Пиньковецкая Ю. С., канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления Ульяновского государственного университета, [email protected]
К вопросу о видах и сферах деятельности предпринимательских структур в России
В статье рассмотрены результаты исследований деятельности сложившегося к настоящему времени в экономике Российской Федерации сектора малого и среднего предпринимательства. В качестве информационной базы использованы данные Федеральной службы государственной статистики, нормативные материалы, описывающие классификацию видов экономической деятельности и продукции. Рассмотрены показатели, описывающие количество предпринимательских структур, их оборот и численность работников. Приведен анализ показателей, характеризующих удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в общих показателях всех предприятий и организаций нашей страны. Представлено сложившееся распределение субъектов предпринимательства в зависимости от осуществляемых ими видов деятельности. Выделены шесть основных отраслей, в которых функционируют предприятия и предприниматели. Показано, что деятельность предпринимательских структур направлена на производство товаров и оказание услуг. Потребителями продукции являются как население, так и предприятия и организации различных форм собственности. Проведенный анализ показал, что в настоящее время имеет место преобладание среди субъектов малого и среднего предпринимательства тех, которые специализируются на оказании разнообразных услуг. В статье рассмотрены особенности и основные характеристики деятельности в сфере услуг, которые определяют организацию и технологию функционирования соответствующих предпринимательских структур. Приведены задачи развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Ключевые слова: малые предприятия, средние предприятия, индивидуальные предприниматели, виды экономической деятельности, товары, услуги, оборот, численность работников.
Введение
Возможности дальнейшего развития сырьевой экономики и связанных с ней отраслей в нашей стране на современном этапе практически исчерпаны. Именно поэтому возрастает роль субъектов малого и среднего предпринимательства, которое способно обеспечить развитие конкуренции в существующей рыночной экономике, существенно повысить эффективность производства товаров и оказание услуг в различных ее отраслях, расширить внедрение инноваций.
Учет особенностей деятельности малых и средних предприятий, специализированных на различных видах экономической де-
ятельности, производящих разные товары и оказывающих разнообразные услуги, представляется актуальным в настоящее время. Без понимания этих особенностей невозможно, по мнению автора, решение задач поддержки субъектов предпринимательства со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти, оказания организационной, финансовой, инфраструктурной, информационной помощи, а также создания необходимых институциональных условий для эффективного функционирования предпринимательских структур.
Малое и среднее предпринимательство является сложной системой, включающей большое количество самостоятельных хозяйствующих субъектов. Каждый из них
сам определяет свои цели и задачи, исходя из конкретной ситуации, и является активным участником социально-экономических процессов.
Действующие в настоящее время критерии отнесения хозяйствующих субъектов к предпринимательским структурам были установлены в Федеральном законе от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Основным критерием является численность работников, которая для малого предприятия не должна превышать 100 человек, а для среднего предприятия находится в диапазоне от 101 до 250 человек. Кроме того, в качестве критериев выступают доля государственной, муниципальной собственности в уставном капитале и выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также балансовая стоимость активов. Правительством устанавливаются максимальные значения оборота от реализации товаров (работ, услуг), а также стоимости основных фондов малых и средних предприятий. К малому и среднему предпринимательству в соответствии с п. 1 ст. 3 указанного Закона относятся также индивидуальные предприниматели. Индивидуальными предпринимателями в соответствии с частью 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) являются физические лица, которые ведут предпринимательскую деятельность. Они не образуют юридического лица, но при этом с правовой точки зрения выступают в качестве коммерческих организаций. Индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия схожи в рисковой деятельности, должны пройти государственную регистрацию, являются хозяйствующими субъектами, имеют равные права и обязанности при взаимодействии с поставщиками и потребителями, а также при заключении договоров. Существенно то, что они близки в своей производственной деятельности [Пиньковецкая, 2013].
Схожесть предпринимательских структур позволяет им заменять друг друга на рын-
ках, обеспечивая производство близкой по потребительским свойствам продукции. Это касается как выпускаемых товаров, так и оказываемых услуг. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность при необходимости изменить свою размерную категорию или организационно-правовую форму. Так, при увеличении объемов работ и соответственно численности малые предприятия могут перейти в средние, и наоборот, при сокращении численности и объемов производства средние предприятия могут перейти в малые. В случаях, когда это целесообразно в отношении особенностей взаимодействия с поставщиками и потребителями, оформления кредитов, участия в тендерах, выхода на новые рынки, индивидуальные предприниматели могут преобразовываться в предприятия. Для снижения налоговой нагрузки, упрощения учета и отчетности предприятия могут быть преобразованы в индивидуальных предпринимателей.
Теоретические и прикладные аспекты функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства нашли свое отражение в отечественной и зарубежной литературе [Бляхман, 2001; Быст-рова, Широкова, 2014; Долгов, 2015; Лапу-ста, Старостин, 2004; Пиньковецкая, 2012; Рубин, 2012; Зарецких, Коваленко, 2012; Си-рополис, 1997]. Вместе с тем можно констатировать недостаточность научных разработок, связанных c оценкой уровня развития предпринимательства в различных отраслях и сферах деятельности.
На базе накопленного отечественного и зарубежного опыта в основу исследования был положен интегративный подход. Он заключается в рассмотрении трех типов субъектов малого и среднего предпринимательства — малых предприятий, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей в качестве единого структурно-системного комплекса, называемого в дальнейшем предпринимательскими структурами, или МСИП.
