Федерации действуют 17 ОЭЗ, из них 6 — промышленно-производственного типа (ППТ), 5 — технико-внедренческого типа, 4 — туристи-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Научное обоснование сценариев развития базовых отраслей промышленности Северо-Востока России» (проект №01201460078).
283
[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
ческо-рекреационного типа и 2 — портового типа. Основным нормативно — правовым актом, регулирующим деятельность ОЭЗ в РФ, является федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ»[5].
Производственную деятельность алмазогранильных и ювелирных предприятий, возможно, организовать на ОЭЗ промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ).
В ОЭЗ ППТ действуют следующие налоговые и таможенные преференции для резидентов:
1. Согласно п.1 ст.284 Налогового Кодекса РФ[6] устанавливается пониженная налоговая ставка налога на прибыль, но не выше 13,5%, подлежащего к зачислению в региональный бюджет. Ставка в федеральный бюджет остается без изменений — 2%.
2. Согласно пп.17 ст.381 Налогового Кодекса РФ[6] освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации, осуществляющие свою деятельность на территории ОЭЗ. Основным применением льготы в ОЭЗ является полное освобождение от налога на имущество, в то время как при «общем» режиме налогообложения, как правило, применяется снижение ставки (в среднем на 50%)[5].
3. Согласно пп.9 ст.395 Налогового Кодекса РФ[6] освобождаются от налогообложения по налогу на землю. Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты данного вида налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности. Налог начисляется на каждый земельный участок.
4. В соответствии с пп.5 п.1 и п.3 ст.58 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [7] установлена ставка для резидентов ОЭЗ ППТ равная 14%.
5. Возможность применения таможенного режима «свободная таможенная зона», в рамках ст. 37 Закона об ОЭЗ [5]. Согласно данной статье иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта без уплаты вывозных таможенных пошлин (ч.1 ст.37 Закона об ОЭЗ[5]), НДС по ставке 0% (приравнивается к экспорту) и без уплаты акциза (ч.1.1 Закона об ОЭЗ[5]). Условием «сохранения» данной льготы является использование (потребление) данного товара на территории ОЭЗ. Вывоз товаров с территории ОЭЗ или их передача не участникам ОЭЗ влечет «восстановление» таможенных пошлин и налогообложение по НДС и акцизу по правилам соответствующего таможенного режима («выпуск для свободного обращения», «переработка на таможенной территории» и т.д.).
Как указано в ч.5 ст.37 Закона об ОЭЗ[5], с товарами, помещенными под таможенный режим «свободной таможенной зоны», допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашений о ведении промышленно-производственной деятельности. Уточним что в таможенный режим «свободной таможенной зоны» помещаются следующие виды товаров:
• товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств;
• товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации;
• товары, находящиеся в особой экономической зоне и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.
Таким образом, организация промышленного производства алмазогранильных и ювелирных предприятий в особых экономических зонах позволяет сократить налоговые и таможенные расходы.
На фоне освоения современного экономического инструментария в России определилась форма организации и управления промышленным производством на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), где в основные задачи производства входят создание условий для опережающего технологического развития и увеличения
экономических показателей при активной социальной поддержке привлекаемого населения, сконцентрированной на определенной территории.
В Послании Президента В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. [8] было отмечено, что на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири необходимо создать сеть специальных территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных, в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещённых, в таких территориях, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, налогу на землю, имущество, а также льготная ставка страховых взносов.
Таким образом, ТОСЭР должны способствовать развитию перерабатывающих отраслей промышленности, поскольку предоставляемые льготы направлены на снижение себестоимости готовой продукции.
Основным нормативно — правовым актом, регулирующим создание, деятельность и ликвидацию ТОСЭР должен стать Федеральный Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на отдельных территориях Российской Федерации», который находится на стадии рассмотрения в Государственной думе РФ.
В настоящее время, в Минвостокразвития РФ определен перечень ТОСЭР, куда вошел проект ТОСЭР по производству бриллиантов и ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия) под названием «Бриллиантовая долина» (ТОСЭР БД) [11].
ТОСЭР своим резидентам предлагает следующие основные таможенные и налоговые преференции:
1. Пониженные налоговые ставки налога на прибыль: в федеральный бюджет ставка составляет 0% в течение всего периода, бюджет субъекта Российской Федерации — 5% в течение пяти налоговых периодов, далее — не менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов.
2. Налог на имущество — 0%.
3. Налог на землю — 0%.
4. Страховые взносы — 7,6%.
5. Предоставляется возможность применения таможенного режима «свободная таможенная зона» на тех же условиях, что и резидентам ОЭЗ.
Важным отличием ТОСЭР от ОЭЗ ППТ является отсутствие четкой установленной суммы капитальных инвестиций. В статье 12 главы 5 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [5] прописана сумма обязательных капитальных инвестиций в размере не менее 120 млн руб., из них 40 млн руб. в течение первых трех лет со дня заключения соглашения об осуществления деятельности в ОЭЗ ППТ. В проекте закона о ТОСЭР[11] отсутствуют установленные суммы и условия капитальных инвестиций: сумма инвестиций зависит от финансово — экономического состояния резидента.
