УДК 343.82
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ БАРАБАНОВ,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры организации оперативно-розыскной деятельности
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ОСЛОЖНЕНИЙ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ
Реферат: в статье изложен теоретический аспект реализации функции координации деятельности оперативных подразделений по недопущению осложнений оперативной обстановки в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, раскрыт организационный и психологический механизм данного процесса; дана развернутая характеристика оперативной обстановки в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, субъектов управления, координирующих деятельность оперативных подразделений. Отмечается, что на состояние оперативной обстановки негативно влияет противодействие уголовной среды, а также противоправные действия криминальных «авторитетов». В оценке оперативной обстановки важное значение имеет учет обстоятельств совершенных преступлений, характера межличностных конфликтов, эффективности деятельности по предупреждению поступления в исправительные учреждения и следственные изоляторы запрещенных предметов (деньги, спиртные напитков, наркотические средства и психотропные вещества). Предложена система информационного и ресурсного обеспечения предупредительной деятельности персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов.
Ключевые слова: оперативная обстановка, координация, субъекты координации, исправительное учреждение, следственный изолятор, преступление, запрещенные предметы, информационное обеспечение.
Субъекты координации деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы (УИС) являются организаторами обеспечения оперативного слежения за складывающейся оперативной обстановкой в исправительных учреждениях (ИУ). Оперативные подразделения исправительных учреждений и следственных изоляторов (СИЗО), реализуя оперативно-розыскные меры, имеют профессиональные возможности выявления криминогенных процессов в среде осужденных, которые могут привести к осложнению оперативной обстановки. Анализ и оценка оперативной обстановки оперативными подразделениями ИУ и СИЗО, субъектами управления, координирующими их деятельность, осуществляются в целях принятия мер по недопущению противоправного поведения содержащихся в них лиц, чрезвычайных обстоятельств (побеги, захваты заложников, массовые беспорядки, нападения на сотрудников).
Оперативная обстановка в указанных учреждениях - это система взаимосвязанных элементов, которые должны подвергаться исследованию в процессе проведения оперативно-розыскных ме-
© Барабанов Н. П., 2016
роприятий, реализации функций деятельности сотрудниками других структурных подразделений, анализироваться с целью получения объективных выводов, предоставления их субъектам управления для принятия управленческих решений по недопущению осложнения оперативной обстановки. Оперативная обстановка, на наш взгляд, представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, оказывающих положительное или отрицательное влияние на исполнение наказания. Анализ и оценка оперативной обстановки невозможны без системного подхода, предполагающего изучение всех компонентов УИС, которыми являются ИУ и СИЗО, содержащиеся в них осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений. Кроме того, с психологической точки зрения перечисленные категории лиц, содержащихся в указанных учреждениях, должны быть классифицированы по возрасту, количеству судимостей, преступлениям, за совершение которых они осуждены. В масштабе отдельного объекта (ИУ, СИЗО) оперативные работники во взаимодействии с сотрудниками других структурных подразделений для анализа и оценки оперативной обстановки
должны исследовать неформальную структуру среды осужденных, подозреваемых и обвиняемых изнутри. Анализ и оценку оперативной обстановки необходимо осуществлять по показателям, которые выступают в качестве основополагающих для характеристики степени криминогенности ИУ, СИЗО, определения уровня нестабильности оперативной обстановки и ее возможных осложнений.
