Научная статья на тему 'Образование школьников в контексте сельского социума'

Образование школьников в контексте сельского социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
848
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ФАКТОР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / КЛАСС-КОМПЛЕКТ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / МИКРОСОЦИУМ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелова Софья Александровна

В данной статье достаточно широко рассматривается проблема села и его влияние на образовательный процесс сельской школы. Автором представлены качества, которыми обладают "сельские" жители, и проанализированы факторы, присущие сельским школам, которые, по его мнению, играют главенствующую роль при организации и проведении учебного процесса в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of village and its infl uence on the educational process at school are discussed in the article. The author points out the characteristic features of people living in the village, analyses the factors that play a great role in organisation of the educational process.

Текст научной работы на тему «Образование школьников в контексте сельского социума»

С. А. Горелова

ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Работа представлена кафедрой общей педагогики Орловского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Н. Правдюк В данной статье достаточно широко рассматривается проблема села и его влияние на образовательный процесс сельской школы. Автором представлены качества, которыми обладают «сельские» жители, и проанализированы факторы, присущие сельским школам, которые, по его мнению, играют главенствующую роль при организации и проведении учебного процесса в них.

Ключевые слова: сельский социум, объединяющий фактор, образовательный фактор, педагогический фактор, класс-комплект, интегративность, микросоциум, трудовое воспитание.

S. Gorelova

SCHOOL EDUCATION IN THE CONTEXT OF RURAL SOCIETY

The problem of village and its influence on the educational process at school are discussed in the article.

The author points out the characteristic features ofpeople living in the village, analyses the factors that play a great role in organisation of the educational process.

Key words: rural society, joining factor, educational factor, pedagogical factor, class-set, microsociety, integrity, labor education.

В настоящее время становится все более очевидным, что в области подготовки учителя к работе в сельской школе существуют противоречия между потребностью сельской школы в учителе, владеющем технологиями работы в сельских школах, и традиционной системой обучения студентов в педагогических вузах. Несмотря на широкий круг исследований по данной проблеме, процесс моделирования профессиональной подготовки выпускника вуза, успешно осуществляющего обучение школьников в современной сельской школе, не нашел, на наш взгляд, должного освещения. Поэтому для начала целесообразным считаем рассмотреть специфику сельского социума и его влияние на образование сельских школьников.

Самобытность, непохожесть сельской школы на другие общеобразовательные учреждения вытекает, в первую очередь, из особенностей сельской социальной среды, которая представляет собой совокупность экономических, социальных, конфессиональных, национальных, имущественных и других факторов. Кроме того, рассматривая сельскую социальную среду, необходимо также учитывать факторы, влияющие на социокультурные, социальноэкономические, природные, климатические, экологические, социально-бытовые условия жизни индивида, социально-психологический климат среды его обитания, народно-национальные традиции местности и народности, к которой принадлежит данный индивид, тип поселения и его социально-половозрастной и культурно-образовательный уровень.

М. П. Гурьянова называет сельских жителей «коренным населением» России в том смысле,

что именно они являются носителями национальной культуры, традиций, социального и трудового опыта, исторической памяти, общинного мировоззрения. Е. П. Белозерцев, опираясь на изыскания A. M. Новикова в поисках сути национальной идеи России, выделяет три обобщающих понятия: духовность, народность, державность, каждое из которых определяется набором характерных черт.

На наш взгляд, специфика сельской социальной среды обусловлена следующими основными чертами: коммуникативная открытость сельского социума, низкая социальная и политическая активность жителей села, изолированность и территориальная удаленность села от других населенных пунктов, преобладание сельскохозяйственного труда над другими видами деятельности.

В свою очередь сельская школа также является транслятором перечисленного ряда ценностей, она может рассматриваться и как совокупность факторов, оказывающих влияние на учащихся, проживающих в сельской местности.

Считаем важным более подробно рассмотреть факторы школьного социума села и их влияние на формирование личности учащегося. В первую очередь в сельской местности школа выступает объединяющим фактором. Жизнь семьи, имеющей детей, в малой сельской общности, внутри которой удовлетворяются основные потребности жителей, напрямую зависит от наличия в социальной инфраструктуре общеобразовательной школы. При отсутствии последней родители вынуждены оставлять рабочие места (что ведет к свертыванию производства, потере

трудовых ресурсов), покидать родную среду жизнедеятельности, что усиливает процесс старения деревни.

В современных условиях экономического уклада хозяйств, скрытой безработицы наличие школы выступает порой единственным сдерживающим фактором, позволяющим жителям мириться с тяжелым социально-экономическим положением и приспосабливаться к трудной жизненной ситуации.

