СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЛОДООВОЩЕВОДСТВЕ
Е.П. ТОМИЛИНА, Н.Н. ГНОЕВАЯ
Ставропольский государственный аграрный университет
Одним из условий, определяющих достаточный уровень спроса на плодоовощную продукцию, следует считать рациональное ценообразование. При современном состоянии регионального рынка плодоовощной продукции доходы населения не могут обеспечить нормативного потребления плодов и овощей. В этой связи возрастает роль эффективного государственного воздействия на уровень спроса через соответствующее регулирование цен при реализации.
Достижение высокой эффективности производства требует создания определенных условий. Комплекс базовых условий для осуществления предпринимательской деятельности можно разделить на четыре группы: производственные, экономические, социальные и правовые. В свою очередь, каждая группа структурируется на несколько составляющих.
К экономическим условиям следует отнести наличие различных форм собственности, в том числе частной, как приоритетной. Не менее важными экономическими условиями успешного развития предпринимательской деятельности являются рациональное ценообразование, стимулирующая финансово-кредитная система, совершенствование рыночной инфраструктуры. необходимо создавать разветвленную сеть альтернативных источников финансовых средств, развивать залоговое право на землю, строения, имущество.
Для обеспечения успешной производственной деятельности необходима развитая рыночная инфраструктура, с помощью которой сельхозтоваропроизводители могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Сюда относятся кредитные организации; поставщики, занимающиеся снабжением материально-техническими ресурсами; продавцы, доводящие товары до потре-
бителя; учреждения, предоставляющие юридические, аудиторские, посреднические услуги; службы по трудоустройству, оказывающие помощь в подборе рабочей силы; транспортные, рекламные, страховые агентства; связь; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов.
Рациональное ценообразование должно стимулировать развитие предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. основополагающими принципами здесь выступают взаимодействие спроса и предложения при регулирующей роли государства. Новая концепция ценообразования должна способствовать установлению предельных рыночных цен на плоды и овощи, гарантированных цен на плодоовощную продукцию, закупаемую в федеральный и региональный фонды, дополнительные закупки избыточной продукции государством. Уровень цен на остальную продукцию сельского хозяйства, не поступающую в федеральный и региональный фонды, государство должно поддерживать посредством установления предельных цен (с учетом прогноза платежеспособного спроса) и формирования специальных государственных фондов, создаваемых при значительном снижении спроса и реализуемых при его возрастании.
Для функционирования плодоовощного подкомплекса следует шире привлекать средства внебюджетных фондов, прежде всего средства из внебюджетного фонда финансовой поддержки сельского хозяйства (рис.1).
Регулирование предложения продукции пло-доовощеводства предполагает: формирование федеральных и региональных продовольственных фондов; защиту федерального и региональных рынков от внешнего рынка; интеграцию рыночного пространства; обеспечение экологически чистого производства.
Ретроспективный анализ показывает, что основными направлениями государственного вмешательства в плодоовощной подкомплекс являются:
• гарантии государства по беспрепятственному приобретению всей продукции подкомплекса, предъявленной сельхозтоваропроизводителями к реализации;
• гарантии государства по оплате сдаваемой сельхозтоваропроизводителями продукции по гарантированным, заранее объявленным ценам;
• дотации на отдельные виды продукции садоводства; дотации при покупке отдельных видов материально-технических ресурсов, необходимых для нормального функционирования плодоовощного подкомплекса. Гарантия приема всей предъявляемой продукции не исключает непосредственный выход сельхозтоваропроизводителя на рынок. гарантия подразумевает, что если товаропроизводитель по тем или иным причинам не счел целесообразным прямое обращение к рыночным каналам, то государство гарантирует прием его продукции по гарантированным ценам (закупочным и залоговым).
При отсутствии запасов, необходимых для вмешательства на рынке плодов и овощей, находящемся в настоящее время под властью монопольных и теневых структур, само государство должно быть
Государственное стимулирование предпринимательства в плодоовощной отрасли АПК
Регулирование предложения продукции
_
_
Формирование федеральных и региональных фондов
_
Стимулирование развития экологически чистого производства
Рис. 1. Комплекс мер государственного стимулирования предпринимательства в плодоовощной отрасли АПК
крайне заинтересовано в накоплении резервов. В то же время гарантия приема продукции укрепит уверенность сельхозтоваропроизводителей, защитит от банкротства, будет побуждать развивать свое хозяйство, что в конечном счете приведет к стабилизации рассматриваемого сегмента рынка.
В перспективе наиболее целесообразны две стороны реализации государственной гарантии на сбыт продукции: прием продукции плодоовоще-водства в натуральном или переработанном виде на определенный срок с оплатой по залоговым ценам (ставка). В настоящее время механизм применения залоговых цен еще не отработан, поэтому принимать таким образом продукцию плодоовощеводс-тва следует в ограниченных масштабах.
