УДК 37.014.543(477)
Коцовская А.С,
аспирант Львовского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины
(Украина, г.Львов)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ АВТОНОМИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье рассматриваются вопросы формирования и использования внебюджетных средств государственных общеобразовательных учреждений, проанализированы основные действующие законодательные и нормативно-правовые акты в этой области, приведен опыт государственного управления автономией образовательных учреждений в России, подготовлены предложения по усовершенствованию законодательства Украины.
Ключевые слова: финансовая автономия, внебюджетные средства, собственные поступления, бюджетные учреждения, правовой статус.
В современных условиях развития рыночных отношений в экономике постсоветских государств проводимые реформы в сфере образования наряду с другими направлениям, касаются совершенствования механизма финансирования общеобразовательных учреждений путем расширения их самостоятельности в распоряжении финансовыми ресурсами и повышения эффективности их использования.
Государственная образовательная политика в Украине направлена на обеспечение конституционного права граждан на получение качественного образования, в частности бесплатного полного общего среднего образования в государственных и коммунальных образовательных учреждениях. Бюджетное финансирование занимает одно из важнейших мест в комплексе механизмов государственного управления сферой образования и отдельных образовательных учреждений. За последние годы расходы государственного и местных бюджетов на образование в Украине существенно возросли, в том числе в 2012
ЗА РУБЕЖОМ
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
году — на 17,7% к предыдущему году и составили 101,5 млр. грн. При этом расходы на общее среднее образование составляют значительную часть сводного бюджета на образовательную отрасль — около 42%'. Несмотря на позитивную динамику, объемы бюджетных средств остаются недостаточными для обеспечения эффективного функционирования и дальнейшего развития образовательных учреждений.
В условиях ограниченного бюджетного финансирования особую актуальность приобретают вопросы привлечения средств за счет дополнительных источников финансовых ресурсов. Так, одним из заданий, подлежащих выполнению в соответствии с Национальной доктриной развития образования, определено формирование многоканальной системы финансового обеспечения. При этом среди базовых принципов финансирования выделяется четкое разграничение бюджетного и внебюджетного финансирования деятельности образовательных учреждений2.
Вместе с тем Национальной стратегией развития образования в Украине на 2012 — 2021 годы в направлении модернизации системы управления образованием предусмотрены децентрализация управления и дальнейшее развитие системы государственно-общественного управления, разработка системы мероприятий по реализации идеи автономии образовательных учреждений, расширения их прав и возможностей в области финансово-хозяйственной самостоятельности3.
Финансово-экономические проблемы сферы образования вызывают значительный интерес среди ученых. Так, совершенствованию механизма финансирования системы образования посвящены научные разработки российских ученых
A. Вифлиемского, Л. Гребнева, Г. Клячко,
B. Сенашенко, В. Тадтаевой, А. Фурсенко, И. Федоровой. Актуальные вопросы, касающиеся привлечения и использования внебюджетных средств высшими образовательными учреждениями как источника их дополнительного финансирования, рассматриваются украинскими исследователями Б. Деревянко, А. Куликовым, М. Курко, Н. Сас, О. Тягушевой, Р. Якубовским.
Несмотря на значительное число публикаций в этой области, недостаточно разработанными остаются вопросы совершенствования механизма государственного управления финансовой автономией общеобразовательных учреждений, в частности формирования и эффективного использования внебюджетных источников финансирования, а также предоставления самостоятельности в распоряжении финансовыми ресурсами.
Так, исследуя базовые механизмы государственного управления развитием общего среднего образования в Украине, Паращенко Л.И. отмечает, что перманентной проблемой, требующей решения со стороны государственного управления образованием, является действующая модель механизма финансирования общего среднего образования, которая не способна обеспечить реальные потребности функционирования и развития учебных заведений. Эта модель содержит ряд проблем, в частности, «при сегодняшних условиях распределения средств и уровня финансово-управленческой подготовки отдельных директоров школ нельзя достичь реальной автономии учебных заведений, способствующей эффективному использованию средств и развитию школы»4.