Сельская школа выступает также в качестве фактора, формирующего менталитет личности. Как уже отмечалось выше, именно в сельском социуме велика роль традиций, здесь ярче всего выражены составляющие исконно русского менталитета (духовность, народность, державность). Несмотря на глобальную трансформацию сельского социума, он продолжает сохранять черты своей ментальности.

Сельская школа выступает в качестве образовательного фактора, действующего на сельский социум. Сельская школа и общество неотделимы друг от друга, взаимосвязь этих двух институтов проявляется в первую очередь в том, что школа призвана выполнять социальный заказ общества. В последнее время проблема оттока жителей села стала особенно острой, следовательно, на селе остается все меньше молодых специалистов. В этом случае образовательная роль школы многократно возрастает. Школа, кроме выполнения социального заказа, должна обеспечить учащимся тот уровень образования, который необходим для успешного проживания и работы в сельской местности, тем самым создавая предпосылки к восполнению рабочего дефицита на селе.

Характер развития сельской школы во многом определяется уровнем раз-вития сельскохозяйственной отрасли той местности, в которой она находится. С другой стороны, сельское хозяйство напрямую заинтересовано в притоке квалифицированных кадров, что во многом определяется работой местной школы. Таким образом, школа выступает как фактор развития сельскохозяйственного производства.

Одним из основных факторов, в роли которого выступает сельская школа, является кулътурообразующий. Социокультурная сфера

села, традиционно отстававшая от уровня развития городской среды, всегда требовала восполнения пустующей ниши в культурном пространстве. Там, где эту нишу занимала школа, выдвигая культурные инициативы, провинциальная жизнь наполнялась новым социокультурным содержанием, более интенсивным был процесс окультуривания среды. Культурообразующая функция сельской школы заключается и в том, что она вынуждена компенсировать недостатки воспитания в дошкольный период.

Наконец, сельская школа оказывает на сельскую социальную среду педагогизиру-ющее воздействие. В педагогической науке уже неоднократно отмечается значительное воздействие окружающей среды на формирование личности ребенка. Причем данные воздействия могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Одной из основных задач школы является преодоление негативного влияния среды на развитие личности и использование тех возможностей, которые может предоставить окружающая ребенка среда.

В том случае, если сельская школа будет игнорировать особенности сельской социальной среды, то она, с одной стороны, потеряет возможность использовать влияние на формирование личности таких мощных факторов, как связь с окружающей природой, общинность, связь с народными традициями и т. д., с другой стороны, многократно усилится влияние таких особенностей сельской социальной среды, как малая информативность, удаленность от культурных центров, низкий социальный уровень жизни и т. д. Таким образом, сельская школа сможет повысить эффективность своего функционирования, только учитывая и преобразуя возможности окружающей среды, т. е. педагогизируя ее. Когда школа полностью интегрируется в производственную, социальную, культурную жизнь села, она становится педагогическим фактором этой среды, духовной составляющей ее социальной жизни.

В свою очередь сельская социальная среда значительно влияет на функционирование, микроклимат, уровень развития сельской

школы, обусловливая тем самым следующие качественные характеристики сельских школ.

1. Типовое разнообразие сельских школ определяется в первую очередь социогеографи-ческим расположением школы и плотностью населения в месте ее расположения. Другими словами, в районных центрах и местностях, расположенных вблизи городских поселений, потенциальных учащихся больше, что и обусловливает поддержание нормального функционирования средних общеобразовательных школ, а в населенных пунктах, где количество жителей достаточно мало и соответственно процент обучаемого населения ниже, действуют в основном начальные и основные общеобразовательные школы.

2. Малочисленность школ, что оказывает существенное влияние на построение учебновоспитательного процесса сельской школы: появляется необходимость создания новых концепций деятельности педагогического коллектива, методик ведения образовательной деятельности, методических разработок организации воспитательного процесса и т. д.

3. Полифункциональность деятельности сельского учителя. С одной стороны, эта характеристика обусловлена кадровыми проблемами сельских школ: отсутствием дипломированных педагогов по некоторым предметам и большим оттоком кадров, особенно молодых специалистов. С другой же стороны, малочисленность школы порождает малое количество класс-комплектов; в связи с этим многие учителя-предметники вынуждены вести порой даже не сопутствующее предметы. В этом случае закономерно снижение качества знаний учащихся по данным предметам.

4. Безальтернативность в образовательном пространстве показывает отсутствие у учащихся сельской школы возможности выбора учителя и самого учебного заведения. На селе ученик «привязан» к конкретной школе, он вынужден оставаться в существующем и единственном образовательном пространстве, что обусловливает зависимость уровня развития и образования ребенка от привходящих обстоятельств, лишает его возможностей дополнительного образования.

