Морунова Г. В., к. э. н.
доцент Котова П.В. магистрант
Санкт-Петербургский государственный экономический университет Россия, г. Санкт-Петербург СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ
Аннотация. В статье обобщены материалы исследований авторов по развитию системы государственного (муниципального) финансового контроля. Рассмотрены нормативно правовые аспекты реформы бюджетной сферы и полномочий контрольных финансовых органов. Предложены подходы к оценке эффективности государственного (муниципального) финансового контроля.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль; система, методы, эффективность государственного финансового контроля.
Improvement of the methods of evaluation of the effectiveness of state and municipal financial control
G.Morunova
Candidate of Economic Sciences, Ass.Prof.
Saint-Petersburg State University of Economics.
P.Kotova master student
Saint-Petersburg State University of Economics.
The paper summarizes the authors' research materials for the development of the system of state (municipal) financial control. Examined the legal aspects of regulatory reform, public sector and financial powers of control bodies. The approaches to evaluating the effectiveness of state (municipal) financial control. Keywords: state financial control, systems, methods, effectiveness of public financial control.
Финансовый контроль является важной функцией управления государством, он способствует эффективному проведению бюджетной и налоговой политики, появлению необходимых условий для поддержания безопасности государства в финансовой сфере на должном уровне. Сами финансы определяют необходимость их контроля, они также предусматривают систему прямой и обратной связи явлений в экономике и определяют порядок воздействия на отношения, связанные с производством и распределением.
Само понятие контроль можно рассматривать в контексте как отечественных, так и зарубежных источников. Например, в Лимской декларации руководящих принципов контроля утверждается, что контроль не самоцель, а важная составляющая системы регулирования, ее цель состоит в выявлении отклонений от существующих стандартов и несоответствий принципам законности, эффективности и экономии использования материальных ресурсов как можно раньше для того чтобы можно было внести изменения, а в некоторых ситуациях привлечь виновных к ответственности, получить возмещение понесенных потерь или принять меры по предотвращению или сокращению таких нарушений в дальнейшем. [12] У российских авторов, например, у Родионовой, отмечается, что контроль является необходимым элементом системы регулирования, одним из способов обратной связи. Из-за него регулятор системы имеет возможность получать данные о её реальном положении, это помогает в верной оценке проведенных мероприятий, а также поиске отклонений от итога и связанных с ними негативных результатов. [7]
В Российской Федерации контроль со стороны государства существует на протяжении трех столетий. Первым российским органом государственного финансового контроля считается созданный в 1654 году Счетный приказ Романова. В дореволюционной России в общем данный контроль был незначительным и носил формальный характер. В период существования Советского Союза главный орган финансового контроля был представлен Контрольной палатой СССР, осуществлявшей деятельность под руководством Верховного Совета СССР. Она существовала с 31 мая по 26 декабря 1991 года, а в 1992 году был создан контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете РСФСР (до конца 1994 года).
Единая система государственного финансового контроля (далее -ГФК) не обязательно должна пониматься как строго объединенная система, она не должна иметь многоуровневую зависимость элементов друг от друга и иерархическую корпоративность. Гармония системы должна выражаться в одинаковых целях, правилах деятельности, в точном разграничении ролей и компетенции каждого из органов, осуществляющих контроль.
ГФК в мировом масштабе устанавливается исходя из принципа жесткой централизации, что прямым образом вытекает из функциональной общности финансового хозяйства и управления.
Эффективность финансового контроля - это сложная категория экономики. Она определяется конкретными критериями и показателями. Как отмечает В.В. Бурцев, до настоящего момента не было разработано единогласного и общеприменимого подхода к оценке эффективности. [1]
Вопросами финансового контроля в отечественной теории занимались такие ученые, как A.M. Александров, А.А. Андреев, И.А. Белобжецкий, В.В. Бурцев, Э.А. Вознесенский, Ю.А. Данилевский, А.П. Зудилин, Л.М. Крамаровский, А.В. Крикунов, Н.В. Лазарева, Н.Д. Погосян, В.М.
