Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ» КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ» КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КЛАСТЕР / МОНИТОРИНГ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Мажаров В. Н., Кошель В. И., Ходжаян А. Б.

В статье представлены результаты сравнительного анализа научно-исследовательского потенциала участников научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский». Изучены различия в показателях подготовки ординаторов и аспирантов, обеспеченности научно-педагогическими кадрами, объемов научно-исследовательских работ и доходов, полученных от их коммерциализации, среди образовательных организаций, участвовующих в кластере. Отмечено, что медицинские факультеты образовательных организаций различной ведомственной подчиненности по показателям научно-исследовательской деятельности разнятся с медицинскими университетами системы Министерства здравоохранения РФ, однако имеются и внутриведомственные диспропорции. Авторы выражают мнение о том, что совместное использование кадровых, технологических и других ресурсов образовательных организаций способно дать синергический эффект в научно-исследовательской сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Мажаров В. Н., Кошель В. И., Ходжаян А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH POTENTIAL OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RESEARCH EDUCATIONAL MEDICAL CLUSTER “THE NORTHERN-CAUCASIAN” AS A RESOURCE OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

The article presents the results of comparative analysis of the research potential of participants of the North Caucasian Scientific and Educational Medical Cluster. The differences in the indices of training of residents and post-graduate students, the availability of research and pedagogical personnel, the scope of research studies and income received from their commercialization in educational organizations participating in the cluster were studied. It is noted that the medical faculties of educational organizations of various departmental subordination, in terms of their research activities, differ from medical universities of the Minzdrav of Russia. However, there are intra-departmental imbalances too. The joint use of personnel, technological and other resources of educational organizations can provide synergistic effect in research field.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ» КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2021; 29(4) 984 DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-4-984-987

Education and Personnel

© Коллектив авторов, 2021 УДК 614.2

Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Мажаров В. Н., Кошель В. И., Ходжаян А. Б.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ» КАК РЕСУРС

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, 355000, г. Ставрополь

В статье представлены результаты сравнительного анализа научно-исследовательского потенциала участников научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский». Изучены различия в показателях подготовки ординаторов и аспирантов, обеспеченности научно-педагогическими кадрами, объемов научно-исследовательских работ и доходов, полученных от их коммерциализации, среди образовательных организаций, участвовующих в кластере. Отмечено, что медицинские факультеты образовательных организаций различной ведомственной подчиненности по показателям научно-исследовательской деятельности разнятся с медицинскими университетами системы Министерства здравоохранения РФ, однако имеются и внутриведомственные диспропорции. Авторы выражают мнение о том, что совместное использование кадровых, технологических и других ресурсов образовательных организаций способно дать синерги-ческий эффект в научно-исследовательской сфере.

Ключевые слова: медицинское образование; научно-образовательный медицинский кластер; мониторинг научно-исследовательской деятельности.

Для цитирования: Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Мажаров В. Н., Кошель В. И., Ходжаян А. Б. Научно-исследовательский потенциал образовательных организаций научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский» как ресурс инновационного развития. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(4):984—987. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-4-984-987

Для корреспонденции: Амлаев Карэн Робертович, д-р мед. наук, проф., заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России , e-mail: [email protected]

Amlaev K. R., Koichueva S. M., Manjarov V. N., Koshel V. I., Hodzhayan A. B. THE RESEARCH POTENTIAL OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RESEARCH EDUCATIONAL MEDICAL CLUSTER "THE NORTHERN-CAUCASIAN" AS A RESOURCE OF INNOVATIVE

DEVELOPMENT

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Stavropol State Medical University" of

Minzdrav of Russia, 355000, Stavropol, Russia

The article presents the results of comparative analysis of the research potential of participants of the North Caucasian Scientific and Educational Medical Cluster. The differences in the indices of training of residents and post-graduate students, the availability of research and pedagogical personnel, the scope of research studies and income received from their commercialization in educational organizations participating in the cluster were studied. It is noted that the medical faculties of educational organizations of various departmental subordination, in terms of their research activities, differ from medical universities of the Minzdrav of Russia. However, there are intra-departmental imbalances too. The joint use of personnel, technological and other resources of educational organizations can provide synergistic effect in research field.