5. Зависимость от места расположения и социально-экономического потенциала местности. Как говорилось выше, от географического расположения зависят многие характеристики школы: ее наполняемость, социальный состав учащихся, кадровый потенциал. Социально-экономический потенциал местности детерминирует материально-техническое состояние школы и создает предпосылки как для развития личности школьника, так и в целом для всего коллектива учебного сообщества школы.

6. Стихийная интегративность, которая, на наш взгляд, является следствием безальтернативного образовательного пространства. Действительно, представители различных социальных групп и образований вследствие отсутствия возможности выбора образовательного учреждения обучаются в одной школе. Часто в одном классе могут обучаться одаренные дети, нормально развитые дети, и даже дети, с особыми образовательными потребностями, чего практически не наблюдается в городских школах.

7. Полифункциональность. Практически всегда школа в сельской местности является единственным учреждением, способным удовлетворить социокультурные потребности жителей: досуг, активный отдых и др.

8. Многообразие видов школ, что объясняется ограниченностью возможностей социальной сферы села. Для повышения эффективности социального воздействия на жителей, укрепления материально-технической базы школа вынуждена объединяться с учреждениями социальной сферы села, хозяйствами, расположенными в микросоциуме, отсюда и возникают многообразные объединения: школа - детский сад, агрошкола, школа - библиотека, школа - филиал ПТУ и т. д.

9. Большая значимость трудового воспитания. Специфика сельской жизни такова, что одной из основных непреходящих ценностей является труд. Исторически основной деятельностью сельских жителей является труд на земле, а базовыми знаниями - знания о том, как этот труд организовать. Поэтому сельская школа, имея своей целью социальную адаптацию детей к окружающей среде, в качестве

одного из основных направлений деятельности выделяет трудовое воспитание.

10. Слитность с природным окружением. В городах, мегаполисах природные объекты представляют собой чаще всего распланированные дизайнерами, хорошо ухоженные парки и скверы, которые все же далеки от естественных природных сред. А ведь природное окружение сильно влияет на формирование личности, развивая такие качества, как эстетичность, доброту, толерантность и т. д. Сельская школа, расположенная в естественном природном окружении, имеет множество возможностей целесообразного и наиболее эффективного использования данного явления для развития личности школьника, формирования прочной системы знаний по некоторым предметам, выработки практических умений и навыков общения с окружающей природой.

11. Постоянный социальный контроль. Специфика сельского социума накладывает большой отпечаток на взаимоотношения его субъектов. Сельский социум, исторически более открытый, чем городской, его субъекты менее обособлены друг от друга. Обычно важные жизненные события одного из жителей являются достоянием всей сельской общественности. В этом случае педагог, который должен в числе прочего воспитывать на личном примере, обязан с особой ответственностью относиться к общественному мнению, он подвержен постоянному социальному контролю.

12. Еще одной проблемой является то, что представители учительской профессии - бюд-

жетные работники и регулярно получают заработную плату, тогда как сельские работники получают ее достаточно нерегулярно, часто даже не деньгами, а натуральной продукцией. В результате данных факторов усиливается не только социальный контроль, но часто возникает и социальное давление со стороны общественности. Поэтому важной задачей как школы в целом, так и каждого педагога является установление доверительных положительных взаимоотношений с сельскими жителями, выработка положительной оценки как своей деятельности, так и деятельности школы.

13. Тесная связь с народными традициями. Село в отличие от города всегда являлось консервативной структурой со своим самобытным укладом жизни и традициями. Эта тенденция нашла свое отражение и в образовательной сфере села. Сельская школа, сохраняя тесную связь с народными традициями, делает обучение и воспитание народосообразным, опирающимся на народную культуру.

Таким образом, рассмотренные качественные характеристики сельской школы во многом определяются воздействием на нее сельского социума, но и сама сельская школа оказывает значительное педагогизирующее, культурообразующее, централизующее воздействие на окружающий социум села. Те воздействия, которые сельская школа оказывает на окружающую социальную среду, накладывают значительный отпечаток как на образование сельских школьников в общем, так и на образовательный процесс в частности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ПравдюкВ. Н., Горелова С. А. Подготовка будущего учителя агроэкологии для работы в сельских школах: Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: Картуш, 2007. Т. 2. 3 с.

2. Проблемы сельских малокомплектных школ. М.: Просвещение, 2005. 25 с.

3. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Просвещение, 1997. 224 с.

4. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 288 с.

5. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Наука, 1993. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.