Родионова, А.Д. Соменков, Р.Г. Сомоев, И.В. Фирулин, Н.И. Химичева, П.В. Черноморд, СО. Шохин и другие. Также вопросы финансового контроля и аудита освещаются в трудах зарубежных ученых: Р. Адаме, Д. Ирвин, Р. Манн, Э. Майер, Д. Хан.
У перечисленных авторов существуют различные подходы к толкованию определения финансового контроля в целом и ГФК, в частности. В большинстве их них не рассматривается определяющее воздействие контрольной функции финансов на финансовый контроль, влияние принципа обратной связи в явлениях экономической сферы. Ученый Э.А. Вознесенский в теории финансов понимал в качестве финансового контроля при социализме деятельность государственных и общественных органов по проверке обоснованности процессов создания и распределения централизованных и децентрализованных денежных фондов для соблюдения плановых соотношений в расширенном социалистическом производстве. [3] Ю.А. Данилевский, долгое время руководивший КРУ МФ СССР, полагает, что финансовый контроль, представляя собой одну из важнейших функций и необходимое звено общего механизма регулирования экономики, производства, содержит в себе финансовые, кредитные и производственные показатели. В сферу контроля входит производство, распределение, оборот и расходование товарно-материальных ценностей в денежном выражении. [4]
"Финансовый контроль - одна из форм контроля рублем", - считает Н. Н. Назаров. Н.И. Химичева утверждает с позиций финансового права, что финансовый контроль - это контроль за правомерностью и рациональностью мероприятий в сфере создания, распределения и потребления денежных фондов государства и муниципальных образований для результативного социально-экономического развития страны и ее субъектов. [10] По-своему рассматривает понятие И.В. Фирулин, понимая под финансовым контролем комплекс видов, методов, приемов осуществления ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций, учреждений; легальности действий по созданию, распределению и применению централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, сохранности собственности; обоснованности и актуальности исполнения финансовых обязательств перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами; постановки бухгалтерского учета и истинности отчетности. [9]
Н.С. Малеин утверждает, что финансовый контроль - это регулируемая правовыми нормами деятельность финансовых, кредитных и хозяйственных органов (организаций), целью которой является гарантирование дисциплины финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной, расчетной и кассовой в ходе осуществления запланированных мероприятий и состоящая в проверке правомерности, правильности и рациональности денежных расходов.
С.О. Шохин и Л.Н. Воронина рассматривают сущность финансового контроля как комплекс органов и действий по анализу легальности, рациональности, эффективности мероприятий в области создания, распределения и использования финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации и органов местного самоуправления, обеспечивающий следование букве закона, верное и экономное распределение средств бюджета, заемных и собственных, усовершенствование дисциплины финансовой и налоговой. [11] Далее авторы отмечают, что под финансовым контролем следует понимать многоаспектную межотраслевую систему надзора за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций для объективного анализа экономической эффективности этой деятельности, диагностирования легальности и целесообразности хозяйственных и финансовых действий и поиска резервов доходов бюджета на уровне государства. Этот надзор осуществляется государственными и общественными органами, наделенными контрольными функциями. [11]
Н.Д. Погосян считает, что контроль в финансовой области можно рассматривать как общность регулярных и непрерывных процессов, с помощью которых их участники в законной форме обеспечивают эффективную работу государственного сектора и деятельность других хозяйствующих субъектов вне зависимости от форм собственности. [6]
В исследованиях В.В. Бурцева изучаются проблемы создания системы ГФК, в которых акцентируется внимание на отсутствие в России единой системы финансового контроля со стороны государства. Он определяет ГФК в широком смысле как фиксированную нормативными актами деятельность органов государственной власти и регулирования всех уровней, а также подразделений внутреннего контроля государственных органов в направлении определения, предупреждения и предотвращения нарушений в процедурах управления потоками государственных финансов и финансово-хозяйственной работе субъектов экономики. Дополнительно автор отмечает, что сущность ГФК выражает триада: нахождение отклонений, злоупотреблений; мероприятия по их устранению; анализ причин мотивов нарушения и разработка мер по их предотвращению. [1]
В ряде работ в научной среде упоминается о проявлении обратной связи в ходе осуществления контроля, но в определениях ГФК принцип обратной связи отсутствует.