Keywords: medical education; scientific and educational medical cluster; monitoring; research activities.

For citation: Amlaev K. R., Koichueva S. M., Manjarov V. N., Koshel V. I., Hodzhayan A. B. The research potential of educational organizations of research educational medical cluster "The Northern-Caucasian" as a resource of innovative development. Problemi socialnoigigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(4):984—987 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.32687/0869-866X-2021-29-4-984-987

For correspondence: Amlaev K. R., doctor of medical sciences, professor, the Head of the Chair Public Health and Health Care, Medical Prevention and Informatics with the Course of Additional Professional Education of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Stavropol State Medical University". e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 18.12.2020 Accepted 11.02.2021

Введение

Приказом Министерства здравоохранения РФ (МЗ РФ) от 26.11.2015 № 844 «Об организации работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров» утверждены 11 территориальных и 2 профильных объединения: химико-фармацевтический и стоматологический кластеры. Однако под действие приказа подпадают лишь медицинские университеты, учредителем которых явля-

ется МЗ РФ. Кроме того, федеральные НИИ МЗ РФ, обладающие значительными кадровыми, материально-техническими и другими ресурсами, не были включены в кластеры [1]. Также при создании кластеров не были определены место и роль медицинских факультетов классических университетов системы Министерства науки и высшего образования РФ.

Исследователи отмечают, что концепция Научно-образовательного медицинского кластера

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(4) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-4-984-987

Образование и кадры

100

80

60

40

-20

-40

-60

80 0,17 И_ 72 74 0 36

-3 ТА -36 ,86

■ Ставрополь □ Пятигорск НВладикавказ О Черкесск □ Грозный □ Ингушетия П Дагестан ПНальчик

Рис. 1. Динамика показателей научно-исследовательской деятельности медицинских факультетов и университетов НОМК «Северо-Кавказский» за 2012—2018 гг. (в %).

(НОМК) наиболее эффективно способна обеспечить обучение на протяжении всей жизни, в том числе с использованием дистанционных технологий, содействовать созданию сети профессиональных коммуникаций и научного результата в виде качественных исследований, методик, лекарственных препаратов на основе использования интеллектуальных ресурсов членов НОМК [2, 3].

Все это не отменяет здоровую конкуренцию образовательных организаций во всех сферах их деятельности. Университеты находятся в различных условиях функционирования, ведомственной и территориальной принадлежности, экономического положения [4—6]. В связи с этим представляет интерес проведение анализа научно-исследовательского потенциала участников кластера в динамике. В качестве референтной точки нами был выбран 2012 г., когда Рособрнадзор начал систематический мониторинг всех аспектов деятельности университетов России.

Материалы и методы

Проведен анализ мониториру-емых Рособрнадзором критериев деятельности образовательных организаций в научно-исследовательской сфере за 2012— 2018 гг. с определением процента изменений.

Результаты исследования

В то время как «Ставропольский государственный медицинский университет» (СтГМУ) и Пятигорский филиал Волгоградского государственного медицинского университета (ПФ ВолГМУ) увеличили свой интегральный научный потенциал, в Северо-Осетинской государ-

ственной медицинской академии (СОГМА) он значительно уменьшился в 2017 и 2018 гг. (рис. 1). Объяснение данных процессов, по-видимому, требует детального рассмотрения всех мо-ниторируемых показателей научно-исследовательской деятельности объектов изучения.

Анализ подготовки аспирантов и ординаторов показал, что максимальное их количество отмечено в СтГМУ и СОГМА, а ПФ ВолГМУ сдал свои позиции, хотя ранее являлся лидером по данному показателю.

