АВТОНОМНОСТЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ
В. Ю. МЕЛИХОВ
В статье обосновано, что относительная автономность является необходимым переходным этапом трансформации отношений собственности высшей школы, так как обеспечивает накопление условий для обеспечения хозяйственной самостоятельности за счет скоординированного достижения ряда задач высшей школой (обеспечение образовательного процесса кадрами и инновационными образовательными программами, что позволит в дальнейшем стать конкурентоспособной в сфере реализации образовательных услуг; поиск и реализация дополнительных источников для наращивания материальной базы) и государством (разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей трансформацию отношений собственности в части разграничения прав высшей школы и государства; определение порядка и критериев отнесения вуза к образовательному учреждению, автономному учреждению и государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации).
Ключевые слова: высшая школа, автономность высшей школы.
Становление постиндустриального общества связывается с его модернизацией, т. е. с изменениями в сфере управления, повышением роли национальных государств, с демократизацией и стиранием традиционных наследственных социальных различий, с возрастанием роли науки и образования, с рационализацией мышления как последствиями научно-технической революции.
Роль высшей школы в становлении постиндустриального общества подчеркивали многие ее выдающиеся мыслители. Еще в начале века В. И. Вернадский высказал актуальную на сегодняшний день идею, что гибель или упадок высшей школы -национальное несчастье, так как подрывается одна из основных ячеек существования науки [1].
Национальная система образования характеризует процесс и результат усвоения новым поколением теоретических знаний, навыков и умений, выработанных предшествующими поколениями как данной страны, так и мировым сообществом в целом. Образование - это единство передачи и усвоения естественнонаучных и нравственных знаний. Важно отметить характерные черты высшей школы по отношению к другим образовательным и научным системам и по отношению к хозяйственным комплексам в целом [3]:
- уникальная система, одновременно воспроизводящая источник знания (науку); носителя знания (преподавателя); объект и субъект знания (студента);
- открыто-замкнутая система (открытая -зависит от целей, потребностей, ресурсов общест-
ва, замкнутая - воспроизводит себя, осуществляя процесс: студент - новый преподаватель - студент);
- система, функционирование которой дает ярко выраженный интегральный народнохозяйственный социально-экономический эффект от своей деятельности. Высшая школа не только готовит специалистов для народного хозяйства, но и обеспечивает возможности расширенного воспроизводства общества;
- монополист - на сферу деятельности, чистый монополист - на сферу образования и олигополист - на сферу науки. А это означает, что в случае распада адекватной замены ей нет;
- временной лаг формирования потенциала высшей школы продолжителен, он требует усилий нескольких поколений преподавателей и ученых.
Таким образом, высшую школу целесообразно представить в качестве компонента экономической системы, который стремится к реализации имеющегося у нее потенциала по развитию креативноинтеллектуальных способностей личности с целью обеспечения перехода на инновационно-интеллектуальный этап постиндустриального общества.
На современном этапе развития общества доступность образования подменяется его массо-визацией. Опасность массовизации в современном мире заключается в господстве «усредненного человека, что противоречит переходу на инно-вационно-интелектуальный этап, особенностью которого является наличие высоких креативных и интеллектуальных способностей. Проведенные
исследования показывают: одаренных людей примерно 5 %, а людей со средними способностями -так называемая норма (в которой выделяется сниженная норма, средняя и высокая норма) -в целом 83 % населения. Около 12 % населения не смогут получить высшее образование, так как у них недостаточно способностей. Таким образом получить образование могут 88 % населения, из которых 83 % - это люди со средними способностями, и вузовская образовательная среда должна быть настроена на обучение людей со средними способностями, что также препятствует эволюционированию современного этапа в инновационно-интеллектуальный» [6].
Обеспечить мультипликативное приращение знаний способны только 5 % населения, однако ни их способности, ни мотивированность к приращению знаний не учитываются в организации учебного процесса и в реализации их способностей в процессе обучения, и их развитие не стимулируется. В данном случае необходима индивидуализация функционирования высшей школы по отношению к тем, у кого есть способности.
