Education and Personnel
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2024 УДК 614.2
Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Ходжаян А. Б., Мажаров В. Н.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», 355017, г. Ставрополь
В статье представлен анализ проблем подготовки врачей. Среди них отмечены дефекты профессиональной ориентации абитуриентов, приводящие к тому, что 19% студентов еще в годы учебы принимают решение не работать в здравоохранении после окончания обучения. Кроме того, регистрируется дефицит практического опыта у обучающихся, а также дисбаланс подготовки специалистов по различным специальностям, дефицит бюджетных мест в ординатуре, неудовлетворенность молодых врачей условиями работы и ее графиком и др. Авторами предложен комплекс мер по совершенствованию профессиональной ориентации абитуриентов, повышению качества обучения в медицинских университетах и содействию их трудоустройству и успешной адаптации в медицинских организациях.
Ключевые слова: медицинское образование; научно-образовательный медицинский кластер, подготовка врачей.
Для цитирования: Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Ходжаян А. Б., Мажаров В. Н. Совершенствование медицинского образования в рамках научно-образовательного медицинского кластера. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(1):94—101. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-l-94-101 Для корреспонденции: Амлаев Карэн Робертович, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики Ставропольского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]
Amlaev К. R., Koichueva S. М., Khodjayan А. В., Mazharov V. N. THE IMPROVEMENT OF MEDICAL EDUCATION WITHIN THE FRAMEWORK OF SCIENTIFIC
EDUCATIONAL CLUSTER
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Stavropol State Medical University",
355017, Stavropol, Russia
The article presents analysis of problems of training of physicians. The defects of professional orientation of applicants were noted, resulting in the fact that 19% of students already during their studies choose not to work in health care after graduation. Besides, deficiency of practical experience among students, as well imbalance of training of specialists in various specialties, shortage of budget places in residency, dissatisfaction of young physicians with working conditions and its schedule was registered. The authors propose complex of measures developing professional orientation of applicants, improving quality of education in medical universities and assisting their employment and successful adaptation in medical organizations.
Keywords: medical education; scientific and educational medical cluster.
For citation: Amlaev K. R., Koichueva S. M., Khodjayan А. В., Mazharov V. N. The improvement of medical education within the framework of scientific educational cluster. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2024;32(1):94-101 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-l-94-101
For correspondence: Amlaev K. R., doctor of medical sciences, professor, the Head of the Chair of Public Health and Health Care, Medical Prevention and Informatics of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Stavropol State Medical University", e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.
Received 10.06.2023 Accepted 02.11.2023
Одной из главных задач, поставленных перед организаторами сферы здравоохранения, является формирование специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, с целью предоставления высококачественной медицинской помощи населению [1—3]. В этом контексте непрерывное профессиональное медицинское образование становится неотъемлемым условием развития профессиональной компетентности [4—9].
Несмотря на широкое распространение компе-тентностного подхода к подготовке врачей, который предусматривает определение необходимых компетенций для будущих специалистов, этот подход не дает полного ответа на вопрос о том, какие методы, технологии и организационные формы должны быть использованы, когда и на какой ста-
дии обучения они должны быть внедрены, а также каким образом следует проводить отбор абитуриентов в высшие медицинские учебные заведения и какими критериями следует руководствоваться при этом. Продолжается также обсуждение методов и форм, способных обеспечить эффективную адаптацию выпускников к работе в медицинских организациях после завершения обучения [10—12].
Огромное значение имеет также не изученная до конца роль научно-образовательного медицинского кластера (НОМК) в повышении качества подготовки медицинских специалистов на учебных базах вузов, входящих в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) и Министерства высшего образования и науки Российской Федерации (МВОиН). НОМК также играет ключе-
Образование и кадры
вую роль в обеспечении нужд всего населения округа, в котором исторически сложились тесные связи с субъектами кластера.
Подготовка исключительно качественных медицинских специалистов — вопрос, который всегда остается актуальным среди российских ученых. При решении этой проблемы особое внимание уделяется организации высококачественного образования [13] и подготовке кадров [14], при этом исследуется зарубежный опыт непрерывного медицинского образования [15—19].
В отличие от карьеры представителей других профессий, карьера врача изучена недостаточно широко. Успешная врачебная карьера, по мнению авторов, определяется по большей части степенью готовности к профессиональной деятельности [20, 21], качеством и количеством компетенций врача [22—24].
Однако исследований, посвященных всему континууму — от ориентации абитуриентов до адаптации молодых специалистов в медицинских организациях, — недостаточно.
Целью настоящего исследования стало совершенствование вузовской модели обучения студен-тов-медиков с учетом потребности во врачебных кадрах при использовании технологии и ресурсов НОМК «Северо-Кавказский».
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы подготовки врачебных кадров в Российской Федерации на основе анализа литературных источников и нормативных документов.
2. На основе результатов социологического исследования создать «профиль студента медицинского вуза» на примере Ставропольского государственного медицинского университета (СтГМУ) и сравнить его с профилем студентов немедицинских специальностей, оценить потенциал профессорско-преподавательского состава СтГМУ с точки зрения его готовности решать поставленные задачи по совершенствованию подготовки врачебных кадров.
