8. КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.12)
8.1. КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ:РОЛЬ И МЕСТО ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ
Кувалдин Валерий Павлович, д-р юрид. наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации. Должность: профессор. Место работы: Московский университет МВД России. E-mail: [email protected] Ольцонов Эльвег Владимирович, соискатель. Место учебы: Российская таможенная академия. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается понятие контролируемой поставки оружия и боеприпасов, как с позиций международных нормативных актов, так и федерального законодательства, взаимодействие при проведении контролируемой поставки между оперативными подразделениями пограничных органов, органов внутренних дел и таможенных органов. На основе рассмотрения особенностей каждого из взаимодействующих органов выявляется роль оперативных подразделений пограничных органов.
Ключевые слова: контролируемая поставка, оружие, боеприпасы, оперативные подразделения, пограничные органы, органы внутренних дел, таможенные органы.
CONTROLLED DELIVERY OF WEAPONS AND AMMUNITION:
THE ROLE AND PLACE OF THE INTELLIGENCE UNITS OF THE BORDER AUTHORITIES
Kuvaldin Valery Pavlovich, The honored lawyer of the Russian Federation, Dr of law, professor. Position: professor. Place of employment: Moscow University MIA Russia. E-mail: [email protected]
Oltsonov Elveg Vladimirovich, competitor. Place of study: Russian Customs Academy. E-mail: [email protected]
Annotation: The article discusses the concept of controlled delivery of weapons and ammunition, as from the standpoint of international regulations and federal legislation, cooperation in conducting controlled delivery between intelligence units of border authorities, police and customs authorities. Based on the review of the characteristics of each of the interacting bodies there was revealed the role of the intelligence units of the border authorities. Keywords: controlled delivery, weapons, ammunition, intelligence units, border authorities, police, customs authorities.
Одним из наиболее ярких примеров межведомственного взаимодействия является контролируемая поставка оружия и боеприпасов.1
На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единства выводов на данное оперативно-
1 Применительно к данной статье под межведомственным взаимодействием будет пониматься взаимодействие трех основных правоохранительных органов, призванных вести борьбу с контрабандой оружия в Российской Федерации - это ФСБ, МВД и ФТС России.
розыскное мероприятие. Ряд ученых дают свои, непринципиально отличающиеся друг от друга определения. Так, по мнению А.Ю.Шумилова сыскная поставка средств, веществ или предметов - система оперативно-розыскных мероприятий и действий, в ходе совершения которых с ведома и под негласным контролем оперативно-розыскного органа допускается оборот товаров или предметов (средств, веществ), свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен, а равно предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств совершения преступления с целью эффективного решения задач оперативно-розыскной деятельности и,
прежде всего, выявления, пресечения и расследова-
~ 2
ния преступлении.2
Есть и другие определения контролируемой поставки.3 Некоторые авторы под ней понимают способ получения информации путем установления контроля за поставкой, покупкой, продажей, перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо ограничен их оборот.4
Среди международных актов, регулирующих данное оперативно-розыскное мероприятие, прежде всего следует рассматривать Венскую Конвенцию ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 19 декабря 1988 года. 5
Контролируемая поставка впервые предусмотрена в настоящей Конвенции, притом применительно к раскрытию только преступлений, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами.
Представляется, что в рамках контролируемой поставки оружия и боеприпасов более приемлемой является Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятой в Палермо (Италия) 12-16 декабря 2000 года, которая ратифицирована Российской Феде-
2См.: Шумилов А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» - М., 2004. - С. 87.
3 См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности / Под ред. И.Н. Зубова. - М.: Спарк., 1999. — С. 65; 13. Омигов В.И, Кудашов В.Н. Анализ развития уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств как необходимое условие его дальнейшего совершенствования / Пробелы в российском законодательстве // Издательский дом Юр-Вак, - М., 2008, - № 1
4 См.: Голубовский В.Ю., Уткин Н.И., Кычков В.И. Оперативно-розыскное мероприятие - контролируемая поставка. - СПб. -1998. - С. 127-130.
5 Так, в подп. д) ст. 1 этого документа «контролируемая поставка» означает метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств, психотропных веществ, веществ, включенных в Таблицу 1 или в Таблицу 2, которые содержатся в приложении к настоящей Конвенции, или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором их компетентных органов с целью выявления лиц, участвующих в совершении правонарушений, признанных таковыми в соответствии с п. 1 ст. 3 настоящей Конвенции / официальный сайт Организации объединенных наций // URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pdf/illicit_drugs.pdf (дата обращения 11.12.2014).
