Научная статья на тему 'КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПО ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В РАМКАХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ"'

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПО ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В РАМКАХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КЛАСТЕР / МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Кошель В. И., Ходжаян А. Б.

В статье представлены результаты компаративного анализа образовательного потенциала участников научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский». Изучены различия в показателях среднего балла ЕГЭ абитуриентов образовательных организаций - участников кластера, обеспеченность научно-педагогическими работниками с учеными степенями, обеспеченность учебной литературой и другие показатели. Отмечено, что ужесточение проведения процедуры ЕГЭ и рост числа абитуриентов, поступающих по целевому набору, привели к некоторому снижению среднего балла ЕГЭ у абитуриентов. В то же время предпринимаемые членами кластера меры, направленные на улучшение значений мониторируемых Рособрнадзором показателей деятельности образовательных организаций, изменяют тенденцию в состоянии образовательного потенциала кластера «Северо-Кавказский» в позитивном ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Кошель В. И., Ходжаян А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E COMPARATIVE ANALYSIS OF SOME INDICES OF EFFECTIVENESS OF OF EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE NORTHERN CAUCASUS FEDERAL OKRUG CONCERNING MEDICAL PERSONNEL TRAINING WITHIN THE FRAMEWORK OF SCIENTIFIC EDUCATIONAL MEDICAL CLASTER “THE NORTHERN CAUCASUS”

The article presents the results of comparative analysis of educational potential of participants of the scientific and educational medical cluster «North Caucasus». The differences in average unified state examination score of students of educational institutions - participants of the cluster, teaching staff with academic degrees, educational literature and other indices are examined. It is noted that the toughening of unified state examination procedure implementation and increase of number of applicants entering through target admission, resulted in certain decrease of average score of unified state examination in entrants. At the same time, measures undertaken by the cluster members targeting the improvement of the values of indices of educational organizations functioning monitored by Rosobrnadzor alter the trend in condition of educational potential of the cluster “North Caucasus” in a positive way.

Текст научной работы на тему «КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПО ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В РАМКАХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ"»

Образование и кадры

Образование и кадры

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПО ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В РАМКАХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ»

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, 355000, г. Ставрополь

В статье представлены результаты компаративного анализа образовательного потенциала участников научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский». Изучены различия в показателях среднего балла ЕГЭ абитуриентов образовательных организаций — участников кластера, обеспеченность научно-педагогическими работниками с учеными степенями, обеспеченность учебной литературой и другие показатели. Отмечено, что ужесточение проведения процедуры ЕГЭ и рост числа абитуриентов, поступающих по целевому набору, привели к некоторому снижению среднего балла ЕГЭ у абитуриентов. В то же время предпринимаемые членами кластера меры, направленные на улучшение значений мониторируемых Рос-обрнадзором показателей деятельности образовательных организаций, изменяют тенденцию в состоянии образовательного потенциала кластера «Северо-Кавказский» в позитивном ключе.

Ключевые слова: медицинское образование; научно-образовательный медицинский кластер; мониторинг образовательной деятельности.

Для цитирования: Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Кошель В. И., Ходжаян А. Б. Компаративный анализ некоторых показателей результативности образовательных организаций Северо-Кавказского федерального округа по подготовке медицинских кадров в рамках научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(2):347—352. DOI: http://dx.doi.org/ 10.32687/0869-866X-2021-29-2-347-352

Для корреспонденции: Амлаев Карэн Робертович, д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: [email protected]

AmlaevK. R., Koichueva S. M., \Koshel V. J.] , Khodjayan A. B. THE COMPARATIVE ANALYSIS OF SOME INDICES OF EFFECTIVENESS OF OF EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE NORTHERN CAUCASUS FEDERAL OKRUG CONCERNING MEDICAL PERSONNEL TRAINING WITHIN THE FRAMEWORK OF SCIENTIFIC EDUCATIONAL MEDICAL CLASTER "THE NORTHERN CAUCASUS"

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Stavropol State Medical University"

355000, Stavropol, Russia

The article presents the results of comparative analysis of educational potential of participants of the scientific and educational medical cluster «North Caucasus». The differences in average unified state examination score of students of educational institutions — participants of the cluster, teaching staff with academic degrees, educational literature and other indices are examined. It is noted that the toughening of unified state examination procedure implementation and increase of number of applicants entering through target admission, resulted in certain decrease of average score of unified state examination in entrants. At the same time, measures undertaken by the cluster members targeting the improvement of the values of indices of educational organizations functioning monitored by Rosobrnadzor alter the trend in condition of educational potential of the cluster "North Caucasus " in a positive way.