Общей проблемой всех вузов как российских, так и зарубежных является нехватка финансовых ресурсов для выполнения желаемых программ и целевых установок в сфере образовательной, научной, внедренческой, социальной и воспитательной деятельности [7]:
- общий дефицит финансовых средств (в «нормально» развивающемся вузе дефицит финансовых средств - объективная реальность и нормальные условия его жизнедеятельности);
- сезонность поступления финансовых средств (именно существование узкой диверсифицированной финансовой базы вуза, представленной, в основном, платными образовательными и научно-исследовательскими услугами, приводит к сезонности поступления финансовых средств. Можно отметить два пика поступления доходов. Для научно-исследовательских работ - январь, для образовательных услуг - март, август. То есть определенное время (почти пять месяцев) вуз испытывает дефицит поступления финансовых ресурсов. Что, в свою очередь, сдерживает темпы развития вуза и препятствует реализации им своих программных целей);
- малая эффективность дискретности источников финансовых средств (малый структурный вес в доходах вуза от производственной, венчурной, предпринимательской, досуговой и иной деятельности является основным условием сохранения сезонности поступления финансовых средств);
- низкий уровень финансового менеджмента (в реальности большинство руководителей вузов не имеют специальной экономической подготовки, а являются учеными в конкретной области знаний. Это препятствует их эффективному руководству поступлением и расходованием финансовых потоков);
- минимум здорового предпринимательства в вузе (предпринимательство вуза это не только платные образовательные услуги. Это и создание реального комплекса иных услуг в сфере науки, бизнеса, досуга и т. д. Сегодня ситуация такова, что минимальность принципов предпринимательства резко сокращает реальность вуза расширить источники и увеличивать объемы своей финансовой базы).
Для обеспечения мультипликативного приращения знаний (реализации интегрированной инновационно-интеллектуальной функции) высшая школа должна действовать на рынке как полноправный экономический агент: обладать маневренностью, возможностью получать доходы от продажи интеллектуальных продуктов своей деятельности, чем привлекать креативно-интеллектуальные ресурсы. Необходимым условием реализации имеющегося у высшей школы потенциала на этапе становления постиндустриального общества должна стать индивидуализация ее организационно-экономической деятельности.
В общем виде индивидуализация представлена как процесс и результат совмещения индивидуальных требований, ценностно-нормативных предписаний, ожиданий определенных действий и качеств, необходимых для эффективного выполнения общественной роли, со спецификой потребностей, свойств и деятельности индивидов, т. е. персонифицированной формой реализации своих функций [4].
Автором в данной связи определен вектор трансформации отношений собственности к усилению самостоятельности, включающий следующие этапы:
1. Подготовительный этап:
а) первый шаг - осознание необходимости трансформации отношений собственности (данный этап пройден);
б) разграничение сфер, которые должны подвергнуться частичной, а какие полной трансформации отношений собственности (имущественные, отношения в сфере образовательной деятельности.
2. Частичная автономность:
а) первый шаг - передача правомочий собственности вузу как корпорации, но с установлени-
ем ограничений в сторону неуменьшения материальной базы вуза;
б) второй шаг - разграничение отраслей подготовки кадров вуза с точки зрения возможности их участия в предпринимательской деятельности.
3. Хозяйственная самостоятельность:
а) первый шаг - проработка механизма государственного контроля за образовательным процессом;
б) второй шаг - обеспечение высшей школы всеми правомочиями в отношении собственности. Приватизация в социальной сфере имеет свои особенности, которые определяются спецификой ее деятельности, организации и функциональной направленности; конкретно-историческими условиями развития той или иной страны (традициями либерализма или государственного патернализма) и состоянием экономики, государственных финансов в период перехода к рынку, уровнем покупательной способности и дифференциации доходов населения. Поскольку высшая школа является важнейшей отраслью социальной сферы, концепция приватизации в ее системе должна базироваться на вышеуказанных принципах и положениях. Природу и границы приватизации в высшей школе возможно выявить, опираясь на теорию общественного блага и внешних эффектов в рыночной экономике.
Поскольку услуги высшей школы являются в большинстве своем смешанно-общественными благами, механизм их воспроизводства строится на следующий принципах:
- смешанная экономика, предполагающая существование как государственных вузов (в определенных сферах науки), так и автономных некоммерческих организаций;
- некоммерческое хозяйствование в совокупности с выполнением функций экономического агента (получение прибыли - не главный мотив, основой является наиболее эффективное и полное обеспечение учебного процесса и практической деятельности);
- сочетание платности и бесплатности (с возмещением затрат в виде государственного заказа) высшего образования для граждан;
- финансирование на рыночной основе (источником финансовых средств является доход, получаемый коммерческими предприятиями, осуществляющими деятельность на рынке, где работниками являются студенты старших курсов).
Предлагаемый концептуальный подход позволяет сформировать стратегическое направление развития системы высшего образования
в стране, однако требует дальнейшей более детальной проработки.
