Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Многие российские аналитики, занимающиеся космосом, считают, что будущее развитие космоса будет осуществляться именно за счет космических туристов. Кроме того, с 2012 г. число ежегодных запусков космических кораблей «Союз» будет увеличено с четырех до пяти. Дополнительный пятый запуск будет использоваться для отправки на МКС космического туриста.
Также развивается перспективный проект -Hermes, активно финансируемый корпорацией Intel. По словам идеологов проекта, на выбор клиента будет представлено две программы путешествий. В ходе первой десятерых пассажиров корабль доставит на высоту свыше 34 км. Стоимость такого приключения будет сопоставима с ценой авто среднего класса.
И в заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на все сложности, отрасль уверенно развива-
ется. В течение последних нескольких лет мы стали свидетелями событий, которых ждали десятилетиями. Остается лишь спокойно наблюдать за становлением эпохи коммерциализации космоса и надеяться, что совсем скоро стать космонавтом сможет каждый. Возможно, что через десяток-другой лет любой человек сможет отправиться в просторы галактики.
Библиографические ссылки
1. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Космический_ туризм.
2. URL: http://www.3dnews.ru/editorial/space-ships.
3. URL: http://universe-news.ru/content/kosmiches-kij-turizm.
© Лепехина И. В., Корепанова Е. Г., 2010
УДК 339.13
Д. Е. Лесовский Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗСРЦ «ФОРСАЖ»
Представлена характеристика ЗСРЦ «Форсаж», определены главные проблемы маркетинговой деятельности на рассматриваемом предприятии и пути их решения. В данной работе представлены результаты проведенного исследования и на их основе разработан комплекс мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗСРЦ «Форсаж».
Загородный спортивно-развлекательный центр «Форсаж» открыл свои двери в 2007 г. За 3 года работы сформирован перечень разнообразных услуг как для семейного отдыха, так и для проведения корпоративных мероприятий [1]. В настоящее время основной проблемой для компании является снижение темпов роста количества клиентов. Мы выдвигаем следующие гипотезы по составляющим проблемы: высокий уровень цен и негибкая система ценообразования; узкий круг целевых потребителей; удаленность от целевой аудитории; недостаточное использование инструментов продвижения. Для решения перечисленных проблем предлагается концепция увеличения количества клиентов за счет дифференцирования целевой аудитории и соответствующей маркетинговой программы.
По результатам проведённого исследования был выявлен ряд сильных и слабых сторон предприятия. К сильным сторонам относятся: квалифицированный персонал; широкий парк техники; отличная материально-техническая база; широкий ассортимент сопутствующих услуг. Предприятие обладает рядом слабых сторон, а именно: Ограниченной транспортной доступностью; Негибкой ценовой политикой; Ориентацией на проведение соревнований только по картингу, что ограничивает расширение целевой аудитории; Низким коэффициентом использования свободной окружающей территории;
Недостаточным количеством рекламы в местах, где можно привлечь новых клиентов. Были выявлены следующие возможности для предприятия: наличие свободных географических площадей для создания новых зон отдыха и развлечений; рост спроса на эксклюзивные услуги по отдыху и экстремальным развлечениям; развитие относительно доступных видов молодежного автоспорта (стритрейсинг, дрифт), которые в настоящее время развиваются стихийно на городских площадях и улицах, развитие относительно доступных видов молодежного отдыха; развитие индустрии рекламы в городе, позволяющее совершенствовать нынешнюю рекламную политику предприятия; благоприятные климатические условия в силу того, что продолжительная зима со стабильным снежным покровом позволяет развивать зимние виды автоспорта. Угрозами для предприятия являются: конкуренты (фирма «Красное кольцо» и нелегальные сообщества по проведению уличных автогонок); узкий целевой сегмент потребителей; нестабильная общеэкономическая ситуация; возможность ужесточения таможенного законодательства, т. е. повышение ввозных пошлин на ввоз импортной автотехники.
На основе полученных данных относительно о предприятии, его внешней и внутренней среде мы предлагаем программу по совершенствованию маркетинговой деятельности для ЗСРЦ «Форсаж». Дан-
Секция «Современные проблемы маркетинга и коммерциализации космоса»
ная программа состоит из комплекса мероприятий, соответствующих элементам комплекса маркетинга Marketing mix. Цель данной программы - увеличение посещаемости ЗСРЦ «Форсаж» с 5GG человек в день до iGGG человек в день в краткосрочном периоде, i5GG посещений в день в долгосрочной перспективе.
