Удк 336.02
комплекс принципов организации государственного и муниципального финансового контроля
М В. ВАСИЛЬЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Е-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет
В статье отмечается, что принципы финансового контроля - это научно выверенные и подтвержденные практикой политические, организационные и правовые основы, обеспечивающие его эффективность и необходимые для соблюдения преемственности и непрерывности реализации стратегических и тактических целей, их перманентной корректировки в соответствии с происходящими качественными преобразованиями в стране. Подчеркивается, что институциональное развитие государственного и муниципального финансового контроля вызывает потребность в уточнении принципов его организации.
Ключевые слова: принципы, финансовый контроль, управление, системность, финансы.
В условиях бюджетной реформы проблема выработки комплекса принципов организации финансового контроля на разных уровнях управления (федеральном, муниципальном) приобрела большую актуальность.
Современный подход к управлению общественными финансами отличается от действовавшего ранее, что определяет особенности процедур высших органов государственного финансового контроля.
В условиях бюджетирования, ориентированного на результат, происходит переход от контроля доходов и расходов бюджета к контролю за использованием всех государственных активов и пассивов. Это согласуется с рекомендациями Международного валютного фонда (МВФ) по реформированию государственных финансов, принятыми в 2001 г., реализация которых началась во многих странах, и
Концепцией реформирования бюджетного процесса, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249.
Реформы, которые происходят в России в сфере бюджетного планирования и повышения качества государственного управления общественными финансами, требуют развития системы государственного и муниципального финансового контроля как одного из важнейших условий обеспечения гарантий эффективности проводимых преобразований. Традиционно система финансового контроля была ориентирована на соблюдение целевой направленности выделяемых бюджетных средств. Новой тенденцией в организации государственного и муниципального финансового контроля стала оценка результативности использования выделяемых получателям государственных финансовых ресурсов, что обусловило развитие аудита эффективности (рис. 1).
Такая постановка проблемы требует:
— перестройки подходов контрольной деятельности;
— уточнения принципов организации финансового контроля и методик проведения контрольных мероприятий;
— модернизации структуры контрольных органов.
Понятие «принципы финансового контроля» является одним из фундаментальных понятий, характеризующих сложное и многоаспектное явление.
Принципы финансового контроля — это научно выверенные и подтвержденные практикой политические, организационные и правовые ос-
54
финансы и кредит
Нормативно-
правовое обеспечение
Аудит эффективности
Счетные палаты субъектов РФ
Контрольно-счетные органы муниципальных образований
Независимые аудиторы
Службы внутреннего контроля в органах исполнительной власти
Рис. 1. Предпосылки развития системы государственного и муниципального финансового контроля: ГФК — государственный финансовый контроль; МФК — муниципальный финансовый контроль; КСО — корпоративная социальная ответственность
новы организации контроля, обеспечивающие его эффективность.
Принципы организации финансового контроля необходимы для соблюдения преемственности и непрерывности реализации стратегических и тактических целей, их перманентной корректировки в соответствии с происходящими качественными преобразованиями в стране, реализация которых будет способствовать повышению эффективности управления общественными финансами, укреплению авторитета власти, доверию к ней граждан.
С учетом общетеоретических наработок о принципах управления, финансового контроля, результатов анализа практической деятельности контрольных органов целесообразно выделять большее количество принципов контроля, чем их перечислено в ст. 3 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Институциональное развитие государственного и муниципального финансового контроля
вызывает необходимость обоснования принципов его организации. Эти принципы подразделяются на ряд категорий.
1. Универсальные принципы:
— контрольность;
— верховенство;
— целостность;
— независимость;
— объективность;
— компетентность;
— гласность.
Они носят общесистемный характер и являются фундаментом эффективной системы финансового контроля любого типа, реализация которых будет способствовать повышению эффективности управления общественными финансами, укреплению авторитета власти, доверию к ней граждан.
2. Прикладные принципы:
— плановость;
— системность;
— непрерывность;
— демократический централизм;
— всеобщность;
— эффективность;
— законность;
— гуманизм;
— профессиональная компетентность;
— ответственность.