Ученые считают, что эффективное функционирование органов ГФК осуществимо при обеспечении применения принципов в их мероприятиях, например, принципа достаточности полномочий органов контроля, определенных законодательно, принципа объективности и гласности в деятельности органов контроля, принципа взаимодействия органов контроля различных уровней.
Для применения ГФК существуют органы ГФК - это специальные госучреждения, у которых имеется свой статус, они являются составными
частями системы ГФК. Основная задача органа ГФК - осуществление от имени государства финансового контроля, отсюда происходят права и компетенция органа и его служащих.
По мнению В. Жукова, орган ГФК обязан соответствовать требованиям: он должен являться компонентом верховной власти; занимать положение, позволяющее применять функции контроля в любое время и при любых препятствующих факторах; располагать элементами силовой структуры для осуществления приемов принуждения; структура органа должна быть сквозной.[8]
Методы осуществления ГФК: проверка, обследование, ревизия, санкционирование операций.
Проверка - это совершение действий контроля по документальному и фактическому рассмотрению легальности конкретных финансовых и хозяйственных операций, верности бюджетного (бухгалтерского) учета и его отчетности о деятельности контролируемого объекта за установленный временной интервал. Они могут быть камеральными и выездными, в том числе и встречные проверки.
Камеральные - проверки, осуществляемые по месторасположению органа ГФК на основе отчетности и других документов, переданных по его просьбе.
Выездные - проверки, проводимые в месте расположения контролируемого объекта, при их проведении анализируется фактическое реальное соотношение проведенных операций и данных отчетности и первичных документов.
Встречные - это такие проверки, которые проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок для определения и (или) констатации фактов, относящихся к действиям контролируемого объекта.
Обследование - это анализ и оценка положения конкретной области действий контролируемого объекта. Итоги обследования оформляются в виде заключения.
Ревизия - комплексная проверка деятельности контролируемого объекта, она состоит в осуществлении мероприятий контроля по документальному и фактическому исследованию легальности общей массы проведенных финансовых и хозяйственных операций, истинности и точности их отражения в отчетности. Результаты проведения как проверки, так и ревизии оформляются в виде акта.
Санкционирование операций - совершение разрешительной надписи после анализа документации, предлагаемой к рассмотрению для проведения финансовых операций, их существования и (или) соответствия данных в них положениям законодательства РФ и других нормативных актов, определяющих бюджетные правоотношения. [2]
Во многих источниках эффективность контроля рассматривается как достижение не любого положительного итога, а именно того, что является
результатом контроля. Эффективный контроль устанавливает необходимость верного определения объекта, предмета контроля, чтобы рационально распределять силы и ресурсы органа контроля.
Для оценки мероприятий, проводимых, к примеру, Счетной палатой как одним из органов ГФК, существуют критериальные показатели эффективности финансового контроля. Критерий результативности предполагает: - обнаруженный объем средств, распределенных с нарушениями законодательства; - выявленный объем нерационально израсходованных средств; - найденный объем средств, использованных не на установленные цели; - количество приготовленных представлений и указаний. Следующий критерий - действенности - включает такие показатели, как: - количество реализованных представлений и предписаний;
- объем средств, возвращенных в федеральный бюджет и на бюджетные счета организаций; - количество структурных преобразований в экономике, министерствах, ведомствах и на предприятиях, проведенных согласно представлениям Счетной палаты; - рост доходной части бюджета или уменьшение его расходов, полученные по представлениям Счетной палаты; -количество поправок в действующее законодательство; - количество постановлений Правительства Российской Федерации, принятых по представлениям Счетной палаты; - количество решений, принятых по представлениям Счетной палаты; - количество уголовных дел, открытых по представлениям Счетной палаты. Критерий экономичности включает в себя:
- объем средств, израсходованных на проведение финансового контроля; -объем средств, истраченных контролируемым субъектом на приготовление материалов для проверяющих; - уровень экономичности; - отношение итогового экономического эффекта от осуществления представлений Счетной палаты к расходам на содержание Счетной палаты.
