Научная статья на тему 'Совершенствование географической подготовки сельских школьников через организацию исследовательской деятельности'

Совершенствование географической подготовки сельских школьников через организацию исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ / СЕЛЬСКАЯ СРЕДА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ГЕОГРАФИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохина Н. Н.

В статье рассмотрены особенности процесса образования в условиях села, поднимается актуальная проблема совершенствования географической подготовки сельских школьников и специфика требований к выпускнику сельской школы. Автором представлена модель методической системы реализации исследовательского подхода и некоторые результаты внедрения системы в практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews specifics of educational process in the village. Actual problem of the village student's geographical knowledge improvement and special requirements to village school graduating students are outlined. The author describes the methodological system to be used for suggested approach practical usage as well as some practical results of this system implementation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование географической подготовки сельских школьников через организацию исследовательской деятельности»

Н. Н. Ерохина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа предоставлена кафедрой методики обучения географии и краеведению.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, доцент С. В. Васильев

В статье рассмотрены особенности процесса образования в условиях села, поднимается актуальная проблема совершенствования географической подготовки сельских школьников и специфика требований к выпускнику сельской школы. Автором представлена модель методической системы реализации исследовательского подхода и некоторые результаты внедрения системы в практику.

The article reviews specifics of educational process in the village. Actual problem of the village student's geographical knowledge improvement and special requirements to village school graduating students are outlined. The author describes the methodological system to be used for suggested approach practical usage as well as some practical results of this system implementation.

97

Более 100 лет сельская школа является самой распространенной школой России. На современном этапе развития государства 70,4% школ расположено в сельской местности, из них 31% начальных школ, 25% - неполных средних (основные) школ, 44% средних (полных) школ. В этих школах работает 40,7% российских учителей. Школы различаются месторасположением, условиями функционирования, но, как правило, все являются безальтернативными в образовательном пространстве сельского округа, так как на 100 населенных пунктов сельской местности приходится в среднем всего 32 школы1.

Современная сложная социально-экономическая обстановка, отражаясь, в первую очередь, на качестве жизни, приводит к дезадаптации школьников в окружающем мире, ведет к нарушению процесса формирования ребенка как полноценной личности. В педагогическом отношении сельских детей можно отнести к "группе риска".

С. Т. Шацкий подчеркивал, что ребенок развивается в определенной социальной среде, и без учета ее положительных и отрицательных влияний невозможно управлять этим развитием. Сельская среда существенно отличается от городской. Основными факторами, воздействующими на становление ребенка, здесь являются: специфика социально-экономических и культурно-бытовых условий, напрямую отражающихся на формировании системы взаимоотношений в семье и социуме, а также непосредственная близость к природным объектам. Сельские школьники с раннего детства разделяют с родителями до -машние обязанности, участвуя в ведении хозяйства и общественно полезном труде и зачастую, адаптируясь к недостаткам сельского социума, не могут оценить достоинства общения с природой. При всех региональных, социально-экономических и других различиях

существуют характерные только для данного типа образовательных учреждений признаки:

• недостаток культурной информации и разностороннего общения в условиях периферии, который, с другой стороны, является барьером для проникновения отрицательных явлений;

• контраст различий между качеством жизни, перспективами его изменения и требованиями к человеку;

• многообразие интеграции сельской школы с немногочисленными учреждениями социальной сферы («школа-детский сад», «школа-библиотека», «крестьянская школа» и др.);

• малочисленность детского и педагогического коллектива и высокий статус сельской школы и учителей на селе;

• слабая методическая база.

В учебной деятельности сельских школьников слабо развита информационная культура, т. е. ориентация учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование.

В современных же условиях резко по -вышается социальная ценность выпускника сельской школы, обладающего географическими знаниями, понимающего особенности экономического развития страны, своего региона, умеющего быстро принимать решения, определять свое место и поведение в сложной системе многообразных социальных отношений.

Совершенствование уровня географической подготовки сельских школьников возможно при реализации исследовательского подхода в обучении, поскольку исследовательская деятельность является универсальной основой для формирования познавательной активности через освоение как специфичных, так и общеучебных методов познания, формирующих творчески активную личность. При построении школьного географического образования как целостной системы обучения через исследователь-

Совершенствование географической подготовки сельских школьников через организацию..,

скую деятельность развитие личности становится целью и центром образовательного процесса.

Природосообразность исследовательской деятельности в развитии мышления и познавательной деятельности сельских школьников как системообразующая идея позволила соединить комплекс различных методических приемов в целостную систему, подчиненную единым целям и задачам (см. рис. 1).

