Научная статья на тему 'Совершенствование криминалистической профилактики преступлений в сфере криминального бизнеса синтетических наркотических средств'

Совершенствование криминалистической профилактики преступлений в сфере криминального бизнеса синтетических наркотических средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сальников Виктор Петрович, Роганов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование криминалистической профилактики преступлений в сфере криминального бизнеса синтетических наркотических средств»

В.П. Сальников*, С.А. Розанов**

Совершенствование криминалистической профилактики преступлений в сфере криминального бизнеса синтетических наркотических средств

Криминалистическая профилактика преступлений в сфере криминального бизнеса синтетических наркотических средств зависит от криминалистической характеристики преступлений, криминогенной ситуации, которая способствовала их совершению, маскировке при их подготовке.

Лица, заинтересованные в получении сведений о новых способах изготовления синтетических наркотиков, совершают хищение такой информации с помощью технических средств, появившихся в свободной продаже. Можно спрогнозировать, что в ближайшем будущем аспиранты на возмездной основе будут оказывать содействие изготовителям «синтетики»: они под видом работы над диссертационным исследованием, анализируя уголовные дела данной категории, будут собирать информацию о стадиях производства наркотика, используемом химическом оборудовании, применяемых химических веществах.

Особое внимание в ходе проведения научных исследований о преступлениях в сфере криминального бизнеса синтетических наркотических средств должно быть уделено той информации, которая может стать для граждан своего рода «руководством» к совершению криминальных действий. Полагаем, что необходимо:

- отслеживать прайс-листы издательств, выпускающих специальную литературу по рассматриваемой нами тематике, где авторы анализируют лечебные свойства наркотика, подкрепляя сказанное конкретными случаями из медицинской практики;

- систематически проверять книжные магазины, реализующие юридическую и иную специальную литературу, в целях ограничения пропаганды синтетических наркотических средств.

Так, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ запретили продажу книги, выпущенной издательством «Ультра. Культура» и посвященной наркомании. Анализ содержания книги показал, что она пропагандирует наркотические средства, после чего все экземпляры этой книги были изъяты из книготорговой сети.

В другой книге приведены рецепты приготовления синтетических наркотических средств. Ее пока лишь рекомендовано снять с продажи.

Расследование по уголовному делу не может считаться законченным, если не установлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Профилактическая деятельность осуществляется только в связи с расследованием конкретного преступления, в процессе которого, как правило, увеличивается объем обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Анализ уголовных дел рассматриваемой нами категории преступлений показал, что в 78% случаев профилактические мероприятия проводились только после окончания расследования. Такая практика неоправданна, т.к. эффективность профилактических мер зависит от оперативности их применения.

Следователь (дознаватель) должен выявить обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, в период с момента появления оснований для возбуждения уголовного дела до окончания предварительного расследования, т.е. профилактическая работа ограничена установленными законом процессуальными сроками. Одним из средств выявления и доказывания и таких обстоятельств является проведение комплекса следственных действий.

При проведении осмотра места происшествия необходимо обращать внимание:

1) на орудия совершения преступления, т.к. на них (например, на эксикаторе, колбе) могут быть наклеены этикетки, которые укажут на организацию (учреждение, фирму), откуда они были похищены;

2) на установление в электрощите «жучка», значительно снижающего показатели расхода электроэнергии (это также указывает на недобросовестное отношение к своим обязанностям работников коммунальных служб);

3) на перепланировку квартиры, например установление дополнительной перегородки, которая препятствует распространению запаха от химических реакций на лестничную площадку подъезда

* Начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, академик, вицепрезидент Российского союза юристов, заслуженный деятель науки РФ, генерал-лейтенант милиции.

** Доцент кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

жилого дома (здесь мы также можем говорить о недостаточном контроле жилищно-эксплуатационных управлений за жилым муниципальным фондом);

4) на наличие у преступника ключа от запирающего устройства входной двери его комнаты (именно дополнительное препятствие ограничило доступ в помещение близких родственников во время синтезирования наркотического средства и его хранения);

5) на наличие в квартире внешних кондиционеров, установленных без соответствующего разрешения.