Они являются организационно-экономическими принципами, на их основе создаются концепции развития системы финансового контроля и задаются условия действия контрольного механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития государства (рис. 2).
Исследуем содержание принципов финансового контроля, основанных на конституционных полномочиях контрольных органов, специфике практической деятельности контролирующих и подконтрольных органов.
Начнем с базового принципа, основанного на семантике самого слова «контроль», — принципа контрольности (подконтрольности, контролируемости). Его применение в полной мере распространяется на контрольную деятельность.
Как известно, финансовый контроль направлен не только на выявление нарушений, но и на принятие мер по их устранению и совершенство-
ванию деятельности подконтрольных органов и их подразделений.
В понятии принципа контрольности сконцентрирована и зафиксирована закономерность функционирования любой системы управления — обязательная подконтрольность. Подконтрольность является одной из базовых функций управления, а также средства обратной связи как в целом, так и в частности (например, государства — в целом, а системы органов исполнительной власти, системы правоохранительных органов, отдельных министерств, ведомств, направлений их работы — в частности). Реализация данного принципа — одно из решающих условий целенаправленного эффективного развития и функционирования всей системы государственного управления.
Принцип контрольности комплексно выражает необходимость и целесообразность выполнения различных видов работ, связанных с контролем деятельности подконтрольных органов. Например, сбора, анализа, обобщения статистической отчетности, имеющихся по предмету контроля других документов, результатов проверки в ходе контроля за состоянием многих или одного из основных направлений работы, подвергшихся контролю. Кроме того, осуществление такой функции управления, как планирование, невозможно без информации, отражающей состояние и динамику результатов деятельности объектов контроля. В то
Универсальные (классические) принципы
Принципы финансового контроля }
---—•-ч
Прикладные (организационно-экономические) принципы
"^^^онтрольность^^^
Целостность
Независимость
С
Плановость
С
Системность
'с
Гласность
3
(^^^Непрерывность^^)"* ^^^ Всеобщность^^)"*
С Верховенство -------- , '
__' _____г" Эффективность
-С
Компетентность
> С
Законность
>
Гуманизм
С Профессиональная ■---этика____^^
С Демократический __централизм_____
Созидательност^^ Рис. 2. Комп--------- лекс принципов государственного и муниципального финансового контроля
-с
Ответственность
г>
Объективность
о
же время полученная достоверная информация о ходе выполнения требований нормативных актов, достигнутых результатах в работе подконтрольных органов создает реальную возможность проводить обоснованное и планомерное воздействие на развитие и совершенствование результатов самой деятельности как в целом, так и на различных ее направлениях.
Данный основополагающий принцип способствует успешной реализации контрольных функций и взаимодействию с другими принципами контроля. К тому же его применение позволяет осуществлять очень важную в контрольной деятельности обратную связь между субъектом и объектом управления (контроля), достигать поставленных целей управления, своевременно обнаруживать причины тех или иных отклонений от принятых решений. Систематическая и грамотная реализация принципа контрольности — основа результативной работы должностных лиц и исполнителей как контрольных органов, так и объектов финансового контроля.
Реализация данного принципа имеет свою специфику, заключающуюся в том, что его осуществление требует повсеместно добиваться реальной контролируемости (подконтрольности) деятельности объектов контроля, что также направлено на усиление реализации функции государственного управления и контроля. Отметим, что это возможно при соответствующем правовом, организационном, информационном, методическом, кадровом обеспечении процесса государственного контроля, основанного на достижениях науки и практики управления, формировании эффективно действующей системы данного контроля на стадиях принятия и реализации решений должностными лицами, осуществляющими руководство субъектами контроля и деятельностью подконтрольных органов.
Следующим универсальным принципом, на взгляд автора, необходимо считать принцип целостности.
