ОБРАЗОВАНИЕ
Ключевые слова:
образование, реформа системы образования, источники финансирования образовательных учреждений, принцип нормативно-подушевого финансирования, повышение эффективности расходов
И. Ю. Федорова, к. э. н.,
доц. кафедры «Казначейское дело» ГУМФ (e-mail: [email protected])
Е. Ю. Елистратова, аспирант кафедры «Казначейское дело» ГУМФ (e-mail: [email protected])
Совершенствование механизма финансирования системы образования
Развитие системы образования — одна из первоочередных задач государственной политики современной России. В рамках национального проекта «Образование»с 2007 г. осуществляется поддержка региональных комплексных проектов модернизации данной сферы. Проводимая реформа наряду с другими направлениями включает совершенствование механизма финансирования и повышение эффективности расходов. Проблемы, связанные с ее практической реализацией, рассматриваются в настоящей работе.
Главное преимущество высокоразвитой страны заключается в ее человеческом потенциале, во многом определяемом успешностью системы образования. Именно эта сфера на современном этапе — ключевая в обеспечении устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе. Ее развитие в настоящее время во многих странах мира, и в частности в России, объявляется приоритетной задачей государственной политики, поскольку от уровня образованности общества зависит развитие всего государства в целом. Образованные люди — главное условие успеха экономических и социальных преобразований, важнейший стратегический ресурс страны и основа для поступательного развития экономики.
В современных условиях образование играет определяющую роль в обеспечении благополучия человека, формировании гражданского общества, создании инновационной экономики, основанной на знаниях и наукоемких технологиях. Выполнение этой роли возможно только при условии устойчивого и непрерывного развития
системы образования, обеспечения его качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве совокупного и личного интеллектуального потенциала. В этом смысле оно выступает не только как гарант качества образования, но и как заинтересованная сторона, т. е. как заказчик и потребитель. Для всех очевидна прибыльность инвестиций в образование: выгоды получают и общество в целом, и предприятия, и сами люди. Выгоды могут быть прямыми, т. е. выраженными в денежной форме (например, рост заработной платы), или косвенными (скажем, для человека — повышение общей культуры, для общества — сокращение преступности, достижение большего социального согласия). Финансовые вложения в образование обеспечивают необходимый уровень эффективности в производственной и непроизводственной социально-экономических сферах. Государство, наряду с предприятиями и общественными организациями, в этой ситуации выступает в роли покупателя «товара» — образованного, высокоинтеллектуального, профессионально подготовленного специалиста. Однако специфика сферы образования такова, что вкладываемые в нее средства не приносят скорой отдачи. А затраты на нее значительны и почти полностью ложатся на государственный бюджет.
Образование — процесс, в результате которого усваиваются систематизированные знания, приобретаются умения и навыки, это необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, к получению специальности. В соответствии с действующим российским законом (далее — Закон об образовании) образование — это «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)», которые удостоверяются соответствующими документами1.
Государство гарантирует гражданам России возможность бесплатного получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также на конкурсной основе — среднего профессионального образования, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Реализация конституционных прав граждан должна быть обеспечена путем создания условий для получения образования, достигаемых в т. ч. благодаря устойчивой и эффективной системе финансирования образовательных учреждений.
СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики для финансирования учреждений образования не может использоваться только рыночный механизм. Потребности общества в образовательных услугах должны удовлетворяться с учетом обязательной поддержки государства в виде бюджетного финансирования, т. е. практически на средства налогоплательщиков. Законом об образовании предусмотрено, что эта сфера входит в компетенцию Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
1 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс»(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117062/).
Основным источником финансирования расходов на образование служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты. Незначительную роль играют внебюджетные средства — от предпринимательской деятельности и средства спонсоров, добровольные пожертвования и целевые взносы. Учреждения заинтересованы в расширении внебюджетного финансирования, т. к. значительная часть таких средств направляется на повышение мотивации труда персонала учреждений и улучшение условий труда. Объем внебюджетных средств невозможно спрогнозировать, поэтому в бюджете они планируются исходя из данных предыдущего периода.
Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансовом обеспечении разных учреждений образования. Так, средние школы на 99 % финансируются за счет бюджетов субъектов Федерации и только на 1 % — из федерального бюджета. В то же время высшие учебные заведения 96 % средств получают из федерального бюджета и только 4 % — из территориальных бюджетов. Основные бюджетные и внебюджетные источники финансирования образования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Источники финансирования образования
Бюджетные Внебюджетные
— Федеральный бюджет — Бюджеты субъектов Федерации — Бюджеты муниципальных образований — Предпринимательская деятельность — Спонсорская помощь — Добровольные пожертвования — Целевые взносы
Источник: составлено авторами на основании Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
В результате использования на протяжении длительного периода затратного, ориентированного только на издержки государственного механизма финансирования в образовательной отрасли проявились следующие тенденции: сохранение избыточной образовательной сети (при крайне высоких удельных затратах в малокомплектных школах), рост числа школьных преподавателей при уменьшении численности учащихся и острой нехватке средств на ремонт и учебные пособия, хроническое недофинансирование отрасли и отсутствие необходимого материально-технического уровня в большей части учебных учреждений.
Закон об образовании не отвечает современным требованиям и не способен эффективно регулировать отношения в отрасли. Его новая редакция неоднократно возвращалась на доработку. Поэтому на данный момент необходимая нормативная база федерального уровня, которая обеспечивала бы основу для дальнейшего развития системы образования, отсутствует.
Все вышесказанное стало основной проблемой на пути совершенствования системы образования и вызвало острую необходимость в проведении реформы отрасли, которая осуществляется сегодня наряду с реформированием всей бюджетной системы государства. В числе ее основных задач — изменение системы финансирования в рамках программно-целевого планирования бюджета в целом и разработка новых подходов к финансированию каждого образовательного учреждения с учетом изменения его типа (казенное, бюджетное или автономное
образовательное учреждение)2. Для повышения эффективности механизма финансирования необходимы структурные реформы, направленные как на рационализацию бюджетных расходов, так и на оптимизацию внебюджетного финансирования и привлечение других источников3.
Понятно, что основная цель реформы в сфере образования — повышение его качества и доступности — не может быть решена без увеличения бюджетных расходов. Начиная с 1999 г. расходы на образование растут опережающими темпами по сравнению с общим темпом роста бюджетных расходов. Однако, если система финансирования образования останется прежней, результаты такого роста могут оказаться ничтожными. Очень важно разработать эффективный механизм привлечения в отрасль частных инвестиций. На наш взгляд, для этого необходимо развивать систему образовательного кредитования для поступающих в вузы, использовать целенаправленную политику привлечения средств из внебюджетных источников, отсутствующую в большинстве школ. С другой стороны, нужно повышать эффективность расходования средств с ориентацией на конечный результат, т. е. на выполнение государственного задания.
В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в России планирование бюджетных расходов должно происходить на основании оценки результативности бюджетных расходов, ориентированных на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. Оценка эффективности бюджетных услуг предполагает сопоставление полученных результатов с ресурсами, затраченными на их достижение. Повышение экономической эффективности заключается в сокращении расходов при сохранении прежнего объема услуг или увеличении объема услуг при сохранении того же объема финансирования. Кроме того, необходимо оценивать и социальную эффективность как соотношение достигнутого социально значимого результата и потраченных ресурсов. Оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами сводится к переходу от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию оказываемых ими услуг на основе государственного задания учредителя4. Государственное задание должно связывать показатели объемов и качества услуг с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня.
Наряду с общими для всей социальной сферы задачами реформирования бюджетных учреждений и формирования системы стимулов можно выделить ключевые для реформы образования приоритеты:
— повышение эффективности расходования бюджетных средств;
2 См.: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)учреждений»/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс»(http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_117217/).
3 См.: Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года»/ Про-госзаказ.ру (http://www. pro-goszakaz. ru/regulations/31575/).
4 См.: Ильин В. В., Прокофьев М. Н. Особенности расходных и доходных полномочий субъектов РФ в свете осуществления реформ // Актуальные проблемы укрепления региональных финансов. — М.: Финансы, 2004.
— реструктуризация сети учреждений образования (прежде всего сельских и малокомплектных школ);
— эффективная конкуренция учреждений образования, основанная на принципе «деньги следуют за учеником»;
— открытость процесса бюджетного финансирования5.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Учреждения министерства образования и науки Калужской области предоставляют следующие виды образовательных услуг: общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в его ведении; начальное, среднее и дополнительное профессиональное образование (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях); дополнительное образование детей в учреждениях регионального значения.