3. На основании компаративного анализа полученных результатов социологического исследования студентов СтГМУ различных периодов обучения изучить трансформацию представлений о будущей профессии.
4. Для выявления потенциала и результативности образовательных организаций Северо-Кавказ-ского федерального округа (СКФО) по подготовке медицинских кадров в рамках НОМК «Северо-Кавказский» провести его компаративный анализ.
5. Проанализировать кадровый потенциал отрасли здравоохранения СКФО, тенденции его развития и установить потребности отрасли во врачебных кадрах.
6. Для достижения поставленных целей провести критический анализ нормативных актов на региональном уровне в отношении социальной поддержки медицинских работников в Российской Федерации.
7. Разработать и внедрить усовершенствованную концептуальную модель обучения студентов-меди-ков, используя потенциал вузов НОМК «Северо-Кавказский».
Описание решения первых шести задач было представлено в опубликованных ранее статьях, содержащих полученные авторами результаты исследований профессиональной ориентации абитуриентов, поступающих в медицинские вузы [25—28], а также имеющихся в образовательных организациях сервисов по трудоустройству выпускников [29, 30]. Кроме того, осуществлен анализ критериев выбора образовательных организаций высшего медицинского образования (ООВМО) и работодателей, а также карьерных настроений выпускников медицинского университета [31]. Проанализированы факторы, влияющие на мотивацию профессорско-преподавательского состава медицинского университета к эффективной трудовой деятельности [32, 33]. Приведен анализ различных аспектов эффективности образовательных организаций СКФО по подготовке медицинских кадров в рамках НОМК «Северо-Кавказский» [34—37], совершенствованию врачебных кадров и постдипломного образования [38], улучшению мер по обеспечению СКФО квалифицированными врачебными кадрами [39—41], а также деятельности медицинского университета в условиях пандемии СОУП)-19 [42].
Опубликованные нами ранее статьи, охватывающие весь континуум (от профориентации абитуриентов в региональных медицинских вузах до адаптации молодых специалистов в медицинских организациях), подчеркивают отсутствие механизмов распределения выпускников, финансирования собственной практики и дефицита новых рабочих мест. Для устранения этих проблем предлагается улучшить результативность и потенциал ООВМО в рамках НОМК. В результате исследований на базе СтГМУ, изложенных в перечисленных выше публикациях авторов, можно выделить так называемые пробелы в обеспечении СКФО квалицированными кадрами, начиная с довузовского уровня и заканчивая периодом трудоустройства выпускников и становления молодого врача. Деление на уровни/этапы довольно условное, поскольку эффекты, возникающие на последующих этапах деятельности, могут формироваться и ранее.
На довузовском этапе встречаются дефекты профессиональной ориентации абитуриентов, приводящие к тому, что 19% студентов еще в период обучения принимают решение не работать в здравоохранении, в том числе:
— применение малоэффективных технологий профессиональной ориентации и отбора абитуриентов;
— игнорирование обратной связи и последующего анализа реализованных мер и достигнутых результатов профориентационной работы;
— отсутствие и/или неразвитость контактов с образовательными организациями среднего звена, неэффективные формы и методы сотруд-
Education and Personnel
ничества с ними в области профориентации обучающихся;
— слабое использование такой формы работы, как создание базовых и опорных школ, профильных классов, особенно в отдаленных территориях регионов.
В период вузовского этапа встречаются:
— отсутствие навыков тайм-менеджмента и ко-пинга стресса;
— неразвитость лидерских качеств;
— дефицит практического опыта;
— низкая привлекательность для молодых преподавателей работы в медицинских университетах;
— недостаточный уровень практикориентирова-ности обучения.
На постдипломном этапе возможны:
— недоучет изменений на рынке медицинских специальностей, приводящий к дисбалансу подготовки специалистов;
— завышенные ожидания выпускников в отношении заработной платы, не соответствующие существующим реалиям;
— отсутствие четких представлений о будущей работе и работодателях;
— слабое использование информационных каналов на базе наиболее популярных веб-платформ в качестве источников информации по поиску работы;
— низкий уровень занятости научной деятельностью из-за низкой оплаты, отсутствия времени, ресурсной базы и интереса;
— низкий уровень знания иностранного языка;
— дефицит бюджетных мест в ординатуре при низком платежеспособном спросе на места с оплатой обучения;
— дисбаланс востребованности вакансий в стационарном и первичном звене здравоохранения;
— неудовлетворенность молодых врачей графиком и условиями работы.
— отсутствие механизмов распределения выпускников, финансирования собственной практики и дефицита новых рабочих мест.
Таким образом, составление реестра пробелов в организации трех этапов подготовки врачей, анализ кадрового обеспечения медицинской отрасли СКФО, изучение потенциала ООВМО НОМК «Се-веро-Кавказский» стали информационной основой для разработки и усовершенствования вузовской программы обучения студентов-медиков с использованием технологии и ресурсов НОМК Северо-Кавказский», который был создан в соответствии с приказом МЗ РФ № 844»Об организации работы по формированию НОМК».