рацией в 2004 году.6 В этой конвенции, в частности, в п. «Ь> ст. 2 предусмотрено: «контролируемая поставка означает метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления».
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»' лишь называет контролируемую поставку в числе других оперативно-розыскных мероприятий, указывая, что ее проведение в отношении предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, возможно на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»8 содержит целую главу о контролируемой поставке.
При анализе определения из вышеуказанного федерального закона видно, что основным признаком контролируемой поставки является пересечение таможенной границы Российской Федерации, либо перемещение по территории страны ввезенных товаров. Однако возникает вопрос, будет ли при таком понимании признаваться контролируемой поставкой перемещение по территории страны товаров ограниченных в обороте, в частности огнестрельного оружия и боеприпасов, которые произведены на территории РФ и не пересекали таможенных границ. Исходя из приведенного выше определения, это, на наш взгляд, не будет являться контролируемой поставкой.
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»9 дает следующее определение контролируемой поставки - это оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах Российской Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования.
Данное определение относится только к наркотическим средствам, психотропным веществам и их пре-
6 См.: Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности...» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 18. - Ст. 1684.
7 См.: Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации - 1995, № 33
8 Так, согласно ст. 319 контролируемой поставкой товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации либо перемещение по территории Российской Федерации ввезенных товаров, См.: О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27 ноября 2010 г. N 311-Ф3 : по состоянию на 04.12.2014 // Собр. законодательства Рос. Федерации от 29 ноября 2010 г. N 48 ст. 6252
9 См.: О наркотических средствах и психотропных веществах :
федер. закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ : по состоянию на
07.12.2014 // Собр. законодательства Рос. Федерации, 1998 г., №
2
Кувалдин В.П. Ольцонов Э.В.
курсорам. Что касается оружия и боеприпасов, то этот вопрос остается открытым и неясным.
Правовой основой осуществления контролируемой поставки на территориях нескольких государств являются дву- или многосторонние договоры об оказании правовой помощи, а также межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения о взаимодействии в борьбе с преступностью.
В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) оказание помощи по уголовным делам как между судебно-следственными, так и между оперативными и следственными органами России и государств-участников СНГ в раскрытии и расследовании конкретных преступлений осуществляется на основании «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», принятой в г. Минске 22 января 1993 г., дополненная Протоколом от 28 марта 1997 года.10
В рамках возбужденного уголовного дела также возможно проведение оперативными подразделениями правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации контролируемой поставки по запросам соответствующих органов государств-участников СНГ на основании и в порядке, определяемом подп. 6 п. 2 ч. 1 ст. 7 и другими положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
В модельном законе государств-участников стран СНГ «О борьбе с организованной преступностью»11 закреплены оперативно-розыскные действия и мероприятия, которые могут применять органы по борьбе с организованной преступностью. Их перечень в целом сопоставим с теми, которые указаны в соответствующих законах государств Содружества, в частности, в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».
Так, в ст. 25 модельного закона раскрывается содержание, а также устанавливаются основания и порядок осуществления такого оперативно-розыскного мероприятия, как «контролируемая поставка», что весьма важно для осуществляющих оперативно-розыскную деятельность органов. Эта статья изложена в следующей редакции:
«Орган по борьбе с организованной преступностью при наличии данных о готовящихся или совершаемых незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, легализации преступно нажитых доходов, актах терроризма, незаконном обороте оружия, незаконном вывозе (ввозе) на территорию государства особо ценных предметов художественного, исторического и археологического достояния, других товаров, предметов, веществ и продукции, иных тяжких или особо тяжких преступлениях в целях пресечения таких действий, выявления лиц, их готовящих или совершающих, имеет право применять метод контролируемой поставки, то есть, допускает под своим контролем
перемещение предметов, товаров, веществ и ценно-
12
стей».
10 См.: Данная конвенция вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994 (с изм. от 28.03.1997) : по состоянию на 09.12.2014 // Собр. законодательства Рос. Федерации -1995, № 17, ст. 1472,
11 Цит. по: Михайлов В.И., Федоров А.В. Модельный закон СНГ "О борьбе с организованной преступностью": содержание и структура // Государство и право. - М., 1998, № 2. - С. 78-84
12 См.: Михайлов В.И., Федоров А.В. Указ. соч., С. 80
Вышесказанное определение представляется, по нашему мнению, наиболее приемлемым к сложившейся практике проведения контролируемой поставки.