Различные состояния оперативной обстановки, интенсивность ее изменений зависят от вида ИУ (воспитательная колония, исправительная колония общего, строгого, особого режимов, лечебное исправительное учреждение), конкретного СИЗО. Криминологическая характеристика осужденных в перечисленных исправительных учреждениях различная, и соответственно различна в них криминогенная и психологическая напряженность. На оперативную обстановку в ИУ, СИЗО влияет и среда его функционирования. Уровень влияния среды их функционирования зависит от места их дислокации (в границах города, поселка, области, в отдаленных от населенных пунктов районах). Это обусловливает различные (максимальные и минимальные) возможности осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений устанавливать не контролируемые администрацией каналы связи за пределами этих учреждений, а также оказывать негативное влияние на процесс уголовно-исполнительной деятельности и состояние оперативной обстановки криминалитетом, находящимся вне мест лишения свободы. Эффективность деятельности ИУ невозможна без исследования закономерностей процессов, факторов, обусловливающих состояние оперативной обстановки в них. Исследования динамики оперативной обстановки, ее анализ и прогноз развития призваны обеспечить устойчивое функционирование ИУ.
В процессе анализа и оценки оперативной обстановки важное значение имеет сравнение реальной возможности ИУ, СИЗО содержать определенное количество осужденных, подозреваемых, обвиняемых, их наполнение сверх установленного лимита. Помещение указанных лиц сверх имеющегося лимита наполнения создает для них дискомфорт в коммунально-бытовом обеспечении, чрезмерную скученность в помещениях отрядов, камерах и необеспеченность трудом. Психологическая установка осужденных, подозреваемых, обвиняемых на выживание приводит к нарушениям установленного порядка содержания, стремлению приобрести запрещенные предметы, особенно деньги, наркотики и спиртные напитки. В таких дискомфортных условиях возникают межличностные конфликты, совершаются преступления. Нестабильность оперативной обстановки зависит от необеспеченности осужденных профессиональным трудом.
Отсутствие для них производственной базы является криминогенным фактором, обусловливающим негативные процессы в среде осужденных: азартные игры, долговые зависимости, конфликты, совершение преступлений.
Сотрудники оперативных подразделений ИУ и СИЗО должны непрерывно контролировать ситуацию относительно изменения криминогенной характеристики осужденных, подозреваемых, обвиняемых, которая негативно влияет на состояние оперативной обстановки. В связи с этим Н. И. Брезгин делает вывод о том, что изучение деятельности структурных подразделений по нормализации оперативной обстановки позволяет выявить широкий круг управленческих проблем теоретического и практического плана, требующих своевременного решения. В сложной оперативной обстановке сотрудники нередко сталкиваются с необходимостью оперативно устранять нетипичные конфликтные ситуации, влекущие за собой психологические срывы и тяжелые последствия [1, с. 3-4]. Именно поэтому субъекты координации деятельности оперативных подразделений в целях объективной оценки оперативной обстановки обязаны анализировать уголовно-правовую характеристику осужденных, подозреваемых, обвиняемых, которые могут совершить противоправные деяния: неоднократно судимых; осужденных при особо опасном рецидиве; совершивших убийство, а также умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; истязания; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; грабежи; разбои; вымогательство; террористический акт; захват заложников; участвующих в организации преступного сообщества (преступной организации); массовых беспорядков; незаконном изготовлении оружия; совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов; дезорганизацию нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; преступления в составе преступных групп; состоящих на профилактическом учете как склонные к нарушению установленного порядка отбывания наказания, совершению преступлений, относящихся к группам криминальной ориентации, имеющих отклонения в психике.
Субъекты управления оперативными подразделениями УИС должны координировать их деятельность по нейтрализации исторически сложившегося криминогенного и криминального уклада жизни в условиях мест изоляции от общества осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Высокий уровень криминогенной напряженности в ИУ и СИЗО обусловлен
сохранением в них традиций и обычаев, существующих в наиболее криминализированных группировках осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их окружении, негативно влияющих на нравственную деформацию личности, нейтрализующих воспитательные основы уголовно-исполнительного процесса.
Не снижается криминогенная и криминальная активность криминальных «авторитетов», которые направляют свои усилия на консолидацию противоправной деятельности, психологическое воздействие на осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с целью совершения ими противоправных деяний, создания конфликтных ситуаций с себе подобными, сотрудниками, провокационных действий, приводящих к межличностным конфликтам, совершению преступлений. Криминальные «авторитеты», «воры в законе» распространяют «воровские» традиции, осложняют оперативную обстановку в ИУ и СИЗО. Необходимо отметить, что количество содержащихся в учреждениях УИС лиц особой криминальной направленности, создающих риск их небезопасного функционирования, неуклонно растет.