31 декабря 2015 г. было подписано трехстороннее соглашение о создании кластера «Северо-Кавказский» между координатором (СтГМУ) и участниками кластера ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» МЗ РФ (ДГМУ) и ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государ-
ственная медицинская академия» МЗ РФ (СОГМА). То обстоятельство, что на территории СКФО подготовкой медицинских кадров, помимо образовательных организаций ведомственной принадлежности МЗ РФ, занимаются медицинские факультеты классических университетов системы МВОиН, а также Пятигорский филиал ФГБОУ ВО «Волгоградский медицинский университет» МЗ РФ, стало основой для принятия решения об обращении к их руководителям с предложением войти в состав НОМК «Северо-Кавказский» в качестве партнеров, что привело к подписанию в 2016 г. всеми ООВМО, расположенными на территории СКФО, соответствующего соглашения. Понимание тесной связи образовательной деятельности с практическим здравоохранением стало основанием для приглашения к участию в НОМК министерств здравоохранения субъектов СКФО, руководители которых стали полноправными членами НОМК «Северо-Кавказ-ский».
Проведенный анализ потенциала образовательных организаций НОМК показал, что он находится на неодинаковых уровнях по различным направлениям деятельности. С целью реализации принципа равенства партнеров было принято решение о делегировании ряда полномочий координатора кластера членам кластера с учетом наличия у них экспертизы в определенных областях функционирования.
Изучение существовавших проблем подготовки врачей позволило разработать ряд мероприятий по улучшению подготовки врачей на территории СКФО, дополняющих и улучшающих текущую деятельность ООВМО СКФО.
«Пазл» мер, дополняющих деятельность НОМК в сфере образовательной деятельности, за исключением постдипломного образования, выглядит следующим образом (табл. 1).
В соответствии с предложенными концептуальными мерами был составлен «пазл» организационных мероприятий НОМК «Северо-Кавказский» по подготовке врачебных кадров (табл. 2).
В рамках реализации программы развития кластера образовательными организациями — участниками НОМК «Северо-Кавказский» — проведена следующая работа:
• Созданы Координационно-методический совет и единая информационная база по обеспечению образовательного процесса ООВМО НОМК. В этом контексте проведены унификация образовательного процесса и структурирование академической мобильности студентов в пределах НОМК, а также осуществлено создание единой информационной, образовательной и лечебно-диагностической среды НОМК. Кроме того, реализована совместная Программа развития научно-образовательно-го медицинского кластера СКФО «Северо-Кавказский» [34—37].
• Проведены онлайн-трансляции лекций.
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024; 32(1) БО!: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-l-94-101
Образование и кадры
Таблица 1
«Пазл» мероприятий, усовершенствующих деятельность по подготовке врачебных кадров
Этап
«Пазл» мероприятий на различных этапах
Довузов- Вовлечение ППС Малая медицинская академия ский в профориента-ционную работу на местах
Вузов- Образователь-ский ная деятельность
Психологическое тестирова- Выявление и работа с ние и сопровождение. Иннова- медицинскими дина-ционный проект «Птица» (пси- стиями хологическая диагностика)
Конкурс «Лучший преподаватель», «Лучший куратор». Стимулирующие выплаты молодым преподавателям. Оплата инновационной учебно-методической литературы НИР Создание малых инновационных
предприятий и лабораторий с вовлечением в них обучающихся
Лечебная Усиление практикориентировано-
сти. Клубы «Спасатель», «Волонтер»
Модули обучения тайм-менедж-менту, копингу стресса
Личностный рост
Постди- Образователь-пломный ная деятельность
НИР
«Академия отличников», Олимпиада по первой помощи «Асклепий»
Школа молодого преподавателя. Мониторинг качества образования
Специальные базовые классы с углубленным знанием латинского, английского языков, биологии и химии Проект «Визитинг профессоров», «Портфолио обучающегося»
Журнал «Вестник молодого ученого»
Обучение дополнительной специальности «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций»
Формирование неформальных Включение в штат профильных групп под руководством главных врачей медицинских организаций Школа лидера
ППС главных врачей и главных специалистов МЗ
Школа волонтера
Проект «Тьютор»
Вузовские гранты, стимулирование публикаций Лечебная Обновление материально-техниче-
ской базы медицинских организаций, создание новых медицинских организаций и подразделений на базе медицинских университетов Трудоустройство Прогнозирование рынка труда. Программа «ГеоСК»
Обучение на бесплатных курсах иностранного языка «вауег-клиника»
Программа поиска работника и работодателя «Таргет»
Программа «ГеоСК»
Актовые лекции о профессии по специальностям
Онлайн-лекции ведущих профессоров НОМК внутри кластера
Использование веб-платформ Программа поиска ра- Проект «Тьютор» и соцсетей выпускников боты «Таргет»
Примечание. ППС
• Проведены методические онлайн-совещания (обсуждение результатов сессий и нормативных правовых аспектов обеспечения учебного процесса).
• Оказана консультативная и методическая помощь партнерам по ключевым вопросам организации образовательного процесса.
— научно-исследовательская работа.
• Развивается олимпиадное движение.
• Организован и проведен конкурс на присвоение звания «Профессор года НОМК „Северо-Кавказский"».
• Начато издание совместной методической продукции.