Целью исследования являлся анализ распределения предпринимательских структур по основным видам и сферам деятельности. При этом были решены следующие задачи:
• рассмотрены виды деятельности, в которых функционируют МСИП;
• определен уровень, достигнутый предпринимательскими структурами в общих объемах производства и численности работников;
• определены соотношения объемов производства МСИП, специализированных на выпуске товаров и оказании услуг;
• рассмотрены особенности деятельности предпринимательских структур в сфере услуг.
Таблица 1. Удельный вес МСИП в общем обороте предприятий и организаций по видам экономической деятельности в 2013 году
Table 1. Unit weight MSIP in the whole turnover of enterprises and organizes on the types of economical activity in 2013 year
Показатель Всего, млрд руб. По МСИП, млрд руб. Удельный вес МСИП, %
Оборот всех предприятий и организаций, в том числе по видам деятельности 114 625,7 39 232,0 34,2
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1 572,6 821,3 52,2
Рыболовство, рыбоводство 137,9 62,9 45,7
Добыча полезных ископаемых 9 176,5 191,8 2,1
Обрабатывающие производства 29 520,1 3 682,5 12,5
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 7 187,2 228,4 3,2
Строительство 4 876,5 3 296,4 67,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 43 872,4 24 923,2 56,8
Гостиницы и рестораны 849,8 469,1 55,2
Транспорт и связь 9 388,3 1 438,6 15,3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 6 264,8 3 379,3 53,9
Образование 354,3 17,9 5,1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 100,1 — 0,0
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 685,3 185,5 27,1
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 630,0 374,2 59,6
В качестве источника исходных данных, описывающих индикаторы деятельности предпринимательских структур, использовался статистический сборник Росстата «Малое и среднее предпринимательство. 2014», а информация об общих социально-экономических показателях экономики России принималась по данным «Российского статистического ежегодника. 2014» Росстата.
Специализация
предпринимательских структур по видам экономической деятельности
В табл. 1 приведены данные по обороту всех предприятий и организаций за 2013 г.
В ней представлены значения оборота по видам экономической деятельности в соответствии с методологией, принятой Федеральной службой государственной статистики [Методологические пояснения, 2010]. Кроме того, выделен оборот, приходящийся на предпринимательские структуры, и его удельный вес в общем обороте всех предприятий и организаций страны.
В целом удельный вес МСИП в обороте по всем предприятиям и организациям страны составляет более трети. Наиболее высокий удельный вес МСИП отмечается в обороте таких отраслей, как строительство (почти 68%), коммунальных услугах (почти 60%). Более половины общего оборота приходится на предпринимательские структуры, специализирующиеся на оптовой и розничной торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг, сельском и лесном хозяйстве. Чуть ниже уровень оборота МСИП в рыболовстве и рыбоводстве. Существенно ниже удельный вес предпринимательских структур в обороте по таким видам деятельности, как здравоохранение и предоставление социальных услуг, транспорт и связь, а также обрабатывающие производства. В таких отраслях, как образование, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также добыча полезных ископаемых, уровень МСИП в обороте невелик и составляет от 5,1% до 2,1%.
Всего в предпринимательских структурах работает почти 19 млн чел. Удельный вес работников МСИП составил в 2013 г. 27,7% общего количества работников, занятых в экономике страны (67 968 тыс. чел.).
Необходимо отметить, что этот показатель представляется достаточно высоким, учитывая небольшой срок формирования сектора малого и среднего предпринимательства в стране, а также значительные барьеры, стоявшие на его пути. Отметим, что средний оборот, приходящийся на одного работника МСИП, составляет 2,08 млн руб. в год, в то время как по остальным пред-
приятиям и организациям эта величина существенно меньше — 1,53 млн руб. в год. То есть, несмотря на относительно слабую оснащенность МСИП, производительность труда в них выше на 40%, чем в других секторах национальной экономики.
Предпринимательские структуры присутствуют почти во всех видах экономической деятельности, за исключением государственного управления, социального страхования и обеспечения военной безопасности.
Необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты в таких отраслях, как сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, сосредоточены в муниципальных районах.
Рассмотрим некоторые особенности, характерные для МСИП, специализированных на определенных видах экономической деятельности. Добыча полезных ископаемых силами предпринимательских структур связана в основном с разработкой строительных материалов в карьерах (песок, глина, щебень, известняк, мел).
В МСИП, функционирующих в обрабатывающих производствах, преобладает изготовление пищевых продуктов, металлических изделий, изделий из дерева, резины и пластмассы, полиграфическая деятельность, а также текстильные и швейные предприятия.
В деятельности по производству и распределению электроэнергии, газа и воды МСИП осуществляют работы по передаче и распределению тепловой энергии, горячей воды и электроэнергии.
Абсолютное большинство МСИП в строительстве выполняют широкий круг разнообразных работ: реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, отделочные работы, монтаж систем электроснабжения, отопления, водообеспечения и канализации, кондиционирования, разработку проектов по строительству и ремонту жилых и нежилых зданий и сооружений.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, относимые статистикой к тран-
спорту и связи, специализируются в большей степени на перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Перевозки другими видами транспорта и услуги связи в нашей стране осуществляются силами МСИП в существенно меньших объемах.
Наряду с оборотом субъектов малого и среднего предпринимательства в различных видах деятельности национальной экономики, определенный интерес представляют соответствующие данные по количеству предпринимательских структур и численности их работников, представленные в табл. 2.
