Управление
V.V. KOPEIKIN*
УДК 343.8 ББК 67.410.212 К65
COORDINATION OF TACTICAL AND SEARCH ACTIVITY: IMPROVEMENT OF INFORMATIONAL AND ANALYTICAL MAINTENANCE OF OPERATIONAL PENAL DETACHMENTS
Аннотация: статья посвящена обоснованию ряда мер, направленных на совершенствованиеинформа-ционного и аналитического обеспечения координации деятельности оперативных подразделенийУИС.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, координация оперативно-розыскная деятельность в УИС, профилактика преступлений.
ВЛАДИМИР
ВЛАДИМИРОВИЧ
КОПЕЙКИН*
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ИАНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Annotation: the article deals with improvement of informational and analytical maintenance of coordination of tactical and search activity of the penal detachments
Key words: penal system, coordination, tactical and search activity in the penal service of Russia, crime prevention.
Одним из направлений повышения эффективности координации деятельности оперативных подразделений по обеспечению правопорядка и безопасности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и граждан, находящихся на их территории, является создание информационной предупредительной системы.
Объективность складывающейся криминогенной ситуации в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, прогноза ее изменения достигается своевременным поступлением различных видов информации, ее анализом, оценкой и реализацией. По результатам проведенных нами исследований в 65 % случаев руководители исправительных учреждений и следственных изоляторов не полностью определяют информационную потребность для оценки состояния правопорядка. Информационная потребность для данной цели - это виды, источники и способы получения информации, ее объем, что обеспечивает конкретный целевой подход к ее реализации с целью достижения желаемого результата деятельности субъектов уголовно-исполнительной деятельности.
Использование информации для анализа и оценки криминогенной обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы должно быть своевременным, комплексным и осуществляться сотрудниками структурных подразделений в пределах их профессиональных возможностей.
Для обеспечения координации деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, анализа и оценки криминогенной ситуации в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, а также опре-
* Оперуполномоченныйпо особо важным делам (Оперативное управление ФСИН России)
E-mail: ]
деления потребности в их использовании необходимо соблюдать следующие требования:
- обеспечение непрерывного процесса своевременного получения различных видов информации , проверки ее достоверности и возможности пополнения;
- определение реальной возможности ее переработки и использования;
- создание информационной базы за различные периоды;
- анализ информации и прогноз изменения оперативной обстановки;
- принятие оптимальных решений;
- выделение из общего массива сведений конкретной информации, определяющей закономерности в развитии ситуации, связанной с обеспечением правопорядка;
- создание организационно-технических условий для хранения и переработки информации;
- отслеживание ненужной информации.
Информацию для принятия решений по координации деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов мы характеризуем как используемую для достижения целей процесса управления, выбора наиболее перспективных направлений его совершенствования. Объективность оценки криминогенной обстановки в исправительных учреждениях и следственных изоляторах субъектами координации зависит:
- от характеристики лиц, содержащихся в указанных учреждениях: состоящих на профилактическом учете, лидеров групп отрицательной направленности, криминальных «авторитетов» и «воров в законе», криминогенных явлений и процессов, происходящих в среде осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- недостаточного инженерно-технического и охранного обеспечения режимных объектов;
- отсутствия информации о подготавливаемых преступлениях, в том числе с участием сотрудников и преступников, находящихся на свободе.
Данная информация используется структурными подразделениями исправительных учреждений, следственных изоляторов, субъектами управления в целях проведения оперативно-розыскных, режимных и профилактических мероприятий.
Субъекты осуществления координационной деятельности должны оценивать состояние криминогенной обстановки как по разовой, так и по регулярной (первичной и вторичной) информации, то есть относимой к поступившей и проверенной.
Разовая информация отражает отдельные факты, процессы, криминогенные отклонения в среде осужденных, ее анализ дает возможность сделать прогноз развития ситуации и принять меры упреждающего характера.
Регулярную информацию о состоянии оперативной обстановки получает начальник исправительного учреждения от оперативных дежурных, заместителей по направлениям деятельности, оперативных работников и начальников отрядов.
Систематически должны получать информацию и сотрудники структурных подразделений в объемах и видах соответственно профессиональной принадлежности. Особое значение для оценки криминогенной обстановки имеет регулярность получения информации оперативными работниками.