— профессорско-преподавательский состав; НИР
Таблица 2
«Пазл» организационных мероприятий НОМК «Северо-Кавказский» по подготовке врачебных кадров
Организационные ме роприятия
Содержательные мероприятия
Результаты
Рабочие группы Проведение ин-по направлениям вентаризации и актуализации данных о потенциале членов НОМК
Объединения НПР по научным направлениям и включение в деятельность научных школ
Увеличение числа научных и на-учно-практиче-ских конференций, в том числе совместных
Увеличение ко- Создание про-личества выпол- грамм модуль-
ненных НИР
Увеличение числа публикаций
ной подготовки общего пользования
Увеличение числа защищенных диссертаций
Определение целевых показателей деятельности участников кластера, проведение мониторинга показателей
Унификация регламента учебных процессов
Создание единой информационной базы образовательного процесса
Интеграция потенциала членов НОМК
Осуществление выезда высококвалифицированных НПР в медицинские организации субъектов
Увеличение числа изданных монографий, в том числе совместных
Увеличение числа изданных методических пособий
Координацион-но-методиче-ский совет; общие принципы и правила аккреди- ектов СКФО тации
Включение в состав НОМК министров здравоохранения субъ-
Онлайн-лекции Внедрение про-ведущих профес- граммы «ГеоСК» соров НОМК внутри кластера
Увеличение числа полученных грантов
Введение звания «Профессор года НОМК»
Увеличение числа образовательных и лечебных конференций
Создание Программы развития НОМК «Северо-Кавказский» на перспективный период
Включение в НОМК медицинских факультетов и институтов. Закрепление за каждым членом НОМК направления деятельности Издание ежеквартального совместного бюллетеня НОМК «Северо-Кавказский»
Облегчение процесса трансфера между образовательными организациями из-за унификации учебных планов Улучшение качества медицинской помощи на территориях членов НОМК
Примечание. НПР — научно-педагогические работники.
Education and Personnel
• Создан механизм координации совместной деятельности участников по лечебной работе в республиках СКФО.
• На основе изучения потребности СКФО в медицинских кадрах осуществляется подготовка специалистов по ряду актуальных направлений.
• Создана общая образовательная среда ООВМО НОМК «Северо-Кавказский».
• Сформулированы и реализуются общие принципы и механизмы повышения квалификации ППС членов НОМК «Северо-Кавказ-ский».
• Внедрено дистанционное обучение профессионалов в рамках дополнительного профессионального образования ППС НОМК «Северо-Кавказский».
• Увеличилось количество образовательных и лечебных баз для дополнительного профессионального образования района Кавказские Минеральные воды.
• Созданы и реализуются программы модульной подготовки ППС НОМК «Северо-Кавказ-ский».
• Внедрены сетевая, дискретная и дистанционная формы обучения ППС НОМК «Северо-Кавказский».
• Объединены базы учебно-методической и научной литературы, обеспечен доступ к ним для всего ППС НОМК «Северо-Кавказский».
• Сформулированы совместно принципы и правила аккредитации.
Для закрепления достигнутых результатов и дальнейшей интеграции всех членов кластера вне зависимости от ведомственной принадлежности была разработана совместная Программа развития научно-образовательного медицинского кластера СКФО «Северо-Кавказский» на 2019—2021 гг. и на последующий период.
Целью программы в соответствии с потребностями субъектов округа являются:
• Формирование единой системы непрерывного медицинского образования и интеграция в образовательный и лечебный процесс результатов НИР.
• Устойчивый рост критериальных показателей деятельности вузов — участников кластера.
• Выполнение совместных научных исследований, программ и грантов.
• Повышение престижа медицинского образования и медработников на основе использования мотивационных механизмов и ресурсов НОМК «Северо-Кавказский».
• Улучшение качества медицинской помощи на территориях, закрепленных за участниками кластера.
• За каждым направлением деятельности закреплены соответствующие образовательные организации НОМК, определены цели по каждому направлению, задачи и мероприятия, позволяющие достигнуть намеченных целей.
• Так, повышение качества оказания и расширение спектра оказываемой медицинской помощи населению СКФО является целью в области клинической деятельности членов НОМК.
Заключение
Реализация НОМК «Северо-Кавказский» современных программ подготовки высококвалифицированных врачей в результате интеграции образования, науки и медицинской практики дает возможность усилить кадровый потенциал здравоохранения СКФО и генерировать импульс для улучшения здоровья и качества жизни населения. При этом не происходит слияния субъектов кластера, которые, сохраняя статус юридического лица, взаимодействуют с партнерами. Результаты исследования позволяют заключить, что кластерная модель объединения российских образовательных организаций позволяет выбрать приоритетные векторы обучения специалистов, основываясь на изучении актуальных нужд субъекта в конкретных медицинских профессионалах, расширить перспективы и облегчить поиск работы молодым врачам; обеспечить использование потенциала квалифицированного ППС всего НОМК, организовать и осуществить НИР по наиболее актуальным для региона проблемам.