Наибольшее развитие к настоящему времени согласно данным табл. 2 малое и среднее предпринимательство получило в двух отраслях (торговле и операциях с недвижимым имуществом), где занято суммарно почти 10 млн работников, а количество МСИП превышает 3,8 млн. Более 2,5 млн человек работают в обрабатывающих производст-
вах и почти 2 млн человек в строительной отрасли. Более 1,2 млн работников отмечается в сельском хозяйстве и на транспорте.
В табл. 3 по трем рассматриваемым показателям приведены удельные веса предпринимательских структур, относящиеся к каждому из видов экономической деятельности, в общих показателях по МСИП в целом.
По всем трем показателям наибольший удельный вес характерен для МСИП, ведущих торговую деятельность. При этом на них приходится более 60% общего оборота всех предпринимательских структур в стране. Отметим, что в последние годы доля этих предприятий и предпринимателей в общем обороте несколько снизилась в связи с развитием сетевых и крупных торговых компаний.
Значительно меньший удельный вес (от 8 до 10%) приходится на оборот МСИП в обрабатывающих производствах, строительстве и операциях с недвижимым имуществом.
Таблица 2. Основные показатели МСИП по видам экономической деятельности за 2013 год Table 2. Basic indicators MSIP on the types of economic activity on the 2013 year
Вид деятельности Количество МСИП, тыс. ед. Численность работников, тыс. чел.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 199,5 1214,4
Рыболовство, рыбоводство 6,7 38,5
Добыча полезных ископаемых 7,6 84,0
Обрабатывающие производства 311,1 2 586,8
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 14,1 199,5
Строительство 316,8 1 942,3
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2 156,5 6 750,5
Гостиницы и рестораны 59,3 480,0
Транспорт и связь 446,1 1 262,7
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 710,7 3 105,3
Образование 21,7 41,0
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 45,4 262,7
Предоставление прочих услуг 189,8 545,8
Другие виды деятельности 90,5 317,20
Всего 4 575,8 18 830,7
Таблица 3. Удельные веса МСИП, специализирующихся на различных видах экономической деятельности, %
Table 3. Unit weight MSIP, specialize on the various types of economic activity, %
Вид деятельности Оборот Количество МСИП Численность работников
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,09 4,36 6,45
Рыболовство, рыбоводство 0,16 0,15 0,20
Добыча полезных ископаемых 0,49 0,17 0,45
Обрабатывающие производства 9,39 6,80 13,74
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,58 0,31 1,06
Строительство 8,40 6,92 10,31
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 63,53 47,13 35,85
Гостиницы и рестораны 1,20 1,30 2,55
Транспорт и связь 3,67 9,75 6,71
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 8,61 15,53 16,49
Образование 0,05 0,47 0,22
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,47 0,99 1,40
Предоставление прочих услуг и другие виды деятельности 1,36 6,12 4,57
Всего 100,00 100,00 100,00
Распределение количества МСИП по видам экономической деятельности показывает, что МСИП, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, более 15%. Субъектов малого и среднего предпринимательства сельскохозяйственного и обрабатывающего производств, строительства и транспорта существенно меньше — от 4 до 10%.
Несколько отличается распределение численности работников, занятых в МСИП отдельных видов деятельности. Удельный вес работников такой отрасли, как торговля, меньше, чем по другим показателям (почти 36%). Однако он значительно выше по сравнению с МСИП, специализирующихся на операциях с недвижимостью (16%) и обрабатывающих производствах (почти 14%). Еще меньше доля работников, занятых в строительстве, транспорте и сельском хозяйстве. Удельный вес численности работников по остальным видам экономической деятельности не превышает 3% от общей численности работников сектора малого и среднего предпринимательства.
Анализ удельных весов, характеризующих три рассмотренных в табл. 3 показателя (оборот, количество МСИП, численность работников), позволяет сделать вывод, что шестью основными видами экономической деятельности, на которых специализируются субъекты малого и среднего предпринимательства, являются: оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, строительство, обрабатывающие производства, транспорт и сельское хозяйство. На эти шесть основных видов деятельности приходится более 95% общего оборота всех МСИП и почти 90% общего количества всех предпринимательских структур и численности занятых в них работников.
Предпринимательские структуры на рынках товаров и услуг
Определяющее влияние на особенности функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства оказывает то, какой из двух типов продуктов произ-
водят эти субъекты. Подразделение производимых в национальных экономиках продуктов на товары и услуги было закреплено в предварительной Классификации основных продуктов (КОП) и в Системе национальных счетов (СНС), разработанных департаментом по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН в 1991 и 1994 гг. соответственно, используемых с учетом последующих дополнений и изменений в 150 странах, включая Россию.
Указывается, что эти результаты производства могут использоваться для различных целей: конечного потребления или инвестиций, а также в качестве ресурсов в процессе производства других товаров и услуг [СНС]. Отметим, что МСИП в нашей стране специализируются на выпуске товаров и предоставлении услуг, служащих в большей мере для потребления физическими и юридическими лицами и в меньшей — для использования в дальнейшем производстве.
Имеет место связь между видами экономической деятельности, приведенными выше, и производимыми соответствующими предпринимательскими структурами продуктами. Так, товары производятся предприятиями и предпринимателями, относящимися к таким видам деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
К сфере услуг относятся МСИП, специализированные на таких видах деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; строительство; транспорт и связь; гостиницы и рестораны; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Такое соответствие видов деятельности и типов продук-
ции вытекает, в частности, из «Модельного статистического классификатора продукции (товаров и услуг)» стран СНГ, «Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском сообществе» (NACE 2,2) и «Классификации основных продуктов (CPC)».