Keywords: medical education; scientific and educational medical cluster; monitoring of educational activities.

For citation: Amlaev K. R., Koychueva S. M., Koshel V. I., Hodzhayan A. B. The comparative analysis of some indices of effectiveness of education organizations of the Northern Caucasus Federal Okrug concerning medical personnel training. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(2):347—352 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.32687/0869-866X-2021-29-2-347-352

For correspondence: Amlaev K. R., doctor of medical sciences, professor, the Head of the Chair of Public Health and Health Care, Medical Prevention and Informatics with the Course of Additional Professional Education of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Stavropol State Medical University". e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 18.07.2020 Accepted 29.10.2020

© Коллектив авторов, 2021 УДК 614.2

Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Кошель В. И. , Ходжаян А. Б,

Эффективная подготовка будущих врачей играет ключевую роль в здравоохранении [1, 2]. Для решения данной задачи необходимо объединение научных, медицинских и экспертных сообществ на

платформах передовых университетов России. Это возможно в случае реализации концепции научно-образовательных медицинских кластеров (НОМК) , на базе которых создаются или обновляются обра-

Education and Personnel

зовательные программы. По сути НОМК — это партнерство организаций, осуществляющих образовательную, научно-исследовательскую, медицинскую и воспитательную деятельность. В основе данной конструкции, созданной для решения стратегических задач в сфере здравоохранения, лежит преимущественно территориальный критерий, а иногда и специфика деятельности участников кластера, например стоматологический, фармацевтический [3—6].

Преимуществом НОМК является тот факт, что реализуемые его членами программы модернизации медицинского образования более всего удовлетворяют нуждам территории расположения кластера. НОМК лучше всего может справиться с задачей трансфера медицинских теоретических знаний в плоскость их практического применения, рассматривается как механизм, посредством которого теоретические идеи и представления по совершенствованию здравоохранения попадают в практику оказания медицинской помощи. Все это невозможно без сотрудничества с образовательными учреждениями, учреждениями науки, органами власти, а также учреждениями практического здравоохранения. Следовательно, ядром инновационного НОМК выступает взаимодействие между образовательными, исследовательскими и лечебными партнерами [7—9].

При этом принцип единства в деятельности НОМК предполагает объединение:

— материально-технических ресурсов (компьютерное оборудование, библиотечные фонды, информационные базы данных);

—учебно-методических материалов, результатов интеллектуальной деятельности, применяемых в образовательном процессе;

— профессиональных знаний, умений и навыков профессорско-преподавательского состава, привлекаемого к реализации программ и проектов в рамках совместной деятельности [8, 9].

В то же время конкурентная борьба вузов за студентов обострилась из-за большого числа образовательных организаций и расширения возможностей абитуриентов при поступлении. Университеты стараются предлагать новые формы и методики обучения, профессиональной ориентации и взаимодействия с будущими работодателями [10]. Для создания совместной образовательной концепции необходимо путем мониторинга определить векторы их деятельности по всем знаковым направлениям. Отправ- 40 ной точкой мониторинга был выбран 30 2012 г., когда Рособрнадзор начал си- 2о стематический мониторинг образовательной деятельности университетов.

Для того чтобы адресно воздействовать на различные аспекты образовательной деятельности членов НОМК и Рис. 1. Обр разработать совместную программу со-

вершенствования образовательной деятельности НОМК, мы проанализировали образовательный потенциал медицинских университетов и медицинских факультетов (МФ) классических университетов, вошедших в НОМК «Северо-Кавказский».

Материалы и методы

Проведен анализ мониторируемых Рособрнадзо-ром критериев деятельности образовательных организаций за 2012—2018 гг. с определением процента изменений.

Результаты исследования

Практически на всех МФ и в университетах НОМК «Северо-Кавказский» после достижения максимальных значений интегральных показателей образовательных потенциалов в 2016 г. отмечен некоторый спад (рис. 1).

При этом значительная отрицательная динамика наблюдалась в Ставропольском государственном медицинским университете (СтГМУ), на МФ Чеченского государственного университета (ЧГУ) и в Се-веро-Осетинской государственной медицинской академии (СОГМА) (рис. 2). Вероятно, это связано с несколькими воздействующими факторами: ужесточением критериев оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, усложнением программ, изменениями контингента студентов (увеличением доли «целевиков», зачастую имеющих более низкий образовательный рейтинг), внедрением балльно-рейтинговой ежедневной оценки образовательных достижений студентов.

Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по его результатам на очное обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ НОМК «Северо-Кавказский», у большинства членов кластера также не изменился.

Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на очное обучение по программам бакалавриата и специалитета с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими

азовательная деятельность НОМК «Северо-Кавказский» в 2013— 2018 гг. (в баллах).

Образование и кадры

Рис. 2. Динамика показателей образовательной деятельности медицинских фа культетов и университетов НОМК «Северо-Кавказский» за период 2012—

2018 гг.

лицами НОМК «Северо-Кавказский», в основном снизился, вероятнее всего, за счет ужесточения процедуры проведения ЕГЭ, борьбы со злоупотреблениями при его сдаче. Динамика данного показателя в целом негативная, максимальное снижение установлено в СтГМУ, на МФ Ингушского государственного университета (ИГУ), в Дагестанском государственном медицинском университете (ДГМУ). Напротив, в тех образовательных организациях, где данный показатель был ниже, произошел его некоторый рост [Пятигорский филиал (ПФ) Волгоградского государственного медицинского университета (ВолГМУ) и СОГМА].

Анализ усредненного по реализуемым направлениям (специальностям) минимального балла ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме на программы бакалавриата и специалитета НОМК «Северо-Кавказский», показал, что максимальный балл отмечен на МФ ИГУ в связи с имеющимся там высоким конкурсом из-за ограниченности бюджетных и коммерческих мест и отсутствия целевого обучения на МФ.

Максимальным процент студентов, поступивших на целевое обучение в образовательные медицинские организации СКФО, был в СтГМУ, при этом он также вырос в ДГМУ и на МФ ЧГУ, а наибольший рост показателя отмечен на МФ ИГУ, хотя он и остается там на низком уровне (рис. 3).

Изучение удельного веса численно -сти студентов, принятых по результатам целевого приема на I курс на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета, в общей численности студентов, принятых на I курс по программам бакалавриата и специалитета на очную форму обучения НОМК «Северо-Кавказский», по-

казало, что динамика удельного веса «целевиков» в образовательных организациях по годам нестабильна, за последние 2 года устойчивый рост наблюдался только в СтГМУ, на МФ ИГУ и МФ ЧГУ, а в СОГМА, на МФ КГБУ и в ДГМУ наметилась тенденция к снижению удельного веса «целевиков».

Качество подготовки студентов-медиков зависит также от доступности современной учебной литературы, в связи с чем был изучен показатель обеспеченности обучающихся учебными пособиями.

Максимальное количество экземпляров печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия) из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного студента отмечено в СОГМА (п=161), наименьшее — на МФ ЧГУ (п=23).

При этом максимальная положительная динамика показателя обеспеченности учебниками отмечена на МФ ЧГУ и ИГУ.

Изучение доли научно-педагогических работников (НПР), имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР НОМК «Северо-Кавказский» показало, что данный показатель увеличился только в ДГМУ, а в ПФ ВолГМУ и СОГМА параметр, прежде находившийся на высоких позициях, снижается. На МФ ИГУ и ЧГУ значения данного показателя были низкими (37 и 44% соответственно), при этом на МФ ИГУ зафиксирован его рост на 95%. Наиболее высоким показатель удельного веса НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР НОМК «СевероКавказский» был в СтГМУ и ДГМУ, где он продолжает расти, а наиболее низким — на МФ ИГУ и ЧГУ, хотя на МФ ИГУ отмечен максимальный прирост показателя (100%).

Рис. 3. Численность студентов по результатам целевого приема на I курс на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета НОМК «Северо-Кавказский» в 2012—2018 гг. (в абс. ед.).

Education and Personnel

Рис. 4. Число предприятий, являющихся базами практики, с которыми оформлены договорные отношения НОМК «Северо-Кавказский» в 2012—2018 гг.

(абс. ед.).

Число предприятий, являющихся базами практики, с которыми оформлены договорные отношения образовательных организаций НОМК «СевероКавказский», разнится. У СтГМУ при высоком данном показателе отмечается его рост, некоторый рост также отмечен в СОГМА, в то время как у остальных членов кластера регистрируются низкие значения показателя и его снижение (рис. 4).