Осмотр самодельных орудий преступления позволяет определить те предметы (инструменты), которые могли быть использованы для их изготовления. В некоторых случаях удается установить места приобретения отдельных частей таких орудий преступления.

Тщательный осмотр документов может указать на признаки его частичной или полной подделки. Возможно, в организации (например, реализующей химические реактивы) небрежно хранятся бланки государственного образца, печати, штампы. Анализ уголовных дел показал, что в некоторых учреждениях используются бланки, не имеющие защитных сеток, хотя в соответствии с ведомственными актами их использование является обязательным.

При допросе свидетелей могут быть установлены факты бездействия органа дознания, участкового уполномоченного милиции в ответ на заявления граждан о:

- необычном поведении соседей, знакомых;

- нарушениях на химическом производстве технологических процессов, хищении химических реактивов и оборудования;

- необычном запахе, исходящем из помещения (например, квартиры, комнаты);

- ненадлежащей организации пропускного режима предприятий (организаций, обществ) и невыполнении функциональных обязанностей служащими;

- нарушениях порядка оплаты за реализованное оборудование;

- недостатках в функционировании общежитий, позволяющих беспрепятственно проходить в них любому лицу1;

- отсутствии контроля руководителей за курсантами специализированных учебных заведений. Полагаем, что на период обучения их необходимо переводить на казарменное положение;

- бездействии администрации учебных заведений в вопросах наведения «антикриминального» порядка на территории, прилегающей к учебным корпусам. Приходится констатировать, что охранные структуры в большей мере заботятся об охране общественного порядка внутри помещений школ, лицеев, высших учебных заведений;

- небрежном хранении химического оборудования, лабораторной посуды, реактивов.

В ходе допроса подозреваемого (обвиняемого) следователь также должен стремиться к тому, чтобы выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений в сфере криминального бизнеса синтетических наркотических средств, а именно:

а) источник получения сведений о фактах, значительно облегчающих совершение преступлений (например, более безопасное изготовление полупродукта синтетического наркотика на практических занятиях по органической химии или в период диссертационного исследования в лаборатории);

6) действия преступника по созданию благоприятной криминальной обстановки;

в) получение консультаций от других лиц о конспирации рассматриваемых нами преступлений.

При допросе может быть установлено, что в конструкторско-технологическом бюро (КТБ), сотрудники которого занимались разработкой технологий и изготовлением лекарственных средств, красителей и других продуктов органической химии, не было работника, который бы разбирался в правовых вопросах отнесения веществ, заказанных преступником под видом медицинского препарата, к категории наркотических средств2. Следователь в такой ситуации в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ должен внести представление директору соответствующего КТБ о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, например, дополнить должностную инструкцию новым положением, согласно которому обязанностью начальника отдела станет контроль за законным получением задания, чтобы исключить криминальную деятельность в учреждении. Кроме того, должностную инструкцию начальника отдела можно дополнить следующими функциональными обязанностями:

а) подготавливать хозяйственные договоры и контракты с заказчиком, контролировать состояние субсчета отдела в плановом отделе;

б) осуществлять контроль за правильным ведением записей заданий на особо опасные работы в рабочих тетрадях сотрудников отдела, своевременно оформлять наряды на особо опасные работы;

в) обеспечивать систематический контроль за правильным и своевременным ведением записей сотрудников в рабочих журналах.

Следователь должен владеть информацией о расположенных на территории района:

- предприятиях (учреждениях, организациях), использующих в технологическом процессе химические реактивы, наркотические средства или легально занимающихся их производством, переработкой, хранением, реализацией, перевозкой;

- аптеках, лечебных и иных учреждениях, хранящих и использующих наркотики;

- научно-исследовательских институтах, применяющих в своей деятельности синтетические наркотики, прекурсоры и оборудование, оборот которых в Российской Федерации ограничен.

