РАЗВИТИЕ АПК
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
П. С. ЮНУСОВА, кандидат экономических наук,доцент, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН
Рассмотрена роль диверсификации производства в насыщении продовольственного рынка продукцией отечественного производства. Выявлены основные направления диверсификации производства и каналов сбыта основной сельскохозяйственной продукции Республики Дагестан, а также предложены меры, позволяющие оптимизировать процессы диверсификации путем вертикальной, горизонтальной и конгломеративной интеграции со сферой переработки и торговли.
Ключевые слова: диверсификация производства, эффективность диверсификации производства, продуктовый подкомплекс, агрохолдинг, стимулирование процессов диверсификации производства, канал сбыта продукции.
Диверсификация хозяйства, подкомплексов и территорий позволяет преодолевать монополизм, создавать более высокую конкуренцию, получать дополнительный доход. Диверсификация производств и отраслей имеет высокую экономическую эффективность не только для отраслей и хозяйств, но и для регионов, так как рынки наполняются продовольственными товарами, появляется возможность снижения розничных цен и расширения спроса населения.
С помощью диверсификации предприятия АПК могут стать поставщиками ценных видов продукции, в том числе существенно различающейся своими потребительскими свойствами, а также — товаров из сфер, не связанных непосредственно с основной номенклатурой производства.
Можно привести многочисленные примеры как из зарубежной, так и российской практики об эффективности и перспективности этих направлений развития продовольственного подкомплекса. Этому способствуют многочисленные факторы внешнего и внутреннего порядка.
Диверсификацию продовольственного подкомплекса не следует противопоставлять специализации. Оба процесса — объективная реальность, они продиктованы конкуренцией, состоянием спроса и предложения на рынке продовольствия, а также их мультипликативной эффективностью [2, с. 89].
Эффективность диверсификации продовольственного подкомплекса региона заключается в том, что она позволяет лучше использовать все виды сырья, производственные мощности, временно свободный капитал, снимает уровень инвестиционных рисков, улучшает обеспечение населения различными видами продовольствия.
Если иметь в виду, что российский рынок в ближайшее время станет частью мирового рынка, и учитывать роль диверсификации в решении социальных вопросов, проблем продовольственной безопасности и развития экономики региона в целом, то определение эффективности диверсификации должно предполагать ее оценку не только на уровне регионального, но и национального и мирового рынков.
В агропромышленном производстве регионов диверсификация обусловлена следующими факторами:
• многообразие почвенных и климатических условий;
• наличие различных видов собственного сырья;
• недоиспользование производственных мощностей (из-заихсезонной эксплуатации);
• наличие свободной рабочей силы;
• значительные транспортные и трансакцион-ные издержки;
• социальная значимость производственных объектов;
• продовольственная безопасность регионов и страны в целом.
Под диверсификацией производства в узком смысле следует понимать процессы расширения ассортимента продукции на уровне предприятия. В широком смысле — это всеобщие процессы, характеризующиеся многообразием направлений, инвестиций, созданием новых предприятий, каналов реализации продукции, множества поставщиков топлива, семян, техники, сырья, финансовых источников, а также многоплановостью профессиональной подготовки рабочей силы.
Цели диверсификации производства многие авторы связывают с выживанием предприятий, адаптацией рабочей силы к условиям социального и экономического кризиса. Но эти процессы имеют и более широкий смысл, который состоит не только в повышении занятости населения (диверсификация производства предполагает развитие диверсификации рабочей силы), лучшем использовании природных и климатических условий, но и в повышении качества жизни людей в регионах, формировании ихпродовольственной безопасности [3].
Процессы диверсификации предприятий и отраслей сельского хозяйства, предприятий перерабатывающей промышленности способствуют:
• развитию зерновой отрасли и увеличению экспорта зерна;
• развитию продовольственного рынка и поддержке сельхозтоваропроизводителей;
• дальнейшему развитию ярмарок розничной и оптовой продажи сельскохозяйственной продукции и продовольствия на региональном и межрегиональных уровнях;
• совершенствованию фирменной торговли перерабатывающих предприятий;
• регулированию рынкачерез залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией, включая кредитование под залог будущего урожая. Диверсификация производства в продовольственном подкомплексе региона достигается путем
развития новых видов производства, расширения направлений деятельности и насыщения рынков товарами продовольственного назначения.
