7. The code of administrative court procedure of the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation dated 8 March 2015 № 21-FZ (as amended on 29 June 2015) // Sz the Russian Federation. 2015. No. 10, PT. 1391; No. 27, Art. 3981.
8. Cherepanov M.M. Principles of organization and activity of the Russian Prosecutor's office: author. Diss... kand. the faculty of law. Sciences. Yekaterinburg, 2008. 26 C.
9. Chernikov D.L. the Role of prosecutors in ensuring the rule of law m crime prevention: current issues // the Criminological magazine of the Baikal state University of Economics and law. 2013. No. 1. P. 139-145.
10. Lobukhin Y.V Principles of organization and activity of the Russian office of public Prosecutor in modern conditions legislative changes // Taxes (newspaper). 2008. No. 12. S. 89-94.
1 Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31, Ст. 4398.
2 Там же.
3 О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47, Ст. 4472.
4 Брагин А.П., Пронякин А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. С. 13; Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: учебное пособие. Томск: Изд-во НТЛ, 2007. С. 25-26.
5 Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: учебное пособие. Томск: Изд-во НТЛ, 2007. С. 26.
6 О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47, Ст. 4472.
7 Там же.
8 Камышов В.Г. прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 9.
9 Черников Д.Л. Роль прокуратуры в обеспечении законности м противодействии преступности: актуальные вопросы // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 1. С. 140; Шобухин В.Ю. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры в условиях современных законодательных изменений // Налоги (газета). 2008. № 12. С. 89-94.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СТРАН-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЮХНОВИЧ,
адъюнкт кафедры оперативно-разыскной деятельности Московского университета МВД России им В.Я. Кикотя, подполковник милиции Республики Беларусь Научная специальность 12.00.12 - криминалистика, судебно-экспертная деятельность, оперативно-розыскная деятельность E-mail: [email protected]
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя И.А. Климов Рецензент: доктор юридических наук, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя В.В. Волченков
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается понятие и существующие проблемы информационного обеспечения оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с транснациональной экономической преступностью.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Предлагается модель ее совершенствования для использования оперативными подразделениями правоохранительных органов стран-членов Таможенного союза.
Ключевые слова: транснациональная преступность, экономическая преступность, информационное обеспечение, оперативные подразделения, органы внутренних дел, Таможенный союз.
Annotation. Discussed the concept and the existing problems of information support of the operating units of internal affairs agencies engaged in the fight against transnational economic crime and model to improve it for the operational units of the internal affairs of member countries of the Customs Union.
Keywords: transnational crime, economic crime, informational support, operational units, bodies of internal affairs, Customs Union.
Наиболее важной содержательной характеристикой организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел Беларуси, России и Казахстана в борьбе с транснациональной экономической преступностью является ее информационное обеспечение. Получение информации, ее анализ и использование составляют основу деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел. Без информации невозможно осуществление всех функций управления и координации органами внутренних дел, а именно: аналитической работы, планирования, оказания взаимной помощи, контроля и кадрового обеспечения.
На основе своевременного сбора и всестороннего анализа информации, оперативные подразделения, деятельность которых направлена на борьбу с транснациональными экономическими преступлениями, имеют возможность: изучить состояние оперативной обстановки на конкретной территории или объекте; спланировать оперативные меры реагирования; внести коррективы в расстановку сил и средств; своевременно принять управленческие и оперативно-тактические решения; правильно организовать взаимодействие с иными службами органов внутренних дел, правоохранительными органами и аналогичными службами других государств.
Смысловое значение слова «информация» представляет собой воспринимаемые человеком сведения об окружающем мире и протекающем в нем процессах, а также сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь1. Первоначально, в научной литературе информация считалась синонимом таких понятий, как сведения, сообщения, сигналы и в этом плане учитывалась в теории передачи сообщений, употреблялась в быту, литературе, прессе. По мере развития отраслей науки понятие информации стало приобретать все более глубокий, обобщенный характер, распространяться на различные области знаний, охватывать все больший круг явлений окружающего мира. Это обогащение и развитие понятия информации происходило в результате познания и выделения новых черт и признаков у таких явлений, как «знания», «память», «опыт», которые становятся свойствами информации, приобретают качества общенаучной категории2.
