Научная статья на тему 'Совершенствование методики сбора и обработки статистической информации о деятельности малого и среднего предпринимательства'

Совершенствование методики сбора и обработки статистической информации о деятельности малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
494
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / СУБЪЕКТ СТРАНЫ / ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОРОДСКОЙ ОКРУГ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / STATISTIC OF ENTREPRENEURSHIP / SMALL ENTERPRISES / MEDIUM ENTERPRISES / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / SUBJECT OF THE COUNTRY / TYPE OF ECONOMICAL ACTIVITY / CITY AREA / MUNICIPAL LOCALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Юлия Семеновна

Государственная поддержка малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также направления ее совершенствования и дальнейшего регулирования должны основываться на достоверной и полной информации, характеризующей этот сектор экономики. В статье, на основе итогов исследований, проведенных автором, представлены предложения по развитию методологии проведения официальных статистических наблюдений, в том числе уточнение перечня показателей, учет особенностей деятельности предпринимательских структур в муниципальных районах, анализ полученных массивов информации. Проблема совершенствования сбора и обработки данных о деятельности предприятий и предпринимателей является особенно актуальной в связи с предстоящим в 2016 году в России сплошным федеральным статистическим наблюдением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF METHODOLOGY COLLECTION AND PROCESSING OF STATISTICAL INFORMATION ON THE ACTIVITY OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP

State support of small, medium enterprises and individual entrepreneurs, and also directions of its perfection and further regulation must base on the approve and whole information, characterize this sector of economy. The paper on the basis of results of the research, made by the author, present the proposals on the development of the methodology execution of official statistical observations, including specification of list indicators, registration of features in activity entrepreneurial structures in the municipal localities, analysis of achieved arrows of information. Problem of improvement collection and processing of data on the activity of enterprises and entrepreneurs is very relevant because of the upcoming in the 2016 year in Russia full-scale federal statistical observation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики сбора и обработки статистической информации о деятельности малого и среднего предпринимательства»

УДК 332.05

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СБОР А И ОБРАБОТКИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Пиньковецкая кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического

Юлия анализа и государственного управления;

Семеновна Ульяновский государственный университет. (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42). E-mail: [email protected]

Аннотация

Государственная поддержка малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также направления ее совершенствования и дальнейшего регулирования должны основываться на достоверной и полной информации, характеризующей этот сектор экономики. В статье, на основе итогов исследований, проведенных автором, представлены предложения по развитию методологии проведения официальных статистических наблюдений, в том числе уточнение перечня показателей, учет особенностей деятельности предпринимательских структур в муниципальных районах, анализ полученных массивов информации. Проблема совершенствования сбора и обработки данных о деятельности предприятий и предпринимателей является особенно актуальной в связи с предстоящим в 2016 году в России сплошным федеральным статистическим наблюдением.

Ключевые слова: статистика предпринимательства, малые предприятия, средние предприятия, индивидуальные предприниматели, субъект страны, вид экономической деятельности, городской округ, муниципальный район.

Государственное управление в сфере экономики должно предусматривать ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства, о чем неоднократно указывалось в выступлениях Президента, в частности на заседании Госсовета 7 апреля 2015 года [1], и решениях Правительства.

Поэтому в настоящее время необходима разработка научно обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию предпринимательства в России и ее регионах на основе анализа закономерностей и тенденций, характерных для сегодняшнего состояния этого сектора национальной экономики. Решение указанных задач требует наличия достоверной, своевременной и качественной статистической информации о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Проблема совершенствования методики сбора и обработки данных об их деятельности, рассмотренная в настоящей статье, представляется актуальной особенно в связи с предстоящим в 2016 г. сплошным федеральным статистическим наблюдением [2].

Действующие в настоящее время критерии отнесения хозяйствующих субъектов к предпринимательским структурам были установлены в федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.07 года № 209-ФЗ [3]. Основным критерием является численность работников, которая для малого предприятия не должна превышать сто человек, а для среднего предприятия находится в диапазоне от 101 до 250 человек. Кроме того, в качестве критериев выступают доля государственной, муниципальной собственности в уставном капитале и выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также балансовая стоимость активов. К малому и среднему предпринимательству (МСИП) относятся также индивидуальные предприниматели.