Основные направления, реализуемые в ходе реформы образования в Калужской области, включают:
1. Формирование региональной системы оценки качества образования.
В настоящее время в Калужской области оценка качества образования не сформирована как система. Существуют отдельные ее элементы, которые относятся только к рычагам государственного контроля и надзора: процедуры лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников; итоговая (государственная) аттестация выпускников, контроль и надзор за исполнением законодательства в сфере образования. Для оценки эффективности работы образовательных учреждений необходимо разработать процедуру оценки качества общего образования.
2. Развитие учительского потенциала, в т. ч.:
— расширение возможностей профессионального совершенствования педагогов и создание профессиональных сообществ учителей;
— увеличение спектра услуг непрерывного профессионального педагогического образования;
— внедрение новых моделей аттестации педагогических и руководящих работников образования.
3. Изменение школьной инфраструктуры, предусматривающее:
— создание условий для обеспечения доступности качественного образования, расширение образовательных возможностей разных категорий детей (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов);
— обновление учебного оборудования общеобразовательных учреждений, создание комфортных условий пребывания и обучения.
5 См.: Афанасьев М. П., Беленчук А. А., Лавров А. М. Программный бюджет как инструмент повышения открытости бюджетного процесса //Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. — 2011. — № 3. — С. 9.
4. Развитие информационной образовательной среды на основе информационнокоммуникационных технологий.
5. Расширение самостоятельности учреждений образования путем предоставления им экономической и юридической независимости, повышения их открытости, большего общественного участия в управлении образовательными учреждениями.
Практическая реализация этих направлений возможна только при условии реформирования механизма финансирования в отрасли.
С 2007 г. финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется Калужской областью посредством предоставления субвенций местным бюджетам6. Формирование данного вида расходов осуществляется по нормативно-подушевому принципу, суть которого — переход от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию результатов их деятельности.
Подушевой норматив — это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с государственным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год, определяемый раздельно для учреждений, расположенных в городской и сельской местности. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов, при этом все учреждения поставлены в равные условия, зависящие прежде всего от числа обучающихся.
Норматив расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:
— стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;
— нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, определенных методикой расчета норматива (70 % — учителя, 30 % — административно-хозяйственный и младший обслуживающий персонал);
— порядка формирования фонда оплаты труда (ФОТ);
— коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;
— норм регионального законодательства дополнительно к федеральным нормам;
— расходов на обеспечение образовательного процесса: на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы; хозяйственных.
Нормативы подушевого финансирования ежегодно корректируются. Основной критерий — место расположения общеобразовательного учреждения, в зависимости от которого учебные заведения подразделяются на городские и сельские. В табл. 2 представлена динамика численности детей, проживавших в городе и в сельской местности за период с 2001 по 2010 гг. В результате проведенного анализа можно увидеть, что численность детей в возрасте до 17 лет ежегодно сокращается, при этом в сельских поселениях темп сокращения более высокий.
6 См.: Адамский А. И. Комплексный проект модернизации региональной системы образования Калужской области. — М.: Эврика, 2008. — С. 10.
Таблица 2
Динамика численности детей (до 17 лет), проживавших на территории Калужской области в 2001-2010 гг.
Год Численность детей
Городское поселение Сельское поселение
Тыс. чел. % отклонения к предыдущему году Тыс. чел. % отклонения к предыдущему году
2001 159,7 — 60,6 —
2002 153,0 4 58,1 4
2003 149,0 3 54,7 6
2004 145,1 3 51,2 6
2005 139,1 4 49,3 6
2006 133,6 4 46,7 6
2007 128,5 5 45,1 3,5
2008 121,8 4 40,3 7
2009 116,9 4 37,5 7
2010 116,1 0,7 36,4 3
Примечание: данные за 2010 г предварительные.
Источник: данные Территориального органа Федеральной статистики по Калужской области.