Опыт диверсификации производства в продуктовых подкомплексах, агропромышленных корпорациях, совместных предприятиях, транснациональных корпорациях (ТНК) показывает, что они, как правило, помимо сельскохозяйственных предприятий создают кормовые заводы, предприятия по переработке мяса, молока, племзаводы, сахарные заводы, заводы растительных масел, свинофермы-репродукторы, заводы технического обслуживания, магазины, закупочные и сбытовые системы и т.д. Также имеют инвестиционные, инновационные и информационные центры. Это позволяет им быть достаточно конкурентоспособными.
В продовольственном подкомплексе Республики Дагестан, так же как и в других регионах, процессы диверсификации оцениваются и используются по-разному. Имеются предприятия, которые наряду с успешным развитием земледелия и животноводства, традиционных отраслей организуют переработку своей продукции, ее хранение и реализацию. Речь идет о производстве в хозяйствах муки, колбас, творога, выпечке хлеба и их реализации.
Об этом свидетельствует опыт работы объединения малых хозяйств «Какашуринское» Карабу-дахкентского района. Объединение малых хозяйств «Какашуринское» образовано на базе бывшего колхоза «Какашуринский» Карабудахкентского района. Это крупное сельскохозяйственное предприятие, основанное на совместном использовании земли, средств производства и трудовых ресурсов. В его состав входят 14 малых хозяйств, организованных по территориальному принципу. Оно располагает 8,6тыс. га сельхозугодий. На каждого работающего приходится по 16,1 га сельхозугодий, в том числе 9,4 га — пашни. В объединении стабильно развиваются зерновое хозяйство, овощеводство, картофелеводство, виноградарство, скотоводство и птицеводство, создана прочная кормовая база. Имеются машинно-тракторный парк, ремонтная база и цех по приготовлению комбикормов для птицефабрики. Стоимость комбикормов в этом цехе в 2 раза ниже, чем купленных на стороне.
Взаимоотношения подразделений с администрацией объединения и между собой осуществляются на договорной основе. В хозяйстве используется капельное орошение, что позволяет экономно использовать оросительную воду и минеральные удобрения, а главное — получать высокие урожаи.
На массивах капельного орошения урожайность культур в 2—3 раза выше, чем при обычной технологии ее возделывания. Рентабельность растениеводства в целом в хозяйстве составляет 38, а животноводства — 34,5 %.
Хозяйство самостоятельно перерабатывает свою продукцию. В цехе по переработке молока в малом хозяйстве «Пищекомбинат» производится сливочное масло, топленое масло, сливки, сыр и пастеризованное молоко. Объединение от этого цеха имеет чистой прибыли до 700 млн руб. в год.
Служба маркетинга «Управление снабжения, переработки и сбыта» занимается выбором каналов реализации, созданием торговыхточек.
Другим положительным примером эффективности диверсификации производства является деятельность межфермерского хозяйства «Баху» Сергокалинского района. Оно специализируется на выращивании бобовых, капусты и моркови (на 15га земли). С 1996г. здесь функционирует цех по производству колбасных изделий и пива. В производстве заняты 30 чел. С 1998 г. хозяйство занимается откормом скота и переработкой мяса в колбасные изделия.
Межфермерское хозяйство «Баху» имеет свои фирменные магазины в г. Махачкале и пивной бар в районном центре Сергокала. Большую долю получаемой прибыли хозяйство вкладывает в животноводство, чтобы не покупать мясо для колбасного цеха на стороне. Это позволяет снизить себестоимость продукции и улучшить ее сбыт.
ЗАО «УММИ» в Махачкале занимается посадкой виноградников на арендованных площадях. Здесь функционирует линия «Тетро-Пак» по розливу соков, вин, молока и другой продукции.
ТОО «Цудахарский консервный завод» арендует у колхоза «Цудахарский» 18 га садов под косточковые культуры.
АО «Кизлярагрокомплекс» на базе сельскохозяйственного кооператива «Урицкий» Кизляр-ского района создало совместное предприятие по производству и переработке молока. Совместное предприятие содержит 50 голов дойных коров. Молоко с предприятия поступает прямо на завод для переработки.
Многие предприятия ГУП «Дагптицепром» имеют собственные комбикормовые цеха и фирменные магазины по реализации своей продукции.