Анализ приведенных в табл. 3 данных показывает, что доля МСИП, производящих разнообразные товары, в общих показателях составляет 12,71% общего оборота, 11,79% количества всех предпринимательских структур и 21,90% численности занятых работников. Соответственно, на субъекты малого и среднего предпринимательства сферы услуг приходится 87,29% суммарного оборота, 88,21% количества предприятий и предпринимателей, 78,10% численности работников. Таким образом, по всем основным показателям видно, что в деятельности МСИП преобладает оказание услуг. Необходимо отметить, что в последние годы в общем объеме производства по экономике России также преобладает сфера услуг, удельный вес которой в 2013 г. составил 58,5%.
Наибольшее развитие в последние годы получили деловые (профессиональные) услуги, потребителями которых выступают разнообразные предприятия и организации. Основной причиной этой тенденции является усложнение взаимодействия с окружающей средой и более высокие требования организации и технологии производства. Хозяйствующие субъекты, независимо от их формы собственности, нуждаются в услугах профессиональных консультационных фирм, рекламных агентств, информационных баз. Кроме того, в настоящее время компании стремятся к сосредоточению усилий на своей основной деятельности и покупке тех услуг, которые не относятся к сфере их основных деловых способностей.
В целом сфера услуг получила очень широкое развитие, ежегодно появляется много новых услуг, которые обусловлены развитием инновационной техники и передовых
технологий. Растет объем услуг, перечень их разновидностей постоянно пополняется. В «Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе» особо выделены следующие виды деятельности: искусство; развлечения и отдых; профессиональная, научная и техническая деятельность. В классификации услуг для целей ВТО (Услуги и ВТО. Портал внешнеэкономической информации. МЭР РФ) указаны также туризм и услуги, связанные с путешествиями; услуги по организации спортивных мероприятий; услуги, связанные с защитой окружающей среды. Указанные виды деятельности, безусловно, актуальны для МСИП, учитывая их динамичность и способность к быстрому освоению новых видов деятельности.
Рассмотрим некоторые особенности деятельности МСИП, специализирующихся на производстве товаров. Наибольший удельный вес среди предпринимательских структур, выпускающих товары в общих объемах производства по стране, приходится на такие виды деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 52,2%, рыболовство, рыбоводство — 45,7% (это следует из данных, приведенных в табл. 1). Продукция, произведенная МСИП соответствующих отраслей, непосредственно используется для потребления или поступает на дальнейшую переработку. Наряду с производством товаров предпринимательские структуры нередко для повышения спроса и снижения затрат осуществляют также перевозку своей продукции и торговлю ею. То есть выполняют отдельные функции, относящиеся к сфере услуг.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к обрабатывающим производствам, занимают 12,5% на общем рынке соответствующих товаров в стране. Вместе с тем их годовой оборот (3682,5 млрд руб.) в четыре раза больше, чем по МСИП, в таких отраслях, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство вместе взятые.
Перечень товаров, выпускаемых предпринимательскими структурами, относящимися к обрабатывающим производствам, очень широк. Значительное количество МСИП специализируется на производстве комплектующих, материалов и полуфабрикатов и работает в кооперации с крупными предприятиями. Широкое развитие получило предпринимательство в области народных промыслов, ремесел, производстве художественных и традиционных изделий. Большинство МСИП выпускает товары непосредственно для потребления населением, а также предприятиями, организациями и предпринимателями. Часть продукции, выпускаемой обрабатывающими производствами МСИП, по своим характеристикам близка к услугам. Например, изготовление продукции по индивидуальным заказам потребителей дверей, мебели, окон, а также других деревянных, металлических и пластмассовых изделий, одежды и обуви, текстильных, меховых и кожаных изделий, печатной продукции.
Многие МСИП, относящиеся к обрабатывающим производствам, выполняют функции, классифицируемые как услуги. Это транспортировка, монтаж, настройка, подготовка к использованию изготовленной продукции.
Предпринимательские структуры на сервисных рынках
Учитывая преобладание в деятельности МСИП услуг, а также недостаточное внимание, которое уделялось теоретическим аспектам организации и технологии оказания услуг в отечественной литературе, остановимся на этих вопросах более подробно. При этом основное внимание уделяется услугам, осуществляемым силами МСИП.
Особенности сферы услуг рассматривались и анализировались в ряде работ зарубежных и отечественных авторов [Котлер, 1991; Хаксевер и др., 2002; Бугаков, 1998; Веденяпин, 2011; Фадеева, 2012; Шарыгин, Кротов, 2014].
По мнению автора, при исследовании деятельности МСИП в сфере услуг целесообразно принимать во внимание ряд присущих услугам характеристик. При этом необходимо учитывать как характеристики, относящиеся к большинству услуг, так и имеющие место исключения из правил. Необходимо отметить, что рассматриваемые характеристики могут соответствовать всем разновидностям услуг, а также услугам, относящимся только к определенному виду деятельности.
Большинство услуг трудно поддается стандартизации, унификации, а также соответствию заранее определенным образцам. Параметры услуг определяются как конкретными потребностями заказчика, так и возможностями исполнителя. Необходимо отметить относительно низкий уровень автоматизации и механизации процессов оказания услуг, что обуславливает широкое применение труда работников в большинстве производственных процессов. На деятельность исполнителей оказывает влияние большое число субъективных и объективных факторов, поэтому результаты деятельности (оказываемые услуги) могут существенно отличаться даже при выполнении одним работником. Услуги нередко неоднородны, потребитель в ряде случаев не имеет возможности влиять на результат и, соответственно, принимает на себя определенный риск. Несмотря на то что в таких видах деятельности, как торговля, транспорт, строительство, образование, здравоохранение, проводится определенная работа по стандартизации и унификации выполнения услуг, результаты не всегда соответствуют установленным критериям.