При производстве обыска транспортных средств, жилища и иных мест нахождения подозреваемого (обвиняемого) могут быть обнаружены орудия преступления, использованные при подготовке, совершении и сокрытии следов преступлений в сфере криминального бизнеса синтетических наркотиков, а также лица, содействующие преступнику в их приобретении. При этом можно выяснить источник происхождения орудий преступления (например, похищены с фармацевтического предприятия) и определить эффективность работы службы охраны такого предприятия.

Обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений в сфере рассматриваемого наркобизнеса, могут быть выявлены:

1. При проведении судебно-химической, судебно-медицинской, пожарно-технической экспертиз (например, при взрыве криминальной лаборатории по производству синтетических наркотиков). Перед экспертом специально ставятся вопросы не только о причинах происшедшего, но и о профилактических мероприятиях, необходимых для устранения выявленных причин. В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 57 УПК РФ эксперт вправе давать заключение в пределах своей компетенции, в т.ч. и по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования. Поэтому, если следователь в постановлении о назначении экспертизы не поставил вопрос о разработке профилактических мероприятий для устранения отдельных обстоятельств, способствовавших совершению преступления, то эксперт по своей инициативе вправе в своем заключении предложить провести такие мероприятия. Изучение материалов уголовных дел показало, что ни одной экспертизы для разработки предложений по профилактике преступлений назначено не было.

2. При допросе эксперта, если при этом не требуется проведения дополнительных исследований. Так, один из экспертов во время допроса показал, что спирт Фаворского, используемый преступниками для изготовления пиперидона, мог быть привезен только из-за границы, т.к. в России его просто не производили. При содействии таможенных органов следователь установил предприятие, с которого этот спирт был похищен3.

Одним из направлений криминалистической профилактики преступлений в сфере криминального бизнеса синтетических наркотиков является обобщение судебно-следственной практики расследования, в т.ч. назначения, исследования судебной экспертизы, а также оценка ее результатов. Такая работа позволяет провести анализ и оценку практики органов предварительного расследования и суда по использованию возможностей учреждений судебной экспертизы, выявить наиболее типичные ошибки в этой области, их причины, наметить меры, направленные на устранение недостатков, сформулировать предложения по предупреждению преступлений4.

Ученые предлагают дополнить УПК РФ пунктом об обязательном назначении экспертизы в тех случаях, когда для установления причин и условий, способствовавших совершению преступления5, требуются специальные познания6. Мы солидарны с этим предложением и считаем, что такое положение закона в сочетании с оперативностью следователя обеспечит не только всесторонность и полноту предварительного расследования, но и поможет соответствующему должностному лицу быстрее принять меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Большое значение для криминалистической профилактики рассматриваемых преступлений имеет разработка современных технических средств7 и методов обнаружения синтетических наркотических средств. Это связано с появлением на российском криминальном наркорынке новых синтетических наркотиков и их аналогов.

Технические средства обнаружения синтетических наркотических средств должны быть:

- эффективными (быстро обнаруживать следы наркотиков на предметах и в воздушном пространстве);

- надежными в эксплуатации в различных климатических условиях;

- недорогими;

- безопасными в применении;

- официально сертифицированными.

К сожалению, в ряде случаев передовые технологии не находят применения в практической деятельности, ущерб от этого оценивается не деньгами, а погубленными человеческими жизнями.

Полагаем, что назрела необходимость в установлении камер видеонаблюдения, предназначенных для круглосуточного контроля за ситуацией, складывающейся в местах массового скопления людей (на площадях, рынках, в учебных заведениях, научно-исследовательских институтах). Это позволит не только предотвращать преступления (например, приобретение специального оборудования, химических реактивов) в сфере наркобизнеса, но и быстрее раскрывать их.

Усилия специалистов необходимо направить не только на совершенствование существующих и создание новых технических устройств, основанных на инструментальных методах естественноматематических наук (физико-технических, хроматографических, рентгеновских, оптических), но и на изучение способности животных, насекомых реагировать на присутствие наркотиков.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Для обнаружения наркотических средств часто используются собаки различных охотничьих и служебных пород: овчарки, спаниели и др. В настоящее время разработаны методики дрессировки собак для обнаружения новых видов синтетических наркотических средств.