Масштабно процессы диверсификации могут развиваться в молочно-продуктовом, мясо-продуктовом подкомплексах регионального АПК, где есть возможности производить достаточно большой
ассортимент продукции. Активно эти процессы идут на перерабатывающих предприятиях, которые могут существенно расширить ассортимент своей продукции, создавать новые товары и услуги, вытеснять зарубежные аналоги.
Хороший пример в этом отношении демонстрируют ОАО «Махачкалинский мясокомбинат», ОАО «Кизлярагрокомплекс», ОАО «Дербентский консервный комбинат», ОАО «Махачкалинский гормолзавод», ОАО «Булочно-кондитерский комбинат», ОАО «Избербашский хлебозавод», АООТ «Кизляр хлебозавод», АООТ «Буйнакский хлебокомбинат».
ОАО «Махачкалинский мясокомбинат», учитывая дагестанский менталитет, создал два колбасных цеха: один цех для производства колбас «Халал» мощностью 3 т в сутки, другой цех общего характера для производства различных колбасных изделий мощностью 15тв сутки.
На ОАО «Кизлярагрокомплекс» вырабатывается 6 видов колбасных изделий (сосиски, сардельки, копченые колбасы, ветчина), реализуемых через собственную торговую сеть. На ОАО «Дербентский консервный комбинат» производятся рыбные консервы, на ОАО «Махачкалинский гормолзавод» — фруктовые консервы.
Вместе с тем на перерабатывающих предприятиях региона имеются большие резервы. В Республике Дагестан из года в год растут объемы производства овощной и плодоовощной продукции. Однако увеличение объемов сырья не отразилось на росте производства продукции в консервной промышленности, которое в течение последних лет как бы застыло на одном уровне. Из 12 крупнейших перерабатывающих предприятий республики только четыре (Хасавюртовский, Маджалиский, Нижнетерский консервные заводы и агрофирма «Дагагро» Хасавюртовского района) увеличили темпы переработки овощей и плодов. В целом за 2007 г. было выработано 22 муб консервов [4, с. 12].
Основными причинами, негативно влияющими надеятельность плодоовощной промышленности, являются: высокий уровень физического износа основных производственных фондов, использование высокозатратных устаревших технологий, неэффективный менеджмент, слабая работа маркетинговых служб предприятий, наличие высокого уровня теневой экономики.
Сегодня процессы диверсификации в регионе далеко не оптимизированы, а по ряду позиций серьезно отстают от потребностей и решения вопросов
продовольственной безопасности. В этих условиях очень важно усилить рыночную диверсификацию продовольственного подкомплекса. Процессы диверсификации продовольственного подкомплекса следует проводить как за счет вертикальной, так и горизонтальной, конгломеративной1 интеграции со сферой переработки и торговли.
Принятый Правительством РФ приоритетный национальный проект «Развитие АПК» позволяет активизировать работу по диверсификации производства на основе развития интеграционных связей предприятий и поддержке агропромышленного сектора экономики, в том числе за счет создания агрохолдингов.
Агрохолдинги представляют собой крупные вертикально интегрированные аграрно-промыш-ленные группы, включающие в себя предприятия по производству, переработке, хранению и продвижению на рынок продуктов питания. Иначе говоря, агрохолдинги финансируют и контролируют всю цепочку создания и реализации продуктов питания от поля или фермы до потребителя.
Эффективность работы агрохолдингов и образованной ими сети предприятий оптового продовольственного комплекса базируется на принципах партнерства частного и государственного капиталов. В основе взаимодействия лежит баланс экономических интересов частных предпринимателей и государственных структур. Государственные структуры поддерживают инвестиционные проекты с тем, чтобы обеспечить продовольственную безопасность. А частные инвесторы получают возможность извлечь финансовую выгоду от своих вложений с наименьшей степенью риска.
В Кизлярском районе Республики Дагестан ведется работа по созданию двух агрохолдингов:
• на базе СППК «Урицкий мясокомбинат» и хозяйств по выращиванию скота;
• ОАО «Кизлярагрокомплекс» и сельхозпредприятий по производству молока. Агропромышленная интеграция особенно
важна в таких приоритетных отраслях АПК республики, как виноградарство и садоводство. Мелким производителям винограда и плодовых культур следует кооперироваться с крупными консервными заводами и с заводами вторичного виноделия, в основном, предприятиями по выработке высококачественных коньяков и шампанских вин.