Оценка количественных и качественных параметров оказанных услуг возможна, как правило, только после окончания выполнения каждой конкретной услуги. При этом процесс оказания ряда услуг трудно поддается контролю потребителя. Процессы выполнения некоторых видов услуг можно наблюдать. Например, поездку в автобусе или такси, ремонт бытовой техники или систе-
мы водоснабжения, шпаклевку или покраску стен, некоторые виды лечения и обучения. Вместе с тем результаты оказания даже таких услуг можно оценить только после окончания их выполнения, возможно, даже только через определенное время.
Пользование услугами основывается на доверии к тому, кто их оказывает. Потребители многих услуг вынуждены просто верить их исполнителю на слово или доверять рекламе. Необходимо отметить, что параметры оказываемых услуг могут колебаться в широких пределах в зависимости от их исполнителей, а также от времени и места оказания.
Территориальная локализация оказания услуг основывается на учете трех возможных вариантов. Первый вариант предусматривает оказание услуг непосредственно в месте расположения МСИП, которое их оказывает. Например, магазин, мастерская по ремонту обуви или часов, сдача помещений в аренду, тренажерный зал, солярий, типография. Второй вариант предусматривает неотделимость оказания услуг от места нахождения их потребителя. Например, отделочные и монтажные работы, ремонт коммунальных сетей, системы отопления, сложного тяжелого оборудования, уборка помещений, установка окон или дверей. Третий вариант услуг не привязан жестко к территориальному положению исполнителя и заказчика, а обуславливается сутью самой услуги. Например, перевозка пассажиров и грузов, туристические услуги. Отметим, что в практике МСИП преобладают первый и второй варианты локализации.
Для большинства услуг необходимо наличие конкретного исполнителя (работника МСИП) в процессе их оказания, а также соответствующего оборудования. Для проведения учебных занятий необходим преподаватель или соответствующие технические средства (при дистанционном обучении), для продажи товара необходимы продавцы, кассиры или как минимум соответствующие торговые автоматы.
Временные рамки оказания услуги могут быть как жестко ограниченными, так и не связанными с конкретным временным интервалом. Некоторые услуги связаны с конкретным временем их оказания. Так, спектакли и концерты, лекции конкретного ученого имеют определенное время начала, консультация узкого приглашенного специалиста проводится во время посещения им лечебного заведения. В этих случаях можно говорить о несохраняемости некоторых видов услуг.
Оплата таких услуг производится заблаговременно, и в случае отсутствия потребителя деньги ему не возвращаются. Перевозка пассажиров должна производиться исходя из необходимости ее осуществления к моменту начала работы или учебы потребителя. Аналогичная ситуация с ремонтом системы теплоснабжения в зимнее время, который необходимо провести в ограниченные сроки, чтобы не допустить размораживания труб и охлаждения помещений. Вместе с тем этот же ремонт в летнее время может проводиться без спешки. Отметим, что для многих услуг характерна неравномерность спроса по времени. Так, потребности в транспорте в часы пик могут в несколько раз превышать среднесуточные, а количество посетителей в магазинах после окончания рабочего времени может быть больше, чем в утренние часы. Учитывая небольшую численность работников МСИП, неравномерность возникновения спроса требует наличия существенных резервов или привлечения работников на подработку в определенное время.
Временные рамки выполнения услуги и ее потребления совпадают, и это является другим важным свойством услуги, которое не характерно для товара. Одновременность производства и потребления означает, что услуга производится в условиях реального времени, и следовательно, покупатель присутствует физически во время выполнения услуги.
Вместе с тем для небольшого количества услуг их потребление происходит суще-
ственно позже окончания выполнения. Так, внедрение результатов научных исследований может осуществляться через годы после их окончания, началу строительно-монтажных работ предшествует разработка и экспертиза соответствующих проектов, услугой записи кинофильмов и песен можно пользоваться длительное время.
Исследования потенциальных потребностей в конкретных услугах должны учитывать такую существенную характеристику сервисного рынка, как сложившуюся к настоящему времени сегментиро-ванность спроса. Для услуг, оказываемых юридическим лицам, она обусловлена перечнем работ, которые они готовы возложить на внешних исполнителей. Сегментирован-ность спроса в сфере услуг для населения определяется следующими тремя основными видами факторов. Первый вид включает факторы, связанные с территориальными особенностями размещения потребителей услуг. К ним относятся, в частности, природно-климатические условия, национальные традиции и особенности потребительского поведения, сложившийся стиль жизни. Второй вид включает социально-экономические факторы: уровень жизни населения, занятость экономически активного населения, располагаемые доходы, уровень цен, степень обеспеченности жильем и товарами длительного пользования. Третий вид включает факторы, обусловленные субъективными предпочтениями и маркетинговыми технологиями. К ним относятся субъективная оценка потребителем значимости услуги, менталитет, образованность, сложившиеся интересы, привычки и увлечения, реклама, тенденции моды, информированность, в том числе мнения друзей и знакомых.