Перед российскими вузами поставлена задача нарастить их экспортный потенциал. В связи с этим было интересно проанализировать данный показатель в образовательных организациях НОМК «Северо-Кавказский». Только две образовательные организации добились успеха в данной сфере — СтГМУ и ПФ ВолГМУ. Остальным членам кластера предстоит большая работа в этом направлении.

Важным параметром, характеризующим результативность деятельности образовательных организаций, является трудоустройство выпускников. Динамические показатели данного параметра членов НОМК представлены на рис. 5.

Показатель удельного веса выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования НОМК «Северо-Кавказский», в большинстве образовательных организаций снижается за исключением МФ ИГУ, где он равен 100%. В ДГМУ данный показатель также растет, занимая в то же время самую низкую позицию в кластере.

Анализ финансово-экономической деятельности объектов исследования показал, что практически все члены кластера НОМК «Северо-Кавказский» нарастили свой финансово-экономический потенциал, тем самым обеспечив

финансовую основу для обновления процессов во всех сферах деятельности.

При этом максимальный прирост ресурсов наблюдается у ПФ ВолГМУ (30,5%), СОГМА (29,1%), на МФ ЧГУ (30,4%) и в ДГМУ (63,5%).

Обсуждение

Представляется, что снижение численных показателей образовательной деятельности членов НОМК «СевероКавказский», вероятнее всего, вызвано ужесточением правил сдачи ЕГЭ, борьбой с коррупционными явлениями при прохождении ЕГЭ, сложностью современных программ и балльно-рейтинго-вой оценкой академических успехов студентов, предполагающей каждодневные «замеры» образовательных результатов обучающегося, изменением контингента студентов за счет увеличения доли «студентов-целевиков», имеющих, как правило, более низкие академические результаты. По этой же причине снизился и средний балл ЕГЭ студентов, принятых по его результатам на очное обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ НОМК «Северо-Кавказский».

Практически все члены кластера НОМК «Северо-Кавказский» сумели сориентироваться в новых экономических условиях и увеличить финансово-экономический потенциал своих образовательных организаций, что послужит основой для улучшения результативности в других сферах их деятельности.

Требует серьезного отношения вопрос трудо-устроенности выпускников, тем более что в условиях повсеместного дефицита врачебных кадров данный показатель демонстрирует тенденцию к снижению, особенно в Республике Дагестан, Северной

Рис. 5. Удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования НОМК «Северо-Кавказский»в 2012—2018 гг. (в %).

Образование и кадры

Осетии-Алании, Чеченской Республике. В образовательных организация — членах НОМК происходит неравномерный рост числа «целевиков». Так, за последние 2 года данный показатель вырос в СтГМУ и на МФ ИГУ и ЧГУ, а в СОГМА, на МФ КГБУ и в ДГМУ он снизился.

Показатель удельного веса выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования НОМК «Северо-Кавказский» в большинстве образовательных организаций снижается, за исключением МФ ИГУ, где данный показатель равен 100%, а в Дагестане он хотя и растет, но находится на самой низкой позиции в кластере.

Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР НОМК «Северо-Кавказский» продемонстрировал рост только в ДГМУ, а в ПФ ВолГМУ и СОГМА, где прежде отмечались высокие его значения, наблюдается тенденция к снижению.

Для лучшей подготовки будущих врачей необходимы базы практики, но в большинстве организаций НОМК «Северо-Кавказский», за исключением СтГМУ, данный показатель снижается.

Задачу по наращиванию экспортного потенциала российского образования решить удается только СтГМУ и ПФ ВолГМУ, хотя в СОГМА отмечен 98% рост числа иностранных обучающихся.

Заключение

Изложенное позволяет заключить, что образовательные организации по различным направлениям своей деятельности находятся на разных уровнях результативности. Использование опыта и потенциала образовательных организаций — членов НОМК «Северо-Кавказский» могло бы помочь сформировать комплекс мер по совершенствованию подготовки медицинских кадров в Северо-Кавказском федеральном округе, который также должен быть основан на анализе показателей общественного здоровья жителей региона и кадрового потенциала отрасли здравоохранения округа. В настоящее время перед участниками кластера стоит ряд задач по достижению медианных значений мо-ниторируемых показателей образовательных организаций по тем направлениям, где отмечена негативная динамика.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амлаев К. Р., Блинкова Л. Н., Дахкильгова Х. Т. Ожирение: Современный взгляд на проблему. Врач. 2020;(3):1—5.