Вследствие уменьшения численности детей происходит снижение наполняемости классов. Так, в 2001 г. наполняемость классов в городском поселении составляла 22,4 чел., а в сельском — 9,4. А в 2009 г. этот показатель достиг 19,6 обучающихся в городском поселении и 6,2 — в сельском. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время.
Нормативная потребность в финансировании напрямую зависит от наполняемости классов. Демографическая ситуация такова, что норма — 25 чел. в городской и 14 чел. в сельской местности — пока недостижима. Наполняемость ниже нормативной влияет на повышение поправочного коэффициента и вызывает увеличение объема субвенции.
Единственный выход из данной ситуации — оптимизация сети общеобразовательных учреждений: слияние классов-комплектов, перевод учащихся из малых по численности школ в более крупные. Но это сопряжено с рядом других проблем, решить которые порой не представляется возможным. Например, для перевода учащихся в другую школу необходимо организовать их проезд к общеобразовательному учреждению. Для этого нужно обеспечить район школьными автобусами, утвердить новые маршруты, ввести новые штатные единицы и т. д. Следовательно, необходимо планировать дополнительные затраты и изыскивать для этих целей источники финансирования.
В то же время в отрасли наблюдается увеличение затрат на одного обучающегося. Так, в 2009 г. в общеобразовательных учреждениях норматив расходов на одного обучающегося первой ступени обучения составил:
— в сельских поселениях — 30 315 руб./год;
— в городских поселениях и городских округах — 16 009,5 руб./год.
В 2010 г. все нормативы были проиндексированы и составили:
— в сельских поселениях — 32 133,8 руб./год;
— в городских поселениях и городских округах — 16 955,7 руб./год.
По второй и третьей ступеням обучения нормативы рассчитаны в соответствии с Методикой расчета нормативов, утвержденной законом Калужской области7. Динамика та же.
Одно из направлений совершенствования системы общего образования Калужской области — развитие сельских местных школ. В феврале 2007 г. законодательством области было закреплено понятие «сельские малокомплектные школы», что позволяет финансировать их исходя из фактической потребности. В результате затраты на них намного выше. Проблема до сих пор не решена полностью, т. к. в значительной мере упирается в социальный фактор.
С 1 сентября 2008 г. в школах Калужской области была введена новая система оплаты труда (НСОТ) педагогов. Ее основные отличия от действовавшей ранее системы на основе единой тарифной сетки представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнение новой и старой систем оплаты труда работников сферы образования Калужской области
Критерии сравнения НСОТ Единая тарифная сетка
Основной принцип оплаты труда По нормативу подушевого финансирования, т. е. устанавливается зависимость от количества учащихся в том или ином общеобразовательном учреждении Доведение до учреждения сметы расходов по итогам тарификации
Заработная плата учителя Устанавливается расчетно в зависимости от количества учебных часов и учеников в школе и выражает норму оплаты за один ученикочас Устанавливается исходя из стажа учителя и уровня его образования вне зависимости от количества обучающихся в классе
Объем выполняемой работы за ставку заработной платы В объем работы включаются: почасовая аудиторная нагрузка, внеурочная работа по предмету, проверка тетрадей, классное руководство, методическая работа Объем работы выражается в почасовой аудиторной нагрузке учителя
Распределение стимулирующей части ФОТ По критериям оценки результативности труда и с учетом мнения общественности Без учета результатов труда и без участия органов общественного управления учреждением
Размер стимулирующего ФОТ Составляет 30 % и используется только по критериям качества работы учителя Составляет 25 % и используется в т. ч. на поощрение основных обязанностей учи -теля, связанных с проверкой тетрадей, классным руководством, заведованием кабинетами
Источник: составлено авторами по данным министерства образования и науки Калужской области.
7 Закон Калужской области от 27 декабря 2006 г № 272-ОЗ (в ред. от 09.03.2010) «Об установлении нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,
а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников в общеобразовательных учреждениях, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)» / Модернизация образования (http://www.refobr.ru/writable/ docs/Zakon_ob_ustan_normativov.doc).
Основные принципы НСОТ:
— отказ от тарифной сетки;
— формирование ФОТ с учетом наполняемости классов;
— зависимость работы учителя от качества работы8.