Помимо указанных критериев и их показателей, определяющих эффективность финансового контроля как действия, рационально будет ввести 2 дополнительных критерия для оценки деятельности Счетной палаты в качестве органа контроля, это критерий интенсивности деятельности, включающий: - количество мероприятий контроля; - объем проверенных средств; - число проверенных объектов. Вторым является критерий динамичности деятельности, он включает в себя: - степень эффективности процедур, связанных с контролем: соотношение числа представлений (предписаний) и числа процедур контроля; - степень результативности проведенного мероприятия контроля: соотношение размера ресурсов, потребленных с несоблюдением существующих правовых норм, и размера проверенных средств в целом; - строгость контроля: доля штрафных мер в масштабе ресурсов, распределенных с нарушением целевой направленности; - степень эффективности представлений (указаний): соотношение числа выполненных представлений (указаний) и размера направленных представлений (указаний) в целом; - степень
результативности представлений (указаний): соотношение размера средств, переданных обратно в бюджет и на счета бюджета, и объема ресурсов, израсходованных в ложных целях; соотношение числа внедренных поправок, постановлений, нормативных актов и числа внесенных идей по поправкам к законам, постановлениям, нормативным актам; - уровень макроэффективности деятельности в сфере контроля: соотношение дополнительных ассигнований в бюджет (экономии средств бюджета) и расходов на существование Счетной палаты (служб контроля).
В экспертно-аналитической деятельности установление критериев и показателей результативности также является обоснованным. В качестве таких измерителей можно рассматривать критерий результативности, включающий показатели: - число проведенных экспертиз (Государственной Думой, Правительством); - число полученных данных анализа; - оббьем инициативных данных; критерий действенности, содержащий в себе такие показатели как: - число изменений в организации и структуре экономики, в отраслях, министерствах и ведомствах; - рост масштабов доходной части бюджета (экономия части издержек), расчетливость при расходовании материальных, трудовых, природных ресурсов.
Критерий экономичности лучше всего отображается в виде соотношения итога реализации экспертно-аналитической деятельности и расходов на содержание служб, проводящих эту деятельность. Критерий интенсивности деятельности предполагает рассмотрение таких показателей как: - число осуществленных экспертиз (сотрудником, подразделением, Счетной палатой); - степень эффективности мероприятий, проводимых в области экспертизы и аналитических действий: соотношение числа принятых аналитических данных, экспертиз к их объему в целом; - степень результативности экспертно-аналитической деятельности: соотношение итогов экономических, являющихся результатом экспертно-аналитической деятельности, и расходов на содержание Счетной палаты.
Результативность проводимого контроля напрямую зависит от масштабов, комплекса приемов и мер влияния, которые имеются в распоряжении органа контроля, включая возможность осуществлять свои решения. Погосян отмечает, что проблема результативности итогов осуществления ВОФК (высшими органами финансового контроля) деятельности, связанной с контролем и ревизией, изучалась с точки зрения двух позиций: во-первых, в контексте ее профилактически-педагогического влияния, во-вторых, рассмотрение шло при учете определенного размера сумм (финансовых источников), переданных обратно в казну государства, против реального причиненного вреда для государства. [6] Степень результативности повышается со снижением расходования ресурсов и труда на получение положительного итога. Принцип эффективности в общем предполагает рациональность, разумность, абстрактную и реальную целесообразность проведения определенной программы, анализируемого
явления. По этим причинам он является сложным, так как результативность бывает применима в различных областях, и подразделяется, к примеру, на социальную, техническую, экономическую, экологическую.