Руководители научно-исследовательских учреждений, занимающиеся разработками в области новых синтетических наркотиков, должны внедрять шифротехнику, передовые разработки в области криптографии и программных средств защиты; четко определить порядок доступа к такой информации и порядок ее охраны и уничтожения. Следует более активно использовать современные способы идентификации личности пользователя. Наиболее перспективными способами идентификации личности считаются:

- идентификация по антропометрическим характеристикам личности;

- идентификация по электронной цифровой подписи, базирующаяся на криптографической системе с открытым ключом.

Следователь и руководители организаций, фирм, компаний должны выявлять возможные каналы утечки информации в сфере криминального бизнеса синтетических наркотиков.

В практической деятельности участились факты, когда следователи незаконно пользуются компьютерами, изъятыми у подозреваемых в ходе проведения следственных действий, вводят в них служебную информацию. При возврате этой оргтехники законным владельцам вышеуказанные должностные лица по различным причинам не могут уничтожить полностью все материалы, сохранившиеся в электронной памяти (например, потому, что в системном блоке были установлены два винчестера, предназначенные для постоянного хранения информации, а перед возвратом компьютера информация была удалена лишь с одного из них). В результате эти сведения становятся доступными для криминальных группировок.

Условиями (или обстоятельствами), способствующими совершению рассматриваемых преступлений, являются слабая профилактическая работа правоохранительных органов в вузах, учреждениях, на предприятиях по установленным и готовящимся фактам незаконного изготовления, производства, хранения, сбыта, контрабанды, перевозки, пересылки синтетических наркотиков, а также распространение средствами массовой информации сведений о фактах изготовления синтетических наркотиков даже лицами, не имеющими специального химического образования, о стоимости изготовленного и изъятого наркотического средства, длительности деятельности подпольной лаборатории, получении больших денежных сумм от сбыта и контрабанды «синтетики». Все эти сведения в конечном счете влияют на мотивы действий преступника.

В некоторых государствах, например, в Финляндии, местные органы власти в профилактике наркомании прибегают к хитростям. Во многих общественных местах улицы освещены синими лампами, при свете которых наркоману придется очень постараться, чтобы попасть себе иглой в вену: она просто не просматривается.

В связи с тем, что в Интернете на многих сайтах описываются методики изготовления синтетических наркотиков, считаем необходимым осуществлять их «фильтрацию». Для этого программистам необходимо разработать и установить специальные фильтры на основных каналах связи и очищать интернет-трафик, т.е. потоки информации, которые проходят по этим каналам.

До создания таких фильтров органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ необходимо отслеживать в Интернете сайты потребителей запрещенных синтетических наркотических средств.

Так, 27 февраля 2004 г. органы Госнаркоконтроля закрыли сайт www.drugusers.ru. потребителей запрещенных наркотиков, на котором содержалась информация о различных видах наркотиков и происходило виртуальное общение потребителей.

Анализ практики показал, что одной из эффективных профилактических мер является установление тесных контактов с профессорско-преподавательским составом медицинских, химикотехнологических учебных заведений, руководителями научно-исследовательских институтов, с бывшими сотрудниками правоохранительных органов, работающими в охранно-сыскных предприятиях и оказывающими услуги медицинским учреждениям и организациям - продавцам химических реактивов, охраняющим порядок в клубах, ресторанах, с целью выявления в этих структурах лиц криминальной направленности (например, студентов, проявляющих повышенный интерес к синтезу наркотических средств).

Следователь должен проводить разъяснительную работу как непосредственно с должностными лицами учебных заведений, научно-исследовательских институтов, коммерческих организаций, осуществляющих разработку новых веществ в области химии, так и через средства массовой информации (печать, радио, телевидение).

Следует направлять запросы в Интерпол о предоставлении сведений о раскрытии и расследовании преступлений в сфере рассматриваемого вида наркобизнеса, о появившихся новых синтетических наркотиках и способах их изготовления, принимать участие в международных конференциях.