Необходимо отметить, что до 2007 года критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСИП неоднократно менялись, что не позволяло оценивать закономерности изменения сектора предпринимательства национальной экономики. Принятый в 2007 году Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. сыграл важней-

шую роль в установлении четких критериев отнесения к предпринимательским структурам, которые сохранились неизменными до настоящего времени. Поэтому, начиная с 2008 года, появилась возможность оценки закономерностей и тенденций развития предпринимательства. К настоящему времени органы государственной статистики отработали методику сбора и обработки данных, в целом соответствующую задачам описания деятельности МСИП. Вместе с тем, имеется и ряд возможностей улучшения отдельных аспектов статистических наблюдений за деятельностью малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей. Некоторые предложения по совершенствованию этих наблюдений, вытекающие из исследований проведенных автором в 2010-2015 гг. [4] представлены далее.

Малое и среднее предпринимательство, является единым структурно-системным комплексом. При этом, как показывают данные табл. 1, индивидуальные предприниматели вносят существенный вклад в общие показатели деятельности малого и среднего предпринимательства. На них приходится более половины всего количества предпринимательских структур, 29 процентов численности работников и около четверти доходов, полученных в предпринимательском секторе России.

Таблица 1

Основные показатели деятельности предпринимательских структур в 2013 году

Показатель Средние предприятия Малые предприятия Индивидуальные предприниматели Всего по МСИП

Количество, тысяч 13,7 2063,1 2499,0 4575,8

Численность работников, тысяч человек 1659,2 11402,9 5429,5 18491,6

Оборот (выручка), триллионов рублей 4,7 24,8 9,7 39,2

В настоящее время в ежегодных статистических сборниках «Малое и среднее предпринимательство в России» приводится только информация по количеству индивидуальных предпринимателей, численности наемных работников, выручке от реализации товаров, продукции, работ и услуг и ряду показателей, характеризующих занятость. Учитывая, что индивидуальные предприниматели, как показывают данные таблицы 1, играют большую роль в малом и среднем предпринимательстве представляется целесообразным проводить по ним статистические наблюдения по всему набору показателей, используемых для характеристики деятельности малых и средних предприятий, по аналогии с разделом 1 указанного сборника. Кроме того, представляется логичным предусмотреть выделение в данных по индивидуальным предпринимателям информации в зависимости от численности работников и выручки, используя критерии, установленные в № 209-ФЗ. Значительный интерес представляют статистические данные по основным видам экономической деятельности. Таким образом, предлагается в статистические данные по индивидуальным предпринимателям включать не только общие показатели, но их распределение по трем размерным типам предпринимателей, а также отраслевой структуры. Соответствующие наблюдения за деятельностью индивидуальных предпринимателей представляется актуальным проводить во всех субъектах Российской Федерации с последующим включением в ежегодный статистический сборник.

На наш взгляд, необходимы определенные дополнения в статистические наблюдения по субъектам страны, которые описываются в приложении к сборнику «Малое и среднее предпринимательство в России» [5]. Эти дополнения следуют из анализа данных, представленных в табл. 2. Эта табл. 2 была разработана на основе данных сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего

предпринимательства за 2010 год, представленных на сайтах соответствующих территориальных подразделений Росстат [6, 7].

Таблица 2

Удельные веса численности работников МСИП, занятых в различных видах экономической деятельности, процентов

Вид экономической деятельности Ульяновская область Ростовская область

Городские округа Муниципальные районы Городские округа Муниципальные районы

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,36 28,93 0,49 30,32

обрабатывающие производства 20,03 20,00 15,70 11,09

строительство 9,77 2,57 10,85 5,37

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 33,98 29,42 36,28 33,46

транспорт и связь 6,05 6,46 7,60 7,43

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 19,92 4,93 18,88 4,74

прочие 9,89 7,69 10,20 7,59

В табл. 2 на примере Ульяновской и Ростовской областей показано, что структура специализации работников МСИП по видам деятельности в городских округах и сельских районах существенно отличается. В муниципальных районах преобладают предприятия и предприниматели, функционирующие в таких отраслях, как торговля, сельское и лесное хозяйство. В городских округах наибольшая занятость в МСИП специализированных на торговле, обрабатывающих производствах, а также операциях с недвижимым имуществом.

