развития региональной информационно-консультационной службы АПК, которая осуществляется путем предоставления целевого финансирования на субсидирование затрат: на создание на краевом уровне учебно-методического центра информационно-консультационной службы; на развитие сети районных информационно-консультационных центов - филиалов ИКС. Предполагается, что ИКС обеспечит квалифицированное предоставление информационно-консультационных услуг, и будет участвовать в формировании государственных информационных ресурсов в области сельского хозяйства.
В Программе отражены показатели мониторинга реализации мероприятий по развитию информационно-консультационной службы (табл. 1).
Таблица 1 - Осуществление мониторинга реализации мероприятий по развитию информационно-консультационной службы
Наименование показателя 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Количество районных ИКЦ, ед. 1 3 5 10 15
Количество оказанных услуг, тыс. консультаций 4 8 8 8 8
Количество консультантов районных центов по оказанию консультационной помощи, чел. 8 12 20 40 60
К концу 2012 г. в четверти сельских муниципальных районов Алтайского края планируется создать районные ИКЦ, что соответствует пропорциям, заявленным в Государственной программе на 20082012 гг. Количество консультаций за 2008-2009 гг. увеличится в 2 раза, а далее стабилизируется на уровне 8 тысяч. Вероятно, предполагается повысить качество консультирования, наряду с экспертным и обучающим консультированием применять процессный и процессно-обучающий виды консультирования. Средняя численность консультантов в каждом районном ИКЦ составит 4 человека. Значительно возрастет численный состав консультантов - в 7,5 раза. В этой связи важным аспектом организации эффективного консультирования является подготовка профессиональных консультантов, имеющих не только
высокую квалификацию в области профессиональных компетенций, но и знакомых со специфическими чертами консультационной работы, методиками осуществления консультационного проекта.
Для развития информационного и консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей кроме финансовых поступлений из федерального бюджета предусмотрено финансирование данных мероприятий за счет краевого бюджета. Предусмотрено постепенное увеличение планируемых средств на создание информационно-консультационной службы АПК на 2008-2012 гг. с 800 тыс. руб. до 1 млн руб. в год, всего 4600 тыс. руб.
Не менее значима реализация планируемых мероприятий на практике, отсутствие формального подхода, при котором показатели по документам будут достигнуты, а реальная консультационная помощь сельским товаропроизводителем будет осуществляться не на должном уровне.
Учитывая аграрную направленность экономики региона, вызывает оптимизм принятые региональными властями программные документы по улучшению общих условий функционирования сельского хозяйства за счет совершенствования информационного обеспечения отрасли, научного сопровождения при внедрении передовых технологий в АПК. Это позволит повысить доступность к источникам новых знаний и информации руководителей и специалистов аграрных предприятий, фермеров, сельского населения в целом. Данные мероприятия активизируют обратную связь между потребителями консультационных услуг и учеными научно-исследовательских организаций, сотрудниками высших учебных заведений и другими лицами, задачей которых является создание новых знаний и информации.
Необходимо пропагандировать преимущества выявления проблем организации и их решения с использованием профессиональных консультационных служб, поскольку практическая деятельность успешных компаний убедительно доказала высокую эффективность консультирования.
Источники
1. Ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы» // Алтайская правда. 19 февраля 2008 г. № 46-47.
2. Закон Алтайского края «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» №3-ЗС от 4 февраля 2008 г. // Алтайская правда. 5 февраля 2008 г. № 29.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
И.В. Корнева, Д.В. Боровиков, к.э.н., доц. Алтайского государственного университета
В условиях мирового финансового кризиса для сельскохозяйственных товаропроизводителей становится особенно актуальной возможность доступа к информационным ресурсам, необходимым для принятия маркетинговых решений. Наиболее значима задача информационного обеспечения субъектов аграрной экономики для территории сельскохозяйственной специализации. Примером такой территории является Алтайский край - один из крупнейших аграрных регионов Российской Федерации. Сельское хо-
зяйство занимает приоритетное место в экономике Алтайского края, его доля в валовом региональном продукте составляет более 20%. По состоянию на 01.01.2009 г. число СХО в крае составило 719, К(Ф)Х -4892, ЛПХ - 447639.
Исследователи выделяют ряд факторов, препятствующих развитию современных информационных технологий на региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов: недооценка руководителями различного уровня информационных
технологий как инструмента совершенствования управления; начальная стадия развития телекоммуникационной среды и механизмов предоставления информационных услуг; рассредоточенность информации, необходимой для выработки и реализации адекватных управленческих решений; отсутствие единой государственной концепции и недостаточность нормативной базы информатизации регионов и муниципалитетов; «ведомственный эгоизм», препятствующий информационному обмену; недостаток квалифицированных специалистов в области использования и производства информационных ресурсов, неподготовленность кадров управленческого звена.