Не менее важным признаком понятия контролируемой поставки является субъект ее проведения. Из множества определений субъекта13 наиболее точным представляется определение, сформулированное профессором В.Г.Бобровым, который под субъектом контролируемой поставки понимает лиц, организующих контролируемую поставку, непосредственно участвующих в ее проведении, а также тех, кто в силу своих должностных полномочий и в соответствии с действующим законодательством обладает определенной правоспособностью в сфере ОРД14.
Бесспорно, что основными субъектами проведения совместной контролируемой поставки оружия являются сотрудники оперативных подразделений пограничных органов, органов внутренних дел и таможенных органов15 (руководители органов осуществляющих ОРД, руководители оперативных подразделений, оперативные сотрудники), так как именно эти должностные лица выполняют главную роль в организации и проведении контролируемой поставки. Данные должностные лица являются инициаторами проведения совместной контролируемой поставки, выносят и утверждают постановление о ее проведении, лично участвуют в ее проведении или координируют действие остальных участников, проводят в рамках контролируемой поставки иной комплекс ОРМ, обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан при осуществлении мероприятия и несут персональную ответственность за соблюдение законности при ее проведении и т.д.
Для определения роли и места каждого из взаимодействующих органов при проведении контролируемой поставки необходимо обозначить специфику и особенности каждого из них.
Специфика оперативных подразделений пограничных органов при проведении контролируемой поставки оружия состоит в выявлении, предупреждении, пресечении деятельности отдельных лиц, а также трансграничных преступных групп и организаций, осуществляющих незаконный оборот оружия; недопущении нарушения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; обеспечении целостности и неприкосновенности государственной границы; контроль за передвижением
13 См.: Пардилов Р.Х. Институт ОРМ в оперативно-розыскном законодательстве: Дис. ...канд.юрид.наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2007; Блинов Ю.С. и др. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: Учебн.-метод.пособие. - М.: ЮИ МВД России, 2001; Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю.Шумилова. - М.: Ин-фра-М, 2001. - С. 1-333; Чечетин А.Е. Теоретические и правовые проблемы оперативно-розыскных мероприятий: Монография. -Барнаул: БЮИ МВД России, 2005; Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова. - М.: ИНФРА-М, 2006.
14 См: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. - М., 2004. - С. 509.
15 Здесь необходимо отметить, что существуют территориальные органы безопасности, которые непосредственно обязаны вести борьбу с контрабандой оружия, наряду с оперативными подразделениями пограничных органов. Однако, как следует из основных руководящих нормативных правовых актов, никаких различий в деятельности этих подразделений нет. Оперативные подразделения пограничных органов осуществляют свою деятельность на тех же нормативных основаниях и руководствуются теми же ведомственными приказами, что и территориальные органы безопасности.
объектов контролируемой поставки до государственной границы и непосредственно в пункте пропуска через государственную границу.
Основные задачи контролируемой поставки применительно к деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел следующие: выявление межрегиональных, международных преступных связей, каналов транспортировки и сбыта; установление конечного пункта доставки; задержание преступников с поличным; обеспечение свидетельской базы и сбор вещественных доказательств; изъятие оружия, боеприпасов, наркотиков и др. из незаконного оборота16.
Задачи контролируемой поставки объекта контрабанды, применительно к деятельности ТС, наиболее полно сформулированы Г.А.Дугиным:
1) проверка подлинности таможенных документов и целостности необходимых атрибутов таможенного контроля;
2) дистанционное получение информации о содержимом объектов таможенного контроля;
3) поиск и обнаружение конкретных видов объектов контрабанды и нарушений таможенных правил;
4) оперативно-техническую диагностику содержимого объектов таможенного контроля;
5) обеспечение процесса таможенного расследования;
6) визуальное наблюдение за оперативной обстановкой на таможенных территориях;
7) обеспечение оперативного управления процессом таможенного контроля;
8) контроль носителей аудио- и видеоинформации;
9) наложение атрибутов таможенного обеспечения17.
В сфере контрабанды оружия, контролируемую поставку оперативные подразделения правоохранительных органов, призванных вести борьбу с ней, проводят редко. Причинами этому, по мнению специалистов18, являются:
- слабая теоретическая проработка применения таких оперативно-розыскных мероприятий;
- отсутствие достаточного опыта их проведения;
- высокие требования по ресурсному обеспечению такого оперативно-розыскного мероприятия и достаточно высокая сложность в его осуществлении.