Обязать организации (предприятия, фирмы), в которых хранятся наркотики, их прекурсоры и другие химические вещества, находящиеся под специальным контролем, оборудовать эти объекты системами видеонаблюдения.

При задержании лица, подозреваемого в совершении рассматриваемых преступлений, необходимо оперативно направлять в пресс-службы информацию для уведомления об этом граждан через телевизионные и другие средства массовой информации с целью продемонстрировать населению оперативность работы органов предварительного расследования. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 161 УПК РФ разглашение таких данных не должно негативно отражаться на результатах предварительного расследования и нарушать права и законные интересы участников уголовного судопроизводства.

Полагаем, что назрела необходимость в разработке автоматизированной информационнопоисковой системы «Криминальный наркобизнес» и создании компьютерного банка данных, содержащего справочную, методическую и нормативную информацию:

- о синтетических наркотических средствах и их прекурсорах (характеристика их свойств, внешние признаки);

- о типичных способах изготовления, производства, перевозки, пересылки, хранения, сбыта, контрабанды и сокрытия синтетических наркотиков (их прекурсоров);

- о лицах, склонных к криминальной активности в сфере рассматриваемой нами категорий преступлений;

- о фактах, месте и времени изъятия синтетических наркотических средств;

- о регионах Российской Федерации, в которых действуют организации (предприятия, фирмы, акционерные общества), осуществляющие производство и реализацию химических реактивов, лабораторной посуды и оборудования;

- о химических реактивах (их названия, химические формулы, составы)8, фотоснимки или рисунки химического оборудования и лабораторной посуды, а также их описание и технические характеристики;

- о лицах, находящихся в розыске за совершение аналогичных преступлений;

- о систематизированных рекомендациях по расследованию изготовления, производства, перевозки, пересылки, хранения, сбыта, контрабанды синтетических наркотиков или их аналогов (сведения о типичных следственных ситуациях, особенностях предмета доказывания; перечень доказательств, следственных и иных процессуальных действий, в процессе которых они могут быть собраны);

- специальные законы, подзаконные акты, инструкции, регламентирующие вопросы расследования рассматриваемой категории преступлений.

Возможно использование уже имеющихся информационных ресурсов, например, таких, как «Кодекс», «Гарант».

Индивидуально-профилактическая беседа является одной из мер криминалистической профилактики преступлений. Следователь может провести ее лично или поручить сделать это оперативному работнику в порядке ч. 4 ст. 38 УПК РФ9. Беседа проводится с лицами, которые имеют психологическую установку на совершение преступлений в сфере криминальнонетрадиционного наркобизнеса. Перед началом такой беседы следователь должен собрать максимум информации о личности потенциального преступника:

- полные биографические сведения;

- сведения о наличии судимостей, привлечения в качестве обвиняемого и основаниях прекращения уголовного преследования, другую криминальную информацию (например, об объявлении его в розыск);

- сведения об образе жизни, интересах, круге знакомых, чертах характера, материальном положении. Такие данные можно получить по месту его жительства, работы, проведения досуга.

В начале беседы следователь задает вопросы об образе жизни, связях лица, затем сообщает, что органам предварительного расследования известны факты, свидетельствующие о его криминальных интересах в сфере наркобизнеса, негативных последствиях, которые могут для него наступить. Желательно, чтобы лицо само проанализировало статьи УК РФ, имеющие отношение к наркотическим средствам. Это произведет больший психологический эффект на криминально активного гражданина.

При наличии оснований полагать, что лицо осуществило ряд действий, направленных на совершение преступления, следователь должен дать письменное поручение органу дознания об установлении за этим лицом наблюдения для последующего задержания (например, в момент отправления посылки с синтетическим наркотиком или его аналогом). Особое внимание должно быть уделено находящимся на территории района предприятиям (учреждениям), занимающимся законным производством наркотических средств (прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен) или использующих их в научных целях, а также аптекам и лечебнопрофилактическим учреждениям, хранящим и применяющим наркотические средства10.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

Органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России обязаны проводить профилактическую работу по предупреждению незаконного оборота наркотических средств и их прекурсоров, а также осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области оборота наркотических средств и их прекурсоров11. Одним из лицензионных условий их деятельности должно быть не только соблюдение требований по технической укрепленности и оснащению помещений средствами охранной сигнализации, но и активное применение криминалистических маркеров, предназначенных для блокировки тех объектов, которые будут использоваться для лицензируемой деятельности.