Проведенными нами исследованиями состояния криминогенной обстановки в ИУ и СИЗО установлена тенденция противодействия содержащихся в них лиц во взаимодействии с «ворами в законе», лидерами уголовно-преступной среды, находящимися на свободе, законным требованиям сотрудников. Они принимают меры, направленные на консолидацию криминогенной и криминальной деятельности осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, инициируют вмешательство общественных организаций и средств массовой информации в деятельность учреждений и органов УИС.
В контексте данной проблемы важно обратить внимание на то, что лидеры криминальных структур предпринимают попытки установления контроля над основной массой осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, оказания на них психологического воздействия. За ИУ и СИЗО закреплены криминальные «авторитеты», выступающие в роли «смотрящих», проживающих в регионах, где дислоцируются указанные учреждения. Они организовывают доставку запрещенных предметов, перечисление на лицевые счета денежных средств, их возврат определенным криминальным лицам, которые по не контролируемым администрацией каналам связи переправляют их в «общаки». Криминальные «авторитеты» оказывают психологическое воздействие на осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе применяя меры физического и криминального характера.
Координация деятельности оперативных подразделений УИС должна быть направлена на противодействие криминальным структурам в ИУ и СИЗО. Это требует принятия комплекса оперативно-розыскных мер по нейтрализации внутренних и внешних криминогенных и криминальных процессов, которые создают угрозу безопасности функционирования учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Оперативное слежение за криминогенными и криминальными процессами, фигурантами которых являются криминальные «авторитеты» и лидеры криминальных группировок, «воры в законе», должны быть подвергнуты оперативно-розыскному, психологическому, педагогическому и режимному воздействию. Наши исследования подтверждают, что еще не достигнут требуемый уровень координации субъектами управления оперативными подразделениями УИС по оптимизации межведомственного взаимодействия, разрешения проблем обмена оперативно-розыскной информацией о лидерах уголовно-преступной среды, «ворах в законе», организаторах и участниках криминальных структур. А. П. Слепов обоснованно утверждает, что субкультура является чуть ли не главным источником напряженности во взаимоотношениях лиц, лишенных свободы. Ее стержневым компонентом выступают неформальные нормы, в основном субъектом «теневого» нормотворчества являются группы отрицательной направленности, занимающиеся также толкованием действующих правил и контролирующие их соблюдение. Неформальная система норм вступает в противоречие с официальной, что порождает многочисленные эксцессы насилия [3, с. 67].
При анализе и оценке оперативной обстановки большое значение имеет учет обстоятельств совершения преступлений, нарушений установленного порядка содержания (тенденции «воровских» традиций, криминальной субкультуры, азартных игр, поборов, отказов от выхода на работу, массовое членовредительство, приобретение денег, спиртных напитков, наркотических средств, невыполнение требований сотрудников). Важным также является анализ примененных к осужденным мер дисциплинарного воздействия, причин и условий, способствовавших противоправному поведению осужденных, а также применения специальных средств.
Анализу необходимо также подвергать межличностные конфликты в среде осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Для оценки оперативной обстановки анализ межличностных конфликтов должен проходить непрерывно, охватывать исследование их причинного комплекса. Оценка состояния оперативной обстановки невозможна без исследования причин криминогенных процес-
сов в среде указанных лиц, выявления проблем в организации уголовно-исполнительной деятельности. Проблемы могут относиться к деятельности сотрудников структурных подразделений, а также криминогенному воздействию на деятельность ИУ, СИЗО, среду их функционирования. Предупреждение конфликтов в среде осужденных - основа недопущения осложнений оперативной обстановки, совершения осужденными криминальных деяний.