На наш взгляд, достижение стратегических целей развития АПК в современных условиях без создания полноценной информационной системы маловероятно. Состояние информационного обеспечения субъектов рыночной деятельности в аграрном секторе экономики является фактором, сдерживающем его развитие. Сельскохозяйственные товаропроизводители, особенно мелкие и средние, редко являются самостоятельными пользователями информационных ресурсов аналитического характера. Объективные причины, прежде всего высокий уровень затрат на первоначальном этапе по созданию и обеспечению функционирования программно-аппаратных комплексов, в настоящее время не позволяют данным субъектам экономической деятельности формировать и осуществлять полноценную 1Т-стратегию. Каждый хозяйствующий субъект фактически вынужден самостоятельно определять структуру информационного обеспечения деятельности, список требуемых информационных ресурсов, верифицировать их, определять приоритетность и возможность использования каждого, осуществлять выбор применимых информационных технологий, адаптировать их для потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей. В настоящее время большинство предприятий аграрного сектора Алтайского края не имеют возможности сформировать современную 1Т-стратегию, в том числе обеспечить доступ к необходимым в условиях рыночной экономики информационным ресурсам.
Выходом могло бы стать формирование пакета доступных информационно-аналитических услуг на уровне субъекта Российской Федерации, создание информационных центров региональными и муниципальными органами управления АПК и обеспечение доступа к ним хозяйствующих субъектов.
К сожалению, уровень информатизации в органах управления АПК субъектов Российской Федерации также невысок. Как утверждает ведомственная программа Минсельхоза России «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса (2008-2010 гг.)» (ЕСИО АПК), только 25% региональных органов управления АПК оснащены программными и техническими средствами автоматизации, при этом лишь 21% из них участвует в автоматизированном формировании государственных информационных ресурсов.
На наш взгляд, для преодоления «информационного голода» необходимо создание трехуровневой системы информационного обеспечения АПК, включающей федеральный, региональный и муниципальный уровни.
Формирование такой системы является одной из целей Государственной программы развития сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. и указанной выше целевой программы ЕСИО АПК. Программой предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства на основе формирования государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В рамках реализации программных мероприятий в 2008 г. заключено соглашение между Минсель-хозом России и Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края (уполномоченным органом в сфере агропромышленного комплекса). Соглашение предусматривает три блока мероприятий: проводимые Министерством (на региональном и муниципальном уровнях), проводимые Алтайским краем (на уровне субъекта и муниципалитетов), проводимые муниципалитетами. Основные мероприятия - создание актуальных баз данных на региональном и муниципальном уровне, периодическое обновление аналитической информации, обеспечение доступа субъектов экономической деятельности к данным ресурсам.
На уровне субъекта предусматривается создание регионального центра доступа к информационным ресурсам АПК, оборудованного серверами, локальной вычислительной сетью, рабочими станциями с предустановленным программным обеспечением, с целью сбора рыночной информации в регионе, ведения баз данных и подготовки публикаций о состоянии рынков. На муниципальном уровне предусматривается организация точек доступа информационно-
телекоммуникационной системы (ИТС) ЕСИО АПК.
Надо заметить, что в Алтайском крае и в Сибирском федеральном округе в целом имеется определенный опыт создания единого информационного ресурса. С 2002 г. функционирует агропромышленный портал Сибири - СибАгро (www.sibaaro.ru). Главная цель портала - обеспечение всех субъектов аграрного рынка Сибири информацией для принятия оптимальных управленческих решений при производстве и реализации сельскохозяйственной продукции. Это, в частности, новостная информация участников портала, аналитические обзоры в сфере АПК регионов, статистическая информация о сельскохозяйственном производстве, нормативно-правовые акты в сфере АПК, базы данных (научные разработки, инновационные проекты, электронные выставки продуктов питания и оборудования для АПК и т.д.). Для информационного обеспечения межрегиональной торговли сельскохозяйственной продукцией и материально-техническими ресурсами создана виртуальная торговая площадка. По состоянию на 10.04.2009 г. на портале зарегистрировано 1643 участника, в том числе 49 предприятий, осуществляющих на портале виртуальную выставку предлагаемых товаров и услуг (большинство из них -предприятия Алтайского края).
Учитывая специфику социально-экономического развития Сибирского федерального округа, который может рассматриваться как единое, экономическое пространство, создание и функционирование единого информационного ресурса для округа представляется оправданным.