В рамках исследования проведена оценка налоговых ставок и эффективности производства по предоставляемым преференциям ТОСЭР и ОЭЗ ППТ на примере одного из ювелирно-гранильного предприятия Якутска (табл.1).
Из таблицы видно, что при производстве в условиях предоставляемых на ТОСЭР БД позволит сократить затраты предприятия на 78% (экономия составит 76 млн руб. в год), а при производстве в ОЭЗ на 48% (экономия составит 46 млн руб. в год) в ценах 2013 г.
Дальнейшая задача исследования заключалась в определении изменений в структуре себестоимости производства продукции на алмазогранильных и ювелирных предприятиях в РС (Я), с прогнозом производства на ТОСЭР БД.
По причине разнородности готовой продукции алмазогранильных и ювелирных предприятий, и отличительные особенности к организации и трудозатратам производства, анализ структуры себестоимости производства был сделан отдельно для производства ювелирных изделий и производства бриллиантов в РС (Я).
По полученным результатам, представленным таблице 2, следует что, при производстве бриллиантов доля материальных затрат направленных на приобретение алмазного сырья
284
______________________ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ ^ Д
Таблица 1
Оценка налоговых ставок и их эффективность в ТОСЭР и ОЭЗ ППТ, млн руб.
№ Виды налогов тосэр оэз ппт
Ставка в тосэр, % Налог, взносы фактически начисленные Налог, рассчитанный по льготным ставкам Вы- года Ставка в ОЭЗ ппт, % Налог, взносы фактически начисленные Налог, рассчитанный по льготным ставкам Вы- года
1 Налог на прибыль (всего), в.т. ч: 5% 39,36 9,84 29,52 15,5% 39,36 30,50 8,86
1.1. в федеральный бюджет 0% 3,94 0 3,94 2% 3,94 3,94 0
1.2. в региональный бюджет 5% 35,42 9,84 25,58 13,5% 35,42 26,57 8,86
2 Налог на имущество организаций 0% 13,50 0 13,50 0% 13,50 0 13,50
3 Налог на землю 0% 0,66 0 0,66 0% 0,66 0 0,66
4 Общая сумма страховых взносов, в т.ч.: 7,6% 43,65 11,06 32,59 14% 43,65 20,37 23,28
4.1. Пенсионный фонд РФ 3% 32,01 4,36 27,64 8% 32,01 11,64 20,37
4.2. Фонд социального страхования РФ 1,5% 4,22 2,18 2,04 2% 4,22 2,91 1,31
4.3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 1,5% 4,51 2,18 2,33 2% 4,51 2,91 1,60
4.4. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования 1,6% 2,91 2,33 0,58 2% 2,91 2,91 0
Итого 97,17 20,90 76,28 97,17 50,87 46,30
в среднем составляет 94,6%, поэтому затраты на оплату труда составили лишь 1,6%.
Данный факт объясняется низкой маржой получаемой диамантерами при обработке и реализации бриллиантов, на мировом алмазно-бриллиантовом рынке норма прибыли после обработки бриллиантов составляет 2-5% и при реализации бриллиантов 1-4% [2].
Отчисления на амортизацию оборудования составляет всего 0,3% от общего объема затрат, поэтому предприятия не в состоянии приобрести в необходимом объеме модернизированное оборудование.
В сегмент прочих расходов входят коммунальные расходы и аренда, перевозка посылок, почтовые расходы, услуги производственного характера и др. (табл. 2).
Таблица 2
Структура себестоимости производства бриллиантов в PC (я) и ТОСЭР
№ Себестоимость производства абк рс (я),% тосэр,%
1. Материальные затраты 94,6 96,8
2. Затраты на оплату труда 1,6 1,6
3. Страховые взносы 0,5 0,1
4. Налоги на себестоимость 0,8 0,3
5. Амортизация 0,3 0,3
6. Прочие расходы, из них: 2,2 2,2
6.1 Коммунальные расходы и аренда 29,8 29,8
6.2 Перевозка посылок 22,0 22,0
6.3 Услуги производственного характера 15,6 15,6
6.4 Почтовые расходы 15,4 15,4
6.5 Расходы по иностранным сотрудникам 6,0 6,0
6.6 Командировочные расходы 0,9 0,9
6.7 Услуги связи 3,7 3,7
6.8 Услуги охраны 1,8 1,8
6.9 Информационные и консультационные услуги 4,7 4,7
Источник: по данным алмазогранильных предприятий РС (Я).
При сопоставлении предлагаемых преференций по налоговым и таможенным льготам на ТОСЭР БД[11] структура себестоимости производства бриллиантов изменится в следующих соотношениях:
— уменьшение доли расходов на налоговые отчисление
от 0,8% до 0,3%;
— уменьшение доли расходов на страховые взносы от 0,5% до 0,1%;
— увеличение доли материальных затрат от 94,6% до 96,8%.