Поэтапная трансформация отношений собственности требует введения новых типов (статусов) вузов [4]:
ОУ (образовательные учреждения) останутся наиболее близкими к бюджетным. Но в отличие от них смогут покупать на свои внебюджетные деньги имущество, оборудование, а также полностью распоряжаться им. Единственное, что они не смогут сделать, - это использовать не по назначению то имущество, которое им дал учредитель.
АУ (автономные учреждения) более самостоятельны. Государству будут принадлежать только основные фонды - учебные корпуса, общежития, лаборатории, наиболее ценное оборудование. По сути, это будет полугосударственное учебное заведение.
ГМАНО - государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация. Она может полностью распоряжаться всем имуществом, брать любые кредиты, сдавать в аренду помещения и пр.
АНО - автономная некоммерческая организация. Полностью самостоятельная образовательная организация, которая, наряду с образовательным процессом (лицензируемым и частично контролируемым государством), действует на рынке как самостоятельный экономический агент.
Развитие общественных отношений и их рыночного характера, участие в социально ориентированной экономике настоятельно диктует формирование базы перехода к новому типу организации работы университета: к государственному автономному некоммерческому учреждению высшего профессионального образования (АНО).
Если принять во внимание, что вуз является, по большей части, организацией бесприбыльной в силу смешанного финансирования и употребления получаемой по хоздоговорным НИОКР прибыли на цели развития материально-технической базы и проведение фундаментальных исследований, то станет ясно, что необходимо достижение полной передачи в собственность имущества вуза. Как отмечает В. А. Каменецкий и В. П. Патрикеев, для общества важно, чтобы любой вид деятельности, признанной обществом полезной, осуществлялся с максимальной эффективностью [2].
Автономность образовательных учреждений -это один из важных принципов государственной политики в области образования. В Законе РФ «Об образовании» законодатель напрямую связывает проблему автономности образовательных учреждений с реализацией принципа демократи-
ческого, государственно-общественного характера образования (п. 6 ст. 2).
Под автономией высшего учебного заведения в комментируемом законе понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансовохозяйственной и иной деятельности. Применительно к современному этапу хозяйствования в отношении высшей школы содержание категории «автономность» следует дополнить самостоятельностью в осуществлении организационноэкономической деятельности.
Однако принцип автономии высшего учебного заведения не должен пониматься как некая гарантия «бесконтрольности» и «безнаказанности» вуза: он не означает выведения вуза из-под контроля органов, наделенных соответствующими полномочиями, и предполагает применение установленных законом санкций (неблагоприятных последствий) в случае нарушения вузом условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией.
На этапе частичной автономности для статуса организации характерно следующее:
1. Имущество автономной некоммерческой организации, формируемое за счет передачи части имущества государством и добровольных взносов ее учредителей, поступает в собственность самой АНО.
2. Высшим органом управления АНО, имеющим исключительную компетенцию, является коллегиальный орган во главе с ректором.
3. К компетенции высшего органа относятся такие вопросы, как: изменение устава АНО; определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полно-
>■
мочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации; создание филиалов и открытие представительств; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация АНО.
На данном этапе основными задачами государства являются [5]:
- разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей трансформацию отношений собственности в части разграничения прав высшей школы на владение, распоряжение и пользование;
- определение порядка и критериев отнесения вуза к образовательному учреждению, автономному учреждению и государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации.
Основными задачами высшей школы на данном этапе являются:
- усиление обеспечения образовательного процесса кадрами и инновационными образовательными программами, которые позволят в дальнейшем при полной самостоятельности хозяйствования стать ему конкурентоспособным в сфере реализации образовательных услуг;
- поиск и реализация дополнительных источников для наращивания материальной базы:
Формирование внутривузовского стабилизационного фонда. Средства вуза должны аккумулироваться. При этом их определенная часть, особенно если она по тем или иным причинам остается свободной от выполнения текущих функций вуза, накапливается на специальном счете. Условно его можно назвать «Внутривузовский стабилизационный фонд». Условно данный процесс показан на рисунке 1.
•*
Внутривузовский стабилизационный фонд
Традиционные финансовые источники Новые финансовые источники
- Госбюджет - Непрофильная деятельность
- Региональные бюджеты - Благотворительные фонды
- Работодатели - Венчурные фонды
- Население - Иностранные инвестиции
- Гранты - Эндаумент-фонд и др.
- Профильная деятельность вуза і г
Жизнедеятельность вуза
Рис. 1. Внутривузовский стабилизационный фонд
Расширение диверсифицированной финансовой базы. Эта проблема постоянно находится в центре внимания вуза. Однако следует констатировать, что, несмотря на определенные изменения, связанные с выигранным вузом грантом в 2007 г., основным источником внебюджетного финансирования остается дополнительные образовательные услуги.