Известны три типовые модели функционирования сферы услуг в обществе: американская, шведская и немецкая [Haussermann, Siebel, 1995]. Немецкая модель характеризуется высоким уровнем заработной платы и соответственно относительной дороговизной услуг, определенным
консерватизмом и склонностью населения к самообслуживанию, в том числе домашнему труду неработающих женщин. Кроме того, в этой модели отмечается значительная доля услуг, которые включаются статистикой в отчетность по производству товаров. Для шведской модели характерны высокий удельный вес государственных услуг, преобладание бесплатных услуг в таких видах деятельности, как коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение. При этом в Швеции высок уровень налогообложения, что приводит к сокращению семейных доходов и создает дополнительную потребность в труде женщин и относительно высокую их занятость. Американская модель отличается высокой склонностью населения к услугам в связи с загруженностью на работе и необходимостью экономить время. Соответственно, в этой модели отмечается чрезвычайное многообразие услуг.
Сфера услуг в нашей стране не может быть поставлена в соответствие одной из этих моделей. Однако, учитывая сложившиеся к настоящему времени особенности функционирования МСИП, можно предложить следующую модель сферы услуг, оказываемых населению и организациям предпринимательскими структурами в России. Характерными чертами этой модели, исходя из элементов классификации, предложенных в указанной работе, являются:
1) относительная дороговизна большинства услуг на фоне невысокого уровня жизни населения и наличия средств на эти нужды в предприятиях;
2) склонность населения, предприятий и организаций к выполнению ряда услуг своими силами (самообслуживанию);
3) существенная доля услуг, которые выполняются силами МСИП, относящихся к видам деятельности, выпускающим товары. Это ведет к определенному уменьшению статистических данных, характеризующих показатели деятельности МСИП, функционирующих в сфере услуг.
Заключение
Проведенные исследования деятельности предпринимательских структур, функционирующих в национальной экономике России, позволили сделать следующие выводы.
1. Субъекты малого и среднего предпринимательства к настоящему времени получили распространение во всех видах экономической деятельности, кроме государственного управления, обеспечения военной безопасности и социального страхования.
2. В объеме производства всех предприятий и организаций нашей страны удельный вес предпринимательских структур составляет к настоящему времени более трети. При этом наиболее высокий удельный вес МСИП отмечается в обороте таких отраслей, как строительство и коммунальные услуги (более 60%). Более половины общего оборота приходится на предпринимательские структуры, специализирующиеся на оптовой и розничной торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг, сельском и лесном хозяйстве. Удельный вес работников МСИП составил в 2013 г. 27,7% общего количества работников, занятых в экономике страны.
3. Рассмотрены особенности функционирования МСИП, специализированных на различных видах экономической деятельности.
4. Проведен анализ распределения МСИП между различными видами деятельности. Показано, что среди предпринимательских структур наибольшее распространение в настоящее время получили МСИП, ведущие торговую деятельность. На них приходится более 60% общего оборота всех МСИП, 47% их количества и почти 36% общего количества работников предпринимательских структур в стране.
5. Доказано, что шестью основными видами экономической деятельности, на которых специализируются субъекты малого и среднего предпринимательства, являют-
ся: оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом и услуги в этой области, строительство, обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство. На эти виды деятельности приходится более 95% общего оборота всех МСИП и почти 90% общего количества всех предпринимательских структур и численности занятых в них работников.
6. Показано, что МСИП производят продукцию, потребителями которой являются как население, так и предприятия и организации различных форм собственности. Деятельность предпринимательских структур направлена на производство товаров и оказание услуг. Производство товаров осуществляют МСИП, функционирующие в таких видах деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды. К сфере услуг относятся МСИП, специализированные на остальных видах экономической деятельности.
7. Доказано, что в настоящее время имеет место преобладание среди субъектов малого и среднего предпринимательства тех, которые специализируются на деятельности в сфере услуг. На них приходится 87% суммарного оборота предпринимательского сектора экономики, 88% общего количества предприятий и предпринимателей, 78% общей численности работников.
8. Рассмотрены особенности и основные характеристики деятельности МСИП в сфере услуг, которые определяют организацию и технологию функционирования соответствующих предпринимательских структур.
В качестве первоочередных задач развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране можно предложить:
• увеличение объемов производства товаров и услуг силами МСИП на основе их финансовой и организационной поддержки на региональном и муниципальном уров-
нях в целях развития конкуренции, снижения стоимости продукции, внедрения инноваций;
• увеличение количества МСИП, специализированных на выпуске разнообразных товаров, в таких видах деятельности, как обрабатывающие производства, сельское и лесное хозяйство, рыбоводство и рыболовство. Создание для них необходимых преференций;
• расширение номенклатуры услуг, оказываемых предпринимательскими структурами, особенно в таких направлениях, как развлечения и отдых, туризм, организация спортивных мероприятий, профессиональная, научная и техническая деятельность, а также услуги, связанные с защитой окружающей среды;
• преимущественное развитие предпринимательства в муниципальных районах, поселках и селах, где имеются избыточные трудовые ресурсы, в том числе на основе самозанятости и создания семейных предприятий;
• стимулирование занятия предпринимательской деятельностью в качестве подработки в свободное от основной работы время;
• совершенствование системы учета и статистических наблюдений за деятельностью МСИП для обеспечения более точного определения объемов оказываемых услуг;
• повышение уровня информирования населения о реальной роли малого и среднего предпринимательства в экономике нашей страны и ее отраслей.
Список литературы
1. БляхманЛ. С. Экономика фирмы. М.: Издательство Михайлова, 2001. — 386 с.
2. Бугаков В. П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 2. С. 106-112.