К свойствам информации, имеющим значение для права, юридическая наука относит: самостоятель-
ность по отношению к своему носителю; возможность многократного использования одной и той же информации; ее неисчерпаемость при потреблении; сохранение на определенном отрезке времени передаваемой информации у передающего субъекта; способность к накоплению, системность информации.
Применительно к деятельности правоохранительных органов, в качестве самостоятельного термина понятие «оперативно-разыскная информация» стало употребляться в литературе и ведомственных нормативных актах в конце 60-х годов прошлого столетия, в тот же период были предприняты попытки теоретической разработки данной проблемы.
Существенной особенностью оперативно-разыскной информации является отражение явлений, событий, обстоятельств, изменений в среде в результате преступлений, а также широкого круга условий, обстоятельств, факторов, влияющих на преступность в целом и на преступное поведение отдельных лиц. А.П. Суханов рассматривает оперативно-разыскную информацию как совокупность определенных данных, характеризующих некоторые стороны оперативно-тактической обстановки, психологические черты лиц, подозреваемых в совершении и подготовке преступлений, текущие профилактические и оперативно-разыскные мероприятия, виды и способы совершения преступлений, приметы преступников; сведения о подготавливаемых и совершаемых преступлениях, об обстоятельствах, имеющих непосредственное или потенциальное значение для планирования и осуществления оперативно-разыскных мероприятий; проведение оперативно-аналитической работы; данные, могущие оказать содействие предварительному расследованию3.
Значительный вклад в развитие теории и практики использования оперативно-разыскной информации внесли исследования С.С. Овчинского, который считает, что оперативно-разыскную информацию от любой иной информации отличает цель ее получения - борьба с преступностью, методы получения и режим использования, обеспечивающие конспирацию, надежную зашифровку источников, возможность проверки поступающих сведений и их применение только заинтересованными оперативными и следственными подразделениями. Кроме того, совершенно справедливо ученый отмечает, что такими возможностями, как «получить какое-то содержание из внешнего мира, устра-
нить неопределенность, обнаружить связь между фактами, событиями, а также напрямую и обратную связь между управляющими и управляемыми элементами», и обладает оперативно-разыскная информация4.
Нельзя не согласиться с мнением И.И. Басецкого, который рассматривает содержание оперативно-разыскной информации, как «оперативные данные» сузив ее понятие до рамок оперативной работы, понимая под ними данные о том или ином лице, обстоятельстве, о которых органу внутренних дел этого не было известно. При этом подчеркивается, что поступление этих данных обеспечивается, в первую очередь, путем использования оперативно-разыскных возможностей: сил, средств, методов, приемов и т.д.5.
Таким образом, оперативно-розыскная информация, возникшая в процессе деятельности, общения людей становится средством познания социальных явлений, тем или иным образом связанных с преступностью; содержит признаки общественной опасности деяний; указывает на круг лиц, причастных к криминальным деяниям, степень криминальной активности соучастников, характер сложившихся межу ними связей, роль каждого из них на разных стадиях противоправной деятельности; углубляет процесс познания до обнаружения следов преступлений, фактов и обстоятельств, которые могут стать информационным ядром доказательств в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства; включает знания о предметах и документах, которые могут стать вещественными доказательствами, о местах их хранения, способах сокрытия и реализации; содержит сведения о круге лиц, в той или иной мере осведомленных о преступлениях; дает возможность заранее обнаружить «слабые звенья» в преступных группах и т.д. В конечном итоге, оперативно-разыскная информация приобретает тактическое значение, способствуя получению и выработке конкретных мер на сведения и факты, представляющие оперативный интерес, имеющие значение для достижения целей и служащие основой для принятия безотлагательных оперативных решений в борьбе с преступностью.
Сам процесс информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел стран-членов Таможенного союза представляет собой основанный на законных и подзаконных нормативных правовых актах комплекс мер, осуществляемых подразделениями и службами органов внутренних дел по сбору, систематизации, хранению и использованию информации, необходимой для успешной борьбы с преступностью.
Организация информационного обеспечения оперативных подразделений органов внутренних дел по линии борьбы с транснациональными экономическими преступлениями включает в себя следующие этапы: сбор первичных данных; их преобразование в информацию, необходимую для принятия управленческих решений; использование информации в своей деятельности.