В системе механизма хозяйствования интег-
1 Слияние предприятий разных отраслей в условиях, когда эти предприятия не имеют прямых технологических и торговых связей.
рированного формирования главным элементом являются экономические отношения, с помощью которых обеспечивается согласованность действий и единая организационная направленность в продвижении продукции от производителя к потребителю, синхронность, пропорциональность, ритмичность и оптимальный режим работы всех звеньев единой технологической цепи.
Большое значение для стимулирования процессов диверсификации производства продовольственного подкомплекса имеет расширение каналов реализации продукции и услуг, в том числе и за счет создания собственной торговой сети, расширения географии продаж продукции.
На продовольственных рынках появилась новая фигура — частные посредники. Значение посреднических структур на рынках отдельных продуктов существенно варьирует, но однозначно повсюду увеличивается. При этом частный посредник не представляет собой какую-то однородную массу, их огромное множество. Это индивидуальные посредники, которые занимаются торговлей мелкооптовыми партиями продовольствия, и неорганизованные посредники, которые на своей машине объезжают несколько подворий, закупают скот и уже сравнительно крупную партию поставляют на переработку.
Высока динамика частных посреднических структур на потребительском рынке. Предприятия розничной торговли и общепита, т. е. обслуживающие конечного потребителя, раньше других отреагировали на либерализацию рынка. Здесь раньше, чем на других уровнях продуктовых цепочек возникли частные рыночные структуры, резко увеличилось число каналов закупок продукции и сократилось значение традиционных каналов.
Создаются новые современные формы торговли: цепочки магазинов, объединение под единой торговой маркой розничных магазинов и общепита, слияние розничного звена с перерабатывающими предприятиями.
Проблемы сырьевой обеспеченности, атакже трудности сбыта готовой продукции заставляют перерабатывающие предприятия диверсифицировать каналы закупок, главным образом прибегая к услугам частных посредников, все больше закупать сырье у фермеров и личных подворий. С другой стороны, перерабатывающие предприятия диверсифицируют каналы сбыта (см. таблицу), меняют и расширяют ассортимент продукции.
В Республике Дагестан ведется работа по созданию вертикально интегрированных торгово-про-
изводственных агропромышленных комплексов (агрохолдпнгов). К примеру, АО Хасавюртовский консервный завод «Консервщик» ведет работу по созданию агрохолдинга с восемью сельхозтоваропроизводителями Хасавюртовского и Казбековс-кого районов.
В зерновом сегменте возникает альтернативная крупным перерабатывающим предприятиям мини-переработка зерна, муки и крупы (мельницы, мини-пекарни, крупорушки) в хозяйствах, а значит, формируются новые каналы сбыта. На конечном потребительском рынке при реализации хлеба резко возросло число каналов сбыта за счет появления таких нетрадиционных каналов, как продажа с машин через собственную розничную сеть, на рынке. Основными каналами сбыта картофеля являются городской рынок, продажа с машин, через розничную сеть, частные посредники, продажа населению.
Преимущественно овощи поступают в потребление через самообеспечение, минуя торговлю. Оставшаяся часть овощей реализуется через городской рынок, розничную сеть, частных посредников, продажу населению. Вывозится предпринимателями республики в другие регионы (в 2007 г. в Москву вывезено 2 300 т абрикосов, 130 т персиков и сливы, 45—50тыс. т арбузов, дынь и др.).
Основные каналы сбыта мяса: городской рынок, розничная сеть, частные посредники, продажа населению. В 2007 г. в Москву вывезено около 7 тыс. т живого мяса, что составляет около 5 % от всего объема мяса, произведенного в Республике Дагестан.
В молочном подкомплексе практически исчезло посредническое заготовительное звено (доля молока и молочных продуктов, реализованных сельхозорганизациями, минуя заготорганизации, составила 76,3 %). Раньше оно было представлено молокосборными пунктами, которые осуществляли функции сбора и транспортировки на переработку больших партий сырья. Теперь практически все молоко, производимое на сельхозпредприятиях, поступает напрямую на переработку.