3. Быстрова Ю. Е., Широкова Г. В. Что мы знаем о молодых предпринимательских фирмах? Определения, характеристики и факторы, влияющие на их рост // Современная конкуренция. 2014. Том 8. № 6 (48). С. 69-101.
4. Веденяпин И. Э. Определение этапов жизненного цикла услуги как один из методологических аспектов создания системы менеджмента качества для сферы ока-
зания социальных услуг // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2011. № 5 (45). Том 15. С. 216-221.
5. Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М.: ЮНИТИ, 1997. — 767 с.
6. Долгов Д. И. Определение понятий «услуга», «обслуживание потребителей» и «управление послепродажным обслуживанием». Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/7778 (дата обращения: 17.02.2015).
7. Классификация основных продуктов. Издание Организации Объединенных Наций. № R. 91. XVI. 7. URL: http://www.rospravo.ru/files/sites/a9214c4b41f6487b91ca3 a6aa0ec56b1.pdf (дата обращения: 15.03.2015).
8. Коваленко А. И, Зарецких С. А. Дискуссия о профессионально-ориентированном подходе к предпринимательству // Современная конкуренция. 2012. Том 6. № 3 (33). С. 3-8.
9. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991. — 656 с.
10. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики / под ред. А. В. Си-доровича М.: Дело и Сервис, 2001. — 832 с.
11. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2004. — 454 с.
12. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблема и политика. М.: ИНФРА-М, 2005. — 972 с.
13. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014 // Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики. М.: Росстат. 2014. — 86 с.
14. Пиньковецкая Ю. С. Малое предпринимательство на рынках совершенной и монополистической конкуренции // Современная конкуренция. 2012. Том 6. № 2 (32). С. 3-12.
15. Пиньковецкая Ю. С. Предпринимательство в Российской Федерации: генезис, состояние, перспективы развития. Ульяновск: УлГУ, 2013. — 226 с.
16. Российский статистический ежегодник. 2014 // Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики. М.: Росстат, 2014. — 693 с.
17. Рубин Ю. Б. Российское предпринимательство как направление российского образования // Современная конкуренция. 2012. Том 6. № 6 (36). С. 5-8.
18. Сирополис Н. К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. М.: Дело, 1997. — 672 с.
19. Система национальных счетов. Издание Организации Объединенных Наций. № R. 94. XVII. 4. URL: http://www. un.org/ru/publications/ (дата обращения: 15.03.2015).
20. Статистическая классификация видов экономической деятельности в Европейском сообществе (NACE 2,2). URL: http://www.info24.lv/ru/nace/sooruznija-i-stroitlni-raboti-F.html (дата обращения: 15.03.2015).
21. Услуги и ВТО. Портал внешнеэкономической информации. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/ information/attendance/trade_and_wto/ (дата обращения: 20.03.2015).
22. Фадеева Н. В. Элементы и процессы услуговой системы, определяющие ее качество // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2012. № 1. С. 262-269.
23. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Методологические пояснения. URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b10_47/IssWWW. exe/Stg/metod.htm (дата обращения: 10.03.2015).
24. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
25. Шарыгин М. Д., Кротов И. И. Основные факторы территориальной организации малого предпринимательства // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 9. С. 155-168.
26. Haussermann H., Siebel W. Dienstleistungsgesellschaften. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1995. — 214 p.
References
1. Blachman L. S. Ekonomika firmi [Economic of firm]. Moscow, Izdatelstvo Michailova Publ., 2001. 386 p.
2. Bugakov V. Features in the marketing of services. Marketing in Russia and abroad, 1998, № 2, pp. 106-112 (in Russian, abstr. in English).
3. Bystrova Y., Shirokova G. What do we know about new ventures? Definitions, characteristics and factors influencing their growth. Journal of Modern Competition, 2014, vol. 8, no. 6 (48), pp. 69-101 (in Russian, abstr. in English).
4. Dolgov D. I. Opredelenie poniatii «ysluga», «obslygivanie potrebitelei» i «upravlenie posleprodagnim oblygivaniem» [Definition of notions «service», «consumer service» and «manage the after-sale service»]. Nauchnii elektronni archive — Science electronic archive. URL: http://econf.rae. ru/article/7778 (Date of access: 17.02.2015).
5. Fadeeva N. V. Elements and processes of service system, define its quality. Journal of Tambov state technical university, 2012, no. 1, pp. 262-269 (in Russian, abstr. in English).
6. Federalnaia slygba gosydarstvennoi statistiki. Maloe i sred-nee predprinimatelstvo v Rossii [Small and medium entrepreneurship in Russia]. 2010: Methodologicheskie poias-nenia. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_47/IssWWW. exe/Stg/metod. htm (date of access: 10.03.2015).
7. Haksever К., Render B., Rassel R., Merdik R. Upravlenie I organizacia v sfere uslug [Management and organization in the sphere of services]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002. 752 p.
8. Haussermann H., Siebel W. Dienstleistungsgesellschaften. Frankfurt am Main: Suhrkamp Publ., 1995. 214 p.
9. Klassifikacia osnovnih produktov. Izdanie Organizacii Obiedinennih Nacii [Classification of basic products. Publication of The United Nations]. No. R. 91. XVI. 7. URL: http://www.rospravo.ru/files/sites/a9214c4b41f6487b-91ca3a6aa0ec56b1.pdf (date of access: 15.03.2015).
10. Kovalenko A. I., Zaretskyh S. A. Discussion of professional-oriented approach to entrepreneurship. Journal of Modern Competition, 2012, vol. 6, no. 3 (33), pp. 3-8 (in Russian, abstr. in English).