Цены на основные услуги загородного спортивно-развлекательного комплекса по сравнению с конкурентами завышены, особенно на картинг, являющийся на сегодняшний день основным направлением деятельности данного предприятия. В сравнении с «Красном кольцом» цены выше, аналогично по сравнению с иркутским «Хайвеем», московским «iG дюймов» (старейший картодром) и Петербургским «Картинг центром» [i; 2; 3]. Для улучшения ситуации в сфере ценовой политики мы предлагаем: сделать оптимальные для потребителя цены; ввести систему скидок, так как гибкая система скидок способна удержать уже имеющихся клиентов и привлечь новых; ввести систему бонусов, заключающуюся в получении жетона на сопутствующую услугу предприятия за победу или призовое место, полученную по основным направлениям предоставляемых услуг.
Следующая группа мероприятий направлена на решение проблемы неудачного места расположения ЗСРЦ «Форсаж». Основной сложностью является то, что потребители, не имеющие личного автотранспорта, испытывают большие сложности при посещении загородного спортивно-развлекательного центра. В связи с этим мы видим следующие пути решения: договор с АТП г. Сосновоборска об аренде маршрутных транспортных средств и об изменении маршрута каждой бой газели (раз в 2 часа) с заездом в ЗСРЦ «Форсаж» с целью доставки посетителей в загородный спортивно-развлекательный центр и обратно; с учётом изучения спроса, организация прямого маршрута от АВ «Восточный» до ЗСРЦ «Форсаж» в период массовых мероприятий.
В связи с расширением целевой аудитории ЗСРЦ «Форсаж» следует активизировать политику в сфере продвижения. В контексте данной проблемы можно предложить следующее: проведение рекламы в местах массового скопления людей; проведение рекламы в местах массового скопления детей, где регулярно присутствуют их родители; рассылка журналов в офисы компаний и образовательные учреждения; спонсорство при проведении культурно-массовых или социально-направленных мероприятий; проведение соревнований по различным направлениям автоспорта; запуск контекстной рекламы в интернете и использование возможностей социальных сетей; запуск официального сайта; использование шоу-рекламы. Под шоу-рекламой можно понимать, к примеру, разрисованные в фирменном стиле автомобили, квадроциклы, мотоциклы,
которые ездят по улицам города, при этом можно использовать флаги, узнаваемое музыкальное сопровождение. Транспортные средства могут ездить попарно или группами, имитируя уличные гонки, но в рамках ПДД.
Основными клиентами ЗСРЦ «Форсаж» являются топ-менеджеры крупных компаний с высоким уровнем дохода, их семьи, и дети, посещающие школу вождения картинга. Однако потребности к экстремальным видам спорта растут и в других сегментах. Перспективными сегментами здесь можно также считать: корпоративных клиентов; автоклубы г. Красноярска и Красноярского края, насчитывающие более 100 членов; молодежь, так как данный сегмент отличается наибольшей активностью и любовью к экстриму, фанатичным и даже страстным отношением к транспортным средствам и скорости; семьи в целом; детей.
ЗСРЦ «Форсаж» - предприятие, специализирующееся на оказании различных услуг. Основные услуги ЗСРЦ «Форсаж»: картинг, езда на квадро-цикле и снегоходе, пейнтбол. Имеются также и дополнительные услуги: Русский бильярд, американский пул, настольный футбол, аэрохоккей, электромобиль детский, SONY Play Station. Однако, для совершенствования уже существующих услуг и наравне с ними можно предложить следующее: разработка, трофи-трассы для трофи-рейдов, где смогут ездить внедорожники, либо автомобили по типу раллийных; приобретение горных мотоциклов, и предоставление соответствующей услуги езды на таких мотоциклах по пересечённой местности; расширение и обновление парка имеющейся техники; увеличение числа сопутствующих услуг; создание в зимнее время открытого катка, где возможно будет присутствовать еще и кёрлинг; регулярное проведение концертных мероприятий в большом банкетном зале; организация ресторана премеум-класса на втором этаже вместо малого банкетного зала; создание открытой трассы с твёрдым покрытием.
По средствам выполнения комплекса перечисленных мероприятий посещаемость ЗСРЦ «Форсаж» возрастет с 500 человек в день примерно до 1000 человек в день в краткосрочной перспективе и примерно до 1500 посещений в день в долгосрочной перспективе.
Библиографические ссылки
1. Автожизнь в Красноярске: Красноярский автомобильный форум. URL: http://www.24auto.ru /forum/offtopic/topic-41690.html.
2. Официальный сайт фирмы «Красное кольцо». URL: http://www.redring.ru/
3. Официальный сайт картинг-клуба «ХайВей». URL: http://highway.irk.ru/
© Лесовский Д. Е., Федорова Н. В., 2010
2i7