Учитывая изложенное, предлагается дополнить статистические данные, описывающие показатели функционирования МСИП по пяти основным видам экономической деятельности, информацией, характеризующей шестой вид деятельности -сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Кроме того, представляется целесообразным разделение показателей деятельности малого и среднего предпринимательства по каждому из субъектов страны на показатели, описывающие деятельность МСИП в городских округах и муниципальных районах.

В целях повышения уровня конкуренции и обеспечения участия МСИП в поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для наиболее крупных корпораций, компаний и предприятий в настоящее время приняты соответствующие нормативные акты. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [8], установлен годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров. Речь идет о юридических лицах, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [9], суммарный объем выручки которых 1 млрд руб. за год. Для оценки фактического уровня участия МСИП в таких закупках представляется

логичным в ежегодном сборнике «Малое и среднее предпринимательство в России» приводить информацию о результатах проведения торгов. Информация может приводиться по аналогии со статистическими данными, приведенными в пунктах 4.1 и 4.2 раздела 4 «Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства» сборников [5] как по стране, так и по каждому ее субъекту.

В сборниках «Малое и среднее предпринимательство в России» [5] приводятся статистические данные, описывающие сальдированный финансовый результат деятельности малых предприятий. Они основываются на данных бухгалтерского учета всех хозяйственных операций этих предприятий и представляют собой сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В основе бухгалтерского учета малых предприятий в нашей стране лежат требования Налогового Кодекса [10], которые предусматривают использование общего налогового режима, а также (в соответствии с главой 26) ряда специальных налоговых режимов. В частности, к таким специальным режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей распространяется на предприятия и индивидуальных предпринимателей, доход от сельскохозяйственной деятельности которых превышает 70 процентов. Предприятия, связанные с рыболовством и рыбоводством, также могут использовать эту систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения может применяться малыми предприятиями по двум схемам: исходя из общих доходов или из разницы между доходами и соответствующими им расходами за отчетный год. Эта система ориентирована на малые предприятия, годовой доход которых составляет менее 60 млн рублей, а остаточная стоимость основных фондов не превышает 100 млн рублей. Указанную систему налогообложения запрещено применять предприятиям, у которых есть филиалы и представительства.

Налогообложение, основанное на едином налоге на вмененный доход, предусматривает уплату налога, который установлен Налоговым кодексом в зависимости от вида экономической деятельности. При этом полученные предприятием доходы на величину единого налога не влияют.

Далее представлены данные о количестве малых предприятий, использующих в своей деятельности различные системы налогообложения по информации за 2013 год [11], а также и их удельном весе в общем количестве малых предприятий:

- единый сельскохозяйственный налог - 23,6 тысяч предприятий (1,1%);

- упрощенная система налогообложения - 1283,7 тысяч предприятий (62,2%);

- единый налог на вмененный доход - 351,8 тысяч предприятий (17,1%);

- общей налоговый режим - 404,0 тысячи предприятий (19,6%);

Приведенные данные показывают, что абсолютное большинство (80,4%) малых предприятий используют в своей деятельности специальные налоговые режимы. Эта представляется логичным, поскольку использование специальных режимов налогообложения обеспечивает снижение общей массы уплачиваемых налогов. Кроме того, их применение существенно упрощает бухгалтерскую отчетность и снижет риск возможных ошибок, чреватых последующими штрафными санкциями. Все это особенно актуально в деятельности микропредприятий, где, как правило, работают менее подготовленные бухгалтерские работники или соответствующие

функции осуществляются на условиях совместительства. Предприятия, применяющие специальные режимы налогообложения (единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения) при осуществлении бухгалтерского учета не ведут учета прибыли, и этот показатель не фигурирует в их бухгалтерской отчетности.

Только в 19,6% малых предприятий осуществляется бухгалтерский учет в соответствии с основным налоговым режимом. В этих предприятиях осуществляется учет прибыли в качестве показателя деятельности. Необходимо отметить, что учет прибыли ведется, как правило, в более крупных предприятиях, обладающих существенными особенностями. Учитывая это, а также то, что их удельный вес не велик, они не могут рассматриваться в качестве типовых представителей. Поэтому использование данных о прибыли предприятий, использующих основной налоговый режим в качестве элементов выборки с последующим распространением показателей их деятельности на генеральную совокупность, не обеспечивает достоверность статистических наблюдений.