Система мер, реализованных в рамках НОМК, а именно: создание рабочих групп по направлениям, проведение инвентаризации и актуализации данных НИР, определение целевых показателей деятельности участников кластера, формирование общего на-учно-образовательного пространства НОМК, воплощение в жизнь совместной программы развития НОМК «Северо-Кавказский» на 2019—2021 гг. и на последующий период усилила кадровый потенциал здравоохранения СКФО за счет повышения уровня качества подготовки врачей в ООВМО НОМК «Се-веро-Кавказский».
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хальфин Р. А., Мадьянова В. В. Некоторые вопросы обучения организаторов здравоохранения. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2016;5(6):4—8.
2. Михайлова А. В. От профессионального конкурса по стандартам Worldskills Russia — к первичной аккредитации специалиста. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2017;(6):146—50.
3. Беляева Г. В. Непрерывное образование в России в XIX—XXI веках: проблемы, вопросы, решения. В сб.: Сборник трудов на-учно-практической конференции с международным участием «Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование в 21 веке». Курск; 2017. С. 155—61.
4. Блинов С. В. Система непрерывного медицинского образования в контексте концепции «life-long learning education». Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: реабилитация, врач и здоровье. 2018;36(6):176—81.
5. Клигуненко Е. Н., Кравец О. В., Площенко Ю. А., Седин-кин В. А., Халимончик В. В. Современный подход к образованию врачей: концепция непрерывного медицинского образования и непрерывного профессионального развития. Медицина неотложных состояний. 2018;92(5):169—72.
6. Фомина М. В., Михайлова Е. А., Азнабаева Л. М. Коммуникативный компонент содержания образования в аспекте корпо-
Образование и кадры
ративной культуры медицинского вуза. Вестник Оренбургского государственного университета. 2018;218(6):91—6.
7. Фролова О. И., Жмуров В. А., Соловьева С. В. Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы. Аккредитация в образовании. 2019;111(3):34—5.
8. Парахонский А. П. Особенности формирования компетентности студентов при изучении медицинских дисциплин в условиях совершенствования образования. Образовательный процесс. 2019; 13(2): 15—20.
9. Лобачев И. В., Соловьев А. И., Корнилов В. А., Резванцев М. В. Система непрерывного медицинского образования и принципы аккредитации медицинских специалистов. Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2019;65(1):242—6.
10. Абдрахманова А. О., Койков В. В., Байгожина 3. А. Модель поддержки компетенций профессорско-преподавательского состава медицинских ВУЗов. Journal of Health Development. 2017;22(1):14—7.
11. Жук О. A. Мнение выпускников медицинского вуза о качестве полученного образования. Медицина: теория и практика. 2019;4(S):207—8.
12. Палевская С. А. Современные подходы к формированию критериев оценки профессиональной деятельности врача. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2019;(2):62—9.
13. Семенова Т. В. Медицинские кадры России. Кадровый дисбаланс и его устранение в здравоохранении. Вестник Росздрав-надзора. 2019;(4):49—59.
14. Камынина H. Н., Иванов А. В., Филин А. С. Потенциальные участники системы непрерывного медицинского образования — об организации обучения в рамках дополнительного профессионального образования. Общественное здоровье и здравоохранение. 2018;59(3):61—70.
15. Гиббс Т. Определение и значение непрерывного образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012;(3):12.
16. Cristancho S. M. Qualitative research essentials for médical éducation. Singapore Med. J. 2018;59(12):622—7.
17. Buja L. M. Médical éducation today: ail that glitters is not gold. BMC Med. Educ. 2019;19(1):110.
18. Morgan J. From Création to Evaluation: A Comprehensive Global Health Scholars Program for Graduate Médical Education Trainees. /. Med. Educ. Curric. Dev. 2020 Aug 21;7:2382120520951821. doi: 10.1177/2382120520951821
19. Bedoll D. Global trends in médical éducation accréditation. Hum. Resour. Health. 2021;19(1):70.
20. Решетников В. A. Зарубежный опыт и его влияние на формирование отечественной модели подготовки кадров в области управления здравоохранением. Здравоохранение Российской Федерации. 2016;60(5):240—4.
21. Решетников В. А. Роль профориентации в повышении престижа врачебной специальности в Российской Федерации. Медицинский вестник МВД. 2021;115(6):58—62.
22. Зимина Э. В. Системный подход к профессиональной подготовке управленческих кадров для здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения. 2010;15(3):112.
23. Богдан H. Н., Кулагин А. В. Отношение к карьере руководителей сферы здравоохранения как фактор профессионального развития (Электронный ресурс). Медицина и образование в Сибири. 2014;(3). Режим доступа: http://www.ngmu.ru/cozo/ mos/php?id=7907.01.2016
24. Найговзина Н. Б., Конаныхина А. К., Кочубей А. В. Задачи подготовки и непрерывного профессионального развития ад-министративно-управленческих кадров здравоохранения в системе дополнительного профессионального образования. Здравоохранение Российской Федерации. 2016;60(1):35—40.
25. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А., Кузьмина Е. М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(2):134—42. doi: 10.24411/2220-8453-2019-12009
26. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Ходжаян А. Б., Хрипунова А. А. Технологии профессионального ориентирования и отбора в образовательные организации высшего медицинского образования в России и за рубежом. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019; 10(4). doi: 10.24411/2220-8453-2019-14000
27. Амлаев К. Р., Муравьева А. А., Койчуева С. М., Ходжаян А. Б. Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитури-
ентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;11(1):28—40. doi: 10.24411/ 2220-8453-2020-11001
28. Амлаев К. Р., Шикина И. Б., Койчуева С. М., Хрипунова А. А. Факторы, влияющие на выбор абитуриентом образовательной организации высшего медицинского образования. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020;(2):223—38.
29. Амлаев К. Р., Шикина И. Б., Койчуева С. М, Хрипунова А. А. Профессиональная ориентация и востребованность услуг по трудоустройству выпускников медицинских и многопрофильных образовательных организаций высшего образования. Социальные аспекты здоровья населения. 2020;66(3):10. doi: 10.21045/2071 -5021 -2020-66-3-10
30. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А., Шикина И. Б., Вдовина И. В., Блинкова Л. Н. Критерии выбора образовательной организации высшего медицинского образования и работодателя. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020;(3). Режим доступа: http:// healthproblem.ru/magazines?text=495 (дата обращения 21.09.2020).
31. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А. Карьерные установки выпускников медицинского университета. Проблемы социальной гигиены, равоохранения и истории медицины. 2020;28(5):1006—10.
32. Амлаев К. Р., Шикина И. Б., Бузин В. Н., Койчуева С. М., Блинкова Л. Н. Факторы, влияющие на мотивацию профессорско-преподавательского состава медицинского университета к эффективной трудовой деятельности. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020;(4). Режим доступа: https://healthproblem.ru/ru/magazines?text=562
33. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Муравьева В. Н. Обзор нормативных правовых актов регионального уровня по социальной поддержке медицинских работников. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;11(4):53—66. doi: 10.24411/2220-8453-2020-14004
34. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Кошель В. И., Ходжаян А. Б. Компаративный анализ некоторых показателей результативности образовательных организаций Северо-Кавказского федерального округа по подготовке медицинских кадров в рамках научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский» Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(2):347—52.
35. Амлаев К. Р., Койчуева С. М. Наука и инновации в рамках реализации кластерных подходов в научно-образовательном медицинском кластере «Северо-Кавказский». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(1):135—8.
36. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Мажаров В. Н., Кошель В. И., Ходжаян А. Б. Научно-исследовательский потенциал образовательных организаций научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский» как ресурс инновационного развития. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(4):984—7. doi: 10.32687/0869-866Х-2021 -29-4-984-987/
37. Амлаев К. Р., Койчуева С. М. Наука и инновации в рамках реализации кластерных подходов в научно-образовательном медицинском кластере «Северо-Кавказский». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(1):135—8.
38. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Мажаров В. Н., Кошель В. И., Ходжаян А. Б. Совершенствование врачебных кадров и постдипломного образования в рамках научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(5): 1214—9.
39. Амлаев К. Р. Совершенствование мер по обеспечению Северо-Кавказского федерального округа квалифицированными врачебными кадрами с использованием технологий и ресурсов на-учно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кав-казский». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(6):1613—8. doi: 10.32687/0869-866Х-2021-29-6-1613-1618
40. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Муравьева А. А. Некоторые показатели, характеризующие хирургическую активность медицинских организаций и обеспеченность анестезиологами-реа-ниматологами в Ставропольском крае. Вестник молодого ученого. 2020;9(4):129—32.
Education and Personnel
41. Амлаев К. P. Анализ обеспеченности врачебными кадрами субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(5):885—9. doi 10.32687/0869-866Х-2022-30-5-885-889.
42. Амлаев К. Р., Кошель В. И., Ходжаян А. Б., Агранович Н. В., Койчуева С. М., Ветрова И. Н., Знаменская С. В. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;11(3). doi: 10.24411/2220-8453-2020-13000
Поступила 10.06.2023 Принята в печать: 02.11.2023
REFERENCES
1. Khalfin R. A., Madyanova V. V. Some questions of training of health care organizers. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii = Problems of standardization in healthcare. 2016;(5-6):4-8 (in Russian).
2. Mikhailova A. V. From the professional competition according to Worldskills Russia standards — to the primary accreditation of a specialist. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy = Quality management system: experience and prospects. 2017;(6):146-50 (in Russian).
3. Belyaeva G. V. Continuing education in Russia in the XIX-XXI centuries: problems, questions, solutions. In: Proceedings of the scientific and practical conference with international participation "Continuous medical and pharmaceutical education in the 21st century" [Sbornik trudov nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezh-dunarodnym uchastiyem "Nepreryvnoye meditsinskoye i farmat-sevticheskoye obrazovaniye v 21 veke"]. Kursk; 2017. P. 155-61 (in Russian).
4. Blinov S. V. The system of continuing medical education in the context of the concept of "life-long learning education". Vestnik meditsinskogo instituta "REAVIZ": reabilitatsiya, vrach i zdorov'ye = Bulletin of the medical Institute "REAVIZ": rehabilitation, doctor and health. 2018;36(6):176-81 (in Russian).