Основная качественная характеристика системы финансового контроля — ее единство и целостность, которые обеспечиваются:
— полнотой и непротиворечивостью законодательных и иных актов, составляющих правовую базу;
— нацеленностью деятельности всех органов контроля на достижение достоверных результатов контрольных мероприятий;
— применением унифицированных форм и методов контроля.
Поэтому развитие системы государственного и муниципального финансового контроля должно быть направлено на:
— создание эффективного взаимодействия совокупности контрольных органов, объектов и технологий контроля в процессе измерения состояния объекта государственного управления в соотнесении с целями субъектов власти и управления;
— анализ и оценку данных измерения и выработку необходимых корректирующих воздействий.
Единство системы финансового контроля во многом обеспечивается применением органами контроля единых форм и методов контрольной деятельности с учетом специфических особенностей объектов контроля, направлений расходования государственных средств, экономической ситуации.
Для осуществления этого принципа важно реализовывать и такой обязательный элемент, характеризующий наличие системы государственного контроля, как принцип единой методологии контроля, предусматривающий, в частности, наличие общей (с элементами дифференциации) информационно-правовой, организационной и методической базы, обеспечивающей эффективный государственный контроль, а также доступ к информации, касающейся различных видов и сфер деятельности подконтрольных органов. Однако доступ к информации, имеющей ограниченный характер доступа для субъектов государственного контроля, должен соответствовать установленным требованиям, чтобы не нарушить служебную и государственную тайны.
К данному принципу непосредственно приближен принцип, который можно назвать принципом верховенства первого лица или главного и основного субъекта организационной (функциональной) системы контроля. Согласно п. «а» ст. 71 Конституции РФ осуществление государственного контроля за соблюдением федеральных законов относится к ведению Российской Федерации, ее органов. Первым в перечне органов государственной власти согласно ст. 11 Конституции РФ назван Президент РФ, затем Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды.
В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России — глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия главы государства особо выделяют Президента России среди органов законодательной, исполнительной, судебной власти. В
соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России наделен полномочиями по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, т. е. глава государства уполномочен выступать в качестве координатора государственных органов, в том числе и при осуществлении государственного контроля, что должно учитываться при рассмотрении и данного принципа.
Согласно Конституции РФ Президент России вправе издавать нормативные акты по любому вопросу в пределах компетенции.
Следовательно, можно утверждать, что реализация данного принципа важна для осуществления комплексных контрольных мероприятий, проводимых субъектами финансового контроля. Крайне значима и актуальна превентивная направленность этого принципа при осуществлении контроля как важнейшего элемента и функции управления в ходе реализации главой государства своих полномочий в сфере деятельности исполнительной власти, правоохранительной работы. Итак, Президент России в соответствии с конституционными полномочиями является первым лицом в системе государственных органов и главным субъектом в системе государственного финансового контроля.
Реализуя принципы финансового контроля, необходимо помнить о конституционном принципе разделения властей. Соответственно, в целях внутреннего контроля в каждой ветви власти могут быть созданы свои органы финансового контроля, чем и определяется их подотчетность. Обычно такие органы создаются по линии законодательной и исполнительной власти, поскольку судебная власть действует своими специальными методами. По линии исполнительной власти кроме общегосударственных могут существовать ведомственные органы финансового контроля. Тем самым обеспечивается полнота, всесторонность и своевременность контроля. В большинстве развитых стран есть орган государственного финансового контроля, который имеет статус высшего или фактически является таковым. Но это не значит, что он руководит всеми остальными органами контроля. Он решает основную задачу финансового контроля, определяемую конституцией страны. Таким органом является обычно общегосударственная счетная палата, в деятельности которой принципы контроля реализуются с наибольшей полнотой.
С другой стороны, троевластная система сдер-жек и противовесов в деятельности федеральных органов РФ, обуславливающая принцип разделе-
ния властей, тем не менее, имеет два существенных недостатка:
— деятельность государственных органов осуществляется без опоры на широкие слои населения;
— парламент не способен влиять на процессы исполнения принимаемых им законов.