При дальнейшем анализе структуры себестоимости производства ювелирных изделий в РС (Я) получены следующие результаты, представленные на таблице 3.
Таблица 3
Структура себестоимости производства ювелирных изделий в PC (я) и ТОСЭР
№ Себестоимость производства абк рс (я),% тосэр,%
1. Материальные затраты 81,7 84,0
2. Затраты на оплату труда 8,6 8,8
3. Страховые взносы 2,6 0,7
4. Налоги на себестоимость 1,1 0,3
5. Амортизация 0,8 0,8
6. Прочие расходы, из них: 5,2 5,3
6.1 Коммунальные расходы и аренда 41,1 41,1
6.2 Перевозка посылок 8,6 8,6
6.3 Услуги производственного характера 26,1 26,1
6.4 Почтовые расходы 1,2 1,2
6.5 Расходы по иностранным сотрудникам 7,4 7,4
6.6 Командировочные расходы 8,2 8,2
6.7 Услуги связи 2,8 2,8
6.8 Услуги охраны 2,9 2,9
6.9 Информационные и консультационные услуги 1,7 1,7
Источник: по данным ювелирных предприятий РС (Я).
Из структуры себестоимости производства ювелирных изделий видно, что доля материальных затрат направленных на приобретение сырья значительно ниже чем при производстве бриллиантов, которая в среднем составляет 81,7%, при этом затраты на оплату труда составили 8,6%.
Данный факт объясняется высокой добавленной стоимостью при изготовлении и реализации ювелирных изделий, на мировом алмазно-бриллиантовом рынке норма прибыли после
285
[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
изготовления ювелирных изделий составляет 3-5% и при реализации ювелирных изделий достигает до 14% [2].
Отчисления на амортизацию оборудования составляет 0,8% от общего объема затрат. В сегмент прочих расходов входят коммунальные расходы и аренда, перевозка посылок, почтовые расходы, услуги производственного характера и др.
При сопоставлении предлагаемых преференций по налоговым и таможенным льготам на ТОСЭР БД[11] структура себестоимости производства ювелирных изделий изменится в следующих соотношениях:
— уменьшение доли расходов на налоговые отчисление от 1,1% до 0,3%;
— уменьшение доли расходов на страховые взносы от 2,6% до 0,7%;
— увеличение доли материальных затрат от 81,7% до 84,0%.
Исследования показали, что реализация данного проекта, позволит сократить себестоимость производимой продукции предприятий алмазогранильной и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) за счет уменьшения или «аннулирования» некоторых видов налогов, таможенных пошлин, совершенствования отраслевого законодательства и уменьшения административных барьеров и позволит отрасли конкурировать на мировом алмазно-бриллиантовом рынке.
Приведенные в статье расчеты могут быть использованы при подготовке финансово — экономического обоснования проекта территории опережающего социально-экономического развития по производству бриллиантов и ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия) и позволят дать оценку бюджетной эффективности в зависимости от предоставляемых преференций.
Литература
1. Курнева М.В. Перспективы развития минерально-сырьевой базы алмазных месторождений РС (Я) // Горная промышленность. — 2014- №3(115) — С.58-65.
2. The Global diamond report. Bain & Company, Inc. 2013. p.45.
3. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 г. — Якутск. 2012.
4. План социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2014-2018. — Якутск. 2014.
5. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 № 117-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 31.07.2000): (ред. от
07.05.2013): (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. — http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169456/. — М., 2013.
7. Федеральный закон N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 г. (в ред. от 07.06.2013 г.).
8. Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года. http://www.kremlin.ru/ news/19825
9. Поручение Президента России от 30.12.2013 № Пр-3086. // http://www.kremlin.ru/assignments/20004
10. Поручение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 22.02.2014 № ДМ-П16-1273. // http://g khkontrol. ru/2014/06/15977
11. Проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на отдельных территориях Российской Федерации». — М., 2014. — С.120.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА*
Е.Г. Егоров
главный научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук, профессор [email protected]
Т.0. Едисеева
Советник Главы Республики Саха (Якутия), кандидат экономических наук [email protected]
В статье анализируются вопросы совершенствования государственной экономической политики и прогнозирования социально-экономического развития региона на примере Республики Саха (Якутия). Приведены результаты развития региона за период 2010-2014 гг. на основе реализации программного подхода. Показаны возможности применения метода Форсайт, совершенствования его технологии. Отмечены приоритетные направления государственной политики модернизации и инновационного развития региона.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), государственная политика, региональная политика, комплексный подход, прогнозирование, Форсайт, стратегическое планирование
УДК 332.145 ББК 65.05
На современном этапе определение ключевых задач совершенствования государственной политики на основе модернизации ведущих отраслей экономики, повышения их конкурентоспособности, внедрения новых подходов к управ-
лению инновационным потенциалом региона является актуальным вопросом комплексного социально-экономического развития Российской Федерации. Решение данных задач в значительной степени зависит от продуманной и взвешенной
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Научно-технические и организационно-экономические основы ускорения инновационного развития экономики регионов Северо-Востока России» (проект № 01201460076).
286