ЧЕРТАНОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ окончил Чувашский государственный университет. Аспирант кафедры радиотехники и радиотехнических систем Чувашского университета.
МАЛЫШЕВ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ окончил Чувашский государственный университет. Специалист-программист филиала ОАО Банка «МЕНАТЕП СПб» г. Чебоксары.
УДК 621.365
Л.П. КУРАКОВ, Д.И. ГОТЛИБ
ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
Энергосбытовая деятельность является одной из основных составляющих созданного в России и действующего на сегодняшний день крупнейшего в мире электроэнергетического потенциала, объединенного в уникальную технико-экономическую систему, называемую Единой энергетической системой России (ЕЭС России).
Специфика современных экономических отношений такова, что именно от успеха энергосбытовой деятельности во многом зависят надежность и бесперебойность работы энергосистемы, так как именно получение планируемого объема денежных средств наряду с объемом реструктуризированной дебиторской задолженности позволяет, в том числе, проводить объемы необходимых работ по подготовке энергетического оборудования к несению нагрузки, т.е. в конечном счете гарантировать надежность энергоснабжения потребителей.
Теоретически розничный рынок электроэнергии может функционировать в рамках одной из двух основных моделей:
— монопольной, регулируемой государством, при которой на определенной территории существует только один продавец электроэнергии конечным потребителям;
- конкурентной, при которой на определенной территории работает несколько конкурирующих между собой продавцов и/или поставщиков электроэнергии конечным потребителям.
На протяжении всего периода времени в России действует жесткая монопольная модель розничного рынка электроэнергии. На большей части территории ЕЭС РФ продавцами электроэнергии потребителям являются энергосбытовые подразделения региональных энергосистем (АО-энерго) или так называемые оптовые предприятия-перепродавцы (далее ОПП), которые, в свою очередь, являются клиентами энергосбытовых подразделений.
*
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ (код проекта №03-02-00235).
Цены на электроэнергию, отпускаемую потребителям, устанавливаются региональными органами государственного регулирования (региональными энергетическими комиссиями) в форме тарифов. При этом норма прибыли, закладываемая в тарифе на электроэнергию, - одна из самых низких в реальном секторе экономики страны Эта политика приводит к тому, что значительная часть предприятий электроэнергетики становится убыточной, и их работоспособность обеспечивается за счет интенсивного износа энергооборудования и сокращения ресурса его работы, что в конечном итоге не гарантирует стабильного энергоснабжения потребителей.
Продажа электроэнергии ведется на основе механизма тарифообразования, который не обеспечивает ни учета темпов роста цен в различных отраслях народного хозяйства, ни мотивации потребителя к своевременным платежам и энергосбережению, ни мотивации работников сбытовых подразделений АО-энерго к повышению уровня работы с потребителем. Работа с ФО-РЭМ во многих региональных АО-энерго ведется отдельными подразделениями исполнительного аппарата АО-энерго, не связанными с энергосбытовыми подразделениями, условный экономический эффект увеличения объема продаж при комбинированной выработке генерирующими мощностями не учитывает того, что деньги в этом случае, как правило, должны приходить от бюджетозависимых ОПП тепловой энергии региона, являющимися основными дебиторами АО-энерго и, следовательно, не имеющими возможности оплаты дополнительного текущего потребления, что приводит к увеличению дебиторской задолженности АО-энерго и отрицательно сказывается на финансово-экономических показателях деятельности энергокомпании.
Таким образом, монопольная модель розничного рынка электроэнергии имеет ряд серьезных недостатков, которые, впрочем, присущи любому монопольному рынку:
- у продавцов электроэнергии на розничном рынке нет стимулов к повышению эффективности и качеству оказываемых ими услуг и, соответственно, снижению цен на свои услуги;
- хозяйственная деятельность субъектов розничного рынка абсолютно непрозрачна и зачастую сверхзатратна;
- продавцы электроэнергии на розничном рынке не заинтересованы в снижении цены покупки электроэнергии на оптовом рынке, так как сами непосредственно в процессе покупки, как правило, не участвуют и все их затраты, в том числе и на покупку электроэнергии, включаются в отпускной тариф. Это приводит к увеличению цены электроэнергии на оптовом рынке и, как следствие, для потребителей на розничном рынке;
- для потребителей не созданы стимулы к рационализации потребления электроэнергии;
- постоянно возрастают потери электроэнергии в энергосистемах, которые могут достигать 20%, а в отдельных регионах - 30 и 40% объема отпущенной электроэнергии;
- очень низка инвестиционная привлекательность розничного сегмента отрасли. Как следствие, происходят постоянное старение и выбывание основных фондов субъектов розничного рынка, которые не заменяются на новые и не восстанавливаются.
В июле 2001 г. Постановлением Правительства РФ № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» был заложен принципиально новый этап развития российской энергетики. Предпосылками этого шага явились все вышеперечисленные противоречия в функционировании ТЭК и смежных отраслей, которые особенно ярко проявились в последние несколько лет, основным из которых является то, что существующая структура субъектов и организация отношений между ними на розничном сегменте электроэнергетической отрасли России не обеспечивает ни эффективного функционирования и развития отрасли, ни стимулирования потребителей к энергосбережению.
Создаваемый в результат е реформирования российской энергетики конкурентный розничный рынок электроэнергии определяется как система конкурентных отношений, связанных, прежде всего, с распределением больших объемов электроэнергии, купленных на оптовом рынке, между конечными средними и мелкими потребителями. Продавец электроэнергии на этом рынке, как правило, имеет значительное количество покупателей с относительно небольшими объемами покупок электроэнергии. Основа рынка - двусторонние договора между покупателем/продавцом, технологическим базисом которых являются - распределительные сети, система оперативнодиспетчерского управления и приборы коммерческого учета электроэнергии.