Мы согласны с научно обоснованными выводами В. Н. Савардуновой и В. И. Старкова о том, что для предупреждения конфликтов в среде подозреваемых, обвиняемых, осужденных важно установить его границы в определенной системе. Внутрисистемные связи осужденных сложны и многообразны. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть более глубоким, обширным или частым, ограниченным [2, с. 43].
Для объективной оценки оперативной обстановки в ИУ, СИЗО имеет значение анализ проблем в организации выявления и перекрытия источников и каналов поступления запрещенных предметов, особенно денег, спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ. Анализу следует подвергать динамику и структуру совершения осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми нарушений установленного порядка содержания, совершения преступлений в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Связывая поступление осужденным запрещенных предметов с осложнением оперативной обстановки, мы пришли к следующим выводам: находящиеся у осужденных в обороте деньги позволяют им реализовать свои криминальные замыслы; их используют в целях приобретения наркотических средств, спиртных напитков, создания «общаков», подкупа сотрудников для получения незаконных льгот, склонения их к совершению незаконных действий, выражающихся в доставке на территорию ИУ, СИЗО запрещенных предметов, установления связей с представителями преступников вне мест лишения свободы.
Эффективность принимаемых мер по профилактике поступления в ИУ запрещенных предметов зависит от умения сотрудников профессионально грамотно оценить условия, в которых происходит их служебная деятельность. Без всестороннего изучения, анализа и оценки всех внутренних и внешних факторов, относящихся к сфере функционирования ИУ, невозможно профессионально точно определить и предвидеть тенденции процессов связей осужденных с преступниками, находящимися на свободе, которые могут доставлять запрещенные предметы, а также способствовать их доставке. Наличие денег у осуж-
денных, подозреваемых и обвиняемых ведет к их участию в азартных играх, долговым зависимостям, криминальным конфликтам с «последствиями». Осужденные, не вернувшие долги, могут быть подвержены сексуальному насилию, совершить побег. Поступающие осужденным спиртные напитки оказывают дезорганизующее, разрушительное воздействие: совершение хулиганских деяний, преступлений против личности, посягательство на честь и достоинство сотрудников, провоцирование массовых беспорядков. Распространение наркомании в ИУ и СИЗО приводит к негативным социально-психологическим последствиям в их среде: конфликтам, преступлениям, обусловленным приобретением, сбытом и употреблением наркотических средств. Потребление осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми наркотических средств осложняет оперативную обстановку, негативно влияет на деятельность сотрудников.
Задачами анализа и оценки оперативной обстановки в ИУ и СИЗО являются: изучение среды содержащихся в них лиц, тенденций нарушения установленного порядка содержания, совершения преступлений, а также состояния деятельности структурных подразделений; оценка, моделирование и прогнозирование оперативной обстановки, выработка управленческих решений (информационные, аналитические материалы, приказы, инструкции, планы, расстановка сил и средств, предложения, обращения в вышестоящие субъекты управления).
Основными функциями субъектов координации деятельности оперативных подразделений в сфере анализа и оценки оперативной обстановки являются: накопление, обобщение, изучение, оценка поступающей информации, комплексный анализ и оценка состояния оперативной обстановки, криминологическое исследование процессов в среде осужденных, составление прогнозов изменения оперативной обстановки, создание информационной базы изменения криминогенной ситуации, разработка оптимальных оперативных управленческих решений по недопущению осложнения оперативной обстановки. Методами сбора и анализа информации о состоянии оперативной обстановки являются: статистический, включающий в себя анализ статистики и математический анализ; наблюдение (непосредственное, опосредованное); проведение социологических исследований; изучение документов (нормативные акты, указания, обзоры, материалы проверок, жалобы, заявления, письма, материалы расследований, учеты).