Результативность ГФК обусловлена реальным положением нормативной, законодательной базы, разделением властных полномочий при условии существования большого числа субъектов Федерации и органов финансового контроля, нуждающихся в регулировании их действий. Увеличение результативности государственной функции контроля должно демонстрироваться путем усиления мер по предупреждению несоблюдения бюджетной и налоговой дисциплины.
Общепризнанным является тот факт, что работа любой системы регулирования построена на прямой и обратной связи, существующей между субъектом и объектом. В финансовом контроле за счет прямой связи обеспечивается итог контрольного воздействия, которое важно для принятия управленческих решений. Обратная связь суммирует результаты качества проводимого контроля, оповещает о масштабах его влияния на контролируемый объект. Реализация принципа обратной связи предполагает непрерывный контроль за процессами мобилизации, распределения и потребления государственных финансовых ресурсов и принятие определенных решений на основании итогов контроля.
В практической деятельности эта связь имеет место в том случае, когда итоги финансового контроля становятся отправной точкой к применению мер по реформированию системы налогообложения, финансирования бюджета и комплекса ГФК в общем. Органы ГФК, постоянно обнаруживая факты несоответствия действий налогоплательщиков существующему налоговому законодательству, нарушения дисциплины бюджета, обязаны привлекать внимание органов власти и управления к конкретной информации для принятия решений, подготовке мероприятий по предотвращению правонарушений. Итоги ГФК (суммы неуплаченных налогов и взысканий, недостач и хищений в бюджетной сфере и т.п.) оказывают влияние по цепи обратной связи на разработку новых законов и иных документов, которые должны обеспечивать превентивные мер для тех, кто не соблюдает финансовую дисциплину и рост результативности контроля.
Внешний ГФК в области бюджетных правоотношений - контрольная деятельность Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Внутренний ГФК в области бюджетных правоотношений представляет собой контрольную деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов ГФК, которые при этом являются также органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Федерации, местных администраций, Федерального казначейства
(финансовых органов субъектов России или муниципальных образований). [2]
Полномочия органов ГФК устанавливаются Бюджетным кодексом РФ, законами субъектов Федерации об органах контроля, ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти применительно к органам ГФК.
Органы федерального казначейства, входящие в структуру Министерства финансов РФ (которые осуществляют свою деятельность с 1993 года), занимаются предварительным контролем по исполнению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В качестве примера можно разобрать деятельность Счетной палаты РФ в сфере финансового контроля. Она в качестве постоянно действующего конституционного органа ГФК была создана в январе 1995 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации". Мероприятия, проводимые Счетной палатой, направлены на осуществление контрольно-аналитических мер по отношению к планируемым, осуществляемым и произведенным государственным издержкам.
Система контроля за исполнением бюджета рассматривает постоянный цикл контроля за ходом исполнения бюджета финансового года, включающий в себя несколько последовательных стадий: предварительный контроль проекта бюджета будущего года, оперативный контроль хода исполнения бюджета текущего года и последующий контроль исполненного бюджета.
Предварительный контроль составления федерального бюджета проводится на основании статьи 195 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и положений стандарта внешнего финансового контроля. Он заключается в комплексе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с проверкой и анализом рациональности показателей проекта федерального бюджета на финансовый год и плановый период, наличия и положения нормативной методической базы его создания, и на их основе предоставлением заключения Счетной палаты по поводу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Счетная палата участвует в ходе планирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в Государственной Думе и Совете Федерации. При предварительном контроле осуществляются такие действия как:
- установление гармонии действующего законодательства и проекта федерального закона о федеральном бюджете на финансовый год и плановый период, а также документов и материалов, направляемых совместно с ним в Государственную Думу;
- установление целесообразности, обоснованности и достоверности показателей, представляемых в проекте федерального закона о федеральном бюджете на финансовый год и на плановый период, а также в документах и материалах, направляемых вместе с ним в Государственную Думу;
- оценка проекта федерального бюджета на финансовый год и плановый период как способа осуществления государственной социально-экономической политики, его соответствия положениям ежегодного и Бюджетного посланий Президента Российской Федерации и другим документам, условиям среднесрочного планирования, направленного на итоговый показатель.