К мерам профилактического характера относится изучение практическими работниками:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- специальной криминалистической литературы по вопросам криминального бизнеса;

- диссертационных исследований (включая приложения к ним);

- экспонатов, находящихся в музеях криминалистики (как правило, они создаются на базе региональных экспертных подразделений);

- информации, полученной от профессиональных химиков, фармацевтов.

Большое значение в криминалистической профилактике криминального бизнеса синтетических наркотиков должно быть уделено совершенствованию и разработке новых техникокриминалистических средств, оснащению правоохранительных органов современным техническим вооружением, которое должно соответствовать уровню угрозы национальной безопасности России. К сожалению, приходится констатировать, что преступники при совершении преступлений в сфере рассматриваемого наркобизнеса используют более современное и мобильное оборудование, средства связи, транспортные средства, чем те, которые находятся на вооружении следственных и оперативных подразделений.

Криминалистическо-профилактические мероприятия необходимо проводить и в сети Интернет. Это обусловлено появлением сайтов, на которых содержится информация:

- о методиках изготовления синтетических наркотических средств;

- о воздействии наркотиков на организм человека; о допустимом соотношении «приправ» к синтетическим наркотикам для появления определенного «синтез-эффета»;

- о безопасных способах получения химических реактивов с предприятий, учреждений (организаций);

- об оперативном оборудовании подпольных лабораторий для синтеза наркотиков;

- о наиболее безопасных способах перемещения через таможенную границу Российской Федерации синтетических наркотических средств, их прекурсоров, химического оборудования.

Мировую электронную сеть следует подвергнуть криминалистической цензуре. Для этого необходимо поставить фильтр на использование конкретного слова у провайдера - и тогда при запросе соответствующего сайта в компьютере будет появляться пустое «окно».

Для выявления вышеуказанных противоправных сайтов можно применить простую и эффективную систему мероприятий. В Интернете есть «логи», то есть протоколы работы компьютерных сетей, в которых указаны интернет-адреса компьютеров, которые связывались через Интернет. По этим компьютерным адресам можно установить и адреса физические, т.к. все они зарегистрированы на каких-то лицензированных операторов. С их помощью провайдер всегда может предоставить следователю нужную информацию. Владельцы сервера, предоставив доступ к созданию сайтов, отслеживают каждый сайт в плане информации. Благодаря «логам» можно доказать, что через тот или иной сайт осуществлялась противоправная деятельность. Владельцев таких сайтов, а также авторов электронных текстов можно привлечь к ответственности за пропаганду наркотических средств и их прекурсоров, то есть за деятельность физических (юридических) лиц, «направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях»12.

Причиной отказа в размещении информации на сайтах может быть отсутствие информации о владельце сайта или нежелание владельца предоставить подобную информацию. Не принимается к размещению информация о сайтах, содержание которых противоречит российскому законодательству, в т.ч.:

- пропагандирует дискриминацию людей по расовому, половому, этническому, религиозному, социальному признакам;

- нарушает права несовершеннолетних и (или) причиняет им вред в любой форме;

- нарушает авторские права;

- распространяет порнографию;

- содержит пропаганду преступных и противозаконных действий и обучает способам совершения преступлений.

Информация о сайте может быть удалена из каталога или переведена в архив. Это происходит,

когда:

- содержание сайта было изменено после регистрации и вступило в противоречие с действующим законодательством;

- содержание сайта стало устойчиво недоступным для пользователей;

- утеряна связь с владельцами сайта;

- произошли серьезные изменения в содержании сайта, о чем владельцы не поставили в известность;

- истек оплаченный срок размещения.