Сбор первичных данных может проходить в зави-
симости от поставленных задач и условий, в которых они решаются, имея свою классификацию:
1) линейно-последовательный сбор информации. Используется, как правило, в случаях, когда только в результате установления первоначального факта можно выяснить конкретный факт, например, проследить цепочку совершения преступления, связанного с изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков;
2) параллельный сбор информации. Применяется, когда поиск информации осуществляется в разных местах, например при обращении в органы внутренних дел нескольких государств;
3) по видам совершения транснациональных экономических преступлений;
4) сбор информации, определяемой механизмом совершения транснациональных экономических преступлений;
5) сбор информации, основанный на знании общих закономерностей транснациональной преступной деятельности;
6) сбор информации, ориентированный на личность преступного субъекта.
Содержательный аспект включает в себя различные группы источников получения информации.
1. Информация, получаемая от отдельных граждан гласно или негласно. При рассмотрении сведений, получаемых от граждан, необходимо обратить внимание на то, что специфика поведения лиц, причастных к транснациональной преступной деятельности и заинтересованных в маскировке своих действий, требует расстановки активных источников, а это, в свою очередь, не исключает возможности получения требуемых данных посредством пассивных источников, которыми могут выступать осведомленные граждане, предметы или документы, содержащие важные сведения6.
2. Информация, носящая официальный характер. Данную группу представляют сведения, носящие в той или иной мере официальный характер, которые исходят от должностных лиц государственных органов и организаций; оперативных и иных подразделений правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность; зарубежных правоохранительных органов и международных организаций, ведущих борьбу с преступностью.
3. Информация, получаемая оперативными подразделениями из каких-либо информационных систем как непосредственно, так и опосредованно. Это могут быть информационно-справочные ресурсы МВД и других правоохранительных органов; централизованные учеты государственных органов и организаций, не входящих в правоохранительную систему; информационно-поисковые системы зарубежных правоохранительных органов и международных организаций7.
4. Информация, получаемая оперативными подразделениями органов внутренних дел в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Многообразие задач, решаемых оперативными подразделениями органов внутренних дел по линии
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
информационной работы, на наш взгляд, позволяет классифицировать данные, используемые в борьбе с транснациональной экономической преступностью по нескольким критериям, а именно по:
1) функциональному назначению - информация, которая определяет цели, задачи, основные направления совершенствования и функционирования органа, осуществляющего борьбу с преступностью. Как правило, эта информация должна содержаться в криминологических прогнозах противодействия транснациональной экономической преступности в стране и Таможенном союзе в целом;
2) связям с внешней средой - информация, предназначенная для субъекта управления, например о состоянии, структуре, динамике транснациональной экономической преступности, результатах применяемых оперативно-разыскных и предупредительных мер. Такая информация позволяет судить об эффективности управляющего воздействия, позитивных или негативных изменениях, которые произошли в результате такого воздействия в системе. Ее анализ позволяет вырабатывать новые управленческие решения, корректирующие работу оперативных подразделений, осуществляющих борьбу с транснациональной экономической преступностью;
3) содержанию - информация об объектах, субъектах транснациональной экономической преступности, механизме преступного поведения, включающем в себя данные о выявленных экономических преступлениях, скрывшихся преступниках и лицах, осведомленных об этом; лицах, представляющих оперативный интерес по признакам их противоправного поведения, замыслах, участия в транснациональных преступных формированиях, действующих в международных масштабах; физических и юридических лицах, оказывающих финансовую поддержку в совершении транснациональных экономических преступлений;
4) природе образования - информация, которая может быть подразделена на гласную и негласную, т.е. полученную от лиц, содействующих подразделениям, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. К ней также можно отнести информацию, обеспечивающую установление фактов преступления и лиц их совершивших, свидетелей и т.п.; международный розыск лиц; предупреждение преступлений и устранение условий, способствующих их совершению;
5) времени и периодичности возникновения -информация о прошлых, настоящих и будущих событиях и фактах, имеющих отношение к транснациональной экономической преступности, например о подготавливаемых либо замышляемых экономических преступлениях, о признаках замаскированных преступных деяний либо выявлении конкретного лица, которое может быть заподозрено в совершении преступления;
6) сфере применения - информация, которая может использоваться во всех сферах либо каких-то определенных, например, в деятельности оперативных под-
разделений по борьбе с экономическими преступлениями по линии борьбы с легализацией преступных доходов.