Последний недостаток со всей очевидностью проявился в Российской Федерации с первых же шагов работы Государственной Думы РФ. Органы законодательной власти оказываются по преимуществу трибуной для говорящих, но не влияющих на реальные процессы депутатов.
Следующим универсальным принципом является принцип независимости финансового контроля, который заключается в необходимости функциональной и организационной независимости контрольных органов для выполнения возложенных на них задач. Этот принцип распространяется на юридическую и финансовую независимость контрольного органа, а также независимость его членов от влияния проверяемых организаций. Независимость контрольного органа и его членов должна быть гарантирована законом, регламентирующим условия обеспечения хозяйственной автономии субъекта контроля от проверяемых структур и административной независимости ревизоров.
Независимость контроля обеспечена:
— финансовой самостоятельностью контрольного органа;
— более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля;
— закреплением в Конституции РФ их статуса.
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Профессионализм контролеров позволяет сопоставлять содержание проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении. Принцип определяет высокие требования к подготовке и компетенции работников контрольных органов. Их квалификация и опыт должны быть таковы, чтобы не давать повода усомниться в способности выполнять свою работу на требуемом уровне. Поэтому обязательно постоянное повышение квалификации финансовых контролеров.
Одновременно стандарты и инструкции, по которым проводятся финансовые ревизии и проверки, учитывая значительный объем подлежащих проверке данных, предоставляют проверяющим определенную самостоятельность. Проверяющий имеет право по своему усмотрению производить проверку не сплошным, а выборочным методом. Однако такой подход не должен давать повода для упреков в умышленной избирательности и предвзятости. Повышенные требования, помимо профессионального мастерства и неукоснительного соблюдения правовых и моральных норм, которые оказывают существенное значение на состояние дел в государстве и обществе, также означают, что служащие органов ГФК не правомочны предпринимать какие-либо действия, которые могут быть расценены как корыстные или идущие вразрез с интересами государства.
Вся деятельность контрольных органов должна быть направлена на решение государственных проблем, охрану и защиту интересов государства, экономической безопасности, проведение в жизнь социально-экономических реформ, защиту прав и свобод, улучшение жизни граждан.
Исходя из того, что государство не всегда способно своевременно и оперативно выявить и приостановить действия ревизоров, совершаемые вразрез с целями и интересами государства, в превентивных целях не допускаются до работы в органах финансового контроля граждане, чье поведение позволяет сомневаться в честности и порядочности их действий.
Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации, открытость результатов (за исключением сведений, содержащих государственную или коммерческую тайну) не только для контролируемых объектов и вышестоящих организаций, но и для широкой общественности. В этом заключается демократизм финансового контроля, условие его объективности и эффективности. Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях — до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует коллективы на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.
Реализация принципа гласности предъявляет особо высокие требования к качеству, объективности и достоверности подготавливаемых материалов. Действия должностных лиц, повлекшие за собой необоснованное нанесение ущерба деловой репутации проверяемых организаций и морального вреда их должностным лицам, в том числе путем распространения недостоверной информации, могут быть обжалованы в судебном и административном порядке. Контролеры несут ответственность за достоверность результатов проводимых проверок и обследований, представляемых в государственные органы и предаваемых гласности, а также за разглашение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны. Они несут строгую дисциплинарную ответственность, вплоть до увольнения за несанкционированное предание гласности окончательных или промежуточных результатов проверок и обследований. Таким образом, необходима реализация принципа компетентности, который определяет важность развития системы государственного и муниципального финансового контроля, методов контрольной работы, качества и эффективности контроля, повышает требования к уровню компетенции работников контрольных органов.
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие прикладной характер:
1) принцип плановости — предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В связи с этим субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов контрольных мероприятий;
2) принцип системности — означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления;
3) принцип непрерывности — означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий);
4) всеобщность — выражается в полном учете движения всех ресурсов и финансовых потоков, создающих представление о наличии сплошного
контроля государственных финансов. Держать под контролем все каналы возможной утечки ресурсов каждого контролируемого объекта весьма дорого и нецелесообразно. Поэтому принцип всеобщности предполагает выявление ключевых точек контроля, наблюдение за которыми позволило бы отслеживать состояние и поведение объекта в целом, обнаружение центров финансового учета и создание по каждому из них базы данных текущих доходов и расходов;
5) принцип эффективности контроля. Эффективность контроля с критериальных позиций трактуется двояко:
— как эффективность использования бюджетных средств, обеспечиваемая мерами финансового контроля;
— как эффективность самого процесса контроля.