Данная модель может иметь 4 способа реализации исследовательского компонента процесса школьного образования:

1. Полипредметный - предполагает органическое включение специфического содержания в базовое (в школьную географию, биологию, и т. д.) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков;

2. Монопредметный, в региональном контексте - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов, ориентированных на деятельно-стно-исследовательский подход («География Тульской области»), которые войдут в инвариантную часть регионального базисного учебного плана.

3. Монопредметный интегративный -это разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи («Экология Тульской области», «Традиционные промыслы Тульской области» и т. д.).

4. Школьный вариант содержания образования. Это элективные учебные курсы по различным аспектам исследовательской деятельности.

Мы предлагаем следующую классификацию видов учебно-исследовательской деятельности по наиболее значимым признакам, характерным для формируемого учебного процесса на уроках географии.

1. По дидактическим целям: для изучения нового материала, для повторения

изученного, для систематизации и обобщения изученного, для развития исследовательских умений и навыков, для контроля знаний, умений и навыков.

2. По затраченному времени: кратковременная, часовая, длительная.

3. По количеству учащихся: в группах, индивидуальная.

4. По содержанию деятельности: анализ, сравнение, дедукция и т. д.

5. По форме организации: работа на уроке (по обобщенным планам, с текстом учебника или дополнительной литературы, практикум, опыты, демонстрационный эксперимент), внеурочная работа (исследовательские работы, моделирование, экспериментирование, экспедиция).

От формы организации учебного процесса, структуры урока, выбора учебных ситуаций можно выделить основные виды уроков:

1. Изучение нового материала: урок-практическое исследование, урок-теоретическое исследование, смешанный урок.

2. Совершенствование знаний, умений и навыков: урок решения учебных задач (проблемных, экспериментальных, исследовательских), урок выполнения исследовательских задач.

3. Контроль и коррекция: устный опрос, письменный опрос, обобщающая исследовательская работа, смешанный урок.

На практике исследовательская деятельность может осуществляться через:

• внедрение в образовательный процесс методических приемов, способствующих развитию исследовательских умений как на уроках, так и во внеурочное время (наблюдения, опыты, экспедиции, работа с литературой и т. д);

• включение в образовательный процесс государственных учреждений культуры, в частности районного краеведческого музея;

• разработку локальных методических комплексов, состоящих из про-

Определяемые социальным заказом Общеучебные

Гос. заказ

л

ДЕЛИ

1. Специфические для предмета

географии

Стандарт, РК

2. Специфические для с/школы

Школьный компонент /личностно значимые для учащихся/

1 Теория процесса обучения.

1 Теория поэтапного формирования учебной деятельности.

1 Теория развивающего обучения.

1 Теория творчества

ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1

Методы учебного познания (меж- и надпредметные):

• логические;

• эмпирические;

• эвристические.

• Учет специфики с/школ • Личностно-ориентированный подход

1 г

СОДЕРЖАНИЕ

• Выделение алгоритмов, операций при выполнении межпредметных видов деятельности

• Когнитивный стиль как система общих механизмов создания «образа мира»

Специальная географическая информация

Методы исследований,

характерные для географии

МЕХАНИЗМЫ ОБУЧЕНИЯ

• Учет особенностей географии как общеобразовательного предмета

• Выделение этапов, алгоритмов, операций при выполнении монопредметной исследовательской деятельности

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: Развитие индивидуального познавательного стиля МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Рис. 1. Модель методической системы реализации исследовательского подхода в школьном географическом образовании в условиях сельской школы

грамм, методических рекомендаций, полиграфического или медиаатласа.

Следует отметить, что в процессе исследовательской деятельности происходит формирование ситуации «сотворчества». Так в создании медиаатласа «Край Одоевский» школьники приняли активное участие не только в сборе материалов, но и в разработке структуры атласа, его оформления, компьютерной обработке карт и записи звука, поддержав идею автора статьи, развили ее и вышли уже на уровень творческого применения знаний и умений, полученных при проведении исследовательской деятельности.

Адаптированность системы к социальным условиям сельских школ на современном этапе развития общества выражается в приобретении личностно-ориентированных географических знаний, способствующих формированию творческой, социально активной личности, способной к самообразованию и саморазвитию в изменяющихся условиях, что и является главным целевым назначением данной методической системы.

Модель позволяет реализовать основополагающие принципы обновления содержания образования школы, выделенные в Концепции модернизации российского образования до 2010 года.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Сельская школа. Современный взгляд на проблемы обучения и воспитания: сборник статей / Суворова Г. Ф., Лисова К. Л., Желтовская Л. Я и др. / Под ред. Г. Ф. Суворовой. М., ИОСО РАО, 2003. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.