5. Kligunenko E. N. Modern approach to the education of doctors: the concept of continuous medical education and continuous professional development. Meditsina neotlozhnykh sostoyaniy = Medicine of emergency conditions. 2018;92(5): 169-72 (in Russian).
6. Fomina M. V., Mikhailova E. A., Aznabayeva L. M. The communicative component of the content of education in the aspect of the corporate culture of a medical university. Vestnik Orenburgskogo go-sudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Orenburg State University. 2018;218(6):91-6 (in Russian).
7. Frolova О. I., Zhmurov V. A., Solovyova S. V. Continuing medical education: problems and prospect. Akkreditatsiya v obrazovanii = Accreditation in education. 2019;ll(34):34-5 (in Russian).
8. Parakhonsky A. P. Features of the formation of students' competence in the study of medical disciplines in the conditions of improving education. Obrazovatel'nyy protsess = Educational process. 2019;13(2):15-20 (in Russian).
9. Lobachev I. V., Soloviev A. I., Kornilov V. A., Rezvantsev M. V. System of continuous medical education and principles of accreditation of medical specialists. Vestnik Rossiyskoy Voyenno-meditsinskoy akademii = Bulletin of the Russian Military Medical Academy. 2019;65(l):242-6 (in Russian).
10. Abdrakhmanova A. O., KoikovV. V., Baigozhina Z. A. Model of competence support for the teaching staff of medical universities. Journal of Health Development. 2017;22(l):14-7 (in Russian).
11. Zhuk O. A. Opinion of graduates of a medical university on the quality of education received. Meditsina: teoriya i praktika = Medicine: theory and practice. 2019;4(S):207-8 (in Russian).
12. Palevskaya S. A. Modern approaches to the formation of criteria for evaluating the professional activity of a doctor. Byulleten' Natsion-al'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdor-ov'ya imeni N. A. Semashko = Bulletin of the National Research Institute of Public Health named after N. A. Semashko. 2019;(2):62-9 (in Russian).
13. Semenova Т. V. Medical personnel of Russia. Personnel imbalance and its elimination in healthcare. Vestnik Roszdravnadzora = Bulletin of Roszdravnadzor. 2019;(4):49-59 (in Russian).
14. KamyninaN. N., Ivanov A. V., Filin A. S. Potential participants in the system of continuing medical education — on the organization of training in the framework of additional professional education. Obshchestvennoye zdorov'ye i zdravookhraneniye = Public health and healthcare. 2018;59(3):61-70 (in Russian).
15. Gibbs T. Definition and meaning of continuing education (translated from English under the editorship of Z. Z. Balkizov). Meditsin-
skoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye = Medical education and professional development. 2012;(3):12 (in Russian).
16. Cristancho S. M. Qualitative research essentials for medical education. Singapore Med. J. 2018;59(12):622-7.
17. Buja L. M. Medical education today: all that glitters is not gold. BMC Med. Educ. 2019; 19( 1): 110.
18. Morgan J. From Creation to Evaluation: A Comprehensive Global Health Scholars Program for Graduate Medical Education Trainees. /. Med. Educ. Curric. Dev. 2020 Aug 21;7:2382120520951821. doi: 10.1177/2382120520951821
19. Bedoll D. Global trends in medical education accreditation. Hum. Resour. Health. 2021;19(1):70.
20. Reshetnikov V. A., Skvirskaya G. P., Gadzhaaliev G. Sh., Sulki-na F. A. Foreign experience and its influence on the formation of a domestic model of personnel training in the field of healthcare management. Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii = Healthcare of the Russian Federation. 2016;60(5):240-4 (in Russian).
21. Reshetnikov V. A., Esaulenko I.E., Kozlov V. V., Mikhailovsky V. V., Ismail-Zade N. T. The role of career guidance in increasing the prestige of a medical specialty in the Russian Federation. Meditsinskiy vestnik MVD = Medical Bulletin Ministry of Internal Affairs. 2021;115(6):58-62 (in Russian).
22. Zimina E. V. System approach to professional training of managerial personnel for healthcare. Sotsial'nyye aspekty zdorov'ya naseleniya = Social aspects of public health. 2010;15(3):112 (in Russian).
23. Bogdan N. N., Kulagin A. V. Attitude to the career of healthcare managers as a factor of professional development (Electronic resource). Meditsina i obrazovaniye v Sibiri = Medicine and education in Siberia. 2014;(3). Available at: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/ php?id=7907.01.2016
24. Naigovzina N. B., Konanykhina A. K., Kochubey A. V. Tasks of training and continuous professional development of administrative and managerial personnel of healthcare in the system of additional professional education. Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii = Healthcare of the Russian Federation. 2016;60(l):35-40 (in Russian).
25. Amlaev K. R., Koichueva S. M., Khripunova A. A., Kuzmina E. M. Comparative analysis of professional motivation and career attitudes of students of medical and multidisciplinary universities according to the survey data. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye = Medical education and professional development. 2019; 10(2): 134-42. doi: 10.24411/2220-8453-2019-1209 (in Russian).
26. Amlaev K. R., Koichueva S. M., Khodjayan A. B., Khripunova A. A. Technologies of professional orientation and selection in educational organizations of higher medical education in Russia and abroad. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye = Medical education and professional development. 2019;10(4). doi: 10.24411/2220-8453-2019-14000 (in Russian).