Особое внимание в профилактике преступлений в сфере рассматриваемого вида наркобизнеса должно быть уделено химическим веществам, применяемых при изготовлении (производстве) синтетических наркотических средств. Контроль химических веществ-прекурсоров является составной частью мер предупреждения утечки таких веществ в криминальную сферу. В связи с этим необходимо развивать сотрудничество с правоохранительными органами других государств с целью обмена информацией о химических веществах, используемых при совершении преступлений.

28 марта 2001 г. Комиссия ООН по наркотическим средствам (^N€N0) приняла резолюцию, содержащую призыв к сотрудничеству между странами в деле контроля за поставками химического вещества пиперональ-метил-кетон (ПМК), которое является основным ингредиентом (химическим прекурсором) при изготовлении синтетического наркотика МДМА (экстези). Согласно Конвенции ООН 1988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, ПМК входит в категорию запрещенных к открытой продаже химических веществ. Однако власти разных стран отмечают рост конфискуемых международных поставок этого вещества, что является свидетельством продолжающегося распространения МДМА. Эта акция была предпринята после последнего годового доклада Международного совета по борьбе с наркотиками (Ш€В), в котором отмечалось, что распространение синтетических наркотиков представляет серьезную глобальную угрозу. При выдаче продавцу (поставщику) разрешения на торговлю ПМК необходимо предварительно проверить покупателей.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что обстоятельства, способствующие совершению преступлений, являются составной частью криминалистической профилактики преступлений в сфере криминального бизнеса синтетических наркотических средств. Их обнаружение, устранение и оценка должны использоваться должностным лицом органа предварительного расследования в профилактических целях, что дает возможность определить конкретные мероприятия по их устранению. Эффективность работы по криминалистической профилактике преступлений во многом зависит от тесного взаимодействия между разными службами органов внутренних дел, государственными учреждениями, гражданами и средствами массовой информации. Только при этом условии можно достичь положительных результатов в предупреждении рассматриваемого вида преступлений.

1 Местами совершения преступлений в сфере криминального бизнеса синтетических наркотиков часто являются комнаты общежитий.

2 См.: Уголовное дело № 1-388 // Архив Невского федерального районного суда г. Санкт-Петербурга. 2003.

3 См.: Уголовное дело № 1-67 // Архив Невского федерального районного суда г. Санкт-Петербурга. 2001.

4 См.: Алиев И.А. Проблемы экспертной профилактики. Баку, 1991; Его же. Методические проблемы экспертной профилактики: Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Баку, 1987.

5 Выявление причин и условий, способствующих совершению преступления, было предусмотрено ст. 21 УПК РСФСР.

6 См.: Назаров С.А. Судебная пожарно-техническая экспертиза в профилактике преступлений, связанными с пожарами и нарушениями противопожарных правил: Автореф. дис. „.канд. юрид. наук. М., 1997. С. 14.

7 К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время практические работники вооружены техническими средствами, предназначенными в основном для выявления наркотических средств растительного и полусинтетического происхождения.

8 Такая информация необходима не только для идентификации химических веществ, используемых при совершении преступлений в сфере наркобизнеса, но и для установления источников происхождения таких химических реактивов.

9 Условием дачи органу дознания письменного поручения о проведении беседы является наличие возбужденного уголовного дела.

10 Так, например, на территории регионального управления Федеральной службы по контрою за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Красноярскому краю на 1 мая 2004 г. зарегистрировано 348 объектов, на которых осуществляется легальный оборот наркотических средств и психотропных веществ; 34 предприятия, использующих в своем производственном цикле прекурсоры; в этой сфере задействованы 38546 медицинских работников. В январе-апреле 2004 г. проведено 159 проверок вышеуказанных объектов, выдано 36 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства; выдано 81 заключение о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, четырем учреждениям в заключениях отказано; выдано 109 заключений на допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

11 Вопросы лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. № 454 «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (с изменениями от 3 октября 2002 г.) // Правовые основы деятельности органов Госнаркоконтроля: Сборник документов / Сост. В.С. Овчинский. М., 2004. С. 431-444.

12 См.: Федеральный закон № 3-ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» // О наркотических и психотропных веществах: Сборник законодательных и нормативных документов. М., 2002.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.