После принятия законодательным образом федерального бюджета он переходит в режим оперативного контроля. Счетная палата в ходе выполнения федерального бюджета контролирует полноту и актуальность поступления доходов в федеральный бюджет, реальные издержки ассигнований бюджета по сравнению с принятыми показателями федерального закона о федеральном бюджете, обнаруживает несоответствия и нарушения, анализирует их, предлагает меры по их устранению.
Информация, получаемая в процессе контроля за ходом выполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, используется при планировании контрольных и экспертно-аналитических мер.
Каждый квартал нарастающим итогом готовятся отчеты о ходе выполнения бюджета федерального уровня в текущем финансовом году по форме, которая устанавливается Государственной Думой при согласовании с Советом Федерации. Палатам Федерального Собрания РФ представляются оперативные отчеты за I квартал, первое полугодие, девять месяцев и за год после их утверждения Коллегией Счетной палаты.
При оперативном контроле производится подготовка заключений Счетной палаты Российской Федерации по поводу законопроектов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также в другие акты бюджетного законодательства.
Последующий контроль - это комплекс контрольных мероприятий по проверке выполнения федерального закона о федеральном бюджете на финансовый год в отчетном и плановом периоде, годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчета о выполнении федерального бюджета. По результатам комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по внешней проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый подготавливаются заключения Счетной палаты по каждому главному администратору средств, а также заключение на отчет о выполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год. После
рассмотрения и утверждения Коллегией Счетной палаты он направляются в Совет Федерации и Государственную Думу. Помимо всего прочего, заключение Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год предоставляется в Правительство РФ. [15]
В качестве конкретных цифр, подтверждающих существующую систему органов ГФК, можно рассмотреть результаты деятельности территориальных управлений Федеральной службы бюджетно-финансового надзора в Санкт-Петербурге [13] и Ленинградской области, представленные на соответствующих сайтах. [14] В Санкт-Петербурге за 1 квартал 2013 года были проведены 31 ревизия и проверки, из них по 18 выявлены нарушения в бюджетно-финансовой сфере, из общей суммы проверенных средств на 28 186 773,938 тыс. рублей выявлены нарушения в размере 96 426,179 тыс. рублей. Для примера: в Ленинградской области были проведены 10 ревизий и проверок, по 4 выявлены нарушения на общую сумму 40 149,876 тыс. рублей, учитывая размер проверенных средств 2 276 775,298 тыс. рублей. В результате применения всех форм устранения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере в Ленинградской области устранено нарушений на сумму 6 222,457 тыс. рублей. Однако, следует учитывать также тот факт, что численность служащих территориального управления Федеральной службы бюджетно-финансового надзора в Санкт-Петербурге практически в 3 раза выше, чем такого же управления по Ленинградской области.
Определенным образом провести оценку практических результатов финансового контроля помогают создание и применение устойчивых, постоянных показателей. Если критерии достижения цели контроля носят общий характер, то для показателей характерно раскрытие сущности контрольной деятельности, демонстрация элементов, на основании которых получается итоговый положительный результат, что позволяет оценить качество контроля. Показатели играют двоякую роль: с одной стороны, они подтверждают уровень работы органа контроля, являются основой оценки его работы, с другой стороны - обнаруживают и устраняют возникающие в контролируемых субъектах нарушения. Показатели всегда обязаны включать количественную оценку работы, которую проводит орган контроля. Критерии результативности финансового контроля характеризуются большей твердостью и устойчивостью, чем показатели. Это является закономерным явлением, так как показатели более многочисленны и разнообразны, они отражают дифференциацию задач определенных проверок, специфику работы органов управления различными экономическими отраслями. Критерии эффективности финансового контроля характеризуются общим характером, единством, а для показателей эффективности особенностями являются множественность, конкретность и разнообразие. Показатели, которые отражают уровень влияния финансового контроля на действия контролируемого субъекта или лица, его воздействие
на управленческую деятельность, можно разделить на количественные и качественные. Оба вида обозначают действия органов управления после проверки по определенным вопросам.
