БЖЕДУГОВА А.Н., КОЧЕСОКОВА И.Х., ТАШИЛОВА З.Х.
ПОТЕНЦИАЛ И ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПЛОДООВОЩНОЙ
ПРОДУКЦИИ
Региональный рынок плодоовощной продукции является одной из составных частей продовольственного (аграрного) рынка Кабардино-Балкарии. Под региональным рынком плодоовощной продукции понимается многофункциональная система обменных отношений между диалектически взаимодействующими хозяйствующими субъектами, возникающих в процессе движения овощей, фруктов и продуктов их переработки от производителя к потребителю посредством товарного обращения в условиях конкуренции под воздействием законов спроса и предложения.
Успешное функционирование регионального рынка плодоовощной продукции связано с выполнением следующих критериев:
- удовлетворение покупательского спроса;
- обеспечение расширенного воспроизводства на основе получения достаточной прибыли от реализации;
- обеспечение плодоовощной продукцией в соответствии с принципами и нормами рационального питания;
- соотношение розничных цен, позволяющее сочетать оптимальное потребление, рациональное питание и личный бюджет потребителя;
- эффективность самообеспечения продуктами.
В процессе продвижения плодоовощной продукции от производителя к конечному потребителю д принимают участие многочисленные предприятия и организации плодоовощного подкомплекса, со- 0 вокупность которых характеризует организационно-технологическую структуру регионального пло- ^ доовощного рынка, который схематически можно представить следующим образом (рис. 1). <С>
о
I—
Рис.1. Региональный рынок плодоовощной продукции.
о
х
О
О
Неотъемлемым элементом регионального плодоовощного рынка являются его субъекты, чей состав зависит от конкретной экономической ситуации, уровня производительных сил, экономических (в том числе рыночных) отношений и других факторов. Среди основных участников регионального рынка плодоовощной продукции можно выделить следующие группы:
^сельскохозяйственные товаропроизводители;
2.предприятия по заготовке, хранению и переработке овощной продукции;
3.торговая сеть;
4.учреждения банковской системы;
5.структуры государственного и хозяйственного регулирования рыночных отношений.
Центральным субъектом регионального рынка плодоовощной продукции выступает свободный
товаропроизводитель, который сам выбирает выгодного покупателя для своей продукции, поставщика материально-технических ресурсов, выгодного кредитора, по своему усмотрению устанавливает цены с учетом сложившегося спроса и предложения.
Предприятия по заготовке, хранению и переработке овощей включают овощные базы, плодо- и овощехранилища, консервные заводы и цеха по переработке плодоовощной продукции.
Торговая сеть, как субъект регионального рынка плодоовощной продукции, представленная в дореформенный период в основном государственными магазинами и магазинами потребительской кооперации, не имела существенного значения для крупных специализированных сельскохозяйственных предприятий, так как реализация их продукции осуществлялась главным образом через заготовительные и перерабатывающие предприятия и организации. Количество продукции, реализуемой непосредственно на городских и местных рынках, было минимальным. В последние годы резко уве-П личились объемы реализации фруктов и овощей на рынках, ярмарках, а также получили широкое ¡Ё распространение такие новые каналы реализации, как бартерные сделки и прямые связи с торгующими организациями.
д В свою очередь, объектом плодоовощного рынка выступают овощи, фрукты и продукты их пере-
□ работки. При этом отношение к данному рынку продуктов переработки допустимо, если они продол-^ жают выполнять те же функциональные потребности, что и свежие овощи и фрукты-обеспечение -<> населения специфическими витаминами и другими полезными веществами.
Формирование в Кабардино-Балкарии регионального плодоовощного рынка связывалось с вве-® дением договорных цен на продукцию и возможностью реализации ее части на колхозном рынке. и Система сбыта плодоовощной продукции в условиях рынка носит сложный многоступенчатый харак-ф тер. Она включает в себя следующие стадии:
| - оптовые поставки плодоовощной продукции промежуточным потребителям-предприятиям пе-
рерабатывающей промышленности, оптовым заготовительным организациям; о „
о - оптовая реализация свежей плодоовощной продукции в розничную торговую сеть, населению
Ее через предприятия общественного питания;
ЕЕ - розничная продажа плодоовощной продукции конечным потребителям, то есть населению.
о. Каждая из перечисленных выше подсистем характеризуется значительным разнообразием орга-< низационно-технологических форм и социально-экономических типов предприятий. Так, например, ^ оптовый сбыт свежих овощей и фруктов может осуществляться через государственные заготовитель-о ные предприятия, частных посредников, сбытовые кооперативы, аукционы, ярмарки, оптовые торго-о вые центры, рынки. Многообразие каналов реализации позволяет сгладить резко выраженную сезон-^ ность в реализации плодоовощной продукции, поддерживать в течение года определенный уровень £ его предложения, не допускать монополизации в системе заготовок, снижения конкуренции, завыше-£ ния договорных и розничных цен. Выбор того или иного канала сбыта овощной продукции определяется организационно-экономическими условиями реализации, состоянием инфраструктуры, объема-^ ми реализации и конкурентоспособностью продукции.
® В условиях развитой многоуровневой системы сбыта на региональном плодоовощном рынке
>| правильность принятия экономических решений во многом определяется знанием рынка, способнос-5 тью сельскохозяйственных товаропроизводителей разбираться в тонкостях экономической конъюнк-® туры. Возрастание значимости рыночных исследований диктуется повышением хозяйственной само-2 стоятельности и экономической ответственности за результаты производства, возможностью регули-§ ровать структуру производимой плодоовощной продукции, устанавливать на нее договорные цены, <т) выбирать формы и каналы реализации.