В первом случае эффективность выражается совокупностью показателей социально-экономической динамики, во втором — соотношением затрат на проведение контроля с доводами государственного бюджета, выявленными в результате проверок. Принцип эффективности реализуется путем мониторинга ключевых точек объектов, диагностики состояния объектов и выявления допущенных нарушений финансовой дисциплины;
6) принцип законности — состоит в оценке деятельности объекта контроля с позиций гражданского и финансового права. Принцип законности обусловлен Конституцией РФ, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию РФ и российские законы. Нарушение принципа законности и обусловленного им принципа справедливости способствует расширению масштаба криминализации экономики и снижению эффективности контроля.
Критериальной основой принципа законности предлагается считать целевое использование государственных средств.
При определении критерия «целевое использование ресурсов» целесообразно исходить из официально зафиксированной характеристики их нецелевого использования. Согласно Бюджетному кодексу РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении
и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Это влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ;
7) принцип гуманизма — предполагает, что поскольку РФ — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, то обеспечение благосостояния общества, прав и свобод человека является высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это обязанность государства. В своей деятельности контрольные органы должны соблюдать это конституционное требование, которое обращено ко всем без исключения институтам государства, к каждому государственному служащему Данное положение означает, что несоблюдение в своей деятельности социальных приоритетов расходования государственных финансов со стороны подконтрольных органов, распоряжающихся государственными финансами, вызовет обоснованные действия и указания со стороны органов финансового контроля.
Именно принцип гуманизма делает возможным предположение о том, что органы государственного финансового контроля могут в том числе быть наделены законодательной властью, хотя бы в части предварительного анализа и проверок выносимых на рассмотрение законодательных и иных нормативно-правовых актов.
В таком исполнении (предварительный анализ и проверка) действия контрольных органов тем не менее не противоречат конституционному принципу разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляют собой системообразующий фактор механизма современного российского государства.
Условием успешного построения и функционирования системы государственного и муниципального финансового контроля в современных
условиях является не только изучение зарубежного опыта, но и главным образом использование дореволюционной практики осуществления финансового контроля.
В связи с этим представляется интересным высказываемое рядом ученых предложение о воссоздании государственного контроля как единого контрольного органа в сфере финансов. Некоторые считают, что воссоздание названной структуры можно осуществить на базе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, иногда говорят о Министерстве финансов РФ. На взгляд автора, нет необходимости формировать еще один дополнительный орган контроля в системе исполнительной власти. Думается, что данные полномочия возможно возложить на Счетную палату РФ. В этих целях необходимо уточнить и дополнить ее полномочия, в частности, относительно применяемых ею мер в случае выявления нарушений законодательства. Создание же органа внешнего финансового контроля в системе исполнительной ветви власти приведет к формированию параллельной со Счетной палатой РФ структуры.
Полагаем, что исполнительная власть в настоящее время имеет достаточно возможностей для осуществления государственного финансового контроля.
Анализ международных принципов государственного финансового контроля доказывает нецелесообразность создания двух параллельных структур в этой сфере.
Во многих зарубежных странах созданы аналогичные высшие органы бюджетного контроля, подчиняющиеся непосредственно парламентам этих стран, наделенные значительно более широкими полномочиями в сфере контроля за деятельностью контрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Финансовый контроль, не зависимый от администрации, обретает необходимый авторитет только в том случае, если его деятельность будет связана с деятельностью законодательных органов власти. В этом заключается один из важнейших принципов организации государственного финансового контроля;
8) принцип объективности — предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оцениваемыми профессионально, всесторонне и беспристраст-
но. Основа объективности контроля — полнота охвата ревизиями или проверками всего массива средств, подлежащего контролю, за определенный период.