Это способствует формированию и укреплению межрегиональных связей между товаропроизводителями в рамках округа. Но в то же время этот ресурс не может рассматриваться как универсальный в силу своей специализации преимущественно как торговой площадки, наличия платных услуг и недостатка аналитической информации, в том числе по отдельным муниципальным образованиям.
В Алтайском крае в рамках реализации Концепции развития информационно-консультационной службы АПК России была создана краевая информационно-консультационная служба (ИКС) и сеть районных центров. При создании сети ИКС делался акцент на ведомственную принадлежность -районные ИКС создавались, как правило, на базе органов управления агропромышленным комплексом. В то же время недостатком данной системы является слабая вовлеченность в работу по формированию баз данных ИКС районных центров в силу ряда объективных причин (прежде всего недостаток квалифицированного персонала и финансирования). На наш взгляд, в настоящее время в большинстве территорий края органы управления в сфере АПК не обладают достаточной самостоятельностью и необходимыми ресурсами для обеспечения функционирования ИКС.
Считаем, что необходимо сосредоточить усилия по совершенствованию информационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей на следующих направлениях:
1. Расширение спектра оказываемых ИКС услуг по информационному обеспечению и числа потенциальных потребителей информации. Представляется целесообразным создание единых инфор-
мационно-консультационных служб на муниципальном уровне, призванных решать задачи информационного обеспечения не только сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и иных предприятий региона, в том числе в сфере малого бизнеса.
2. Четкое распределение функционала по созданию и поддержанию деятельности ИКС между региональным и муниципальным уровнями. На наш взгляд, оптимальным способом здесь будет являться заключение соглашений между региональным органом управления АПК и администрациями муниципальных районов.
Полагаем, что предлагаемые меры позволят максимально широко охватить субъекты экономической деятельности территорий, преодолеть «ведомственный эгоизм», отчасти решить проблему кадрового обеспечения, обеспечить заинтересованность органов местного самоуправления в развитии ин-формационно-кон-сультационной сети. В итоге это позволит повысить эффективность деятельности ИКС в направлении обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
Источники
1. Иванов П., Малышев С. Актуальные проблемы и перспективы информационно-аналитического обеспечения деятельности региональных органов власти. - Управленческое консультирование. - 2002. - № 2.
2. Кузнецов В.А. Проблемы информационноаналитического обеспечения государственного и муниципального управления в Дальневосточном федеральном округе. - Успехи современного естествознания. -2005. - № 1.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
П.В. Агафонов, соискатель Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства
В связи с усиливающейся продовольственной зависимостью России от импорта, возрастает регулирующая и контролирующая роль государства, прежде всего, с целью повышения конкурентоспособности АПК.
Конкурентоспособность определяется, с одной стороны - качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами предложения устанавливаемые продавцами товаров.
Конкурентоспособность характеризует как свойство товаров, так и экономические, юридические и т.д. отношения, возникающие при их производстве.
Сельское хозяйство России на данной стадии неконкурентоспособно по сравнению с АПК развитых государств, потому что нет должной государственной поддержки, высокие цены на энергоресурсы и горюче-смазочные материалы. Устаревшие технологии производства, хранения и переработки. Не совершенен рынок сбыта выращенной продукции. У сельского жителя нет стимула работать на земле из-за низкой заработной платы, несвоевременной ее выплаты, плохих социально-бытовых условий.
Принятые Федеральные Законы о земле не улучшили систему ее использования. Поэтому
большинство экономистов-аграрников высказываются за государственное регулирование межотраслевых отношений, которое является наиболее важным фактором, влияющим на конкурентоспособность аграрной отрасли. Государственное регулирование этих отношений в целях повышения конку-
рентоспособности АПК должно проявляться в воздействии на производство продуктов сельского хозяйства таким образом, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом и возможностями потребителя, интересами производителя, а также в ограничении монополизма сырьевых, перерабатывающих и других отраслей, а производственные ресурсы, такие как земля, направлялись туда, где они являются основным средством производства. Только государственно-законодательная база в состоянии обеспечить реализацию стратегии аграрных и земельных преобразований, а так же создать условия для эффективной и конкурентоспособной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вместе с тем, действующая система государственного законодательства, контроля, регулирования и поддержки сельского хозяйства нуждается в совершенствовании.
Проведенная нами аналитическая оценка федеральных законов о земле, позволяет сделать ряд предложений по внесению в них необходимых изменений, которые обобщены в табл. 1.
На наш взгляд, целесообразно в Земельный кодекс от 28.10.2001 г., № 136-ФЗ с внесенными изменениями 31.12.2005 г., № 206-ФЗ и Закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г., 101-ФЗ записать, что «земля сельскохозяйственного назначения находится в ведении государства, так как является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и использовать эту землю только по прямому назначению».