Молоко, произведенное в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и кооперативных фермерских хозяйствах (КФХ), как правило, реализуется частным лицам, т. е. сформировались короткие цепочки производитель—конечный потребитель. Часть молока перерабатывается в примитивных условиях на сыры, в то время как предприятия молочной промышленности вынуждены (из-за отсутствия в достаточном количестве сырого молока) пере-
ходить на производство молочной продукции из сухого молока, которое закупается за пределами Республики Дагестан. В 2007 г. ими было переработано лишь 10 тыс. т сырого молока. Импорт в 2007 г. составил 7,7 % от всего произведенного молока.
Так же как и на зерновом рынке, начинает создаваться мини-переработка в хозяйствах, но значение ее не велико.
В современных условиях происходят изменения на всех уровнях продовольственных цепочек. Однако в отдельных продуктовых сегментах формирование цепочек имеет свою специфику и происходит под воздействием совокупности факторов технологического и экономического характера.
Специфической чертой переходной экономики является постепенно формирующаяся межрегиональная интеграция на уровне самих рыночных агентов, т.е. самостоятельный выход и производителей продукции, и потребителей за пределы региона, на общенациональный рынок. Так, АО «Кизлярагрокомплекс» имеет хорошо налаженные договорные отношения не только с товаропроизводителями своего района, но и Ставропольского края. В прежние годы такой проблемы не было: за производителями были «закреплены» конкретные получатели продукции, поэтому ни первые, ни вторые не беспокоились о том, где купить и кому продать продукцию.
Ограничительным моментом для вывоза продукции является отсутствие информации о рынках соседних регионов, о ценовой ситуации, о состоянии спроса, а также неумение эту информацию получить, т. е. одним из препятствий для динамичной межрегиональной торговли выступает информационный вакуум и инерция. Поэтому основной поток сельскохозяйственной продукции если и выходит за пределы региона, то, как правило, в приграничные или близлежащие регионы.
Серьезным ограничителем для вывоза продукции в другие регионы самими производителями являются высокие транспортные издержки, делающие нецелесообразным поставки. В этих случаях производители охотно продают продукцию посредникам, приезжающим из других регионов, которые берут на себя транспортировку продукции.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что процессы диверсификации следует проводить путем вертикальной, горизонтальной и конгломеративной интеграции со сферой переработки и торговли. Оценка вариантов интеграции предприятий АПК позволяет рекомендовать создание вертикально интегрированных структур с
Каналы сбыта отдельных продуктов Республики Дагестан
Вид продукта Каналы сбыта
Зерно и хлеб Заготовительные организации (зерно). Частные посредники (зерно). Продажа хлеба через собственную розничную сеть, на рынке
Картофель Городской рынок. Продажа с машин. Через розничную сеть. Частные посредники. Продажа населению, ярмарки
Овощи и бахчевые Городской рынок. Розничная сеть. Частные посредники. Продажа населению, ярмарки. Вывозится предпринимателями республики в другие регионы (в Москву)
Скот, птица, мясо и мясопродукты Городской рынок. Розничная сеть. Частные посредники. Продажа населению. Вывозится предпринимателями республики в другие регионы (в Москву)
Молоко и молочные продукты Молоко ЛПХ и КФХ поступает частным лицам
замкнутым производственным циклом, способных содействовать сбалансированности спроса и предложения, улучшению конъюнктуры на продовольственном рынке и формировать устойчивую сырьевую базу, а сельскохозяйственным предприятиям — стабильные каналы сбыта продукции.
Несомненно, что диверсификация продуктового подкомплекса усложняет экономику, требует
освоения новых товаров, технологий, дополнительных инвестиций, соответствующих кадров, маркетинговых исследований, поэтому для ее развития необходимы государственное регулирование и поддержка.
Список литературы
1. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства России. 2006. № 1.
2. Сафронов В. В. Диверсификация как форма интеграции агропромышленного производства. Сборникнаучныхтрудов. М., 2003.
3. Сафронов В. В. Экономический механизм формирования конкурентоспособного агропромышленного производства региона. Социально-экономические преобразования в аграрном секторе региона: итоги и перспективы //Материалы межвузовской научно-практической конференции. ОГАУ. Орел. 2005.
4. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь—декабрь 2007г., ч. I. Комитет Государственной статистики РД. Махачкала. 2008.
5. Юнусова П. С., Юнусова 3. Ю. Развитие продовольственного рынка региона // Вопросы структуризации экономики. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции по маркетингу. Республика Дагестан, г. Махачкала. 2008. № 3. Ч. 2. С. 45-49.