Например, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации следует полностью ревизовать один раз в два или три года; использование средств, выделенных на финансирование целевой федеральной программы, — в полном объеме за весь период реализации программы. В противном случае, когда ревизии или проверки проводятся органами государственного финансового контроля выборочно или за ограниченные периоды, как чаще всего и бывает в отечественной практике, объективную картину положения дел получить невозможно. Важным условием обеспечения объективности контроля являются подробная детализация и заведомая жесткость его правил и инструкций, направленные на то, чтобы максимально снизить риск возможной дорогостоящей ошибки. В целях объективности обязательным является привлечение к участию в контроле экспертов соответствующей компетентности в случаях, когда проверяющие не располагают необходимыми узкими специальными знаниями. Независимая экспертиза может потребоваться и при разногласиях в оценке выявленных проверкой сомнительных фактов и событий. Требованию объективности удовлетворяет и принцип двух подписей под документом о результатах проверки: проверяющей и проверяемой стороны.
Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении. Из принципа объективности следуют сразу два других принципа: принцип плановости и принцип системности.
Следствием принципов гласности, профессионализма и компетентности является принцип профессиональной этики;
9) принцип профессиональной этики — означает, что несмотря на принцип гласности, согласно которому результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях до средств массовой информации, именно профессионализм и уровень компетенции ревизоров позволяют не разглашать результаты, представляющие собой сведения, содержащие
государственную или коммерческую тайну. Кроме того, проверяющим запрещается:
— разглашать промежуточные результаты проверок;
— использовать информацию вне пределов своих служебных полномочий или превышать пределы своих полномочий;
— вмешиваться в оперативную деятельность проверяемого объекта.
Их задача оценить эту деятельность с точки зрения соблюдения закона и финансовых норм;
10) принцип демократического централизма. Демократический централизм предусматривает:
— создание представительного органа государственного финансового контроля (ГФК);
— выборность служащих представительного органа ГФК;
— подотчетность и подконтрольность исполнительных органов государственного управления;
— строгую подчиненность нижестоящих органов;
— составление и выполнение планов социально-экономического развития;
— активное участие населения в деятельности представительного органа.
Отметим, что принцип демократического централизма предполагает обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих, сочетает единое руководство с оперативностью и активностью на местах при выполнении планов контроля, с ответственностью каждого органа управления (субъекта контроля) и должностного лица (исполнителя контроля) за порученное дело. В свою очередь это означает выделение одного или нескольких органов в качестве представительной власти. Именно принцип демократического централизма следует положениям Конституции РФ о народовластии и демократии. Право граждан на управление в государстве может быть реализовано только с применением принципов демократического централизма, поскольку в чистом виде принцип разделения властей таких возможностей не предусматривает.
Все указанные принципы в целом служат реализации важнейшего принципа, а именно — принципа созидательности;
11) принцип созидательности — означает, что деятельность органов ГФК должна приносить реальный вклад в улучшение социально-экономического положения общества и оцениваться по таким важнейшим критериям, как результативность, действенность, экономичность и эффективность.
Результативность деятельности органов контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба. Для этого органы финансового контроля координируют свои действия в установленном законом порядке или по согласованию между собой. Предусматриваются также возможности использования в интересах общества и государства одними органами результатов проверок других органов. Результативность предполагает не только предупреждение, выявление, пресечение фактов незаконного, нецелевого, неэффективного использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов, но и устранение порождающих их причин и условий, аудит эффективности системы управления государственными и муниципальными финансовыми и материальными ресурсами и выработку предложений по ее совершенствованию.
Действенность выражается в совокупности мер, принятых органами власти и подконтрольными организациями по результатам контрольно-ревизионных, экспертно-аналитических и других мероприятий, осуществляемых контрольно-счетными органами.