В настоящее время анализ оперативной практики свидетельствует о серьезных упущениях в работе с информацией, используемой оперативными подразделениями в борьбе с транснациональной экономической преступностью как внутри конкретного государства - Беларуси, России, Казахстана, так и в Таможенном союзе в целом. Отсутствие четкого понимания природы информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел в борьбе с транснациональной экономической преступностью приводит к появлению формального подхода к регистрации лиц, событий и объектов, представляющих оперативный интерес, что, в свою очередь, вызывает необоснованные потери значимой информации; нерациональному использованию информации, поступающей в органы внутренних дел, о событиях, фактах, связанных с проявлением транснациональной экономической преступности, так как сведения, представляющие оперативный интерес, хранятся в разрозненных массивах; отсутствию информационного обмена с другими правоохранительными органами; информационной разобщенности с зарубежными коллегами; отсутствию четких знаний о закономерностях протекания явлений, в отношении которых собирается информация, в результате чего информация в определенных случаях не отвечает целям, ради которых она собиралась; несовершенству программ обмена информацией, имеющей значение для борьбы с транснациональной экономической преступностью. По мнению экспертов, разобщенность информации оперативного характера, относящейся к сфере противодействия транснациональной экономической преступности на территории стран-членов Таможенного союза объясняется недостатком нормативного регулирования, разобщенностью профессиональных и ведомственных интересов субъектов оперативно-разыскной деятельности этих стран.
В свою очередь, нами видится необходимость в регламентировании создания международной системы информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел стран-членов Таможенного союза по линии борьбы с транснациональной экономической преступностью, где посредством централизованного информационно-аналитического обеспечения будут решаться следующие задачи:
1) систематический сбор, накопление и рациональное использование сведений о транснациональной экономической преступности, ее участниках, их преступной деятельности, источниках финансирования, коррупционных связях;
2) современный обмен информацией между оперативными подразделениями МВД Беларуси, России, Казахстана и другими правоохранительными органа-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ми, участвующими в борьбе с транснациональной экономической преступностью;
3) анализ информации о результатах и выработка мер борьбы с транснациональной экономической преступностью, прогнозирование развития криминогенной обстановки на территории стран-членов Таможенного союза.
Предложенная система международного информационного обеспечения представляет собой банк данных, сформированный за счет централизованного накопления оперативной информации по линии экономической преступности оперативными подразделениями МВД, таможенных и пограничных служб, налоговых органов Беларуси, России и Казахстана как добытой ими самостоятельно, так и поступающей из других структурных подразделений. Формирование банка данных предлагается осуществить на базе информационно-аналитических подразделений МВД стран-членов Таможенного союза с определением перечня оперативных подразделений этих стран, имеющих к нему доступ.
Источниками информации являются результаты оперативно-разыскной деятельности, предварительного расследования уголовных дел, сведения, предоставленные иностранными правоохранительными органами и международными организациями, участвующими в борьбе с преступностью; обращения граждан, руководителей организаций и учреждений; публикации в СМИ и др.
В банк данных вносятся достоверные сведения, представляющие оперативный интерес о криминальных лицах, проживающих на территории государств Таможенного союза, преступная деятельность и криминальные связи которых выходят за его пределы; лицах, и организованных преступных группах, совершающих хищения, мошенничества, преступления в сфере легализации преступных доходов, фальшивомонетничества, высоких технологий, банковской, внешнеэкономической и предпринимательской деятельности; коррумпированных лицах и их связях с преступными формированиями, в том числе осуществляющими свою деятельность в международном масштабе; сведения о банках, предприятиях и других субъектах хозяйствования, причастных к деятельности преступных формирований, в том числе осуществляющих свою деятельность за пределами территории государств Таможенного союза и оказывающих финансовую поддержку этим формированиям; лицах, находящихся в международном розыске за совершение преступлений в составе транснациональных формирований; сведения о преступно приобретенном движимом и недвижимом имуществе, а также лицах, являющихся его собственниками.
Полученные сведения вводятся в автоматизированную поисковую систему. Информацию, подлежащую включению в банк данных оперативные подразделения предоставляют в соответствии с действующими нормативными актами МВД стран-членов Таможен-
ного союза. Информация, вносимая оперативными подразделениями органов внутренних дел Беларуси, России и Казахстана, систематизируется в информационно-аналитических подразделениях МВД своих стран ответственным администратором в централизованный банк данных, имеющий определенные уровни доступа. Получение сведений из банка данных производится путем использования удаленного доступа или посредством направления письменного запроса, подписанного руководителем оперативного подразделения по противодействию экономической преступности. При ответе на запрос закрытая информация выдается только с согласия органа, представляющего его в банк данных.