Украинские ученые Даниленко Л.И., Ка-рамушка Л.М. высказывают убеждение, что оздоровление образования возможно лишь при условии кардинальной реконструкции системы бюджетного финансирования и обеспечения широкого привлечения в отрасль внебюджетных средств. Как считают авторы, новая система финансирования образования представляется многоканальной, предполагает участие потребителей образовательных услуг в процессах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов5.
Поддерживая эту точку зрения, Тро-пина В.Б. подчеркивает, что эффективность использования финансовых ресурсов, выделенных на образование, может быть достигнута при условии соблюдения ряда базовых принципов, среди которых особенно важным является создание организационно-экономических и правовых
условий для оптимального объединения в сфере образования бюджетных и внебюджетных средств6.
Исследуя состояние финансирования образовательной отрасли в Украине, Курко М.Н. делает вывод, что финансовое обеспечение образования не может осуществляться лишь за счет бюджета, поскольку законодательно установленные образовательные стандарты не отвечают возможностям их бюджетного обеспечения. В условиях ограниченных бюджетных ресурсов основная цель привлечения внебюджетных источников финансирования — обеспечение эффективного функционирования и дальнейшего развития учебных заведений. Автор считает, что привлечение внебюджетных средств является одной из основных предпосылок укрепления финансового состояния образовательных учреждений. Вместе с тем внебюджетное финансирование не может заменять бюджетное, а должно его только дополнять7.
Такое же мнение высказывает Якубовский Р.В. Изучая правовые аспекты финансирования учебных заведений из альтернативных источников, ученый отмечает, что в современных условиях для решения проблемы обеспечения необходимыми средствами для развития образовательных учреждений государство кроме бюджетных средств разрешает привлекать альтернативные финансовые ресурсы. Но «альтернативные источники необходимо рассматривать как дополнительные денежные средства, а не как средство замещения или компенсации бюджетных ресурсов. При этом дополнительные денежные средства должны направляться на собственные потребности учебных заведений»8.
Куликов А.И., рассматривая вопросы финансирования высших образовательных учреждений, отмечает, что в условиях реформационных преобразований в украинском обществе и трансформационных процессов в системе образования «ведущая роль государства состоит не только в привлечении различных финансовых ресурсов, а и в формировании разветвленной, гибкой модели финансового обеспечения системы высшего образования, которая должна предусматривать целый комплекс
мероприятий и инструментов стимулирующего характера и одновременно включать усовершенствованный экономический механизм управления отраслью»9. Как считает автор, решение проблем, связанных с финансовым обеспечением деятельности образовательных учреждений, требует внедрения новых методов и видов финансирования за счет государственных средств и расширения внебюджетных источников формирования финансовых ресурсов образовательных учреждений10.
Разрабатывая предложения по совершенствованию механизма финансирования образования в России, Тадтаева В.В. делает вывод: «Эффективное использование финансовых средств представляется возможным в первую очередь на путях децентрализации управления ими, т. е. расширения возможностей непосредственно учебных заведений, что предполагает инициирование процессов финансового саморегулирования в общей системе об-разования»11.
Другие российские исследователи Федорова И.Ю., Елистратова Е.Ю. высказывают мнение, что в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики для повышения эффективности механизма финансирования необходимы структурные реформы, направленные как на рационализацию бюджетных расходов, так и на оптимизацию внебюджетного финансирования и привлечение других источников. Авторы указывают, что очень важно разработать эффективный механизм привлечения в отрасль частных инвестиций. Для этого, в частности, необходимо использовать целенаправленную политику привлечения средств из внебюджетных источников, отсутствующих в большинстве школ, а также расширить самостоятельность образовательных учреждений путем предоставления им экономической и юридической независимости, увеличения их открытости и общественного участия в управлении школами12.