Субъекты координации деятельности оперативных подразделений должны использовать системный подход к исследованию оперативной обстановки в ИУ и СИЗО, который должен предусмат-
ривать соблюдение следующих требований: исследование указанных учреждений по детализированной схеме субъектов уголовно-исполнительной деятельности, объекта исправительного воздействия (среды осужденных, подозреваемых, обвиняемых); изучение роли каждого структурного подразделения; оценка использования профессиональных возможностей в обеспечении правопорядка; исследование процессов, происходящих в среде осужденных, подозреваемых и обвиняемых; составление прогноза развития ситуации, определение факторов, влияющих на нее; выбор методов, определение сил и средств; оптимальность их расстановки по реализации принятых решений относительно сложившейся ситуации и прогноза изменения оперативной обстановки.
Исследуя оперативную обстановку, необходимо иметь в виду, что исправительное учреждение, следственный изолятор - это сложные динамические системы и, несмотря на один и тот же вид режима, каждое учреждение имеет свои особенности, определяемые различными факторами (место дислокации, состав осужденных, исправительная колония, воспитательная колония, тюрьма, лечебное исправительное учреждение, колония-поселение и др.).
Оперативную обстановку необходимо рассматривать как систему, а ее состояние и динамику криминогенной и криминальной ситуации - как подсистему, которая обладает относительной самостоятельностью. Рассматривая понятие оперативной обстановки, следует учитывать ее виды. По критерию полноты условий функционирования ИУ, СИЗО может быть общая и специализированная (частная) оперативная обстановка. Общая оперативная обстановка основывается на совокупности условий, определяющих их деятельность по всем направлениям. Специализированная оперативная обстановка связана с исследованием отдельных блоков оперативной обстановки, функций деятельности структурных подразделений (состояние деятельности по предупреждению поступления запрещенных предметов, побегов, преступлений против личности и др.). По множественному компоненту - исследование оперативной обстановки в масштабе региона, в целом УИС, в исправительных колониях, воспитательных колониях, тюрьмах, исправительных колониях-поселениях, лечебных исправительных учреждениях, следственных изоляторах. По временному признаку -состояние оперативной обстановки за сутки, неделю, декаду, месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год, пять лет. Необходимо обратить внимание на системный подход к исследованию оперативной обстановки в ИУ, что позволяет раскрыть ее структурную характеристику, функциональный механизм, связи между ними и исходя из этого
осуществить объективный анализ и оценку ее состояния, обеспечить целенаправленную координацию функционирования структурных подразделений.
Учитывая сложность решаемых ИУ и СИЗО задач, необходимо констатировать, что целью исследования оперативной обстановки является оценка действительного состояния криминогенной ситуации, преступности, обеспечения структурными подразделениями правопорядка, выявление объективных и субъективных факторов, способствовавших такому состоянию, определение исправительных учреждений со сложной оперативной обстановкой, установление причин ее осложнения, формирование выводов для принятия управленческих решений. При оценке оперативной обстановки все факторы должны быть классифицированы, оценено их влияние на криминогенную ситуацию, приняты такие решения, которые обеспечили бы достижение желаемого результата. Системный подход к исследованию оперативной обстановки позволяет раскрыть ее структурную характеристику, функциональный механизм, связи между ними и исходя из этого осуществить объективный анализ и оценку оперативной обстановки, обеспечить целенаправленную координацию деятельности структурных подразделений.
При оценке оперативной обстановки важное значение имеет выявление тенденций криминальной субкультуры в ИУ и СИЗО, ее криминогенном, криминальном механизме, влиянии на организацию исполнения наказания, содержания под стражей. Криминальная субкультура как социально-психологическое явление негативно влияет на правовые и морально-нравственные основы общества, дезорганизует деятельность правоохранительных органов, особенно учреждений и органов УИС, создает у определенной части населения дискомфорт, правовой нигилизм. Учет тенденций криминальной субкультуры определяет стратегию и тактику организации деятельности администрации по предупреждению осложнений криминогенной обстановки, нарушений установленного порядка отбывания наказания, преступлений, обусловленных межличностными конфликтами в среде осужденных.