В оценке складывающейся ситуации по имеющейся информации важнейшим элементом является ее анализ с целью выявления закономерностей, характерных для исправительных учреждений и следственных изоляторов, которые затрагивают различные стороны их деятельности. Таковыми могут быть закономерности, определяющие потребность в информации, обеспечивающей организацию оперативнорозыскной деятельности, воспитательную работу, надзор за поведением осужденных, охрану, занятость осужденных трудом; закономерности, проявляющиеся в системе управления в зависимости от действия различных факторов (укомплектованность структурных подразделений кадрами, уровень профессиональной подготовки сотрудников, соблюдение законности, состояние внутреннего и внешнего взаимодействия); закономерности, выражающиеся в нарушении осужденными установленного порядка отбывания наказания и совершении ими преступлений, изменениях криминогенное™ среды осужденных и поступлении запрещенных предметов; закономерности, проявляющиеся в реализации информации, связанной с состоянием оперативной обстановки; закономерности, определяющие зависимость объема, видов и содержания информации по направленности деятельности структурных подразделений, применения сил и средств, методов в целях обеспечения устойчивости функционирования учреждения, предупреждения криминогенных явлений и процессов в среде лиц, содержащихся в них.
Остановимся на закономерностях, проявляющихся в реализации информации, связанной с состоянием криминогенной обстановки в исправительных учреждениях и следственных изо-
Управление
Управление
ляторах, к которым относятся: обусловленность эффективности реализации информации уровнем организации данного процесса, комплексным использованием сил и средств, оптимальностью управленческих решений; обусловленностьрезуль-татов реализации управленческих решений от правового обеспечения данного процесса; зависимость реализации информации о состоянии оперативной обстановки в исправительном учреждении от внешних и внутренних условий, определяющих эффективность использования информации.
Необходимоотметить, что существует потенциальная потребность в получении и реализации информации, характеризующейсостояние криминогенной обстановки в исправительном учреждении и следственном изоляторе. Без этого невозможно достичь цели их деятельности. Эффективность использования информации определяет ее ценностный характер и обосновывает необходимость затрат на ее реализацию. Результаты наших исследований свидетельствую™ том, что поступающая информация не всегда отвечает требованиям достоверности и полноты. Количество поступающей информации не является гарантией ее качества, так как все зависит от ее источников Поспешность выводов о необходимости реализации информации может привести к нежелательным последствиям. Основным источником информации в исправительных учреждениях и следственных изоляторах являются осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений. Необходимоучитывать, что она не всегда соответствуетдействительности и может носить дезинформационный характер.
Наиболее ценную информацию, по которой можно оценить ситуацию, получают от оперативных работников. Имея информацию, нереа-лизация которой может привести к осложнению криминогенной обстановки, оперативный работник должен принять меры по ее использованию в предупредительных целях. Крайне важным условием реализации такой информации является высокий уровень профессиональной подготовки оперативных работников исправительных учреждений и следственных изоляторов.
Для координационной деятельности первостепенное значение имеет оперативно-розыскная информация, в связи с этим обозначим требования, предъявляемые к ней: целенаправленность, полнота, достоверность, своевременность и ценность.
Целенаправленность информации - это установление оперативным работником необходимого объема сведений для оценки криминогенной обстановки, решения тактических и стратегических задач с целью недопущения ее осложнения.
Полнота информации - это ее достаточность для характеристики исследуемых процессов, явлений, событий и принятия соответствующего решения. Однако важно учитывать, что в условиях исправительных учреждений и следственных изоляторов абсолютно полной информации, как правило, не бывает. Это обусловливает необходимость ориентироваться на то, что полученная информация достаточна для реализации с параллельным включением в процесс предупредительной деятельности других субъектов и источников информации.
Достоверность информации - это ее соответствие действительности происходящегов среде осужденных. Дезинформация - это преднамеренное искажение происходящихявлений и процессов. Однако воспринимаемые сведения, оцениваемые как дезинформация, не всегда ею являются. Возможно преувеличение или преуменьшение реальных фактов вследствие их неглубокого восприятия и изучения, в связи с чем требуется дополнительная проверка сведений.
Своевременность информации означает ее упреждающий характер, создающий условия для ее эффективного использования. Поступление информации должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивалось предотвращение последствий, влияющих на состояние криминогенной обстановки в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.
Наши исследования подтверждают, что для совершенствования системы эффективности реализации информации в целях недопущения осложнения криминогенной обстановки и ее объективной оценки нужно соблюдать следующие требования: обеспечивать строгое соответствие процесса реализации информации требованиям законности, повышать уровень ее упорядоченности, подконтрольности, оптимизировать затраты сил и средств, предотвращать негативные последствия при реализации решений по информации , связанной с состоянием криминогенной обстановки в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.