Повышение эффективности финансового менеджмента. Данный момент остается для нормальной жизнедеятельности вуза одним из опорных. За последние годы в планово-экономической и бухгалтерской службах фактически ликвидировали текучесть кадров. Все должности в этих подразделениях заняты высококлассными специалистами с высшим экономическим образованием. Необходима переориентация в деятельности финансовых служб на учет специфики коммерческой организации, а не бюджетной, как это было принято.
Развитие комплексной системы долгосрочного, среднесрочного и текущего прогнозирования. В частности, именно из-за вышеназванных параметров экономических служб в вузе не нашло широкого и комплексного использования система долгосрочного, т. е. на 5-10 лет, среднесрочного, т. е. от 1 года до 5 лет, и текущего, т. е. ежемесячного прогнозирования. Университет не имеет стратегического финансового плана. Такой порядок вещей снижает потенциальные возможности вуза целенаправленно и планово распоряжаться своими существующими и потенциальными финансовыми ресурсами. Вывод ясен и однозначен. Такая система должна быть создана. И не в далеком будущем, а непосредственно в рамках данного учебного года, а еще лучше, если ее основные элементы нашли уже свое отражение при составлении финансового прогноза на 2008 г.
Формирование климата предпринимательства в университетском сообществе. Эффективная реализация финансовых средств зависит в вузе во многом от того климата, который создан в университетском сообществе. Если в коллективе нет понимания, что доходы вуза - это общие доходы всех его членов, т. е. отсутствует здоровый предпринимательский климат, то возможности эффективного использования финансовых средств резко сокращаются. Климат предпринимательства вовсе не означает, что вуз должен стремиться из всего и всех получить доход. Иными словами, любой процесс, любое явление, любое событие необходимо взвешивать на предмет их: а) значимости для страны; б) значимости для региона; в) значимости для вуза; г) значимости для каждого члена
внутривузовского сообщества и в зависимости от оценки определять степень их окупаемости и реальность предпринимательского дохода.
Целями формирования новых отношений собственности путем разгосударствления в системе высшей школы являются:
- повышение эффективности ее функционирования в реализации прав граждан России на получение высшего образования;
- создание коллективной, корпоративной, личной заинтересованности работников высших учебных заведений и их партнеров в результатах своей деятельности;
- увеличение возможностей высшей школы для повышения своей жизнеспособности на основе организации коммерческой деятельности;
- создание условий для включения отдельных элементов высшей школы в систему новых экономических отношений в период перехода к рыночному хозяйствованию.
Исходя из целей и функций высшей школы как общественного социального института, возможное разгосударствление ее объектов должно осуществляться с учетом следующих основных моментов:
1. Высшие учебные заведения должны быть сохранены как учебно-научно-производственные и социально-культурные комплексы, объединяющие отдельные свои составляющие на различных организационных, заранее определенных условиях.
2. Высшие учебные заведения должны иметь право заниматься деятельностью коммерческого характера, дающей налоговые и другие льготы и преимущества им и их партнерам.
3. Деятельность высшего учебного заведения должна регулироваться государством путем:
- единого правового обеспечения;
- контроля за соблюдением вузами образовательных стандартов через механизм аттестации и аккредитации;
- финансирования аккредитованных высших учебных заведений из бюджета в части обучения студентов по госзаказу.
Целесообразно принять следующее направление разгосударствления высшей школы: интенсификацию процесса изменения государственной собственности в направлении формирования различных ее форм применительно к сфере деятельности вуза.
Разработка методологических аспектов для исследования ожидаемых последствий установления новой системы отношений собственности в вузе уже на данном этапе дает возможность
сформулировать предварительные рекомендации-условия, соблюдение которых позволит избежать некоторых возможных негативных последствий этой весьма важной и новой области совершенствования экономических отношений в вузе:
1. Необходимо уяснить и законодательно определить категорию собственности и ее основных правомочий (однозначно определить взаимное соподчинение правомочий «владение», «распоряжение», «использование»).
2. Необходимо определить и ввести в практику понятие вуза как корпоративного собственника, отделив его от категории «коллективный собственник» (владелец, распорядитель, под которым рекомендуется понимать отдельный трудовой коллектив).
3. Необходимо принять за основу стратегию последовательной реализации отношений собственности, состоящей из двух основных этапов:
а) разгосударствление - вывод вуза из-под жесткого административного регулирования со стороны государственных органов с передачей ему прав и правомочий собственности в отношении объектов собственности, рассматривая его (вуз) как единый учебно-научно-производственный комплекс (корпорацию);
б) приватизация - включение в отношения собственности отдельных трудовых коллективов и отдельных работников.