В соответствии с Законом Украины «Об образовании» самоуправление образовательных учреждений предусматривает их право, в частности, на самостоятельное решение вопросов экономической и
ЗА РУБЕЖОМ
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
финансово-хозяйственной деятельности, а также самостоятельное использование всех видов ассигнований. В современных условиях общеобразовательное учреждение (далее — ООУ) является юридическим лицом. Государственные (коммунальные) ООУ имеют статус бюджетных учреждений, которые согласно Бюджетному кодексу Украины полностью содержатся за счет государственного или местного бюджета и являются бесприбыльными. Вместе с тем законом предусмотрена возможность финансирования государственных образовательных учреждений также за счет дополнительных источников13.
Финансовое обеспечение ООУ осуществляется согласно смете доходов и рас-
ходов, составные части которой — общий и специальный фонды. Общий фонд составляют средства соответствующего бюджета. Источниками формирования специального фонда являются собственные поступления ООУ. Бюджетным кодексом Украины установлен перечень собственных поступлений бюджетных учреждений, а также направления их использования. Так, собственные поступления подразделяются на две группы: первая — поступления от платы за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями; вторая
— другие источники собственных поступлений14. Каждая группа собственных поступлений ООУ подразделяется соответственно на подгруппы (рис. 1).
Рис. 1 — Источники собственных поступлений государственных (коммунальных) ООУ
Использование собственных поступлений также регламентировано по каждой группе и подгруппе: на покрытие затрат, связанных с организацией и предоставлением платных услуг, согласно их основной и дополнительной хозяйственной деятель-
ности; содержание, ремонт и приобретение имущества ООУ; хозяйственные нужды, в том числе оплату коммунальных услуг и энергоносителей, — первая группа; на организацию и выполнение целевых программ и мероприятий — вторая группа.
Как показывает практика, основным источником финансирования ООУ являются бюджетные средства, а доля собственных поступлений остается незначительной и в большинстве школ вообще отсутствует. На наш взгляд, такая ситуация обусловлена рядом причин, среди которых — неэффективность механизма формирования и использования средств из внебюджетных источников, отличающегося излишней регламентацией. В свою очередь, это требует от руководителя ООУ знания значительного количества законодательных и нормативно-правовых актов и владения компетенциями по финансовому менеджменту, а большинство из них имеют педагогическое образование.
Так, согласно новой редакции Бюджетного кодекса Украины собственные поступления ООУ включены в доходы бюджета. С введением этой законодательной нормы использование собственных средств подлежит такому же контролю, как и собственно бюджетные средства (общий фонд). Поскольку направления использования каждой группы собственных поступлений четко регламентированы, то нарушение установленного порядка влечет за собой применение соответствующих штрафных санкций.
Также нормативно-правовыми актами регламентирован перечень платных услуг, которые могут предоставляться государственными (коммунальными) учебными заведениями, и порядок предоставления платных образовательных и других услуг государственными (коммунальными) учебными заведениями.
В частности, в сфере образовательной деятельности предусмотрено:
— проведение сверх установленных учебными планами консультаций, кружков, факультативов по научным, техническим, художественным, туристическим, экологическим, спортивным, оздоровительным и гуманитарным направлениям;
— организация, проведение во вне-учебное время (в т.ч. в каникулы, праздничные, выходные дни) мероприятий по образовательным, научным, техническим, художественным, туристическим, экологическим, спортивным, оздоровительным
и гуманитарным напрявлениям, кроме финансируемых за счет средств общего фонда государственного и местных бюджетов;
— проведение для граждан лекций, консультаций по вопросам науки, техники, права, культуры, искусства, физической культуры, спорта, туризма, краеведения и т.п.
Другие платные услуги ООУ разрешается предоставлять в соответствии с перечнем в сферах: охраны здоровья, отдыха, досуга, оздоровления, туризма, физической культуры и спорта; бытовых услуг; жилищнокоммунальных услуг, а также иные услуги (аренда помещений, оборудования; полиграфические, переплетные услуги; производство и реализация продукции общественного питания; доступ к Интернету для лиц, не обучающихся и не работающих в ООУ)15.