При расчете оплаты труда по новой системе предусмотрено нормативное соотношение ставок заработной платы педагогических работников и ставок административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, рекомендуемое Минобрнауки России, — 70 % к 30 % соответственно. Однако если проанализировать фонды заработной платы школ муниципальных районов, то можно увидеть, что практически нигде такое соотношение не выдерживается.
Оптимизация штатного расписания должна осуществляться руководителем образовательного учреждения. Он вправе решать, оставлять ли ему штатное расписание без изменений, но в таком случае объем средств на премирование и стимулирование работников будет много меньше, чем если бы выдерживалось нормативное соотношение фондов. Или, если он проработает штатное расписание в сторону сокращения численности младшего обслуживающего и административно-управленческого аппарата, высвободятся средства, которые можно будет использовать для премирования и стимулирования работников.
В условиях недофинансирования в отрасли кардинально решить проблему только таким путем невозможно, и в этом, на наш взгляд, одна из главных причин отсутствия должного эффекта от введения механизма нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений и НСОТ в отрасли.
Необходимо, наряду с полученной возможностью самостоятельного управления финансовыми ресурсами в рамках государственного задания, научиться дополнительно зарабатывать и за счет других источников решать проблемы в учебном заведении. На практике реализация этого механизма финансирования, в свою очередь, упирается в отсутствие необходимой нормативной базы — федерального закона об образовании и квалифицированных кадров — руководителей и менеджеров.
Исходя из положений Закона Калужской области об установлении нормативов подушевого финансирования и НСОТ, для оптимального руководства деятельностью школы руководитель должен не только обеспечивать организацию учебного процесса, но и владеть навыками менеджера, разбираясь в законах и финансовых вопросах. Прежняя система не стимулировала руководителя, не позволяла ему более гибко распоряжаться трудовыми и финансовыми ресурсами учреждения. Сейчас учреждением самостоятельно определяется ФОТ в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, поправочным коэффициентом и количеством обучающихся.
Первые шаги сделаны. Что же дальше? На основании вышеизложенного следуют наши выводы и предложения по повышению эффективности использования бюджетных средств в системе образования. На наш взгляд, необходимо:
— как можно скорее завершить работу по принятию новой редакции Закона «Об образовании в РФ»;
— завершить переход на новый тип бюджетного учреждения с предоставлением новым бюджетным и автономным учреждениям более широких полномочий, в т. ч. в сфере финансирования и управления затратами;
8 См.: Адамский А. И. Комплексный проект модернизации региональной системы образования Калужской области. — М.: Эврика, 2008. — С. 13.
— обеспечить рост доходов учреждений образования, необходимый для повышения эффективности уже введенных финансовых механизмов подушевого финансирования и НСОТ;
— в кратчайшие сроки обеспечить подготовку мероприятий по повышению квалификации кадров — руководителей и менеджеров для системы образования с учетом новых требований;
— решить проблему оптимизации сети общеобразовательных учреждений, в первую очередь расположенных в сельской местности, требующую комплексного подхода и достаточно продолжительного времени;
— разработать и совершенствовать механизм дотационного финансирования малокомплектных сельских школ с учетом их социальной значимости для сельских поселений.
Только в случае комплексного решения вышеперечисленных задач новый порядок финансирования учреждений образования позволит обеспечить всех обучающихся, независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса, качественным общим образованием, соответствующим современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития регионов России.
Библиография
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/popular/cons/.
2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_117062/.
3. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант
Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117217/.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» [Электронный ресурс] / Про-госзаказ.ру. — Режим доступа: http://www.pro-goszakaz.ru/regulations/31575/.
5. Закон Калужской области от 27 декабря 2006 г. № 272-ОЗ (в ред. от 09.03.2010) «Об установлении нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников в общеобразовательных учреждениях, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)» [Электронный ресурс] / Модернизация образования. — Режим доступа: http://www.refobr.ru/writable/docs/ Zakon_ob_ustan_normativov.doc.
6. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] / Сайт Минобрнауки России. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/.
7. Адамский, А. И. Комплексный проект модернизации региональной системы образования Калужской области. — М.: Эврика, 2008.
8. Ильин, В. В., Прокофьев, М. Н. Особенности расходных и доходных полномочий субъектов РФ в свете осуществления реформ // Актуальные проблемы укрепления региональных финансов. — М.: Финансы, 2004.