Контрольные органы в рамках этого принципа должны обеспечивать экономичность своей деятельности. Экономичность означает, что органы финансового контроля должны служить примером целевого и экономичного использования бюджетных средств, выделяемых на их деятельность, добиваться высокой результативности и действенности своей работы при минимальных затратах сил и средств. Вместе с тем экономичность должна сочетаться с необходимым уровнем материально-технического и информационного обеспечения контрольно-счетных органов и не наносить ущерб полноте и объективности их деятельности. Экономичность деятельности органов контроля связана с тем, что решение задач финансового контроля возлагается обычно на несколько органов. Этим наряду с объективностью и независимостью контроля обеспечивается его полнота, всесторонность, своевременность. Кроме того, крайне важно, чтобы контролирующие органы не дублировали друг друга и не загружали проверками одни и те же объекты, обеспечивая при этом больший охват контролируемых средств за конкретный период.
Эффективность в широком смысле слова означает обеспечение экономической безопасности
государства, динамичного развития экономики и рационального использования всех видов государственных и муниципальных ресурсов. Помимо этого эффективность предполагает проведение контрольных мероприятий, направленных на проверку и анализ эффективности управления финансами государства со стороны подконтрольных органов. Главной целью внешнего государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации является повышение эффективности управления государственными и муниципальными ресурсами для обеспечения финансовой стабильности, поступательного развития экономики и социальной сферы общества, улучшения качества жизни российских граждан, усиления безопасности государства.
Именно с принципом созидательности связан последний принцип деятельности органов финансового контроля — принцип ответственности;
12) принцип ответственности. Являясь следствием принципов профессионализма и компетентности, профессиональной этики и принципа эффективности, принцип ответственности предполагает, что на ревизоров возложена ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения, а за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей полагается соответствующее наказание, вплоть до лишения возможности находиться на государственной службе.
Практически всем зарубежным системам государственного и муниципального финансового контроля присущи:
— независимость контрольных органов от органов исполнительной и законодательной власти;
— оценка средств, потраченных на контрольно-ревизионную деятельность в сравнении с достигнутыми эффектами;
— акцент в проводимой финансовой политике на целевое использование, экономичность, эффективность, а также на наличие процедур для измерения эффективности программ расходования государственных финансовых средств;
— эффективность контрольно-ревизионной деятельности,
— эффективное функционирование системы регионального и муниципального финансового контроля одновременно с системой аудита эффективности государственного и муниципального
сектора, что определяет высокий уровень целевого использования, экономичности и эффективности использования бюджетных средств на всех уровнях управления.
Следование этим принципам позволит в полном соответствии с принципом бюджетного федерализма, закрепленным Конституцией РФ, охватить внешним и внутренним контролем управление всеми государственными и муниципальными финансовыми и материальными ресурсами. Это в свою очередь будет способствовать укреплению государственности, социально-экономическому развитию общества и обеспечению достойного уровня жизни граждан России.
Список литературы
1. Васильева М. В. Становление и особенности развития контрольно-счетных органов в Российской Федерации. Волгоград: Изд. Волгоградского государственного университета. 2009.
2. Васильева М. В. Государственный финансовый контроль и аудит эффективности государственных средств: учеб. пособие для слушателей программы повышения квалификации работников финансовых органов и магистрантов. Волгоград: ИРВИТ., 2008.
3. Васильева М. В. Государственный финансовый контроль в управлении регионом: учеб. пособие. Волгоград: Принт. 2005.
4. Государственные и муниципальные финансы / под ред. Лушина С. И. и Слепова В. А. М.: Эко-номистъ. 2006.
5. Крикунов В. А. Государственный финансовый контроль: принципы организации, программы и порядок проведения. М. 2000.
6. Лимская декларация руководящих принципов контроля. Концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции «Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации». М.: Финансовый контроль. 2002.
7. Пансков В. Г. Проблемы организации единой системы государственного финансового контроля. М.: Финансовый контроль. 2002.
8. Тарасов А. М. Государственный контроль в Российской Федерации. М.: Континент. 2008.