4. Считать целесообразным разработку и принятие концепции вуза как интеллектуальнопредпринимательской корпорации, в рамках которой реализуется многоукладная экономика, а следовательно, и многоукладные отношения собственности, среди которых могут быть государственный, отраслевой, муниципальный, корпоративный, частно-коллективный, частно-индивидуальный виды собственности.
5. Введению закона о собственности в вузе должно предшествовать введение закона о высшем учебном заведении как базы, на основе которой можно было бы осуществлять стратегию новой системы отношений собственности.
6. Процесс разгосударствления должен включать право вуза самостоятельно решать вопрос о возможности приватизации; должен предусматривать процедуру оценки готовности вуза к введению новой системы отношений собственности.
7. Целесообразно увязать стратегию разгосударствления и приватизации с организационно-экономическим механизмом аккредитации вузов как формой государственно-общественного механизма воздействия на уровень и каче-
ство интеллектуальной продукции вуза таким образом, чтобы аккредитация стала необходимым условием разгосударствления и возможной приватизации в вузе. В рамках высшего учебного заведения целесообразно выполнение следующего требования: определиться в вопросе о том, кто и при каких условиях имеет право претендовать на статус собственника, владельца, распорядителя и пользователя объектами собственности. С этой целью следовало бы иметь четкие критерии этого статуса как экономические, так и академические, закрепленные в уставных документах вуза.
Приватизационные процедуры следует осуществлять в строго индивидуальном порядке, сообразуясь с интересами вуза и субъектов приватизации (коллективов или личности), обеспечивая либо паритет интересов вуза и иного субъекта, либо приоритет интересов вуза как корпорации. При этом в силу того, что система управления распределенной собственностью - задача весьма непростая, ее следует внедрять в отношении каждого субъекта лишь тогда, когда есть уверенность, что другие способы удовлетворения его интересов либо исчерпаны, либо не приносят нужного результата.
Заявка вуза на переход к новой системе, отношений собственности должна включать:
а) текст собственно заявки, написанной в произвольной форме либо по установленному образцу и за подписью официальных лиц, которые получают это право от совета вуза;
б) выписку из решения совета вуза о готовности к переходу на новую систему отношений собственности;
в) акт инвентаризации средств производства, официально заверенный руководством вуза и содержащий сведения о соответствии натурального состава средств их стоимостной оценке;
г) справку о порядке приобретения (вводе в строй) наиболее крупных объектов вуза (источники приобретения, стоимость, срок ввода и т. д.);
д) заполненную матрицу начальных условий собственности, комплексно отражающую их структуру и источники финансирования;
е) протокол долевого участия субъектов собственности (форма произвольная, оценка согласования субъектами);
ж) переработанный устав вуза с указанием типа хозяйственного механизма, регулирующего отношения собственности в вузе (акционерный, ограниченная ответственность и т. д.);
з) регистрационную карточку вуза, форма которой устанавливается Миннаукой РФ.
Литература
1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
2. Каменецкий В. А., Патрикеев В. П. Собственность в XXI столетии. М., 2007.
3. Мелихов В. Ю., Чекмарев В. В. Вуз: субъекты и объекты отношений // Экономика образования. 2008. № 1.
4. Мелихов В. Ю. Высшая школа в системе изменяющихся экономических отношений: монография. Кострома, 2008.
5. Мелихов В. Ю. Отношения собственности в высшей школе // Экономика образования. 2008. № 2.
6. Мелихов В. Ю. Предпринимательский университет: интеграция науки и бизнеса // Российское предпринимательство. 2009. № 4.
7. Мелихов В. Ю. Трансформация высшей школы: поиск экономических решений. М., 2007.
* * *
AUTONOMY OF THE HIGHER SCHOOL: THE MYTH OR THE REALITY
V. Y. Melikhov
In the article it is proved that relative autonomy is the necessary transitive stage of relations transformation of the higher school property, because it provides accumulation of conditions for maintenance of economic independence by coordinated achievement of some aims by the higher school (the maintenance of educational process with professionals and innovative educational programs that will allow to become competitive in the sphere of educational services realization in the future; the search and the realization of additional sources for material resources increasing) and by the state (the working out of the standard-legal base, which provides transformation of the property relations regarding rights differentiation between the higher school and the state; the definition of the process and the criteria of classification a university as educational institution, as independent establishment or as state (municipal) independent noncommercial organization).
Key words: the higher school, autonomy of the higher school.