Содержание оперативной обстановки обусловлено влиянием внешней и внутренней среды, ее факторов и условий, в которых функционирует учреждение. Нельзя не остановиться на внутренних условиях оперативной обстановки, компонентами которых являются состояние и результаты деятельности структурных подразделений в обеспечении правопорядка, эффективности управления ими, уровень ресурсного обеспечения. Особое значение среди элементов оперативной обстановки, характеризующих ее состояние за определенный период, имеет факти-
ческий объем выполняемой работы исправительным учреждением по укреплению режима, предупреждению криминогенных процессов, совершения преступлений, силы и средства, уровень функционально-организационной структуры, достижение цели исправления осужденных.
В широком смысле под оперативной обстановкой подразумевается совокупность внешних и внутренних условий и обстоятельств (факторов), влияющих на состояние правопорядка (соблюдение установленного порядка отбывания наказания) в учреждениях УИС, определяющих возможности имеющихся сил и средств для обеспечения их эффективного функционирования. Она представляет собой динамическую систему, составляющими которой выступают все внутренние элементы ИУ и СИЗО, среда их функционирования.
Укрепление правопорядка в ИУ, СИЗО не должно рассматриваться как проблема только их деятельности, так как состояние оперативной обстановки определяется факторами, существующими вне ее сферы: проблемы ресурсного обеспечения учреждений субъектами управления УИС, кадрового обеспечения; негативное воздействие на поведение осужденных сложившейся социально-экономической, политической и криминологической ситуации в обществе, регионе.
Оценивая оперативную обстановку, необходимо изучать как состояние деятельности структурных подразделений, так и ее результаты, которые определяются комплексом функций: организационной, исполнительской, аналитической, координации, взаимодействия, принятия управленческих решений, стимулирования. Чем эффективнее деятельность структурных подразделений, тем действеннее их влияние на основной элемент оперативной обстановки - состояние правопорядка. Эффективность управленческой деятельности необходимо рассматривать с точки зрения ее влияния на деятельность структурных подразделений по недопущению осложнений оперативной обстановки. Высокий уровень управления является источником повышения результативности деятельности структурных подразделений по предупреждению нарушений осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми установленного порядка содержания, совершения преступлений.
При оценке оперативной обстановки важно учитывать, что факторы внешней среды имеют большую динамику к изменению, чем внутренние, характеризующие ИУ, СИЗО. Однако взаимодействие между внешними и внутренними факторами приводит к нарушению устойчивости их функционирования, а в случае позитивных процессов в среде его функционирования - ее стабильности, поэтому процесс упреждающего координирующе-
го управленческого воздействия должен быть непрерывным. Следовательно, для нормального функционирования ИУ, СИЗО необходима организация такой деятельности, которая обеспечила бы оптимальный уровень противодействия негативному влиянию внешней среды. В противном случае ИУ, СИЗО будут поражены криминогенными процессами, происходящими в среде его функционирования, что приведет к криминальным осложнениям, затруднениям в осуществлении уголовно-исполнительной деятельности.
Для оценки оперативной обстановки важно проводить работу по накоплению, обобщению, изучению и оценке поступающей информации о происходящих процессах, статистических данных и оперативных материалов о результатах деятельности; формировать информационно-аналитические и справочные материалы, рассматриваемые на оперативных совещаниях. Должен быть организован информационный фонд нормативных, информационно-аналитических, методических и справочных материалов Федеральной службы исполнения наказаний, главных управлений, управлений территориальных органов, руководителей учреждений, которые организуют планирование деятельности, принимают участие в осуществлении контроля за сроками представления и качества документов, подготавливаемых к заседаниям и совещаниям, контролируют качество выполнения структурными подразделениями законодательных актов Российской Федерации, решений органов государственной власти, приказов начальника учреждения. Необходима также информация об оценке деятельности за определенный период, сбор и обработка оперативной информации, подготовка информационных материалов, выявление, внедрение положительного опыта.