Также действующим порядком установлено, что стоимость платных услуг определяется на основании экономически обоснованных затрат на ее предоставление. Составными частями стоимости являются:
— затраты на заработную плату работников (должностные оклады, доплаты, надбавки, другие выплаты обязательного характера, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами);
— начисления на заработную плату в размерах согласно законодательству;
— непосредственные затраты на оплату услуг других организаций (коммунальные услуги и энергоносители, услуги связи и т.п.);
— капитальные затраты (капитальный ремонт помещений и оборудования, приобретение учебного, лабораторного оборудования, библиотечных фондов, программного обеспечения и т.п.) в размере до 10 процентов стоимости платной услуги;
— индексация заработной платы, другие затраты согласно законодательству16.
Одновременно указанный порядок содержит требование о зачислении средств, полученных государственными (коммунальными) ООУ от предоставления платных услуг, на соответствующие счета в органах Государственного казначейства Украины и использовании согласно смете доходов и затрат ООУ соответственно законодательству.
Кроме того, нормативно-правовыми актами регламентировано привлечение и
ЗА РУБЕЖОМ
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
использование собственных поступлений, относящихся ко второй группе, в частности благотворительных взносов. Так, Законом Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определены основные сферы благотворительной деятельности, в том числе образование и виды благотворительной деятельности17. Соответствующими постановлениями Кабинета Министров Украины утвержден порядок получения благотворительных взносов от юридических и физических лиц бюджетными образовательными учреждениями18, а также порядок распределения товаров, полученных в качестве благотворительной помощи, и контроля за целевым распределением благотворительной помощи в виде предоставленных услуг или выполненных работ19.
Соблюдение требований указанных документов в условиях отсутствия должностей бухгалтеров в ООУ (большинство обслуживается централизованными бухгалтериями) значительно усложняет процесс получения-передачи благотворительных взносов и способствует их «уводу в тень». По мнению исследователей, несмотря на необходимость обязательного отображения в бухгалтерском учете поступлений от благотворительности в форме финансовой и материальной помощи либо в виде работ и услуг, на практике данные отчетности не соответствуют ее реальным объемам. В связи с этим органы управления образованием вынуждены неоднократно обращать внимание руководителей образовательных учреждений на персональную ответственность за нарушение нормативно-правовых актов в области привлечения благотворительной помощи.
Следует отметить, что согласно Налоговому кодексу Украины ООУ как бесприбыльные учреждения освобождаются от налогообложения20. Соответственно положением о регистрации бесприбыльных учреждений и организаций установлено, что «доходы бесприбыльных организаций..., в т.ч. доходы заведений и учреждений образования, зачисляются в составе сметы (на специальный счет) для содержания таких бесприбыльных организаций и используются исключительно на фи-
нансирование затрат такой сметы (в т.ч. финансирование хозяйственной деятельности, предусмотренной их статутами), рассчитанной и утвердженной в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины»21.
Таким образом, порядок формирования и использования внебюджетных средств ООУ аналогичен бюджетному финансированию, излишне регламентирован и фактически лишает школы какой-либо самостоятельности в принятии эффективных решений, касающихся финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем действие указанных норм в условиях ограниченного бюджетного финансирования снижает заинтересованность ООУ увеличивать собственные поступления как источник дополнительного финансирования и препятствует реальной автономии ООУ.
На наш взгляд, такая ситуация обусловлена в первую очередь сегодняшним организационно-правовым статусом ООУ
— бюджетного учреждения. Очевидно, что в рыночных условиях ООУ одновременно приобретает черты и субъекта предпринимательской деятельности, не имеющего цели получения прибыли, что вызывает необходимость внедрения соответствующих организационных форм деятельности.