27. Amlaev K. R., Muravyeva A. A., Koichueva S. M., Khodjayan A. B. Some aspects of professional orientation of applicants for admission to educational institutions of higher medical education. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye = Medical education and professional development. 2020;ll(l):28-40. doi: 10.24411/ 2220-8453-2020-11001 (in Russian).
28. Amlaev K. R., Shikina I. B., Koichueva S. M., Khripunova A. A. Factors influencing the choice of an applicant of an educational organization of higher medical education. Sovremennyye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki = Modern problems of healthcare and medical statistics. 2020;(2):223-38 (in Russian).
29. Amlaev K. R., Shikina I. B., Koichueva S. M., Khripunova A. A. Professional orientation and demand for employment services for graduates of medical and multidisciplinary educational institutions of higher education. Sotsial'nyye aspekty zdorov'ya naseleniya = Social aspects of public health. 2020;66(3):10. doi: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-10 (in Russian).
30. Amlaev K. R., Koichueva S. M., Khripunova A. A., Shikina I. B., Vdovina I. V., Blinkova L. N. Criteria for choosing an educational organization of higher medical education and an employer. Sovremennyye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki = Modern problems of healthcare and medical statistics. 2020;(3). Available at: http://healthproblem.ru/magazines?text=495 (accessed 21.09.2020) (in Russian).
31. Amlaev K. R., Koichueva S. M., Khripunova A. A. Career attitudes of graduates of the medical University. Problemy sotsial'noy gigiyeny, ravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2020;28(5):1006-10 (in Russian).
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024; 32(1) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-l-94-101
Образование и кадры
32. Amlaev К. R., Shikina I. В., Buzin V. N„ Koichueva S. M„ Blinko-va L. N. Factors influencing the motivation of the teaching staff of the medical University for effective work. Sovremennyye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki = Modern problems of healthcare and medical statistics. 2020;(4). Available at: https:// healthproblem.ru/ru/magazines?text=562 (in Russian).
33. Amlaev K. R., Koichueva S. M., Muravyeva V. N. Review of regulatory legal acts of the regional level on social support of medical workers. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye = Medical education and professional development. 2020;ll(4):53-66. doi: 10.24411/2220-8453-2020-14004 (in Russian).
34. Amlaev K. R., Koichueva S. M., Koshel V. I., Khodjayan A. B. Comparative analysis of some performance indicators of educational organizations of the North Caucasus Federal District for the training of medical personnel within the scientific and educational medical cluster "North Caucasus". Problemy sotsial'noy gigiyeny, ra-vookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2021;29(2):347-52 (in Russian).
35. Amlaev K. R., Koichueva S. M. Science and innovation in the implementation of cluster approaches in the scientific and educational medical cluster "North Caucasus". Problemy sotsial'noy gigiyeny, ra-vookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2021;29(l):135-8 (in Russian).
36. Amlaev K. R., Koichueva S. M., Mazharov V. N., Koshel V. I., Khodjayan A. B. Research potential of educational organizations of the scientific and educational medical cluster "North Caucasus" as a resource of innovative development. Problemy sotsial'noy gigiyeny, ravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2021;29(4):984-7. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-4-984-987/ (in Russian).
37. Amlaev K. R., Koichueva S. M. Science and innovation in the framework of cluster approaches in the scientific and educational
medical cluster "North Caucasus". Problemy sotsial'noy gigiyeny, ravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2021;29(l):135-8 (in Russian).
38. Amlaev K. R., Koichueva S. M., Mazharov V. N., Koshel V. I., Khodjayan A. B. Improvement of medical personnel and postgraduate education within the scientific and educational medical cluster "North Caucasus". Problemy sotsial'noy gigiyeny, ravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2021;29(5):1214-9 (in Russian).
39. Amlaev K. R. Improvement of measures to provide the North Caucasian Federal District with qualified medical personnel using technologies and resources of the scientific and educational medical cluster "North Caucasian". Problemy sotsial'noy gigiyeny, ravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, healthcare and history of medicine. 2021;29(6):1613-8. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-6-1613-1618 (in Russian).
40. Amlaev K. R., Koichueva S. M., Muravyeva A. A. Some indicators characterizing the surgical activity of medical organizations and the availability of anesthesiologists — resuscitators in the Stavropol Territory. Vestnik molodogo uchenogo = Bulletin of the young scientist. 2020;9(4): 129-32 (in Russian).
41. Amlaev K. R. Analysis of the availability of medical personnel in the subjects of the North Caucasus Federal District. Problemy sotsial'noy gigiyeny, ravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, healthcare and the history of medicine. 2022;30(5):885-9. doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-5-885-889 (in Russian).
42. Amlaev K. R., Koshel V. I., Khodjayan A. B., Agranovich N. V., Koichueva S. M., Vetrova I. N., Znamenskaya S. V. Medical university in the conditions of the COVID-19 pandemic: new challenges and lessons learned. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye = Medical education and professional development. 2020;11(3). doi: 10.24411/2220-8453- 2020-13000 (in Russian).