Создание централизованного банка данных оперативной информации органов внутренних дел стран-членов Таможенного союза будет способствовать выработке мер по пресечению деятельности транснациональных преступных групп, анализа и оценке результатов борьбы с транснациональной экономической преступностью. Полученная из банка данных информация будет использоваться в перспективе для документирования преступной деятельности конкретных лиц, отождествлять предмет преступления, указывать на латентные преступления, а именно, на ранее неизвестных потерпевших, очевидцев и непосредственных исполнителей преступления.
Резюмируя рассмотренные вопросы информационного обеспечения оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с транснациональной экономической преступностью на территории стран-членов Таможенного союза, можно сделать следующие выводы.
1. Основу информационного обеспечения в борьбе с транснациональной экономической преступностью представляют собой сведения о лицах, субъектах хозяйствования, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, получаемых оперативными подразделениями гласно и негласно посредством проведения оперативно-разыскных и других мероприятий, а также на основе международных соглашений в области борьбы с преступностью, которые обеспечивают решение стратегических и тактических задач борьбы с транснациональной экономической преступностью.
2. Содержание процесса информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений состоит из следующих этапов: сбора первичных данных; преобразования первичных данных в оперативно-разыскную информацию, необходимую для принятия управленческого решения; использования информации в борьбе с преступностью.
3. Для определения конкретных направлений в борьбе с транснациональной экономической преступностью на территории стран-членов Таможенного союза предлагается система информационного обеспечения, заключающаяся в формировании централизованного банка данных на основании сведений, предоставляемых оперативными подразделе-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ниями МВД, таможенных и пограничных служб, налоговыми органами Беларуси, России и Казахстана. Разработанная система информационного обеспечения позволит осуществить систематизированный сбор, накопление и рациональное использование сведений, представляющих оперативный интерес, а также обеспечит своевременный обмен ими между правоохранительными органами стран-членов Таможенного союза.
1 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1987. С. 205.
2 См.: Овчинский С.С. Оперативно-разыскная информация / Под ред. А.С. Овчинского и В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 367.
3 См.: Суханов А.П. Мир информации (История и перспектива). М., 1986. С. 204.
4 См.: Овчинский С.С. Оперативно-разыскная информация: теоретические основы информационно-прогностического обеспечения оперативно-розыскной и профилактической деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью. М.: ИНФРА, 2000. 365 с.
5 См.: Басецкий И.И. Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Минск: Академия милиции МВД Республики Беларусь, 1994. 296 с.
6 См.: Горяинов К.К. Оперативно-разыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 653.
7 См.: Тупеко С.С. Транснациональное моделирование правоохранных действий - условие эффективности борьбы с экологической преступностью // Сахаровские чтения 2004 г.: экологические проблемы XXI века: Мат-лы междунар. науч. конф. (Минск, 21-22 мая 2004 г.) / Под ред. С.П. Кундаса, В.А. Чудако-ва. Минск: Триолета, 2004. С. 68-69.
УДК 342.951 ББК 67.401.061.2
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ МВД РОССИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
АЛЕКСЕЙ ЭДУАРДОВИЧ ФЕДОРОВ,
адъюнкт ФПНПиНК Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс
E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук С.А. Сойников Рецензент: кандидат юридических наук В.В. Покозий
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в статье рассматриваются общественные советы при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах как субъект общественного контроля.
Ключевые слова: нормативные правовые акты, органы внутренних дел, общественный совет, общественный контроль.
Annotation. In relation with the adoption of the Federal Law of July 21, 2014 № 212-FZ «On the basis of social control in the Russian Federation», the article examines the public councils under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies as part of pan-governmental control.
Keywords: normative legal acts, representative, public council, public control.
Приоритетным направлением развития для нашего государства, взявшего курс на построение открытого гражданского общества, является формирование многоэлементной негосударственной социальной структуры с институтами частной собственности, многообразными общественными объединениями, негосу-
дарственной сферой образования, культуры, средств массовой информации. В этих условиях важную роль играет институт общественного контроля.
Существующая социальная потребность обусловливает значительный интерес к общественному контролю со стороны высших должностных лиц России.