Исследуя вопросы правового статуса государственных учреждений в России, Грушина А.А. отмечает, что реформирование статуса государственных (муниципальных) учреждений стало насущной потребностью, продиктованной как экономическими причинами, так и необходимостью более гибкого взаимодействия государства с отраслевыми объектами социально-культурного комплекса. «От ведомственной опеки как наследия прошлого государство намерено перейти к механизму партнерства, контрактным отношениям, четкому планированию конкретного результата, поощрению начал самоорганизации, творческой активности и инициативы бюджетополучателей» путем создания государственных учреждений нового типа — государственных автономных учреждений, которые, по мнению автора, должны занять достойное место при формировании более оптимальной
системы государственного управления в сфере образования22.
В связи с этим вызывает интерес зарубежный опыт совершенствования механизма государственного управления ООУ, в частности в области создания автономных образовательных учреждений в России.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является автономия образовательных организаций, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансовоэкономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами и уставом образовательной организации23.
Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Законодательно определено, что «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участника-ми»24. Некоммерческие организации по типам подразделяются на автономные, бюджетные, казенные. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления, в том числе в сфере образования25.
Автономные образовательные учреждения осуществляют деятельность согласно установленному учредителем государственному (муниципальному) заданию по показателям, характеризующим качество, объем предоставляемых услуг и категории потребителей. Финансовое обеспечение задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления
субсидий на возмещение затрат на оказание услуг. Нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Также автономному учреждению предоставляются субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем.
Важно отметить, что доходы автономного учреждения не относятся к доходам бюджета, они остаются в его самостоятельном распоряжении и используются для достижения уставных целей. В отличие от бюджетных учреждений автономные учреждения не обязаны осуществлять все операции с безналичными денежными средствами через лицевые счета, открытые в Федеральном казначействе, а могут открывать счета в коммерческих банках. Кроме того, они вправе получать банковские кредиты, дивиденды, приобретать акции.
Таким образом, в России возможности автономных образовательных учреждений по формированию и распоряжению финансовыми средствами значительно расширены, что способствует повышению эффективности их использования и, как показывает опыт, росту заработной платы работников. Вместе с тем механизм государственного управления автономным образовательным учреждением трансформирован в механизм государственного регулирования его деятельности, сочетающегося с самоуправлением ООУ.
В результате проведенного исследования можна сделать вывод, что механизм государственного управления финансовой автономией ООУ в Украине, в частности формирования и эффективного использования внебюджетных источников финансирования, а также предоставления самостоятельности в распоряжении финансовыми ресурсами, является неэффективным и требует реформирования.
С целью усовершенствования механизма государственного управления финансовой автономией ООУ нами разработаны следующие предложения:
ЗА РУБЕЖОМ
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
— внести изменения и дополнения к Закону Украины «Об образовании», касающиеся определения статуса образовательных учреждений как автономных, в частности субъекта предпринимательской деятельности, не имеющего цели получения прибыли,
— некоммерческой организации в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины;
— внести изменения в Бюджетный кодекс Украины и соответствующие нормативно-правовые акты в части исключения внебюджетных поступлений образовательных учреждений из бюджета;
— предоставить право образовательному учреждению самостоятельно разрабатывать и утверждать смету собственных поступлений, принимать решение о распоряжении средствами специального фонда на свое усмотрение с
привлечением органов самоуправления (совет ООУ, опекунский совет и т.п.), а также открывать счета для осуществления операций, касающихся собственных поступлений, и в других банках, кроме отделений Государственного казначейства.
Принятие указанных законодательных норм и осуществление перехода бюджетных учреждений к новым организационным формам в условиях ограниченного бюджетного финансирования будут способствовать их реальной автономии в принятии эффективных решений, касающихся финансово-хозяйственной деятельности, повышению заинтересованности ООУ в увеличении собственных поступлений как источника дополнительного финансового обеспечения их функционирования и развития.