При этом позитивная динамика численности изучаемых кон-тингентов отмечается в Дагестанском государственном медицинском университете (ДГМУ), СтГМУ, СОГМА, в то время как на медицинском факультете Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова (МФ КБГУ) она была отрицательной (рис. 2).

В то же время объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) НОМК «Северо-Кавказский» растет из года в год. Особо значительный прирост отмечается в ПФ ВолГМУ и ДГМУ. При этом удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации НОМК «Северо-Кавказский» вырос, хотя в целом он остается на низком уровне и не играет значительной роли в общем бюджете образовательных организаций.

Удельный вес научно-педагогических работников, защитивших кандидатские и докторские диссертации за изучаемый период, в общей численности научно-педагогических работников (НПР) НОМК «Северо-Кавказский» в большинстве обра-

Рис. 2. Динамика численности аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров образовательной организации (на 100 студентов приведенного контингента) медицинских факультетов и университетов НОМК «Северо-Кавказский» за 2012—2018 гг.

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2021; 29(4) 986 DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-4-984-987

Education and Personnel

Рис. 3. Динамика показателей удельного веса НПР, защитивших кандидатские и докторские диссертации за отчетный период, в общей численности НПР медицинских факультетов и университетов НОМК «Северо-Кавказский» за 2012—2018 гг. (в %).

Рис. 4. Динамика доли НПР, имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности НПР медицинских факультетов и университетов НОМК «Северо-Кавказский»

за 2012—2018 гг. (в %).

Рис. 5. Динамика доли НПР, имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности НПР медицинских факультетов и университетов НОМК «Северо-Кавказский»

за 2012—2018 гг. (в %).

зовательных организаций уменьшился. Значительное снижение отмечено в СОГМА (рис. 3).

Наиболее высокие значения показателя удельного веса НПР, имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности НПР НОМК «Северо-Кавказский» отмечены в СтГМУ и ДГМУ, где данный показатель продолжает расти, а наиболее низкие — на медицинских факультетах Ингушского государственного университета (МФ ИнгГУ) и Чеченского государственного университета (ЧГУ), хотя на МФ ИнгГУ и отмечен максимальный (100%) прирост значения показателя (рис. 5).

Обсуждение

Выраженная дифференциация результативности в научно-исследовательской деятельности образовательных организаций НОМК «Северо-Кавказский», очевидно, связана с существующими различиями в отношении числа имеющихся научных школ, наличием или отсутствием собственных диссертационных советов, неэффективностью мер, реализуемых рядом организаций по достижению научных результатов в условиях реформирования правил публикации научных результатов и защиты диссертационных исследований в соответствии с последними, более жесткими, требованиями ВАК РФ.

Анализ подготовки аспирантов и ординаторов показал, что максимальное их количество отмечается в СтГМУ и СОГМА, а ПФ ВолГМУ несколько сдал свои позиции, хотя он ранее считался лидером по данному показателю. Адаптироваться к проводимым Минобрнауки РФ реформам, в соответствии с которыми были изменены правила приема в ординатуру и аспирантуру, удалось не всем образовательным организациям, за исключением ДГМУ и СтГМУ. Однако доля НПР, защитивших кандидатские и докторские диссертации за отчетный период, в общей численности НПР НОМК «Северо-Кавказский» в большинстве образо-

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(4) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-4-984-987

Образование и кадры

вательных организаций уменьшилась, более всего в СОГМА.

В то же время объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НИОКР НОМК «Северо-Кавказский» вырос, особенно в ПФ ВолГМУ и ДГМУ, хотя он и занимает очень незначительное место в бюджетах университетов.

Изучение доли имеющих ученую степень доктора наук в общей численности НПР НОМК «СевероКавказский» позволило установить, что отмечается рост данного показателя, максимально на МФ ИнгГУ и ЧГУ.