2. Амлаев К. Р., Муравьева А. А., Койчуева С. М., Ходжаян А. Б. Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования. Медицинское образование и

профессиональное развитие. 2020;11(1):28—40. doi: 10.24411/ 2220-8453-2020-11001

3. Заболотная С. Г. Научно-образовательный медицинский кластер. В сб.: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: Оренбургский государственный университет; 2017. С. 3736—40.

4. Игнатова Т. В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров. Креативная экономика. 2012;(3):94—9.

5. Водомацкая Л. П., Кузнецова В. П. Научно-образовательный инновационный медицинский кластер как агрегированная структура экономической системы здравоохранения. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019;(2):105—11.

6. Корчагина Н. А. Системный подход к организации помощи больным с инфарктом миокарда. Концептуальные основы кластерной политики на территории российских регионов. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: история, политология, экономика, информатика. 2009;12(15—1):5—13.

7. Артамонова Г. В., Херасков В. Ю., Крючков Д. В., Барба-раш Л. С. «Кемеровская модель». Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2013;(1):52—9. doi: 10.17802/ 2306-1278-2013-1-52-59

8. Полянская С. В. Формирование кластеров в здравоохранении как необходимое условие инновационного развития учреждений здравоохранения. Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011;(3):132—6.

9. Артамонова Г. В., Данильченко Я. В., Костомарова Т. С., Черкас Н. В., Барбараш Л. С. Кластерный принцип повышения результативности научно-образовательной и медицинской деятельности. Менеджер здравоохранения. 2015;(3):43—50.

10. Ермолаева Е. В., Павлова Л. А. Медицинская профессия: требования современного общества. В сб.: Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М.; 2013. С. 369—75.

Поступила 18.07.2020 Принята в печать 29.10.2020

REFERENCES

1. Amlaev K. R., Blinkova L. N., Dakhkilgova H. T. Obese: a Modern view of the problem. Vrach. 2020;(3):1—5 (in Russian).

2. Amlaev K. R., Muraveva A. A., Koichueva S. M., Khodjayan A. B. Some aspects of professional orientation of applicants for admission in educational organizations of higher medical education. Meditsin-skoe obrazovanie I professionalnoe razvitie. 2020;11(1):28—40. doi : 10.24411/2220-8453-2020-11001 (in Russian).

3. Zabolotnaya S. G. Scientific and educational medical cluster in the collection. In: University complex as a regional center of education, science and culture: Materials of the all-Russian scientific and methodological conference [Universitetskiy kompleks kak region-al'nyy tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury: Materialy Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii]. Orenburg: Orenburg State University; 2017. P. 3736—40 (in Russian).

4. Ignatova T. V. Formation of the administrative reserve of the region through the development of administrative and educational clusters. Creative economy. 2012;(3):94—9 (in Russian).

5. Vodomatskaya L. P., Kuznetsova V. P. Scientific and educational innovative medical cluster as an aggregated structure of the economic health system. Gosudarstvennoe i municipalnoe upravlenie. 2019;(2):105—11 (in Russian).

Education and Personnel

6. Korchagina N. A. System approach to the organization of care for patients with myocardial infarction Conceptual foundations of cluster policy in the Russian regions. Scientific Bulletin of the Belgorod state University. Series: history, political science, Economics, Informatics. 2009;12(15—1):5—13 (in Russian).

7. Artamonova G. V., Kheraskov V. Yu., Kryuchkov D. V., Barbar -ash L. S. «Kemerovo model». Kompleksnyye problemy serdechno-so-sudistykh zabolevaniy = Complex problems of cardiovascular diseases. 2013;(1):52—9. doi: 10.17802/2306-1278-2013-1-52-59 (in Russian).

8. Polyanskaya S. V. Formation of clusters in healthcare as a necessary condition for innovative development of healthcare institutions. Vestnik Povolzhskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby = Bulletin of

the Volga state Academy of public service. 2011;(3):132—6 (in Russian).

9. Artamonova G. V., Danilchenko Ya. V., Kostomarova T. S., Cher-kas N. V., Barbarash L. S. Cluster principle of increasing the effectiveness of scientific, educational and medical activities health. Manager zdravookhraneniya. 2015;(3):43—50 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ermolaeva E. V., Pavlova L. A. Medical profession: requirements of modern society. In: Society and health: current state and development trends: Collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference, with international participation [ Obshchestvo i zdorov'ye: sovremennoye sostoyaniye i tendentsii razvitiya: Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezh-dunarodnym uchastiyem]. Moscow; 2013. P. 369—75 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.