Ресурсное обеспечение имеет особое значение, является отдельным блоком оперативной обстановки, и в функционально-управленческом отношении оно представляет собой функцию организационного плана. Анализ материальных, финансовых, людских ресурсов (укомплектованность сотрудниками, наличие у них профессиональных качеств), сил, средств, их состояние позволяют руководителю своевременно принимать оптимальные решения по недопущению осложнений оперативной обстановки. При анализе ресурсного обеспечения ИУ, СИЗО определяются: соответствие имеющихся ресурсов штатной и табельной поло-женности, установленной нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний; исправность инженерных и технических средств надзора и охраны, степень их изношенности; обеспечение оперативно-техническими средствами, автотранспортом, степень их изношенности; эффек-
тивность использования ресурсов в управленческой, служебно-боевой, производственно-хозяйственной, профилактической деятельности;
существующие резервы для повышения эффективности использования ресурсов структурными подразделениями.
Список литературы
1. Брезгин Н. И. Управление исправительными учреждениями со сложной оперативной обстановкой : монография. Псков, 2007. 146 с.
2. Савардунова В. Н., Старков В. И. Межличностные конфликты в среде подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах (психолого-педагогический, правовой и организационный аспекты) : монография. Рязань, 2011. 136 с.
3. Слепов А. П. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений в исправительных колониях : монография. Рязань, 2010. 148 с.
NIKOLAJ PETROVICH BARABANOV,
dsc in law, professor, honored scientist of the higher school
of the Russian Federation, professor of the investigation and search operations department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF FUNCTION OF EXECUTIVE UNIT'S ACTIVITIES FOR PREVENTION OF COMPLICATIONS OF THE OPERATIONAL SITUATION IN CORRECTIONAL FACILITIES AND PRE-TRIAL DETENTION CENTERS
Abstract: in article the theoretical aspect of implementation of function of executive unit's for prevention of complications of the operational situation in correctional facilities and pre-trial detention centers is stated, the organizational and psychological mechanism of this process is explained. The author gives the detaled characteristic of the operational situation in correctional facilities and pre-trial detention centers, of the subjects of management which coordinate activities of executive units. It is noted that the condition of an operational situation is negatively influenced by counteraction of the criminal environment, illegal actions of criminal «authorities». In an assessment of an operational situation accounting of circumstances of the committed crimes, nature of the interpersonal conflicts, efficiency of activities for the prevention to receipt in correctional facilities and pre-trial detention centers of the forbidden objects is important (money, alcoholic drinks, drugs and psychotropic substances). It is offered the system of information and resource ensuring precautionary activities of personnel of correctional facilities and pre-trial detention centers.
Key words: operational situation, coordination, subjects of coordination, correctional facility, pre-trial detention center, crime, the forbidden objects, information support.
References
1. Brezgin N. I. Upravlenie ispravitel'nymi uchrezhdenijami so slozhnoj operativnoj obstanovkoj [Management of correctional facilities with a difficult operational situation]. Pskov, 2007. 146 p.
2. Savardunova V. N., Starkov V. I. Mezhlichnostnye konflikty v srede podozrevaemyh i obvinjaemyh v sovershenii prestuplenij, osuzhdennyh, soderzhashhihsja v sledstvennyh izoljatorah (psihologo-pedagogicheskij, pravovoj i organizacionnyj aspekty) [The interpersonal conflicts in the circle of suspects and the crimes accused of making, the convicts containing in pre-trial detention centers (psychology and pedagogical, legal and organizational aspects)]. Ryazan, 2011. 136 p.
3. Slepov A. P. Kriminologicheskaja harakteristika i preduprezhdenie nasil'stvennyh prestuplenij v is-pravitel'nyh kolonijah [The criminological characteristic and the prevention of violent crimes in corrective labor colonies]. Ryazan, 2010. 148 p.
© Barabanov N. P., 2016