Заключение

Образовательные организации как различной ведомственной подчиненности, так и в рамках одного ведомства имеют разноуровневый научно-исследовательский потенциал. Создание НОМК «СевероКавказский» дает шанс образовательным организациям Северо-Кавказского федерального округа, занимающимся подготовкой медицинских кадров, значительно усовершенствовать научный блок мероприятий на основе партнерского использования ресурсов (технологий, лабораторий, научных кадров), что по принципу синергии способно позитивно сказаться на возможности создания инновационных научных продуктов. Это вдвойне актуально в обстоятельствах, когда студенты-медики в значительном проценте случаев сохраняют довольно высокий интерес к научной деятельности [7].

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водомацкая Л. П., Кузнецова В. П. Научно-образовательный инновационный медицинский кластер как агрегированная структура экономической системы здравоохранения. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019;(2):105—11.

2. Заболотная С. Г. Научно-образовательный медицинский кластер. В сб.: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: Оренбургский государственный университет; 2017. С. 3736—40.

3. Артамонова Г. В., Херасков В. Ю., Крючков Д. В., Барба-раш Л. С. Системный подход к организации помощи больным с инфарктом миокарда — «Кемеровская модель». Комплексные

проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2013;(1):52—9. <1ся: 10.17802/2306-1278-2013-1-52-59

4. Портер М. Э. Конкуренция. М.: Вильямс; 2005. 608 с.

5. Полянская С. В. Формирование кластеров в здравоохранении как необходимое условие инновационного развития учреждений здравоохранения. Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011;(3):132—6.

6. Ермолаева Е. В., Павлова Л. А. Медицинская профессия: требования современного общества. В сб.: Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием. М.; 2013. С. 369—75.

7. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А., Кузьмина Е. М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(2):134—42. <1ся: 10.24411/2220-8453-2019-12009

Поступила 18.12.2020 Принята в печать 11.02.2021

REFERENCES

1. Vodomackaja L. P., Kuznecova V. P. Scientific and educational innovative medical cluster as an aggregated structure of the economic health care system. State and municipal administration. Uchjonye zapiski. 2019;(2):105—11 (in Russian).

2. Zabolotnaja S. G. Scientific and educational medical cluster. In: University complex as a regional center of education, science and culture, materials of the All-Russian scientific and methodological conference [Universitetskij kompleks kak regionalnyj centr obra-zovanija, nauki i kul'tury materialy Vserossijskoj nauchno-metodich-eskoj konferencii]. Orenburg: Orenburg State University; 2017. P. 3736—40 (in Russian).

3. Artamonova G. V., Heraskov V. Ju., Krjuchkov D. V., Barbar-ash L. S. Systematic approach to the organization of care for patients with myocardial infarction — «Kemerovo model». Komplek-snye problemy serdechno-sosudistyh zabolevanij. 2013;(1):52—9. doi: 10.17802/2306-1278-2013-1-52-59 (in Russian).

4. Porter M. Je. Competition [Konkurencija]. Moscow: Vil'jams; 2005. 608 p. (in Russian).

5. Poljanskaja S. V. Formation of clusters in health care as a necessary condition for innovative development of health care institutions. Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby. 2011;(3):132—6 (in Russian).

6. Ermolaeva E. V., Pavlova L. A. Medical profession: the requirements of modern society. In: Society and health: current state and development trends: Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, with international participation [Obshhestvo i zdorov'e: sovremennoe sostojanie i tendencii razvitija Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, s mezhdunarodnym uchastiem]. Moscow; 2013. P. 369—75 (in Russian).

7. Amlaev K. R., Kojchueva S. M., Hripunova A. A., Kuz'mina E. M. Comparative analysis of professional motivation and career attitudes of students of medical and multidisciplinary universities according to the survey data. Medicinskoe obrazovanie i profession-al'noe razvitie. 2019;10(2):134—42. doi: 10.24411/2220-8453-201912009 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.