2).
В общем виде исследование рынка состоит из нескольких взаимосвязанных направлений (рис.
Рис. 2 Основные направления исследования
регионального плодоовощного рынка.
Каждое из приведенных нами в рисунке 2 направлений в определенной ситуации может служить предметом самостоятельного исследования. Цель комплексного исследования состоит в выявлении количественных и качественных характеристик плодоовощного рынка, состава, содержания и взаимосвязи факторов, влияющих на его состояние.
Комплексное изучение регионального плодоовощного рынка начинается с анализа его общих характеристик, то есть географического положения, региональных отличий, национальных, культурных особенностей, уровня развития экономики и ее структуры.
Следующий этап исследования рынка - изучение спроса и потребления. Знание потребностей покупателя сегодня и предвидение его запросов в будущем является одним из важнейших условий функционирования любого типа рынка. Спрос отражает структуру и объем общественных потребностей и ограничен покупательной способностью населения. Анализ потребительского спроса на плодоовощную продукцию состоит из следующих этапов:
- выявление совокупности медико-биологических, демографических, социальных, экономических и прочих факторов, влияющих на его изменения;
- изучение влияния этих факторов на величину спроса;
- определение тенденций развития спроса;
- выявление потребностей, обеспеченности потребителей фруктами и овощами;
- оценка соответствия ассортимента и качества плодоовощной продукции спросу населения, изучение сезонных колебаний спроса.
Количественное определение спроса характеризуется понятиями объема рыночного спроса, емкости и насыщенности рынка.
Объем рыночного спроса зависит от объема реализованных на рынке фруктов и овощей и может быть выражен в натуральных, стоимостных и относительных величинах. Объем рыночного спроса составляет некоторую долю от емкости рынка.
Емкость рынка-показатель, демонстрирующий потенциально возможный объем сбыта плодоовощной продукции на региональном рынке в течение определенного временного отрезка, определяемый по формуле (1.1):
С = Р + К - Е + I + Д - М - Еч + I4 ( 1.1 ),
где С - емкость рынка;
П
01
г
03 □
□ си
о
I—
ф
I— ^
о
а
®
ей ^
X
>
О О
О
а
о
<
>
о о
Р - национальное производство данного продукта;
К - остаток товарных запасов в хранилищах предприятий-производителей; Е - экспорт; I - импорт;
Д - снижение (М - увеличение) запасов продукции у продавцов и потребителей; Еч - косвенный экспорт; I4- косвенный импорт.
При оценке насыщенности рынка используют следующие показатели:
- коэффициент обеспеченности (соотношение объемов потребления и производства);
- уровень потребления плодоовощной продукции на душу населения;
- коэффициент удовлетворения потребностей (соотношение фактического и потенциально возможного объема потребления или соотношение фактического и рекомендуемого медицинскими нормами объема потребления фруктов и овощей);
- индекс широты ассортимента (соотношение фактического и потенциально возможного набора плодоовощных культур).
При анализе необходимо иметь в виду то что каждый конкретный покупатель сам определяет соответствие предлагаемой ему продукции своей конкретной потребности. Поэтому при исследовании регионального плодоовощного рынка товаропроизводителям необходимо тщательно изучать потребителей, их требования к качеству продукции. Это выполнимо с помощью метода сегментации.
При выборе того или иного канала реализации своей продукции учитываются особенности ценообразования на плодоовощном рынке. Функции цен многообразны, но наиболее важная из них зак-
3лючается в том, что цены служат индикатором состояния рынка и главной характеристикой его конъ-01 и и 'Т. юнктуры. Следовательно, тщательный анализ цен дает возможность сельскохозяйственным предприятиям выбрать правильную ценовую политику, которая предполагает формирование принципов це-д нообразования, определение уровня цен, прибыли и рентабельности. Оценка цен производится на 0основе показателей, характеризующих их уровень, динамику, устойчивость, вариабельность, эластич-^ ность.
-<> Любое сельскохозяйственное предприятие, выступающее на региональном плодоовощном рын-
а ке, должно придавать большое значение анализу своих слабых и сильных сторон для оценки реаль-ф ных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых оно могло бы § повысить конкурентоспособность производимых овощей и обеспечить свой успех. Исследование де-ф ятельности конкурирующих предприятий на рынке заключается в следующем:
со ^
| - выявление экономического потенциала предприятий - конкурентов;
- оценка их производственной , сбытовой деятельности , доли на рынке;
о
о - оценка ценовой политики;
Ее - анализ факторов, повышающих или понижающих конкурентоспособность;
£ - определение конкурентоспособности продукции (цена, качество, упаковка и т. д.).
а Для определения доли предприятия на рынке используют следующие соотношения: < (Объем товарной продукции предприятия) /(Общая емкость рынка);
^ (Балансовая прибыль предприятия) / (Прибыльная емкость рынка ).
з Оценка конкурентоспособности предприятия является завершающим этапом исследования рын-
о ка. Общий перечень изучаемых вопросов зависит от широты проводимого исследования и может быть ^ конкретизирован в зависимости от характеристики продукции и условий рынка.
Итак, мы рассмотрели особенности формирования и функционирования регионального плодоовощного рынка, определили его структуру и показатели, а также привели основные направления исследования рынка, позволяющие сельскохозяйственным предприятиям республики успешно вести производственную и сбытовую деятельность на этом рынке.
о о сь
о ф
о
х О
О