- слабое или полное отсутствие финансирования проведения такого сложного и финансово затратного ОРМ;
- слабо налаженное взаимодействие между оперативными подразделениями, привлекаемыми к проведению контролируемой поставки;
- невозможность быстрого согласования планов проведения контролируемой поставки при привлечении к ее проведению нескольких оперативных подразделений, в том числе оперативно-поисковых и оперативно-технических.
16См.: Голубовский В.Ю., Уткин Н.И., Кычков В.И. Оперативно-розыскное мероприятие - контролируемая поставка. - СПб. -1998. - С. 127-130;
17 Дугин Г.А. Вопросы вооруженности техническими средствами таможенного контроля // Теория, методология и практика таможенного дела. Сборник научных трудов. Часть 2. - М., 1996. С. 98.
18 Жук И.О. Контрабанда: проблемы выявления и раскрытия. Дисс.канд.юрид.наук - Н.Новгород, 2002. С. 143., 15. Птухина Л.А. Криминалистическая характеристика и ее роль в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с таможенным перемещением товаров и предметов / Бизнес в законе // Издательский дом Юр-Вак, - М., 2006, № 3-4; Борин Б.В. Способ совершения преступлений экономической направленности в теории оперативно-розыскной деятельности / Бизнес в законе // Издательский дом Юр-Вак, - М., 2014, № 1
КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ Кувалдин В.П.
Ольцонов Э.В.
Непосредственно в криминальной среде работают оперативные подразделения пограничных органов и органов внутренних дел. Это та среда, где формируются потоки незаконного оборота оружия, в том числе ввозимого и вывозимого контрабандным путем. Совершенно очевидно, что проблемой скоротечности оперативной разработки лиц, подозреваемых в контрабанде оружия, последние не так обременены. Сроки проверки осведомительной информации, в том числе и полученной от подразделений по борьбе с контрабандой таможенной службы и оперативной разработки лиц, как известно, определяются ведомственными нормативными актами. Важное следствие этого состоит в том, чтобы на определенном этапе оперативной разработки, когда будут известны замыслы преступников о контрабанде оружия и боеприпасов, довести ее до реализации совместно с оперативными подразделениями таможенных органов в целях предотвращения преступления или взятия разрабатываемых с поличным, на таможенной границе России или в случае внешней контролируемой поставки - на территории другого государства.
Контролируемая поставка контрабандно вывозимого оружия, проводимая оперативными подразделениями пограничных органов и органов внутренних дел проводится на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Таковыми являются руководители ГУ МВД РФ и начальники Пограничных управлений ФСБ России по субъектам. Постановление согласовывается с руководителем оперативной таможни, расположенной на территории данного субъекта.
Контролируемая поставка контрабандно ввозимого на таможенную территорию РФ оружия после обнаружения его во время таможенного контроля организуется оперативными подразделениями таможенных органов. Постановление о ее проведении утверждается руководителем оперативной таможни и согласовывается с руководителями ГУ МВД РФ субъектов и начальниками Пограничных управлений, по территории которых предполагается движение контролируемого груза.
В первом случае - случае внешней (как и транзитной) контролируемой поставки оружия постановление утверждает руководитель ведомства инициатора поставки (Министр внутренних дел РФ или его заместитель, ведающий оперативной работой; руководитель ФТС России или его соответствующий заместитель; Директор ФСБ России или руководитель Пограничной службы ФСБ России) и согласовывается с руководите-
19
лем взаимодействующего ведомства.19
Исходя из вышесказанного, представляется, что во всех случаях организации контролируемой поставки оружия обязательно уведомляются таможенные органы. Отсюда можно сделать вывод о том, что ФТС будет являться координирующим органом при проведении данного оперативно-разыскного мероприятия, в то время как ФСБ и МВД могут и вовсе не задействовать-ся, хотя, как известно, подследственность по ст. 226.1 принадлежит следователям органов федеральной службы безопасности.