11. Kotler F. Osnovi marketinga [Fundamentals of marketing]. Moscow, Progress Publ., 1991. 656 p.
12. Kurs ekonomicheskoi teorii. Obshie osnovi ekonomiches-koi teorii. Mikroekonomika. Makroekonomika. Osnovi no-cionalinoi ekonomiki. [Course of economic theory. Whole basics of economical theory. Microeconomic. Macro-economic. Basics of national economy]. Edit. Sidorov-ich А. V. Moscow, Delo i Servis Publ., 2001. 832 p.
13. Lapusta M. G., Starostin U. L. Maloe predprinimatelstvo [Small entrepreneurship]. Moscow, INFRA-M Publ., 2004. 454 p.
14. Maloe i srednee predprinimatelstvo v Rossii. [Small and medium entrepreneurship in Russia]. 2014: statisticheski sbornik of Federalnaia slygba gosydarstvennoi statistiki. Moscow, Rosstat Publ., 2014. 86 p.
15. McConnell K. R., Brue S. L. Ekonomiks: principi, problema i politika [Economics: principles, problem and politic]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005. 972 p.
16. Pinkovetskaia J. S. Predprinimatelstvo vRossiiskoiFederacii: genesis, sostoaynie, perspektivi razvitia [Entrepreneurship in the Russian Federation: genesis, condition and perspectives of development]. Ulyanovsk, UlSU Publ., 2013. 226 p.
17. Pinkovetskaia J. S. Small entrepreneurship in the markets of perfect and monopolistic competition. Journal of Modern Competition, 2012, vol. 6, № 2 (32), pp. 3-12 (in Russian, abstr. in English).
18. Rossiiskiistatisticheski ejegodnik [Russian statistical whole year book]. 2014: statisticheski sbornik of Federalnaia slygba gosydarstvennoi statistiki. Moscow, Rosstat Publ., 2014. 693 p.
19. Rubin Yu. B. Russian entrepreneurship as area of russian education. Journal of Modern Competition, 2012, vol. 6, no. 6 (36), pp. 5-8 (in Russian, abstr. in English).
20. Sharigin M. D., Krotov I. I. Fundamental factors of territorial organization small entrepreneurship. Journal of Baltic federal university named by I. Kant, 2014, no. 9, pp. 155-168 (in Russian, abstr. in English).
21. Siropolis N. K. Ypravlenie malim biznesom. Rykovodstvo dlia predprinimatelei [Management of small business. Direction for entrepreneurs]. Moscow, Delo Publ., 1997. 672 p.
22. Sistema nacionalnich schetov. Izdanie Organizacii Obie-dinennih Nacii [System of national accounts. Publication of The United Nations]. No. R. 94. XVII. 4. URL: http:// www.un.org/ru/publications/ (date of access: 15.03.2015).
23. Staticticheskaia klassifikacia vidod ekonomicheskoi de-iatelnosti v Evropeiskom soobshestve (NACE 2,2) [Statistical classification of types economical activity in the European society (NACE 2,2)]. URL: http://www.info24.lv/ru/ nace/sooruznija-i-stroitlni-raboti-F.html (date of access: 15.03.2015).
24. Uslygi i WTO. Portal vneshneekonomicheskoi informacii. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitia Rossiiskoi Federacii [Services and WTO. Site of external economic information. Department of economical development of the Russian Federation]. URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/ information/attendance/trade_and_wto/ (date of access: 20.03.2015).
25. Varian H. R. Mikroekonomika. Promegytochnii yroven. Sovremennii podhod [Microeconomic. Medium level. Modern approach]. Moscow, UNITI Publ., 1997. 767 p.
26. Vedenapin I. E. Definition of stages life cycle of service as one of the methodological aspects of creation system management quality for the sphere of rendering social services. Journal of Ufa state aviation technical university, 2011, no. 5 (45), vol. 15, pp. 216-221 (in Russian, abstr. in English).
J. Pinkovetskaia, Economic analysis and state management department Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia, [email protected]
On the question about types and spheres of activity entrepreneurial structures in Russia
The paper presents the results of research activity in the nowadays in the economy of the Russian Federation sector of small and medium entrepreneurship. As the information base used the data of Federal service of state statistic, legislative materials, describe the classification of types of economical activity and production. Show the indicators, describe the quantity of entrepreneurial structures, their turnover and quantity of workers. Present the analysis of indicators, characterize unit weight subjects of small and medium entrepreneurship in the whole indicators of all enterprises and organizations in our country. Offer the distribution of subjects entrepreneurship in the dependence of made by their types of activity. Choose six fundamental industries, in them enterprises and organizations work. Show that the activity of entrepreneurial structures direct on the production of goods and rendering of services. Consumers of production are population, enterprises and organizations of various forms of property. The analysis that made by the author present, that at present exist the predominance among the subjects of small and medium entrepreneurship, that are specialize on the rendering various services. The paper discuss features and basic characteristic of activity in the sphere of services, that define organization and technology of functioning corresponding entrepreneurial structures. Adduce the tasks of development small and medium entrepreneurship in the Russian Federation.
Keywords: small enterprises, medium enterprises, individual entrepreneurs, types of economical activity, goods, services, turnover, quantity of workers.
About author: J. Pinkovetskaia, PhD in Economics, Associate Professor
For citation: Pinkovetskaia J. On the question about types and spheres of activity entrepreneurial structures in Russia. Journal of Modern Competition, 2015, vol. 9, no. 2(50), pp. 32-45 (in Russian).