1 Информация о выполнении Государственного бюджета за 2012 год. [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id = 364385cat_id = 77446
2 Национальная доктрина развития образования, утвержденная Указом Президента Украины от 17.04.2002 №347/2002 [Електронний ресурс] — Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/347/2002
3 Национальная стратегия развития образования на 2012 — 2021 годы. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mon.gov.ua/index.php/ua/pro-ministerstvo/normativno-pravova-baza
4 Паращенко Л.І. Державне управління розвитком загальної середньої освіти в Україні: методології, стратегії, механізми: Монографія. — К.: Майстер книг, 2011. — 536 с. С. 350.
5 Освітній менеджмент: навч. посібник / [за ред. Л. Даниленко, Л. Карамушки]. — К.: Шкільний світ, 2003. — 400 с.
6 Тропіна В.Б. Бюджетне забезпечення соціальної функції держави в Україні // Фінанси України.
2008. № 5. С. 15.
7 Курко М.Н. Правові засади цільового використання фінансових ресурсів у сфері вищої освіти // Форум права. 2010. № 3. С.227-233, с. 227.
8 Якубовський Р.В. Правові проблеми фінансування навчальних закладів із альтернативних джерел // Фінансове право. 2012. № 4. С. 98 — 101, с.98.
9 Куліков А.І. Фінансування діяльності вищих навчальних закладів // Науково-виробничий журнал «Держава і регіони», серія: Економіка та підприємництво. 2012. №1. С.213-217, С.213.
10 Куліков А.І. Фінансування вищої освіти України за рахунок позабюджетних коштів// Науково-виробничий журнал «Держава і регіони», серія: Економіка та підприємництво. 2012. №4. С.195-200, С. 195.
11 Тадтаева В.В. Совершенствование механизма финансирования образования: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. Б., 2007. 207 с.
12 Федорова И. Ю., Елистратова Е. Ю. Совершенствование механизма финансирования системы образования // Финансовый журнал. 2012. №1. С.149-158.
13 Закон Украины от 23.05.1991 №1060-ХІІ «Об образовании» с изменениями и дополнениями. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/1062-12.
14 Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 №2456-VI. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2017-14.
15 Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, принадлежащими к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.08.2010 г. № 796 с изменениями. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://zakon4.rada.gov. ua/laws/show/796 — 2010 — %D0%BF
16 Порядок предоставления платных образовательных и других услуг государственными (коммунальными) учебными заведениями, утвержденный общим приказом Министерства образова-
ния Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономики Украини от 23.07.2010 № 736/902/758 с изменениями. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/z1196—10
17 Закон Украины от 05.07.2012 №5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/
show/5073—17
18 Порядок получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, охраны здоровья, социальной защиты, культуры, спорта и физического воспитания для потребностей их финансирования, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 04.08.2000 №1222 с изменениями. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1222 — 2000-%D0%BF
19 Порядок распределения товаров, полученных как благотворительная помощь, и контроля за целевым распределением благотворительной помощи в виде предоставленных услуг или выполненных работ, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 17.08.1998 №1295 с изменениями. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1295 —
98-%DO%BF
20 Налоговый кодекс Украины. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://kodeksy.com.ua/ podatkovij_kodeks_ukraini/statja_157.htm
21 Положение о регистрации бесприбыльных учреждений и организаций, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2013 №37. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/z0267-13
22 Грушина А.А. К вопросу о правовом статусе государственных автономных учреждений // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 69-73, С. 69, 70.
23 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974
24 Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческой организации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://consultant.ru/popular/nekomerz
25 Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://consultant.ru/cons_doc_LAW_138618
Kotsovska A.S., e-mail: [email protected]
A post-graduate student of the Lvov regional Institute of state management of National Academy of state management under the President of Ukraine (Ukraine, Lvov) IMPROVEMENT OF THE STATE MANAGEMENT MECHANISM OF FINANCIAL AUTONOMY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The article examines the formation and use of extra-budgetary funds of state educational institutions, the main current legislative and regulatory acts in this field are analyzed, the experience of government autonomy of educational institutions in Russia is presented and suggestions for improvement of the legislation of Ukraine are offered.
Key words: financial autonomy, extra-budgetary funds, own revenues, budgetary institutions, legal status.
ЗА РУБЕЖОМ