19 См.: О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ : по состоянию на 04.12.2014. // Собр. законодательства Рос. Федерации от 29 ноября 2010 г. № 48 ст. 6252
В качестве вывода по содержанию статьи следует констатировать, что определение контролируемой поставки дается в ряде международных актов, законов и подзаконных нормативных актах, однако наиболее точным представляется следующее определение - допускаемое под контролем органа по борьбе с организованной преступностью перемещение предметов, товаров, веществ и ценностей при наличии данных о готовящихся или совершаемых незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, легализации преступно нажитых доходов, актах терроризма, незаконном обороте оружия, незаконном вывозе (ввозе) на территорию государства особо ценных предметов художественного, исторического и археологического достояния, других товаров, предметов, веществ и продукции, иных тяжких или особо тяжких преступлениях в целях пресечения таких действий, выявления лиц, их готовящих или совершающих.
В случае организации внешних и внутренних контролируемых поставок оружия обязательно уведомляются таможенные органы, а следовательно ФТС будет являться координирующим органом при проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, в то время как ФСБ и МВД могут и вовсе не задействовать-ся.
Роль оперативных подразделений пограничных органов при проведении контролируемой поставки оружия исходит из специфики деятельности и состоит в выявлении, предупреждении, пресечении деятельности отдельных лиц, а также трансграничных преступных групп и организаций, осуществляющих незаконный оборот оружия, недопущении нарушения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обеспечении целостности и неприкосновенности государственной границы, а также контроль за передвижением объектов контролируемой поставки до государственной границы и непосредственно в пункте пропуска через государственную границу.
Контролируемые поставки оружия в каждом из рассматриваемых субъектов как отдельно, так и при взаимодействии проводятся крайне редко. Причинами этому являются: слабая теоретическая проработанность проведения данного ОРМ, отсутствие опыта его проведения, недостаточное методическое обеспечение, высокие требования по ресурсному обеспечению.
Решением данной проблемы может послужить принятие совместного межведомственного нормативного акта по организации взаимодействия оперативных подразделений пограничных органов, органов внутренних дел и таможенных органов при проведении контролируемых поставок ввозимого и вывозимого через таможенную границу оружия и боеприпасов, в одном из разделов которого будут отражены правовые и организационно-тактические вопросы вышеуказанного взаимодействия.
Список литературы:
1. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности : федер. закон от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 18. - ст. 1684.
2. О наркотических средствах и психотропных веществах : федер. закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ : по
состоянию на 07.12.2014 // Собр. законодательства Рос. Федерации, 1998 г., № 2
3. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации - 1995, № 33
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ : по состоянию на 04.12.2014 // Собр. законодательства Рос. Федерации от 29 ноября 2010 г. № 48 ст. 6252
5. Борин Б.В. Способ совершения преступлений экономической направленности в теории оперативно-розыскной деятельности / Бизнес в законе // Издательский дом Юр-Вак, - М., 2014, № 1
6. Голубовский В.Ю., Уткин Н.И., Кычков В.И. Оперативно-розыскное мероприятие - контролируемая поставка. - СПб. - 1998. - С. 127-130;
7. Дугин Г.А. Вопросы вооруженности техническими средствами таможенного контроля // Теория, методология и практика таможенного дела. Сборник научных трудов. Часть 2. - М., 1996. С. 98.
8. Жук И.О. Контрабанда: проблемы выявления и раскрытия. дисс...канд. юрид. наук - Н.Новгород, 2002. С. 143.
9. Зубов И.Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности // Спарк.,- М., 1999. — С. 65;
10. Михайлов В.И., Федоров А.В. Модельный закон СНГ «О борьбе с организованной преступностью»: содержание и структура» // Государство и право. - М., 1998, № 2. - С. 78-84
11. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. - М., 2004. - С. 509.
12. Омигов В.И, Кудашов В.Н. Анализ развития уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств как необходимое условие его дальнейшего совершенствования / Пробелы в российском законодательстве // Издательский дом Юр-Вак, - М., 2008, - № 1
13. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю.Шумилова. - М.: Инфра-М, 2001. - С. 1-333;
14. Пардилов Р.Х. Институт ОРМ в оперативно-розыскном законодательстве : дис. .канд. юрид. наук.
- М.: ВНИИ МВД России, 2007;
15. Птухина Л.А. Криминалистическая характеристика и ее роль в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с таможенным перемещением товаров и предметов / Бизнес в законе // Издательский дом Юр-Вак, - М., 2006, № 3-4.
16. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова. - М.: ИНФРА-М, 2006.
17. Чечетин А.Е. Теоретические и правовые проблемы оперативно-розыскных мероприятий : Монография.
- Барнаул: БЮИ МВД России, 2005;
18. Шумилов А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» - М., 2004. - С. 87.