Применяя такие показатели, как число проведенных проверок, принятых по ним и осуществленных решений, предполагается, что вносимые поправки контрольного органа основательны, а задачи проверок установлены верно. При определении результативности финансового контроля этот критерий вкупе с другими помогает рассуждать о силе влияния контроля на качество управления. Конечно, эффективность контроля не может измеряться лишь числом проведенных проверок, контролируемых объектов, количеством принятых по материалам проверок решений. Точная оценка итогов проводимых контрольными органами мероприятий связана с обнаружением и учетом показателей, которые характеризуют издержки, связанные с осуществлением контроля. Они включают количество проверяющих и работников контролируемого органа, которые подготавливают требуемые материалы, затраченное теми и другими время, полноту предоставленных данных, общее число участников проверки и т. д. [5]
Социальный эффект финансового контроля: по его итогам применяются меры к индивидам, допустившим нарушение законодательства, включая увольнение и привлечение к ответственности. Таким образом, в результате финансового контроля улучшается социальная структура коллективов.
Организационный эффект состоит в том, что по результатам контрольных мероприятий, осуществляемых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры федеральной исполнительной власти, благодаря чему повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или появляются новые, необходимые для экономики, повышается оперативность управления. Экономический эффект достигается путем улучшения работы органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, уменьшения себестоимости продукции и т.д.
Таким образом, можно подвести итог: государственный финансовый контроль, существующий в Российской Федерации в настоящее время и проводимый от имени государства, представляет собой широкое разнообразие субъектов контроля. Их главная задача в современных условиях рыночного хозяйства состоит в соблюдении принципов законности и целесообразности в ходе мобилизации налоговых платежей и потребления средств бюджета.
Использованные источники:
1. Бурцев В.В. «Об этике и принципах финансового контроля», //Финансы. -2001. - №6. - С.59-60.
2. Вознесенский, Э. А. Методологические аспекты анализа сущности финансов / Э. А. Вознесенский. - М., 1974. - С.43.
3. Данилевский Ю.А. Бюджетный кодекс и финансовый контроль// Бухгалтерский учет. - 1998. - № 12. - С.8.
4. Погосян Норайр Даниелович. Счетная палата Российской Федерации (Конституционно-правовой статус) : Дис. д-ра юрид. наук : 12.00.02. -Москва, 1998. - С.109, 230.
5. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. - 2002. - С.14.
6. Степашин С. В.,Столяров Н. С., Шохин С. О., Жуков В. А. Государственный финансовый контроль : Учебник для вузов. - СПб, 2004. -С.105.
7. Фирулин И.В. Финансовый контроль в системе управления рыночной экономикой. - Самара, 1996. - С.14.
8. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв.ред. д.ю.н., проф. Н.И.Химичева. - М.: Норма, 2005. - С.27.
9. Шохин С. О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. -М.: Финансы и статистика, 2005. - С.13-14.
10. Опенышев С.П., Жуков В.А. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletms/otchet13-buleten_doc_files-fl-421.pdf
11. Бюджетный кодекс Российской Федерации (действующая редакция от 03.11.2013). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/budget/
12. Лимская декларация руководящих принципов контроля. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=9332
13. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.r78.rosfinnadzor.ru/
14. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.r47.rosfinnadzor.ru/
15. Счетная палата Российской Федерации. Официальный сайт. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/