Защита сельхозтоваропроизводителей состоит также в том, что они могут добровольно выбирать формы реализации своей продукции. Предполагаемая система государственных гарантий будет содействовать более рациональному пространственному размещению плодоовощного подкомплекса, формированию единого рыночного пространства.
Существенным является вопрос о квотах на государственные гарантии по сбыту продукции. С точки зрения интересов аграрного сектора любые ограничения приема продукции нежелательны. Они нежелательны и с государственных позиций, так как замедляют темпы накопления товарных запасов. По выпущенной продукции (плоды и овощи, а также продукты их переработки) бюджетные возможности могут потребовать введения соответствующих ограничительных квот. Но в этом случае необходимо придерживаться принципа региональной дифференциации, отражающей требования рационального пространственного размещения отраслей плодоовоще-водства.
Для осуществления своего влияния на рынок плодоовощной продукции государство должно располагать запасами, составляющими критическую массу. По предварительным оценкам, для этого достаточно 50-55% товарного объема продукта, по которому осуществляется государственное регулирование.
Гарантии приобретения всей продукции
_
Введение гарантированных цен
_
Дотации при покупке мате риально-технических ресурсов
Меры поддержки сельхозтоваропроизводителей, их защиты не должны препятствовать снижению издержек производства, рационализации хозяйств, развитию предпринимательской инициативы. В этой связи программы поддержки предпринимательства в аграрном секторе необходимо увязывать с конкретными показателями эффективности их работы (урожайностью, улучшению качества продукции и т.д.).
В условиях укрепления рыночных отношений могут применяться и директивные методы регулирования, основными среди которых являются доведение обязательных заданий по продаже продукции садоводства и овощеводства для государственных нужд по установленным ценам. Закупки продукции по директивным заданиям, но по рыночным ценам, производиться не должны. Если есть директивное задание по реализации продукции, то и цена должна быть соответствующая.
В силу ряда особенностей плодоовощной подкомплекс в условиях рынка нуждается прежде всего в поддержке предложения, цен и доходов производителей. Однако наряду с политикой поддержки предложения, необходимо поддерживать и потребительский платежеспособный спрос.
Из-за существенного усиления дифференциации доходов основной массы населения спрос на продукты питания стал малоэластичен (слабо повышается при снижении цен и относительно слабо снижается при росте цен). Поэтому перерабатывающим предприятиям и торговле снижение цен невыгодно, а реальные механизмы конкуренции пока отсутствуют. инфляционные ожидания производителей и потребителей создают благоприятную почву для роста цен. Выигрыш от этого роста получает весьма небольшой социальный слой. Для основной массы населения инфляция оборачивается дальнейшим снижением доходов, что снижает спрос и вызывает дальнейшее снижение производства. В результате отсутствует кривая предложения. Если не изменится аграрная и экономическая политика государства, то инфляция и обогащение немногих отдельных лиц приведут к дальнейшему снижению доходов. Следовательно, кривая спроса будет еще меньше реагировать на изменение цен.
Чтобы изменить направление экономического развития, необходимо перейти к государственному регулированию цен на основные виды материально-технических ресурсов, топлива, энергии, а также к государственному регулированию цен на основные виды сельскохозяйственной
продукции (в том числе и на плодово-ягодную продукцию) и продовольственные товары, к созданию конкурентной среды, т. е. к политике демонополизации.
Варианты и методы регулирования спроса в целом по плодоовощному подкомплексу, на наш взгляд, можно представить в виде схемы (рис. 2).
Предельная наценка для перерабатывающей промышленности не снижает ее заинтересованности в максимизации цены, но устраняет желание диктовать сельхозтоваропроизводителям дискриминационные закупочные условия. Для переработчиков по-прежнему в условиях высоких инфляционных ожиданий может оказаться выгоднее не снижать, а повышать цену, соответственно увеличивая свой доход и пользуясь низкой эластичностью спроса при невысоком уровне потребления.
В настоящее время регулирование спроса путем применения фиксированных цен на указанные виды продовольствия возможно при соблюдении хотя бы одного из следующих условий: государственная монополия на торговлю продукцией, продаваемой по фиксированным ценам или же нормированный отпуск этой продукции для людей, находящихся за чертой бедности.
Продажа садоводческой продукции по «плавающим» ценам предусматривает их минимальный и максимальный уровни (так называемый ценовой коридор). Подобная практика имеет место на продовольственном рынке Китая. Чтобы цены не «осели» на предельном уровне, включается механизм их реализации по всей ценовой цепочке: сельское хозяйство — перерабатывающая промышленность — торговля.