Субъектами конкурентного розничного рынка являются:
- потребители электроэнергии;
- энергосбытовые организации;
- региональные сетевые организации;
- субъекты, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на уровне розничных рынков;
- производители электрической энергии, не участвующие в оптовом рынке электрической энергии.
Необходимость создания конкурентного розничного рынка электроэнергии определяется:
- социальной значимостью - не все покупатели могут сразу выйти на оптовый рынок, но всем необходимо приобретать электрическую энергию;
- экономической целесообразностью уменьшения суммарных транзакционных издержек мелких и средних покупателей по сравнению с теми, которые были бы у них в случае их непосредственного участия в оптовом рынке электроэнергии;
- снижением ценового риска для конечных покупателей путем диверсификации риска (диверсифицированный портфель заказов) и более профес-
сиональной «игры» на оптовом рынке посредников-сбытовиков, включая заключение финансовых договоров (фьючерсов, форвардов и др.).
Внедрение конкурентной модели розничного рынка электроэнергии потребует выполнения ряда условий:
- равный доступ конкурирующих энергосбытовых компаний к покупке электроэнергии на оптовом рынке;
- равный доступ конкурирующих энергосбытовых компаний к технологической инфрастуктурс рынка - услугам сетевых компаний, распределительных компаний и оперативно-диспетчерского управления. Это условие приводит к безусловному требованию разделения конкурентной сбытовой и дистрибьюторской (связанной с распределительными сетями) деятельности;
- отсутствие регулирования цен на электроэнергию, продаваемую потребителям конкурентными энергосбытовыми компаниями;
- наличие эффективной системы государственного регулирования монопольных, включая локальные монополии, и естественно-монопольных видов деятельности на оптовом и розничном рынках, включая предоставление сетевых услуг и диспетчерское управление.
Главными особенностями деятельности энергосбытовых предприятий после реформы энергетики станут: 1) ориентированность энергосбытовой деятельности на получение прибыли от собственной деятельности; 2) приобретение функции «покупки зпектрической энергии» на оптовом рынке энергии для последующей реализации купленной энергии на розничном сегменте рынка; 3) отказ от сбыта тепловой энергии как вида основной деятельности. В соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике» договоры теплоснабжения и водоснабжения, связанные со сбытом тепловой энергии, должны быть переданы компании, являющейся производителем данных услуг генерирующей компании. Безусловно, выделяемые энергосбытовые предприятия могут выступать агентами по сбору платежей с потребителей теплоэнергии, но только по договоренности с генерирующими (тепловыми) компаниями и при желании заниматься данным видом деятельности. Практика зарубежного энергетического бизнеса показывает, что обычно это место занимает компания, работающая как единый агент на рынке коммунальных услуг. (В РФ по такому принципу в данный момент идет создание компании «Российские коммунальные системы», имеющей сеть филиалов по всей стране).
Основная идея конкурентного розничного рынка заключается в том, что на определенной территории будут работать как минимум несколько энергосбытовых компаний, предоставляющих конечному потребителю выбор - у кого из них покупать электроэнергию, и, таким образом, конкурирующих между собой.
Принципиально различной будет деятельность гарантирующего поставщика электрической энергии и конкурентных энергосбытовых компаний.
Гарантирующий поставщик электрической энергии в регионе будет создаваться на основе энергосбытового подразделения АО-энерго. Таким образом, достигается автоматическое правопреемство всех договоров на энергоснабжение, что гарантирует бесперебойность этого процесса в период реформирования. Основой для развития и обеспечения рентабельности гарантирующего поставщика является сбытовая надбавка, размер которой утверждается в РЭК и является неизменным в течение года.
Конкурентные энергосбытовые компании создаются, как правило, для обслуживания крупных энергоемких потребителей в части работы на оптовом рынке энергии. В переходный период их деятельность ограничивается законодательным положением о возможности покупки в секторе свободной торговли оптового рынка энергии не более 30%, в то время как регистрация энергоснабжающих компаний - субъектов ФОРЭМ - практически полностью приостановлена с конца 2003 г. Данная ситуация означает, что все объемы свыше 30% электроэнергии в переходный период конкурентные компании будут вынуждены приобретать у АО-энерго, что минимизирует прибыльность их деятельности. С момента разрешения приобретения 100% электроэнергии в секторе свободной торговли оптового рынка энергии число конкурентных энергосбытовых компаний, несомненно, возрастет. В то же время сбытовая надбавка этих компаний не будет регулироваться РЭК, а только договорными взаимоотношениями с обслуживаемыми потребителями, что, безусловно, создает значительные стимулы к перспективному экономическому развитию данных компаний.
Литература
1. Постановление Правительства РФ о г 11 июля 2001 г. №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике».
3. Нормативные и методические документы РАО «ЕЭС России» в области реформирования энергетики.
КУРАКОВ ЛЕВ ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ родился в 1943 г. Окончил Казанский финансово-экономический институт. Ректор Чувашского государственного университета, доктор экономических наук, действительный член (академик) РАО и ряда российских и зарубежных академий, заведующий кафедрой актуальных проблем экономической теории Чувашского университета. Автор более 500 научных трудов, в том числе более 120 монографий, учебников и учебных пособий.
ГОТЛИБ ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ. См. с. 141 .____________________________