Таким образом, на наш взгляд, осуществление статистических наблюдений по такому показателю, как сальдированные финансовые результаты деятельности малых предприятий на основании бухгалтерского учета, представляется не целесообразным.

В целом к настоящему времени органы государственной статистики отработали методику сбора и обработки данных о деятельности предпринимательских структур, в полной мере соответствующую актуальным задачам повышения роли МСИП, совершенствования регулирования предпринимательства и формирования стратегии его поддержки. Вместе с тем, имеется и ряд возможностей улучшения отдельных аспектов статистических наблюдений за деятельностью малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей:

- проведение статистических наблюдений за деятельностью индивидуальных предпринимателей по всему набору показателей, используемых для характеристики деятельности малых и средних предприятий, а также формирование данных, характеризующих распределение индивидуальных предпринимателей по основным видам экономической деятельности;

- дополнение таблиц статистических сборников, описывающих показатели функционирования МСИП в России данными, характеризующими такой вид деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, а также разделение показателей деятельности предпринимательских структур по каждому из субъектов страны на показатели, описывающие МСИП в городских округах и муниципальных районах;

- исключение из статистических сборников данных, характеризующих сальдированные финансовые результаты деятельности малых предприятий;

- включение в статистические сборники сведений о результатах проведения торгов и других способах размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для отдельных видов юридических лиц.

Реализация указанных выше предложений позволит, по мнению автора, обеспечить дальнейшее развитие такого актуального в настоящее время направления отечественной статистики, как изучение показателей деятельности малого и среднего предпринимательства, являющегося наиболее динамичным сектором национальной экономики.

Литература

1. Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса 7 апреля 2015 года. - URL: http://www.kremlin.ru/events/state-council/49214 (дата обращения: 21.06.2015).

2. Основные методологические и организационные положения по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства: Приказ Росстата от 04.09.15 г. № 414. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/metod_pr259.pdf (дата обращения: 29.11.2015).

3. Федеральный закон от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 4427. 31.07.2007.

4. Пиньковецкая Ю.С. Предпринимательство в Российской Федерации: генезис, состояние, перспективы развития. Ульяновск: Ульяновский гос. университет, 2013. 226 с.

5. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. - URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1139841601359 (дата обращения: 20.09.2015).

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Улья-

новской области. - URL:

http://uln.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/uln/ru/statistics/enterprises/ (дата обращения: 15.10.2015).

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Рос-

товской области. - URL:

http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/statistics/enterprises/ (дата обращения: 20.10.2015).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.14 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Российская газета. 2014. - 15.12.2014. - Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. - № 51 ст. 7438.

9. Федеральный закон от 18.07.11 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Российская газета. 2011. № 5535. 22.07.2011.

10. Налоговый Кодекс Российской Федерации // Часть первая: Российская газета. 1998. № 148-149. 6.09.1998. Часть вторая: Российская газета. 2000. № 153-154. 10.08.2000.

11. Федеральная налоговая служба. Данные по формам статистической налоговой отчетности. - URL:

http://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 25.09.2015).

Pinkovetskaia Julia Semenovna, candidate of economic sciences, associate professor of economic analysis and state management department, Ulyanovsk state university. (42, street L. Tolstogo, Ulyanovsk, 432017, Russian Federation). E-mail: [email protected] PERFECTION OF METHODOLOGY COLLECTION AND PROCESSING OF STATISTICAL INFORMATION ON THE ACTIVITY OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP

Abstract

State support of small, medium enterprises and individual entrepreneurs, and also directions of its perfection and further regulation must base on the approve and whole information, characterize this sector of economy. The paper on the basis of results of the research, made by the author, present the proposals on the development of the methodology execution of official statistical observations, including specification of list indicators, registration of features in activity entrepreneurial structures in the municipal localities, analysis of achieved arrows of information. Problem of improvement collection and processing of data on the activity of enterprises and entrepreneurs is very relevant because of the upcoming in the 2016 year in Russia full-scale federal statistical observation.

Keywords: statistic of entrepreneurship, small enterprises, medium enterprises, individual entrepreneurs, subject of the country, type of economical activity, city area, municipal locality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.