Возможно также ограничение торговой надбавки до определенного размера к оптовой цене производителя, то есть розничная цена не должна превышать оптовую на установленный уровень надбавки независимо от количества торговых посредников. Для реализации данной системы ограничений необходим тщательный контроль со стороны налоговых органов.
Регулирование розничных цен путем интервенции (создание интервенционных запасов) на продовольственном рынке также можно отнести к группе стабилизирующих методов. Суть его состоит в том, что при резком повышении цен и обострении дефицитности плодоовощной продукции государство через агентов федеральной продовольственной корпорации реализует на рынке продукцию из своих запасов, способствуя тем самым увеличению предложений и снижению цен.
Рис. 2. Составляющие механизмы регулирования спроса на плоды и овощи
Этот метод регулирования плодово-овощного подкомплекса, на наш взгляд, является более подходящим в условиях рыночной экономики. Товарные интервенции позволяют таким образом поддерживать условия нормальной конкурентной среды и компенсировать недостаточную в конкретной ситуации гибкость рыночной инфраструктуры.
Изучение и обобщение опыта стран с развитым рынком плодоовощной продукции и высоким уровнем жизни, а также наблюдения за формирующимся отечественным рынком плодов и ягод позволяют сделать вывод о том, что регулирование розничной торговли и уровня потребления — это сложный и тонкий экономический процесс. Важное место в нем занимают правила торговли плодоовощной продукцией из интервенционных запасов (государственных продовольственных фондов). Они должны быть законодательно (на региональном уровне) регламентированы согласно следующим условиям:
1) для проведения товарной интервенции со стороны государства интервенционные запасы плодоовощной продукции, в том числе в переработанном, не должны быть менее 45-50% от общего количества ее реализации;
2) цены реализации продукции из государственных ресурсов должны быть, с одной стороны, выше гарантированных закупочных цен на 30-40%, с другой стороны, они не должны быть существенно ниже рыночных;
3) сведения об объемах продукции для реализации из государственных запасов должны систематически публиковаться, чтобы потребители и торговые фирмы знали об имеющихся ресурсах;
4) при росте цен на внутреннем рынке коммерческие компании, всякого рода посредники, а также крупные потребители могут заявлять в государственные органы о целесообразности приобретения продукции указанного качества, количества и цены;
5) государственные органы должны регулярно собирать заявки на приобретение необходимого количества и ассортимента плодово-овощной
продукции, определять уровень розничной цены в зависимости от наличия и спроса на продукцию, а также уровня цен на межрегиональном и мировом рынках. Заявки на покупку продукции выше этой цены должны удовлетворяться, остальные — отклоняться. Зная предыдущую розничную цену и запросы потребителей, коммерческие структуры, получившие отказ, могут подать новую заявку.
Объемы реализации товарных запасов из государственных ресурсов целесообразно увеличивать при резком повышении розничных цен, чтобы защитить интересы потребителей. При резком снижении розничных цен государство не должно продавать продукцию. В этой ситуации целесообразно ее закупать, чтобы защитить интересы производителей. Подобный механизм реализации садоводческой продукции из государственных запасов не будет нарушать рыночных условий, но обеспечит стабилизацию этого сегмента продовольственного рынка.
Отечественная продукция плодоовощной отрасли, облагаемая НДС в переработанном виде и другими видами налогов, не может на равных конкурировать с высокосубсидируемым импортным продовольствием. Здесь следует направить усилия на выравнивание условий функционирования на российском рынке зарубежных и отечественных товаропроизводителей.
Важнейшей проблемой остаются взаимоотношения сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью и торговлей. Как показывает анализ, доля сельскохозяйственного производителя в конечной цене плодов и овощей недопустимо мала и не отражает реального вклада всех участников продовольственной цепочки, от поля до магазина. Наибольшую величину разница между закупочными и розничными ценами достигла в крупных городах, что отражает бесконтрольное давление сфер переработки и торговли на сельхозтоваропроизводителя. Зарубежное плодоовоще-водство такого давления не испытывает.
Политика государственного протекционизма не может расцениваться как попытка полностью закрыть отечественный продовольственный рынок от любого импорта. Умелую таможенную политику целесообразно использовать для стимулирования собственного производства плодов, ягод и продуктов их переработки, повышения его эффективности, внедрения новых форм хозяйствования, углубления специализации. Протекционизм должен стать составной частью антимонопольной политики.
В заключение отметим, что в целом в регионе сохранены предпосылки для стабилизации положения в отрасли садоводства и последующего ее укрепления. Дальнейшее регулирующее государственное воздействие должно способствовать активизации предпринимательской инициативы, расширению кооперационных связей между сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами населения, а также перерабатывающими и торговыми предприятиями.